За что полюбила садко дочь морского царя

Образ царевны Волховы в опере-былине «Садко»

Содержимое публикации

Образ царевны Волховы в опере-былине

Н. А. Римского-Корсакова «Садко»

1.Первое появление царевны Волховы.

2.Музыкальная характеристика образа.

3.Кульминация образа царевны Волховы.

Еще с детства нам сопутствуют образы сказок. Именно в ней мы учимся различать добро и зло. Сказка очень популярна в искусстве. Рядом со сказкой живут близкие жанры: мифы, предания, легенды, былины.

Николая Андреевича Римского – Корсакова называют величайшим из музыкальных сказочников. Сказочность проявляется в творчестве композитора широко, например, в операх «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», в симфонической сюите «Шехерезада». Кроме того, композитор обращается к народному эпосу в опере «Садко».

История о гусляре Садко уходит в глубокое прошлое, в былинный эпос, это «живой памятник» древнерусской культуры. Опера – былина «Садко» о неутомимом мореплавателе и жизнерадостном певце-гусляре, который покорил своим искусством царство морское и принес славу и богатство родному граду Новгороду. Сюжет былины «Садко» волновал композитора на протяжении почти 30 лет, и дал простор для творческой фантазии композитора, позволил создать новый, до тех пор никем, не найденный жанр оперы-былины, под воздействием русской эпической поэзии и жанров народного творчества. По различным источникам, содержание оперы заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», а также «Русских сказок» Афанасьева.

В опере «Садко» композитор представляет два мира – реальный и сказочный – фантастический. Одним из представителей сказочного, нереального мира перед нами предстает царевна Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница. Материалом для образа морской царевны – Волховы композитору послужила народная сказка «Василиса Премудрая и Морской царь».

Когда я впервые услышала про морскую царевну Волхову, то меня заинтересовал ее образ и как можно музыкой передать всю причудливую красоту подводного царства. Кто же такая морская царевна Волхова?

Первое появление царевны в опере происходит во второй картине оперы, на берегу Ильмень-озера. Голоса ночного леса, подводного мира оживают благодаря чудесному дару гусляра. Долетела до глубокого дна Ильмень – озера. Начались чудеса: всколыхнулось трость – дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Само превращение происходит ярко и красочно: глиссандо арфы, флейты и кларнета прерывает песню Садко, звучит, так называемая гамма Римского-Корсакова, связанная с характеристикой всего подводного фантастического мира, а в будущем и вообще морских стихий и других природных явлений. Откуда то, из глубины возникает странная восходящая мелодическая линия, основанная на равномерном чередовании – тон, полутон. «Глухие, темные» тембры фаготов и кларнетов усиливают впечатление необычности происходящего. В момент превращения лебедей в прекрасных девушек наступает кульминация всего оркестрового эпизода.

Лирический образ Морской царевны пленяет своей неземной красотой, однако музыкальная характеристика Царевны Волховы – холодный тембр лирико-колоратурного сопрано, причудливый вокализ – виртуозные пассажи и прихотливая ритмика. В целом для фантастических героинь характерна опора на хроматику, использование увеличенных и уменьшенных ладов. Музыка строится на причудливых и неустойчивых гармониях. Пред нами предстает призрачное, фантастическое существо, рожденное морской стихией.

На протяжении всей оперы образ холодной царевны транспонируется в образ горячо любящей девушки. Реальные девичьи черты образа Волховы явственнее всего выступают в музыкальной кульминации нашей героини – Колыбельной песни «Сон по бережку ходил», проникновенной и лиричной.

Песня написана в куплетно- вариационной форме. Во всех куплетах мелодия остается неизменной, но изменения претерпевают оркестровые вариации во втором и третьем куплете для изобразительного эффекта.

Вокальная мелодия окрашена в теплые «человеческие» тона, ее открытые народно-песенные интонации, печальные и задушевные, пронизаны тоской расставания. В ее пении слились русалочья прелесть и человеческое тепло, любовь и печаль. Таинственный ритм бегущей волны проступает даже в ласковом «баю-бай», сообщая ему странный колдовской оттенок.

Фантастический образ подчеркивается колоритом инструментальных звучаний – особенно в конце «Колыбельной», когда в мелодии флейты и арфы начинает «струиться» мотив ручейка. Царевна Волхова, полюбившая гусляра Садко за его волшебный дар, не обретает, подобно другим сказочным героиням, например Снегурочке, человеческую душу, а остается верна своему морскому миру с его таинственной жизнью и холодным безмолвием. Это возвращение в привычную свою стихию передается в музыке исключительно выразительно: царевна принимает облик утреннего тумана и растекается по лугу широкой светлой Волховой-рекой.

Прощание Волховы с Садко – одна из лучших сцен в опере и наиболее ценимая самим автором. Н. А. Римский – Корсаков писал в своей летописи: «Вариации ее колыбельной песни, прощание с Садко и исчезновение считаю за одни из лучших страниц среди моей музыки фантастического содержания»

«Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, словно начинает расплываться, глуше и глуше звучит ее голос. И исчезла Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась»

Голос исчезающей Волховы тает в верхнем регистре. Затих на миг оркестр, а потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы,показывая как утренний туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.

Таким образом, проследив развитие образа Морской царевны в опере мы можем предположить, что царевна Волхова один из лучших фантастических образов, созданных композитором.

Выделяется опера и поразительной «зримостью» звукописных образов и картин. Они создают иллюзию влажной, текучей изменчивой в своих формах и красках материальной среды, передают ее первозданную чистоту и свежесть. Чрезвычайно велика здесь выразительность ладогармонических средств: гамма тон- полутон, связанная с другими «зыбкими» гармоническими системами: уменьшенный лад. Эти музыкальные средства щедро рассыпаны в общем изображении природы и фантастического мира.

Источник

Образ царевны Волховы в опере-былине Н.А.Римского-Корсакова «Садко»

Образ царевны Волховы в опере-былине

Н. А. Римского-Корсакова «Садко»

1.Первое появление царевны Волховы.

2.Музыкальная характеристика образа.

3.Кульминация образа царевны Волховы.

Еще с детства нам сопутствуют образы сказок. Именно в ней мы учимся различать добро и зло. Сказка очень популярна в искусстве. Рядом со сказкой живут близкие жанры: мифы, предания, легенды, былины.

Николая Андреевича Римского – Корсакова называют величайшим из музыкальных сказочников. Сказочность проявляется в творчестве композитора широко, например, в операх «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», в симфонической сюите «Шехерезада». Кроме того, композитор обращается к народному эпосу в опере «Садко».

История о гусляре Садко уходит в глубокое прошлое, в былинный эпос, это «живой памятник» древнерусской культуры. Опера – былина «Садко» о неутомимом мореплавателе и жизнерадостном певце-гусляре, который покорил своим искусством царство морское и принес славу и богатство родному граду Новгороду. Сюжет былины «Садко» волновал композитора на протяжении почти 30 лет, и дал простор для творческой фантазии композитора, позволил создать новый, до тех пор никем, не найденный жанр оперы-былины, под воздействием русской эпической поэзии и жанров народного творчества. По различным источникам, содержание оперы заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», а также «Русских сказок» Афанасьева.

В опере «Садко» композитор представляет два мира – реальный и сказочный – фантастический. Одним из представителей сказочного, нереального мира перед нами предстает царевна Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница. Материалом для образа морской царевны – Волховы композитору послужила народная сказка «Василиса Премудрая и Морской царь».

Когда я впервые услышала про морскую царевну Волхову, то меня заинтересовал ее образ и как можно музыкой передать всю причудливую красоту подводного царства. Кто же такая морская царевна Волхова?

Первое появление царевны в опере происходит во второй картине оперы, на берегу Ильмень-озера. Голоса ночного леса, подводного мира оживают благодаря чудесному дару гусляра. Долетела до глубокого дна Ильмень – озера. Начались чудеса: всколыхнулось трость – дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Само превращение происходит ярко и красочно: глиссандо арфы, флейты и кларнета прерывает песню Садко, звучит, так называемая гамма Римского-Корсакова, связанная с характеристикой всего подводного фантастического мира, а в будущем и вообще морских стихий и других природных явлений. Откуда то, из глубины возникает странная восходящая мелодическая линия, основанная на равномерном чередовании – тон, полутон. «Глухие, темные» тембры фаготов и кларнетов усиливают впечатление необычности происходящего. В момент превращения лебедей в прекрасных девушек наступает кульминация всего оркестрового эпизода.

Лирический образ Морской царевны пленяет своей неземной красотой, однако музыкальная характеристика Царевны Волховы – холодный тембр лирико-колоратурного сопрано, причудливый вокализ – виртуозные пассажи и прихотливая ритмика. В целом для фантастических героинь характерна опора на хроматику, использование увеличенных и уменьшенных ладов. Музыка строится на причудливых и неустойчивых гармониях. Пред нами предстает призрачное, фантастическое существо, рожденное морской стихией.

На протяжении всей оперы образ холодной царевны транспонируется в образ горячо любящей девушки. Реальные девичьи черты образа Волховы явственнее всего выступают в музыкальной кульминации нашей героини – Колыбельной песни «Сон по бережку ходил», проникновенной и лиричной.

Песня написана в куплетно- вариационной форме. Во всех куплетах мелодия остается неизменной, но изменения претерпевают оркестровые вариации во втором и третьем куплете для изобразительного эффекта.

Вокальная мелодия окрашена в теплые «человеческие» тона, ее открытые народно-песенные интонации, печальные и задушевные, пронизаны тоской расставания. В ее пении слились русалочья прелесть и человеческое тепло, любовь и печаль. Таинственный ритм бегущей волны проступает даже в ласковом «баю-бай», сообщая ему странный колдовской оттенок.

Фантастический образ подчеркивается колоритом инструментальных звучаний – особенно в конце «Колыбельной», когда в мелодии флейты и арфы начинает «струиться» мотив ручейка. Царевна Волхова, полюбившая гусляра Садко за его волшебный дар, не обретает, подобно другим сказочным героиням, например Снегурочке, человеческую душу, а остается верна своему морскому миру с его таинственной жизнью и холодным безмолвием. Это возвращение в привычную свою стихию передается в музыке исключительно выразительно: царевна принимает облик утреннего тумана и растекается по лугу широкой светлой Волховой-рекой.

Прощание Волховы с Садко – одна из лучших сцен в опере и наиболее ценимая самим автором. Н. А. Римский – Корсаков писал в своей летописи: «Вариации ее колыбельной песни, прощание с Садко и исчезновение считаю за одни из лучших страниц среди моей музыки фантастического содержания»

«Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, словно начинает расплываться, глуше и глуше звучит ее голос. И исчезла Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась»

Голос исчезающей Волховы тает в верхнем регистре. Затих на миг оркестр, а потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы,показывая как утренний туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.

Таким образом, проследив развитие образа Морской царевны в опере мы можем предположить, что царевна Волхова один из лучших фантастических образов, созданных композитором.

Выделяется опера и поразительной «зримостью» звукописных образов и картин. Они создают иллюзию влажной, текучей изменчивой в своих формах и красках материальной среды, передают ее первозданную чистоту и свежесть. Чрезвычайно велика здесь выразительность ладогармонических средств: гамма тон- полутон, связанная с другими «зыбкими» гармоническими системами: уменьшенный лад. Эти музыкальные средства щедро рассыпаны в общем изображении природы и фантастического мира.

Источник

Н. Римский-Корсаков «Садко» · Краткое содержание

За что полюбила садко дочь морского царя. Смотреть фото За что полюбила садко дочь морского царя. Смотреть картинку За что полюбила садко дочь морского царя. Картинка про За что полюбила садко дочь морского царя. Фото За что полюбила садко дочь морского царя

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Идет пир в богатых хоромах братчины в Новгороде. Входит Садко, гости обращаются к нему с просьбой спеть им про славу Новгорода. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтатель, грезит о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Одна часть присутствующих хвалит Садко за песню, другая – возмущается похвальбой и смелым порицанием их жизни. Подымается шумный спор, многие гости нападают на гусляра с намерением выгнать его с пира. Садко заявляет, что больше не станет петь им своих песен, пусть они живут по старине, как хотят. Скоморохи Дуда и Сопель поют потешную песнь про возгордившегося дурня, который вздумал учить знаменитых гостей уму-разуму. Гости хохочут, общее веселье.

Картина вторая

Жаркая ночь на берегу Ильмень-озера. Садко поет печальную песню. Неожиданно появляются белые лебеди, которые оборачиваются красными девицами. Среди них Волхова, дочь Морского царя и царицы Водяницы, с сестрами. Садко заворожен небывалой красотой происходящего и обращается к Волхове со словами любви и восторга. Царевна отвечает, что полюбила его за чудные песни. Она открывает ему свое происхождение и на прощание дарит трех золотых рыбок, которые попадут в его сети, как только он закинет их в Ильмень-озеро. Эти рыбки принесут Садко счастье, и когда он пойдет с ними в дальние моря, то сделается богатым. Царевна же обещает терпеливо ждать его возвращения. Близится утро, из озера слышен голос Царя Морского, он зовет дочерей домой в пучину вод. Девушки вновь оборачиваются белыми лебедями и уплывают вдаль.

Картина третья

Светлица в тереме. Утро. Любава ждет Садко, которого не было всю ночь. Она волнуется, что муж больше не любит ее, что он вечно витает в облаках и грезит о подвигах и богатырской славе, а к ней неласков. Входит Садко, жена радостно бросается ему навстречу, но он отстраняется. Гусляр не может отделаться от впечатления, пережитого ночью, и думает о том счастье, которое обещала ему царевна. Любава тревожно спрашивает, не обидели ли его на пиру. Он отвечает, что над ним действительно насмеялись пьяные гости. Затем он опять задумывается и вдруг восклицает: «Ай же ты, Царевна прекрасная, я ли жених тебе? Ты ли невеста мне?». Любаву пугают его странные слова. Садко поднимается с места, хочет уходить, жена пытается его остановить, но он говорит, что идет на площадь побиться о большой заклад, так как знает тайну про золотую рыбку из Ильмень-озера. Любава, предчувствуя недоброе в его замысле, умоляет его со слезами не губить себя. Садко отталкивает жену и поспешно уходит.

Картина четвертая

Пристань в Новгороде на берегу Ильмень-озера. Около пристани корабли. На берегу толпится много народу, окружая торговых гостей – новгородских и заморских. Тут же и калики перехожие, и скоморохи, потешающие народ и прочий люд. Входит Садко. Поклонившись гостям, он заявляет, что в Ильмень-озере водится рыба с золотой чешуей. Все смеются над его словами, тогда Садко предлагает побиться о большой заклад: пусть купцы заложат свои лавки с товаром, а он – свою буйную голову. Купцы принимают вызов. Садко из лодки закидывает в воду сеть. Из глубины озера доносится голос Морской царевны, подтверждающей свое обещание. Сеть вытаскивают и в ней находят трех золотых рыбок. Все поражены этим чудом, а купцы удручены, потеряв все свое состояние. Садко велит осмотреть невод – не осталось ли там мелкой рыбы. Оказывается, вся рыба в неводе превратилась в слитки золота. Садко вызывает «младшую бедную братию» к себе в дружинники, приказывает взять его золото, выкупить в Новгороде все товары и, нагрузив ими корабли, отправиться за моря, в дальние неизведанные края. Быстро набирается дружина, которая принимается исполнять поручения Садко и нагружает корабли закупленными товарами. Гусляр великодушно возвращает купцам выигранные у них лавки, вызывая этим еще больший восторг толпы. Затем Садко обращается к заморским гостям с просьбой рассказать, куда ему направить свой путь. Гости – Варяжский, Индийский и Веденецкий – выступают по очереди и поют каждый про свою страну. Больше всего слушателям нравится рассказ Веденецкого гостя, и народ советует Садко отправиться в Веденец. Он благодарит гостей и обещает побывать в их странах. Прощаясь с новгородцами, гусляр просит позаботиться о его жене, которую оставляет в одиночестве. Появляется Любава. Узнав о предстоящем отъезде мужа, она умоляет его с плачем не покидать ее и не подвергать свою жизнь опасности. Но Садко отвечает, что его решение бесповоротно, затем прощается с женой и окружающими и садится на корабль с дружиной. Корабль отплывает, провожаемый восторженными криками народа. Садко запевает песню, подхватываемую дружиной.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина пятая

Прошло двенадцать лет. Посреди открытого моря стоит корабль Садко, который не может тронуться с места. Корабельщики бросают в море бочки с золотом, серебром и жемчугом как дань Морскому царю за то, чтобы он отпустил корабль вслед за остальными, которые вольно плывут по морю. Возможно, Морской царь требует человеческой жертвы. Садко понимает, что не Царь, а Царевна Морская зовет его к себе. Он сходит с корабля в море, становясь на доску, положенную на воду. Из глубины к нему доносится голос Царевны: «Ты верен был двенадцать лет, до веку я твоя, Садко!». Затем Садко опускается в морскую глубину.

Картина шестая

Садко оказывается в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей Водяницей. Царь приказывает гусляру петь величальную песню, и так ему нравится чудное пение, что он предлагает Садко остаться и взять в жены царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых веселыми танцами. Садко вновь берется за гусли, и все царство пускается в неистовую пляску, отчего на море поднимается буря, тонут корабли. Появляется Старчище, он возвещает конец власти царя Морского, а дочери его назначает стать рекой. Царство подводное растворяется в морских глубинах, а Садко с Волховой устремляются на поверхность.

Картина седьмая

Луг вблизи Ильмень-озера. Садко спит на берегу, около него царевна Волхова. Занимается заря. Волхова прощается с Садко, говоря, что пришла пора ей обернуться быстрой речкой и лечь в крутые берега рядом с ее милым другом. Она рассеивается утренним туманом по лугу. Слышен голос Любавы, тоскующей о Садко. Увидев мужа, она с криком радости бросается к нему. Садко, проснувшись, озирается кругом, недоумевая, где он находится, наяву ли с ним произошло все предыдущее или же во сне. Радостно обнимает он жену и говорит ей, что вернулся навсегда и теперь они заживут счастливо и безмятежно. Оглянувшись, они видят, что на месте, покрытом раньше туманом, образовалась широкая река, вытекающая из Ильменя, а по реке плывут корабли Садко, спеша пристать к берегу. Садко объясняет своей жене, что Царь Морской, плененный его песнями, отдал ему свою дочь, которая превратилась теперь в реку Волхову. В это время корабли пристают к берегу, с них сходит дружина. Со всех сторон сбегается народ. Все удивляются чуду – появлению на этом месте реки и возвращению гусляра, его восторженно приветствуют. Садко повторяет перед народом рассказ о своем чудесном пребывании на дне морском.

Источник

Н. Римский-Корсаков «Садко»

Премьера состоялась в 2020 г.

Продолжительность спектакля 2 часа 20 минут с одним антрактом

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Идет пир в богатых хоромах братчины в Новгороде. Входит Садко, гости обращаются к нему с просьбой спеть им про славу Новгорода. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтатель, грезит о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Одна часть присутствующих хвалит Садко за песню, другая – возмущается похвальбой и смелым порицанием их жизни. Подымается шумный спор, многие гости нападают на гусляра с намерением выгнать его с пира. Садко заявляет, что больше не станет петь им своих песен, пусть они живут по старине, как хотят. Скоморохи Дуда и Сопель поют потешную песнь про возгордившегося дурня, который вздумал учить знаменитых гостей уму-разуму. Гости хохочут, общее веселье.

Картина вторая

Жаркая ночь на берегу Ильмень-озера. Садко поет печальную песню. Неожиданно появляются белые лебеди, которые оборачиваются красными девицами. Среди них Волхова, дочь Морского царя и царицы Водяницы, с сестрами. Садко заворожен небывалой красотой происходящего и обращается к Волхове со словами любви и восторга. Царевна отвечает, что полюбила его за чудные песни. Она открывает ему свое происхождение и на прощание дарит трех золотых рыбок, которые попадут в его сети, как только он закинет их в Ильмень-озеро. Эти рыбки принесут Садко счастье, и когда он пойдет с ними в дальние моря, то сделается богатым. Царевна же обещает терпеливо ждать его возвращения. Близится утро, из озера слышен голос Царя Морского, он зовет дочерей домой в пучину вод. Девушки вновь оборачиваются белыми лебедями и уплывают вдаль.

Картина третья

Светлица в тереме. Утро. Любава ждет Садко, которого не было всю ночь. Она волнуется, что муж больше не любит ее, что он вечно витает в облаках и грезит о подвигах и богатырской славе, а к ней неласков. Входит Садко, жена радостно бросается ему навстречу, но он отстраняется. Гусляр не может отделаться от впечатления, пережитого ночью, и думает о том счастье, которое обещала ему царевна. Любава тревожно спрашивает, не обидели ли его на пиру. Он отвечает, что над ним действительно насмеялись пьяные гости. Затем он опять задумывается и вдруг восклицает: «Ай же ты, Царевна прекрасная, я ли жених тебе? Ты ли невеста мне?». Любаву пугают его странные слова. Садко поднимается с места, хочет уходить, жена пытается его остановить, но он говорит, что идет на площадь побиться о большой заклад, так как знает тайну про золотую рыбку из Ильмень-озера. Любава, предчувствуя недоброе в его замысле, умоляет его со слезами не губить себя. Садко отталкивает жену и поспешно уходит.

Картина четвертая

Пристань в Новгороде на берегу Ильмень-озера. Около пристани корабли. На берегу толпится много народу, окружая торговых гостей – новгородских и заморских. Тут же и калики перехожие, и скоморохи, потешающие народ и прочий люд. Входит Садко. Поклонившись гостям, он заявляет, что в Ильмень-озере водится рыба с золотой чешуей. Все смеются над его словами, тогда Садко предлагает побиться о большой заклад: пусть купцы заложат свои лавки с товаром, а он – свою буйную голову. Купцы принимают вызов. Садко из лодки закидывает в воду сеть. Из глубины озера доносится голос Морской царевны, подтверждающей свое обещание. Сеть вытаскивают и в ней находят трех золотых рыбок. Все поражены этим чудом, а купцы удручены, потеряв все свое состояние. Садко велит осмотреть невод – не осталось ли там мелкой рыбы. Оказывается, вся рыба в неводе превратилась в слитки золота. Садко вызывает «младшую бедную братию» к себе в дружинники, приказывает взять его золото, выкупить в Новгороде все товары и, нагрузив ими корабли, отправиться за моря, в дальние неизведанные края. Быстро набирается дружина, которая принимается исполнять поручения Садко и нагружает корабли закупленными товарами. Гусляр великодушно возвращает купцам выигранные у них лавки, вызывая этим еще больший восторг толпы. Затем Садко обращается к заморским гостям с просьбой рассказать, куда ему направить свой путь. Гости – Варяжский, Индийский и Веденецкий – выступают по очереди и поют каждый про свою страну. Больше всего слушателям нравится рассказ Веденецкого гостя, и народ советует Садко отправиться в Веденец. Он благодарит гостей и обещает побывать в их странах. Прощаясь с новгородцами, гусляр просит позаботиться о его жене, которую оставляет в одиночестве. Появляется Любава. Узнав о предстоящем отъезде мужа, она умоляет его с плачем не покидать ее и не подвергать свою жизнь опасности. Но Садко отвечает, что его решение бесповоротно, затем прощается с женой и окружающими и садится на корабль с дружиной. Корабль отплывает, провожаемый восторженными криками народа. Садко запевает песню, подхватываемую дружиной.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина пятая

Прошло двенадцать лет. Посреди открытого моря стоит корабль Садко, который не может тронуться с места. Корабельщики бросают в море бочки с золотом, серебром и жемчугом как дань Морскому царю за то, чтобы он отпустил корабль вслед за остальными, которые вольно плывут по морю. Возможно, Морской царь требует человеческой жертвы. Садко понимает, что не Царь, а Царевна Морская зовет его к себе. Он сходит с корабля в море, становясь на доску, положенную на воду. Из глубины к нему доносится голос Царевны: «Ты верен был двенадцать лет, до веку я твоя, Садко!». Затем Садко опускается в морскую глубину.

Картина шестая

Садко оказывается в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей Водяницей. Царь приказывает гусляру петь величальную песню, и так ему нравится чудное пение, что он предлагает Садко остаться и взять в жены царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых веселыми танцами. Садко вновь берется за гусли, и все царство пускается в неистовую пляску, отчего на море поднимается буря, тонут корабли. Появляется Старчище, он возвещает конец власти царя Морского, а дочери его назначает стать рекой. Царство подводное растворяется в морских глубинах, а Садко с Волховой устремляются на поверхность.

Картина седьмая

Луг вблизи Ильмень-озера. Садко спит на берегу, около него царевна Волхова. Занимается заря. Волхова прощается с Садко, говоря, что пришла пора ей обернуться быстрой речкой и лечь в крутые берега рядом с ее милым другом. Она рассеивается утренним туманом по лугу. Слышен голос Любавы, тоскующей о Садко. Увидев мужа, она с криком радости бросается к нему. Садко, проснувшись, озирается кругом, недоумевая, где он находится, наяву ли с ним произошло все предыдущее или же во сне. Радостно обнимает он жену и говорит ей, что вернулся навсегда и теперь они заживут счастливо и безмятежно. Оглянувшись, они видят, что на месте, покрытом раньше туманом, образовалась широкая река, вытекающая из Ильменя, а по реке плывут корабли Садко, спеша пристать к берегу. Садко объясняет своей жене, что Царь Морской, плененный его песнями, отдал ему свою дочь, которая превратилась теперь в реку Волхову. В это время корабли пристают к берегу, с них сходит дружина. Со всех сторон сбегается народ. Все удивляются чуду – появлению на этом месте реки и возвращению гусляра, его восторженно приветствуют. Садко повторяет перед народом рассказ о своем чудесном пребывании на дне морском.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *