За что полюбила садко дочь морского царя
Образ царевны Волховы в опере-былине «Садко»
Содержимое публикации
Образ царевны Волховы в опере-былине
Н. А. Римского-Корсакова «Садко»
1.Первое появление царевны Волховы.
2.Музыкальная характеристика образа.
3.Кульминация образа царевны Волховы.
Еще с детства нам сопутствуют образы сказок. Именно в ней мы учимся различать добро и зло. Сказка очень популярна в искусстве. Рядом со сказкой живут близкие жанры: мифы, предания, легенды, былины.
Николая Андреевича Римского – Корсакова называют величайшим из музыкальных сказочников. Сказочность проявляется в творчестве композитора широко, например, в операх «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», в симфонической сюите «Шехерезада». Кроме того, композитор обращается к народному эпосу в опере «Садко».
История о гусляре Садко уходит в глубокое прошлое, в былинный эпос, это «живой памятник» древнерусской культуры. Опера – былина «Садко» о неутомимом мореплавателе и жизнерадостном певце-гусляре, который покорил своим искусством царство морское и принес славу и богатство родному граду Новгороду. Сюжет былины «Садко» волновал композитора на протяжении почти 30 лет, и дал простор для творческой фантазии композитора, позволил создать новый, до тех пор никем, не найденный жанр оперы-былины, под воздействием русской эпической поэзии и жанров народного творчества. По различным источникам, содержание оперы заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», а также «Русских сказок» Афанасьева.
В опере «Садко» композитор представляет два мира – реальный и сказочный – фантастический. Одним из представителей сказочного, нереального мира перед нами предстает царевна Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница. Материалом для образа морской царевны – Волховы композитору послужила народная сказка «Василиса Премудрая и Морской царь».
Когда я впервые услышала про морскую царевну Волхову, то меня заинтересовал ее образ и как можно музыкой передать всю причудливую красоту подводного царства. Кто же такая морская царевна Волхова?
Первое появление царевны в опере происходит во второй картине оперы, на берегу Ильмень-озера. Голоса ночного леса, подводного мира оживают благодаря чудесному дару гусляра. Долетела до глубокого дна Ильмень – озера. Начались чудеса: всколыхнулось трость – дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Само превращение происходит ярко и красочно: глиссандо арфы, флейты и кларнета прерывает песню Садко, звучит, так называемая гамма Римского-Корсакова, связанная с характеристикой всего подводного фантастического мира, а в будущем и вообще морских стихий и других природных явлений. Откуда то, из глубины возникает странная восходящая мелодическая линия, основанная на равномерном чередовании – тон, полутон. «Глухие, темные» тембры фаготов и кларнетов усиливают впечатление необычности происходящего. В момент превращения лебедей в прекрасных девушек наступает кульминация всего оркестрового эпизода.
Лирический образ Морской царевны пленяет своей неземной красотой, однако музыкальная характеристика Царевны Волховы – холодный тембр лирико-колоратурного сопрано, причудливый вокализ – виртуозные пассажи и прихотливая ритмика. В целом для фантастических героинь характерна опора на хроматику, использование увеличенных и уменьшенных ладов. Музыка строится на причудливых и неустойчивых гармониях. Пред нами предстает призрачное, фантастическое существо, рожденное морской стихией.
На протяжении всей оперы образ холодной царевны транспонируется в образ горячо любящей девушки. Реальные девичьи черты образа Волховы явственнее всего выступают в музыкальной кульминации нашей героини – Колыбельной песни «Сон по бережку ходил», проникновенной и лиричной.
Песня написана в куплетно- вариационной форме. Во всех куплетах мелодия остается неизменной, но изменения претерпевают оркестровые вариации во втором и третьем куплете для изобразительного эффекта.
Вокальная мелодия окрашена в теплые «человеческие» тона, ее открытые народно-песенные интонации, печальные и задушевные, пронизаны тоской расставания. В ее пении слились русалочья прелесть и человеческое тепло, любовь и печаль. Таинственный ритм бегущей волны проступает даже в ласковом «баю-бай», сообщая ему странный колдовской оттенок.
Фантастический образ подчеркивается колоритом инструментальных звучаний – особенно в конце «Колыбельной», когда в мелодии флейты и арфы начинает «струиться» мотив ручейка. Царевна Волхова, полюбившая гусляра Садко за его волшебный дар, не обретает, подобно другим сказочным героиням, например Снегурочке, человеческую душу, а остается верна своему морскому миру с его таинственной жизнью и холодным безмолвием. Это возвращение в привычную свою стихию передается в музыке исключительно выразительно: царевна принимает облик утреннего тумана и растекается по лугу широкой светлой Волховой-рекой.
Прощание Волховы с Садко – одна из лучших сцен в опере и наиболее ценимая самим автором. Н. А. Римский – Корсаков писал в своей летописи: «Вариации ее колыбельной песни, прощание с Садко и исчезновение считаю за одни из лучших страниц среди моей музыки фантастического содержания»
«Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, словно начинает расплываться, глуше и глуше звучит ее голос. И исчезла Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась»
Голос исчезающей Волховы тает в верхнем регистре. Затих на миг оркестр, а потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы,показывая как утренний туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.
Таким образом, проследив развитие образа Морской царевны в опере мы можем предположить, что царевна Волхова один из лучших фантастических образов, созданных композитором.
Выделяется опера и поразительной «зримостью» звукописных образов и картин. Они создают иллюзию влажной, текучей изменчивой в своих формах и красках материальной среды, передают ее первозданную чистоту и свежесть. Чрезвычайно велика здесь выразительность ладогармонических средств: гамма тон- полутон, связанная с другими «зыбкими» гармоническими системами: уменьшенный лад. Эти музыкальные средства щедро рассыпаны в общем изображении природы и фантастического мира.
Образ царевны Волховы в опере-былине Н.А.Римского-Корсакова «Садко»
Образ царевны Волховы в опере-былине
Н. А. Римского-Корсакова «Садко»
1.Первое появление царевны Волховы.
2.Музыкальная характеристика образа.
3.Кульминация образа царевны Волховы.
Еще с детства нам сопутствуют образы сказок. Именно в ней мы учимся различать добро и зло. Сказка очень популярна в искусстве. Рядом со сказкой живут близкие жанры: мифы, предания, легенды, былины.
Николая Андреевича Римского – Корсакова называют величайшим из музыкальных сказочников. Сказочность проявляется в творчестве композитора широко, например, в операх «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», в симфонической сюите «Шехерезада». Кроме того, композитор обращается к народному эпосу в опере «Садко».
История о гусляре Садко уходит в глубокое прошлое, в былинный эпос, это «живой памятник» древнерусской культуры. Опера – былина «Садко» о неутомимом мореплавателе и жизнерадостном певце-гусляре, который покорил своим искусством царство морское и принес славу и богатство родному граду Новгороду. Сюжет былины «Садко» волновал композитора на протяжении почти 30 лет, и дал простор для творческой фантазии композитора, позволил создать новый, до тех пор никем, не найденный жанр оперы-былины, под воздействием русской эпической поэзии и жанров народного творчества. По различным источникам, содержание оперы заимствовано из различных вариантов былины «Садко богатый гость», а также «Русских сказок» Афанасьева.
В опере «Садко» композитор представляет два мира – реальный и сказочный – фантастический. Одним из представителей сказочного, нереального мира перед нами предстает царевна Волхова – дочь морского царя, красавица, волшебница, кудесница. Материалом для образа морской царевны – Волховы композитору послужила народная сказка «Василиса Премудрая и Морской царь».
Когда я впервые услышала про морскую царевну Волхову, то меня заинтересовал ее образ и как можно музыкой передать всю причудливую красоту подводного царства. Кто же такая морская царевна Волхова?
Первое появление царевны в опере происходит во второй картине оперы, на берегу Ильмень-озера. Голоса ночного леса, подводного мира оживают благодаря чудесному дару гусляра. Долетела до глубокого дна Ильмень – озера. Начались чудеса: всколыхнулось трость – дерево, стая лебедей обернулась красными девицами, а среди них Волхова – дочь царя морского. Само превращение происходит ярко и красочно: глиссандо арфы, флейты и кларнета прерывает песню Садко, звучит, так называемая гамма Римского-Корсакова, связанная с характеристикой всего подводного фантастического мира, а в будущем и вообще морских стихий и других природных явлений. Откуда то, из глубины возникает странная восходящая мелодическая линия, основанная на равномерном чередовании – тон, полутон. «Глухие, темные» тембры фаготов и кларнетов усиливают впечатление необычности происходящего. В момент превращения лебедей в прекрасных девушек наступает кульминация всего оркестрового эпизода.
Лирический образ Морской царевны пленяет своей неземной красотой, однако музыкальная характеристика Царевны Волховы – холодный тембр лирико-колоратурного сопрано, причудливый вокализ – виртуозные пассажи и прихотливая ритмика. В целом для фантастических героинь характерна опора на хроматику, использование увеличенных и уменьшенных ладов. Музыка строится на причудливых и неустойчивых гармониях. Пред нами предстает призрачное, фантастическое существо, рожденное морской стихией.
На протяжении всей оперы образ холодной царевны транспонируется в образ горячо любящей девушки. Реальные девичьи черты образа Волховы явственнее всего выступают в музыкальной кульминации нашей героини – Колыбельной песни «Сон по бережку ходил», проникновенной и лиричной.
Песня написана в куплетно- вариационной форме. Во всех куплетах мелодия остается неизменной, но изменения претерпевают оркестровые вариации во втором и третьем куплете для изобразительного эффекта.
Вокальная мелодия окрашена в теплые «человеческие» тона, ее открытые народно-песенные интонации, печальные и задушевные, пронизаны тоской расставания. В ее пении слились русалочья прелесть и человеческое тепло, любовь и печаль. Таинственный ритм бегущей волны проступает даже в ласковом «баю-бай», сообщая ему странный колдовской оттенок.
Фантастический образ подчеркивается колоритом инструментальных звучаний – особенно в конце «Колыбельной», когда в мелодии флейты и арфы начинает «струиться» мотив ручейка. Царевна Волхова, полюбившая гусляра Садко за его волшебный дар, не обретает, подобно другим сказочным героиням, например Снегурочке, человеческую душу, а остается верна своему морскому миру с его таинственной жизнью и холодным безмолвием. Это возвращение в привычную свою стихию передается в музыке исключительно выразительно: царевна принимает облик утреннего тумана и растекается по лугу широкой светлой Волховой-рекой.
Прощание Волховы с Садко – одна из лучших сцен в опере и наиболее ценимая самим автором. Н. А. Римский – Корсаков писал в своей летописи: «Вариации ее колыбельной песни, прощание с Садко и исчезновение считаю за одни из лучших страниц среди моей музыки фантастического содержания»
«Тают силы морской царевны, она поет все медленнее, словно начинает расплываться, глуше и глуше звучит ее голос. И исчезла Волхова. Алым утренним туманом по лугу рассеялась»
Голос исчезающей Волховы тает в верхнем регистре. Затих на миг оркестр, а потом тихонько плавно зажурчали флейты и арфы,показывая как утренний туман, в который обратилась Волхова, рекой разливается.
Таким образом, проследив развитие образа Морской царевны в опере мы можем предположить, что царевна Волхова один из лучших фантастических образов, созданных композитором.
Выделяется опера и поразительной «зримостью» звукописных образов и картин. Они создают иллюзию влажной, текучей изменчивой в своих формах и красках материальной среды, передают ее первозданную чистоту и свежесть. Чрезвычайно велика здесь выразительность ладогармонических средств: гамма тон- полутон, связанная с другими «зыбкими» гармоническими системами: уменьшенный лад. Эти музыкальные средства щедро рассыпаны в общем изображении природы и фантастического мира.
Н. Римский-Корсаков «Садко» · Краткое содержание
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая
Идет пир в богатых хоромах братчины в Новгороде. Входит Садко, гости обращаются к нему с просьбой спеть им про славу Новгорода. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтатель, грезит о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Одна часть присутствующих хвалит Садко за песню, другая – возмущается похвальбой и смелым порицанием их жизни. Подымается шумный спор, многие гости нападают на гусляра с намерением выгнать его с пира. Садко заявляет, что больше не станет петь им своих песен, пусть они живут по старине, как хотят. Скоморохи Дуда и Сопель поют потешную песнь про возгордившегося дурня, который вздумал учить знаменитых гостей уму-разуму. Гости хохочут, общее веселье.
Картина вторая
Жаркая ночь на берегу Ильмень-озера. Садко поет печальную песню. Неожиданно появляются белые лебеди, которые оборачиваются красными девицами. Среди них Волхова, дочь Морского царя и царицы Водяницы, с сестрами. Садко заворожен небывалой красотой происходящего и обращается к Волхове со словами любви и восторга. Царевна отвечает, что полюбила его за чудные песни. Она открывает ему свое происхождение и на прощание дарит трех золотых рыбок, которые попадут в его сети, как только он закинет их в Ильмень-озеро. Эти рыбки принесут Садко счастье, и когда он пойдет с ними в дальние моря, то сделается богатым. Царевна же обещает терпеливо ждать его возвращения. Близится утро, из озера слышен голос Царя Морского, он зовет дочерей домой в пучину вод. Девушки вновь оборачиваются белыми лебедями и уплывают вдаль.
Картина третья
Светлица в тереме. Утро. Любава ждет Садко, которого не было всю ночь. Она волнуется, что муж больше не любит ее, что он вечно витает в облаках и грезит о подвигах и богатырской славе, а к ней неласков. Входит Садко, жена радостно бросается ему навстречу, но он отстраняется. Гусляр не может отделаться от впечатления, пережитого ночью, и думает о том счастье, которое обещала ему царевна. Любава тревожно спрашивает, не обидели ли его на пиру. Он отвечает, что над ним действительно насмеялись пьяные гости. Затем он опять задумывается и вдруг восклицает: «Ай же ты, Царевна прекрасная, я ли жених тебе? Ты ли невеста мне?». Любаву пугают его странные слова. Садко поднимается с места, хочет уходить, жена пытается его остановить, но он говорит, что идет на площадь побиться о большой заклад, так как знает тайну про золотую рыбку из Ильмень-озера. Любава, предчувствуя недоброе в его замысле, умоляет его со слезами не губить себя. Садко отталкивает жену и поспешно уходит.
Картина четвертая
Пристань в Новгороде на берегу Ильмень-озера. Около пристани корабли. На берегу толпится много народу, окружая торговых гостей – новгородских и заморских. Тут же и калики перехожие, и скоморохи, потешающие народ и прочий люд. Входит Садко. Поклонившись гостям, он заявляет, что в Ильмень-озере водится рыба с золотой чешуей. Все смеются над его словами, тогда Садко предлагает побиться о большой заклад: пусть купцы заложат свои лавки с товаром, а он – свою буйную голову. Купцы принимают вызов. Садко из лодки закидывает в воду сеть. Из глубины озера доносится голос Морской царевны, подтверждающей свое обещание. Сеть вытаскивают и в ней находят трех золотых рыбок. Все поражены этим чудом, а купцы удручены, потеряв все свое состояние. Садко велит осмотреть невод – не осталось ли там мелкой рыбы. Оказывается, вся рыба в неводе превратилась в слитки золота. Садко вызывает «младшую бедную братию» к себе в дружинники, приказывает взять его золото, выкупить в Новгороде все товары и, нагрузив ими корабли, отправиться за моря, в дальние неизведанные края. Быстро набирается дружина, которая принимается исполнять поручения Садко и нагружает корабли закупленными товарами. Гусляр великодушно возвращает купцам выигранные у них лавки, вызывая этим еще больший восторг толпы. Затем Садко обращается к заморским гостям с просьбой рассказать, куда ему направить свой путь. Гости – Варяжский, Индийский и Веденецкий – выступают по очереди и поют каждый про свою страну. Больше всего слушателям нравится рассказ Веденецкого гостя, и народ советует Садко отправиться в Веденец. Он благодарит гостей и обещает побывать в их странах. Прощаясь с новгородцами, гусляр просит позаботиться о его жене, которую оставляет в одиночестве. Появляется Любава. Узнав о предстоящем отъезде мужа, она умоляет его с плачем не покидать ее и не подвергать свою жизнь опасности. Но Садко отвечает, что его решение бесповоротно, затем прощается с женой и окружающими и садится на корабль с дружиной. Корабль отплывает, провожаемый восторженными криками народа. Садко запевает песню, подхватываемую дружиной.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина пятая
Прошло двенадцать лет. Посреди открытого моря стоит корабль Садко, который не может тронуться с места. Корабельщики бросают в море бочки с золотом, серебром и жемчугом как дань Морскому царю за то, чтобы он отпустил корабль вслед за остальными, которые вольно плывут по морю. Возможно, Морской царь требует человеческой жертвы. Садко понимает, что не Царь, а Царевна Морская зовет его к себе. Он сходит с корабля в море, становясь на доску, положенную на воду. Из глубины к нему доносится голос Царевны: «Ты верен был двенадцать лет, до веку я твоя, Садко!». Затем Садко опускается в морскую глубину.
Картина шестая
Садко оказывается в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей Водяницей. Царь приказывает гусляру петь величальную песню, и так ему нравится чудное пение, что он предлагает Садко остаться и взять в жены царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых веселыми танцами. Садко вновь берется за гусли, и все царство пускается в неистовую пляску, отчего на море поднимается буря, тонут корабли. Появляется Старчище, он возвещает конец власти царя Морского, а дочери его назначает стать рекой. Царство подводное растворяется в морских глубинах, а Садко с Волховой устремляются на поверхность.
Картина седьмая
Луг вблизи Ильмень-озера. Садко спит на берегу, около него царевна Волхова. Занимается заря. Волхова прощается с Садко, говоря, что пришла пора ей обернуться быстрой речкой и лечь в крутые берега рядом с ее милым другом. Она рассеивается утренним туманом по лугу. Слышен голос Любавы, тоскующей о Садко. Увидев мужа, она с криком радости бросается к нему. Садко, проснувшись, озирается кругом, недоумевая, где он находится, наяву ли с ним произошло все предыдущее или же во сне. Радостно обнимает он жену и говорит ей, что вернулся навсегда и теперь они заживут счастливо и безмятежно. Оглянувшись, они видят, что на месте, покрытом раньше туманом, образовалась широкая река, вытекающая из Ильменя, а по реке плывут корабли Садко, спеша пристать к берегу. Садко объясняет своей жене, что Царь Морской, плененный его песнями, отдал ему свою дочь, которая превратилась теперь в реку Волхову. В это время корабли пристают к берегу, с них сходит дружина. Со всех сторон сбегается народ. Все удивляются чуду – появлению на этом месте реки и возвращению гусляра, его восторженно приветствуют. Садко повторяет перед народом рассказ о своем чудесном пребывании на дне морском.
Н. Римский-Корсаков «Садко»
Премьера состоялась в 2020 г.
Продолжительность спектакля 2 часа 20 минут с одним антрактом
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая
Идет пир в богатых хоромах братчины в Новгороде. Входит Садко, гости обращаются к нему с просьбой спеть им про славу Новгорода. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтатель, грезит о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Одна часть присутствующих хвалит Садко за песню, другая – возмущается похвальбой и смелым порицанием их жизни. Подымается шумный спор, многие гости нападают на гусляра с намерением выгнать его с пира. Садко заявляет, что больше не станет петь им своих песен, пусть они живут по старине, как хотят. Скоморохи Дуда и Сопель поют потешную песнь про возгордившегося дурня, который вздумал учить знаменитых гостей уму-разуму. Гости хохочут, общее веселье.
Картина вторая
Жаркая ночь на берегу Ильмень-озера. Садко поет печальную песню. Неожиданно появляются белые лебеди, которые оборачиваются красными девицами. Среди них Волхова, дочь Морского царя и царицы Водяницы, с сестрами. Садко заворожен небывалой красотой происходящего и обращается к Волхове со словами любви и восторга. Царевна отвечает, что полюбила его за чудные песни. Она открывает ему свое происхождение и на прощание дарит трех золотых рыбок, которые попадут в его сети, как только он закинет их в Ильмень-озеро. Эти рыбки принесут Садко счастье, и когда он пойдет с ними в дальние моря, то сделается богатым. Царевна же обещает терпеливо ждать его возвращения. Близится утро, из озера слышен голос Царя Морского, он зовет дочерей домой в пучину вод. Девушки вновь оборачиваются белыми лебедями и уплывают вдаль.
Картина третья
Светлица в тереме. Утро. Любава ждет Садко, которого не было всю ночь. Она волнуется, что муж больше не любит ее, что он вечно витает в облаках и грезит о подвигах и богатырской славе, а к ней неласков. Входит Садко, жена радостно бросается ему навстречу, но он отстраняется. Гусляр не может отделаться от впечатления, пережитого ночью, и думает о том счастье, которое обещала ему царевна. Любава тревожно спрашивает, не обидели ли его на пиру. Он отвечает, что над ним действительно насмеялись пьяные гости. Затем он опять задумывается и вдруг восклицает: «Ай же ты, Царевна прекрасная, я ли жених тебе? Ты ли невеста мне?». Любаву пугают его странные слова. Садко поднимается с места, хочет уходить, жена пытается его остановить, но он говорит, что идет на площадь побиться о большой заклад, так как знает тайну про золотую рыбку из Ильмень-озера. Любава, предчувствуя недоброе в его замысле, умоляет его со слезами не губить себя. Садко отталкивает жену и поспешно уходит.
Картина четвертая
Пристань в Новгороде на берегу Ильмень-озера. Около пристани корабли. На берегу толпится много народу, окружая торговых гостей – новгородских и заморских. Тут же и калики перехожие, и скоморохи, потешающие народ и прочий люд. Входит Садко. Поклонившись гостям, он заявляет, что в Ильмень-озере водится рыба с золотой чешуей. Все смеются над его словами, тогда Садко предлагает побиться о большой заклад: пусть купцы заложат свои лавки с товаром, а он – свою буйную голову. Купцы принимают вызов. Садко из лодки закидывает в воду сеть. Из глубины озера доносится голос Морской царевны, подтверждающей свое обещание. Сеть вытаскивают и в ней находят трех золотых рыбок. Все поражены этим чудом, а купцы удручены, потеряв все свое состояние. Садко велит осмотреть невод – не осталось ли там мелкой рыбы. Оказывается, вся рыба в неводе превратилась в слитки золота. Садко вызывает «младшую бедную братию» к себе в дружинники, приказывает взять его золото, выкупить в Новгороде все товары и, нагрузив ими корабли, отправиться за моря, в дальние неизведанные края. Быстро набирается дружина, которая принимается исполнять поручения Садко и нагружает корабли закупленными товарами. Гусляр великодушно возвращает купцам выигранные у них лавки, вызывая этим еще больший восторг толпы. Затем Садко обращается к заморским гостям с просьбой рассказать, куда ему направить свой путь. Гости – Варяжский, Индийский и Веденецкий – выступают по очереди и поют каждый про свою страну. Больше всего слушателям нравится рассказ Веденецкого гостя, и народ советует Садко отправиться в Веденец. Он благодарит гостей и обещает побывать в их странах. Прощаясь с новгородцами, гусляр просит позаботиться о его жене, которую оставляет в одиночестве. Появляется Любава. Узнав о предстоящем отъезде мужа, она умоляет его с плачем не покидать ее и не подвергать свою жизнь опасности. Но Садко отвечает, что его решение бесповоротно, затем прощается с женой и окружающими и садится на корабль с дружиной. Корабль отплывает, провожаемый восторженными криками народа. Садко запевает песню, подхватываемую дружиной.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина пятая
Прошло двенадцать лет. Посреди открытого моря стоит корабль Садко, который не может тронуться с места. Корабельщики бросают в море бочки с золотом, серебром и жемчугом как дань Морскому царю за то, чтобы он отпустил корабль вслед за остальными, которые вольно плывут по морю. Возможно, Морской царь требует человеческой жертвы. Садко понимает, что не Царь, а Царевна Морская зовет его к себе. Он сходит с корабля в море, становясь на доску, положенную на воду. Из глубины к нему доносится голос Царевны: «Ты верен был двенадцать лет, до веку я твоя, Садко!». Затем Садко опускается в морскую глубину.
Картина шестая
Садко оказывается в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей Водяницей. Царь приказывает гусляру петь величальную песню, и так ему нравится чудное пение, что он предлагает Садко остаться и взять в жены царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых веселыми танцами. Садко вновь берется за гусли, и все царство пускается в неистовую пляску, отчего на море поднимается буря, тонут корабли. Появляется Старчище, он возвещает конец власти царя Морского, а дочери его назначает стать рекой. Царство подводное растворяется в морских глубинах, а Садко с Волховой устремляются на поверхность.
Картина седьмая
Луг вблизи Ильмень-озера. Садко спит на берегу, около него царевна Волхова. Занимается заря. Волхова прощается с Садко, говоря, что пришла пора ей обернуться быстрой речкой и лечь в крутые берега рядом с ее милым другом. Она рассеивается утренним туманом по лугу. Слышен голос Любавы, тоскующей о Садко. Увидев мужа, она с криком радости бросается к нему. Садко, проснувшись, озирается кругом, недоумевая, где он находится, наяву ли с ним произошло все предыдущее или же во сне. Радостно обнимает он жену и говорит ей, что вернулся навсегда и теперь они заживут счастливо и безмятежно. Оглянувшись, они видят, что на месте, покрытом раньше туманом, образовалась широкая река, вытекающая из Ильменя, а по реке плывут корабли Садко, спеша пристать к берегу. Садко объясняет своей жене, что Царь Морской, плененный его песнями, отдал ему свою дочь, которая превратилась теперь в реку Волхову. В это время корабли пристают к берегу, с них сходит дружина. Со всех сторон сбегается народ. Все удивляются чуду – появлению на этом месте реки и возвращению гусляра, его восторженно приветствуют. Садко повторяет перед народом рассказ о своем чудесном пребывании на дне морском.