За что хюррем сослали в старый дворец
Как для Хюррем закончилось последнее изгнание из Топкапы
После того, как Шах султан удалось «заманить жену султана в ловушку», т.е. обставить всё так, чтобы Хасеки пришлось взять деньги в долг у венецианки-ростовщицы, повелитель приказывает Малкочоглу доставить Хюррем в Эдирне.
Прибыв в Эдирне, Хюррем ждёт очень неприятный разговор с Сулейманом. Шах султан и Гюльфем до последнего не верят в то, что повелитель накажет свою любимую. Ведь ей всегда удаётся найти красноречивые слова. Но как оказалось, только не в этот раз.
И чтобы не пыталась сказать в своё оправдание Хюррем, Сулейман был непреклонен. В этом поступке своей любимой он увидел предательство.
Шах и Гюльфем довольны тем, что их старания не прошли напрасно, и повелитель оставляет Хюррем в Эдирне.
Сулейман вместе со своей свитой покидает Эдирне, а Хюррем остаётся. Для неё это мучительная ссылка.
Афифе Хатун пытается вразумить повелителя, сказав, что не нужно детей разлучать с матерью, ведь они от этого сильно страдают. Но Сулейман неприступен, он в гневе, и считает, что Хюррем ещё легко отделалась ссылкой.
Но за этим гневом скрывается любовь к Хюррем, которую не спрячешь в ссылке.
С большой нежностью Сулейман читает письма своей любимой, которые Хюррем шлёт ему. В этих строках столько чувств и тепла, столько страстных признаний.
Спустя время, главный лекарь обнаруживает в Эдирне чуму. Страшная болезнь того времени, которая не щадила ни богатых, ни бедных.
Султан приказывает перевезти Хасеки в Бурсу. Но упрямая Хюррем отказывается уезжать из Эдирне, аргументируя это тем, что ей нет смысла продолжать жить без любимого.
Разве мог любящий мужчина оставить свою любимую там, где опасность.
Сулейман сразу же отправляется в Эдирне, под предлогом потребовать от Хюррем ответа, почему она ослушалась его приказа и не уехала в Бурсу.
Только кого он хотел обмануть? Его душа и тело рвались к своей любимой, чтобы защитить и спасти её от всех бед.
И ведь только для вида он сурово встретил Хюррем в Эдирне. Вся его сущность рвалась в объятия возлюбленной.
Ведь нет такой силы, которая может разлучить двух влюблённых.
А после того, как Хюррем окутала его своим красноречием и нежными объятиями, сердце повелителя не выдержало.
В Топкапы они вернулись уже вместе. По-другому и быть не могло.
«Великолепный век»: что в сериале правда, а что – вымысел
Популярная историческая сага «Великолепный век» вызвала огромный ажиотаж среди зрителей по всему миру и породила бум на турецкие сериалы. Этот монументальный, уникальный в своем роде проект оброс многомиллионной армией поклонников, завоевав сердца как молодежи, так и старшего поколения.
Создатели сериала вложили в него массу труда, времени и денег, благодаря чему у них получился очень качественный кинопродукт. Во время съемок «Великолепного века» было задействовано пять дворцов Османской империи и 23 съемочные площадки, израсходовано 150 тысяч метров тканей (для нарядов и для декораций) и сшито пять тысяч костюмов, создано 4 тысячи головных уборов, в том числе диадем. Над каждой серией трудилась съемочная группа из 130 человек, в каждом эпизоде участвовали 300 актеров второго плана. В массовых сценах сериала снялось более 50 тысяч актеров.
Для съемок сериала был выстроен огромный комплекс павильонов, для воссоздания дворцовых интерьеров декораторы провели колоссальную и очень кропотливую работу, включающую в себя анализ экспонатов из музея Топкапы в Стамбуле.
Каждая серия проекта выходила в эфир только после финального утверждения историческими консультантами. И, тем не менее, находится немало людей, которые ругают сериал: например, во время трансляции сериала в Верховный совет турецкого радио и телевидения поступило более 70 тысяч жалоб на искажение исторических фактов.
В начальных титрах «Великолепного века» уточняется, что источником вдохновения при создании сериала послужили исторические события, то есть проект не претендует на историческую достоверность.
Так что же в сериале правда, а что – вымысел сценаристов?
Судьба Хюррем
Славянская рабыня Александра попала в плен к османам, когда ей не было и 17 лет. Уже в самом начале сериала сценаристы пожертвовали некоторыми фактами, дабы не растягивать сюжет. Хюррем никак не могла практически сразу оказаться в объятиях Сулеймана. Во-первых, когда она оказалась в Турции, султаном все еще был Селим I: лишь после его смерти Сулейман взошел на престол, переняв как бразды правления, так и дворец и гарем. Во-вторых, прежде чем попасть в покои султана, девушки долго учились грамоте, этикету, игре на музыкальных инструментах, танцам и всем остальным тонкостям жизни наложниц.
Хюррем действительно отреклась от православия и приняла ислам, но в тот период рабыни делали это, чтобы просто выжить в мусульманской стране. В сериале же героиня делает это из любви к своему повелителю.
По большей части история самой могущественной женщины Османской империи показана в «Великолепном веке» достоверно. Будучи простой наложницей, она смогла добиться любви великого падишаха, стать его законной женой, матерью престолонаследника и так укрепила свое положение, что поднялась до невиданных высот.
Роксолана сильно влияла на политику государства, пуская в ход разные коварные способы – шантаж, подкуп, клевету и даже убийства, в чем сценаристы нисколько не преувеличили. Началось все с гаремных интриг, а закончилось заговорами на государственном уровне.
Она действительно шла по головам и добивалась власти всеми возможными путями, порой чрезвычайно жестокими. Неугодные ей люди, даже те, кто занимал высокий государственный пост, погибали от рук палачей. Наглядный пример – великий визирь и правая рука султана Ибрагим Паша, казнь которого показана в сериале вполне достоверно. Хасеки поспособствовала устранению недруга, вставлявшего ей палки в колеса и ставшего слишком алчным до власти, что ставило под угрозу авторитет Сулеймана. Кроме того, Хюррем не желала делить с Ибрагимом власть над султаном, желая оставаться единственным человеком, кто влияет на решения правителя.
Как во дворце, так и за его пределами Хюррем Султан боялись и почитали, но она прославилась в Османской империи не только своей расчетливостью и беспощадностью к врагам, но и благими делами. Нужно отдать должное сериалу, сценаристы которого сохранили этот баланс. С подачи Хюррем в Стамбуле строились мечети и госпитали, открывались школы, оказывалась помощь беднякам. Хюррем жертвовала очень большие средства на благотворительность, за что народ любил и уважал ее.
Болезнь Роксоланы, приведшая к гибели, в сериале никак не обозначена, но, судя по язве на шее султанши, подразумевается, что у нее был рак. Согласно истории, все было более прозаично: Хюррем на 55 году жизни умерла от сильнейшей ангины – ее сердце не выдержало нагрузки.
После смерти Хюррем Сулейман не находил себе места от горя, что и было с большой трагичностью показано в сериале. С ее уходом закончилась целая эпоха, а сердце султана навсегда было разбито. Падишах пережил любимую жену на 8 лет. Он был похоронен рядом с Роксоланой в мавзолее мечети Сулеймание в Стамбуле.
Дети султана
В сериале Хюррем рожает Сулейману пятерых детей – Мехмеда, Михримах, Баязида, Селима и Джихангира. На самом же деле детей было шесть – после Мехмеда Роксолана родила Абдуллу, но тот прожил всего три года, и сценаристы предпочли не включать этот факт в сюжет.
Когда следующий по старшинству сын Хюррем и Сулеймана Мехмед умер от чумы, шехзаде Баязид и Селим начали борьбу за власть, по итогу которой Баязид бежал в Иран. Персы выдали его отцу, и тот, сочтя сына изменником, казнил наследника. В сериале был также соблюден факт казни пятерых сыновей Баязида.
В конечном счете после смерти Сулеймана Великолепного на трон взошел Селим. Он правил 8 лет и за столь короткий срок успел привести государство в упадок. Как рассказывают востоковеды, правитель из Селима получился никудышным: он не был сведущ в делах государства, и куда больше, чем политика, его интересовали увеселения и пьянство (в сериале часто акцентируется внимание на его алкогольных пристрастиях). Фактически страной вместо него управлял великий визирь Соколлу Мехмед Паша, что и стало предпосылкой падения великой империи.
Жизнь гарема
Гарем (от арабского слова «запретное») – обитель женщин во дворце, куда посторонним мужчинам вход воспрещен. Исключение составляли лишь евнухи, выполнявшие роль охранников: в сериале со своими обязанностями прекрасно справлялись Сюмбюль-ага и Гюль-ага, верные слуги Хюррем Султан.
Во времена Османской империи в гаремах жили рабыни, наложницы, жены, маленькие дети и родственницы султанов. Как уже было сказано выше, в гаремах существовали свои правила и этикет, которым нужно было следовать.
Женщины гарема, пользующиеся благосклонностью султана, действительно получали особые привилегии и подарки. Как показано в «Великолепном веке», османские султаны дарили наложницам драгоценности, а женам – целые дворцы. Султан Сулейман, например, и впрямь был искусным ювелиром. Согласно сериалу, повелитель собственноручно сделал для возлюбленной кольцо с каплевидным изумрудом, ставшее главным символом их любви. Украшение существовало на самом деле, но выполнено оно не из изумруда, а из бриллианта в обрамлении 49 алмазов. Сейчас оно хранится в музее дворца Топкапы
В более раннюю эпоху султаны женились только на дочерях правителей других государств, но с приходом к власти Хюррем все изменилось: она стала самой первой рабыней, которую падишах взял в жены, и в дальнейшем эту традицию продолжили и его потомки.
Главнее хасеки была лишь валиде-султан, мать падишаха. Так, Валиде Айше Хафса Султан пользовалась огромным уважением своего сына Сулеймана, тот глубоко ее почитал и прислушивался к советам, что было многократно продемонстрировано в сериале. Когда же она умерла, хасеки Хюррем Султан заняла главенствующее положение среди женщин во дворце, и даже сестры султана по статусу были ниже его супруги.
Соперницы Хюррем
Принцесса Изабелла, наложницы Фирузе и Садыка – это вымысел сценаристов, которые желали добавить в сюжет порцию интриги и заставить зрителя поволноваться за отношения Хюррем и Сулеймана, падкого на женское обаяние. На деле же у потенциальных соперниц Роксоланы не было ни единого шанса: после того, как она стала законной женой Падишаха, гарем был распущен.
Убранство дворца
Интерьеры дворца Топкапы, показанные в сериале, не совсем соответствуют эпохе. Такие детали, как свечи и драпированные шторы, появились гораздо позже. Столов тоже не было: трапезы во времена Сулеймана Великолепного устраивали на полу.
Отсутствовали в османских покоях и красивые балконы с волшебным видом на Босфор, где герои «Великолепного века» так часто проводили время за романтичными беседами или в тяжких раздумьях. В реальности это было связано с безопасностью султана и членов его семьи. Дворец тщательно охранялся, а балкон – лишняя возможность для врагов покуситься на правителя, пробравшись в его покои или пустив смертоносную стрелу.
Конечно же, все эти элементы были использованы для создания сказочной атмосферы богатого восточного дворца и более яркой картинки, так что историкам сериала, сценаристам и декораторам можно простить их маленькие вольности.
Старый Дворец
Старый Дворец
Название
Дата основания
Основатель
Статус
В сериале
Старый Дворец (также Дворец Слёз или Дворец Плача) — бывшая резиденция султана Мехмеда II, позже — место пребывания матерей султанов, их вдов и слуг умерших правителей.
Содержание
В истории
После завоевания Мехмедом II Константинополя в 1453 году был построен дворец для временного пребывания там правителя. Однако после началось строительство нового здания — дворца Топкапы, куда вскоре и переселился турецкий падишах. После этого первоначальная резиденция получила название Эски-Сарай (Старый дворец). Её назначение изменилось: туда из Топкапы стали отправлять жить отлученных от двора и забытых всеми матерей и вдов умерших султанов, поэтому архитектурный комплекс получил еще одно название — Дворец слез.
По воспоминаниям современника султана Ахмеда, Сандерсона, Старый Дворец, «вместе с красивыми особняками, высокими фруктовыми деревьями, банями и фонтанами», напоминало райский сад. Это было строение с двумя дверями, окруженное с суши тремя, а с моря — двумя стенами. Каждые апартаменты и покои, вместе с комнатами и кухнями, были независимы друг от друга. Один из итальянских паломников писал, что женщины в Старом Дворце проживают прекрасную жизнь жизнь и все их потребности выполняются. Также время от времени туда приезжал султан и утешал жителей, в особенности, если во Дворце Слёз жила его мать. Кроме того, падишах мог приехать в резиденцию, желая побыть в одиночестве и отдохнуть.
К XIX веку здание сильно обветшало и в итоге было снесено. В настоящий момент на его месте находится здание Стамбульского университета.
В сериале
Великолепный век
Хюррем в Старом Дворце
В сериале «Великолепный век» о Старом Дворце упоминается уже в первой серии: Валиде Султан, не привыкшая к шуму и суете, жалуется своей верной Дайе, что скучает по тишине и покою Старого Дворца. Судя по всему, до восшествия на престол Сулеймана Айше Хафса вместе с Хатидже жила именно там. Впоследствии словосочетание «Старый Дворец» используется в качестве устрашения: гаремная прислуга то и дело угрожает непослушным наложницам, что в случае плохого поведения с их стороны они сразу же будут сосланы туда. К тому же, после избиения Хюррем Махидевран также заходит речь о ссылке третьей жены султана в старую резиденцию. А в 14 серии угрозу действительно приводят в исполнение — по обвинению в убийстве Айше Хатун Хасеки Сулеймана вместе с маленькой Михримах отправляют подальше от дворца. Хюррем живет там некоторое время, однажды к ней тайно приезжает Хатидже, решившая позволить матери увидеться с сыном.
Гюльшах в Старом Дворце
Во втором сезоне Хюррем снова ссылают в Старый Дворец, на этот раз из-за крупной ссоры с султаном. Когда отправившаяся с матерью Михримах заболевает, Сулейман приезжает к жене и проводит в здании ночь. А через некоторое время именно по пути оттуда на Хасеки совершается покушение. В конце сезона во дворец ссылают Эфсун, а после — Гюльшах, которая встречается там с Эслим Хатун и передает через нее весть Хюррем Султан.
Империя Кёсем
Сафие и Хандан в Старом Дворце
К концу сезона во Дворце Слез оказываются Сафие, Халиме и Кёсем; если первая, побывав за свои грехи в Девичьей башне, так и остается в старой резиденции, то Халиме после восшествия её сына на трон переезжает в Топкапы. Кёсем же оказывается в ссылке в период правления Османа, однако это не мешает ей неоднократно уезжать из дворца, устраивать заговоры и плести интриги.
Кёсем в Старом Дворце
Во втором сезоне Старый Дворец также появляется неоднократно: так, в 42 серии Кёсем, желая пресечь предательство со стороны слуг, высылает абсолютно всех наложниц, а в 48 сама оказывается вынужденной уехать туда. Правда, в отсутствие сына Валиде, пережившая покушение на свою жизнь даже в ссылке, возвращается. В конце сезона во Дворец Плача по инициативе Турхан Султан отправляется её соперница Телли Хюмашах.
Великолепный век содержание серий 11, 12, 13, 14, 15
11-15 серии «Великолепного века» рассказывают нам о покушении на жизнь султана Сулеймана, о рождении у Хюррем дочери Михримах. О помолвке Ибрагима с Хатидже и изгнании Хюррем, обвиняемой в убийстве Айше, из дворца, и последующем ее возвращении.
Великолепный век: содержание 11 серии
Виктория, став мусульманкой Садыкой, не оставила план мщения. Она уже служанка валиде и все ближе и ближе подбирается к султану. Наложница Айше чуть было не разоблачила шпионку венгерского короля, но Садыке удалось выкрутиться.
Хюррем понимает, насколько ее не любят в гареме и, по совету умницы Нигяр, дарит девушкам подарки и устраивает для них праздник. И все бы хорошо, но вмешивается Махидевран, требуя прекратить веселье. Девушки в замешательстве слушают перебранку двух фавориток.
Ибрагим и Хатидже по-прежнему мучаются, стараясь держать свою любовь в тайне. Жених Хатидже болен, но скрывает насколько серьезно. Ибрагим, посетив юношу, выясняет, что это чахотка. Он спешит в сад на тайную встречу с Хатидже.
Сулейман обнаруживает на столе Ибрагима записи, которые возмутили султана. Он требует, чтобы стража немедленно нашла и доставила к нему хранителя покоев.
Великолепный век: содержание 12 серии
Между Махидевран и Хюррем продолжается перебранка. Неизвестно, чем бы все закончилось, не появись Хатидже. Ее свидание было неожиданно прервано стражниками, схватившими Ибрагима. Вся боль и тревога за любимого обрушилась на двух спорящих фавориток султана. И ту и другую она прогнала, поставив на место своими меткими, колкими замечаниями. Все это с гордостью за дочь слышала валиде. Она и подумать не могла, что мысли Хатидже сейчас только об Ибрагиме.
А Ибрагим предстал перед разгневанным султаном, но не потерял присутствие духа даже под угрозой смерти и в результате получил неожиданное вознаграждение. Повелитель вручил ему печать и звание первого паши Османской Империи. Наутро известие об этом потрясло всех: одних порадовало, других разозлило. Так Ахмед-паша на заседании Дивана еле сдержал негодование, ведь он был уверен, что главным визирем Сулейман назначит его. Врагов у Ибрагима-паши стало гораздо больше.
Правда о тяжелом заболевании Челиби стала известна. Хатидже надеется на то, что помолвка будет разорвана. Ее поддерживает валиде. Но Сулейман непреклонен, свадьба откладывается, но не отменяется.
Ибрагим получает разрешение султана съездить на родину в Паргу и пишет Хатидже прощальное письмо.
Великолепный век: содержание 13 серии
Хюррем, узнав о том, что повелитель с Махидевран, не в силах совладать с обидой. Она идет к Ибрагиму и обвиняет его в своих бедах. Намеками она угрожает раскрыть тайную любовь паши и Хатидже. Вернувшись в покои, Хюррем со злостью опрокидывает ужин, забыв о спящих детях. Она не знает о том, что Сулейман отверг Махидевран и работает над украшением для своей любимой Хюррем. Отвергнутая, оскорбленная Махидевран горько плачет в своих покоях. В гареме несчастна и еще одна женщина – Хатидже. Она в тоске от полученного прощального письма Ибрагима. Нет предела и ее страданиям.
Султан узнает об отношениях Ибрагима и Хатидже из письма оставленного пашой перед отъездом. Сулейман в ярости и отправляет стражников вслед за Ибрагимом. Все попытки Хатидже увидеть султана и убедить его пощадить Ибрагима, наталкиваются на отказ Сулеймана о встрече. Валиде недовольна дочерью и даже не пытается ее понять.
Ибрагим достигает родной Парги. После долгой разлуки он рад встрече с отцом и братом близнецом, но с горечью и болью принимает известие о смерти матери. Беседуя с родными, он пытается решить, как ему быть дальше. Паша понимает, что ходит по острию бритвы. Но выбора не остается, когда от султана прибывают стражники с приказом вернуться в Стамбул.
Хюррем все больше теряет контроль над своими эмоциями. Услышав обидные высказывания Айше в свой адрес, она во всеуслышание угрожает девушке убийством. Поэтому, когда ночью Садыка убивает несчастную Айше за то, что та раскрыла ее замыслы, все подозрения падают на Хюррем. Ее судьбу должен решить султан, а пока, по приказу валиде, она заперта в комнате.
Великолепный век: содержание 14 серии
Султан призывает Ибрагима не забывать о государственных делах. Ему же он поручает разобраться с жалобами на Фархад-пашу, мужа второй своей сестры Бейхан.
Убийца Айше притворщица Садыка остается безнаказанной. А невиновная Хюррем почти ни у кого не вызывает сочувствия. Ее собственное расследование безрезультатно. В отчаянии Хюррем обращается за помощью к Ибрагиму. Паша лично занялся этим делом. Перед отъездом в старый дворец Хюррем видит во сне друга детства Луку, который обещает ей спасение. В изгнание с ней и маленькой Михримах добровольно уезжает служанка Гюльнихаль. Сулейман страдает от разлуки с любимой, но не отменяет своего решения.
Ибрагим узнает, что одна из рабынь видела убийцу со спины, узнать ее не узнала, но уверена, что это не Хюррем. Паша пока об этом молчит. Он готовит первое заседание Дивана. А в город, в поисках Александры, прибывает Лука.
Великолепный век: содержание 15 серии
Ибрагим приезжает к Хюррем в старый дворец и предлагает условия, выполнив которые она вернет свое положение. Для Хюррем они неприемлемы. Ведь она должна попросить прощения и смиренно поцеловать подол платья не только у валиде, Хатидже и Гюльфам, но и у ненавистной Махидевран. Хюррем отвергает это предложение. Не помогают и уговоры Гюльнихаль.
Хатидже не может спокойно слышать, как плачет сын Хюррем, тоскующий по матери. Девушка привозит племянника в старый дворец. Там она пытается убедить Хюррем согласиться с условиями Ибрагима. Ради своих детей и своей любви к Сулейману женщина решается перешагнуть через свою гордость. Она сообщает Ибрагиму, что согласна.
Султан, пытаясь разобраться, что происходит в женской половине дворца долго беседует с мудрой Гюльфем. Это вызывает ревность Махидевран и вновь лишает ее покоя.
Благодаря усилиям Дайе Садыку лишают отдельных покоев. Садыка возмущена, ведь постоянно находясь среди девушек, ей труднее будет реализовать свои планы мщения султану.
Ибрагим предлагает Хюррем приехать во дворец во время празднования помолвки с Хатидже, что она и делает. Все ошеломлены внезапному появлению Хюррем и вынуждены принять ее извинения. Ибрагим сообщает о ее невиновности султану и валиде. Сулейман счастлив возвращению любимой.
За что на самом деле султан Сулейман мог изгнать наложниц из гарема
Девушка могла просто не понравиться правителю.
Хюррем в сериале «Великолепный век»
В сериале «Великолепный век» рассказывается о жизни султана Сулеймана Великолепного – о его военных заслугах и личной жизни. У него также был свой гарем, в котором жили наложницы. Их главной задачей было – продолжать род османов.
Попадали туда в основном пленницы, которых турки перекупали у работорговцев. Некоторые рабыни даже становились женами правителя, например, привезенная из Крыма Хюррем.
Жить в гареме считалось – престижным делом. Девушки находились во дворце на полном содержании и в принципе ни в чем не нуждались. А если султан влюблялся с одну из них, то щедро одаривал драгоценностями и прочим.
Поэтому конкуренция в гареме была серьезной, наложницы строили друг другу козни и за многое могли поплатиться
Драки
Хюррем в сериале «Великолепный век»
Самая частая причина изгнания из гарема – драка. Евнухи держали строгой дисциплину в покоях правителя, поэтому за рукоприкладство можно было получить серьезное наказание – вплоть до выселения.
Вспомните, как Хюррем позволила Махидевран расцарапать ей лицо. Это была провокация со стороны будущей султанши. За это султан Сулейман приказал выслать Махидевран из дворца.
Роман с евнухом
Евнухи, как некоторые знают, не совсем мужчины. При поступлении на службу в гарем им проводили жестокое обрезание. Но и это не останавливало наложниц. Дело в том, что некоторые рабыни могли по несколько лет жить в гареме, так и не попав ни разу в покои правителя. Поэтому некоторые из них шли на такие хитрости.
Однако если наложницы попадались на измене – их тут же выгоняли из гарема. Как правило, девушек выдавали замуж против их воли.
Воровство
Наложницы султана Сулеймана в «Великолепном веке»
Конечно, наказывали и за воровство. Сулейман часто одаривал своих наложниц драгоценностями. Кстати, некоторые украшения он делал сам. Это не могло не вызывать зависть других девушек, живущих в гареме. Но за это их ждала расплата.
Не понравилась
Было и такое. Однако речь идет не о внешности. Если говорить современным языком, в гарем как правило попадали девушки с модельными внешними данными, и разочаровать султана могла бесплодность наложницы. Если рабыня не могла забеременеть, то ее выдавали замуж за вельможу Османской империи, а те с удовольствием брали в жены бывших наложниц султана.
Смерть султана
Также девушек изгоняли из гарема после смерти правителя. Женщин переселяли в Старый дворец, расположенный на площади Баязид. Бывшие наложницы выходили замуж, если хотели.
Смотрите также:
Учредитель, редакция, издатель журнала «Телепрограмма» и сайта teleprogramma.pro
АО ИД «Комсомольская правда». Зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-66912 от 22.08.2016
Заместитель Генерального директора, Издатель
(лауреат рейтинга «ТОП 1000 российских менеджеров» в 2015-2018г.г. в разделе СМИ. Лауреат Рейтинга молодых медиаменеджеров в 2012-2014г.г. Лауреат Премии «Медиа-Менеджер России» в 2015 и 2019 г.г.): Владислав Гемст
Главный редактор журнала «Телепрограмма»: Павел Садков
Директор проекта teleprogramma.pro: Станислав Леонидов
Шеф-редактор сайта teleprogramma.pro: Екатерина Болгова / ekaterina.bolgova@phkp.ru
Директор по продвижению: Анастасия Шибаева / +7(495) 777-27-72 (доб. 34-34) anastasiya.shibaeva@phkp.ru
Директор по рекламе: Ольга Швец / +7(495) 777-02-78
Размещение рекламы в интернет: Сабина Багирова / тел.: 8(495)777-02-78 (доб. 1258), моб.: 8(964)559-73-55, e-mail: Sabina.bagirova@phkp.ru)
Исключительные права на материалы, размещенные в сетевом издании TELEPROGRAMMA (www.teleprogramma.pro), в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда» ©, и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя. Приобретение прав: (495) 970-19-51 (kp@kp.ru)
Сообщения и комментарии читателей сетевого издания размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона. Возрастная категория 16+