Основные параметры характеризующие электронные образовательные ресурсы
Основные параметры характеризующие электронные образовательные ресурсы
Существует много различных подходов к классификации ЭОР. Универсальную классификацию даже предметных образовательных областей для ЭОР определить однозначно почти невозможно. Это связано, в первую очередь, с многовариативностью тематических направлений, охватываемых различными ЭОР. Если учесть, что классификация должна отражать не только тематику, но и технологию ресурса, то задача становится почти не разрешима в общем случае.
Прежде чем переходить к непосредственной классификации, необходимо выделить основные параметры, характеризующие ЭОР, которые в последствие могли бы лечь в основу критериев классификации. С точки зрения организации учебного процесса основными подобными параметрами являются :
— тип электронного издания (ресурса);
— предметная образовательная область;
— рекомендуемый уровень образования;
— рекомендуемая форма образовательного процесса;
С одной стороны, по выполняемым функциям ЭОР можно отнести к традиционным учебным изданиям и, соответственно, использовать принципы классификации, используемые для традиционных учебников. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий. С третьей, многие ЭОР представляют собой программные продукты. В силу многообразия ЭОР на практике удобно проводить классификацию по конкретному определяющему признаку, а именно:
— по функциональному признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе;
— по организации текста ресурса;
— по характеру представляемой информации;
— по форме изложения;
— по целевому назначению;
— по наличию печатного эквивалента;
— по формату (природе) основной информации;
— по технологии распространения;
— по характеру взаимодействия с пользователем.
По типу можно выделить следующие основные группы ЭОР:
— компьютерный учебник (учебное пособие, текст лекций и т.д.);
— компьютерный лабораторный практикум (модели, тренажеры и т.д.);
— компьютерная тестирующая система.
Компьютерный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала и может быть текстографическим, гипертекстовым или мультимедийным. Он содержит структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся определить оптимальную траекторию изучения материала и удобный темп работы, соответствующий особенностям его восприятия.
Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время получить необходимую справочную информацию. В справочник включается информация, как дублирующая, так и дополняющая материал учебника. Обычно электронный справочник представляет собой электронный список терминов, или используемых в курсе слов изучаемого иностранного языка, или имен цитируемых авторов и т.д.
Компьютерный задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.
Компьютерные практикумы, модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения. Компьютерный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях.
Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами.
Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку. Как правило, такие системы обеспечиваются подсистемой подготовки тестов, облегчающей процесс их создания и модификацию. Эффективность использования тестирующей системы существенно выше, если она позволяет накапливать и анализировать результаты тестирования.
Примером классификации по функциональному признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе может являться типологическая модель системы учебных изданий для вузов, которая включает следующие группы ЭОР:
— программно-методические (учебные планы и учебные программы);
— учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);
— обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);
— вспомогательные (компьютерные практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения);
— компьютерные (тестирующие) системы и базы данных тестов.
По характеру представляемой информации можно выделить следующие виды учебных изданий: учебный план, учебная программа, методические указания, методические руководства, программы практик, задания для практических занятий, учебник, учебное пособие, конспект лекций, курс лекций, практикум, хрестоматия и др.
По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных средств учебного назначения:
По формату основной информации выделяются следующие типы ЭОР:
По технологии распространения можно выделить:
ПРИМЕР классификации ЭОР. Учитывая все сказанное, один и тот же ресурс может быть классифицирован следующим образом:
— по типу – компьютерный учебник
— по формату информации – мультимедийный
— по технологии распространения – сетевой
— по характеру взаимодействия пользователя – детерминированный
— по уровню образования (аудитории) – среднее специальное
— по форме изложения материала – универсальное учебное издание
— по организации текста – моноиздание
— по тематике – история.
Все представленные выше виды и принципы классификации позволяют учесть те или иные характеристики и параметры ЭОР. На практике можно использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области.
Основные параметры характеризующие электронные образовательные ресурсы
Прежде чем переходить к непосредственной классификации, необходимо выделить основные параметры, характеризующие ЭОР, которые в последствие могли бы лечь в основу критериев классификации. С точки зрения организации учебного процесса основными подобными параметрами являются :
тип электронного издания (ресурса);
предметная образовательная область;
рекомендуемый уровень образования;
рекомендуемая форма образовательного процесса;
С одной стороны, по выполняемым функциям ЭОР можно отнести к традиционным учебным изданиям и, соответственно, использовать принципы классификации,
используемые для традиционных учебников. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий. С третьей, многие ЭОР представляют собой программные продукты. В силу многообразия ЭОР на практике удобно проводить классификацию по конкретному определяющему признаку, а именно:
по функциональному признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе;
по организации текста ресурса;
по характеру представляемой информации;
по форме изложения;
по целевому назначению;
по наличию печатного эквивалента;
по формату (природе) основной информации;
по технологии распространения;
по характеру взаимодействия с пользователем.
По типу можно выделить следующие основные группы ЭОР:
компьютерный учебник (учебное пособие, текст лекций и т.д.);
компьютерный лабораторный практикум (модели, тренажеры и т.д.);
компьютерная тестирующая система.
Компьютерный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала и может быть текстографическим, гипертекстовым или мультимедийным. Он содержит структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся определить оптимальную траекторию изучения материала и удобный темп работы, соответствующий особенностям его восприятия.
Компьютерный задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.
Компьютерные практикумы, модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения. Компьютерные модели, как правило, не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Основанные на математических моделях (которые содержат в себе управляющие параметры), компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Это позволяет использовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами. Компьютерный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента. Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами.
Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку. Как правило, такие системы обеспечиваются подсистемой подготовки тестов, облегчающей процесс их создания и модификацию. Эффективность использования тестирующей системы существенно выше, если она позволяет накапливать и анализировать результаты тестирования.
Компьютерные системы контроля и измерения уровня знаний обучающихся нашли широкое применение ввиду относительной легкости их создания. Существует целый ряд инструментальных систем-оболочек, с помощью которых преподаватель, даже не знакомый с основами программирования, в состоянии скомпоновать перечни вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме. Такие программы позволяют разгрузить преподавателя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения, что особенно актуально в условиях массового образования. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.
Примером классификации по функциональному признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе может являться типологическая модель системы учебных изданий для вузов, которая включает следующие группы ЭОР:
программно-методические (учебные планы и учебные программы);
учебно-методические (методические указания, руководства, содержащие материалы по методике преподавания учебной дисциплины, изучения курса, выполнению курсовых и дипломных работ);
обучающие (учебники, учебные пособия, тексты лекций, конспекты лекций);
вспомогательные (компьютерные практикумы, сборники задач и упражнений, хрестоматии, книги для чтения);
компьютерные (тестирующие) системы и базы данных тестов.
В среднем образовании на практике широко используется классификация, построенная по тематическим направлениям общего среднего образования (предметам, дисциплинам). Кроме того, поорганизации текста они подразделяются на моноиздания и сборники.
По характеру представляемой информации можно выделить следующие виды учебных изданий: учебный план, учебная программа, методические указания, методические руководства, программы практик, задания для практических занятий, учебник, учебное пособие, конспект лекций, курс лекций, практикум, хрестоматия и др.
По форме изложения материала учебные издания могут быть разделены на следующие группы:
конвекционные учебные издания, которые реализует информационную функцию обучения;
программированные учебные издания, которые по существу и представляют собой в этой классификации электронные издания;
проблемные учебные издания, которые базируются на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления;
комбинированные, или универсальные учебные издания, которые содержат отдельные элементы перечисленных моделей.
По целевому назначению электронных средств учебного назначения могут быть разделены на группы по уровню образования:
специалисты (для дополнительного образования).
Различия по целевому назначению вызваны различными дидактическими задачами, которые решаются при подготовке специалистов различного уровня.
По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных средств учебного назначения:
По формату основной информации выделяются следующие типы ЭОР:
По технологии распространения можно выделить:
По характеру взаимодействия пользователя и ЭОР можно выделить две группы:
ПРИМЕР классификации ЭОР. Учитывая все сказанное, один и тот же ресурс может быть классифицирован следующим образом:
по типу – компьютерный учебник
по формату информации – мультимедийный
по технологии распространения – сетевой
по характеру взаимодействия пользователя – детерминированный
по уровню образования (аудитории) – среднее специальное
по форме изложения материала – универсальное учебное издание
по организации текста – моноиздание
по тематике – история.
Следует обратить внимание, что в различных классификаторах позиции могут быть взимоисключающие или взаимопоглащающие. Например, отнесение ЭОР по формату к мультимедийному типу допускает использование в нем графики и звука, в то время как отнесение ЭОР к вышему образованию исключает его использование по умолчанию в среднем.
Все представленные выше виды и принципы классификации позволяют учесть те или иные характеристики и параметры ЭОР. На практике можно использовать и другие критерии классификации, однако, вне зависимости от назначения, методики использования или технологии реализации, основой любого дидактического средства является учебный материал изучаемой предметной области. Отбор этого материала (который осуществляется исходя из дидактических задач и методических принципов) никто, кроме преподавателя, провести не может. По этой причине компьютерный курс должен являться не совокупностью разнородных модулей, а цельной многокомпонентной системой, отражающей научные и методические взгляды автора-преподавателя.
Что такое ЭОР?
Что такое ЭОР и зачем учителю их использовать в своей практике?
Термин «Электронные образовательные ресурсы» (ЭОР) объединяет весь спектр средств обучения, которые разработаны и воспроизводятся на базе компьютерных технологий. Также можно встретить термин «ЦОР», то есть цифровые образовательные ресурсы – то есть такие, которые созданы на базе цифровых технологий и их можно воспроизводить с помощью цифровых устройств.
Главная цель использования ЭОР на уроках – вывести образовательный процесс на новый уровень, который так нужен современным школьникам. Во-первых, электронные средства обучения представляют любую информацию в более наглядном виде и дают ученикам наиболее полное представление об изучаемых объектах и явлениях. Во-вторых, они обладают большим мотивирующим потенциалом: школьникам нравится учиться при помощи современного оборудования, самостоятельно изучать те или иные темы, проверять себя и получать обратную связь. Наконец, электронный ресурс обладает большими возможностями по организации больших массивов данных – следовательно, ЭОР способны предоставить ученику гораздо больше информации, чем традиционные ресурсы, при этом вся текстовая, визуальная, звуковая информация будет компактно размещаться на одном цифровом устройстве.
Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе – это обязательная часть работы современного учителя. Крайне сложно вести уроки в соответствии с ФГОС, не прибегая к современным методам и средствам обучения.
ЭОР – это ведь просто еще одно название электронного учебника?
Нет, не совсем. Понятие электронного образовательного ресурса значительно шире – это и звукозаписи, и видеофрагменты, и обучающие компьютерные игры, тесты, викторины, которые ученики проходят на компьютере или планшете. Все эти возможности реализованы на платформе LECTA. ЭФУ, безусловно, является частным случаем и отличным ярким примером того, как можно использовать современные технологии в рамках одной образовательной программы.
Как использование электронных образовательных ресурсов может помочь педагогу в работе?
ЭОР позволяют вам с легкостью решать задачи по приведению учебного процесса к стандартам ФГОС, а именно:
Предоставить максимум информации по изучаемой теме, представленной в самых различных видах – текст, картинка, звук, видео, мультимедиа, интерактивная игра и т.д., используя готовые презентации сервиса «Классная работа»;
Дать ученику возможность самостоятельно постигать, изучать новые темы, подбирать и анализировать информацию;
Быстро и легко организовать работу в парах и группах;
Индивидуально подходить к каждому ученику, подбирая уникальные задания для каждого и помогая выстраивать индивидуальные образовательные траектории.
Верно ли, что материалы ЭОР можно применять на всех этапах учебного процесса и на всех уроках?
Конечно! Использование электронных образовательных ресурсов – это не искусственное дополнение к урокам, а часть современного стиля преподавания. Например, при знакомстве с новым материалом вы используете иллюстративные материалы – например, визуальный или звуковой фрагмент. Для самостоятельной работы даете ученику текстографические объекты. Закрепляете полученные знания с помощью мультимедийных средств – презентаций, интерактивных таблиц. Наконец, используете электронные тесты для контроля и оценки. В результате, на любом этапе работы современная техника и технология обучения готовы прийти вам на помощь.
Если ученик для выполнения задания должен обратиться к таким программам, как PowerPoint, Publisher и др., можно ли сказать, что он обращается к ЭОР?
Нет, это не так. Ученик обращается к служебной компьютерной программе для выполнения определенных задач и создания конкретного продукта – презентации, макета брошюры и т.д. Образовательного потенциала у этих сервисов, как правило, нет. А вот если ученик создает в PPT онлайн-викторину для своих одноклассников, и они вместе решают ее на уроке – тогда можно сказать, что ученик принимает участие в создании своего локального, неофициального обучающего продукта – но не в полной мере образовательного ресурса.
Я могу самостоятельно подбирать электронные материалы для своей работы? Или надо использовать только те, которые уже «прилагаются» к этому УМК в той или иной форме?
Безусловно, вы можете сами подбирать и формировать материалы для своей работы. Однако обратите внимание, что электронные образовательные ресурсы, подготовленные профессиональными издательствами в рамках учебно-методических комплексов, сокращают время, которое вы тратите на подготовку к урокам, а кроме того дают гарантию качества всего предоставляемого контента. Все ЭОР, созданные для школы, проходят серьезную всестороннюю редактуру и экспертизу, им присваивается официальный гриф. Вы можете быть уверены, что данный электронный образовательный ресурс в полной мере соответствует ГОСТ, в отличие от неофициальных ресурсов, не прошедших проверку.
Должны ли со временем ЭОР вытеснить другие образовательные ресурсы из учебного процесса? Например, электронные энциклопедии должны полностью заменить бумажные?
Такой задачи перед электронными образовательными ресурсами не ставится: есть ситуации, когда целесообразно использовать более традиционные методы. К тому же, никто не отменяет для учеников необходимости читать печатные книги, учиться работать с классическими энциклопедиями и т.д. При этом, возможности электронных ресурсов становятся незаменимы в ситуациях, когда нужно представить себе какой-либо сложный процесс, визуализировать понятия и явления, которые далеки от повседневной практики учеников. Примеры вы можете увидеть в интерактивных объектах, включенных в презентации сервиса «Классная работа». Если вытеснение традиционных образовательных ресурсов из учебного процесса и происходит, то только потому, что со временем все больше педагогов отдают предпочтение современным технологиям. Это удобно для педагога, к тому же увлекает учеников, раскрывает их когнитивный потенциал, прививает готовность к серьезной самостоятельной работе.
Если я показываю детям отрывок из исторического художественного фильма – можно ли считать, что я использую ЭОР? Даже если этот фильм не предусмотрен в УМК ни в каком виде?
Да, в данной ситуации Вы используете неофициальный электронный образовательный ресурс – то есть, действуете без методического сопровождения. То же самое с обучающими компьютерными играми, которые лежат в открытом доступе в сети Интернет. Самостоятельный поиск и подбор видео, мультимедиа и аудиоматериалов для работы – это сложный путь, который, тем не менее, открыт для педагога.
Виды электронных ресурсов
1.2. Классификация электронных образовательных ресурсов
Прежде чем переходить к непосредственной классификации, необходимо выделить основные параметры, характеризующие ЭОР, которые в последствие могли бы лечь в основу критериев классификации. С точки зрения организации учебного процесса основными подобными параметрами являются :
С одной стороны, по выполняемым функциям ЭОР можно отнести к традиционным учебным изданиям и, соответственно, использовать принципы классификации,
используемые для традиционных учебников. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий. С третьей, многие ЭОР представляют собой программные продукты. В силу многообразия ЭОР на практике удобно проводить классификацию по конкретному определяющему признаку, а именно:
По типу можно выделить следующие основные группы ЭОР:
Компьютерный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала и может быть текстографическим, гипертекстовым или мультимедийным. Он содержит структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся определить оптимальную траекторию изучения материала и удобный темп работы, соответствующий особенностям его восприятия.
Компьютерный задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.
Компьютерные практикумы, модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения. Компьютерные модели, как правило, не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Основанные на математических моделях (которые содержат в себе управляющие параметры), компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Это позволяет использовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами. Компьютерный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента. Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами.
Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку. Как правило, такие системы обеспечиваются подсистемой подготовки тестов, облегчающей процесс их создания и модификацию. Эффективность использования тестирующей системы существенно выше, если она позволяет накапливать и анализировать результаты тестирования.
Компьютерные системы контроля и измерения уровня знаний обучающихся нашли широкое применение ввиду относительной легкости их создания. Существует целый ряд инструментальных систем-оболочек, с помощью которых преподаватель, даже не знакомый с основами программирования, в состоянии скомпоновать перечни вопросов и возможных ответов по той или иной учебной теме. Такие программы позволяют разгрузить преподавателя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения, что особенно актуально в условиях массового образования. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.
Примером классификации по функциональному признаку, определяющему значение и место ЭОР в учебном процессе может являться типологическая модель системы учебных изданий для вузов, которая включает следующие группы ЭОР:
В среднем образовании на практике широко используется классификация, построенная по тематическим направлениям общего среднего образования (предметам, дисциплинам). Кроме того, по организации текста они подразделяются на моноиздания и сборники.
По форме изложения материала учебные издания могут быть разделены на следующие группы:
По целевому назначению электронных средств учебного назначения могут быть разделены на группы по уровню образования:
Различия по целевому назначению вызваны различными дидактическими задачами, которые решаются при подготовке специалистов различного уровня.
По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных средств учебного назначения:
По формату основной информации выделяются следующие типы ЭОР:
По технологии распространения можно выделить:
По характеру взаимодействия пользователя и ЭОР можно выделить две группы:
ПРИМЕР классификации ЭОР. Учитывая все сказанное, один и тот же ресурс может быть классифицирован следующим образом:
Следует обратить внимание, что в различных классификаторах позиции могут быть взимоисключающие или взаимопоглащающие. Например, отнесение ЭОР по формату к мультимедийному типу допускает использование в нем графики и звука, в то время как отнесение ЭОР к вышему образованию исключает его использование по умолчанию в среднем.