Облако в штанах о чем кратко

Облако в штанах

Поэт — красивый, двадцатидвухлетний — дразнит обывательскую, размягчённую мысль окровавленным лоскутом своего сердца. В его душе нет старческой нежности, но он может вывернуть себя наизнанку — так, чтобы были одни сплошные губы. И будет он безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах!

Он вспоминает, как однажды в Одессе его любимая, Мария, обещала прийти к нему. Ожидая её, поэт плавит лбом стекло окошечное, душа его стонет и корчится, нервы мечутся отчаянной чечёткой. Уже двенадцатый час падает, как с плахи голова казнённого. Наконец появляется Мария — резкая, как «нате!», — и сообщает, что выходит замуж. Пытаясь выглядеть абсолютно спокойным, поэт чувствует, что его «я» для него мало и кто-то из него вырывается упрямо. Но невозможно выскочить из собственного сердца, в котором полыхает пожар. Можно только выстонать в столетия последний крик об этом пожаре.

Увидев глаза богоматери на иконе, поэт спрашивает ее: зачем одаривать сиянием трактирную ораву, которая опять предпочитает Варавву оплёванному голгофнику? Может быть, самый красивый из сыновей богоматери — это он, поэт и тринадцатый апостол Евангелия, а именами его стихов когда-нибудь будут крестить детей.

Он снова и снова вспоминает неисцветшую прелесть губ своей Марии и просит её тела, как просят христиане — «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Ее имя величием равно для него Богу, он будет беречь её тело, как инвалид бережёт свою единственную ногу. Но если Мария отвергнет поэта, он уйдёт, поливая дорогу кровью сердца, к дому своего отца. И тогда он предложит Богу устроить карусель на дереве изучения добра и зла и спросит у него, отчего тот не выдумал поцелуи без мук, и назовёт его недоучкой, крохотным божиком.

Поэт ждёт, что небо снимет перед ним шляпу в ответ на его вызов! Но вселенная спит, положив на лапу с клещами звёзд огромное ухо.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

«Облако в штанах» (В. Маяковский)

Цитата: «Крик последний,/ ты хоть / о том, что горю, в столетия выстони!».

История создания

Поводом к созданию поэмы послужило знакомство Владимира Владимировича с Марией Денисовой и неразделённая любовь к ней.

Сам Маяковский характеризовал поэму как «четыре крика из четырёх частей»: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!».

Проблематика:

Смысл названия: изначально Маяковский планировал назвать эту поэму «Тринадцатый апостол». Но цензура запретила такое название как оскорбляющее религиозные чувства. И поэт иронично назвал свою поэму «Облако в штанах», используя цитату из текста: «хотите — / буду безукоризненно нежный, / не мужчина, а — облако в штанах!» (подразумевая, что именно этого от него и хочет цензура).

Литературное направление: модернизм (футуризм).

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: особенности «Облака в штанах» как поэмы связаны в первую очередь с композицией. В поэме есть вступление и четыре части, в каждой из которых Маяковский освещает одну из проблем отрицания — «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!».

Время и место действия: место действия указано только в первой части — это город Одесса. Время действия — современность Маяковского.

Действующие лица

Краткое содержание

Вступление

Лирический герой описывает себя: он — красивый двадцатидвухлетний мужчина, который может быть предельно искренним и настоящим, может быть яростным до безумия, а может быть нежным, как «облако в штанах».

Долой вашу любовь!

Лирический герой вспоминает, как в Одессе девушка Мария обещала прийти к четырём часам, и он её ждал. После десяти лирический герой уже начал метаться и беситься. Но тут пришла Мария и сообщила ему, что выходит замуж, чем вызвала очень бурную реакцию. Лирический герой на грани безумия, даже покончить с собой — и то слишком мало, слишком просто. Лирический герой обращается к маме, к сёстрам. Он сравнивает мучающее его чувство с пожаром парохода, при котором израненные и обгорелые люди бросаются в воду, чтобы спастись, но тонут. Он не может не кричать во весь голос.

Долой ваш строй!

Лирический герой отказывается читать. Он делится откровением стихосложения: оказывается, стихи не несутся легко, как песни, а долго зреют внутри поэта, мучают его и мало-помалу, по капельке выходят в свет. Современный герою мир требует другой поэзии — поэзии переполненных улиц, нищеты, разрухи, проституции и болезни. Он, настоящий поэт, который может озвучить все эти голоса, тем и ценен, что понимает: всякая «пылинка живого» бесценна — важней, чем сам лирический герой. Да, рабочие в грязи и пыли — таких людей прежде не воспевали. Но их души достойны самой высокой поэзии. Лирический герой сравнивает себя с Христом, которого хотели распять толпы людей. Свой подвиг он характеризует как выжигание нежности из душ людей — для борьбы. А свою душу он обещает вырвать, растоптать, чтобы была большая, а потом вручить всем людям, как знамя.

Долой ваше искусство!

Лирический герой противопоставляет два мира поэтов. В одном поэты разрывают своё сердце, горло, глаза, чтобы из их мук родилась истина (как пример такого поэта приводится Давид Бурлюк, футурист). В другом поэты продолжают чирикать и сюсюкать (здесь речь идёт об Игоре Северянине). Но как можно наслаждаться сладенькими песнями, когда людей расстреливают, когда земля уже наполнилась мятежами и залилась кровью?

В этой части Маяковский называет себя тринадцатым апостолом, воспевающим машину (имеется в виду механизация труда) и Англию (как символ прогрессивного мира).

Долой вашу религию!

Но ответа нет. «Глухо. / Вселенная спит, / положив на лапу / с клещами звёзд огромное ухо».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Перечислите все части, из которых состоит поэма «Облако в штанах».

Ответ. Вступление, «Долой вашу любовь!», «Долой ваш строй!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу религию!».

Охарактеризуйте художественные приёмы, использованные в приведённом фрагменте стихотворения: «тихо барахтается в тине сердца / глупая вобла воображения»?

Ответ. В приведённом фрагменте используется метафора, выступающая как скрытое сравнение. Воображение автор сравнивает с рыбой (воблой). Эта рыба, в соответствии с метафорой Маяковского, живёт в сердце, по всей видимости — на самом его дне (тина оседает на дно водоёма). Воображение «тихо барахтается», и поэт должен уловить эти слабые движения, чтобы выразить их в своём творчестве.

Источник

Владимир Маяковский — Облако в штанах:
Краткое содержание

Вступление

«Красивый, двадцатидвухлетний» (ни одного «седого волоса в душе»!) поэт дразнит скучных обывателей, которые воображают, что знают любовь. Он умеет быть то бешеным, то нежным, «не мужчина, а – облако в штанах!»

Глава 1

«Мама! Ваш сын прекрасно болен». Болен любовью. Весь день напрасно, громадный, жалкий, он ждет в Одессе любимую Марию. «Джоконду, которую надо украсть». И слышит от Марии, что она выходит замуж.

Глава 2

Герой презирает поэтов, вымучивающих стишки. Новое время требует новых творцов. Не из сказки, а из жизни. И он один из них. С россыпью золота в душе. При этом жизнь важнее любых стихов. Под смех сытой публики герой предвидит революцию, новый мир, где он будет нужен.

Глава 3

По одряхлевшей земле, где в чести манерный Северянин, идет, «укутав душу» в желтую кофту, «тринадцатый апостол». Старую религию долой! Только стихи героя способны поднять народ на бой и труд.

Глава 4

Любовь к Марии – его религия. Он просит ее «тела», как «хлеба насущного». Обещает беречь, как солдат-калека свою ногу, как поэт «в муках рожденное слово». Но раз Мария с другим, он с разбитым сердцем угрожает Богу. В ответ равнодушная вселенная спит, как зверь, положив ухо звезд на лапу.

Читательский дневник по поэме «Облако в штанах» Маяковского

Сюжет

Дерзкий молодой поэт презирает жирных обывателей и манерных поэтов. Он говорит о любви так, как никто до него. То бешено, то нежно, будто не мужчина, а облако в штанах. Любимая Мария – его религия. Но она выходит за другого. Он грозит расправой Богу за свое разбитое сердце, верит, что грядет революция, которая сметет старый мир, и выдвинет его вперед. Он словом поведет за собой миллионы. Пока же Вселенная спит и не отвечает.

Отзыв

Поэма о любви, где автор описывает, что любит и ненавидит, как относится к миру и людям, старой и новой поэзии, грядущей революции, религии. Пока все «глухо»: Мария любит другого, Вселенная молчит, публика над ним смеется. Но его звездный час впереди. Поэма полна необычными метафорами, сравнениями, неологизмами. Поэма учит жить и чувствовать в полную силу, гореть, а не тлеть, любить всем сердцем, верить в себя, бороться за свои идеалы, быть искренним, щедрым, бесстрашным.

Источник

Краткое содержание «Облако в штанах»

Всего получено оценок: 1922.

О произведении

Поэма «Облако в штанах» Маяковского, написанная в 1915 году, стала первым крупным произведением поэта-революционера. Первоначальное название – «Тринадцатый апостол» – было изменено в результате царской цензуры. Поэма написана под влиянием неразделенной любви к красавице Марии Денисовой.

Предлагаем читать онлайн краткое содержание «Облако в штанах» по главам, которое будет полезным для читательского дневника.

Облако в штанах о чем кратко. Смотреть фото Облако в штанах о чем кратко. Смотреть картинку Облако в штанах о чем кратко. Картинка про Облако в штанах о чем кратко. Фото Облако в штанах о чем кратко

Место и время действия

События поэмы происходят в 1910-х годах в России, точное место действия указано в первой части — Одесса.

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Вступление

Глава 1

Лирический герой предается воспоминаниям о том, как в Одессе он страдал, нетерпеливо ожидая девушку по имени Мария. Она обещала прийти ровно в четыре часа, однако время шло, незаметно подкрался вечер, а девушки все нет.

Наступление полночи поэт сравнивает с головой казненного, упавшей с плахи. И дурное предчувствие не обманывает его: приходит Мария, и с порога объявляет о том, что выходит замуж. Это известие оглушает поэта, однако он морально готов к нему и сравнивает свое состояние с пульсом покойника: надежда на взаимность и сладкие мечты разрушены, навсегда погребены признанием Марии.

Глава 2

Вместе с тем поэт понимает, что «мельчайшая пылинка живого» представляет гораздо большую ценность, нежели все его литературные труды. Но он не останавливается на своем пути, продолжая выжигать и растаптывать людские души правдивым словом.

Глава 3

Поэт пускается в рассуждения о жизни, о царящем режиме, не скрывая свои истинные мысли и чувства. Он хулит поэта Северянина, в лице которого видит многих современных рифмоплетов, обеспокоенных лишь тем, чтобы их строки вышли поизящнее. Лирический герой уверен, что свои мысли нужно выражать максимально четко и даже грубо, ведь правда не нуждается в приукрашивании.

Между строк он призывает простой народ к революции, побуждая разрушить существующий строй – «Понедельники и вторники окрасим кровью в праздники!». Себя же поэт называет тринадцатым апостолом.

Глава 4

Однако Мария не отвечает взаимностью, тогда лирический герой обращается к Богу с просьбой дать ответы на все его вопросы. Но небеса отвечают ему равнодушным молчанием.

Облако в штанах о чем кратко. Смотреть фото Облако в штанах о чем кратко. Смотреть картинку Облако в штанах о чем кратко. Картинка про Облако в штанах о чем кратко. Фото Облако в штанах о чем кратко

Заключение

Революционная по своему содержанию, поэма «Облако в штанах» стала образцом удивительного сочетания романтики и грубых аспектов жизни. Центральная тема любви в произведении перекликается с темами одиночества, морали, протеста, атеизма.

Пересказ «Облака в штанах» позволит расставить необходимые акценты и лучше подготовиться к уроку литературы.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

Кратко «Облако в штанах» В. В. Маяковский

В поэме «Облако в штанах» Маяковский показывает поэта, ранимого влюбленного молодого человека, который был отвергнут девушкой. После такого разочарования поэт перестает верить в бога и направляет свой гнев и ненависть на разрушение государственного строя, высмеивая реалии.

Очень краткий пересказ поэмы «Облако в штанах»

Молодой и красивый поэт, окрыленный любовью, ждет возлюбленную, Марию, ради которой он готов из глыбы превратится в нежное «облако в штанах». Девушка пообещала прийти к нему, но указанный час прошел и наступает глубокая ночь, а поэт все мучается в ожидании, переживая, что она не появится. Среди ночи Мария все-таки приходит, и заявляет, что выходит замуж за другого. Поэт пытается показывать максимальное спокойствие, «как пульс покойника». Но он понимает, что эту боль можно только выстрадать с годами.

Поэт перестает читать книги, отрицает все, что было до него создано. Если раньше он думал, что каждый может быть писателем, на самом деле это не так, а большинство людей и два слова связать не могут, не говоря уже о поэмах: «Только два слова живут, жирея, — «сволочь» и «борщ». Он также понимает, что даже мелочь, но реальная, для людей важнее написанного поэтом.

Затем герой начинает размышлять об истории мира, которая еще больше его угнетает, так как состоит из одних ошибок и угнетения. Он вспоминает ярких личностей, которые своими достойными или недостойными поступками прославились на весь мир (Наполеон, Бисмарк, Ротшильд и т. д.). У поэта появляется четкое желание свергнуть существующий строй, где любят только красиво говорить, но последствия всего этого ужасны.

Разочаровавшись в жизни, человек начинает искать спасение в религии, но так как у поэта критическое мышление, он не может спастись, и продолжает заниматься самоедством. Герой поэмы в конце концов разочаровывается и в творце: «К черту вашу религию». Он надеялся на бога, но тот ему не помог избавиться от сердечных переживаний, поэтому автор уничижительно называет Творца «крохотным божиком».

Главные герои и их характеристика:

Второстепенные герои и их характеристика:

Краткое содержание поэмы «Облако в штанах» подробно

Поэма начинается со вступления, где поэт сразу описывает, что своим произведением «дразнит» обывателей об «окровавленный лоскут» своей раненой души. Они привыкли к своей комфортной «засаленной» жизни, и не хотят замечать того, что происходит вокруг. Лирический герой еще не испорчен временем, у него молодая душа, и в ней еще нет «старческой нежности».

Юноша начинает сравнивать себя с обывателями, ведь для них любовные чувства – это лишь лирика, они не способны любить так как он. Герой говорит, что им бы не мешало научиться любить, вместо равнодушного существования в этом мире.

Поэт рассказывает о своей разносторонней личности: для кого-то «от мяса бешенный», а для других — «безукоризненно нежный», словно облако в штанах.

События происходят в одесской гостинице, где лирический герой ждет возлюбленную Марию. Она пообещала прибыть в 4 часа дня, но в указанный час не появилась. Поэт мучается в ожидании. Наступает ночь. Надежда постепенно угасает, что девушка вообще появится. Лирический герой стоит у окна и рассуждает, что даже такая «громадина с железным сердцем» хочет порой женской ласки и теплоты. Он думает о том, будет ли любовь, какой она будет, если случится – большой или крошечной. Затем поэт рассуждает, что вряд ли он заслуживает большой любви, что может рассчитывать лишь на «маленького любеночка».

С наступлением полночи поэт уже на взводе от неизвестности и ожидания, и тут входит Мария, резкая, как «нате!», и вдруг заявляет: «Знаете – я выхожу замуж». Лирический герой не показывает своей боли, он старается быть холодным и сдержанным, как «пульс покойника». Он лишь сравнивает возлюбленную с украденной Джокондой, а себя с домом после пожара, где кто-то все равно живет, проводя аналогию с Помпеями, которые погубил Везувий.

Переживший потерю возлюбленной, поэт начинает отрицать прошлое, обнуляя все, что было создано до него. Он перестает читать книги. Ранее он думал, что книги делаются так: каждый смог бы стихи писать, стоит лишь обычному человеку чем-то вдохновиться и «разжать уста». Но когда сам начинает сочинять, то понимает, как тяжело дается каждое слово. Лирические поэты рождают рифму про любовь, а простым людям, улице, голосить нечем. Поэт решает стать этим гласом народа, но его никто не желает выслушать. В реальности народ-улица может сказать: «Идемте жрать!», – и жиреет только эта пара слов «сволочь» и «борщ».

Лирический герой разочаровывается в мире и не желает жить в этом. Он понимает, все «уличные тыщи» в лирике от поэтиков не нуждаются, творчество коих молодой поэт презирает. Он просит их очнуться и понять, что люди сами «творцы в горящем гимне — шуме фабрики и лаборатории». Поэт отвергает даже классику в лице Гете или Фауста, ведь людей больше заботит их реальность, нежели то, что сотворил поэт.

Себя лирический герой прозвал Заратустрой», а свою литературную карьеру сравнивает с Голгофой, ведь его не понимают и не принимают. Поэт предвкушает наступление революционных движений и определяет себе роль предтечи, он готов предоставить свою душу, как окровавленное знамя. Хотя сам и не уверен, что революционные движения сильно поменяет положение, так как жизнь очень сложно изменить.

Реальность кажется лирическому герою очень жестокой, что он вспоминает о домах для душевнобольных. Творчество запирают цензурной «клеткой», через которую невозможно прорваться. Он не желает, чтобы цензура вмешивалась в его произведения. Поэт осуждающе относится к Игорю Северянину, называя его творчество «чириканьем перепела». Он уверен, что на этой ступени к революции, надо не «чирикать», а «кастетом кроиться миру в черепе». Лирический герой не понимает тех, кто больше переживает о благозвучии своих творений, чем об их посыле. Своему творчеству он предвещает величие.

Ему остается искать спасения у Творца, но и тому лирический герой не угоден. В трактире он увидел икону Богоматери, и невольно начинает проводить параллель своей жизни с Иисусом. Поэт рассуждает, что он возможно является «в евангелии тринадцатым апостолом», который никому не нужен, но называет себя верным учеником, потому что когда слышен голос поэта, то душа его приближается к сыну божьему.

Поэт вновь вспоминает свою возлюбленную Марию, спрашивая «ждешь». Он попробованный всеми вновь придет к ней, но девушка его не принимает. Над лирическим героем смеются, из-за того, что он все еще страдает по прошлому: «Опять в зубах… чёрствая булка вчерашней ласки».

Затем в поэме в мрачных тонах описывается дождь и улицы, по которым передвигаются экипажи с лоснящимися жирными буржуями. Поэту очень неприятны люди из этого общества, он не понимает, как донести до них свое слово, ведь он просто человек. Лирический герой снова просится к Марии, возвышая ее имя, наделяя величием равное богу. Наконец, она соглашается его впустить.

Поэт рассказывает, что не страдает от нехватки женского внимания, даже появилась целая армия поклонниц, но такой настоящей любви какую он испытывает к ней, больше ни к ному не чувствовал. Лирический герой не требует от возлюбленной любви, а лишь ее тело, как православные, просящие у Творца хлеба. Он не желает петь любовные сонеты, ведь «весь из мяса, человек весь». Марии поэт пообещал бережно любить ее тело, которое он долго желал, как солдат после войны бережет единственную ногу. Но девушка не соглашается на это, и лирический герой вновь чувствует боль, потому что его отвергла возлюбленная.

Представляя себя сыном божьим, поэт отказывается от веры, ведь он представлял Бога чем-то великим, а религию движущей силой, которая не давала народу впасть в уныние. Но на деле, Бог не помог ему даже справиться с душевной болью, которой он страдает уже столько времени, и называет Творца «крохотным божиком». Никто не способен понять, что является истинной любовью, кроме него. Лирический герой окончательно разочаровывается во всем и готов идти на бойню, приказывая, чтобы небо преклонилось перед ним, но вселенная молчит, равнодушно не замечая поэта.

Кратко об истории создания произведения

Маяковский начинает работать над поэмой в начале 1914 года. В это время, футуристы Маяковский, Давид Бурлюк и Василий Каменский отправляются в турне по стране. В Одессе Владимир Владимирович знакомится с художницей Марией Денисовой, которая до глубины души ранила поэта в самое сердце. Она не считала их мимолетное знакомство в поездке чем-то серьезным. Этот отказ и послужил толчком к написанию «Облако в штанах».

Маяковский закончил поэму в июле 1915-го года и она носила «рабочее» название «Тринадцатый апостол», ведь именно в этом образе себя представлял автор. Цензура не пропустила произведение с таким названием и Маяковскому пришлось изменить на «Облако в штанах» также перед публикацией цензура сильно урезала произведение. Отрывки из поэмы вышли в начале 1915 года в альманахе «Стрелец. Первый сборник», а в полном формате поэма была опубликована лишь в 1918-ом году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *