Объективный и субъективный идеализм в чем отличия
Идеализм в философии: понятие и основные идеи
Один из распространенных вопросов, который не дает покоя философам, – «Что первично – материя или сознание?». В зависимости от выбранного ответа философов разделяют на две группы: те, кто поддерживают первый вариант, зовутся материалистами, а те, кто вторую группу – идеалистами. В рамках данного материала более подробно будет рассматриваться именно идеализм.
Что такое идеализм?
Идеализм – это направление в философии, согласно которому сознание первично, а материя вторична.
Главная особенность идеализма заключается в том, что существование физических объектов невозможно вне сознания, то есть именно восприятие является ключевым фактором. По мнению идеалистов именно сознание является тем уникальным инструментом, который позволяет человеку воспринимать мир, а значит, в его отсутствие мира не существует. В связи с этим человеческое тело должно существовать как идеальное, поскольку только в таком случае оно может стать воспринимаемым для конечного человека. Однако здесь важно отметить, что идеалисты не отрицают существование физического мира, с их точки зрения сознание лишь наделяет объекты субстанциональными свойствами, что, как результат, позволяет подводить их под категорию материи.
Идеализм является довольно давней теорией, поскольку он возник примерно 2,5 тысячи лет назад. Однако сам термин «идеализм» был выведен и сформулирован лишь в 18 веке, когда немецкий математик и идеалист Лейбниц охарактеризовал Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. В 1749 году Дидро, приверженец материализма, называл идеализм самым абсурдным вариантом системы из всех существующих.
Разновидности идеализма
Идеализм разделяется на две основные разновидности: субъективный и объективный.
В основе субъективного лежит существующее ощущение, представление, а также сознание конкретного индивидуума. Стоит отметить, что субъективный идеализм полностью отрицает наличие независимых от человека предметов за всеми ощущениями.
Объективный идеализм отличается от субъективного тем, что берет в качестве основы не личное, а некоторое мистическое сознание, то есть мировой разум, универсальную волю или нечто подобное. При этом наличие какого-либо отдельного сознания от человека не существует, а любое проявление идеализма приводит к божественной теории и религии.
Основные идеи идеализма
Основой для идеализма является первичность всего духовного и нематериального, при этом все материальное относится на второй план. Эта особенность делает идеализм крайне близким религии, которая также утверждает о конечности мира во времени, а также его обустроенности Богом. Идеализм использует телеологическую точку зрения, как основной контраргумент материалистическому детерминизму. Однако стоит отметить, что идеализм обладает широким количеством трактовок, несмотря на то, что термин, очевидно, считается исконно философским.
С точки зрения теории классового общества идеализм является некоторым наукообразным продолжением различных мифических, религиозных и фантастических представлений. Идеализм и его различные философски вопросы и особенности в значительной степени тормозят научный прогресс. Тем не менее, вопросы, поднимаемые последователями идеализма, способствовали стремительным темпам развития философии, поскольку они позволяли исследовать различные формы познания.
В любом случае идеализм крайне тесно связан с религией, поскольку он по своей сути является некоторым понятийным и концептуальным выражением религиозной точки зрения. Практически во все века идеализм являлся некоторым философским подходом к обоснованию веры.
Основные концепции идеализма
Одни из первых рассуждений в данном направлении были сформулированы в Древней Греции. Начало им положил Пифагор, который считал числа самостоятельной сущностью вещей, а их гармонию – сущностью вселенной. Платон же в свою очередь считается родоначальником философской системы объективного идеализма. Он выдвинул точку зрения, согласно которой помимо материального мира существует мир идей, который доступен только «очам разума». В рамках этого эфемерного мира существуют различные идеи и концепции, которые позволяют продвигать их и развивать материальный мир. При этом сам материальный мир рассматривается как тень мира идей. Платон полагал, что мир идей является божественным царством, где до рождения человека обитала его душа, и куда она вернется после смерти. Однако ученик Платон, Аристотель, оспаривал подобную точку зрения.
Однако наибольшего развития объективный идеализм достиг в работах немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (1770 — 1831). Он выдвинул теорию о том, что существует некоторый Мировой Разум, который являлся Абсолютной Идеей. Именно она становится основой для формирования всех понятий, постепенно обретает материальную оболочку, порождая окружающий мир и самого человека. Именно появление человека стало отправной точкой для нового этапа развития Абсолютной Идеи, поскольку она смогла проявляться не только в виде объектов физического мира, но и в качестве духовной – сознания человека. Основой идеализма Гегеля является идея развития и диалектики. При этом главная особенность подобной точки зрения заключается в том, что объективный идеализм отрывает общие понятия и законы от конкретных объектов и явления, возводя идеи в абсолют.
Классическим же проявлением субъективного идеализма является учение, которое было создано английским епископом Джорджом Беркли. Он считал, что все объекты физического мира являются некоторыми устойчивыми комбинациями из ощущений человека. Стоит отметить, что чрезмерное развитие подобной идеи приводит к выводу, что в мире не существует ничего, кроме ощущений. Подобные убеждения вылились в отдельное течение, получившее название солипсизма. Однако Беркли не поддерживал солипсизм, и в качестве ограничения определил, что ощущения являются воздействием Бога на душу. Таким образом, еще раз была подчеркнута тесная связь религии и идеализма.
Особенности развития современного идеализма
В современной философии существует достаточно большое количество экзистенциалистов, которые близки к идеалистическим воззрениям. Среди них можно выделить Л. Шестова (1866-1938), Н. Бердяева (1874-1848), М. Хайдеггера (1889-1976), Г. Марселя (1889-1973), Ж.П. Сартра(1905-1980), А. Камю (1913-1960). Здесь важно отметить, что для каждого экзистенциалиста важнейшим компонентом является существование отдельного человека с его чувствами и переживаниями. Из этого формируется и задача философии, которая заключается в нахождении некоторого смысла человека, то есть его подлинной экзистенции. Для того чтобы осознать окружающий мир человек в первую очередь должен осознать собственный смысл существования. Здесь показательной является точка зрения К. Ясперса, который утверждает, что научный подход не позволяет ответить на вопрос о смысле жизни и смысле самой науки.
При этом, по мнению экзистенциалистов, истинной формой любого философского познания является интуиция, которая по своей сути является некоторым отражением субъективных переживаний личности. Также все экзистенциалисты разделяют существование человека на подлинное и неподлинное. Подлинное подразумевает свободную жизнь, где человек самостоятельно принимает все решения, а также несет ответственность за собственные решения. Неподлинная жизнь – полное погружение индивида в повседневности.
Стоит отметить, что в 20 веке появилось еще одно философское течение – персонализм, который по своей сути стал тесно пересекаться с субъективным идеализмом. Все персоналисты рассматривают человека с точки зрения двух аспектов: духовного, то есть человека как личность, а также материальном, человека как индивида. Первый аспект объясняется наличием у человека свободной и разумной духовной первоосновы и свободы выбора. Второй аспект формируется на том, что человек является частью природы и общества, а также подчиняется его законам. Персоналисты утверждают, что человек-личность подчиняется только Богу, в отличие от человека-индивида, который подчиняется еще и обществу. Из этой особенности следует важность религии, которая выступает в качестве связующего звена между божественной личностью и человеком.
Отличия материализма и идеализма
Два данных направления в философии конкурируют между собой практически с самого зарождения философии. Материализм является полностью противоположной концепцией идеализму. Его основными постулатами являются:
Если рассматривать с социальной точки зрения, идеализм является противоположностью материализма и выступает в качестве мировоззрения консервативных и реакционных классов, которые не заинтересованы в корректном отображении бытия.
В связи с тем, что два данных направления являются полностью противоположными, истинным может быть только одно из них. Большая часть учёных склоняется к тому, что именно материализм является более правдивой стороной.
Историю соперничества материализма и идеализма можно изучать в учениях различных известных философов, где последовательно излагаются все подобные точки зрения.
Субъективный и объективный идеализм
Суть онтологической проблемы заключается, прежде всего, в ответе на вопрос о сущности бытия (реальности, действительности).
С глубокой древности в философии было выделено два типа реальности: материальная и духовная (нематериальная) К материальной реальности (иные ее названия – объективная реальность, материя, природа и т.п.) относили все, что находится вне нашего сознания, во внешнем материальном мире. К духовной реальности (другие названия: идеальная реальность, сознание, душа и пр.) причисляли содержание нашего внутреннего мира (наши ощущения, мысли, желания и пр.).
Вопрос о соотношении этих двух реальностей («что первично: дух или материя?) оказался настолько важен, что получил название «основного вопроса философии» (Ф. Энгельс). Вопрос об онтологической «первичности» или «вторичности» духовного и материального означает: что является первоосновой, причиной, а что – следствием, порожденным и обусловленным этой причиной?
Сложность онтологической проблемы заключается в том, что явления духовной реальности даны нам непосредственно. Мы осознаем свои мысли, чувства, желания без помощи органов чувств или каких либо приборов. А процессы и явления внешнего мира (объективной реальности) известны нам только благодаря нашим ощущениям и восприятиям, которые сами по себе являются частью нашего сознания. Закономерно возникает вопрос: обладают ли окружающие нас предметы самостоятельным существованием или внешний мир есть порождение нашего сознания (то есть, опять: что первично?).
На этот вопрос возможны три принципиально различных ответа, породившие три основных онтологических направления в философии:
1) материализм: внешний мир, окружающая нас действительность представляют собой объективную реальность, существующую независимо от сознания: наша Вселенная, природа сформировались естественным путем задолго до появления человека и могут существовать без него;
2) субъективный идеализм: внешний мир существует только благодаря нашему субъективному сознанию и является продуктом его деятельности, иллюзией;
Субъективный идеализм составляет мировоззренческую основу подавляющего большинства индийских религиозно-философских концепций, полагающих, что внешний мир – это «майя» (в переводе с санскрита – иллюзия). В западноевропейской философии родоначальником субъективного идеализма считается английский мыслитель Джордж Беркли (1685 – 1753), трактующий предметы внешнего мира как «комплексы ощущений».
Последовательно проведенная логика субъективного идеализма может привести к солипсизму (лат. solus – единственный, ipse – сам) – парадоксальному выводу о том, что не только мир, но и другие люди являются порождением сознания одного-единственного существующего мыслящего субъекта. Поэтому философы данного направления обычно допускали существование сверхиндивидуального, божественного сознания как источника наших ощущений.
Несмотря на идейную целостность материализма как онтологического учения, в истории философии существовало несколько его разновидностей.
Исторические формы материализма:
Древний материализм; его часто называют «наивным» или «стихийным», так как в нем материалистический взгляд на мир представлялся чем-то само собой разумеющимся; теоретическое обоснование его, в силу неразвитости науки, почти отсутствовало. Материалисты древности опирались, главным образом, на житейские наблюдения, здравый смысл и обыденный опыт людей. Выдающимися философами-материалистами этого типа были древнегреческие мыслители: Фалес (ок. 652 – ок. 547 гг. до н.э.), Гераклит Эфесский (ок. 520 – ок. 460 гг. до н.э.), Демокрит (ок. 460 – ок. 370 гг. до н.э.).
«Механистический» материализм Нового времени. Название обусловлено тем, что философы-материалисты этой эпохи стремились опираться в своих выводах на механику, которая занимала лидирующее положение в науке XYII-XYIII вв. Поэтому среди мыслителей сложилось убеждение, что научное объяснение мира (человека, природы и общества) возможно только при помощи законов и принципов механики. Наиболее крупными представителями этой формы материализма были: Д. Дидро (1713 – 1784), П. Гольбах (1723 – 1789) и другие французские просветители XYIII века.
«Вульгарный» материализм (лат. vulgaris – простой, обыкновенный), основатели которого немецкие мыслители, врачи-физиологи XIX века (Бюхнер, Фохт, Молешотт) упрощали проблему сущности сознания, сводили все мыслительные процессы к их физиологической основе. Они считали, что мозг так же выделяет мысль, как, например, печень – желчь; полагали, что содержание наших мыслей зависит от химического состава пищи, объясняя, например, рабство колониальных народов употреблением преимущественно растительных продуктов.
Антропологический материализм – специфическая разновидность материализма, которую разработал в XIX веке представитель немецкой классической философии Л. Фейербах (1804 – 1872), рассматривавший человека как центральную философскую проблему и одновременно исходный пункт своей материалистической философии.
Диалектический материализм – философия, которую разработали немецкие мыслители К. Маркс (1818 – 1883), Ф. Энгельс (1820 – 1895) и их последователи. Особенностью этой формы материализма было, во-первых, соединение материализма с диалектикой – методологией познания, требующей изучать явления в их изменчивости, противоречивости и взаимосвязи и, во-вторых, распространение идей диалектического материализма на область общественных явлений и исторический процесс («исторический материализм»).
Необходимо отметить, что хотя материализм и идеализм как противоположные онтологические учения возникли более двух с половиной тысячелетий назад, термины для их обозначения лишь в начале XYII века ввел в употребление немецкий мыслитель Г. Лейбниц (1646-1716).
Помимо материализма и идеализма как основных онтологических направлений в философии, существуют и другие онтологические концепции – пантеизм, дуализм, плюрализм.
От пантеизма следует отличать близкий ему по смыслу панентеизм(«все в боге») – учение, согласно которому не Бог «растворен» в природе, а наоборот: мир пребывает в Боге как основе и творце мироздания. Термин «панентеизм» был введен немецким философом-идеалистом К. Краузе (1781-18320), для названия своей концепции, по которой мир – создание Бога и, одновременно, способ его проявления; мир покоится в Боге, но не сливается с ним полностью и т.п. Не составляет труда заметить идейную близость этого типа онтологии к объективному идеализму. Элементы панентеизма усматривают в философии Г. Гегеля и в ряде других религиозно-идеалистических учений.
Для материализма, идеализма и пантеизма (панентеизма) общим является признание в мире только одной субстанции, одной первоосновы всех многообразных явлений действительности. Такой тип онтологии в философии получил название «монизм» (греч. monos – один, единственный). Философский монизм в решении проблемы количества субстанций в мире противостоит дуализму и плюрализму.
Дуализм (лат.dualis – двойственный) утверждает, что материя и дух – это две равноправные, не сводимые друг к другу и независимые друг от друга субстанции.Термин был введен немецким философом Х. Вольфом (1679-1754). На позициях философского онтологического дуализма стоял видный мыслитель Нового времени Р. Декарт (1596 – 1650).
Однако, понятие «дуализм» применяют не только в онтологии, но и в других учениях, утверждающих равноправие двух противоположных начал (напр., добро и зло, Бог и Дьявол в средневековых дуалистических ересях), а также для обозначения двойственности, непоследовательности мыслителя в решении какого-либо вопроса. Так, в частности, можно говорить о гносеологическом дуализме И. Канта, допускающего познание феноменального мира («мира явлений») и одновременно отрицающего возможность познания их сущности («вещи-в-себе»).
Сегодня термин «плюрализм» широко применяется в социально-политическом познании, как один из фундаментальных принципов устройства правового общества (плюрализм мнений, политический, экономический, культурный плюрализм и пр.).
Из вышеизложенного следует, что, несмотря на множественность онтологических теорий, большинство из них имеют либо материалистическую, либо идеалистическую направленность, что и позволяет считать именно материализм и идеализм базовыми концепциями онтологии.
Идеализм и его субъективная и объективная разновидности
Идеализм – философское направление, признающее, что в основе мира лежит сознательное, духовное начало. Материя при этом рассматривается, как правило, в качестве косного начала, не способного к саморазвитию. Это не случайно: изменения в сфере духа и заметнее, и плодотворнее. Идеализм рассматривает мир по аналогии с миром культуры, где ничто не создается и не появляется без плана, идеи, воплощающихся в человеческой деятельности. В зависимости от того, какого уровня духовное начало творит мир, различают объективный и субъективный идеализм.
Объективный идеализм или признание того, что в основе мира лежит объективный, не зависящий от сознания человека, дух, берет свое начало с античности. Первая объективно-идеалистическая система разработана Платоном. Он был первым из философов, обратившим внимание на факт существования общих идей, на их необходимость для постижения идей конкретных вещей.
Попытаемся воспроизвести логику Платона. Давайте подумаем. Когда мы сталкиваемся с конкретным явлением и хотим что-то узнать о нем, нам недостаточно просто взглянуть на него. Мы обязательно должны назвать его. Дать имя – значит, отнести предмет к какому-нибудь классу. Свойства класса нам известны, поэтому мы смело переносим эти свойства и на сам предмет, тем самым, узнавая о нем нечто такое, что не видно глазу, что невозможно потрогать, понюхать, лизнуть, но что в действительности составляет его сущность. Мы узнаем идею вещи.
Идея – эйдос важнее вещи. В ней смысл, назначение вещи, в ней ее цельность, закон устройства и функционирования, который объясняет ее конкретные особенности, вечность, наконец. В самом деле, без идеи механизма любой двигатель – груда деталей. До тех пор, пока сохранилась идея, живет и потенциальная возможность вещи. Вы никогда не видели динозавра, но есть идея динозавра. Вам вряд ли приходилось видеть баллисту, катапульту, но есть их идея. Если же будет утрачена идея, то в нашем мире вместе с ней исчезнет навсегда и то, что за ней скрывается.
Что же такое идея? Мы видим конкретных лошадей, они вещественны, материальны. Идея нематериальна, невещественна: мы никогда не видели лошади вообще. Значит, идеи должны пребывать в каком-то другом, не нашем мире. Таким образом, Платон приходит к признанию необходимости существования некоего мира идей. Он существует вечно, до и независимо от нашего преходящего мира. Земной мир – лишь бледная копия мира идей. Природа к развитию неспособна. Только идея способна вдохнуть в нее жизнь и движение, совершенствование. В мире идей пребывают наши души до рождения и после смерти. Приходя в земной мир, они забывают то, что видели в другом идеальном мире. и только когда нам встречается совершенная вещь, наша душа начинает смутно припоминать то, что видела в мире идей.
К признанию того мир идей должен существовать приводит и другая логическая линия. Все мы стремимся к реализации идеалов. Но ведь каждый из нас знает, что идеал недостижим в нашем далеко не идеальном мире. Откуда же у нас представление об идеале, если здесь, на Земле, таких состояний нет и быть не может? Именно из мира идей.
Картина объективного идеализма Платона вероятно напомнила Вам мотивы христианского учения. Это не случайно. Ученики Платона – неоплатоники, продолжили развитие его идей. В конечном итоге в преобразованном виде эти идеи легли в основу теоретической части нарождающегося христианства. Некоторые мотивы Платона могут напомнить и идеи индийской философии.
Следующая крупнейшая система объективного идеализма принадлежит немецкому философу Гегелю. Она достаточно сложна, отличается логической стройностью и завершенностью. В общих чертах объективный идеализм Гегеля выглядит следующим образом. Из логики Вы помните, что любое понятие схватывает сущность вещи. Понятия с большим объемом, естественно, схватывают сущность большего количества вещей, более общей области действительности. При этом все понятия, и единичные, и общие, и пустые, являются понятием как логической формой. Понятие как таковое, как логическая форма понятия, включает в себя и все многообразие мира, и в то же время схватывает сущность не только отдельных вещей или классов, но и мира в целом. В теории Гегеля появляется таким образом представление об абсолютной идее. Она лежит в основе мира, представляя собой, с одной стороны, ничто, небытие, поскольку не является ничем конкретным, а, с другой стороны, все, поскольку содержит в себе потенцию многообразия, его идею, представляя тем самым бытие.
Гегель рассматривает противоположность между бытием и небытием с позиций диалектики, что дает возможность представить их соотношение достигающим стадии противоречия, которое, разрешаясь, становится основой саморазвития абсолютной идеи. В ходе этого процесса происходит материализация, овеществление абсолютной идеи, появление мира неживой, затем более сложной живой природы, человека и общества. На стадии человеческого мышления идея как бы возвращается к самой себе в идеальных способах устройства социальной жизни.
Линия идеализма была бы представлена неполно, если бы мы не остановились на идеалистических идеях, связанных с творчеством собственно человеческого сознания, а не объективного духа. Это позиция субъективного идеализма. Идеи этого направления существовали в философии всегда, но развернутая концепция этого идеализма принадлежит английскому философу Беркли. Он непримиримо критиковал понятие материи и рассуждал следующим образом. Что такое тот или иной предмет? Это наше представление о форме, цвете, вкусе, запахе и т.д. Значит, любой предмет существует в нашем сознании как комплекс ощущений. Причем, ощущения эти будут различаться у разных людей. Больному, пишет Беркли, и сладкое может представиться горьким. Отсюда напрашивается логичный вывод: раз каждый предмет есть комплекс ощущений, значит, и мир в целом тоже совокупность комплексов ощущений. А поскольку эти ощущения субъективны, то и представление о мире у каждого субъективно. Но мир, в котором мы живем, данный нам в ощущении только, и есть мир наших представлений. Чего нет в представлении, ощущении – нет и в мире. отсюда еще один вывод субъективного идеалиста Беркли: существовать, значит быть воспринимаемым. Действительно, можем ли мы с достоверностью сказать, что нечто существует, если этого нет в нашем ощущении? Пахнет ли роза, когда ее никто не нюхает?
Позиция субъективного идеализма довольно логично приводит к совсем даже нежелательному с точки зрения всего нашего опыта выводу: существую только я один, ибо это единственно достоверное ощущение, с которым я никогда не расстаюсь. Эта крайняя точка субъективного идеализма получила название солипсизма. Именно ее критиковал Ленин, когда рассматривал нелепость субъективного идеализма. Ленин не был единственным критиком субъективного идеализма. Достаточно вспомнить такую эпиграмму:
мир, считал он, мое представленье,
но когда ему сын в стул булавку воткнул,
он вскричал «караул,
«как ужасно мое представленье!»
Однако, это направление вовсе не нелепо. Его представители справедливо обращают внимание на то, что было упущено другими: каждый действительно живет в своем мире, достоверное знание о котором дано нам лишь в форме собственных ощущений. И, кроме того, наше сознание действительно обладает творческим потенциалом, который в буквальном смысле творит мир каждого из нас.
Как же удается субъективному идеализму не попасть в ловушку солипсизма? Выход прост, он подсказан философским допущением о существовании у нас врожденных идей. В случае с Беркли, мысль состояла в том, что идеи, позволяющие нам найти общий язык и не замкнуться в мире своих ощущений, а, наоборот, найти между ними нечто общее, даны всем нам Богом. Это одно из интересных использований представления о наличии у нас врожденных идей.