О чем рассказывают гербы
О чем рассказывают гербы
Разделы: МХК и ИЗО
Звучит гимн, ученики встают.
Учитель. Ребята, что за музыка сейчас звучала?
– Это гимн России.
– А что такое гимн?
– Это отличительный знак, символ нашего государства.
– А какие еще государственные символы вы знаете?
– Герб, флаг.
– Наш урок посвящен гербам. Мы будем говорить о том, когда появились первые гербы и для чего они нужны.
Герб – слово немецкое. В переводе на русский оно означает «наследство». Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.
– Как вы думаете, когда появились первые гербы?
– Правильно, самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров.
Это были личные знаки рыцарей, которые ставили на боевых щитах, а так же шлемах, флагах и попонах лошадей. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга
на расстоянии. Вначале изображения на рыцарских доспехах были
случайными, позднее они стали более осмысленными, их целью
было увековечить ратные подвиги владельца, ими стали дорожить и
передавать по наследству. Тогда появилось слово герб.
Каждый знак, цвет в гербе имел определенное значение и символически рассказывал о том, кто этот человек, которому дозволено его носить. Герб был знаком чести рода.
В 14-15 веках в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». Сочетания цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами-символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке. Свои гербы были и у ремесленников.
Со временем герольды (в переводе с немецкого – глашатай), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, стали описывать и составлять гербы. Так возникло искусство составления гербов – геральдика. Образовалось своего рода геральдическая азбука. Основой всякого герба считается щит – как поле для 3 изображения эмблемы. Известно пять форм западноевропейских Щитов.
Поле щита может быть однотонное, простое или разделенное,
Сложное. Щит бывает разделенным по вертикали – рассеченный, по горизонтали – пересеченный, по диагонали – скошенный.
Цвет в гербе имеет символическое значение.
– Подумайте, что могут означать золотой, серебряный, красный, зеленый, черный?
– В большинстве случаев вы правильно определили значение цветов.
Золотой – богатство, сила, верность, постоянство.
Серебряный – невинность, чистота, девственность.
Голубой – величие, красота, ясность.
Красный – храбрость, мужество.
Зеленый – надежда, изобилие, свобода.
Черный – скромность, ученость, печаль.
Самую важную часть герба (щит) по сторонам обычно поддерживают фигуры – щитодержатели – люди, птицы, звери. Герб украшает лента с девизом – краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба. У российского герба девиза нет.
– Вспомните известный вам или придумайте свой девиз для герба.
(«Со щитом или на щите», «Храбрость и справедливость»)
Вот герб Москвы. Сначала «читаем» цвет: красный – символ мужества, неустрашимости; голубой – символ красоты и величия;
Потом фигуру: всадник с копьем, или святой «ездец», – это Георгий Победоносец.
В гербах отражали то характерное, что было присуще данному городу: природу, образы народных сказаний и т.д.
Свои гербы имеют и входящие в состав России республики. Так, например, выглядит герб республики Татарстан.
– Ребята, а вы знаете, как выглядит герб нашего села?
(Учащиеся рассказывают то, что они знают о нашем гербе).
Учитель дополняет рассказ детей: Проект герба был разработан учащимися нашей школы Сабуровой Мариной и Шепиловым Артемом. Сельская администрация вручила ребятам ценные подарки. За основу герба взята форма французского щита. Наличие флагов Российской Федерации и Ставропольского края определяет место расположения нашего села. Изображенное солнце указывает на то, что наше село находится на юге страны. Поля означают развитое сельское хозяйство. Пять прямоугольников символизируют пять карьеров, имеющихся в нашем селе. А так же пять районов нашего села, которые имеют названия у сельчан.
Постановка художественной задачи.
Сегодня мы узнали много нового об истории гербов и законах их составления. А сейчас я предлагаю вам выполнить проект своего собственного герба или герба своей семьи. При выполнении самостоятельной работы постарайтесь использовать новые знания о гербах.
Посмотрите работы учащихся, перед которыми были поставлены такие же художественные задачи.
3. Практическое выполнение учащимися задания.
1. Зачем людям понадобились отличительные знаки?
2. О чем может рассказать герб, эмблема?
3. Что ты можешь рассказать о языке геральдики?
4. Что означает выражение «прочитать герб»?
5. Знаешь ли ты, как выглядит герб твоего села? Что он означает?
Выставка работ учащихся.
Литература:
1. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Б. М. Неменского «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», Н. А. Горяева, О.В. Островская, Москва «Просвещение» 2005.
2. «Изобразительное искусство» 5 класс, поурочные планы по программе Б. М. Неменского, издательство «Учитель», Волгоград 2006.
Тема: «О чём рассказывают гербы и эмблемы?»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Учитель ИЗО Шевчик Ирина Анатольевна МОБУ СОШ № 1 Пожарского муниципального района Приморского края
Цели урока Познакомиться с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы Выполнить проект своего собственного герба или герба своей семьи
Геральдика Геральдика – искусство составления гербов Возникновение – XI- XII века Герольд – глашатай, распорядитель на рыцарских турнирах При составлении использовали финифть, золото, серебро, меха
Герб (от нем. Erbe — наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству. Геральдика — наука о гербах.
Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались на щитах, на флагах ( штандартах) и на попонах лошадей.
Основой герба является щит. Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия
Щит – поле для изображения герба
В большинстве случаев щит бывает разделен на несколько частей, каждый из которых называются полем
В геральдике используются 7 цветов. Желтый (золотой)- символ богатства и справедливости; Белый ( серебро)- символ чистоты; Червленый ( темно-красный)- символ любви и смелости;
Голубой – символ красоты и величия; Зеленый- символ изобилия и надежды; Пурпурный ( оттенок красного)- могущество; Черный- мудрость и печаль.
Каждое условное обозначение имеет свое значение: Лев- символ силы и власти, мужества и благородства; Медведь- сила, мужество; Факел, раскрытая книга- знание; Пчела- трудолюбие; Лавр- слава;
Смысл изображений Леопард – храбрость, отвага Орёл – власть, господство, прозорливость Конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота
Собака – верность, преданность, повиновение Кошка – независимость Овца – кротость Крылатый змей- зло, смуту; Змея- ум, изворотливость, внезапное нападение; Дракон- могущество; Рука- храбрость.
Единорог – чистота, непорочность Кабан, вепрь – мужество, неустрашимость Ворон – долголетие Феникс – бессмертие Змея – вечность
Дуб – крепость, сила Солнце – свет, богатство, изобилие Звезда – ночь, вечность Посох – духовная власть
Многие гербы украшает лента с девизом. Девиз- это выражение, отражающее принципы рыцаря. Всегда вперед
Герб рассказывает о самом главном в судьбе города, его внешнем облике, обычаях его жителей. Рассказ ведется на языке символов.
Первый герб Русского государства
Гербы городов и областей России Калининград Магаданская область Комсомольск-на-Амуре Челябинская область
Герб Приморского края
Практическая работа Нарисуйте герб своей семьи или класса
«О чём рассказывают гербы и эмблемы?» Презентация. 5 класс
Учитель: Эннанова Ленара Диляверовна
Предмет: изобразительное искусство
О ЧЕМ НАМ РАССКАЗЫВАЮТ ГЕРБЫ И ЭМБЛЕМЫ
Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые ставили на боевых щитах, а также на шлемах, флагах и попонах лошадей. Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии
Символический язык гербов
Рыцарские гербы были символами, которые на языке рисунков показывали, кем являются их владельцы.
Чтобы не было двух одинаковых гербов, были приняты жесткие правила, указывающие, что означает каждый знак и рисунок и кому дозволено их носить. Эти правила пришли из Франции.
Создание и изучение гербов называется – геральдикой.
Люди, создававшие гербы и правила называются – герольдами. Они были глашатаями и распорядителями на рыцарских турнирах. Герольды приносили приказы, подавали боевые сигналы и считали убитых после боя. Они должны были опознавать мертвых рыцарей по их гербам.
Герольды разработали собственный язык для описания гербов.
Композиция, например, способ разделения поля, названа «делением», основные рисунки «ординариями» Изобразительные символы на щите герба названы «загрузкой».
Рассмотрите внимательно государственный герб Нидерландов. Назовите элементы герба, которые здесь присутствуют
Форма щитов для женских гербов
Щит рассечен; Щит пересечен; Щит скошен;
Щит четверочастный; Щит четверочастный; Щит вилообразный
Геральдические фигуры второстепенные
Не геральдические фигуры.
Материал для закрепления
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Правополушарная живопись
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-541469
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
О чем рассказывают гербы
1.1 Основные понятия.
Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследие) — изобразительный опознавательный знак (подвид эмблем), составленный и употребляемый по правилам геральдики, служащий для отличия владельца (личности, семьи, рода; населённого пункта, города, территории, государства, межгосударственного объединения; общественной, профессиональной, социальной или государственной корпорации: органа, организации, формального или неформального объединения, учреждения, предприятия и т. п.; общественного события или акции и проч.) от других. [ 6]
1.2. Обзор литературы
Для того, чтобы создать герб, было необходимо получить знания об основных геральдических правилах, я изучила ряд книг, статей и электронных ресурсов.
2. Лакиер А.Б. «Русская геральдика». Одна из самых крупнейших книг посвященных русской геральдике. Автор в нескольких частях рассказывает о появлении гербов в России, объясняет значение символов, цветов и форм, показывает, на какие категории делились изображения и откуда они пришла в Россию. Я использовала материалы из этой книги, чтобы правильно подобрать символы к своему гербу.
1.3. Почему гербы важны и в наше время?
Символы – важная составляющая часть нашей жизни. Функция и значимость герба состоит не только в обозначении своего владельца. Герб также может обохначать сферу деятельности, принадлежность к определенному государству, претензию на территорию.
В последнее время отмечается увеличение интереса к символам, эмблемам и прежде всего к территориальным гербам. Это можно объяснить возрождением многих исторических традиций, институтов и понятий, с одной стороны. С другой стороны, герб – это отличительная черта, своего рода отправная точка для «продвижения» территории в современном мире.
Таким образом, герб позволяет не только сохранять традиции и историю, но может послужить хорошим стартом для дальнейшего развития. Отличительные свойства и яркие зрительные образы герба позволяют территории не просто отличаться от других, но и дают возможность стать узнаваемой для широкой аудитории.
Цель работы: создание герба Центрального федерального округа.
Изучить литературу по данной тематике.
Собрать сведения о принципах создания герба.
Изучить технику создания герба.
Собрать и обобщить сведения о Центральном федеральном округе.
Составить вопросы к анкете и провести опрос
С момента появления гербов, постепенно стали появляться и основные правила их начертания и использования. Позже это превратились в некий свод законов и послужило толчком к развитию новой исторической дисциплине – геральдики.
Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus «глашатай») — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. [4] Современная геральдика является составной частью целой группы наук эмблематики, которая изучает эмблемы. Отличие гербов от эмблем заключается в том, что эмблемы имеют иные правила создания, употребления и отличный правовой статус.
Создание гербов соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный или, например, фамильный герб и так далее. Геральдика объясняет значение тех или иных фигур, расположенных на гербе. Так как любой символ, изображение, цвет, используемый для создания герба, имеет свое значение.
2.2. Основные геральдические инструменты и термины
У гербов существует общепринятая форма щита, на котором расположены: цвет, символы, девиз.
Форма встречается двух видов:
— национальная (испанская, варяжская, французская и т.д.).
— геометрическая (круг, овал и т.д.)
2.2.2. Символика цветов.
Существует множество толкований, предлагаемых нам в разных источниках.
Золото – ни у кого не возникает сомнений, что это – король металлов, оно символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
Серебро – обозначает благородство, невинность, а также чистоту и правдивость.
Червлёнь (красный) – чаще всего призвано указать на храбрость, мужество, а также может служить символом крови, пролитой в сражениях.
Лазурь (голубой) – может означать великодушие, честность, верность, или просто чистое небо.
Пурпур – насыщенный, «богатый» цвет, символ благочестия, щедрости и верховного господства.
Чёрнь (чёрный) – с одной стороны может указывать на осторожность и мудрость, также является символом печали и траура.
Однако, символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда известно, что автор герба вложил смысл в его расцветку. В худшем случае есть риск обнаружить скрытый смысл там, где его нет. С определенный долей вероятностиможно сказать, что часто, цвет выбирается не только в соответствии с его значением, но и в соответствии с эстетическими принципами составления композиции. Не существует жёстко регламентированной системы, которая могла бы помешать каждому желающему вкладывать в геральдические цвета любой смысл, но есть определённые традиции, характерные для различных народов и стран. Поэтому вполне естественно, что существует множество толкований, которые предлагают разные источники.
Существуют неофициальные символы, которые не утверждены в глоссарии геральдических терминов, к таким символам можно с лёгкостью отнести кенгуру и эму на австралийском гербе, животных, являющихся «национальными» а также эндемиков среди животных или растений, которые изображаются на гербах определенных стран. Это позволяет создать четкий географический образ территории.
Так, например, на своём гербе жители Боливии поместили альпаку, животное считается одним из национальных символов страны. Гренадский голубь. Эта птица выступает щитодержателем на гербе Гренады и является эндемиком. На гербе острова Маврикий, можно увидеть вымершую птицу додо или, как её называли Маврийский Дронт. Эта не летающая птица когда-то была эндемиком и национальным достоянием острова. Сейшельская пальма. Это растение произрастает на некоторых островах Сейшельского архипелага и является реликтовым. Именно эту пальму изображают на гербе.
Ознакомившись с примерами неофициальных символов, рассмотрим официальные и наиболее распространенные символы в геральдике.
Лев. В геральдике представлен, как символ храбрости, силы и власти. Лев используется на гербах многих стран и городов. Так, на гербе Болгарии, мы видим двух держащих щит львов, а в центре третьего льва, в то же время на гербе Финляндии этот зверь выступает как основная фигура и держит в своей лапе меч.
Почти каждый герб содержит еще один из официальных символов – корону. Она имеет большое значение для гербов множества стран. Она символизирует верховную власть. Существует множество изображений корон: античные, баронские, графские, дворянские, императорские и многие другие.
Еще одним значимым элементом герба является девиз. Ранее девизом были гербовые фигуры, служившие воспоминанием о каком-либо событии. В настоящее время, девизы приняли форму кратких изречений, которые могут являться слоганом или каким-либо правилом, а некоторые геральдики относят к девизам ещё и воинские кличи. На западе для девизов используют латинский язык, но это каждый устанавливает сам для себя. Например, на гербе рода Шереметевых на ленте есть надпись: «DEUS CONSERVAT OMNIA.», что в переводе с латинского означает: «Бог сохранит всё». Великобритания же не стала придерживаться традиций и делать свой девиз на английском или латинском, их девиз написан на ленте Благородного Ордена Подвязки и гласит так: «Honisoitqyimal y pense», что в переводе со старо-французского означает: «Позор тому, кто плохо думает об этом».
Помимо фигур и всех остальных составляющих герба, существуют также «шлемы», «нашлемники», «намёт».
Шлем (фр. Lecasque) является одним из элементов герба и помещается над щитом. Представляет собой изображение рыцарского шлема. Это изображение могло использовался, как украшение или/и обозначать титул, звание, достоинство владельца герба.
Нашлемник — фигура, которая помещается над шлемом.
Намет. Простое геральдическое украшение. Как правило, состоит из двух узорных украшений, обыкновенно в виде листьев, которые соединены между собой, выходят из-за шлема и вьются по боковым сторонам щита. Иногда герб покрывали королевской мантией.
Некоторые гербы и символы на них выглядят загадочно.. Например, на гербе, флаге и других символах испанского города Севилья можно увидеть девиз-ребус этого города — NO8DO. На самом деле в центре девиза не восьмёрка, а моток шерсти, который по-испански называется madeja. И получающаяся фраза «Nomadejado» звучит так же, как «Nomehadejado», что в переводе означает «Ты не покинул меня». Существует древняя легенда, что эти слова городу даровал в 13 веке король Альфонсо X Мудрый после того, как его сын попытался поднять восстание и захватить власть, но севильцы остались преданными правителю.
А вот, пример нашей страны. На флаге и гербе Челябинска, а также Челябинской области изображён верблюд, хотя верблюды там не водятся. Это можно объяснить тем, что в 19 веке основным источником доходов города была торговля, благодаря которой здесь проходило множество верблюжьих караванов.
2.3. Географический смысл гербов.
Можно спросить: какое отношение может иметь к географии наука геральдика с ее гербами? Сама по себе геральдика к географии действительно никакого отношения не имеет, занимаясь упорядочением геральдических изображений и их элементов. Но герб способствует созданию зримых географических образов.
Изображение на гербе очень часто связано с географическими особенностями территории, которой они принадлежат. Хотя чаще всего географический смысл размещенных на гербах и флагах геральдических элементов является следствием хозяйственной специализации или каких-либо природных особенностей территории. Отражение хозяйственных и природных особенностей местности в символике характерно именно для российской геральдики. На Западе, откуда Россия позаимствовала основные геральдические традиции, в основном было принято использование геральдических фигур: мифологические животные, геометрические фигуры. Это было связано с тем, что первоначально геральдика сложилась в институте рыцарства, а потом была использована европейским дворянством.
В России же гербы в их европейском понимании появились только при Петре I. Большинство же российских городов и территорий получил свой их при Екатерине II, большинство их основано на каких-либо особенностях, чаще всего природных или хозяйственных. Тогда по городам и весям из герольдии (комитета по гербам) рассылался вопросник, в котором просили сообщить имеется ли исторический герб. Если такового не имелось. Предлагалось сообщить для составления герба какие-нибудь сведения, в наибольшей степени характеризующие особенности территории. Чаще всего сообщали об интересных природных объектах, значимых производствах, о том, что выращивают в округе, какие животные водятся и тому подобное. Эту же традицию продолжают и в современной символике.
Хозяйственная специализация местности находит свое воплощение в геральдике еще чаще, чем даже природные объекты. Так, на гербе города Александрова изображены слесарные тиски и наковальни, что означает, что в конце XVIII в., когда был утвержден этот герб, Александров славился своими кузнечными и слесарными мастерами, а на гербе Пензы изображались три снопа: пшеничный, ячменный и просяной в знак того, что эти зерновые культуры выращивались в окрестностях Пензы и т.д.
2.4. Центральный Федеральный округ.
В 2000 году в России была введена система федеральных округов. Они были созданы в соответствии с Указом президента России В.В. Путина «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Способствуют укреплению вертикали власти. Полномочный представитель президента обеспечивает реализацию в каждом из федерльных округов конституционных полномочий главы государства.
Центральный федеральный округ (ЦФО) — федеральный округ Российской Федерации, располагается на западе её европейской части.
2.5. Герб Центрального федерального округа.
2.5.1. Объяснение трактовки символов герба.
Основные части герба расположена на щите французской формы, которая является одной из самых распространенных не только в России, но и во всем мире. Эту форму используют такие страны как: Андорра, Бельгия, Ватикан, Венесуэла, Греция, Исландия и многие другие. По правилам геральдики соотношение сторон щита 8:9.
Главной частью герба является шестеренка –символ машиностроения. Машиностроение одна из главных отраслей промышленности, которая задает основные направления развития всем остальным отраслям. Именно машиностроение преобладает в экономике во всех субъектах Центрального федерального округа. Здесь занято более 20 % от общей численности занятых в экономике и свыше 35 % работающих в основных отраслях материального производства. На долю этой отрасли приходится почти третья часть всей машиностроительной продукции России. Продукция этой отрасли чрезвычайно разнообразна. Приборы, средства связи (Московская и Смоленская область), станки (Рязанская и Московская области), автобусы, речные суда, дизели, вагоны (Московская, Тверская, Тульская, Владимирская, Брянская области), автомобили и запасные части (Московский регион, Смоленская, Тверская, Ивановская. Ярославская, Смоленская области), электронно-вычислительная, Бытовая электроника, электротехника (Смоленская, Московская области), сельскохозяйственная техника (Курская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская области).
Стоит отметить, что зубчиков у шестеренки ровно столько же, сколько субъектов в округе, а если точнее- 18.
Следующий, не менее важный символ – ракета. Космическая промышленность всегда была одной из основных отраслей машиностроения. В Москве (центре ЦФО) расположен главный офис компании «Роскосмос», здесь же, в Москве, похоронен великий ученый, спроектировавший первую ракету-носитель – С.П.Королев.
Однако, присутствие такого символа, как ракета, в геральдике не наблюдается. Это является одним из новейших инноваций, показателем движения прогресса в современном мире и обществе (авторская идея/нововведение).
Духовное и культурное развитие всегда было важной составляющей частью этого региона. На протяжении многих лет Москва служила религиозным центром формирующейся Российской империи.
Одним из ярких примеров являются Троице-Сергиево лавра, расположенная в Сергиевом Посаде, Московская область и Рогожская слобода, расположенная в Москве. Чтобы показать эту отличительную черту Центрального округа, была использовано изображение традиционной русской колокольни. Колокольный звон собирал людей не только на церковную службу, но и был призывом к защите от врага, сигналом бедствия. Этот регион, исторически сложившийся центр, с которого началось объединение Руси. В самом центре столицы, на Соборной площади Кремля расположена церковь-колокольня Ивана Великого. Она объединяет все древние храмы Московского Кремля в единый архитектурный ансамбль.
Среди культурных ценностей наиболее значимыми являются театры, которые есть во всех субъектах Центрального федерального округа. Ряд крупных театров располагаются непосредственно в столице, ещё несколько в городе Орел, а также в других городах: Воронеж, Брянск, Рязань и др. Театральному искусству соответствует символ масок.
Нельзя не сказать о науке. Наука всегда была важнейшим направлением в развитии как всей страны, так и отдельных ее субъектов. Ведущие ВУЗы Москвы готовят специалистов для фундаментальной науки. Например, МГУ, силуэт которого выступает в роли символа, отвечающего не только за обозначение научного достояния субъекта, но и в роли центра российского образования. Атом- традиционный знак, означающий науку, ассоциирующийся с химией, физикой.
Как и положено, во главе герба расположена корона Российской Империи, подчеркивающей принадлежность Центрального федерального округа к России, а не иному государству.
Благодаря короне и всем остальным символам, мы можем связать две эпохи: эпоха Петра 1, при котором началось развитие страны и субъекта во всех вышеописанных направлениях и эпоху современного времени, в которой существуют и развиваются дальше начинания великого правителя.
Самым последним, но тоже играющим значимую роль символом становится нулевой километр в центре шестерёнки. Нулевой километр задает направления всем автодорогам России и располагается в центре Центрального федерального округа, на Красной площади в Москве.
Основным цветом геральдического щита является красный- цвет победы, цвет, отображающий смелость, воинскую отвагу и религиозные идеалы. Красный является наиболее используемым в геральдике цветом.
Внутренние цвета, на которых расположены сами фигуры- голубой. Этот благородный цвет всегда ассоциируется с небом. В некоторых отдельных случаях, как, например, с церковью, голубой действительно обозначает небо. В геральдике он означает славу, всеобщее признание, целомудрие и честь.
3.1. Результаты опроса обучающихся.
Для выявления уровня знаний населения о гербах и геральдике, в рамках этой работы был проведен опрос, включающий в себя несколько вопросов:
1. Что изображено на приведенной фотографии? (На фотографии было приведено изображение созданного мною герба)
С этим вопросом справились все опрошенные, что является высоким показателем их информированности и заинтересованности в геральдике.
2. Объясните значение фигур в соответствии с вашим пониманием.
Наиболее узнаваемыми символами стали церковь и пушка. Более 90% опрошенных точно определили роль и значение этих предметов на гербе.
Несколько человек изложили свои предположения касательно масок и силуэта. Ниже приведены два ответа учеников:
«Силуэт высотки – это государственная дума в Москве. Оттуда идёт управление всеми городами»
«Маски означают Большой Театр в Москве»
Таким образом, можно сказать, что ученики также ориентируются в значениях символов на гербах и могут адекватно объяснить их значение.
3.Предложите, где бы вы могли использовать этот герб?
Так как все опрошенные определили, что это герб, большинство из них предложили использовать его в качестве символа округа и в дальнейшем указывать в исторических книгах и учебниках. Примечательно, что некоторые предложили наш герб на роль Москвы и Московской области. Так как Москва и Московский регион являются одними из наиболее значимых в Центральном федеральном округе, это может говорить о том, что символика для округа, чья отличительная особенность связана со словом «центр» выбрана правильно.
3.2. Возможное применение
Как правило, гербы административного и государственного значения имеют разные сферы применения. Например, государственный герб России используется на печатях, ставится на государственных документах. Гербы изображаются на купюрах, монетах и, зачастую, помещаются рядом с названиями городов на въезде.
Герб ЦФО также может иметь практическое применение во многих сферах деятельности. Одним из более практичных методов могла бы стать чеканка юбилейных и сувенирных монет. Такие монеты можно смело выпускать через определённые интервалы времени (например, через 10 или 15 лет с момента создания самого округа) в ограниченных количествах, что стало бы для граждан России ценной редкостью, а для иностранных туристов интересный сувенир.
Герб может послужить основой для разработки символики округа, быть использованным для развития туризма. Это может способствовать основной цели – привлечению внимания к новой, появившейся в России системе федеральных округов. Герб, например, вполне мог бы ставится на участке изделия наравне с торговым знаком.
④ Библиографический список использованной литературы и электронных ресурсов
1. Голованова М.П., Шергин В.С. Государственные символы России: Научно-популярное издание для детей. – Москва: Росмэн-Пресс, 2003.
2. Символика России./ ред. М.Н. Заячковский, А. Польщикова. – Москва: Профиздат, 2004.