О чем произведения зощенко
Краткое содержание рассказов Михаила Зощенко
Михаил Зощенко прославился понятием «зощенковский герой». В своих персонажах он высмеивал окружающую действительность посредством применения сатиры. Абсолютно во всех произведениях прослеживается его художественный и неповторимый стиль. Но стоит заметить, что прежде чем завоевать сердца читателей, он проходил три основных этапа своего творчества:
1. Активно заниматься писательской деятельностью Михаил Михайлович начал в 1919 году после службы в армии. Писал по большей части статьи на тему обзора литературы. В 1921 году печатается его первый рассказ в «Петербургском альманахе». Далее его начинают публиковать в самых известных сатирических журналах того времени таких, как «Бегемот», «Красный ворон», «Смехачи др.
2. В 30-е переходит на более драматические произведения, но старается вывести их на более позитивный уровень. В «Рассказах Синебрюхова» писатель демонстрирует талант в комедийном и сатирическом жанре. Большое количество фраз из этого произведения уже успели стать крылатыми выражениями: «оберут как липку», «нарушает беспорядки» и т.д.
Он высмеивает циничных, расчетливых, интеллигентных, подлых и ни с кем не считающихся негодяев, которым важна лишь своя выгода во всех совершаемых делах.
3. Заключительным этапом его творчества можно считать довоенный и послевоенный период. В это время написано множество произведений, в том числе и детских. В школьную программу вошли такие, как « Великие путешественники» и «Ёлка».
Зощенко по праву можно считать великим писателем, внесшим вклад в русскую литературу.
Михаил Зощенко
краткая биография
Роль и место в литературе
Творчество Михаила Михайловича Зощенко, сатирика, переводчика, сценариста и драматурга, создателя комической новеллы вошло в классику русской и советской литературы благодаря, прежде всего, его коротким юмористическим рассказам. Возникнув в сложный, переменчивый и драматический период начала двадцатых годов, оно продемонстрировало появление на литературной арене ни на кого не похожего писателя – настолько отличался его своеобразный язык, стиль и собственный взгляд на мир от собратьев по перу, работающих в этом жанре.
Книги Зощенко мгновенно раскупались, читатели с нетерпением ожидали появления новых, а издательства спорили между собой за право их напечатать. На эстраде под аплодисменты и смех зрителей исполнялись его фельетоны и юморески. Но, несмотря на такой успех и популярность, судьба уготовила писателю немало драматических моментов.
Групповой портрет семьи Зощенко
Новизна Зощенко заключалась в том, что он раньше других литераторов стал писать языком, понятным абсолютно любой категории читателей, даже тем, кто только-только начинал осваивать азы грамотности. Об этом он говорил так: «Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица». Это действительно так, потому что действия его рассказов разворачивались в привычных человеку местах: коммунальных кухнях, трамваях, общественных банях, трактирах и т.д. Ситуации также описывались вполне житейские – драки, споры, неразбериха. Таким образом, Зощенко за короткое время стал «своим», народным писателем, которого понимала и принимала основная масса читающей публики.
Темами его рассказов были порочащие человека проявления самолюбования, жестокости, мещанства, невежества. Эти пороки он описывал в яркой сатирической манере и высмеивал их своим «народным» языком. Зощенко был писателем, призывающим к чистоте отношений между людьми, что актуально и на сегодняшний день.
Происхождение и ранние годы
Родина Михаила Зощенко – Петербург, дата рождения – 9 августа 1894 года. Родители его происходили из дворян и были одаренными творческими людьми. Отец, Михаил Иванович Зощенко, был талантливым художником-иллюстратором, писал большие полотна на темы народной жизни, составлял мозаичные панно. Мать – Елена Иосифовна Сурина, актриса и писательница, рассказывающая о жизни бедняков на страницах журнала «Копейка».
Кроме Михаила, в семье воспитывалось еще семеро детей, которых матери пришлось поднимать одной, так как глава семьи покинул их еще в 1908 году из-за проблем с сердцем. Члены семьи были очень дружными, всегда готовыми оказать помощь. Самой жизнерадостной заводилой была старшая сестра Михаила, Елена. На протяжении всей жизни она помогала брату, а Зощенко в своих произведениях часто описывал ее всевозможные фантазии и проделки. Остальные дети выросли и стали обычными людьми, ни за кем из них не было замечено каких-либо талантов, в отличие от их брата Михаила.
Образование
В 1903 году Мишу отдали в первый класс гимназии № 8. Учился он плохо, часто перечил учителям, из-за чего даже поднимался вопрос об исключении. Мальчику позволили продолжать учебу, благодаря прошению, поданному матерью высоким чиновникам.
Миша с родителями и сестрами
В 1913 году гимназия была окончена, и Михаил стал студентом юридического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета. На следующий год юношу отчислили из-за неуплаты за обучение. Ничего не оставалось, как искать работу. Михаил устроился контролером на железную дорогу. Вскоре грянула Первая мировая, которая нарушила мирное течение жизни. Михаил решил добровольцем идти на фронт. Сам он позже объяснял это стремление не взыгравшим в нем чувством патриотизма, а от того, что не мог сидеть на одном месте.
Несмотря на это, служил он исправно, принимал участие в боях, получил ранение, позже – отравление газами, после чего был переведен в резерв. За боевые заслуги Михаил был награжден четырьмя орденами.
Творчество
По возвращении в Петроград Михаил начал работать в уголовном розыске. Параллельно он занимался в литературной студии, руководителем которой был Корней Чуковский. Здесь он познакомился с К. Фединым, В. Кавериным, Е. Полонской, В. Ивановым. В 1921 году эти литераторы создали группу под названием «Серапионовы братья», членом которой стал и Михаил.
В период с 1920 по 1922 годы Зощенко плодотворно трудился, результатом чего стали его рассказы «Старуха Врангель», «Любовь», «Рыбья самка», книга «Рассказы Назара Ильича, господина Синебрюхова».
К середине двадцатых годов Зощенко был уже настолько популярным, что его называли любимым писателем представители практически всех слоев общества. Он собирал большие аудитории и вслух читал свои известные рассказы «История болезни», «Баня», «Аристократка» и другие.
Начиная с 1923 года, Михаил сотрудничает с сатирическими журналами. Под псевдонимом Назар Синебрюхов он печатается в «Дрезине», «Красном вороне», «Бузотере», «Смехаче», «Огоньке».
В 1929 году вышла книга «Письма к писателю». Она представляла собой своего рода социологическое исследование, основанное на десятках читательских писем, адресованных автору, с его личными комментариями.
В тридцатых годах Зощенко, вместе с другими писателями, побывал на Беломорканале. Это была чисто пропагандистская поездка, после которой он долго находился в удручающем состоянии. Под впечатлением от нее Михаил в 1934 году написал повесть «История одной жизни», в основу которой легла биография одного реального преступника.
Повесть «Возвращенная молодость», написанная в 1933 году, еще до «Истории одной жизни», явилась попыткой избавиться от психического напряжения, вызванного поездкой. Ее можно назвать психологическим исследованием, которым заинтересовались не только читатели, но и представители научной среды.
В 1935 году вышел сборник рассказов «Голубая книга». В него были включены произведения, действие в которых относится к настоящему и прошлому. Он явился продолжением «Возвращенной молодости», но не был понят читателем, а цензура запретила Зощенко впредь издавать произведения, нарушающие принципы «положительной сатиры».
Еще одна сторона таланта Зощенко раскрылась при написании детских рассказов. Они выходили на страницах детских изданий «Чиж» и «Ёж».
За десять лет (с 1930 по 1940 годы) писателем было создано около двадцати пьес, среди которых: «Под липами Берлина», «Черный принц», «Тарас Шевченко», «Уважаемый товарищ» и другие.
Когда началась Великая Отечественная война, Зощенко, не раздумывая, подал заявление на фронт. Но из-за имеющейся у него серьезной болезни сердца, ему было отказано. Писатель уехал в эвакуацию в Алма-Ату, где устроился на работу в сценарный отдел филиала «Мосфильма».
В Москву из Казахстана Михаил вернулся в 1943 году и приступил к работе в журнале «Крокодил». В этом же году журнал «Октябрь» начал публиковать главную повесть его жизни «Перед восходом солнца».
Печать повести была прекращена после того, как ее прочитал Сталин. Вождь был в ярости. На Зощенко посыпались обвинения и брань критиков. Не согласившись с ними, писатель отправил Сталину письмо. Прямого ответа он не получил, но гонения на него усилились. Он был уволен из редакции «Крокодила» и лишен продуктового пайка. Положение Михаила было плачевным, он оказался буквально на пороге нищеты.
Еще одной плохой новостью для Зощенко стало известие о том, что журнал «Звезда» разместил на своих страницах рассказ «Приключения обезьяны», даже не поставив в известность автора.
Цензоры тут же усмотрели в этом рассказе намек на то, будто Зощенко считает, что обезьяны в СССР живут лучше людей. Было организовано писательское собрание, на котором рассматривалось постановление ЦК ВКП(б) 1946 года в отношении Ахматовой и Зощенко. Писатель выступил с речью о том, что его честь не позволяет ему мириться с тем, что его называют «подонком литературы». В результате этих событий Ахматова и Зощенко были исключены из Союза писателей.
Памятник в Сестрорецке
Семья Зощенко в буквальном смысле вела нищенское существование, от голода у Михаила опухали ноги. Большую квартиру в доме писателей он обменял на маленькую, где продолжал работать над своими произведениями.
В 1947 году вышел сборник рассказов о партизанском движении, а в 1948 году – его перевод романа финского прозаика Лассила «За спичками» без указания фамилии переводчика.
Свое отношение к постановлению 1946 года Зощенко снова попытался высказать в 1954 году во время встречи со студентами из Англии. После этого начался очередной круг травли, в результате которой обострилось его хроническое душевное заболевание. От полноценной писательской работы Михаил был вынужден отказаться.
В 1953 году Зощенко был восстановлен в Союзе писателей, но, к тому времени это уже мало ему помогло и принесло лишь кратковременное улучшение состояния.
В 1956 году была издана книга «Избранные рассказы и повести. 1923-1956», в год смерти – «Рассказы и фельетоны».
Главные произведения
Из произведений М. Зощенко сложно выделить лучшие, потому что все они несут в себе доброе начало, направленное на борьбу с невежеством, мещанством и жестокостью.
Автобиографическая повесть «Перед восходом солнца» – это своего рода исповедь о том, как автор пытался одержать верх над меланхолией и преодолеть страх жизни. Для этого, считал он, необходимо пересмотреть свои детские страхи и побороть их.
Памятник на месте захоронения
Начиная анализировать детские воспоминания, автор обнаруживает, что все они основаны на мрачных и трагических событиях. Повесть состоит из маленьких глав, каждая из которых повествует об определенном впечатлении. Здесь и самоубийство студента, и фронтовая газовая атака, и неудачная любовь, и страшная боязнь нищеты и унижения.
Автор видит, как рушится все, во что он верил – любовь, честь, мораль. Перед его глазами – опустившиеся люди, хохот солдат, режущих свинью, голодный Петроград. В итоге, вместо повести о торжестве разума у Зощенко получился своеобразный жизненный отчет о бесполезности борьбы с самим собой.
Последние годы
В последние годы писатель жил на своей даче в Сестрорецке. В начале весны 1958 года Михаил Михайлович сильно отравился никотином, вследствие чего у него произошел спазм сосудов головного мозга. Писатель перестал узнавать близких, лишился возможности разговаривать. Проведя в таком состоянии несколько месяцев, Зощенко ушел из жизни 22 июля 1958 года.
Власти запретили хоронить его на Литераторских мостках Волковского кладбища, поэтому его тело предали земле на местном кладбище Сестрорецка.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1894 | Год рождения писателя |
1903 | Поступление в гимназию |
1913 | Поступление в Петербургский университет |
1915 | Уход на войну добровольцем |
1917 | Служба в Петрограде комендантом Почтамта |
1918 | Служба в Кронштадте |
1919 | Возвращение в Петербург |
1920 | Начало литературной карьеры. Женитьба |
1921 | Вступление в группу «Серапионовы братья» |
1922 | Выход «Рассказов Назара Ильича, господина Синебрюхова» |
1924 | Выход книги «Веселая жизнь» |
1927 | Завершение книги «О чем пел соловей» |
1928 | Выход сборника «Нервные люди» |
1929 | Публикация книги «Письма к писателю» |
1930 | Завершена пьеса «Уважаемый товарищ» |
1934 | Избрание в члены правления Союза писателей |
1941 | Эвакуация в Алма-Ату |
1943 | Публикация повести «Перед восходом солнца» |
1946 | Исключение из Союза писателей. Травля |
1953 | Восстановление в Союзе писателей |
1956 | Возобновление издания книг писателя |
1958 | Не стало Михаила Михайловича Зощенко |
Интересные факты
Память о писателе
Улицы Калининграда, Сестрорецка, Волгограда, Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России названы именем Зощенко.
В Санкт-Петербурге существует литературно-мемориальный музей М.М. Зощенко.
Именем писателя названа одна из библиотек Санкт-Петербурга.
В честь М. Зощенко назван астероид, открытый в 1980 году.
В Сестрорецке у памятника Зощенко каждый год в августе проводится праздник, посвященный его творчеству.
«О чем писал Зощенко»
Об одичании человека, замороченного барабанным боем пропаганды, замордованного непреходящими бытовыми неурядицами, ожесточенной борьбой за жалкие по сути своей преимущества перед другими. Тут уж не до благородства, сострадания и воспарения духа. Тут может разгореться жаркая потасовка из-за примусного ежика, произойти динамитная диверсия по поводу нескольких украденных полешек дров. Ложь становится нормой: если врет власть, то неизбежна цепная реакция, доходящая до самого низа, где пациент не считает зазорным обмануть врача, управдом объегорить жильцов, мелкий чиновник — посетителя. и так до бесконечности.
Но ведь и сейчас мы не на шутку встревожены тем же: катастрофическим падением нравов с последствиями куда более жестокими и страшными: разгулом уголовщины, коллективным озлоблением, находящим выход то в межнациональной ненависти, то в требованиях насильственного уравнивания имущественного положения.
Много десятков лет назад писатель едко высмеял городские власти, вздумавшие разбить на месте кладбища парк с аттракционами. Что бы он сказал теперь, когда то и дело слышишь об осквернении могил, кражах надгробных памятников, обворовы вании покойников в крематориях, устройстве на месте кладбищ автостоянок, танцплощадок или еще чего-нибудь в таком же роде? Читая Зощенко, узнаешь, что бичом его времени было повальное пьянство, мелкое воровство на фабриках и заводах, давняя российская беда — взяточничество, мздоимство. Но разве все это прошло или хотя бы уменьшилось? Вопрос чисто риторический.
Михаил Зощенко, автор многочисленных повестей, пьес, киносценариев, был невероятно любим читателями. Но подлинную славу ему принесли маленькие юмористические рассказы, которые он публиковал в самых различных журналах и газетах — в «Литературной неделе», «Известиях», «Огоньке», «Крокодиле» и многих других.
Юмористические рассказы Зощенко входили в различные его книги. В новых сочетаниях они каждый раз заставляли по-новому взглянуть на себя: иногда они представали как цикл рассказов о темноте и невежестве, а порой — как рассказы о мелких приобретателях. Зачастую речь в них шла о тех, кто остался за бортом истории. Но всегда они воспринимались как рассказы резко сатирические.
Прошли годы, изменились бытовые условия нашей жизни, но почему-то даже отсутствие тех многочисленных деталей быта, в которых существовали персонажи рассказов, 1е ослабило силы сатиры Зощенко. Просто раньше страшные и отвратительные детали быта воспринимались лишь как шарж, а сегодня они приобрели черты гротеска, фантасмагории.
То же произошло и с героями рассказов Зощенко: современному читателю они могут показаться нереальными, насквозь придуманными. Однако Зощенко, с его острым чувством справедливости и ненависти к воинствующему мещанству, никогда не отходил от реального видения мира. Кто же сатирический герой Зощенко? Каково его место в современном обществе? Кто является объектом издевки, злой фонии, презрительного смеха?
Даже на примере нескольких рассказов можно определить объекты сатиры писателя. В «Тяжелых временах» главным \»героем является темный, невежественный человек, с диким, первобытным представлением о свободе и правах. Когда ему не позволяют завести в магазин лошадь, которой нужно непременно примерить хомут, он сетует: «Ну и времечко. Лошадь в лавку не допущают. А давеча мы с ней в пивной сиде-1и — и хоть бы хны. Слова никто не сказал. Заведывающий даже лично смеялся искренно. Ну и времечко».
Родственный ему персонаж встречается в рассказе «Точка зрения». Это — Егорка, который на вопрос о том, много ли
За всю свою жизнь автор кем только не бывал по профессии: от с/х. работника до агента уголовного розыска. Именно по этому, как мне кажется, он так детально и умело описывает образы самых разных людей из самых разных сфер деятельности. Зощенко был на редкость восприимчив к чужому образу мыслей, что очень помогало ему подходить ко многим вопросам (главным образом проблемам политическим и всем вытекающим из них последствиям в те времена) с разных точек зрения. Порой кажется, что герой-рассказчик сказов Зощенко есть не кто иной, как сам писатель. Мещане, учёные, врачи, монтёры, актёры, спекулянты, «аристократки», – всех героев, наверное, и не перечислить. Мне очень понравилось, с какой забавностью Зощенко описывает то, с чем на самом деле людям часто приходиться сталкиваться в повседневной жизни.
Читая рассказы Зощенко познаётся психология человека, который сам уже того не замечая привык к своему ничтожному положению в обществе. На самом деле, когда к человеку перестают относиться как к личности мыслящей и оригинальной, он, к сожалению, постепенно перестаёт себя уважать. Ясно, что писатель мечтал о более достойном для человека мире.
Создавая свои произведения в доступном для понимания каждому обывателю языке, на, так сказать, языке масс, автор получил огромное признание. Зощенко сам писал о своём языке так: «Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным».По-моему, далеко не каждый, даже очень хороший писатель, познавший жизнь простого народа, способен спуститься с литературных высот и заговорить с людьми, о которых и для кого он пишет, на их повседневном, понятном им языке.
По той же тональности, в какой говорят между собой герои зощенковских рассказов в обыденной для себя обстановке (к примеру: в семье, на работе, в трамвае), читатель понимает, что и сам автор – свой, живущий такой же, как и он сам, простой жизнью, незамысловатый человек, каких «в каждом трамвае по десять штук едут».
Михаил Зощенко: рассказы и произведения
Здесь собраны тексты рассказов Зощенко для детей и взрослых, смешные и интересные истории, читаемые и мало известные работы прозаика.
М. Зощенко — классик литературы, любимый автор для многих, его рассказы любят дети и родители, их перечитывают в книгах и читают онлайн, над его забавными героями смеются до слёз…
Чтобы читать юмористические рассказы автора Зощенко, посмотрите на содержание:
слева: рассказы для детей, потом рассказы для взрослых по алфавиту.
Самые лучшие рассказы Зощенко
Творчество Зощенко разнообразно и актуально до сих пор, в его произведениях жизнь показана с неожиданных и смешных сторон, истории рассказаны простым, разговорным языком, почти всегда с элементами сатиры и юмора.
Главные герои рассказов Зощенко обычно попадают в весёлые и нелепые ситуации, но за внешней несерьёзностью происходящего часто скрыт глубокий смысл, правда жизни, душевная доброта к людям и боль за судьбу страны, в которой было много несправедливого, лицемерного, абсурдного и за что в итоге, писатель и пострадал.
Кратко о жизни и творчестве Зощенко
Очень краткая биография (самые основные даты и факты его жизни)
Михаил Михайлович Зощенко (1894 — 1958) — русский писатель советского периода, драматург, сценарист и переводчик, классик русской литературы. Родился 10 августа в семье художника.
Еще в детском возрасте Зощенко пытался писать стихи и рассказы. После окончания гимназии в 1913 году поступил на юридический факультет Петербургского университета.
В 1915 году ушел на фронт, командовал батальоном, был ранен, получил четыре боевых ордена. В 1918 году ушёл добровольцем в Красную Армию. В 1919 служил следователем. В 1920 работал в военном порту и писал рассказы.
В 1922 вышла его первая книга сатирических рассказов. М.М.Зощенко становится одним из самых известных и читаемых писателей в Советской России.
Трагические стороны жизни под пером Зощенко вместо слез вызывали улыбку и смех читателей. Он утверждал, что в его юмористических рассказах нет ни капли выдумки, а только голая правда жизни.
Значительное место в творчестве Михаила Зощенко занимают сатирические фельетоны…
В 1934 году Зощенко избран членом правления Союза советских писателей. Во время Отечественной войны был в эвакуации в Алма-Ате…
Творчество Зощенко было несовместимо с установками соцреализма, с тоталитарным режимом, цензурой и полным отсутствием свободы слова в стране.
В августе 1946 произведения М.Зощенко были подвергнуты резкой критике партийных чиновников и коллег, и он был исключен из Союза писателей (восстановлен только в 1953).
Творчество Зощенко называют «идеологически чуждым», сам писатель назван «пошляком» и «врагом советской литературы». Поводом для травли послужил детский рассказ «Приключения обезьяны».
Цензура усмотрела в нём намек на то, что в СССР обезьянам живется лучше, чем людям. До 1956 не вышло ни одной книги Зощенко. Чтобы не голодать известный писатель вынужден работать в сапожной артели.
В последние годы жизни писатель занимался переводами, работал в журналах «Крокодил» и «Огонек».
Умер Михаил Зощенко в Ленинграде 22 июля 1958.
О творчестве писателя Зощенко (о его юморе, сатире и рассказах для детей)
Михаил Зощенко — это один из самых интересных и смешных русских писателей. Его юмор необычен и не позволяет толковать себя однозначно.
Многие читатели восхищаются «народным» языком героев М. Зощенко и неповторимым стилем прозаика.
Зощенко удивительный рассказчик, читать его юмористические истории весело и интересно: он никого не высмеивает, он просто умеет смеяться, как смеётся сама жизнь. Михаил Зощенко занял своё особое место и в детской литературе. В 1937 — 1945 годах он писал много рассказов для детей.
Неповторимый юмор и поучительность его детских рассказов любят и дети и родители. Короткие и весёлые рассказы М.Зощенко с удовольствием читали, читают и будут читать всегда. У писателя получилось проникнуть в детское мироощущение и поговорить с ребёнком на интересном языке.
Михаил Зощенко ценил своего маленького читателя. Он писал, что «маленький читатель — это умный и тонкий читатель, с большим чувством юмора…»
Михаил Зощенко о себе, своих критиках и читателях:
«Критики не знают, куда собственно меня причалить — к высокой литературе или к литературе мелкой, так как большая часть моих вещей сделана в форме — фельетона и коротенького рассказа.
Обо мне критики обычно говорят как о юмористе, о писателе, который смешит и который ради самого смеха согласен сделать черт знает что из родного русского языка. Это, конечно, не так. Если я искажаю иногда язык, то условно, поскольку мне хочется передать нужный мне тип, который почти не фигурировал раньше в русской литературе…
Критики делят мою работу на две части: вот, дескать, мои повести — это высокая литература, а вот мелкие рассказики — юмористика, сатирикон, собачья ерунда… Это неверно. И повести и короткие рассказы я пишу одной и той же рукой. В мелких рассказах я пишу о человеке более простом.
Но критика обманута внешними признаками и чтоб не возиться со мной, загоняет меня чуть не в репортеры. Но я опять-таки не протестую… Я только пародирую. Я временно замещаю пролетарского писателя. Оттого темы моих рассказов проникнуты наивной философией, которая как раз по плечу моим читателям…
Еще я хотел сказать о языке. Мне просто трудно читать сейчас книги большинства современных писателей. Их язык для меня — почти карамзиновский… Может быть, единственный человек в русской литературе, который понял это, — Виктор Шкловский. Он первый порвал старую форму литературного языка. Он укоротил фразу. Он «ввел воздух» в свои статьи. Стало удобно и легко читать. Я сделал то же самое. Я пишу очень сжато. Фраза у меня короткая. Доступная бедным. Может быть, поэтому у меня много читателей» (Михаил Зощенко)
На будущее
В будущем наша коллекция (сборник текстов из книг) наполнится не только рассказами и фельетонами, но и другими материалами о жизни и творчестве М М Зощенко. И вы всегда сможете найти, прочитать (или просмотреть) что-то новое и интересное.
Планируется разместить все сочинения прозаика, краткие содержания рассказов Зощенко, биографию писателя, статьи о жизни и творчестве, видео и фото.
Но это в будущем. А пока читайте, то чем интересен Михаил Зощенко: его короткую прозу, рассказы, фельетоны и другие произведения (все тексты полностью)
Спасибо большое за ссылку на zoshhenko.ru и приятного Вам чтения.
Вы читали короткие тексты: о рассказах Михаила Зощенко, его жизни и творчестве, факты из биографии, цитаты о себе, своих критиках и читателях.