О чем произведения довлатова
Книга недели7 книг Довлатова, обязательных к прочтению
Юмористическая и вместе с тем печальная проза
Сергей Довлатов — известный советский журналист и один из самых читаемых русскоязычных писателей конца ХХ века. Его проза не издавалась в СССР, и в 1978 году писатель эмигрировал сначала в Вену, а затем — в США. Именно Довлатов стал вторым автором после Набокова, которого издали в The New Yorker. Алексей Герман-младший снял одноименный фильм, который является первой художественной картиной о жизни писателя. Премьера «Довлатов» совершилась на 68-ом Берлинском кинофестивале, а сама лента получила приз жюри читателей газеты Berliner Morgenpost и «Серебряного медведя». 26 февраля в СМИ объявили, что права для проката фильма на английском языке приобрела компания Netflix, а Alpha Violet заключила сделки по продажам прав на фильм во Франции, Италии, Испании, Португалии и Бразилии.
The Village Казахстан предлагает вспомнить, какие книги Довлатова стоит прочитать перед просмотром фильма.
Чемодан
«Чемодан» — один из знаменитых и знакомых сборников Сергея Довлатова. Автор рассказывает про вещи, у которых есть история. Через странные, нелепые, драматичные и смешные истории вещей из чемодана автор рассказывает свою историю — жизнь советского писателя и журналиста.
Я оглядел пустой чемодан. На дне — Карл Маркс. На крышке — Бродский. А между ними — пропащая, бесценная, единственная жизнь.
Иностранка
Светлая и одновременно грустная книга о человеке, который чувствовал себя чужим, — но эта повесть не только о женщине на чужбине. «Иностранка» — обо всех людях, которые уезжают в поисках лучшей жизни и о разных судьбах — у каждого неповторимый характер, индивидуальный стиль речи, недостатки и достоинства. Книга обязательна к прочтению тем, у кого разбито сердце, но нет желания отчаиваться.
— Почему среди людей гораздо больше мрачных, чем веселых?
— Мрачным легче притворяться.
Ремесло
Автобиографическая повесть состоит из двух частей: жизнь в Советском союзе и в США — без преувеличений и хвастовства. Это наблюдение за жизнью и взаимоотношениями людей. Автор показывает настоящего себя — с проблемами и мыслями. Происходящее в книге можно описать одной из цитат: «Нужно выпить. Нужно выпить. Нужно выпить. А то будут жертвы. Необходимо выпить и мирно разойтись».
Подготовиться к эмиграции невозможно. Невозможно подготовиться к собственному рождению. Невозможно подготовиться к загробной жизни. Можно только смириться.
Филиал
Если говорить о фактах, события книги описывают жизнь работников русской эмигрантской газеты в Нью-Йорке. А внутри — будни и сплетни филиала и, главное, о первой любви и симпатии. Не только к женщине, но и к окружающим: к журналистике, конференции и России.
Однако я страдал и мучился. Ведь каждый из нас есть лишь то, чем себя ощущает. А я ощущал себя глубоко и безнадежно несчастным. Наутро я решил, что буду вести себя по-другому. Я думал: «Женщины не любят тех, кто просит. И по возможности — не спрашивай. Бери, что можешь сам. А если нет, то притворяйся равнодушным».
«Наши» — это сборник из 12 глав с фирменной дерзостью и горькой иронией. Это грустные и веселые истории о родственниках: еврейскому и армянскому деду, дядьям — Леопольду, Михаилу, Роману, и тете Маре с мужем Ароном, двоюродному брату, жене, дочке и, конечно, родителям. Есть даже часть про собачку.
Согласитесь, имя в значительной степени определяет характер и даже биографию человека.
Анатолий почти всегда нахал и забияка.
Борис — склонный к полноте холерик.
Галина — крикливая и вульгарная склочница.
Алексей — слабохарактерный добряк.
В имени Григорий я слышу ноту материального достатка.
В имени Михаил — глухое предвестие ранней трагической смерти. (Вспомните Лермонтова, Кольцова, Булгакова. )
Заповедник
Очередная книга о непризнанном человеке, только теперь фон действий — Пушкинский заповедник. Автор пишет про потерянную интеллигенцию, про пьянство, про любовь, про людей и про жизнь очень ненавязчиво.
Собственно говоря, я даже не знаю, что такое любовь. Критерии отсутствуют полностью. Несчастная любовь — это я еще понимаю. А если все нормально? По-моему, это настораживает. Есть в ощущении нормы какой-то подвох. И все-таки еще страшнее — хаос.
Компромисс
Настоящие behind the scene о журналистских буднях. Сборник разделен на 12 глав: каждая из них начинается с газетной статьи, а дальше описывается, как все было на самом деле. Довлатов показывает, что попадало в газеты и насколько приукрашена и искажена была реальность. Как всегда, неизвестно, где правда, а где вымысел.
В жизни газетчика есть все, чем прекрасна жизнь любого достойного мужчины. Искренность? Газетчик искренне говорит не то, что думает. Творчество? Газетчик без конца творит, выдавая желаемое за действительное. Любовь? Газетчик нежно любит то, что не стоит любви.
«Компромисс»… и «Компромиссис». С чего начать чтение Сергея Довлатова
Сергей Довлатов относится к писателям, которые хорошо писали о чем угодно. Прекрасный рассказчик и стилист, он не выдумывал запутанных сюжетов — достаточно собственных жизненных обстоятельств, которые можно пересказать и слегка приукрасить. Произведения Довлатова зачастую разбиты на новеллы, объединенные одной темой: как он сторожил зеков на зоне, или пытался работать журналистом, или просто жил — так или иначе все сводится к жизнеописанию, в котором Довлатов очень хорош.
Вот несколько произведений, с которых стоит начать знакомство с Довлатовым.
«Соло на Ундервуде» / «Соло на IBM»
Не лучшее произведение для старта (скорее уж для финиша), но важное для объяснения Довлатова и его творчества. В какой-то степени «Соло» — основа. Проза Довлатова анекдотична в самом лучшем смысле: она словно соткана из смешных историй. Таковы же Хармс, Зощенко, Чехов — на последнего, как говорил Довлатов, писателю хочется быть похожим больше, чем на любого другого русского классика. Ради анекдотичности Довлатов часто жертвовал достоверностью; все его произведения псевдодокументальны, и их герои из числа реальных людей, бывало, обижались на писателя за это.
«Соло» — записные книжки с теми самыми анекдотами, многие из которых использованы в прозе Довлатова: смешные случаи, диалоги, опечатки в газетах. По большей части это настоящие истории из жизни писателя в СССР («Соло на ундервуде») и в эмиграции («Соло на IBM»). Тут мало что приукрашено, разве что из стилистических нужд. Прямую речь персонажей — будь то сам Довлатов, его родственники, писатели и художники — Довлатов редактировал только исходя из одного принципа, которому был верен во всей прозе: все слова в предложениях начинаются с разных букв.
Найман и Бродский шли по Ленинграду. Дело было ночью.
— Интересно, где здесь Южный Крест? — спросил вдруг Бродский.
Найман сказал:
— Иосиф! Откройте словарь Брокгауза и Ефрона. Найдите там букву А. И поищите там слово «Астрономия».
Бродский ответил:
— Вы тоже откройте словарь на букву А. И поищите там слово «Астроумие».
— У меня есть повесть «Компромисс». Хочу написать продолжение. Только заглавие все еще не придумал.
Бахчанян подсказал:
— «Компромиссис».
«Зона. Записки надзирателя»
В 60-е Довлатов окунулся в жизнь творческой интеллигенции Ленинграда, познакомился с Бродским и другими видными поэтами. А затем вылетел из университета и на три года уехал служить — причем не просто в армию, а охранять исправительную колонию в Коми. Эта служба сыграла свою роль в формировании Довлатова как писателя (Бродский замечал, что он вернулся из армии как «Толстой из Крыма»). Который, правда, в СССР так и не был издан. Подлинник «Зоны» он вывозил из СССР на микропленках через знакомых. В 80-е, приехав в Америку, он опубликует «Зону» одной из первых.
Роман представляет собой 14 новелл о жизни заключенных и надзирателей. Эпизоды чередуются с письмами самого Довлатова к издателю, где он рассказывает о своей текущей жизни — а он на тот момент уже эмигрировал в Америку и не без труда наслаждался свалившейся на него свободой. И у чрезвычайно разных периодов — 60-е в исправительной колонии в Коми и 80-е в США — находятся общие черты. Формально это лагерная проза, но не такая мрачная, как у Шаламова или Солженицына. Конечно, не потому, что написана не от лица заключенного: скорее дело в том, что Довлатов не пытается пугать привычным для лагерных текстов натурализмом, а найти и описать что-то человеческое и хорошее даже в таких тяжелых условиях.
«Компромисс»
12 новелл о работе Довлатова в газете «Советская Эстония» в 70-е годы. Довлатов силен не в сложных сюжетах, но в крутой сегментированной подаче. Здесь каждая новелла выстроена по одному принципу. Сначала — сухая и ничем не примечательная заметка из советской газеты, написанная собственно героем «Компромисса». Потом — основная часть: история ее написания. Например, 50-летие таллинского ипподрома: в газете — пафосный рассказ о советских жокеях и зоотехниках, чествование ветеранов конного спорта. В свою очередь, из основной части новеллы мы узнаем, что ипподром — единственное место в городе, где торгуют в розлив дешевым портвейном. На месте автор знакомится с жокеем, который в итоге сдает ему подставных лошадей и какое-то время приносит нормальные барыши. В таком полуплутовском духе раскрывается дюжина журналистских заданий героя — вроде скучных и безобидных, но процесс их выполнения описывается в самых уморительных деталях. Как и многие тексты Довлатова, «Компромисс» — фиксирование всей абсурдности жизни и творческой работы при советской власти.
«Заповедник»
За пару лет до эмиграции Довлатов успел поработать экскурсоводом в Пушкинском заповеднике в Михайловском, и это также становится материалом для его прозы. Порядком измученный неустроенностью по жизни и алкоголем, по традиции он сам выступает прототипом главного героя повести «Заповедник». Кое-что Довлатов почерпнул и из опыта работы в заповеднике его друга Бродского.
«Заповедник» больше других произведений Довлатова похож на фикшен и вообще представляет собой что-то необычайно цельное для автора, склонного разбивать любое повествование на эпизоды. Герой вынужденно привязан к месту и времени, но ведет он себя все еще по-довлатовски. Он хоть и грустит, но необычайно остроумен, и приехал не только заработать, но и попутно разобраться в себе и в том, что именно пушкинского осталось в этих местах. Из всех текстов Довлатова этот больше всего напрашивается на экранизацию (она существует и я не рекомендую), но лучше — на меланхоличный квест.
— Вы любите Пушкина? — неожиданно спросила она.
Что-то во мне дрогнуло, но я ответил:
— Люблю… «Медного всадника», прозу…
— А стихи?
— Поздние стихи очень люблю.
— А ранние?
— Ранние тоже люблю, — сдался я.
— Тут все живет и дышит Пушкиным, — сказала Галя, — буквально каждая веточка, каждая травинка. Так и ждешь, что он выйдет сейчас из-за поворота… Цилиндр, крылатка, знакомый профиль…
Между тем из-за поворота вышел Леня Гурьянов, бывший университетский стукач.
— Борька, хрен моржовый, — дико заорал он, — ты ли это?!
Я отозвался с неожиданным радушием. Еще один подонок застал меня врасплох. Вечно не успеваю сосредоточиться…
Подробнее об особенностях «Заповедника» и истории его создания можно прочесть здесь.
Сергей Довлатов (1941) – список лучших книг и произведений
Имя: Сергей Донатович Довлатов
Дата рождения: 3 сентября 1941 года
Место рождения: СССР, г. Уфа
Сергей Довлатов — биография
Сергей Донатович Довлатов — гениальный писатель и один из востребованных в свое время журналистов. В своих творениях писатель всегда ставил для себя одну из непростых задач — все предложения должны были начинаться с разных букв. А также стоит отметить и некоторые другие черты его творчества: уникальный стиль, отсутствие метафор, легкое восприятие. Сегодня книги писателя переведены на разные языки мира, что говорит о его востребованности как творческой личности.
Список всех лучших книг
Список всех лучших книг поможет определиться с тем, с чего начать знакомство с этим удивительным автором, поклонники которого живут по всему миру. Для этого предложена таблица с самыми популярными произведениями и их кратким описанием.
Наименование | Описание |
«Заповедник» | Ее называют одной из лучших книг. Фоном для событий в книге становится Пушкинский заповедник, где Довлатов подрабатывал. Главный герой — литератор с типичными проблемами: жена, государство, деньги, творчество. |
«Компромисс» | Это одновременно и смешная, и пронзительно-печальная повесть. В ней читатель может познакомиться с закулисной жизнью советской газеты. |
«Чемодан» (сборник рассказов) | В центре повествования — старый и потрепанный чемодан, с которым Довлатов покинул родину. Спустя некоторое время он его открыл и понял, что каждая вещь имеет свою историю. |
«Наши» | Двенадцать глав сначала были самостоятельными рассказами. Они светлые, смешные и с «негромкой музыкой», по утверждению самого автора. |
«Иностранка» | Здесь Довлатов описал один из нью-йоркских районов (он и сам там жил). Это был русский район, куда приезжали эмигранты третьей волны. |
«Зона» | Это философский очерк о несовершенстве мира. В повести автор показывает лагерный забор и жизнь по обе его стороны |
Интересные факты о литераторе Довлатове
Интересные факты о литераторе Довлатове помогут больше понять писателя:
Биография Сергея Донатовича Довлатова
Биография Сергея Донатовича Довлатова интересна многим его поклонникам. Родился ребенок, которому суждено было стать великим литератором, в Уфе 3 сентября 1941 года. Рост творческой личности составлял 190 см. Годы жизни писателя: 1941-1990.
Детство и юность писателя
Детство и юность писателя прошли в интернациональной семье. Отцом мальчика был Мечик Донат Исаакович, по происхождению он был евреем, а матерью — Довлатова Нора Сергеевна, которая по национальности была армянкой. Отец будущего литератора трудился в должности режиссера-постановщика, а мать — корректора литераторов. Настоящая фамилия будущего писателя Мечик, но после развода родителей он взял фамилию матери.
Военные события вынудили будущих родителей литератора переехать из родного Ленинграда в Уфу. Вместе с ними были эвакуированы и другие жители города. Долгих 3 года семья Довлатова жила в доме для работников НКВД, расположенном в Уфе. Отец будущего писателя ушел из семьи сразу же после окончания войны, когда все родственники переехали обратно в Ленинград. В дальнейшем отец и сын практически не общались — были только редкие переписки.
Сергей рос тихим и даже слегка мнительным мальчиком. Несмотря на то, что он выделялся среди сверстников ростом и силой, драчуном он не был. Именно поэтому мальчика часто обижали одноклассники. Учеба в школе давалась Сергею достаточно сложно, поэтому он был посредственным учеником. Учителя отзывались об учебе мальчика неоднозначно, характеризуя его как мечтателя.
Начало журналисткой карьеры
Начало журналисткой карьеры пришлось на период после окончания школы в 1959 году, поступления в Лениградский государственный университет имени Жданова на учителя финского языка, службы в армии после отчисления из ВУЗа со второго курса за пропуски. Армия отняла у Сергея 3 года жизни. Она также отложили отпечаток на его последующее творчество, укрепив диссидентские настроения.
Когда он вернулся в родной Ленинград, поступил в университет на журналистский факультет. Из-за тяжелого материального положения будущий писатель вынужден и работать, и учиться. Именно в этот период его жизни он начинает пробовать себя в качестве журналиста в многотиражной газете Ленинграда.
Спустя время в кругу друзей Сергея появляются литераторы и журналисты. Одна из них — Вера Панова (известная писательница). Именно она пригласила начинающего литератора Довлатова личным секретарем в свой офис. Уже тогда его лучшими друзьями были Анатолий Найман, Евгений Рейн, Иосиф Бродский.
В 1972 году Сергею предложили должность корреспондента в издании под названием «Советская Эстония», поэтому юный писатель переезжает на жительство в Таллинн. После этого он сменил несколько работ, занимая должности корреспондентов в «Вечернем Таллине», «Звезде», «Неве». В Таллинне автор впервые предпринял попытку издать свой сборник «Городские рассказы». Но судьба распорядилась по-другому, и КГБ Эстонской ССР уничтожило весь тираж.
Спустя три года Довлатов решил вновь переехать в Ленинград на должность корреспондента издания «Костер» и гида по Пушкинскому заповеднику. Сергей не останавливал попыток напечатать свои рассказы, но издательства отказывали ему. Именно поэтому он решился на публикацию творений в журналах эмигрантов, а также в Самиздате. Наказание было неминуемым — исключение из Союза советских журналистов.
Эмиграция литератора
Эмиграция литератора была неизбежной. Причин было множество: трудности с деньгами, постоянные преследования, уничтожение рассказов, отсутствие возможности реализоваться как творческая личность.
Сначала СССР покинула жена литератора Елена Довлатова вместе с дочерью Екатериной. А в 1978 году решился на эмиграцию и сам писатель, сначала выбрав австрийскую столицу, а затем — Нью-Йорк. Уже в 1980 году Довлатову доверили должность корреспондента в издании «Новый американец» (публиковалось на русском языке), а также писатель трудился в должности диктора на радиостанции под названием «Свобода».
Жизнь в Америке началась для Довлатова с нового листа. Здесь его проза и стихи не были под запретом, поэтому литератор начал с воодушевлением издавать их. Уже спустя пару лет он стал признанным и востребованным автором. Его произведения заняли неотъемлемую нишу в легендарных американских изданиях, включая The New York и «Партизан Ревью». В общей сложности в США и Европе в годы эмиграции увидели свет более 12 произведений автора.
Личная жизнь литератора
Личная жизнь литератора была непростой. Ему не всегда удавалось находить общий язык с женщинами, поэтому все его отношения были запутанными. Многие считали его донжуаном. Официально Сергей имел двух жен. Первая — Ася Пекуровская — была в статусе жены с 1960 по 1968 год. Спустя год Сергей женился на Елене Ритман, с которой они прожили в браке два года. Это была женщина с сильным характером, которая и помогла писателю добиться славы. Также в жизни писателя была Тамара Зибунова, на ней Сергей так и не женился, прожив три года (с 1975 по 1978 год) в гражданском браке.
Первая супруга писателя — Ася Пекуровская — была его первой любовью. Они познакомились, когда были студентами. И уже в 1960 году поженились. Но спустя 5 лет в жизни автора появилась другая женщина — Елена Довлатова. Можно сказать, что она была полной противоположностью Асе. Спустя год у Елены и Сергея рождается дочь Катя, а еще спустя 2 года литератор решается на развод с Асей и женится на Елене в 1969 году.
Но Сергей Довлатов метался между двумя своими возлюбленными до конца своих дней. Он так и не смог разобраться в собственных чувствах и понять, какая же из женщин, которые были совершенно разными, для него дороже.
Это интересно! Первая дочь литератора появилась на свет в 1966 году от второй жены. Спустя 4 года увидела свет Мария Пекуровская — вторая дочь Сергея — от его первой жены Аси. Через пять лет, когда Довлатов жил в гражданском браке с Тамарой, родилась третья дочь — Александра. В эмиграции во время жизни в США Сергей вновь сошелся со своей второй женой Еленой, и плодом их любви стал сын Коля (известен как Николас Доули).
Со своими детьми писатель почти не общался, объясняя это тем, что он плохо говорит по-английски, а они практически не разговаривают по-русски.
Смерть
Смерть Сергея Довлатова была очень неожиданной. Еще на родине он пристрастился к алкоголю. Впрочем, для богемного общества это было нормой. В США Довлатов пил уже более умеренно. При этом писатель регулярно проходил медицинские обследования, все врачи в один голос утверждали о том, что Сергей имеет богатырское здоровье.
Смерть настигла писателя 24 августа 1990 года. Поклонников очень интересовал вопрос, от чего умер писатель. Врачи уставили, что причиной смерти был «инфаркт миокарда». Похоронен Довлатов в Нью-Йорке, где он и прожил последние годы жизни, на кладбище «Маунт-Хеброн».
Стоит знать! Через пять лет после смерти писателя в Санкт-Петербурге учредили премию по литературе имени Довлатову. Ее регулярно присуждают петербургским авторам или тем, кто печатается в Санкт-Петербурге.
В Нью-Йорке есть улица, названная в честь писателя. Ее торжественное переименование произошло 7 сентября 2014 года. В Санкт-Петербурге также был установлен памятник писателю. Его установку приурочили к 75-летию Довлатова.
Библиография произведений в хронологическом порядке
Библиография произведений в хронологическом порядке подскажет, чем знаменит писатель и о чем он писатель.
«У любви нет размеров»: о жизни и творчестве Сергея Довлатова
Жизнь и вдохновение
Родословная. Довлатов родился в 1941 году в Уфе. Его отец был театральным режиссером, мать – актрисой и корректором.
Учеба и армия. В 1944-м семья переехала в Ленинград. Там с 1959-м Довлатов учился на отделении финского языка филологического факультета Ленинградского государственного университета. За неуспеваемость Сергея исключили, и он отправился на три года в армию. Служил в охране исправительных колоний в Республике Коми. Его друг Иосиф Бродский вспоминал, что Довлатов вернулся домой, «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломленность во взгляде». Будущий писатель сразу же снова поступил в ЛГУ, но уже на факультет журналистики.
Творчество. Начал писать Довлатов еще в армии, осенью 1962-го. Воспоминания об охране лагерных бараков легли в основу повести «Зона: записки надзирателя». Это 14 отдельных эпизодов о жизни заключенных и охранников. Акцент в произведении не на жертвах системы, как в прозе Солженицына или Шаламова, а на сходстве вольной жизни и заключения. Лучшим в своей новеллистике Довлатов считал рассказ о том, как на зоне ставили спектакль «Кремлевские звезды». Про книгу писатель говорил так: «Имена, события, даты – все здесь подлинное. Выдумал я лишь те детали, которые несущественны».
С 1972-го три года Довлатов жил в Эстонской ССР. Чтобы получить прописку в Таллине, ему пришлось два месяца работать кочегаром в котельной, а параллельно – внештатным корреспондентом газеты «Советская Эстония». Из этого опыта снова родился сюжет: журналистскую работу он описал в «Компромиссе» – сборнике из 12 новелл, в которых иронично показаны редакционные правила и нравы тех лет.
На создание повести «Заповедник» об интеллигенте-экскурсоводе Борисе Довлатова снова вдохновил собственный опыт. После Эстонии с 1976-го он год работал в музее-заповеднике А. С. Пушкина «Михайловское» под Псковым. Правда, одним из прототипов протагониста иногда называют Бродского, который хотел устроиться туда библиотекарем. В 2018-м вышла одноименная экранизация с Сергеем Безруковым в главной роли.
После работы в Михайловском Довлатов вернулся в Ленинград и продолжил писать, но журналы и издательства отказывались его печатать из-за идеологических убеждений.
Отъезд в США. В 1978-м преследования властей вынудило Довлатова эмигрировать в Америку. «Единственной целью моей эмиграции была творческая свобода», – поделился писатель в одном из интервью. Он поселился в Нью-Йорке, где устроился главным редактором еженедельной газеты «Новый американец». С ним работал эссеист и литературовед Александр Генис, который позже выпустил о своем друге книгу «Три города Сергея Довлатова», филологический роман и цикл передач «Довлатов и окрестности». В среде приезжих «Новый американец» быстро стал популярен. Книги Довлатова начали печатать одну за другой, а статьи попали в Partisan Review и The New Yorker.
Первой художественной прозой о чужой стране стала повесть «Иностранка». Действие разворачивается в русском районе Нью-Йорка. В центре сюжета – представители «третьей волны» русской эмиграции. Главная героиня – Маруся Татарович – однажды решила, что «всё уже было», и уехала из СССР в поисках счастья.
Не все работы Сергея Довлатова вызывают смех. Повесть «Филиал», например, – это грустная история о журналисте-эмигранте Далматове, который случайно встретил свою первую возлюбленную Тасю. Случилось это в Лос-Анджелесе, куда героя отправили в командировку из Нью-Йорка.
Личная жизнь. Довлатов был трижды женат (дважды – официально). У него четверо детей. Дочь от первого брака – Мария Пекуровская – вице-президент рекламного отдела кинокомпании Universal Pictures.
Алкоголизм. Сергей Донатович долго боролся с пьянством. Писатель Александр Генис вспоминал: «Он ненавидел свои запои и бешено боролся с ними. Не пил годами, но водка, как тень в полдень, терпеливо ждала своего часа. Признавая ее власть, Сергей писал незадолго до смерти: “Если годами не пью, то помню о Ней, проклятой, с утра до ночи”».
Наследие. В эмиграции Довлатов прожил 12 лет до самой смерти в 1990 году. Умер в возрасте 49 лет от сердечной недостаточности. За это время вышло 12 его книг в США и Европе. В СССР работы Сергея Донатовича выходили в самиздате. Сейчас Довлатов – один из самых читаемых и издаваемых русских авторов. «Зона», «Чемодан», «Заповедник» входят в список 100 книг, которые Министерством образования и науки России рекомендует к прочтению школьниками.
Топ 7 цитат из книг Довлатова
Книги Сергея Донатовича во многом автобиографичны. Он черпал вдохновение в перипетиях собственной жизни, поэтому довлатовская проза такая честная, прямая, местами грустная или до слез смешная. Выбрали семь цитат из главных его произведений.
✏ Порядочный человек тот, кто делает гадости без удовольствия… («Компромисс», 1981)
✏ Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить – кто написал четыре миллиона доносов? («Зона. Записки надзирателя», 1982)
✏ Знаете, я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить… читать. («Заповедник», 1983)
✏ Молчание – огромная сила. Надо его запретить, как бактериологическое оружие… («Наши», 1983)
✏ Не я покидаю Россию! Это Россия покидает меня. («Иностранка», 1986)
✏ Я думаю, у любви вообще нет размеров. Есть только – да или нет. («Чемодан», 1986)
✏ Может быть, то, что называют эгоизмом, – всего лишь умение дорожить собой? («Филиал», 1990)
Что Довлатов советовал читать
1 июля 1963 Сергей отправил актрисе Тамаре Уржумувой письмо, в котором советовал произведения, которые следует прочесть каждому. «Большинство из них Вам, очевидно, знакомы, но это не страшно. Вы хоть будете знать, какие книги мне нравятся», – комментировал автор.
На момент составления этого книжного списка ему было 22 года. В нем писатель называл Достоевского «лучшим прозаиком всех времен и народов», а «безоговорочно любимым» – Оноре де Бальзака. Хемингуэй, по словам Довлатова, «писатель, которому я верил. Его кодексом была “Честная игра”. Мужчина должен быть прост и силен. Хладнокровных и рассудительных женщин он не любил. Все, как природа велела. Дети – ребячливы, собаки послушны и т. д. Он любил легкую и теплую одежду, умных и чистых животных, сероглазых слабеньких женщин, и сам был широкоплечий человек с круглым кошачьим подбородком. Он был настоящий писатель».