О чем по настоящему к ф титаник
Загадки фильма «Титаник» Джеймса Кэмерона
К созданию фильма, признанного лучшей мелодрамой всех времен и народов, Джеймс Кэмерон шел долгих десять лет — с того момента, как увидел в 1987-м документальный фильм о «Титанике». К съемкам он отнесся с присущими ему тщательностью и размахом, стараясь не только в точности воспроизвести внешний облик и интерьеры знаменитого корабля, но и передать дух эпохи. Однако «Титаник» меньше всего можно назвать фильмом-реконструкцией. Чтобы удерживать в течение 12 лет титул самого кассового фильма в истории кино и собрать 1,8 миллиарда долларов, необходимо затронуть сердца миллионов зрителей, создать универсальный сюжет, который понравится всем. Это почти невозможно, но Кэмерону удалось соединить несоединимое: символическую притчу и романтическую историю.
Почему «Титаник»?
Хотя любовь Кэмерона к подводным съемкам общеизвестна, он обратился к истории гибели «Титаника» не потому, что ему хотелось своими глазами увидеть останки затонувшего корабля (впрочем, режиссер не отказал себе в этом удовольствии, 12 раз погрузившись на дно океана в российских батискафах). Дело в том, что крушение «Титаника» считается одной из самых знаковых катастроф европейской истории.
Огромный роскошный корабль является воплощением мира, существовавшего до Первой мировой войны. В этом мире между богатыми и бедными существуют непреодолимые классовые барьеры, женщины не имеют права сами решать свою судьбу, а браки заключаются по финансовым соображениям. Против этого мира со всем его великолепием и гнусностью и восстают юные герои фильма — Джек и Роуз, а гибель корабля, затонувшего в 1912 г., является предвестником гибели той «вчерашней Европы», о которой когда-то так хорошо написал Стефан Цвейг.
В определенном смысле «Титаник» — это притча о мире, который обречен, потому что деньги и титулы значат в нем больше, чем любовь и верность. В то же время изображение катастрофы открывает неисчерпаемые возможности для постановки эффектных и зрелищных сцен, и надо отдать режиссеру должное: эпизод, когда на погружающемся в ледяную бездну «Титанике» гаснут огни, принадлежит к одним из самых волнующих кадров мирового кинематографа.
Были ли у героев прототипы в реальности?
Такие неординарные и запоминающиеся второстепенные персонажи фильма, как капитан «Титаника» и энергичная Молли Браун, существовали на самом деле, но всех всегда волнуют главные герои. Джек Доусон и Роуз Дьюитт Бьюкейтер в исполнении Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет получились настолько живыми и реальными, что зрители и журналисты немедленно принялись искать их прототипов.
Были найдены целых четыре подлинных пассажирки затонувшего корабля, проживших более ста лет. Правда, все они эвакуировались в шлюпках, в отличие от Роуз. Однако поклонники фильма не сдавались: на палубе тонущего «Титаника» оставалась женщина по имени Рода Эббот — она не захотела сесть в шлюпку без своих сыновей-подростков. Роде, оказавшейся в ледяной воде, удалось выжить, и некоторые журналисты, раскопав эту историю, поспешили объявить женщину прототипом Роуз, тем более, что имена их имеют некоторое сходство. Однако у нас нет ни малейших фактов, доказывающих, что Кэмерон вдохновлялся историей Роды Эббот или другой реальной пассажирки «Титаника».
Точно так же нет доказательств, что 23-летний кочегар корабля по имени Джозеф Доусон имеет что-то общее с героем ДиКаприо. Известно, что уроженец Дублина Джозеф Доусон увлекался боксом, а не живописью, и был влюблен в сестру своего друга Нелли (по некоторым данным, они даже поженились). Сам режиссер утверждает, что ничего не знал об этом человеке до выхода фильма.
Джек и Роуз, как признает сам режиссер, не более чем «Ромео и Джульетта» с «Титаника». Но их роман сильно отличается от романа веронских возлюбленных, хотя между двумя историями есть много параллелей: вражда (семейная или классовая), юный возраст, внезапность чувств и трагический финал.
В чем необычность романа Джека и Роуз?
Кэмерон не был бы великим режиссером, если бы показал зрителю еще одну вариацию любовного треугольника «прекрасная девушка — ненавистный жених — пылкий юноша-возлюбленный». Проблема Роуз не только в том, что она не любит жениха (хотя она его и впрямь не любит), но и в том, что она не хочет быть вещью, игрушкой в чужих руках. До замужества она вынуждена подчиняться воле матери, после брака будет подчиняться мужу. Так жили почти все «дамы из общества» того времени, но Роуз не может и не хочет так жить. Но она не видит выхода из сложившейся ситуации — пока не встречается с Джеком.
Любовь Джека — сильного, свободолюбивого и талантливого — позволяет Роуз обрести себя. Никогда больше она не будет жить по чужому сценарию, играть навязанную ей роль. Судя по снимкам, окружающим престарелую Роуз, она прожила яркую и насыщенную жизнь, реализовав большинство своих мечтаний.
Таким образом, в фильме «Кэмерона» мы видим современную трактовку любви как чувства, которое дарит внутреннюю свободу и помогает обрести свой путь.
Почему погиб Джек?
Сам режиссер, которому недавно вновь задали этот вопрос, ответил, что Джек погиб потому, что так написано в сценарии. С самого начала он был задуман как драматический персонаж. Если Роуз напоминает нам о том, что истинная любовь неотделима от свободы, то образ Джека связан с другой ее стороной — самопожертвованием и бескорыстием. В душе того, кто любит по-настоящему, нет места эгоизму, и жизнь любимого человека для него дороже собственной. Трагической гибелью Джек доказывает истинность и правильность своих идеалов, а также ту простую истину, что любовь сильнее смерти: ведь Роуз продолжала любить его всю жизнь.
Почему Роуз бросила голубой бриллиант в воду?
Чтобы понять сцену, когда постаревшая Роуз, снова оказавшись над местом затопления «Титаника», бросает в бездну воды бриллиант «Сердце океана», необходимо вспомнить, что значил этот камень для главной героини. Это — память о прошлом и символ ее любви, который она хранила всю жизнь. Цена камня не имеет для Роуз значения — важна только память. Понимая, что ее жизнь и история подходит к концу, она возвращает бриллиант океану. Это последний подарок Роуз ее любимому Джеку.
Нелогичный на первый взгляд, этот поступок обладает глубокой внутренней логикой. Любовь Роуз и Джека была такой же чистой и уникальной, как «Сердце океана». И так же, как местонахождение бриллианта, эта любовь была тайной для всех. Передать камень в чужие руки, сделать его объектом купли-продажи значило осквернить память об этом чувстве, а любовь для Роуз была и остается дороже всех сокровищ мира.
Умирает ли в финале главная героиня?
Зрители часто спорят: умерла Роуз в финале или просто уснула? Учитывая ее возраст, обе версии имеют одинаковое право на существование. Режиссер сознательно ушел от точного ответа, оставив пространство для зрительской фантазии. По большому счету, не так уж важно, умерла Роуз в ту ночь или прожила еще год-два: история двух возлюбленных с «Титаника» окончена, и круг замкнулся.
Cмысл культового фильма «Титаник»
Титаник — это один из самых любимых фильмов многих людей, он был признан одним из лучших ушедшего столетия. Фильм поражает многих своей любовной линией, но большинство людей смотрят до сих пор фильм, чтобы увидеть как может утонуть огромнейшее судно с тысячами людей на борту.
Особенности сюжета Титаника
Фильм многих привлек достоверными картинами спасения людей, гибелью, ведь это по-настоящему эпичный момент, когда корабль уходит ко дну. Однако если некоторые воспринимают фильм лишь как исторический ракурс к гибели известного лайнера. Многие видят здесь только линию любви Роуз и Джека.
Фильм начинается с того, что нам показывают, как современный исследовательский корабль занялся поисками бриллианта, который назывался Сердце океана. Престарелую Роуз пригласили, чтобы узнать место нахождения бриллианта, при этом пожилая женщина начала рассказывать историю своей любви, но главное с чего она начала — это описание путешествия на Титанике. Роуз пыталась попасть в Америку вместе со своей матерью и со своим женихом — богатым и известным. Однако параллельно нам показывают, что Роуз несчастлива, за нее решили, когда ей надо выходить замуж и за кого. Мать постоянно напоминает ей, что если она откажется от этого жених,а то семья окажется полностью разоренной.
Однако молодая героиня не понимает данного момента и желает жить свободно, как ей нравится. Знакомство с Джеком происходит, когда он ее спасает от прыжка в бездну океана. Настолько ей надоел ее жених и жизнь в заточении. Джейк спасает Роуз, между ними завязывается милая дружба. Но при этом Роуз восхищена Джеком, ведь он свободный, делает, что хочет, путешествует, он не связан никакими обязательствами. Джек свою очередь рассказывает о своих увлечениях, он показывает портреты, которые он очень удачно рисует, но в основном это портреты французских проституток, потому что на настоящих натурщиц у него нет денег.
Джека приглашают в качестве благодарности на обед в ресторан первого класса, происходит знакомство со всей семьей и друзьями Роуз. Естественно Джек выглядит, как невоспитанный мужлан по сравнению с элитой Титаника. Однако на самом деле Роуз рассказывают ему множество секретов о том, как проводят время люди в первом классе. Мужчины путешествуют с любовницами, некоторые изменяют своим женам, некоторые разорены, но держат марку. Многие богачи живут во лжи, в своем собственном мире надменности и мнимой интеллигенции.
Основной смысл фильма
Что касается любви, то нам попытались показать настоящую любовь, но главное, чему учит нас фильм — жить в полной мере, не надо тратить время на то, чтобы найти счастье, надо испытывать счастье каждый момент своей жизни. Главная идея фильма состоит в том, что он не говорит о том, что необходимо жертвовать жизнью ради того, чтобы провести один день с любимым, но важно радоваться каждому дню, даже если нет любви. Старенькая Роуз рассказала, что она жила ради Джека, он говорил ей, что она должна продолжать жить, ведь никто не вправе забирать жизнь даже у себя самого. Роуз прожила достойную жизнь, она завела семью детей, несмотря на то, что всю жизнь помнила Джека.
Скрытый смысл и символические детали фильма «Титаник»
Страна: США
Жанр: фильм-катастрофа, историческая драма, мелодрама
Год производства: 1997
Режиссер: Джеймс Кэмерон
Актеры: Леонардо Ди Каприо, Кейт Уинслет, Билли Зейн, Глория Стюарт
В фильме «Титаник» (Titanic) режиссер Джеймс Кэмерон показывает историю крушения знаменитого лайнера через призму любовных отношений главных героев. Джек и Роуз из разных социальных слоев, но их чувства оказываются сильнее смерти. Суть фильма «Титаник» в том, что нужно наслаждаться каждым моментом жизни, быть честным с собой и даже перед лицом смертельной опасности оставаться человеком.
О чем фильм
10 апреля 1912 года из порта Саутгемптон отплыл знаменитый лайнер «Титаник». Это было самое крупное судно, вмещавшее 2208 пассажиров. Курс его лежал в Нью-Йорк, но доплыть до места назначения кораблю было не суждено. Эту историю сегодня знают все, трагедия крушения «Титаника» стала самой известной в мире. Но в фильме рассказ начинается совсем не с описания событий — Кэмерон пошел другим путем.
В 1996 году научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» выдвигается к месту крушения «Титаника». Брок Лаветт — заядлый охотник за сокровищами — погружается вместе с командой на дно Атлантики на батискафах. Они ищут драгоценность — кулон с голубым бриллиантом, известный под названием «Сердце океана».
Им известно, что на борту «Титаника» плыл его владелец — Каледон Хокли. Искатели поднимают со дна сейф, но в нем находят лишь старый рисунок девушки с кулоном на шее. Когда сюжет показали по телевидению, с Броком Лаветом связалась женщина, сообщившая, что на рисунке изображена она.
Лаветт соглашается пообщаться с той, кто представилась ему, как Роуз Кэлверт. Ее доставляют вертолетом на исследовательское судно. Именно там 100-летняя Роуз начала свой рассказ о ставшей знаменитой трагедии. И зритель вместе с ней возвращается в 1912 год на борт самого крупного и шикарного лайнера в мире.
Роуз Дьюитт Бьюкейтер было 17 лет, когда она вместе с матерью Рут и своим будущим женихом Каледоном Хокли поднялись на борт «Титаника». Роуз вынуждена выйти замуж по расчету за богатого наследника миллиардного состояния, хотя она сама вовсе не хочет этого.
Девушка понимает, что она живет в «золотой клетке» — у нее нет права выбора, за нее все давно решено. Загнанная в угол, она доходит до отчаяния и решает выброситься за борт. И тут ей на помощь приходит случайный свидетель — парень по имени Джек.
Джек попал на «Титаник» случайно, выиграв билет в карты. Он вообще склонен к разным авантюрам и живет одним днем. Увидев Роуз за бортиком палубы, он тут же находит решение. Он раздевается и делает вид, что прыгнет вместе с девушкой, если та отпустит руки. Роуз ошарашена, она не так представляла себе свой конец. Воспользовавшись замешательством девушки, Джек убеждает ее вернуться обратно на палубу. Он буквально втаскивает ее туда в последний момент, когда та чуть было не сорвалась в пропасть.
Так началась дружба Джека и Роуз. Они проводят время вместе на палубе, парень показывает свои рисунки. Он учит девушку, выросшую среди чопорных богачей, громко смеяться, плеваться с палубы, веселиться от души на вечеринке, видеть людей, чувствовать их.
Роуз все больше понимает, что не хочет проживать ту жизнь, которую ей уготовили родственники, само общество. Она и не замечает поначалу, как влюбляется в Джека, подарившего ей веру в себя, свободу, целый мир.
Видя, как стремительно развиваются отношения между Роуз и Джеком, ее жених Каледон Хокли решает устранить соперника. Он подбрасывает ему «Сердце океана» и при всех обвиняет в краже. Когда у него из кармана куртки полицейский достает кулон, все восстают против бедного парня. Все, кроме Роуз. Его уводят и приковывают наручниками к трубе в нижней палубе.
На часах было 23:40, когда произошло роковое столкновение «Титаника» с айсбергом. Далее действия разворачиваются стремительно. Вода заливает нижние отсеки, капитан начинает эвакуацию.
Первыми в шлюпки усаживают женщин и детей. Мать Роуз и остальные пассажирки 1 класса садятся в спасательные шлюпки, но девушка отказывается последовать за ними. Она убегает и отправляется на поиски Джека. Роуз, передвигаясь по пояс в ледяной воде, находит любимого и топором разрубает его оковы. Они вместе поднимаются на верхнюю палубу.
Шлюпок для спасения остается все меньше. Каледон подкупает одного из охранников и договаривается о месте для себя. Они встречаются с Роуз и Джеком, мужчины убеждают девушку сесть в шлюпку. Каледон врет, что они вместе с Джеком сядут в следующую лодку и тоже спасутся вслед за Роуз. Поначалу она верит и садится, но потом понимает, что жених обманул ее. Она выпрыгивает из шлюпки и снова оказывается на борту.
Каледон не может больше ждать — он садится в последнюю шлюпку и покидает тонущий лайнер. Роуз и Джек остаются вместе с остальным несчастными, которым места в лодках не хватило. Через 2 часа 40 минут после столкновения «Титаник» уходит под воду. Роуз карабкается на обломок деревянной двери, Джеку на ней нет места. Он просто остается рядом и пытается подбодрить любимую.
Забывшись от холода, Роуз засыпает. Очнувшись, она видит, что Джек уже мертв. Он замерз насмерть. Она отнимает его руки от двери и смотрит, как его тело погружается под воду. Затем она видит свет — это вернулись спасательные шлюпки. Но у нее уже нет сил закричать. Тогда она берет свисток и громко свистит. Так Роуз была спасена. На берегу она в последний раз видит Каледона, но отворачивается от него, накрывшись пледом.
В финале впечатленный рассказом Брок Лаветт уже даже не спрашивает о судьбе драгоценности. Он вдруг понял, что все эти три года гонялся за камнем, хотя главная ценность жизни совсем в другом. Стоя на палубе, он так и сказал внучке Роуз: «Я три года потратил на поиски, бредил «Титаником», но только сейчас понял скрытый смысл того, что искал».
В финальных кадрах старушка Роуз выходит на палубу и бросает за борт бриллиант «Сердце океана». Потом она возвращается в каюту, ложится в постель и закрывает глаза.
Объяснение концовки
Смысл концовки фильма «Титаник» в том, что после пережитого героиня начала жизнь заново. Она освободилась от давящего прошлого и стала по-настоящему свободной. Очень удачной оказалась идея Кэмерона с фотографиями у кровати Роуз в финальных кадрах. По ним зритель узнает о жизни девушки после трагедии, о том, что ей удалось воплотить в жизнь все то, о чем они мечтали вместе с Джеком.
Также знаковым является объяснение, которое дает сам искатель сокровищ Брок Лаветт. Прочувствовав гибель «Титаника» и тысяч его пассажиров, он понял, что ценнее всего на свете вовсе не камешки и дорогие находки, а то, что нельзя купить ни за какие деньги. Рассказ Роуз произвел сильное впечатление на всех, изменив их взгляды на жизнь раз и навсегда.
Альтернативная концовка
Кстати, Кэмерон снял и альтернативную концовку этой ленты. На палубе искатель сокровищ Брок Ловетт умоляет Роуз дать ему бриллиант «Сердце океана». Та дает камень ему в руки. Но потом с задорной улыбкой все-таки бросает драгоценность в океан. Потому что камень принадлежит Джеку.
Эта концовка оказалась не такой романтичной, как та, которая попала в окончательную версию фильма. Кэмерон отказался от нее.
Смысл фильма
Кроме основного смысла, который очевиден — известная на весь мир трагедия, гибель людей, горе и страх, Кэмерон вложил в фильм еще и скрытую идею.
«Титаник» в свое время был символом сильной и процветающей Европы, оплотом стабильности и непотопляемости во всех смыслах. Но уже во время описания событий зритель видит — даже на борту корабля общество расколото. Классовое неравенство процветает, как и бесправие женщин. И в великой Европе положение вовсе не такое безоблачное и стабильное.
С трагедией «Титаника» режиссер показал также гибель Старого света, его устоев, политики и общества. В этом был скрытый смысл фильма, ведь именно после этой великой трагедии начались значительные изменения в европейской и мировой истории. Жизнь людей стала меняться, классовость изжила себя, а о правах женщин заговорили открыто и на законодательном уровне.
Джеймс Кэмерон подошел к съемкам фильма со всей серьезностью. Детали были тщательно воссозданы по фотографиям, документальным материалам и рассказам выживших очевидцев трагедии. Режиссер лично 12 раз погружался в батискафе к месту гибели лайнера, видел воочию его останки.
После выхода фильма критики отметили максимальное соответствие происходящего на экране с действительностью. Тщательно прорабатывалось содержание каждого кадра. Например, сцена с мальчиком, играющим на палубе в йо-йо, была детально воссоздана по реальной фотографии, сделанной на борту «Титаника». Таких фото сохранилось несколько — все они стали макетами для съемок определенных сцен. Мало того, что Кэмерон настоял на строительстве точной копии самого корабля, так еще и детали к нему изготавливала та же фирма, что и обслуживала реальный «Титаник».
Сам Джэймс Кэмерон не раз говорил, что Роуз и Джек — его выдумка, как и их романтическая история. Между тем, уже после выхода фильма стало известно, что на борту «Титаника» был кочегар по имени Джон Доусон. Его могила в Фэйрвью Лаун, в Галифаксе под номером 227 стала местом паломничества фанатов картины. Режиссер заявил, что до последнего ничего не знал об этом человеке.
Но в фильме у многих героев есть реальные прототипы. Самая известная из них — Молли Браун, которая помогала Джеку и в финале фильма требовала развернуть спасательную шлюпку, чтобы спасти людей. Эта женщина действительно была на «Титанике», она вошла в историю, как «непотопляемая Молли». Молли Браун была заядлой феминисткой, боролась за права женщин и отстаивала постулаты политического равенства. Она также радела за улучшение условий труда и жизни шахтеров.
Во время путешествия на «Титанике» Молли Браун было 44 года. Когда началась спасательная операция, она стала усаживать в шлюпки женщин и детей, сама же отказывалась садиться, говоря всем: «Ничего, я выплыву». Ее буквально силой усадили в последнюю шлюпку. Она не раз требовала вернуться и подобрать выживших, но капитан лодки ее не послушал. На берегу Молли организовала разбор личных вещей погибших, создала списки выживших, собрала немалые средства на нужды тех, кто потерял близких.
Также прототипы были и у других героев фильма. Например, пожилые супруги, которые обнялись и отказались покидать корабль перед крушением, существовали на самом деле. Их звали Ида и Исидор Штраус. Ида отказалась садиться в шлюпку и осталась погибать вместе с мужем. Также реальными людьми были музыканты из оркестра. Они действительно играли на палубе вплоть до гибели «Титаника».
Из командующего состава корабля в реальности также выжили не все. Капитан судна Эдвард Смит отказался покинуть судно, как и создатель «Титаника» Томас Эндрюс. Второй помощник капитана Чарльз Лайтоллер выжил и впоследствии повлиял на улучшение безопасности пассажирских судов. Директор пароходной компании Джозеф Брюс Исмей также выжил, но до конца дней расплачивался за свое решение уменьшить на «Титанике» число шлюпок с 48 до 16. Все эти персонажи показаны в содержании фильма с детальной точностью.
Объяснение такого поступка старой женщины, пережившей великую трагедию, довольно просто. Роуз всю свою жизнь хранила тайну о Джеке, а «Сердце океана» было единственным, что связывало ее с ним. Это был символ ее любви, прошлых счастливых дней, проведенных вместе. Женщина не расценивала этот кулон, как дорогое украшение, стоящее миллионы. Это была часть нее самой, ее сердца, ее утраченной любви.
Пройдя долгий жизненный путь, Роуз выполнила все, что обещала когда-то Джеку. Она выжила, стала счастливой женой и матерью, пронесла память о нем через годы. И в финале она просто вернула «Сердце океана» своему любимому — в глубины моря. Роуз отправила его туда, где покоятся останки корабля и тело Джека. Но в памяти он навсегда останется тем, кто спас ее и изменил мировоззрение.
Джеймс Кэмерон никогда прямо не отвечал на этот вопрос. Финальные кадры показывают женщину, которая прожила очень длинную жизнь, пронеся в себе великую тайну. И когда в конце она, наконец, рассказала свою историю, она освободилась и отпустила себя.
Ноев ковчег ХХ века: в чем секрет успеха «Титаника» Джеймса Кэмерона?
Дело в том, что когда бюджет «Титаника» в очередной раз вышел из берегов, режиссер поставил на кон свое состояние и отказался от фиксированного гонорара, согласившись на проценты от сборов. И если бы «Титаник» утонул», как писали многие газеты и критики после премьеры фильма, то вряд ли бы Кэмерону дали снять «Аватар» и его продолжения. О безбедной жизни миллионера, который может теперь снимать фильмы по десять лет, тоже можно было бы забыть. И таких «чудес» было еще очень много: от неправильной стороны лайнера, которую построили на площадке (из-за чего все приходилось снимать в зеркальном формате), до желания Кэмерона сделать «историческую» часть на корабле длиной ровно 160 минут — именно столько «Титаник» тонул в реальном времени.
Еще одна, куда более распространенная, версия — что «Титаник» вышел в нужное время, открыв собой эпоху релиза фильмов, в которой повсеместный информационный шум становится важнее художественных достоинств. Действительно, про «Титаник» писали и пишут до сих пор, пытаясь разгадать его успех в прокате. Удивительно длинную жизнь в прокате легко объяснить желанием не просто прикоснуться к фильму и увидеть его собственными глазами, но и составить/высказать личное мнение — тоже очень характерная позиция в эпоху социальных сетей. Даже этот текст продолжает генерировать инфошум вокруг картины Кэмерона, хотя «Титаник» вышел в прокат 23 года назад. Особо радикальные критики, кстати, вообще не обращали внимания на художественные качества фильма, сводя их к распространенным клише про «простенькую мелодраму», «затянутую историю», «плоских героев» и другим распространенным выводам, кочующим из рецензии в рецензию. Согласиться с ними мне сложно, но толика правды в этом есть, если трактовать их слова шире: «Титаник» — это действительно больше, чем фильм, который сложно оценивать и разгадывать, оставаясь только в рамках критического дискурса.
Но все же, если хорошенько присмотреться, в «Титанике» можно нащупать основные темы. Первая, разумеется, религиозная. Фешенебельный лайнер начала ХХ века легко сравнить с Ноевым ковчегом по форме, но не по призванию. Если библейское судно было единственным местом на Земле, где можно было спастись от потопа, то «Титаник» — это корабль, который искренне внушает спокойствие каждому пассажиру своей непотопляемостью, при этом оставаясь символом хрупкости рукотворного, человеческого мира. Мира, где совершенно не работает девиз «каждой твари по паре», где выживают преимущественно слабые (женщины и дети), а также взявшие на себя грех (преимущественно — мужчины), отказавшиеся следовать инструкциям во время эвакуации.
Если смотреть на «Титаник» через призму религии, то сцены катастрофы принимают особенный размах и символизм. Кэмерон в движении рисует перед глазами зрителя монументальное полотно с огромным количеством главных и второстепенных героев, которое можно сравнить, например, с триптихами Босха, разумеется, минус алхимия и магический символизм. Каждый образ — от играющих до последнего музыкантов или стоически встречающих волны богачей в дорогих смокингах и с бренди в руках до душераздирающих сцен с обнимающимися пенсионерами или матерью, читающей сказку детям за минуты до затопления, — тут подчинен всеобщему ужасу и органично встроен в панораму крушения. Как бы чудовищно это ни звучало, но Кэмерон настолько прямолинеен и точен в выборе персон и ситуаций, что от трагедии на экране невозможно отвести взгляд, сбиваясь то на вскрики, то на слезы. «Титаник» и в конце 1990-х производил сильнейшее впечатление, но сейчас фильм как будто обрел новую плоскость для трактовок.
Конечно, все дело в окружающей нас пандемии, которая, например, меня заставила посмотреть на фильм Кэмерона совсем иными глазами. В 1997-м, если вы помните, «Титаник» принято было воспринимать как фильм об одновременно ХХ веке и надвигающемся миллениуме. Кэмерону действительно удалось не только заглянуть в прошлое, но и поставить диагноз целому самому мерзкому, лживому и жестокому столетию в истории, ведь его «Титаник» — это не просто лайнер 1912 года, а модель мира в миниатюре. Но сейчас фильм воспринимается как ода ломкости окружающей действительности, в которую погрузились не 2200 пассажиров в Атлантике, а половина мира, запертого дома. И действительно: никакие айфоны, «теслы», высокоскоростной интернет, тотальное ощущение комфорта, в котором мы жили последние годы, не имеют никакого значения перед стихией, природой, а в данном случае — вирусом. И Кэмерон, изучая подробно историю «Титаника», блистательно уловил эту важную мысль, которая, видимо, была и будет актуальна для человечества всегда.
А что же любовь? «Титаник» — это не только фильм-катастрофа, но и история любви. Молодого и бедного художника Джека и уставшей от чопорной жизни Роуз. Но любовь по Кэмерону — не чудо, способное побороть любые невзгоды, а скорее — ключ к открытой и честной жизни. Джек в финале «Титаника» умирает, но благодаря его характеру и неугасаемой энергии он успевает развернуть жизнь Роуз в правильное направление, как она сама говорит, «спасти её». Но несмотря на то, что история любви пронизывает весь фильм, я бы не стал делать на ней акценты — это лишь один, пусть и значительный, слой в многоуровневом сюжете и постановке «Титаника», при помощи которого, правда, Кэмерон сшивает всю историю катастрофы воедино.
Кэмерону, как он сам признавался в интервью на DVD-изданиях фильма, было интересно рассказать быль о крушении «Титаника» близко к тексту, а также — снять фильм в самых невыносимых нечеловеческих условиях, который мог себе позволить Голливуд на тот момент. И если есть у великого «Титаника» и секрет, то он в том, что фильм бьет наотмашь на всех уровнях, по самым разным зрителям — от тех самых «простушек» Умберто Эко до фанатов истории и даже самых придирчивых синефилов, которые в складках картины найдут немало интересного. Для меня же главный секрет успеха фильмов Кэмерона — в их обезоруживающей прямолинейности и честности. Даже тратя на свои картины сотни миллионов долларов, он, как мало кто в Голливуде, всегда выстраивает картины вокруг искренних человеческих историй. Просто для того, чтобы внятно и захватывающе рассказать одну из таких, Кэмерону, в отличие от многих других коллег, нужно очень много денег.