О чем монахиня дидро
Краткое содержание романа Монахиня Дидро
Роман «Монахиня» был написан известным французским философом и драматургом Дени Дидро в 1780 году. Автор впервые демонстрирует читателям неизвестные ранее подробности жизни в монастырях, раскрывая перед всеми развращенность и жестокость, которые нередко скрывались под маской благочестия и крайней набожности. Произведение представляет собой письма сбежавшей из обители монахини Сюзанны Симонен к ее покровителю, маркизу де Круамару, девушка горячо умоляет этого обеспеченного и влиятельного человека о помощи.
Сюзанне доводится расти в достаточно состоятельной семье адвоката. Однако она с ранних лет чувствует неприязнь по отношению к себе со стороны родителей, оказывавших явное предпочтение другим наследницам, невзирая на то, что Сюзанна была значительно привлекательнее сестер и обладала более изящными манерами. Взрослея, девушка предполагает, что она не приходится родной дочерью своему отцу, и однажды семейный исповедник подтверждает печальную правду.
Мать Сюзанны настаивает на пострижении младшей дочери, невзирая на то, что сама Сюзанна категорически отказывается от участи монахини. Юная девушка стремится вступить в брак, как и ее сестры, однако родительница подчеркивает, что все состояние семьи уже растрачено на приданое для старших дочерей, и у матери не имеется возможности выдать замуж последнюю дочку.
Сюзанна все же соглашается принять монашество, несмотря на то, что ее душа отчаянно сопротивляется этому поступку. Первая настоятельница, под началом которой оказывается девушка, относится к ней внимательно и тепло, но после кончины добросердечной женщины соответствующий пост занимает сестра Христина, являющаяся крайне ограниченным, мелочным и даже жестоким человеком.
В это же время из жизни уходят и родители Сюзанны. Гордая и свободолюбивая девушка не желает исполнять ритуалы, введенные в обиход новой настоятельницей, настаивая на том, что в уставе обители не указываются подобные обряды. Христину выводит из себя неподчинение со стороны Сюзанны, она применяет в отношении девушки несомненные издевательства и гонения, в чем ей охотно помогают и другие монахини.
Сюзанна решает расторгнуть монашеский обет и вернуться к мирской жизни, она не намеревается ничего требовать у своих сестер, она готова выполнять любую работу ради того, чтобы не оставаться в обители. Девушка просит у настоятельницы бумагу, уверяя, что желает написать покаянную исповедь, но Христина не верит ее словам.
Сюзанне все же удается передать свои письма за пределы монастыря с помощью преданной подруги, сестры Урсулы. Адвокат Манури пытается освободить девушку от данной ею против желания и воли клятвы, выступив в суде, однако он проигрывает дело. Весьма озлобленная из-за этого происшествия Христина подвергает Сюзанну самым изощренным истязаниям и голоду, в связи с чем несчастная девушка заболевает. Но благодаря заботливому уходу со стороны Урсулы монахиня вскоре выздоравливает.
Юрист организовывает перевод Сюзанны в другой монастырь. Новая настоятельница ведет себя с девушкой чрезвычайно приветливо и дружелюбно, но через некоторое время Сюзанна с ужасом понимает, что на самом деле женщина стремится к противоестественным тесным отношениям с нею. После смерти этой дамы Сюзанна оставляет обитель вместе со священником, согласившимся ей помочь. Однако по дороге в Париж мужчина посягает на честь девушки, и она вынуждена убежать от этого человека.
В столице Сюзанна служит у прачки и упрашивает господина де Круамара найти для нее какое-либо место в провинции. Она постоянно опасается, что ее найдут и опять вернут в монастырь, и девушка подчеркивает, что в таком случае она неминуемо совершит столь страшный грех, как добровольное самоубийство.
При чтении романа нельзя не проникнуться сочувствием и в то же время уважением к юной героине истории. Сюзанна не сдается и не смиряется со своей участью, невзирая на тяжелейшие испытания. Она продолжает бороться за себя, за возможность полноценно жить и быть счастливой. Хочется верить, что в дальнейшем судьба девушки все же изменится в лучшую сторону.
Также читают:
Популярные сегодня пересказы
Библейская история повествует о дочери Иродиады и падчерице мужа ее царя Ирода Иудейского – Саломеи. Ироиду постигло проклятие, которое сослал на нее пророк Джоканаан, так как он говорил о том
Идёт гражданская война. Красные воюют с белыми, кроме того, существуют различные банды, членов которых называют «зелёными»
Произведение слагается из двух частей, которые дополняют друг друга. Первая часть носит название «Солдат лечится». Главного героя зовут Сергеем. Он получил во время боя травму, потому направлен на лечение в госпиталь
Действие рассказа «Ступеньки» происходит на лестнице. Мальчик Петя вернулся из детского сада в приподнятом настроении. Был важный повод гордиться собой – в этот день он выучился считать до десяти
Дени Дидро «Монахиня»
Дени Дидро был просто-таки феноменальной личностью для своей эпохи. Он не только был одним из вдохновителей эпохи Просвещения, но и был из самых гениальных европейских философов и драматургов.
Он создавал поистине злободневные романы, в которых касался остросоциальных проблем, возникавших в европейском обществе в новую эпоху. Одним из самых лучших и известнейших произведений Дени Дидро стала книга «Монахиня».
История создания произведения
В средине XVIII столетия по Франции прокатилась волна разоблачений подноготной монастырской жизни. Дидро решил использовать эту актуальную тему для написания романа в новаторской форме — произведение в виде писем, которые писала доведённая до отчаяния монахиня, которая сбежала от царившей в церкви безнравственности и жестокости.
По второй версии философ, вместе с друзьями по Энциклопедии, одно время очень дружил с маркизом де Круамаром. Но маркиз уехал в своё отдалённое имение, и чтобы вернуть его обратно Дидро решил создать вымышленную историю о реальной монахине Сюзанне Сименон, к которой был неравнодушен де Круамар.
Сюзанна якобы сбежала из монастыря Лоншан (куда она была действительно насильно заточена) и укрывается в Париже. Она просит о помощи маркиза. Де Круамар и понятия не имел, что читает письма не от беглой монахини, а от Дидро.
С уверенностью можно сказать одно — у героини романа был вполне реальный прототип. В 1750-е годы на слуху было дело некоей Маргариты Деламар. Она утверждала, что была насильно отдана в монастырь и подала по этому поводу судебный иск, который был отклонён.
Роман невозможно было напечатать сразу после его выхода в 1760 году из-за его явного антирелигиозного содержания. С книгой были знакомы лишь близкие друзья энциклопедиста. Роман Дидро был опубликован только в 1796 году уже после смерти автора, когда появилась возможность издавать такие смелые антиклерикальные произведения.
Краткое содержание книги «Монахиня»
Героиня произведения по имени Сюзанна очень несчастная девушка. Она терпит унижения в собственной семье, живёт в чулане, одевается в лохмотья и постоянно слышит издёвки от своих домочадцев. Вскоре девушка начинает догадываться о причинах такого отношения — вероятно, она не родная дочь своего отца.
Особенную злобу Сюзанна вызывает у своих родственников из-за своей врождённой красоты и интеллекта, они чувствуют превосходство девушки над ними. Поэтому Сюзанну собираются отдать в монастырь, мотивируя это финансовым бедствием семьи, которая не сможет дать за неё приданое. А в те времена это означало, что шансов выйти замуж у неё практически нет.
После долгих уговоров Сюзанна всё-таки соглашается уйти в монастырь, правда не навсегда. Она планирует, что откажется от обета послушания богу в день торжественной клятвы. Так и происходит через два года её монастырской жизни. Сюзанну отправляют обратно к родителям, где её ждёт ещё большая ненависть и презрение.
Мать, наконец, рассказывает девушке, что она внебрачная дочь и снова уговаривает уйти Сюзанну в монастырь, чтобы таким образом она искупила грехи матери. Героиня вынуждена согласиться. В монастыре она чувствует себя очень подавленно, потому что девушка отчаянно не хочет становиться монахиней.
Единственным утешением для Сюзанны становится настоятельница де Мони, которая очень поддерживает девушку после принятия обета. Но вот де Мони внезапно умирает и новой настоятельницей становится Христина. Она очень жестка и властна, монахини при ней живут как в аду. Сюзанна бунтует, но Христина не может законно её наказать, ведь девушка ведёт себя примерно.
Тогда настоятельница натравливает на Сюзанну других девушек, которые буквально не дают ей жить. Нашей героине благодаря связям удаётся перейти в другой монастырь. Здесь дела также обстоят скверно — новая настоятельница оказывается любительницей девушек и Сюзанна всячески избегает встречи с ней. Из-за тоски по красавице, которая отвергает её любовь, настоятельница заболевает и умирает, в чём незамедлительно обвиняют несчастную девушку.
Сюзанне помогает сбежать её духовник, но в дороге он пытается её изнасиловать. Девушка теряет своего последнего друга. Она проводит жизнь на самом дне парижского общества и мечтает сбежать в глушь, где будет спокойно работать и жить.
В этом сложном и новаторском романе присутствует много элементов, которые делают его воистину гениальным:
В нашей обширной интернет-библиотеке вы можете без проблем читать онлайн роман «Монахиня» великого французского просветителя и философа Дени Дидро.
Краткие содержания произведений — дени дидро — монахиня
Монахиня
Повесть написана в форме записок героини, обращённых к маркизу де Круамару, которого она просит о помощи и с этой целью рассказывает ему историю своих несчастий.
Героиню зовут Мария-Сюзанна Симонен. Отец её — адвокат, у него большое состояние. Ее не любят в доме, хотя она превосходит сестёр красотой и душевными качествами, и Сюзанна предполагает, что она — не дочь г-на Симонена. Родители предлагают Сюзанне принять монашество в монастыре св. Марии под тем предлогом, что они разорились и не смогут дать ей приданое. Сюзанна не хочет; её уговорили пробыть два года послушницей, но по истечении срока она по-прежнему отказывается стать монахиней. Ее заточают в келье; она решает сделать вид, что согласилась, а на самом деле хочет публично заявить протест в день пострига; для этой цели она приглашает на церемонию друзей и подруг и, отвечая на вопросы священника, отказывается принести обет. Через месяц её отвозят домой; она сидит взаперти, родители не желают её видеть. Отец Серафим (духовник Сюзанны и её матери) с разрешения матери сообщает Сюзанне, что она не дочь г-на Симонена, г-н Симонен догадывается об этом, так что мать не может приравнять её к законным дочерям, и родители хотят свести к минимуму её часть наследства, а поэтому ей ничего не остаётся, кроме как принять монашество. Мать соглашается встретиться с дочерью и говорит ей, что та своим существованием напоминает ей о гнусной измене со стороны настоящего отца Сюзанны, и её ненависть к этому человеку распространяется на Сюзанну. Мать хочет, чтобы дочь искупила её грех, поэтому копит для Сюзанны вклад в монастырь. Говорит, что после выходки в монастыре св. Марии Сюзанне нечего и думать о муже. Мать не хочет, чтобы после её смерти Сюзанна внесла раздоры в дом, но официально лишить Сюзанну наследства она не может, так как для этого ей необходимо признаться мужу.
Продолжение после рекламы:
После этого разговора Сюзанна решает стать монахиней. Лоншанский монастырь соглашается её взять. Сюзанну привозят в монастырь, когда там только что стала настоятельницей некая госпожа де Мони — женщина добрая, умная, хорошо знающая человеческое сердце; она и Сюзанна сразу проникаются взаимной симпатией. Между тем Сюзанна становится послушницей. Она часто впадает в уныние при мысли о том, что скоро должна стать монахиней, и тогда бежит к настоятельнице. У настоятельницы есть особый дар утешения; все монахини приходят к ней в трудные минуты. Она утешает Сюзанну. Но с приближением дня пострига Сюзанну часто охватывает такая тоска, что настоятельница не знает, что делать. Дар утешения покидает ее; она не может ничего сказать Сюзанне. Во время принятия пострига Сюзанна пребывает в глубокой прострации, совершенно не помнит потом, что было в тот день. В этом же году умирают г-н Симонен, настоятельница и мать Сюзанны. К настоятельнице в её последние минуты возвращается дар утешения; она умирает, предчувствуя вечное блаженство. Мать перед смертью передаёт для Сюзанны письмо и деньги; в письме — просьба к дочери искупить материнский грех своими добрыми делами. Вместо г-жи де Мони настоятельницей становится сестра Христина — мелочная, ограниченная женщина. Она увлекается новыми религиозными течениями, заставляет монахинь участвовать в нелепых обрядах, возрождает способы покаяния, изнуряющие плоть, которые были отменены сестрой де Мони. Сюзанна при каждом удобном случае восхваляет прежнюю настоятельницу, не подчиняется обычаям, восстановленным сестрой Христиной, отвергает всякое сектантство, выучивает наизусть устав, чтобы не делать того, что в него не входит. Своими речами и действиями она увлекает и кое-кого из монахинь и приобретает репутацию бунтовщицы. Ее не могут ни в чем обвинить; тогда её жизнь делают невыносимой: запрещают всем с ней общаться, постоянно наказывают, мешают спать, молиться, крадут вещи, портят сделанную Сюзанной работу. Сюзанна помышляет о самоубийстве, но видит, что всем этого хочется, и оставляет это намерение. Она решает расторгнуть обет. Для начала она хочет написать подробную записку и передать кому-нибудь из мирян. Сюзанна берет у настоятельницы много бумаги под предлогом того, что ей нужно написать исповедь, но у той появляются подозрения, что бумага ушла на другие записи.
Брифли существует благодаря рекламе:
Сюзанне удаётся во время молитвы передать бумаги сестре Урсуле, которая относится к Сюзанне по-дружески; эта монахиня все время устраняла, насколько могла, препятствия, чинимые Сюзанне другими монахинями. Сюзанну обыскивают, везде ищут эти бумаги; её допрашивает настоятельница и ничего не может добиться. Сюзанну бросают в подземелье и на третьи сутки выпускают. Она заболевает, но скоро выздоравливает. Между тем приближается время, когда в Лоншан съезжаются послушать церковное пение; поскольку у Сюзанны очень хороший голос и музыкальные способности, то она поёт в хоре и учит петь других монахинь. Среди её учениц — Урсула. Сюзанна просит её переправить записки какому-нибудь искусному адвокату; Урсула это делает. Сюзанна имеет большой успех у публики. Кое-кто из мирян с ней знакомится; она встречается с г-ном Манури, который взялся вести её дело, беседует с приходящими к ней людьми, стараясь заинтересовать их в своей участи и приобрести покровителей. Когда в общине узнают о желании Сюзанны расторгнуть обет, то её объявляют проклятой Богом; до неё нельзя даже дотрагиваться. Ее не кормят, она сама просит еду, и ей дают всякие отбросы. Над ней всячески издеваются (перебили её посуду, вынесли из кельи мебель и другие вещи; по ночам в её келье шумят, бьют стекла, сыплют ей под ноги битое стекло). Монахини считают, что в Сюзанну вселился бес, и сообщают об этом старшему викарию, г-ну Эберу. Он приезжает, и Сюзанне удаётся защититься от обвинений. Ее уравнивают в положении с остальными монахинями. Между тем дело Сюзанны в суде проигрывается. Сюзанну обязывают в течение нескольких дней носить власяницу, бичевать себя, поститься через день. Она заболевает; сестра Урсула ухаживает за ней. Жизнь Сюзанны в опасности, но она выздоравливает. Между тем тяжело заболевает и умирает сестра Урсула.
Продолжение после рекламы:
Благодаря стараниям г-на Манури Сюзанну переводят в Арпажонский монастырь св. Евтропии. У настоятельницы этого монастыря — крайне неровный, противоречивый характер. Она никогда не держит себя на должном расстоянии: или чересчур приближает, или чересчур отдаляет; то все разрешает, то становится очень суровой. Она невероятно ласково встречает Сюзанну. Сюзанну удивляет поведение одной монахини по имени Тереза; Сюзанна приходит к выводу, что та ревнует к ней настоятельницу. Настоятельница постоянно восторженно хвалит Сюзанну, её внешность и душевные качества, засыпает Сюзанну подарками, освобождает от служб. Сестра Тереза страдает, следит за ними; Сюзанна ничего не может понять. С появлением Сюзанны сгладились все неровности характера настоятельницы; община переживает счастливое время. Но Сюзанне иногда кажется странным поведение настоятельницы: она часто осыпает Сюзанну поцелуями, обнимает её и при этом приходит в сильное волнение; Сюзанна по своей невинности не понимает, в чем дело. Однажды настоятельница заходит к Сюзанне ночью. Ее знобит, она просит разрешения лечь к Сюзанне под одеяло, прижимается к ней, но тут раздаётся стук в дверь. Выясняется, что это сестра Тереза. Настоятельница очень гневается, Сюзанна просит простить сестру, и настоятельница в конце концов прощает. Наступает время исповеди. Духовник общины — отец Лемуан. Настоятельница просит Сюзанну не рассказывать ему о том, что происходило между ней и Сюзанной, но отец Лемуан сам расспрашивает Сюзанну и все узнает. Он запрещает Сюзанне допускать подобные ласки и требует избегать настоятельницы, ибо в ней — сам сатана. Настоятельница говорит, что отец Лемуан не прав, что нет ничего греховного в её любви к Сюзанне. Но Сюзанна, хотя, будучи очень невинна, и не понимает, почему поведение настоятельницы грешно, все же решает установить сдержанность в их отношениях. Между тем по просьбе настоятельницы меняется духовник, но Сюзанна строго следует советам отца Лемуана. Поведение настоятельницы становится совсем странным: она по ночам ходит по коридорам, постоянно наблюдает за Сюзанной, следит за каждым её шагом, страшно сокрушается и говорит, что не может жить без Сюзанны. Весёлым дням в общине приходит конец; все подчиняется строжайшему порядку. Настоятельница от меланхолии переходит к благочестию, а от него — к бреду. В монастыре воцаряется хаос. Настоятельница тяжко страдает, просит за неё молиться, постится три раза в неделю, бичует себя. Монахини возненавидели Сюзанну. Она делится своими огорчениями с новым духовником, отцом Морелем; она рассказывает ему историю своей жизни, говорит о своём отвращении к монашеству. Он тоже полностью ей открывается; выясняется, что он также ненавидит своё положение. Они часто видятся, их взаимная симпатия усиливается. Между тем у настоятельницы начинается лихорадка и бред. Она видит ад, языки пламени вокруг себя, о Сюзанне говорит с безмерной любовью, боготворя её. Она через несколько месяцев умирает; вскоре умирает и сестра Тереза.
Брифли существует благодаря рекламе:
Сюзанну обвиняют в том, что она околдовала умершую настоятельницу; её горести возобновляются. Духовник убеждает её бежать вместе с ним. По дороге в Париж он покушается на её честь. В Париже Сюзанна две недели живёт в каком-то притоне. Наконец она бежит оттуда, и ей удаётся поступить в услужение к прачке. Работа тяжёлая, кормят скверно, но хозяева относятся неплохо. Похитивший её монах уже пойман; ему грозит пожизненная тюрьма. О её побеге тоже повсюду известно. Г-на Манури уже нет, ей не с кем посоветоваться, она живёт в постоянной тревоге. Она просит маркиза де Круамара помочь; говорит, что ей просто нужно место служанки где-нибудь в глуши, в безвестности, у порядочных людей.
Краткие содержания произведений — дени дидро — монахиня
Повесть написана в форме записок героини, обращенных к маркизу де Круамару, которого онапросит о помощи и с этой целью рассказывает ему историю своих несчастий.Героинюзовут Мария-Сюзанна Симонен. Отец её — адвокат, у него большое состояние. Ее не любятв доме, хотя она превосходит сестер красотой и душевными качествами, и Сюзаннапредполагает, что она — не дочь г-на Симонена. Родители предлагают Сюзанне принятьмонашество в монастыре св. Марии под тем предлогом, что они разорились и не смогут датьей приданое. Сюзанна не хочет; её уговорили пробыть два года послушницей,
но по истечении срока она по-прежнему отказывается стать монахиней. Ее заточаютв келье; она решает сделать вид, что согласилась, а на самом деле хочет публично заявитьпротест в день пострига; для этой цели она приглашает на церемонию друзей и подруги, отвечая на вопросы священника, отказывается принести обет. Через месяц её отвозят домой;
она сидит взаперти, родители не желают её видеть. Отец Серафим (духовник Сюзанны и её матери)
с разрешения матери сообщает Сюзанне, что она не дочь г-на Симонена, г-н Симонендогадывается об этом, так что мать не может приравнять её к законным дочерям, и родителихотят свести к минимуму её часть наследства, а поэтому ей ничего не остается, кроме какпринять монашество. Мать соглашается встретиться с дочерью и говорит ей, что та своимсуществованием напоминает ей о гнусной измене со стороны настоящего отца Сюзанны, и еёненависть к этому человеку распространяется на Сюзанну. Мать хочет, чтобы дочь искупила еёгрех, поэтому копит для Сюзанны вклад в монастырь. Говорит, что после выходки в монастыресв. Марии Сюзанне нечего и думать о муже. Мать не хочет, чтобы после её смерти Сюзаннавнесла раздоры в дом, но официально лишить Сюзанну наследства она не может, так как дляэтого ей необходимо признаться мужу.После этого разговора Сюзанна решает стать монахиней.
Лоншанский монастырь соглашается её взять. Сюзанну привозят в монастырь, когда там только чтостала настоятельницей некая госпожа де Мони — женщина добрая, умная, хорошо знающаячеловеческое сердце; она и Сюзанна сразу проникаются взаимной симпатией. Между тем Сюзаннастановится послушницей. Она часто впадает в уныние при мысли о том, что скоро должна статьмонахиней, и тогда бежит к настоятельнице. У настоятельницы есть особый дар утешения; всемонахини приходят к ней в трудные минуты. Она утешает Сюзанну. Но с приближением дняпострига Сюзанну часто охватывает такая тоска, что настоятельница не знает, что делать. Дарутешения покидает ее; она не может ничего сказать Сюзанне. Во время принятия постригаСюзанна пребывает в глубокой прострации, совершенно не помнит потом, что было в тотдень. В этом же году умирают г-н Симонен, настоятельница и мать Сюзанны.
К настоятельнице в её последние минуты возвращается дар утешения; она умирает, предчувствуявечное блаженство. Мать перед смертью передает для Сюзанны письмо и деньги; в письме —просьба к дочери искупить материнский грех своими добрыми делами. Вместо г-жи де Монинастоятельницей становится сестра Христина — мелочная, ограниченная женщина. Онаувлекается новыми религиозными течениями, заставляет монахинь участвовать в нелепых обрядах,
возрождает способы покаяния, изнуряющие плоть, которые были отменены сестрой де Мони. Сюзаннапри каждом удобном случае восхваляет прежнюю настоятельницу, не подчиняется обычаям,
восстановленным сестрой Христиной, отвергает всякое сектантство, выучивает наизусть устав, чтобыне делать того, что в него не входит. Своими речами и действиями она увлекаети кое-кого из монахинь и приобретает репутацию бунтовщицы. Ее не могутни в чем обвинить; тогда её жизнь делают невыносимой: запрещают всем с ней общаться,
постоянно наказывают, мешают спать, молиться, крадут вещи, портят сделанную Сюзанной работу.
Сюзанна помышляет о самоубийстве, но видит, что всем этого хочется, и оставляет этонамерение. Она решает расторгнуть обет. Для начала она хочет написать подробную запискуи передать кому-нибудь из мирян. Сюзанна берет у настоятельницы много бумаги подпредлогом того, что ей нужно написать исповедь, но у той появляются подозрения, что бумагаушла на другие записи.Сюзанне удается во время молитвы передать бумаги сестре Урсуле,
которая относится к Сюзанне по-дружески; эта монахиня все время устраняла, насколькомогла, препятствия, чинимые Сюзанне другими монахинями. Сюзанну обыскивают, везде ищут эти бумаги;
её допрашивает настоятельница и ничего не может добиться. Сюзанну бросают в подземельеи на третьи сутки выпускают. Она заболевает, но скоро выздоравливает. Между темприближается время, когда в Лоншан съезжаются послушать церковное пение; посколькуу Сюзанны очень хороший голос и музыкальные способности, то она поет в хоре и учитпеть других монахинь. Среди её учениц — Урсула. Сюзанна просит её переправить запискикакому-нибудь искусному адвокату; Урсула это делает. Сюзанна имеет большой успех у публики.
Кое-кто из мирян с ней знакомится; она встречается с г-ном Манури, которыйвзялся вести её дело, беседует с приходящими к ней людьми, стараясь заинтересоватьих в своей участи и приобрести покровителей. Когда в общине узнают о желании Сюзаннырасторгнуть обет, то её объявляют проклятой Богом; до нее нельзя даже дотрагиваться.
Ее не кормят, она сама просит еду, и ей дают всякие отбросы. Над ней всячески издеваются
(перебили её посуду, вынесли из кельи мебель и другие вещи; по ночам в её келье шумят,
бьют стекла, сыплют ей под ноги битое стекло). Монахини считают, что в Сюзанну вселился бес,
и сообщают об этом старшему викарию, г-ну Эберу. Он приезжает, и Сюзанне удаетсязащититься от обвинений. Ее уравнивают в положении с остальными монахинями. Между темдело Сюзанны в суде проигрывается. Сюзанну обязывают в течение нескольких дней носитьвласяницу, бичевать себя, поститься через день. Она заболевает; сестра Урсула ухаживает за ней.
Жизнь Сюзанны в опасности, но она выздоравливает. Между тем тяжело заболевает и умираетсестра Урсула.Благодаря стараниям г-на Манури Сюзанну переводят в Арпажонскиймонастырь св. Евтропии. У настоятельницы этого монастыря — крайне неровный,
противоречивый характер. Она никогда не держит себя на должном расстоянии: или чересчурприближает, или чересчур отдаляет; то все разрешает, то становится очень суровой. Онаневероятно ласково встречает Сюзанну. Сюзанну удивляет поведение одной монахини по имениТереза; Сюзанна приходит к выводу, что та ревнует к ней настоятельницу. Настоятельницапостоянно восторженно хвалит Сюзанну, её внешность и душевные качества, засыпает Сюзаннуподарками, освобождает от служб. Сестра Тереза страдает, следит за ними; Сюзанна ничегоне может понять. С появлением Сюзанны сгладились все неровности характера настоятельницы;
община переживает счастливое время. Но Сюзанне иногда кажется странным поведениенастоятельницы: она часто осыпает Сюзанну поцелуями, обнимает её и при этом приходитв сильное волнение; Сюзанна по своей невинности не понимает, в чем дело. Однаждынастоятельница заходит к Сюзанне ночью. Ее знобит, она просит разрешения лечь к Сюзаннепод одеяло, прижимается к ней, но тут раздается стук в дверь. Выясняется, что это сестраТереза. Настоятельница очень гневается, Сюзанна просит простить сестру, и настоятельницав конце концов прощает. Наступает время исповеди. Духовник общины — отец Лемуан.
Настоятельница просит Сюзанну не рассказывать ему о том, что происходило между нейи Сюзанной, но отец Лемуан сам расспрашивает Сюзанну и все узнает. Он запрещает Сюзаннедопускать подобные ласки и требует избегать настоятельницы, ибо в ней — сам сатана.
Настоятельница говорит, что отец Лемуан не прав, что нет ничего греховного в её любвик Сюзанне. Но Сюзанна, хотя, будучи очень невинна, и не понимает, почему поведениенастоятельницы грешно, все же решает установить сдержанность в их отношениях. Между темпо просьбе настоятельницы меняется духовник, но Сюзанна строго следует советам отцаЛемуана. Поведение настоятельницы становится совсем странным: она по ночам ходитпо коридорам, постоянно наблюдает за Сюзанной, следит за каждым её шагом, страшносокрушается и говорит, что не может жить без Сюзанны. Веселым дням в общине приходит конец;
все подчиняется строжайшему порядку. Настоятельница от меланхолии переходит к благочестию,
а от него — к бреду. В монастыре воцаряется хаос. Настоятельница тяжко страдает,
просит за нее молиться, постится три раза в неделю, бичует себя. Монахини возненавиделиСюзанну. Она делится своими огорчениями с новым духовником, отцом Морелем; она рассказывает емуисторию своей жизни, говорит о своем отвращении к монашеству. Он тоже полностьюей открывается; выясняется, что он также ненавидит свое положение. Они часто видятся,
их взаимная симпатия усиливается. Между тем у настоятельницы начинается лихорадка и бред.
Она видит ад, языки пламени вокруг себя, о Сюзанне говорит с безмерной любовью, боготворяеё. Она через несколько месяцев умирает; вскоре умирает и сестра Тереза.Сюзанну обвиняютв том, что она околдовала умершую настоятельницу; её горести возобновляются. Духовник убеждаетеё бежать вместе с ним. По дороге в Париж он покушается на её честь. В ПарижеСюзанна две недели живет в каком-то притоне. Наконец она бежит оттуда, и ей удаетсяпоступить в услужение к прачке. Работа тяжелая, кормят скверно, но хозяева относятсянеплохо. Похитивший её монах уже пойман; ему грозит пожизненная тюрьма. О её побеге тоже повсюдуизвестно. Г-на Манури уже нет, ей не с кем посоветоваться, она живет в постояннойтревоге. Она просит маркиза де Круамара помочь; говорит, что ей просто нужно место служанкигде-нибудь в глуши, в безвестности, у порядочных людей.
Владимир Одоевский Сильфида, Жан-жак Руссо Исповедь, Людвиг Тик Странствования Франца Штернбальда, Руссож Исповедь, Руссо Ж-ж Исповедь, Всеволод Иванов Кремль