О чем говорится в рассказе теплый хлеб
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Паустовский К. «Теплый хлеб» Читательский дневник, краткое содержание
Паустовский К. «Теплый хлеб» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Паустовский Константин Георгиевич
Название: «Тёплый хлеб»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: влияние людей на мир вокруг.
Число страниц: 13
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Рассказ об угрюмом и злом мальчике Фильке, он никого не жалел, обидел и деревенского раненного коня. После этого начался лютый мороз, который получилось растопить только Филькиным трудолюбием и добротой.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Мне понравились эпизоды, когда ни бабушка, ни Панкрат не стали ругать мальчика Фильку, а серьёзно с ним поговорили, попытались все объяснить. Им удалось достучаться до его сердца без наказания и криков.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Без людей и взаимопомощи не прожить, не только людям нужна наша доброта, но и всей природе, каждому живому существу.
Чему учит эта книга:
Рассказ учит нас тому, что важно быть добрым и внимательным, ведь наши слова влияют на мир вокруг. От злости плохо всем, а от ласкового слова, взаимопомощи – мир становится светлее. А ещё учит нас, что всегда есть шанс исправиться, попросить прощения, главное не бояться.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне понравился рассказ, потому что он похож на сказку. Автор смог показать, что станет с миром вокруг, если в нём не останется доброты и сострадания. Мне понравилось, что мальчик Филька начал исправляться, думаю, он стал таким угрюмым и злым не по своей вине, ведь где его родители, что с ними стало, мы не знаем, почему-то же их нет рядом, только бабушка. Но у мальчика появился шанс поменяться, и это радостно.
Новые слова и выражения:
Околица – изгородь вокруг деревни.
Ботва – листья корнеплодов.
Пешни – тяжёлый лом, чтобы рубить лёд, мёрзлую землю.
Треух – зимний головной убор.
Пословицы к произведению:
Кто сам худой, у того и всё вокруг худо.
Доброе слово лечи, а злое калечит.
Бедного обижать – себе добра не желать.
Мир строит, а война разрушает.
Тёплый хлеб
Командир кавалеристского отряда оставил в деревне коня, раненного в ногу осколком немецкого снаряда. Приютил коня мельник Панкрат, мельница которого давно уже не работала. Мельник, считающийся в деревне колдуном, вылечил коня, но прокормить его не мог, и тот ходил по дворам, искал еду, побирался.
По деревне говорили, что конь ничей, а вернее — общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь — раненый, пострадал от врага.
В той же деревне жил со своей бабкой молчаливый и недоверчивый мальчик Филька по прозвищу «Ну Тебя». На любое предложение или замечание Филька хмуро отвечал: «Да ну тебя!».
Зима в том году выдалась тёплая. Панкрат сумел починить мельницу и уже собирался молоть муку, которая кончилась у деревенских хозяек.
Однажды во двор Фильки забрёл конь. Мальчик в тот момент жевал ломоть хорошо посоленного хлеба. Конь потянулся к хлебу, но Филька ударил его по губам, закинул ломоть далеко в снег и грубо крикнул на животное.
И вот после этого злорадного окрика и случились ‹…› те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.
Из глаз коня покатились слёзы, он жалобно и протяжно заржал, взмахнул хвостом, и на деревню налетела снежная буря. Запершись в избе, перепуганный Филька слышал «тонкий и короткий свист — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам».
Метель затихла только к вечеру, и тогда вернулась домой Филькина бабка, застрявшая у соседки. Ночью в деревню пришёл сильнейший мороз — все слышали «скрип его валенок по твёрдому снегу». Мороз сжимал толстые брёвна изб так сильно, что они трещали и лопались.
Бабка расплакалась и сказала Фильке, что всех ждёт «неминучая смерть» — колодцы замёрзли, воды нет, вся мука кончилась, а мельница работать не будет, потому что река промёрзла до дна.
От бабки мальчик узнал, что такой же лютый мороз упал на их округу сто лет назад.
Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь — боялся пустыни.
А случилось это «от злобы людской». Проходил тогда через деревню старый солдат, калека с деревяшкой вместо ноги. Попросил он хлеба в одной из изб, а хозяин, человек злой и крикливый, оскорбил калеку — бросил перед ним на землю заплесневелую корку. Тогда свистнул солдат, и «буря закружила деревню». А мужик тот злой умер «от охлаждения сердца». Видно, и теперь завёлся в деревне злой обидчик, и не отпустит мороз, пока этот человек злодейство своё не исправит. Как всё исправить, знает хитрый и учёный Панкрат.
Ночью Филька тихонько вышел из избы, с трудом добрался до мельницы и рассказал Панкрату, как обидел коня. Посоветовал мельник мальчику «изобрести спасение от стужи», чтобы снять свою вину перед людьми и раненым конём.
Разговор этот послушала сорока, которая жила у мельника в сенях. Выскочила она наружу и полетела на юг. А Филька тем временем решил поутру собрать всех деревенских ребят и прорубить лёд у мельничного лотка. Тогда потечёт вода, закрутится мельничное колесо, и в деревне будет свежий, тёплый хлеб. Одобрил мельник Филькину задумку и решил позвать в помощь ребятам деревенских стариков.
На следующее утро все собрались, разложили костры и работали до полудня. А потом небо затянуло облаками, подул тёплый южный ветер и земля начала оттаивать. К вечеру домой вернулась сорока, а у мельницы появилась первая полынья. Сорока трясла хвостом и трещала — хвасталась воронам, что это она долетела до тёплого моря, разбудила летний ветер, который спал в горах, и попросила его помочь людям.
Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили — покаркали только между собой: что вот, мол, опять завралась старая.
Панкрат намолол муки, и вечером по всей деревне топились печи, и пёкся хлеб.
Утром Филька притащил к мельнице буханку тёплого хлеба и угостил им коня. Тот сначала испугался мальчишки, но потом съел хлеб, «положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».
Все радовались этому примирению, только старая сорока сердито трещала — видно, хвасталась, что это она помирила Фильку и коня. Но её никто не слушал.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Анализ рассказа «Теплый хлеб» (К. Г. Паустовский)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 10.06.2020 · Обновлено 10.06.2020
Константин Георгиевич Паустовский оставил заметный след в литературе. Четыре раза он был номинирован на Нобелевскую премию. Писатель создал множество рассказов, часть которых предназначалась юным читателям. «Теплый хлеб» — одна из таких добрых сказок. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ее разбор.
История создания
Рассказ «Теплый хлеб» был написан Паустовским спустя 9 лет после войны, в 1954 году. Впервые был опубликован в журнале «Мурзилка».
«Теплый хлеб» очень понравился детям, и позже по его сюжету был создан мультфильм. Некоторые, однако, считают, что рассказ был написан для взрослых людей и апеллирует к наступлению эпохи «Оттепели», сменившей тяжелые сталинские годы. Сложно сказать, насколько эта версия состоятельна.
Жанр, направление
Как и многие другие работы писателя, произведение «Тёплый хлеб» является небольшим рассказом, который также можно было бы назвать сказкой, так как события в рассказе носят отчасти фантастический характер. Также произведение может быть названо притчей из-за его глубоко нравственного содержания.
Направление творчества Паустовского — реализм.
Смысл названия
Паустовский назвал свой рассказ «Тёплый хлеб», и, конечно, эпитет «тёплый» обретает здесь непрямое значение. Тёплый — значит согретый добротой и вниманием сердца, человеческой лаской и заботой. Именно такой «тёплый хлеб» становится символом оттаявшего сердца мальчика.
Хлеб символизирует саму основу человеческой жизни, в которой не должно быть черствости и душевного холода.
Композиция
Структура рассказа традиционная — линейная:
Чтобы понять рассказ, нужно обратиться не к его фантастической, сказочной стороне, а к нравственным основаниям поступков главного героя Фильки. Автор осмысляет вопросы любви и взаимопомощи, значение доброты в жизни человека и в становлении его личности.
В деревне один из солдат оставил раненого коня. Все люди его жалели и подкармливали. Один лишь злобный мальчик Филька ударил коня по губам и отбросил хлеб в сторону. С той поры на деревню обрушился мороз. Бабушка Фили сказала, что это от злых людей, и пока они не признают свою вину и не исправятся, в деревне будет метель. Из-за мороза и снега мельница не могла работать, и у людей не было муки, а значит, и никакой пищи. Надвигался голод. Филя испугался и решил исправить положение: он и все деревенские жители растопили речку посредством костров. В это же время сорока долетела до юга и попросила теплые ветры прибыть на помощь. Как бы то ни было, река растопилась, и мельница заработала. Свежим хлебом Филька угостил именно коня, и тот простил его. А сорока хвасталась всем, что именно она пригнала в деревню теплые ветры и помирила Фильку с конем.
Главные герои и их характеристика
Многомудрый Литрекон предлагает характеристику героев рассказа «Теплый хлеб» в таблице:
Филька | Центральным персонажем книги является мальчик Филька. Он живет в деревне со своей бабушкой. Сначала читатель узнает Фильку как угрюмого, равнодушного мальчика, прозвище которого – «Ну тебя» – соответствует его характеру. Это неприглядная сторона личности мальчика полностью раскрывается во время его встречи с конем. Он жестоко обращается с голодным животным, бьет его по губам и бросает хлеб в холодный снег. Однако сначала страх, а затем чувство вины и раскаяния заставляют мальчика признать свою ошибку, раскрывая лучшие из его черт. В своих попытках исправить содеянное Филька демонстрирует смекалку, силу воли и настоящую доброту. |
Панкрат | Другой важный герой рассказа – мельник Панкрат. Он стал хозяином больного коня и именно к нему прибегает за советом Филька. Герой предстает настоящим народным мудрецом. Он позволяет мальчику самому подумать над решением проблемы, чтобы тот смог яснее ощутить свою ошибку и в то же время почувствовать радость доброго дела. Когда же мальчик просит прощения у коня, Панкрат поддерживает его, призывая коня подружиться с мальчиком и принять его подарок. |
Бабушка | Образ бабушки менее раскрыт, однако он несет в себе значимую символическую функцию, олицетворяя долгую память народа, его историческое и духовное прошлое. |
Конь | Конечно, стоит сказать и об обиженном коне. Разумное и доверчивое животное, неспособное злостью ответить на жестокость символизирует каждого, кто нуждается в заботе и помощи. Не зря «двойником» раненого коня в рассказе становится просящий о помощи солдат русско-турецкой войны. |
В рассказе «Теплый хлеб» автор касается темы развития человеческой личности, отношения к окружающим, а также к теме прощения. Писатель сумел наглядно раскрыть их на примере конфликта между мальчиком Филькой и раненным деревенским конем, в который вступают также силы природы и другие жители деревни.
Тема природы столь же важна для понимания рассказа. Действующим лицом в произведении становятся и силы природы, которые сначала наказывают Фильку и всю деревню за проявленную жестокость, а после раскаяния мальчика – несут теплый ветер на замершие земли. Именно природа заставляет Фильку усвоить урок и изменить свое отношение к людям и окружающему миру. Силы природы в рассказе «Теплый хлеб», безусловно, предстают как высшие силы, силы справедливости, действующие в гармонии с заповедями морали и нравственности.
Проблемы
Несмотря на небольшой объём, рассказ «Теплый хлеб» затрагивает множество проблем.
Основная идея
Смысл рассказа «Теплый хлеб» заключается в том, что доброта и любовь – это силы, которые способны изменить жизнь не только одного человека; они неизбежно определяют судьбы каждого из нас. Паустовский уверен, что лишь любовь и доброта так сильны, что способны переломить самые могущественные препятствия (как, например, в рассказе – силы природы и внутреннюю черствость).
В равнодушии и жестокости же главное зло человеческого мира, которое ведет к гибельным и неохватным последствиям. Через прощение и искупление это зло способна искоренить только доброта. Такова главная мысль рассказа «Теплый хлеб».
Чему учит?
К. Г. Паустовский призывает юных читателей беречь в своём сердце доброту, без которой выжить человеку невозможно. На примере поступка Фильки автор показывает деструктивную природу равнодушия, ее античеловеческую природу. Такова мораль произведения.
Автор заставляет задуматься о том, что человек, по мнению Паустовского, должен всегда находить в себе силы для хорошего дела; а если ему случилось ошибиться, то необходимо признать ошибку и исправить ее, если это возможно.
Художественные особенности
Несмотря на простоту, язык в рассказе очень образен. Особенно красочно нарисована писателем природа: «багровое, в тяжелом дыму» солнце, «седые ивы», «убранная, как невеста» луна, «жгучая» и «ясная» пустота. Природа у Паустовского живая, со своим характером. Она злится и наказывает Фильку «лютым морозом», пугает метелью, потом – ласкает теплым ветром, помогая работать.
Животные также представляются чрезвычайно очеловеченными. Конь плачет и обижается совсем разумно, как человек. Старая и опытная сорока, как человек, хвастает, что примирила Фильку с конем.
Важно отметить и художественное значение образа старого солдата, пострадавшего в русско-турецкой войне. Благодаря ему выстраивается долгая историческая память, единое пространство и время повествования, соединяющее многие поколения общей нравственной идеей, которую предстояло узнать и Фильке.
Однако центральным символом является хлеб, теплый, как ласковое человеческое сердце. В нем жизнь и радость для человека. Панкрат же, будучи мельником, обретает особую мудрость, потому что живет, добывая «горячую муку» для всей деревни. Он же наставляет на верный путь Фильку, который в конце повествования узнает цену теплого хлеба и горячего человеческого сердца, замыкая смысловое кольцо рассказа.
Г.К. Паустовский «Теплый хлеб» анализ произведения
Автор: Guru · Опубликовано 31.01.2021 · Обновлено 17.02.2021
История написания
Рассказ «Теплый хлеб»был написан Г.К. Паустовским в 1954 году. Он больше обращен к детской аудитории. Хотя война была окончена почти 10 лет назад, но военная тематика ярко просматривается в произведении. Впервые, данная литературная сказка была опубликована в журнале «Мурзилка» и очень понравилась юным читателям. Через 20 лет был создан мультипликационный фильм с аналогичным названием.
Жанр произведения
Сложно с уверенностью отнести это произведение к какому-то определенному литературному жанру. С одной стороны – это рассказ, ведь Паустовский частично описывает реальные события, с другой стороны – это сказка, речь идёт о фантастических событиях, которые не могли произойти в реальности, ну а с третьей стороны «Теплый хлеб» — это притча. Так можно назвать произведение за наполненность глубоким смыслом.
Значение названия
Константин Георгиевич назвал свой рассказ «Теплый хлеб». Конечно, здесь используется непрямое значение слова. Добрый человек несёт в себе тепло, радость, счастье, любовь, заботу. Таким образом, хлеб является как бы символом, это сердце человека, которое не должно быть холодным и черствым. Испечённый свежий хлеб символизировал перемены в сердце Фильки. Его желание помириться с конем.
Композиция
Композиция произведения является линейной. Сюжет раскрывается последовательно.
Суть произведения заключается в том, что злые поступки нужно исправлять. А лучше не причинять никому зла.
Действие происходит во время войны. В литературном произведении говорится о деревушке и о ее жителях. Раненный конь был оставлен солдатиком, котрый проходил мимо деревни. За животным ухаживал мельник по имени Панкрат. Конь возил грузы на мельницу, тем самым оказывал помощь своему хозяину. Все жители деревни жалели раненое животное и каждый старался коня подкормить, угостить лакомством. Однажды мальчик Филька ел хлеб с солью, его аромат привлек голодного коня. Вместо того чтобы поделиться с животным, он выбросил хлеб и ударил коня по морде. Его жестокость навлекла беду на деревню. Наступили лютые морозы, река замёрзла, мельница перестала работать, а это повлекло голод жителей. Бабушка рассказала Фильке, что людская злоба тому виной. Такое уже случалось, когда в деревне обидели старого солдата. Филька понял, что это он виноват в случившемся. Мальчик попросил друзей о помощи, они развели костры и река оттаяла. А сорока, которая подслушала разговор Фильки и деда Панкрата, попросила южные ветры обогреть деревню. Мельница заработала, жители испекли свежий хлеб. Мальчишка, чтобы получить прощение коня, принес ему самый вкусный и ароматный хлеб. Конь его принял. А сорока летала по деревне и всем хвасталась, что она помирила Фильку и коня.
Характеристики главных героев
Как и во всех рассказах Паустовского, природа здесь предстоит одним из героев. Ведь именно сила природы заставляет Фильку увидеть свою ошибку и исправить ее. Основной является тема нравственности, всепрощения, человеческие отношения и развития личности, обуздания своей гордыни.
Проблемы
Произведение Паустовского затрагивает множество важных проблем. Проблему взаимопомощи в трудное время. В то же время проблема равнодушия и жестокости раскрывается через образ Фильки. Проблема прощения, мальчик не испугался тяжелой работы, чтобы искупить свою вину перед всеми жителями деревни и конем.
Чему учит
Сказка учит читателей тому, что человек всегда должен находить в себе силы для совершения добрых и хороших дел. Не оставаться равнодушным, если кто-то попал в тяжёлую ситуацию. А если совершил ошибку, нужно ее суметь признать и как можно скорее исправить.
Художественные образы
Паустовский является мастером описания природы. Он использует красочные эпитеты, благодаря которым создается ощущение, что видишь это «багровое, в тяжёлом дыму» солнце своими глазами. Животным в произведении присущи человеческие черты. Конь плачет, обижается, а сорока разносит по деревне сплетни. Но главным является образ хлеба. Он символизирует человеческое сердце, душу наполненную теплом, добротой и заботой.
Кратко «Теплый хлеб» К. Г. Паустовский.
Рассказ К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» больше напоминает взрослую притчу, чем детскую сказку. Несмотря на фантастичность описываемых событий, это история о взаимоотношении человека и природы. Сюжет произведения базируется на глубоком нравственном содержании. Человеческое равнодушие, его последствия, прощение, милосердие и хлеб, как символ потеплевшей души мальчика.
Очень краткий пересказ рассказа «Теплый хлеб».
Проходя отрядом через маленькую деревню Бережки, кавалеристы оставляют раненого осколком снаряда коня. Старый мельник выхаживает животное и приспосабливает его в помощь по ремонту плотины для единственной в деревне мельницы, от работы которой зависит жизнь людей. Теперь все жители могут молоть пшеницу и печь дома хлеб.
Но мельник беден, и не может прокормить коня. Поэтому животное часто ходит по дворам в поисках еды. Крестьяне охотно делятся с ним хлебом и любят как «своего».
Однажды конь «просит» еду и у Фильки, но задиристый мальчик бьет животное по морде. Конь обижается и уходит. Тут же на деревню опускается сильная метель и мороз. Лед сковал мельницу, и люди лишились возможности молоть зерно.
Испуганному внезапной пургой мальчику бабушка рассказывает легенду о солдате, который за обиду послал на деревню обидчика мороз и холод. Филька думает, что это из-за него в деревне бушует непогода. Мальчик спешит к мельнику Панкрату, который предлагает ему подумать над своим поведением и исправить ситуацию.
Филька решает прорубить лед, чтобы мельница заработала. Вместе с ребятами и стариками они рубят лед плотины, и запускают жернова. Теперь вся деревня будет с хлебом.
А Филька решил помириться с конем, приходит к Панкрату, чтобы угостить животное свежим хлебом и солью. Сначала конь боится мальчика, но успокаивается и берет у него с рук угощение. А в знак примирения кладет мальчику на плечо голову.
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание рассказа «Теплый хлеб» подробно.
Седой и грозный старик, которого местные ребята считают колдуном, живет на неработающей мельнице. Он привязывается к раненому коню душой и выхаживает его. Окрепшее животное помогает Панкрату – возит стройматериалы для починки плотины.
Но мельник беден, и ему нечем кормить помощника. Поэтому конь ходит по дворам побираться. Станет возле калитки, начнет фыркать и стучать мордой о жерди – вот и вынесли ему, то ботвы свекольной пучок, то ломоть хлеба черствого. Бывает, морковкой сладкой наградят. Деревней слух пошел, что конь общий, а значит каждому в обязанность покормить его должно быть. Особенно когда животное так от врага пострадало, раненый он в ногу был.
В той же деревне вместе с бабушкой живет задиристый мальчик Филька. Он недоверчив и молчалив, а на все обращения к нему всегда отвечает «Да ну тебя!». Местные ребятишки за эту привычку его обидным прозвищем нарекли – «Ну тебя». Мальчик не стеснялся даже своей бабушки. Когда она ругала его за грубость, он сердито кричал «Надоела! Да ну тебя!»
Нынешняя зима в деревне на удивление выдалась теплой, только выпавший снег сразу таял. Мокрые от осадка вороны, толкаясь и каркая, садились на печные трубы в надежде согреться. В мельничьем лотке стояла вода, на поверхности которой кружились снежинки.
Панкрат собирается молоть зерно – местные хозяюшки уже не раз подходили с просьбой пополнить запасы муки. А раненый вороной конь подошел к Филькиной калитке и постучал об нее мордой. Бабушка отсутствовала, дома Филька был один, сидел за столом и завтракал куском хлеба с солью.
Мальчик нехотя выходит за калитку. Животное, видя хлеб, тянется к нему губами. Это разозлило Фильку, и он наотмашь ударил коня по губам с криком «Дьявол, да ну тебя!» От неожиданности животное трясет головой и отшатывается, а мальчик кидает хлеб далеко в снег и продолжает кричать:
– Бери свой хлеб, рой его из снега мордой! Не напасешься на этих христарадников!
Злорадный проступок Фильки породил на деревне слух за удивительные явления, о которых говорят, как будто их и не было в Бережках.
И тут заметил мальчик слезу в глазах животного, услышал он ржач протяжный и жалобный. Взмахнул хвостом конь, и сию минуту метель буйная началась. Налетел ветер, пронзительно завыл среди печных труб, снегом запорошил Филькино горло. Бросившись к дому, мальчик не сразу смог найти крыльцо – так лютовала буря снежная, хлестая по глазам. А вокруг летали куски соломы из крыш да хлопали оторванными ставнями окна. Выши и выше поднимались снежные столбы из полей, неслись к деревне, злобно шурша и крутясь на ветру.
Мальчик, наконец, вскочил в дом, прильнул к двери и прислушался. На дворе ревел обезумевший ветер, внахлест кидая на окна снег, а Фильке казалось, что слышит он свист конского хвоста, которым бьет себя по ногам обиженный им конь.
Метель затихла вечером. Бабушка Фильки смогла, наконец, добраться от соседки домой. А ночью такой лютый холод сковал деревню, что казалось, звезды тоже примерзли к ледяному небу. Всем мерещился скрип снега под валенками мороза, стискивающего бревенчатые стены так, что они начинали трещать и лопаться.
В Филькином доме тихо плакала за печкой бабушка, причитая о том, как замерзли колодцы, и теперь они точно погибнут. Нет воды, и кончилась мука, а мельница замерзла.
Из-под пола стали выбегать мыши и хорониться возле печи в соломе, где еще было немного тепло. Филька от страха тоже плакал, укрывшись с головой на печи тулупом и прислушиваясь к причитаниям бабки.
– Сто лет прошло с той поры, когда в нашу деревню пришел такой же холод – говорила бабушка – высохли деревья, побило много птиц, замерзла вся вода. Десять годов потом не было урожая, семена погибали в земле. Обходили ее звери – не любят они пустынь.
– А почему мороз пришел? – спросил Филька, еще больше ежась в тулупе.
– Злоба людская в том виновата – отвечала бабушка – проходил мимо нашей деревни старый солдат. Он просил хлеба в одном дворе. Вышел к нему заспанный и злой мужик, швырнул на землю черствую хлебную корку. Солдат сказал, что не может поднять хлеб, у него нет ноги. Мужик спросил, где служивый ногу потерял. «На Балканах, в горах с турками бились» – ответил солдат. Мужик рассмеялся и сказал «Некому тебя обслуживать, подымешь сам хлеб». Солдат долго ловчился, но все-таки смог дотянутся до корки. И увидел служивый, что испорчен хлеб, нельзя его есть. Люди говорили, вышел он из двора, засвистел, и враз поднялась буря лютая. Метель снежная крыши срывала, пурга непроглядная ревела. А тот грубый мужик помер.
– Почему? – спросил хрипло Филька.
– От холода в сердце – сказала бабушка – Значит, есть в нашей деревне такой же плохой человек, который зря обидел кого-то. Вот и лютует мороз на улице.
– Мы помрем все? – заволновался мальчик из тулупа – Что делать?
– Надеяться будем Филька, что обидчик этот исправить свою ошибку.
– А как ее исправить, бабушка? – всхлипнул мальчик.
– Про то Панкрат наш мельник, хитрый старик, ведает. Да не добежать сейчас до мельницы – занесло все.
– Да ну тебя! – по привычке крикнул Филька и затих в тулупе.
Ночью, когда бабушка уже заснула, мальчик тихо сполз с печки, запахнулся тулупом, выскочил на улицу и побежал до мельницы.
Около плотины его встретили поседевшие ивы со стеклянными от мороза ветками. В грудь сильно колол жгучий морозный воздух. Филька уже не бежал, он тяжело греб валенками по снегу.
Мальчик постучал в окно избы Панкрата. Тут же за хатой заржал и беспокойно забил копытами конь. Присевший от страха Филька затаил дыхание. Дверь открылась, тяжелая рука, схватив мальчика за шиворот тулупа, быстро втянула его внутрь.
– Говори, пока не околел – Панкрат внимательно осматривал гостя.
Захлебываясь слезами, Филька рассказал о том, как обидел коня.
– Плохо ты поступил Филька! – зажурился мельник – Теперь деревня пропадет – нет муки, а мельница словно запаяна морозом. Надобно подумать, как спасать людей будем. И перед лошадью вину свою загладить. Даю тебе час с четвертью на раздумья.
В сенях Панкратовой избы сорока жила. Ей не спалось из-за холода, поэтому она подслушала разговор. Когда голоса умолкли, она выпрыгнула из дверной щели наружу и полетела к югу. Как опытная птица, сорока нарочно летела низко к земле, где от изб и полей веяло теплотой.
А в это врем Филька, ёрзаясь на лавочке, силился придумать, как исправить ситуацию.
– Ну, время прошло, говори – поторопил его Панкрат.
– Я позову ребят на рассвете. Мы ломами прорубим лед у мельничного лотка, там вода есть. Как пойдет она, ты запустишь мельницу. Провернется колесо несколько раз, разогреются жернова, и будет хлеб молоться.
– Иди, собирай ребят – согласился Панкрат – А я стариков подсоблю, вместе быстрее и веселее лед рубить-то!
Морозным утром над рекой поднялось багровое солнце. Возле мельницы ярко горели костры и слышался стук ломов. Работая с самого рассвета, жители не заметили, как с востока подул теплый воздух. А когда уже увидели, южный ветер гулко шумел в оттаявшей березовой роще, с крыш звонко падали сосульки.
Почуяв тепло, из застрех вылезли вороны, топтались на ветках и громко каркали. К вечеру, когда в прорубленных полыньях заплескалась черная вода, прилетела старая сорока.
Старики и ребята искренне обрадовались, что удалось прорубить лед. Во всеобщем ликовании был слышен треск сороки, который никто, кроме ворон, не понимал. Она рассказывала о теплом море, где встретила южный ветер, и как уговаривала его прилететь сюда, чтобы обогреть людей.
Никто не знает, насколько правдива история сороки, но вечером лед окончательно поддался ломам, с журчанием в мельницу хлынула вода. Колесо, устало скрипнув и отряхнув сосульки, медленно начало вращаться. Послышался протяжный скрежет жернов, а вся мельница заходила ходуном. Полилась ручейком в мешки белая мука, в избах кололись березовые дрова, а в окнах засветился жаркий печной огонь. И растекся по деревне запах румяного теплого хлеба.
Наутро к избе Панкрата подошли ребята. С ним был Филька. Мальчик крепко держал в руках горячую буханку свежего хлеба, а рядом маленький Николка нес деревянную солонку, доверху наполненную желтой солью.
– Это за что мне такие почести?
– Мы несем хлеб с солью твоему коню от Фильки. Он помириться с ним хочет – объяснили ребята.
Старик отворил амбар и выпустил коня. Лошадь учуяла хлебный запах и потянула голову в сторону Фильки. Но увидев мальчика, испуганно отшатнулась и забила копытами.
Стоящие вокруг ребята тихо зашептались, а Филька в присутствии всех заплакал. Панкрат подошел к животному, погладил загривок и сказал:
– Прости его, он не злой человек. Бери хлеб.
Конь мотнул головой в ответ, немного постоял в раздумьях и взял из рук Фильки ломоть мокрыми губами. Мальчик улыбнулся, стирая рукавом по щекам слезы, а конь, фыркая и переминаясь с ноги на ногу, жевал. Затем он подошел и положил голову на плечо Фильки.
Все заулыбались. Только сорока на раките сердито трещала. Наверно хвасталась, что она помирила Фильку с конем. Но ее никто не слушал, птица сердилась от этого еще больше.
Кратко об истории создания рассказа «Теплый хлеб».
Впервые дети услышали сказку «Теплый хлеб» из уст самого автора – Константина Георгиевича Паустовского в 1954 году. История о Фильке и раненом коне понравилась маленьким слушателям.
Дебютирует произведение на страницах журнала «Мурзилка» в том же году и сразу находит поклонников, как среди детской, так и взрослой аудитории.
Философская сказка настолько приглянулась читателям, что в 1973 году по сценарию В. Северьянова режиссером И. Гурвич был снят мультфильм.