О чем говорится в рассказе тапер

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Куприн А. «Тапер» Читательский дневник, краткое содержание

Куприн А. «Тапер» Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Куприн Александр Иванович

Название: «Тапёр»

Жанр: Рассказ

Тема произведения: таланты людей.

Число страниц: 20

Главные герои и их характеристики:

О чем произведение:

Шумный дом Рудневых готовятся к празднованию Рождества, но одна проблема – не смогли найти тапёра. Горничная Дуняша привела четырнадцатилетнего молодого человека, во время праздника его удивительный талант смог разглядеть знаменитый композитор.

Сюжет — краткое содержание:

Понравившийся эпизод:

Мне очень понравился эпизод, когда Аркадий Николаевич уговаривал знаменитого композитора послушать, как играет Азагаров. Руднев смог изменить судьбу совершенно незнакомого ему мальчика, не постеснялся настоять на своём.

План произведения для пересказа:

Главная мысль:

Как важно иногда оказаться в нужное время в нужном месте, верить в чудо, и судьба человека может полностью измениться.

Чему учит эта книга:

Рассказ учит нас тому, что надо помогать друг другу, быть добрым и внимательным, радоваться талантам и достижениям других людей. Учит нас верить в себя, надеяться на лучшее.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне очень понравился рассказ, он напоминает о рождественских чудесах. Ведь с бедным, но очень талантливым мальчиком Юрием действительно произошло настоящее чудо. Мне понравилась необычная семья Рудневых – шумный и весёлый отец, при этом сдержанная и не любящая шумных праздников мать, их дети, они все такие разные по характеру.

Новые слова и выражения:

Тапёр – музыкант, игравший во время танцев, балов.

Модистка – мастерица по изготовлению женских платьев, шляп.

Грансеньор – большой барин, но не вельможа, не джентльмен.

Эскапада – выходка, проделка.

Пословицы к произведению:

Талант трудом добывают.

Где талант, там и надежда.

Талантлив тот, кто учится.

Источник

Тапёр

Микропересказ : На ёлку в качестве тапёра приглашён мальчик. Присутствующий там великий пианист находит у него необыкновенный талант.

Семья Рудневых, одна из самых безалаберных и гостеприимных московских семей, ждёт гостей на ёлку. Хозяйка дома, Ирина Александровна происходит из княжеской семьи. Она выходит из своей комнаты только в торжественных случаях, считая, что общество мужа и детей для неё слишком пошло. Общается она исключительно с потомками древних родов. Это не мешает ей ревновать своего мужа Аркадия Николаевича, который, несмотря на свои пятьдесят с лишним лет, сохраняет репутацию дамского угодника, остаётся игроком, гурманом и щедрым покровителем балетного искусства. Он любит шумное общество и охотно участвует в праздниках по случаю ёлки, на которые всегда приглашает оркестр Рябова.

В этом году из-за недоразумения и ни оркестр Рябова, ни какой-нибудь другой пригласить не удалось, и Аркадий Николаевич решает пригласить тапёра. Горничную Дуняшу посылают за тапёром, а в дом начинают съезжаться гости.

Дуняша все не возвращается. Тина Руднева, для которой этот «взрослый» праздник ёлки — первый в жизни, больше всех сгорает от беспокойства. Наконец возвращается растерянная Дуняша и приводит худенького некрасивого мальчика, Юрия Агазарова четырнадцати лет, которому можно дать лет одиннадцать-двенадцать. Это — единственный тапёр, которого она смогла найти. Обиженный недоверием старшей дочери Рудневых Лидии Аркадьевны, мальчик просит позволить ему что-нибудь сыграть.

Придя в восторг от игры Юрия, Аркадий Николаевич решает, что заставлять его играть танцы безбожно, но пока мальчик играет, а гости танцуют.

Тут в зал входит пожилой, судя по всему очень важный господин, которого Руднев называет Антоном Григорьевичем, и просит Юрия сыграть. Когда Юрий заканчивает, Руднев даёт мальчику конверт с деньгами и говорит, что домой его отвезёт Антон Григорьевич, заинтересовавшийся его игрой. Удивлённый Юрий не знает, что этот человек — сам Антон Григорьевич Рубинштейн.

Агазаров, который становится одним из талантливейших композиторов, никогда никому не рассказывает о первом разговоре со своим великим учителем.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Кратко «Тапер» А. И. Куприн

На елку знатная московская семья приглашает тапера – музыканта, который сопровождает своей игрой на инструменте танцы на званых вечерах и балах. В эту новогоднюю ночь счастливый случай сводит юного пианиста с великим музыкантом и кардинально меняет его судьбу.

Очень краткое содержание рассказа «Тапер»

Одна из семей Москвы – Рудневы устраивают праздник в честь рождества. Из года в год на елке у Рудневых выступает оркестр Рябова. Однако в этом году по некой случайности оркестр пригласить не удалось. Чтобы праздник не сорвался, глава семейства отправляет горничную Дуняшу на поиски тапера.

Гости уже собрались, а музыкант так и не найден. Спустя пару часов Дуняша возвращается вместе с невзрачным мальчишкой. Он – единственный, кого Дуне удалось найти.

Мальчик представляется Юрием Азагаровым и просит позволить что-нибудь сыграть на фортепиано. Аркадий Николаевич Руднев приходит в восторг от игры юного пианиста. Мужчина понимает, что тапер слишком талантлив, чтобы просто играть на балах.

В зале появляется мужчина преклонных лет – судя по всему очень важная персона. Руднев представляет гостя таперу и предлагает сыграть для него лично. Как только Юрий заканчивает, хозяин бала вручает ему конверт с деньгами и предлагает, чтобы важный гость подвез его домой.

Мальчик недоумевает, но Руднев рассказывает ему, что важный гость – талантливейший композитор Антон Григорьевич Рубинштейн, который в последствии станет его наставником.

Главные герои и их характеристика:

Второстепенные герои и их характеристика:

Краткое содержание рассказа «Тапер» подробно

Двенадцатилетняя Тина Руднева стремглав вбежала в комнату, где готовились к сегодняшней елке ее старшие сестры. Тина в этом году впервые отмечает праздник со взрослыми, а не скучает в детской с “малышней.” Девочка ужасно взволнована тем, что торжество начнется уже через несколько часов, а музыканта так и не нашли. Тина делится с сестрами своими переживаниями и упрашивает одну из них – Таню, все устроить.

Семья Рудневых была одной из гостеприимных московских семей. Они жили в старом, но очень роскошном большом доме, в котором постоянно гостили соседи, родственники и друзья детей.

Хозяйкой дома была Ирина Алексеевна Руднева – мать семейства, которая считала дурным тоном без особого случая покидать свой будуар и воспринимала слишком частое пребывание в обществе мужа и детей, как пошлость. Женщина происходила из княжеского рода и общалась в основном с теми, кто принадлежал к таким же знатным и древним родам, как и она сама.

Муж Ирины Алексеевны – Аркадий Николаевич Руднев славился в обществе тем, что несмотря на свои пятьдесят с лишним лет, был популярен среди женщин, из-за чего его ужасно ревновала супруга. Мужчина состоял в клубе, по вечерам ездил играть в карты и редко появлялся дома. Но когда, появлялся, часто устраивал для детей различные вылазки и развлечения, которые сам очень любил.

Аркадий Николаевич любил веселье и различные праздники, но одним из его любимых торжеств была рождественская елка, к организации которой Руднев подходил со всей серьезностью. Ежегодно на елке в доме Рудневых выступал оркестр Рябова, но в этом году организацией музыки занялись слишком поздно: все три части оркестра, которые выступали в новогоднюю ночь, были разобраны.

Тогда рассерженный Аркадий Николаевич поручил кому-то из слуг отыскать талантливого тапера. Однако поручение так и осталось не выполнено до самого вечера. Больше всех отсутствие музыканта волновало Тиночку, и именно она взбудоражила весь дом. Было решено отправить на поиск тапера горничную Дуняшу.

Первые гости приехали буквально через пару минут после того, как Дуняша уехала на поиски музыканта. Дом сразу наполнился суетливой атмосферой, которая обычно бывает в самом преддверии праздника. Гости стали съезжаться одни за другими, дверной звонок не переставал звонить, но огромную елку, увешанную игрушками, зажигать пока не стали – хозяева ждали, когда же решится вопрос с музыкантом.

Сестры Рудневы стали обсуждать возможные решения ситуации. Таня предложила попросить поиграть одну из тетушек, а затем продолжить игру на инструменте самостоятельно. На что Лидия насмешливо ответила, что лучше совсем без музыки танцевать, чем слушать Танину игру.

Как вдруг к девушкам подошел камердинер Лука и позвал оценить тапера, которого все-таки нашла Дуняша. Увидев барышень, горничная сразу начала оправдываться, что обошла несколько мест, но все пианисты были заняты, и ей удалось найти только одного. Она указала на маленькую фигурку в темном углу прихожей.

Там стоял худощавый мальчик, с некрасивыми чертами лица, но с большими выразительными серыми глазами, которому на вид нельзя было дать больше двенадцати лет. Он был смущен и замер в нелепой позе. Конечно, барышень удивило, что такой маленький человечек может оказаться хорошим тапером.

Первой с ним заговорила Таня. Девушка спросила, доводилось ли молодому человеку подолгу играть на торжествах? И тот ответил утвердительно. Представив юного тапера Лидии, девушка ожидала типичной для ее старшей сестры снисходительной и насмешливой реакции.

И она действительно последовала: девушка не поверила, что мальчик сможет сыграть даже простые произведения и начала подшучивать над ним. Мальчик, конечно, был задет таким отношением, но не показал виду, а предложил проводить его к инструменту, чтобы он смог показать свое мастерство на деле. Тина в этот момент была очень счастлива и воодушевлена, ведь музыкант все-таки нашелся! Девочка не сомневалась в его таланте и схватив за руку маленького пианиста, повела к фортепиано.

О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть фото О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе тапер. Картинка про О чем говорится в рассказе тапер. Фото О чем говорится в рассказе таперИгра тапера оказалась поистине прекрасна. В зале начали собираться гости, желающие насладиться чарующей музыкой. Приятно удивлен был и Аркадий Николаевич – ценитель хорошей музыки. Как только тапер закончил, Аркадий Николаевич зааплодировал первым, а потом подошел к молодому человеку, поблагодарил и попросил представиться. Мальчика звали Юрием Азагаровым.

Юрий исполнил еще несколько мелодий, под которые сначала вручили подарки детям, а затем начали танцевать. Вдруг, в залу вошел мужчина, который приковал к себе внимание абсолютно всех присутствующих. Не переставая играть, поднял на него взгляд и тапер. Он сразу понял, что мужчина, вошедший в гостиную, значимый и уважаемый в обществе человек. Юрий краем уха услышал, что зовут важного гостя Антон Григорьевич.

Продолжая наблюдать за этим важным господином, Юрий постоянно ловил на себе его взгляды и осознавал, что Руднев говорит с этим человеком о нем. Мужчины подошли к таперу, Антон Григорьевич попросил сыграть рапсодию№2, которую он играл в начале вечера.

Когда Юрий закончил играть, он услышал бурные овации, но обернувшись в сторону почтенного господина, увидел, что тот покинул зал. К таперу подошел Руднев, не скрывающий радости. Хозяин дома передал мальчику конверт, в котором была плата за сегодняшний вечер и сказал, что домой его довезет Антон Григорьевич.

Мальчик сначала хотел возразить, ведь он мог играть дальше! Тогда Руднев очень удивился, неужели тапер не узнал этого гостя? Им был сам Рубинштейн.

В последствии юный тапер прославился на всю страну и стал известнейшим композитором, но никогда никому Юрий Азагаров не говорил тех священных слов, что сказал ему его великий учитель, ехав с ним в санях в тот волшебный рождественский вечер.

Кратко об истории создания произведения

Рассказ А. И. Куприна “Тапер” основанный на реальных событиях, написан и опубликован в 1900 году в газете “Одесские новости”.

Источник

О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть фото О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе тапер. Картинка про О чем говорится в рассказе тапер. Фото О чем говорится в рассказе тапер

Информация о произведении

О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть фото О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе тапер. Картинка про О чем говорится в рассказе тапер. Фото О чем говорится в рассказе тапер

Жанр «Тапёра» Куприна — рассказ, и в примечании автор указал, что основан он на реальных событиях. Достоверности добавляет настоящая историческая личность, Антон Григорьевич Рубинштейн. Но вот главный герой произведения, тапёр, ставший знаменитым, всё же выдуман автором, хотя впечатлённые рассказом читатели часто пытаются найти биографию композитора по фамилии Азагаров или Агазаров.

Тем не менее написанный в 1900 году рассказ имел известный успех, он сразу же был опубликован в газете «Одесские новости» и получил положительные отзывы критиков. И более века спустя произведение остаётся актуальным. Его изучают в школе, в 5−6 классах, проходят по нему выборочные тесты, выписывают цитаты в читательский дневник, приводят выдержки в качестве аргументов в сочинениях.

Каждому образованному человеку будет полезно хотя бы в сокращении прочитать этот рассказ.

Главные герои

«Тапёр» Куприна повествует об удивительно одарённом пианисте Юрии Азагарове в возрасте всего 14 лет. Он и является главным персонажем рассказа. Помимо него, читатель знакомится со следующими героями:

О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть фото О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе тапер. Картинка про О чем говорится в рассказе тапер. Фото О чем говорится в рассказе тапер

Краткое содержание

Автор знакомит читателя с семьёй Рудневых, ожидающих гостей на ёлку. Особое описание даётся хозяйке. Женщина происходит из старинного княжеского рода, поэтому имеет несколько экстравагантные привычки. Например, считает общество собственных детей и мужа не вполне достойными её, поэтому всё время проводит в своей комнате, а выходит оттуда только в торжественных случаях, чтобы общаться с потомками древних родов. Тем не менее это не мешает ей ревновать своего супруга.

Обычно семья на праздник по случаю ёлки приглашала оркестр, но в этот раз они опоздали с этим и не осталось ничего другого, как пригласить тапёра, как называли музыкантов, работающих по найму в ресторанах и на домашних торжествах. За ним послали горничную Дуняшу, которая привела худого, некрасивого и маленького мальчика Юрия Азагарова.

О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть фото О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе тапер. Картинка про О чем говорится в рассказе тапер. Фото О чем говорится в рассказе тапер

Внешность музыканта и его возраст вызвали недоверие домочадцев, Лидия откровенно посмеялась над ним, и только Татьяна заступилась. Это было обидно тапёру. Юрий попросил позволить ему показать свои таланты, его игра привела в восторг хозяина дома. Пока мальчик занимался делом, в гости пришёл важный господин. Он выслушал игру, после чего Руднев дал тапёру конверт с деньгами и сказал, что его талантом заинтересовался гость, оказавшийся знаменитым пианистом Рубинштейном.

Рассказ заканчивается тем, что Юрий Азагаров сам стал талантливейшим композитором.

Поднимаемые проблемы

В небольшом рассказе поднимается множество проблем. Особенно выделяются несколько из них:

О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть фото О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе тапер. Картинка про О чем говорится в рассказе тапер. Фото О чем говорится в рассказе тапер

Нравственные уроки

В рассказе Куприна «Тапёр» просматривается вполне определённая идея. Дети могут обратить внимание, что уже к 11−12 годам можно достичь чего-то такого, чем можно гордиться, как Юрий, который в своём молодом возрасте был уже умелым музыкантом и мог сам зарабатывать на жизнь.

О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть фото О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе тапер. Картинка про О чем говорится в рассказе тапер. Фото О чем говорится в рассказе тапер

Кроме того, из сюжета становится ясно, что именно внутренняя сторона человека отражает его нравственность. Высокомерие, гордыня, презрение к людям, попытки их унизить и осмеять никого не красят. Лидия Аркадьевна посмеялась над мальчиком и оказалась неправа. Татьяна же оказалась мягче и добрее и не обманулась в своих ожиданиях.

Мораль рассказа заключается в том, что никогда нельзя терять надежды на лучшее, а нужно продолжать верить в удачу, и тогда судьба обязательно улыбнётся, а мечта станет реальностью. Автор писал об одарённых людях в тяжёлых условиях, но выводы из его произведения справедливы для каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к творчеству.

Отзывы читателей

Добрый рассказ Куприна пришёлся по вкусу многим читателям. С ним можно расслабиться, получить приятные эмоции и поверить в чудо.

В книге про мальчика-тапёра чудесно всё. История, подтверждающая, что ничего в жизни не бывает случайным, главный герой, к которому проникаешься симпатией, и, конечно, праздничная атмосфера.

Без пересказа событий можно только сказать, что это очень доброе и тёплое произведение, похожее на сказку и вселяющее надежду на лучшее во всех нас.

Я очень люблю перелистывать страницы до боли знакомого рассказа «Тапёр». Для меня он имеет особенное значение. Благодаря ему, я, наконец, осознала, как важно подходить с любовью к своему делу, и что только так можно добиться чего-то стоящего в жизни.

Рассказ «Тапёр», вышедший из-под пера известного русского писателя Александра Куприна, пропитан чувствами. В нём нет вычурных слов, всё так знакомо, просто, но каким-то волшебным образом ощущаются настроения всех действующих лиц. Доброе и живое произведение побуждает прочесть и другие книги автора.

Кстати, нашёл один интересный факт для себя, связанный с этой книгой. Оказывается, есть вполне себе реальный современный композитор, фамилия которого созвучна тому, как называли музыкантов во второй половине XIX и начале XX века. Его имя Роберт Теппер, почти как тапёр, и он пишет действительно красивую музыку.

Источник

Тапёр – краткое содержание рассказа Куприна (сюжет произведения)

Краткое содержание

«Двенадцатилетняя Тиночка Руднева» чрезвычайно взволнована: «ведь скоро шесть часов, через час» будут зажигать елку, а в доме никто не побеспокоился о том, чтобы пригласить тапера.

Она обращается за помощью к старшей сестре Лидии, но та относится к младшим детям «с холодным и вежливым презрением», и игнорирует взволнованную Тиночку.

Рудневы принадлежат «к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей». В их большом доме постоянно гостили близкие и дальние родственники, ежедневно жаловали с визитами друзья младших Рудневых, и в особняке всегда царила особая, оживленная атмосфера.

Хозяйка дома – Ирина Алексеевна – принадлежала к знатному и богатому роду. Она редко выходила из собственных комнат, «кроме особенно торжественных, официальных случаев», и игнорировала общество детей и супруга. Впрочем, это не мешало ей ревновать своего мужа, Аркадия Николаевича, который, несмотря на преклонный возраст, все еще пользовался славой «дамского угодника, поклонника и покорителя».

Глава семейства всегда с большим удовольствием занимался приготовлениями к елке. Он неизменно приглашал к себе оркестр Рябова, но в этот раз «с музыкой произошел целый ряд роковых недоразумений». Рудневы поздно спохватились с приглашением оркестра, и на праздники они оказались без музыки.

Уладить дело берется Татьяна, которую все любили «за ее ровный характер». Едва она успела отдать нужные поручения, как дом огласился «говором, смехом, топотом ног и звонкими поцелуями» – пришли первые гости.

Тем временем в дом приводят тапера – худенького, застенчивого, бедного мальчика лет двенадцати с тонкими чертами лица и умными серыми глазами. Сестры Рудневы озадачены таким поворотом событий, но выбора у них нет: дом полон гостей, и все ожидают музыки и танцев.

Едва сев за роскошное фортепиано, мальчик принялся уверенно извлекать из него «мощные, смелые, полные звуки». Аркадий Николаевич, большой знаток музыки, удивлен столь мастерским исполнением. Он узнает, что юного тапера зовут Юрий Азагаров, и просит его не слишком утомляться и делать перерывы в своей игре.

Во время игры Юра замечает появление нового важного гостя, который неожиданно просит сыграть ему «рапсодию № 2». После Аркадий Николаевич передает мальчику конверт с деньгами и сообщает, что ему выпал удивительный подарок: его игра заинтересовала великого композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. Так бедный, но невероятно талантливый мальчик приобрел прекрасного учителя и со временем стал известным композитором.

Главные герои

«Тапёр» Куприна повествует об удивительно одарённом пианисте Юрии Азагарове в возрасте всего 14 лет. Он и является главным персонажем рассказа. Помимо него, читатель знакомится со следующими героями:

О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть фото О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе тапер. Картинка про О чем говорится в рассказе тапер. Фото О чем говорится в рассказе тапер

История создания и публикации рассказа

Александр Иванович написал анализируемый нами текст в год конца одного столетия и начала другого. Однако это еще не все. 1900 год, по праву, нашел свое место в истории и литературе, ведь он знаменовал собой начало последнего столетия, откупоривающего новую тысячу лет. В том же году рассказ опубликовали в «Одесских новостях». В примечаниях к «Таперу» Куприн пишет, что вдохновился на написание этого текста реальными событиями. Более того, чтобы рассказ выглядел как можно более достоверным, писатель изобразил в нем личность, реально существовавшую в истории. Мы говорим о многогранном человеке – музыкальном педагоге, композиторе и дирижере Антоне Рубинштейне. Впрочем, другой музыкант, которого изображает Куприн, – Юрий Азагаров – образ вполне вымышленный.

В чем же состоит смысл названия нашего рассказа? На перепутье двух столетий – XIX-го и XX-го – на балы, домашние вечера, и модные тогда суаре часто приглашали наемных музыкантов. Чаще всего это были пианисты, которые не вполне качественно играли, потому что и само название «тапер» отсылает к некоторому «хлопанью», «стуку» (от французского tapeur, а также taper). Впрочем, Куприн несколько отходит от этого общепринятого низкого качества таперского исполнительства, изображая своего маленького тапера вполне состоявшимся профессионалом.

Картография персонажей «Тапера»

Итак, в центре повествования мы видим Аркадия Николаевича Руднева – гостеприимного, веселого мужчину. У Руднева, пожалуй, только один глобальный недостаток – пристрастие к азартным играм.

В центре произведения Александра Куприна “Белый пудель” – нравственность, исток морали. Писатель размышляет над оптимизмом и ценностью теплых отношений между людьми, важностью дружбы. Предлагаем читателям ознакомиться с историей создания этого произведения.

Также Куприн описывает среди центральных персонажей подвижную, активную и добрую девочку, младшую дочь Аркадия – Тиночку Рудневу. Тиночка – достаточно эмоциональная и чувственная героиня.

Далее следуют господа музыканты, среди которых фигуры:

Однако это лишь ключевые персонажи «Тапера». Разумеется, Куприн выводит в своем произведении и фигуры второго плана. Например, мы бы упомянули об образах:

Образ Юрия Азагарова: детали и штрихи

Итак, поскольку музыка и музыканты в произведении Куприна явно находятся в центре, но там следует рассмотреть их поближе. Особенно же – фигуру юного пианиста Юрия. Согласно рассказу, Азагарову четырнадцать лет. Однако выглядит пианист моложе, так как однажды один из персонажей спросил его, не тринадцать ли ему, случайно, лет. Юрия – ученик реального училища, при этом Куприн намекает на относительную бедность музыканта, так как тому приходится носить «подержанные мундирчики». Обеспечивая себя, малыш вынужден подрабатывать по вечерам, тапируя. Соответственно, Куприн пишет:

Божится, что играл на вечерах и на свадьбах, а я почему могу знать…

– Где вы достали этого карапуза? – Это тапер, папа, – ответила тихо Татьяна Аркадьевна. – Правда, отлично играет? – Тапер? Такой маленький? Неужели? – удивлялся Руднев …

Музыка и вечерние подработки приводят мальчика в дом к Рудневым. К счастью и везению Юрия, в этот вечер у Рудневых гостил не кто иной, как великий композитор и пианист Рубинштейн.

Антону Григорьевичу очень понравилась игра юного музыканта. Заинтересовавшись маленьким и хрупким дарованием, Рубинштейн взял Азагарова учеником. Сказался ли природный талант, или же учеба у признанного мастера, кто знает, но Юрию была предначертана судьба известного композитора.

Внешность Азагарова

Несмотря на короткую форму рассказа, Куприн помещает в текст и описание внешности маленького тапера:

…копошилась в темном углу какая то маленькая фигурка, разматывавшая желтый башлык, окутывавший ее голову. Между тем маленькая фигурка, освободившись от своего башлыка и пальто, оказалась бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике реального училища… Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами; несколько наивный вид ему придавали вихры темных волос, завивающихся «гнездышками» по обеим сторонам высокого лба, но большие серые глаза – слишком большие для такого худенького детского лица – смотрели умно, твердо и не по детски серьезно. По первому впечатлению мальчику можно было дать лет одиннадцать двенадцать, и теперь эти огромные глаза приняли умоляющее выражение, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из за пюпитра… Юрий недоумевал, раскрывая все больше и больше свои огромные глаза…

Сам пианист тоже о. Однако при этом юность героя не мешает тому быть настоящим профессионалом.

Внутренний мир и качества Юрия

Профессионализм юноши не мешает одновременной застенчивости Юрия. При этом Азагаров, однако же, достаточно самолюбив, чтобы не признавать собственного таланта. Мешает мальчику, однозначно, бедность. Затронуть самолюбие Юрия было нетрудно. Впрочем, этот недостаток (если эту черту характера, конечно, вообще можно считать недостатком) сполна уравновешивался трудолюбием мальчика. В тексте, автор называет своего героя «реалистом в поношенном мундире». Но мальчик – привыкший к взрослому труду с ранних лет. Зарабатывая на проживание, мальчик тапировал вечерами, выучив разнообразный репертуар высокого качества. Это выгодно отличало Юрия от остальных тружеником таперского «моря».

Я уже привык к этому. Мне случалось играть по целым вечерам, почти не переставая Герой умеет играть не только польки и кадрили для танцев, но и серьезные произведения, как например, сонаты Бетховена, рапсодии Листа и т. д.

Если вам угодно, mademoiselle, – резко повернулся он к Лидии, – то, кроме полек и кадрилей, я играю еще все сонаты Бетховена, вальсы Шопена и рапсодии Листа…

Да, Юрий, безусловно, слишком молод, однако мастерски играет на клавишных. Куприн описывает ситуацию, когда зрители удивлялись тому, что возраст и профессионализм мальчика не совпадают.

В положительном ключе. Юрию удавалось переманить инструмент на свою сторону. Мальчик вынуждал пианино ходить ходуном от «мощных, смелых, полных звуков». Никто из гостей не сомневался, что игра на пианино – настоящее призвание и излюбленное дело этого юноши. Любовь к музыке сказывалась и на внешности Азагарова, ведь, когда мальчик дотрагивался до клавиш и погружался в игру, лицо героя изменялось и становилось, цитируя автора, «почти прекрасным».

И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза еще больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими…

Изложение события «Тапера»: коротко, но емко

Зимний вечер в ожидании музыки

Куприн рисует морозный день, который явно предвещает праздник. Скоро часы пробью шестой час. Что это значит? Как же! Торжественный вечер, когда на елке, наконец, зажгут все красочные огоньки. Но какой же вечер без музыки? Что ж, для этих целей семейство Рудневых и пригласило тапера. Сильнее всех в этот день волновалась «двенадцатилетняя Тиночка», младшая дочка Аркадия и Ирины Рудневых. Но волнение это было, безусловно, положительно.

О сестринской любви и нелюбви

Тине, может быть, и хотелось играть со старшими сестрами, но те были не очень-то дружны. Например, Лидия – самая старшая – отличалась крайним высокомерием. Видимо, возня с малышом – Тиночкой – не слишком радовала гордую красавицу, а поэтому Лидия и не любила детей, относясь к ним «с холодным… презрением». Впрочем, Лидия – дама благовоспитанная, а значит и холодность девушки была вежлива. Конфликты в семье улаживала Татьяна, которую любили за этот ровный, нейтральный характер.

Кто такие Рудневы?

Пришло время описать и само семейство. Видно, раз Рудневы имели возможность приглашать на вечера музыкантов, значит, семья отличалась достатком и богатством. Это правда. Рудневы описаны гостеприимным и шумным семейством, пусть и несколько безалаберным. Обитали герои, конечно же, в Москве. Жизнь Рудневых – явно светская: постоянные визиты и гости, многочисленные родственники – издалека и отсюда, друзья, нахлебники, приживалы, слуги… Так что обители московского особняка точно не могли пожаловаться на скучную атмосферу. Наоборот, слишком уж оживленную жизнь вели наши герои!

О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть фото О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе тапер. Картинка про О чем говорится в рассказе тапер. Фото О чем говорится в рассказе тапер

Ирину – хозяйку дома – видно издалека. Немудрено, ведь женщина – потомок богатого и знатного рода. Ирина Алексеевна, между тем, суету не любила. Большую часть времени героиня проводила в собственных, отведенных только ей, комнатах. Оттуда Ирину выманивали только особенно торжественные и официальные случаи. Однако героиня игнорировала не только общество, но и свою семью. Несмотря на нелюдимость, Ирина отличалась ревнивым и собственническим характером. Поводом для ревности у хозяйки дома хватало: Аркадий, хоть и был уже в летах, а все же популярностью у дам пользовался. Впрочем, барышни – не единственное увлечение главы семейства. Наряжать елку Аркадий любил, пожалуй, не меньше, чем засматриваться на красавиц.

Праздник в доме Рудневых

Итак, елки любили все представители семейства Рудневых (кроме, разве что, Ирины – но не факт). Но в этот раз что-то пошло не так. Слишком поздно занявшись вопросом музыки, Рудневы внезапно осознали, что лучшие оркестры уже расхватали. Татьяна – та самая покладистая и спокойная сестра – взялась решить эту проблему. Девушка отправила посыльного с заданием привести музыканта. Как только тот ступил за порог, тут же показались и первые визитеры. Пока гости приходили в праздничную кондицию, посыльный привел тапера. Но, о Боги! Неужели этот маленький, худенький и стеснительный мальчик умеет играть? Что ж, как бы ни было, это – единственный выход, чтобы спасти елку и вечер, ведь гости в желании танцевать уже заждались музыки.

Недетская музыка

Впрочем, от былой стеснительности не осталось и следа, как только мальчик-тапер дотронулся до фортепианных клавиш. Невероятно, но какой же прекрасной музыкой огласился вдруг дом Рудневых! Аркадия – главный ценитель музыки в доме – признал, что юноша – поистине профессионал своего дела. Однако столь юный возраст нашего героя немного смущал хозяина дома: тот волновался, что мальчик слишком переутомится. Так что, добродушный Аркадий просил Юрия – так звали малыша-тапера – играть с перерывами на отдых.

Учитель на балу

Но этот вечер, елка у Рудневых, доставила радость не только гостям и хозяевам суаре. Юрий тоже получил свою заслуженную награду. Дело в том, что в этот день Рудневы пригласили известного на всю Россию (если не на мир вообще) композитора и пианиста – Антона Рубинштейна. Искушенному музыкой человеку можно не объяснять, кто это такой! Как, наверное, Юрий обрадовался встрече со своим кумиром, с идолом музыкального мира. Но когда Азагаров – юный тапер – играл, то еще не знал, кто слушает эту игру в укромном уголке зала. Вдруг, Рубинштейн дал о себе знать, заказав Юрию сыграть «Рапсодию №2». Успешно справившись с заданием, Азагаров получил от Рубинштейна конверт, в который Антон Григорьевич вложил деньги – плата за усладу уха. Но это было еще не все. Игра мальчика так понравилась композитору, что тот взял Юрия в ученики. Куприн говорит, что и Азагарову суждено стать таким же великим композитором, как и его – теперь уже – учитель, так что читателю заранее раскрывается будущее нашего тапера.

Жизнь и искусство: почему и зачем?

Пожалуй, тема искусства – одна из самых популярных в литературе, хотя, конечно, уступает любви и смерти. Куприн всегда считался мастером раскрывать особенности этой темы, так как (и писатель сам это признавал) очень любил искусство. А музыку – даже слишком. Искусство – такой же социальный лифт, как происхождение или деньги. Так и «Тапер» раскрывает сюжет, когда бедный мальчик, лишь благодаря своему дару и усердию в труде, становится успешным и знаменитым.

Композиция рассказа и ее роль в раскрытии темы

Произведение писатель разделяет – пусть и условно – на два фрагмента: в первом читатель знакомится с семейством Рудневых, с домом героев, с пристрастием хозяев особняка к шумным вечеринкам и гостям. Есть ли здесь, в этой обители веселья и постоянного праздника, место настоящему, высокому искусству? Сама роль тапера и существование такой «профессии» говорит о том, что люди уходят от высоких и сложных материй, отказываются от трудного искусства в пользу легкой и низкой развлекательности. Но искусство многогранно. Однако, при всем его разнообразии, искусство всегда требует одного – старания и усердного труда. Но Рудневы меняют свое отношение к музыке – как виду искусства, когда в один прекрасный вечер в их дом не приходит странный и немного гордый мальчик. Юрий играет по смешному поводу – в особняке елка, торжество, легкая глупость. Но даже здесь оказывается место настоящему, истинному таланту.

Поэтому второй фрагмент так сильно отличается от первого – абсолютный контраст. Здесь уже нет места лоску и роскоши. Наоборот – рассказывается история бедного ученика реального училища, которому приходится совмещать учебу и работу. Обратная сторона красивого и яркого мира. Впрочем, тяжесть жизни – это колыбель гениальности. Поэтому гости и хозяева дома склоняется перед одаренностью малыша-тапера, не по годам мастерски исполняющего сложные музыкальные шедевры. Юрий играет все – легкие танцевальные пьески, красивые и возвышенные рапсодии… Как и многим гениям, Азагарову мешает возраст – кто же будет серьезно воспринимать ребенка? Да еще и такого застенчивого. Между тем, мальчик справился со своей стеснительностью, чтобы расправить крылья в полете фортепианной игры. Завораживающая и трогательная музыка в один момент наполняет весь дом. Кульминация – похвала от Рубинштейна, признанного мастера клавишных инструментов. После окончания вечера, попрощавшись с Рудневыми, Антон Григорьевич увозит юное дарование с собой.

Идея и скрытые смыслы произведения

Мир – это торжество несправедливости. Однако есть в этой вселенной и лучики света. Один такой луч – в существующей любви к искусству, в необходимости искусства людям, несмотря на его антиутилитарность. Куприн пишет именно о такой справедливости. О том, что любовь к деньгам – это правда, но любовь к искусству – еще большая правда. Впрочем, этот рассказ – также гимн трудолюбию, потому что не мог ведь Азагаров так мастерски сыграть, если бы перед этим не провел годы за инструментом.

Куприн спрятал и еще одно напутствие для читателя – намек на то, что не стоит пренебрегать случаем. У физика Леонарда Млодинова есть книга под названием «(Не)совершенная случайность». О чем говорится в этой книге? Да просто о том, что не бывает – как таковых – случайностей. Все, что происходит, – скорее подарок судьбы. Однако люди привыкли полагаться на свой разум и расчет больше, чем на веру. А случай – это не что иное, как вера. Куприн защищает случайность и веру, а также их значение в жизни человека. Азагаров – это самородок, бриллиант, которому еще предстоит огранка. Ограняет же драгоценности мастер, учитель. Что ж, герою этого рассказа с учителем точно повезло.

Популярные сегодня пересказы

О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть фото О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе тапер. Картинка про О чем говорится в рассказе тапер. Фото О чем говорится в рассказе тапер О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть фото О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе тапер. Картинка про О чем говорится в рассказе тапер. Фото О чем говорится в рассказе тапер О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть фото О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе тапер. Картинка про О чем говорится в рассказе тапер. Фото О чем говорится в рассказе тапер О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть фото О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе тапер. Картинка про О чем говорится в рассказе тапер. Фото О чем говорится в рассказе тапер О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть фото О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе тапер. Картинка про О чем говорится в рассказе тапер. Фото О чем говорится в рассказе тапер О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть фото О чем говорится в рассказе тапер. Смотреть картинку О чем говорится в рассказе тапер. Картинка про О чем говорится в рассказе тапер. Фото О чем говорится в рассказе тапер

Суть рассказа такова – в семействе Рудневых, которое отличается особым радушием и гостеприимством, идет подготовка к любимому празднику главы семейства, Новому году. По традиции к мероприятию пригласили популярный оркестр, который, однако, не смог участвовать на их празднике, поскольку его перехватили другие люди. Поиски иных музыкантов завершились 14 летним мальчиком, утверждавшим, что он может играть на пианино хоть всю ночь напролет.

Глава семьи вместе с родными относятся к данному утверждению с недоверием, особенно старшая дочь, которая надменна, и они вместе просят мальчика что-нибудь сыграть. Юноша сыграл произведение Листа, «Венгерскую рапсодию», чем стянул в кабинет всех гостей семейства.

Потом его просит сыграть что-нибудь танцевальное младшая дочь Рудневых Тина. Юноша без проблем берется за игру, с удовольствием наблюдая за кружащимся вокруг него водоворотом лиц и платьев.

Вдруг вошел человек очень приметной внешности, и требует у юноши еще творчества Листа. Юноша играл настолько великолепно, что втянул в экстаз всех гостей.

По окончанию игры человек исчез, зато к юноше обратился хозяин дома с конвертом, заполненным деньгами от незнакомца, и сказал, что этот незнакомец – Антон Рубинштейн и что он ожидает юношу в карете.

Финал рассказа таков – юный пианист в изношенной одежде теперь знаменит по всей империи как уникальный и талантливый композитор. Понятно, что тому поспособствовал сам Рубинштейн, он вывел его в люди.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *