Ночь вожделений в неаполе что это
Обеды с мумиями и другие странности самого распутного короля Неаполя: Ферранте Неаполитанский
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кстати, отца Фернандо называли Альфонсо Великодушным. Он, конечно, тоже не был ангелом, но остался в истории как основатель Барселонского университета и покровитель науки и искусств. А вот сын, по мнению современных специалистов, страдал от психопатического расстройства личности. Согласно «Истории моего времени» Джовио, королю доставлял особое удовольствие вид поверженного врага — удовольствие столь острое, что его хотелось продлить.
Неизвестно, как скоро после восшествия на престол Фердинанд I решил «собирать» трупы своих врагов, но очень скоро он обзавелся как минимум десятком таких «экспонатов». Чтобы жуткая коллекция хранилась подольше, добытые «раритеты» приходилось мумифицировать. Это искусство в XV веке требовалось не часто, но умельцы среди придворных медиков все-таки нашлись. Для хранения «коллекции» был выделен один из придворных залов. Там все бывшие оппоненты короля хранились в целости и сохранности, одетые в свою собственную одежду.
Эта коллекция, которая была сродни собранию военных или охотничьих трофеев, была предметом гордости владельца. По воспоминаниям современников, король частенько рассматривал ее, показывал гостям, которые после этого остановились более сговорчивыми, а также иногда устраивал жуткие обеды. Все мумии при этом рассаживались за столом, и Фердинанд I мог в полной мере насладиться своими победами.
Впрочем, не всех жестокий бастард на троне сумел запугать. Недовольная знать Неаполя решила сделать ставку еще на одного потенциального претендента на трон, графа де Гиза, который остался в истории под именем короля Рене Доброго. Его сын собрал наемное войско и действительно доставил Фердинанду I много хлопот. Возможно, тот и не выдержал бы натиска, если бы не помощь жены.
Трудно сказать, как Изабелла Кьярамонте относилась к «особенным увлечениям» своего супруга, но в трудную минуту она его действительно поддержала: лично обошла главных богатеев Неаполя и собрала круглую сумму, а затем в лагере врагов сумела склонить на сторону Фердинанда своего дядю, князя Тарентского. Возможно, эта практичная женщина считала, что собрание мумий – лучше, чем коллекция из фавориток, но победу своему мужу в этой войне она обеспечила.
Мятежи и беспорядки во владениях жестокого правителя не прекращались практически никогда. Однажды даже папа поддержал очередных мятежников, и тогда нрав Ферранте Неаполитанского проявился в полной мере. Заключив хрупкий мир, король заманил большинство прощенных мятежников на свадьбу своей племянницы, а затем устроил сцену, которой гордился бы Джордж Мартин. Настоящая «кровавая свадьба» произошла в 1486 году в Неаполе. Почти все гости на ней были схвачены и казнены. Менее чем через сто лет этот тактический прием был применен еще раз во Франции, даже более масштабно, в канун дня святого Варфоломея.
Несмотря на то, что эта жестокая расправа оказалась гибельной для династии, сам Фердинанд I достаточно благополучно окончил свой век. Он дожил до весьма преклонного возраста, имел от двух жен восемь детей и окончил свои дни в славе и уважении. Подобно отцу, он слыл покровителем художников, поэтов и музыкантов, и неапольский двор при нем процветал.
После смерти жестокого правителя все затаенное недовольство вылилось на сына Фердинанда I. Папа отлучил от церкви всех потомков этого «самозваного рода» и призвал феодалов свергнуть беззаконную династию. Буквально за несколько лет Неаполь потерял независимость и попал во владения испанской династии Габсбургов.
Последняя династия сегодня служит примером неудачной практики близкородственных связей и насчитывает немало представителей с психическими и физическими отклонениями. Историки и генетики сегодня изучают, Как династические браки разрушили одну из самых влиятельных семей в истории Европы
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Какой он — неаполитанский квартал из романов Элены Ферранте
Все началось с крестин и закончилось похоронами. После воскресной мессы к церкви Святого Семейства, стоящей в центре квартала Рионе Луцатти, куда Элена Ферранте вписала основное действие «Неаполитанского квартета», принесли младенца в крестильной рубашке. Молодые родители, крестные мать и отец, кучка родственников и друзей. Потолкались у крыльца, поднялись по ступенькам. Внутри прохладно, сумрачно и спокойно. «Дорогие родители, какое имя вы дали вашему ребенку?»
«Неаполитанский квартет» — условное название четырех издававшихся по отдельности частей романа «Гениальная подруга», принесшего известной итальянской писательнице или писателю, или группе людей, стоящих за псевдонимом Элена Ферранте, мировую славу. Первый том вышел в 2011 году, четвертый — в 2014-м. Под одной обложкой роман был опубликован в Италии только в 2017-м. Для того чтобы выпустить книгу в том виде, в каком она изначально задумывалась и писалась, понадобилось шесть лет. Какое имя вы дали вашему ребенку? При крещении — «Гениальная подруга». В миру — «Неаполитанский квартет».
Растянувшаяся на десятилетия история дружбы Лену и Лилы — девочек, с течением времени созревающих в женщин, высыхающих в старух. Охватывающая весь послевоенный ХХ век история Неаполя, который рождает и воспитывает таких вот девочек; портрет родителя, от которого не дождешься особой нежности — не потому, что он неласков, а потому, что у него слишком много детей.
Рассказ о тирании родины, о насилии, которое она учиняет над своими детьми, не выпуская из цепких любящих лап. Каждый, кто однажды почувствовал связь с материнским Неаполем, не утратит ее никогда. А мамаша сама решит, за кого тебе замуж и когда ты можешь попробовать пожить отдельно. Она-то знает: рано или поздно ты все равно вернешься домой.
Понаблюдав за крестинами, мы с женой выходим из церкви. Справа — школа, та самая, где учились главные героини. Основная жизнь квартала сосредоточена в семи липнущих друг к другу прямоугольных дворах. Один из них буквально засасывает внутрь: в него хочется зайти и на какое-то время остаться. Трудно сказать почему. В целом он примерно такой же, как остальные. Немолодые дома, старые «фиаты», праздные, воскресные жители, кошки, голуби, собаки.
Нам сразу становится ясно, что это не тот-самый-двор, который мы вроде как планировали найти. Но это неважно. Мы сидим в центре квартала, о котором написано больше тысячи страниц, наверное, самой известной книги первых двух десятилетий XXI века. Лену и Лила жили где-то поблизости, этого вполне достаточно. Немые бумажные голоса набирают силу, обрастают кожей, отбрасывают тени. Перепалки домочадцев из открытых окон («Паскуале, mammamà, ну что ты несешь, ну сам себя-то послушай, testa di cazzo!») и воробьиные вопли над крышами.
С собой у нас по томику «Квартета». Когда читаешь книгу, в каком-то смысле сидя внутри нее, это уже не совсем чтение. Все, что раньше раздражало, казалось избыточным, надуманным, недожеванным, пресным, высокопарным, вроде бы никуда не деваясь, перестает быть таковым. «Сам ты недожеванный и высокопарный», — говорит тебе стена соседнего дома, а ты в ответ пробегаешь глазами еще с десяток строк.
Около шестидесяти лет назад сюда часто приезжал подросток с блокнотом. Домашние называли его Нино. Он расспрашивал местных о своих родственниках, живших здесь, интересовался историями соседей, все время что-то записывал и зарисовывал. По словам его двоюродной сестры Нунции, уже тогда, в детстве, было понятно, что Нино станет писателем. Он и стал популярным и плодовитым. После выхода «Гениальной подруги» Элены Ферранте многие заметили, что имена значительной части персонажей так или иначе совпадают с именами дальних (и не очень) родственников Нино. Уж не он ли скрывается за псевдонимом? Однако Нино, и без того не обделенный вниманием автор, любимый как читателями, так и критиками, все отрицал, в ответ на бесконечные вопросы повторяя одну и ту же фразу: «Я не Элена Ферранте». И это была правда, а совпадения лишь запутывали следы. История Нино — одна из многих тропинок, вроде бы ведущих к разгадке истории нового имени, однако рано или поздно все эти следы теряются, тропинка кончается и никуда не приводит. Элена Ферранте — сама по себе персонаж с вымышленной судьбой, придуманным стилем; фантом, мираж; писательница, которой как бы нет; автор книги, которая есть. Слишком много неодинаковых разгадок одной и той же загадки.
Один из самых известных романов Нино написан от лица сына некоего художника-железнодорожника; одного из ключевых персонажей «Неаполитанского квартета» зовут Нино, и он сын поэта-железнодорожника. Однако достаточно беглого взгляда на тексты настоящего Нино и созданной кем-то Ферранте, чтобы стало очевидно: общего у двух этих авторов гораздо меньше, чем может показаться.
Нино, безусловно, внес свой вклад в создание фактуры и, я почти в этом уверен, написал некоторые куски (полстраницы ближе к концу четвертой части, на мой взгляд, выдают, что, как минимум, эти несколько предложений, неважных для сюжета, но почему-то важных Ферранте для проговаривания, писал мужчина). Возможно, Ферранте и Нино дружат. Возможно, как это было чуть ли не доказано (впрочем, фактически так и не подтверждено), они — муж и жена. В его романе про сына железнодорожника и в ее романе про гениальных подруг жену торговца фруктами зовут Ассунта. Нино точно имеет отношение к «Неаполитанскому квартету», но не он — автор романа. И даже не соавтор. Вообще говоря, любое соавторство — ложь. Неважно, сколько человек писали книгу — один, двое, десять. Автор всегда один, и он всегда главный. Точно так же невозможна равная любовь: всегда есть тот, кто любит сильнее, кто творит отношения. И Нино, выполнив свою роль, уходит из этой истории (чтобы, возможно, когда-нибудь снова в ней промелькнуть).
В Италии не случилось Чудо Святого Януария: Еще один признак надвигающегося Апокалипсиса?
Каждый раз, когда в Неаполе не случается чуда разжижения крови Святого Януария, в мире происходят какие-либо масштабные катаклизмы: войны, эпидемии, землетрясения, засухи и пр. В 2016 году кровь не стала жидкой и вскоре в Мексике случилось землетрясение.
В последние годы о надвигающемся Конце Света не читал только ленивый, его видели в глобальном потеплении, бесконечных войнах на Востоке, а в 2020 году, когда весь мир накрыло коронавирусом и улицы крупнейших городов опустели, в него поверили многие из тех, кто раньше относился со скептицизмом.
Недавнее событие снова дало повод конспирологам писать о том, что мир движется к чему-то очень мрачному: В Италии не случилось ежегодного Чуда Святого Януария.
Считается, что это действительно очень плохое знамение. В XX веке чудо не произошло трижды: в 1939 году — перед началом Второй мировой войны, в 1944 году — перед извержением Везувия, в 1980 году — перед сильным землетрясением. В ХХI веке Чуда не произошло в день памяти святого в 2016 году, как раз перед мощным землетрясением в Мексике.
В Неаполе, Италия, вот уже на протяжении нескольких сотен лет 16 декабря католики вынимают крошечный пузырек с засохшей кровью Святого Януария из его защитной камеры в Королевской часовне Неаполитанского собора и выставляют на всеобщее обозрение толпы.
Толпа, собравшаяся в церкви, с тревогой ждет, когда кровь в пузырьке чудесным образом превратиться в жидкую. Кровь пребывает в жидком состоянии небольшое время (от нескольких минут), а потом снова «высыхает» до следующего важного дня. На самом деле таких дней каждый год целых три, но 16 декабря считается самым важным и знаменательным.
Как было указано выше, если кровь в пузырьке не разжижается, то это признак очень больших бед для Италии или других стран. Легенды гласят, что за последние несколько веков кровь отказывалась разжижаться накануне 11 кровавых революций, трех масштабных засух, 22 массовых эпидемий, 4 войн, 19 разрушительных землетрясений, а также 9 смертей Пап Римских.
16 декабря 2020 году Чуда внезапно не случилось. Об этом сообщает католический сайт catholicnewsagency.com.
К слову, Католическая церковь не признает это разжижение крови как проверенное чудо (как и разжижение крови святой Патриции, святого Иоанна Крестителя, святого Панталеона и еще 20 человек), хотя Папа Франциск якобы был лично свидетелем этого в 2015 году. Однако она всегда поддерживала праздник.
Скептики неоднократно пытались развенчать это Чудо как мистификацию и приводили свои теории насчет того, как именно происходит «разжижение крови». Однако были и те, кто изучал Чудо и уверен, что это не подделка.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
История и легенды Неаполя
Кому-то Неаполь может показаться шумным, тесным, грязным, но его богатая история и культура с лихвой окупает эти недостатки. Попробуйте, например, зайти в узкую калитку монастырской стены в старом городе и вы попадете в райский сад, где растут апельсиновые деревья. Дурманяще пахнут цветы, под названием «Белле Донне». Там вдоль аллей вьется виноград. Тоже самое можно сказать и о жителях города. Нужно только найти нужный ключ к их сердцу.
Базилика Сан Лоренцо
Строительство базилики начато еще в 500 году, но окончательный вид она обрела с Роберто Анжуйским в конце 13 века. Роберто и его вторая жена Санча ди Майорка были очень набожны. Санча даже просила у Папы Римского разрешение на развод, чтобы уйти в монастырь, но получила отказ.
А Роберто Папа советует чаще читать жития святых и брать с них пример. Но Роберто совету не внял. Король влюбился в хорошенькую жену Томмазо д Агуино, которая родила ему дочь Марию. Эту Марию Джованни Боккаччьо обессмертит под именем Фьяметты (Огонек). Согласно легенде, впервые он увидит девушку в церкви Сан Лоренцо. После короткой связи ветреная Мария оставит поэта, но Боккаччьо будет вспоминать свою возлюбленную с огненными волосами до конца своих дней.
С базиликой Сан Лоренцо связано и имя Петрарки.
Впервые поэта пригласит в Неаполь Роберто Анжуйский для написания трактата «Pictura Italiae». Второй раз Петрарка посетит Неаполь по служебным делам в правление внучки Роберто Джованны Первой.
Двор юной королевы, погруженный в разгульную порочную жизнь, неприятно поразит поэта и он переселится из королевского дворца в базилику Сан Лоренцо.
Эта базилика считается первым пристанищем монахов-францисканцев в Неаполе, которых всячески опекал Роберто Анжуйский. Он даже будет похоронен в облачении монаха-францисканца.
Базилика построена на останках древнего города, которые можно увидеть, спустившись в «подвал» базилики.
Сейчас здесь находится музей. На фото фигурки Мадонны и Христа античных Презепе Неаполя.
Как песня помогла побороть страх
Вид на город с высоты района Вомеро
Центральный фуникулер Неаполя. Построен в 1929 году
В 1880 году был построен первый фуникулер.
Фарфор Каподимонте
Идея построить свою фабрику фарфора появилась у Карла Третьего Бурбона, короля Двух Сицилий, после его женитьбы на дочери правителя Саксонии Марии Амалии. Ее дед основал знаменитую фабрику фарфора в Мейсене и в приданом юной королевы были великолепные сервизы-изделия мейсенских мастеров. Очевидно и желание Карла Третьего поднять престиж своей столицы. В середине 17 века свои фабрики фарфора имели только Французский двор, Саксонский и Венский.
Мейсенский фарфор
Катакомбы Святого Януария
Неаполь расположен на холмах из желтого пористого туфа. Туф горожане веками использовали для строительства домов. А образовавшиеся пустоты служили им для разных целей.
В том числе и как кладбища.
Так, во втором веке до нашей эры, на месте будущих катакомб, был фамильный склеп богатой римской семьи.
А в третьем веке уже нашей эры здесь был похоронен епископ Неаполя, его покровитель, Святой Агриппино. Народ потянулся к катакомбам, чтобы поклониться святым мощам.
В четвертом веке сюда переносят останки епископа Дженнаро, казненного в период гонений на христиан, и тоже возведенного в сан святых.
Неаполитанцам Сан Дженнаро нравится больше. Как мученик, пострадавший за веру. Сан Агриппино-то умер сам по себе.
И они меняют своего покровителя с Сан Агриппино на Сан Дженнаро. С тех пор катакомбы названы в его честь и туда начинается настоящее паломничество.
В восьмом веке мощи Сан Дженнаро Лангобарды, захватившие Неаполь, увезли в свою столицу, в Беневенто. Катакомбы опустели.
Вспомнили о них во время Великой Отечественной Войны. Неаполитанцы скрывались под землей во время бомбардировок. Случалось, что в столь мрачном месте рождались детишки.
Сейчас в катакомбах можно и повенчаться, если у кого появиться такой каприз.
Легенда о маленьком монахе
За 26 веков своего существования Неаполь пропитался легендами, как губка водой. А если учесть, что неаполитанцы – народ суеверный, легенды здесь весьма живучи и даже обрастают новыми деталями.
Как, например, легенда о монашке.
Несчастная Катерина ушла в монастырь, где у нее родился мальчик. Новорожденный оказался уродцем с большой головой и крошечным тельцем. Когда ребенок подрастет, монахини, чтобы скрыть безобразие, сошьют ему облачение, напоминающее рясу с капюшоном. Отсюда и пойдет его прозвище «Муначьелло» – маленький монах.
В средние века вода в Неаполь поступала через «акведотто» (схожего с римским) в подземные галереи из туфа. Туф использовали для строительства домов, а образовавшиеся пустоты служили емкостями для воды. Ее поднимали ведрами из колодцев, которые сооружены были прямо в домах.
Муначьелло, благодаря своему маленькому росту, стал смотрителем «подземного царства», и через колодцы он легко попадал в дома горожан. Эти внезапные появления производили на них сильное впечатление.
И остались в людской памяти на века.
После смерти монашка некоторые граждане будут уверять, что к ним в дом ночью приходил Муначьелло. Он гремел посудой, хулиганил, а женщин, бывало, гладил по попе (неаполитанец все таки, хоть и привидение).
Со временем в народе начнут говорить, что монашек, если с ним быть добрым, может указать на спрятанный в доме клад. А, если обидеть… Одним словом, лучше этого не делать. Дело дошло до того, что в 1578 году в своде законов о сдаче жилья внаем появится пункт, гласящий:
-В случае, если жильцам сданной квартиры явится призрак монашка, они могут съехать с нее, не заплатив.
Коллекция скульптур Фарнезе
История по моему похожа на вязание. Пропустишь петлю – не выйдет рисунка.
Так история Неаполя остается для меня не совсем ясным набором петель, настолько она сложна и витиевата. НО.
Я разобралась – как коллекция скульптур Фарнезе оказалась в Неаполитанском археологическом музее! Уже прогресс!
А прояснение наступило после фильма «Борджиа». Просто и доходчиво (как раз для меня), в нем рассказано о Папе римском Александре Шестом.
Любовницей Папы была Джулия Фарнезе. ВОТ! ФАРНЕЗЕ!
Она помогла своему брату Алессандро стать кардиналом. А позже он становится Папой Павлом Третьим.
Алессандро для строительства палаццо Фарнезе и для текущих работ в Ватикане использует материал, который добывают при раскопках древнего Рима.
Например: термы Августа и Каракалла. Последние в свое время называли седьмым чудом света за поражающую воображение красоту и разнообразие декоративных элементов. Сколько великолепных скульптур извлекли на свет божий при раскопках этих терм!
Отсюда и берет начало коллекция скульптур Фарнезе.
У Павла Третьего были дети, внуки и правнуки. Его правнучка Елизавета Фарнезе выходит замуж за Филиппа Пятого, короля испанского и неаполитанского.
Филипп никогда не любил править и возлагал эти обязанности на любого, кто их соглашался выполнять.
Так было при первой его жене и при второй – Изабелле. Она-то и решает передать Неаполитанское королевство одному из своих сыновей – Карлу (будущему Карлу Третьему Бурбону).
И тот забирает в свою столицу в Неаполь коллекцию скульптур, принадлежащую матери. Вот такие кружева!!
Дьявол района Мерджелина
Мерджелина-приморский район Неаполя, воспетый художниками и поэтами.
В 15 том веке здесь жил гуманист и писатель Яков Санназаро. На его средства была построена церковь «Santa Maria dell Рarto». Сама церковь простенькая, по неаполитанским меркам, как снаружи так и внутри. Даже вход в нее я не замечала несколько лет, пока не спросила у местных жителей. Они мне показали узкий проем в бесконечной серой стене с маленькой табличкой «Лифт церковный». Попробуй-найди! Знаменита церковь картиной Леонардо ди Пистойя «Святой Михаил, пронзающий копьем дьявола».
А кто его видел? Дьявола я имею в виду. Вот и изображают его художники, как позволяет им фантазия. Только никто не додумался, что дьявол может быть таким…красивым. И появились в народе истории и легенды о Мерджелинском дьяволе.
«Жила в давние времена в Неаполе ослепительная красавица Изабелла д Авалос. Кожа девушки была такой белой, словно солнце ее никогда не касалось. В глубине глаз красавицы мерцал холодный изумрудный огонь. А с полных губ цвета спелого граната не сходила высокомерная усмешка. Диомед Гарафа, (будущий глава церкви Ариано Ирпино 1511-1560) влюбляется в мадонну Изабеллу без памяти. Но холод не только в глазах девушки, но и в сердце. В момент, когда жизнь Диомеда становится невыносимой от неразделенных чувств, по странному капризу, мадонна Изабелла произносит долгожданное «Да».
Кто любил, тому знаком этот благословенный период жизни, когда мир вокруг преображается в калейдоскоп волнующих красок. Когда внезапно тучи исчезают с горизонта и солнце дарит только радость,нежась в бездонной голубизне неба. Когда цветочные бутоны раскрываются вам навстречу,издавая дурманящие разум ароматы. Они проникают в кровь и заставляют сердце биться сильнее. Но короток этот период. Вот уже опали лепестки цветов и от них исходит запах тления. А солнце становится беспощадным, выжигая все, чему недавно давало жизнь. Коротко было и счастье Диомеда. Изабелла становится с каждым днем все холоднее и безразличнее. Диомед страдал, плакал, ревновал. Но, чем больше страдал, тем больше любил, пока не увидел Изабеллу в объятиях своего лучшего друга Джованни Вериззио. С тех пор искал он забвения в других краях, с другими женщинами, в бесконечных праздниках и роскоши. Только напрасно. Повсюду чудилось ему белое лицо с холодными зелеными глазами».
Говорят, что по заказу Диомеда Гарафа художник Леонардо ди Пистойя изобразит дьявола, которого победил Святой Михаил, в образе прекрасной женщины с уродливой душой.
Легенда о Яичном замке
О Яичном замке сложено много легенд.
Одна из них связана с самим названием – ЯИЧНЫЙ замок.
По легенде Виргилий, живший в Неаполе и слывший колдуном, спрятал в одной из башен замка металлическую клетку, внутри которой было яйцо.
«Пока яйцо цело, с городом ничего не случится», — якобы сказал Виргилий.
А в 1343 году королевство Неаполитанское поразило страшное бедствие: сильное землетрясение сотрясало сушу, а с моря циклон гнал огромные волны, которые достигали центра города, нанося ему непоправимый урон. Пострадал и сам Яичный замок. Среди перепуганных горожан прошел слух, что пленник Яичного замка сын герцога Милана Амброджио Висконти сумел бежать.
И первое, что он сделал — отыскал клетку с яйцом и бросил ее на землю.
— Теперь мы все погибнем! – испугались горожане.
Чтобы избежать паники, королеве Джованне Первой Анжуйской пришлось объявить, что яйцо заменили на равноценное и клетку вернули на прежнее место.
Она лично возглавила процессию женщин, которые босиком прошли в церковь просить защиты у Девы Марии.
Вилла Пиньятелли. Неаполь
Самым замечательным образцом неоклассики в Неаполе является ВИЛЛА ПИНЬЯТЕЛЛИ. Виллу окружает уютный парк.
Само здание построено в 1826 году архитектором Пьетро Валенте для сына сэра Джона Актона, первого министра короля Фердинандо Бурбона, Фердинандо Актона. В оформлении самой виллы и парка господствует английский стиль и вкус, хотя вилла сменила не одного хозяина.
После Актона владельцами ее стали Ротшильды. Семья богатейших немецких банкиров, которые финансировали Бурбонов. Ротшильды пригласили известных декораторов для оформления КРАСНОГО САЛОНА. Остальные изменения в декоре и убранстве залов внесла последняя владелица виллы Розина Пиньятелли, обладавшая безупречным вкусом. Она и передала в 1960 году жемчужину неоклассического искусства в руки государства вместе со всем убранством, куда входит и богатая коллекция фарфора. Когда я прохожу по залам этой чудной виллы, меня не покидает ощущение комфорта, уюта. Ее роскошь не давит, как это часто бывает в королевских дворцах, а доставляет удовольствие.
«Мощи неизвестного святого»
До 1500 года королевским указом в Неаполе запрещалось строительство жилья за пределами крепостной стены, при том, что население города неуклонно росло.
Постепенно в черте города исчезают огороды и зеленые зоны. Существующие дома надстраиваются и тянутся вверх. И все это происходит при полном отсутствии канализации. Можно только представить, какая антисанитария царит в городе.
Не удивительно, что в Неаполе на смену одной эпидемии приходит другая. Число погибших от них исчисляются сотнями. Например, эпидемия чумы в 1656 году унесла с собой более 300 тысяч человек.
А для такого количества трупов нужно найти место. На достойные похороны у многих семей нет ни возможности, ни средств.
Кроме того, Италия, в отличии от России, не располагает бескрайними безлюдными просторами. Земля здесь на вес золота.
Поэтому для массовых захоронений жертв эпидемий и бедняков используется искусственный грот из туфа в районе Санита. Неаполитанцы выбирали в этом месте туф для строительства домов.
Так появилось кладбище под названием ФОНТАНЕЛЛЕ. А знаменито оно тем, что жители города превратили кладбище в «священное».
Богатые на выдумку неаполитанцы решили, что все похороненные на «Фонтанелле», вполне могут считаться святыми. И жили они в бедности, и умерли в мучениях.
И на кладбище потянулись сторонники такой странной идеи, чтобы выбрать себе «мощи неизвестного святого». Их укладывают в подобие ларчика и украшают по своему вкусу. Иногда, случалось, что выбранный кем-то святой приходил к нему по ночам и называл свое имя. Тогда на ларчике появлялось имя.
Этот феномен «поклонения мощам неизвестного святого» был весьма распространен до 1956 года, пока Папа Римский не запретил его своим указом.
Это страшное слово САНИТА
В России Антонио де Куртиса (Тото) почему-то знают мало, хотя он был и остается самым любимым и популярным итальянским комиком, которого сравнивают с Чаплиным.
А родился Тото в Неаполе в районе САНИТА. Биографы подчеркивают это слово. Слава-то у района, как у Булгаковской нехорошей квартиры.
По сей день не все горожане рискуют туда ходить. Я хожу, потому что в этом районе много лет живет моя подруга. Как раз неподалеку от дома, где родился Тото.
Соседи подруги рассказывают, что актер, когда стал знаменитым, приходил сюда и подсовывал деньги под двери жильцов. Читая его биографию, я в это верю. А на небольшой площади, где живет подруга, снят фильм «Вчера, сегодня, завтра», где София Лорен играет многодетную мать, которая торгует контрабандными сигаретами.
Район Санита как жилой квартал появился еще в 16 веке. До этого он считался местом захоронения (может быть отсюда появилась его «дурная слава»). Здесь находится знаменитое кладбище «Фонтанелле», куда свозили умерших от эпидемий. Только во время эпидемии чумы 1656 года число ее жертв превысило 300 тысяч человек. Сейчас район считается одним из центров итальянской Каморры.
Со мной здесь не случилось ничего трагического. Только однажды, во время карнавала, подросток выплеснул на меня ведро воды (как он был счастлив!) И как-то утром другой подросток, стесняясь, потянул за ремень мою сумку. Я покрутила пальцем у виска, и он убежал. Застеснялся. Вот, пожалуй, и все.
Но все равно домашние провожают меня туда, как на фронт.
Легенды замка Кастель дель Ово
С середины 15 века Неаполь переходит в руки Арагонцев. Неаполь становится для них форпостом и источником дополнительных доходов. От испанской короны назначаются вице-короли, которые нещадно грабят город, вереницей сменяя один другого. Один вице-король вывез на родину даже мраморные ступени фонтана.
Лишь Педро ди Толедо оставил о себе добрую память.
В 1500 году он отдает распоряжение засыпать ров, проходящий за крепостной города и начать строительство «испанских кварталов» для размещения своих солдат. Их присутствие необходимо не только для военных планов арагонцев, но и для подавления народных волнений. Для солдат архитектурные излишества ни к чему. Появляется унылый квартал с узкими прямыми улицами, где солнце – редкий гость.
Как только квартал немного обживается, дону Педро приходится издать указ по борьбе с проституцией. Портовый город Неаполь удивить проституцией трудно, но в испанских кварталах она выходит за все рамки приличий. На каждом свободном пятачке улиц разбиты шатры и бараки, где жрицы любви обслуживают солдат на отдыхе. Девушки, девочки и пожилые женщины устремляются в полумрак квартала в надежде заработать несколько грошей.
Указ дона Педро мало чему помог.
Спустя почти 500 лет мировую известность получит фильм «Развод по-итальянски» с Софией Лорен в главной роли. Она играет Филумену Мартурано, проститутку. Персонаж взят из реальной жизни. А родилась Филумена в испанских кварталах в Неаполе.
Сейчас квартал не выглядит так мрачно, но заходила я туда с опаской.
Пару раз пожилые люди меня предупредили: – Осторожно, синьора, с фотоаппаратом. Здесь воруют». Но, слава Богу, все обошлось.
Секреты неаполитанского Презепе
Неаполитанское презепе (рождественский вертеп по-нашему).
Говорить о нем можно много.
Все началось с того, что король Неаполя Карл Бубон Третий любил презепе и заказывал его на каждое Рождество. А королю абы что не понесешь.
Вот и появились в Неаполе мастера, которые создавали из глины, тряпочек, дерева настоящие произведения искусства. Королевские презепе можно увидеть во дворце Казерты и во дворце на площади Плебешита Неаполя. От короля не отставала знать, потом подтянулись мещане и простолюдины.
Уже к концу 17 века презепе появлялось на Рождество в каждом неаполитанском доме. И эта традиция сохранилась по сей день.
Если вам доведется побывать в Неаполе накануне праздника, то вам понадобится не один день, чтобы обойти все выставки и продажи этих необычных для нас вертепов.
Мельница – символ времени (перемелется – мука будет).
Колодец – место, где обитают духи. Есть поверье – если заглянуть в колодец в Рождественскую ночь, можно увидеть лица тех, кто умрет в будущем году. И говорят, что Мадонна может утянуть на Рождество в колодец малыша, который приблизится к нему. Детям строго-настрого наказывали не приближаться к колодцу в праздники.
Источник – место, где Мария получила весть, что родит сына Божьего.
Трактир и его хозяева – напоминание о легенде о злых супругах, которые убили троих малышей и подавали их мясо гостям.
Мост – символ перехода из мира живых в мир иной.
Свет, идущий от места, где лежит младенец Христос, это и символ возрождения природы. Ведь 25 января – день равноденствия.
Накануне Рождества многие неаполитанцы берутся за дело. Создать презепе своими руками интересно и пожилым, и детям.
Каждый турист, приехавший в Неаполь, приходит на улочку Сан Григорио Армено, где круглый год продают презепе. Но купить их сможет далеко не каждый. Цены кусачие.
Чтобы как-то оживить торговлю, неаполитанские мастера (большие выдумщики) стали продавать фигурки известных людей. Как здесь говорят: «Утром – в газете, вечером – в ПРЕЗЕПЕ». Берлускони с подбитым глазом, когда в него бросили бутылку, отличившегося футболиста, или новую звезду, вспыхнувшую на итальянском горизонте.
Как умный священник город осветил
В 17-м веке Неаполь, хоть и был столицей королевства, уличного освещения не имел никакого. Знатные люди ночью передвигались по городу в сопровождении слуг с факелами. Народ попроще пользовался масляными лампами, а большинство прохожих, вынужденных выходить из дома затемно, полагались на Бога.
Воры и насильники существовали и существуют во все времена. Неаполь не является исключением, и неудивительно, что в темноте узких переулков города совершались преступления всех видов. Нередко при свете дня здесь находили окровавленное тело без признаков жизни.
Хоть и были осторожными случайные прохожие, но преступники изобрели способ их обмануть – они натягивали на небольшой высоте поперёк улицы веревку, ничего не подозревающий прохожий спотыкался и падал. Лежачий, он становился лёгкой добычей воров.
По сей день в Неаполе можно услышать: «Ты что, думаешь я ночью хожу верёвку натягивать вдоль улицы?». В смысле: чужого не воруют.
В эпоху короля Карла Третьего Бурбона, в Неаполе жил известный своими благими делами падре Рокко (Грегорио Мариа Рокко). Чтобы сократить число преступлений в городе, падре Рокко убедил короля осветить улицы масляными фонарями. После некоторых сомнений, Карл Третий приказал их установить. Но только на центральных улицах.
Но даже эти немногие фонари очень скоро были перебиты. Тогда падре Рокко посетила одна гениальная мысль…
Так осветились самые тёмные закоулки Неаполя. Даже самые отчаянные преступники не осмеливались разбить лампадки перед святыми. Во-первых, из страха перед жителями домов, а во-вторых, они сами были верующими, и обращались к святым за помощью в их опасном и нелёгком ремесле.
Таким освещением город довольствовался до 1806 года, пока французы, пришедшие к власти, не установили 2000 уличных фонарей. Но неаполитанцы не отказались от своих привычек. Они по-прежнему зажигают теперь уже электрические лампадки перед святыми на улицах старого города.
Эпидемия чумы в Неаполе
За 25 веков своего существования Неаполь пережил самые разнообразные трагедии, как природные, так и человеческие. Но самой чёрной страницей его истории остается эпидемия чумы 1656 года, когда, по некоторым данным, погибло 70 процентов населения города. Данные о потерях варьируются, потому что ситуация была столь катастрофической, что о точных цифрах говорить не приходится.
Вероятнее всего, чума в Неаполь пришла из Сардинии в начале мая. Несмотря на попытку вице-короля Испании князя Ди Кастрилло взять ситуацию под контроль, эпидемия распространялась с ужасающей быстротой.
Ей предшествовало мощное извержение Везувия с землетрясением, которое оставило без крова тысячи жителей Везувианы. К и без того перенаселенной столице королевства прибавилось еще 44 тысячи человек, что ухудшило санитарную, экономическую и демографическую ситуацию. В городе не существовало канализации, не хватало источников воды, царила ужасающая нищета.
Уже в конце июня ежедневное число умерших достигло четырех тысяч человек. Народ начал «охоту на ведьм». Считалось, что они разносят болезнь, смазывая двери домов маслом.
Ди Кастрилло распорядился освободить галерных рабов, чтобы те помогали убирать трупы с улиц и копать общие могилы. Рыночные площади, которые чума поразила в первую очередь, стали одновременно лазаретами и кладбищами.
На картине Доменико Гарджуло «Площадь Меркатьелло во время чумы» отражена ситуация, царящая в городе в эти страшные дни. Здесь видно, что тела умерших сжигались на кострах и у барака вырыта яма.
Городской Совет решил разместить на крепостных воротах изображения святых, чтобы они защитили город от несчастья. Сохранилась (плохо) только одна фреска тех дней на площади Кавур, где Маттиа Прети изобразил Сан Дженнаро на одноименных воротах. А рядом с площадью Меркатьелло на воротах Альба установлена статуя Сан Гаэтано, которому приписывают чудо спасения города от чумы.
В середине августа, после невероятно сильного ливня, который «умыл» город, эпидемия пошла на спад. Среди священников началась полемика: кто из святых защитил город? Сан Франческо или Сан Гаэтано? Папа Римский Александр 7 утвердил обоих.
Чума перекинулась и на область Кампания. В городке Трентина из общего числа жителей 460 человек выжило 60. Не обошла эпидемия и Рим. Точно установлено, что виновником её стал неаполитанский моряк, остановившийся в гостинице «Монтефьере» в не очень благополучном районе Трастевере. Здесь чума унесла с собой 14 473 жертвы.
Улица Толедо
Улица Толедо в Неаполе, пожалуй одна из самых популярных улиц города. Большая часть ее предназначена только для пешеходов. Это и хорошо охраняемая часть города. Здесь вы увидите даже военные посты.
А появилась улица Толедо по распоряжению вице-короля Испании Дона Педро ди Толедо, маркиза Виллафранка в 1536 году на месте крепостного рва. Дон Педро взялся за расширение границ города, и ему необходимо было построить «микрорайон» для размещения испанских солдат.
Так, сразу за улицей Толедо, появились «испанские кварталы».
Саму же улицу благоустраивали и перестраивали, и в результате здесь было построено 20 дворцов, первые этажи которых сейчас занимают магазины и кафетерии. А вот если присмотреться к самим дворцам, то станет очевидным, что город переживает не лучшие времена. Почти в каждом здании видны нежилые квартиры и даже целые этажи.
Но если не присматриваться, то кажется, что жизнь на улице Толедо бьёт ключом. Здесь выступают артисты, целуются парочки, проходят многочисленные демонстрации.
Сами неаполитанцы обычно называют эту улицу via ROMA, потому что после объединения Италии здесь тоже взялись за переименование улиц. Так что с 1870 года по 1980 она была «Римской». Потом снова стала ТОЛЕДО, но это название уже не прижилось.
Поэтому, если приедете в Неаполь, ищите виа Рома. И вас все поймут.
Вот что написал об улице Толедо писатель ди Джакомо:
«К вечеру с набережной на улицу Толедо возвращаются экипажи местной аристократии. Уже темнеет, но элегантные витрины магазинов сияют ослепительным светом, бросая на прохожих пурпурные всполохи. Здесь роскошь перемешана с нищетой. Все весело, живописно, ярко. Наступило время артистов, поэтов, влюбленных и прожигателей жизни».
Театр Сан Карло
4 ноября 1737 года, княгиня Изабелла ди Капоселе пишет своей подруге Виоланте Цанолин письмо в Венецию:
«Любезная моя Виоланта, наша дружба дает мне повод делиться с тобой событиями моей жизни как приятными, так и грустными…
Сейчас два часа ночи. Мы с мужем недавно вернулись из театра Сан Карло. Сегодня состоялось его открытие. Присутствовал король (храни его Бог). Давали спектакль и бал.
Мой муж уже спит. Он устал от бесконечных визитов в ложи наших знакомых. Как ты помнишь, в старом театре Сан Бартоломео у нас была ложа, за которую муж платил 90 дукатов. Теперь ему пришлось выложить 760 дукатов, но муж не жалеет о затратах, поскольку весь вечер мы могли наслаждаться обществом Его Величества. Какой спектакль, моя дорогая!
О музыке говорить не буду. Ты знаешь, что я в ней ничего не смыслю. Но публике понравилось. Они аплодировали без устали. Но честно признаться, Скарлатти мне нравится больше за клавесином в нашей гостиной. Для театра он слишком уныл.
Его Величество, храни его Бог, проспал весь спектакль. Одним словом – была серьезная музыка, дорогая моя! Не для наших с тобой ушей. Очень хорошо, что король запретил своим указом курить в коридорах театра, чтобы дам не тошнило. В бывшем театре Сан Бартоломео я так страдала от того, что его коридоры напоминали казарму.
Виоланта, дорогая! Какое великолепие, какой блеск, какое освещение! Король появился к началу спектакля и шум в зале стих. Оркестр заиграл гимн, и зрители закричали: – Да здравствуют король и королева!
Издалека королева кажется красавицей, но, кто видел её вблизи, говорят, что лицо Её Величества портят оспины. Её парикмахер – не самый лучший в городе. И туалет очень скромен. Добродетельная! Я бы тоже так одевалась, готовя себе место в раю. Но мой духовник сказал, что большого греха нет, если туалет смотрится прилично.
Ты знаешь, дорогая, что мушки сейчас в большой моде, но мне они не идут. Поэтому я обошлась одной СТРАСТНОЙ, двумя ГАЛАНТНЫМИ и одной УБИЙЦЕЙ в углу губ.
Может быть, мое декольте было слишком открыто. Юный князь Тарсия из соседней ложи не переставал меня разглядывать весь вечер. Ему же хуже!
А ещё мне понравилось объявление в коридоре, где написано, что зрителям подниматься на сцену до и после спектакля строго запрещено. Нарушителям грозит заключение в Кастель Нуово. Теперь мой муж не сможет делать глупостей, как в бывшем театре Сан Бартоломео. Если бы ты знала, что мне пришлось пережить из-за певички Розы Альбертини, которую убили потом, бедняжку…
Ты меня спросишь: – Как это возможно – за столь короткий срок построить такое изумительное здание? Что тут сказать? Голова моя еще кружится от увиденного и услышанного, словно это было во сне. Вернувшись в Неаполь, ты увидишь, что ни в одной столице Европы нет ничего похожего по пышности, роскоши и великолепию!
Тысячу раз целую. Твоя Сабелла Капоселе.»
Изабелла ди Капоселе была права. Театр Сан Карло был первым оперным театром Европы. Он поражал её современников размерами и роскошью. Он был построен по желанию Карла Бурбона на месте небольшого театра Сан Бартоломео всего за семь месяцев. Автором проекта был инженер Джованни Антонио Медрано.
Театр примыкает к королевскому дворцу, и Его Величество со свитой попадал в свою ложу через специальный коридор.
В 1768 году, после реставрации, в каждой ложе театра появляется большое зеркало с канделябром. Отражение свечей в зеркалах создавало иллюзию дополнительного освещения. Кстати: дворяне высшего ранга имели право на три свечи, среднего – на две, и низшего (terra-terra) – только на одну.
Здесь работали такие композиторы как Россини, Доницетти, Беллини, Верди и Штраус.
Последняя реставрация театра была закончена в 2009 году.
Использован материал из книги «СВЕТ И ТЕНИ НЕАПОЛЯ» ди Джакомо
Неаполитанские пословицы и поговорки
Каждый таракан – красавец для мамы.
Считай, не считай – дьяволу достанется больше.
Все несчастья носят одежду моей жены.
Секреты кастрюли известны черпаку.
О покойнике и невесте говорят восемь дней.
Кто много думает, тот долго не живет.
Кто прячется, тот не блеснет.
Кто не слушает отца с матерью, тот на родине не умрет.
Священнику можно соврать, а доктору – нет.
Сказала смерть: – Тебе в Катанию? И я с тобой.
Богатого борова называют ГОСПОДИН БОРОВ.
Тому, кто говорит за моей спиной, отвечает мой зад.
Боже! Избавь нас от разбогатевших бедняков и начинающих скрипачей.
Капуста, каша и проповедники после Пасхи не нужны.
Больше мух поймаешь на каплю меда, чем на бочку уксуса.
После смерти Пьетро прошло столько дней, а душок пошел только сейчас.
Если корова не машет хвостом, ее мухи одолеют.
Священник на проповеди: – Вы делайте так, как я говорю, а не так, как я поступаю!
Кошка студента ест по килограмму, а весит 750 грамм.
Кастель Нуово или Маскьо Анжоино
Захватив Неаполь в 1266 году Карл Анжуйский захотел построить для себя достойный замок на берегу моря.
Сохранились даже имена его архитекторов. Это французы Пьер де Шалле и Пьер Д’ Анжикорт. Работы начаты в 1279 году и закончены уже в 1282. Время строительства столь грандиозного сооружения поражает даже современников с их механизацией. КАСТЕЛЬ НУОВО или МАСКЬО АНЖОИНО – так его называют горожане.
Он не разочарует ни одного любителя средневековья. У замка есть башни, подъемный мост,а по его границам проходит ров, который сейчас, правда, стал автостоянкой. Но его хозяин Карл Анжуйский, по причине занятости, так и не смог поселиться в замке.
Основательно здесь обживается его внук Роберто Анжуйский, который приглашает для росписи залов и капеллы художника Джотто. Но его фрески не сохранились. Возможно, причиной тому были землетрясения, которые в Неаполе нередки. Гостями замка были Петрарка и Бокаччьо.
А вскоре в замке происходит одно знаковое событие средневековья: 13 декабря 1294 года Челестино Пятый отрекается от сана Папы. Этот поистине святой человек не захотел участвовать в мирских интригах, в которые его хотел вовлечь хозяин замка Карл Второй Анжуйский. Его место занимает новый Папа под именем Бонифаций Восьмой, который вовсе не похож на кроткого аскетa Челестино. Он не желает оставаться в Неаполе и перебирается в Рим.
Дурную славу замок получил «благодаря» двум королевам с одинаковым именем Джованна. Первая вошла в историю как мужеубийца. Брат убитого Андреа Венгерского Луиджи решил наказать виновных. Он приходит с войском в Неаполь, но королева успела сбежать в свою вотчину в Прованс.
А вот горожане с лихвой заплатили за грехи правительницы. Мадьяры грабили, убивали и поджигали дома. Кастель Нуово ждет полный разгром. Луиджи уничтожит богатейшую библиотеку книг и рукописей Анжуйских.
Как неаполитанцев к кофе приучали
Неаполитанцев нельзя назвать «чаёвниками». Хотя чай в магазинах продается самый разнообразный.
Баронесса Мария, у которой я работала, рассказывала, что во время войны у них на квартире жил английский полковник. Он пытался приучить их семью к чаю. Бедный полковник!!
Баронесса до сих пор чай не признает. А вот кофе – только подавай! Хотя врачи запрещают старушке его пить.
Баронесса очень страдала от этого, и пользовалась любым предлогом, чтобы нарушить запрет.
Едва в дом приходил посторонний человек, даже почтальон, она кивала мне, что означало: «Угости гостя кофе».
А гость один пить его не будет, разумеется. По законам гостеприимства, хозяева должны составить ему компанию. В результате так называемых «угощений», я заработала себе аритмию сердца.
А ведь и кофе местные жители долго не хотели признавать…
Неаполь – город портовый и частенько сюда наведывались арабы. Да и здешние люди к ним на Восток заглядывали.
Знали неаполитанцы, что мусульмане увлекаются черным густым напитком под названием KABVE.
О нем подробно пишет своим неаполитанским друзьям в 1614 году Пьетро делла Валле.
Пьетро, романтичный искатель приключений, долгие годы провел на Востоке. Он восхищался обычаем мусульман пить этот ароматный бодрящий напиток в кофейнях, за неспешным разговором в кругу знакомых.
Делла Валле обещает друзьям привезти зерна кофе и приготовить его по всем правилам.
Но, судя по всему, ему не удалось убедить своих неаполитанских друзей. Потому что настоящий «кофейный бум» начался в середине 16 века в Венеции, Флоренции, Риме. Там уже открылись первые кафе. А Неаполь оставался к нему равнодушен.
Историки объясняют такое странное отношение здешних жителей спорами медиков того времени о пользе и вреде кофе. Одни врачи уверяли, что он помогает бороться с сонливостью, другие – что кофе вызывает бессонницу. Одни доказывали, что он замедляет процесс пищеварения, другие – что помогает пищеварению. А еще врачи предположили, что кофе является причиной импотенции. Возможно, этого предположения было достаточно, чтобы неаполитанцы забыли о нем еще на 150 лет.
Пока в 1794 году известный неаполитанский гастроном Винченцо Коррадо не издает небольшую брошюру о полезности шоколада и кофе, где цитирует хвалебные слова о кофе дона Николы Валетты. А дон Никола Валетта, профессор неаполитанского университета, был личностью легендарной. Он слыл знатоком в области магии и колдовства. А неаполитанцы невзлюбили кофе и за его траурный черный цвет: «Выпьешь эти горькие чернила и привлечешь к себе несчастья!». Но если дон Никола сказал, что ничего страшного в кофе нет, значит – нет!
Мало того, профессор посоветовал чокаться чашечками кофе в знак дружбы.
Так оно и будет. Кофе в Неаполе станет символом гостеприимства и дружбы.
И в 18 веке он уже считается здесь самым популярным напитком.
Появятся уличные торговцы кофе. С первыми лучами солнца в еще сонных переулках будут раздаваться их голоса:
– O caffettiere cammina Nico!
Nico (Никола) – имя святого наступающего дня. Имена святых менялись в соответствии с днями.
Открываются первые кафе. Самыми популярными были и остаются кафе возле королевского дворца и на улице Толедо.
Кофе со сливками и шоколадом, так называемая «барбайята», озолотила и увековечила имя его создателя Доменико Барбайя. Начавший карьеру с простого официанта кафе, Барбайя станет известнейшим импресарио оперного театра Неаполя Сан Карло.
Неаполитанский врач Джован Баттиста Амати утверждал, что парами кофе он успешно лечил глазные болезни.
Издаются различные рекомендации по составлению меню обеда и ужина, где обязательным заключительным элементом становится кофе. Он должен подаваться после того, как гости вышли из-за стола.
Знаменитая неаполетанская кофеварка-гейзер с фильтром стала популярной во всем мире. Талейран говорил, что кофе должен иметь четыре качества:
– Черный, как дьявол, горячий, как ад, чистый, как ангел и сладкий, как любовь.
Марекьяро. Неаполь
«Quanto spunta la luna a Marechiaro anche i pesci vi fanno l amore» (едва взойдет луна над Марекьяро, даже рыбы здесь занимаются любовью) Так поется в одной из знаменитых неаполитанских песен, которую сочинил писатель и поэт Сальваторе ди Джакомо. По легенде вдоховение к нему пришло при виде окошка(LA FENESTRELLA) со свежей гвоздикой в доме на берегу местечка Марекьяро. А всего Марекьяро посвящено около 200 песен и несчетное кол-во стихов.
Найти местечко не так просто.
Я прожила в Неаполе 12 лет. Много раз проходила по району Посиллипо и не обращала внимания на скромный указатель на небольшой площади МАРЕКЬЯРО А ПОСИЛЛИПО.
Оказывается — нужно свернуть здесь с основной трассы и спуститься к морю, где и можно увидеть небольшой пятачок пространства, который называется МАРЕКЬЯРО.
Он полностью застроен ресторанчиками.
Особенно знаменит он был в 60 годы уже прошлого 20 века, когда на Марекьяро приезжали голливудские звезды.
Конечно интересен весь берег района Посиллипо, но он находится в частном владении и окружен заборами.
Удается увидеть только то, что выглядывает из густой листвы, застроек и заборов.
Мушки галантного века
4 ноября 1737 года княгиня Изабелла ди Капоселе, рассказывая о своих впечатлениях при открытии театра Сан Карло в Неаполе подруге Виоланте, не обошла вниманием свой туалет и макияж: «…Ты знаешь, дорогая, что мушки сейчас в большой моде, но мне они не идут. Поэтому я обошлась одной СТРАСТНОЙ, двумя ГАЛАНТНЫМИ и одной УБИЙЦЕЙ».
17-18 веке мушки были не только украшением, но и косметическим «пластырем» для дефектов кожи лица.
А дефектов в те времена хватало.
Та же Изабелла ди Капоселе пишет о королеве Неаполя Марии Амалии, что она красавица(?), но ее лицо портят оспины.
Другое назначение мушек — язык флирта, которым так славны 17-18 века. Галантные времена, как говорят.
Мушки из тафты или бархата приклеивали не просто так, а со смыслом. Были даже фигурные мушки. Их форма тоже могла быть «смысловой». Полумесяц, например, означал ночное свидание.
Но англичанин Уильям Хогарт, который был не только талантливым художником, но и моралистом, высмеивает в своих картинах царящий в те времена разврат.
Его картина «Таверна» тому подтверждение. Лица женщин на ней облеплены мушками, чтобы скрыть следы венерической болезни.
Что за ШАНТОЗА?
«- Это кто такая? — спросил я у знакомого фотографа, который был в курсе всех музыкальных новостей нашей столицы.
— Эта? Новая звезда. Зовут Мюзет Фанфан.
— Мюзет Фанфан?! Да это продавщица спичек с площади Плебишито! Патанелла.
— Абсолютно верно.
— Она хоть умеет читать и писать?
— Нет.
— У нее есть голос?
— Нет. Но у нее есть слух, неуемный аппетит, красивые глаза и ей 18 лет.
— Она поет?
— Поет и при полном аншлаге.
— Патанелла?!
— Она самая. Заказала мне 12 фотографий лучшего качества кабинетного формата.
Чудеса! Патанелла превратилась в Мюзет Фанфан!
А как же ее панический страх перед расческой, водой и мылом?
Какие сюрпризы готовит нам жизнь… Еще вчера была Патанелла, напоминающая дикого индейца, а сегодня стала Мюзет Фанфан с пышными перьями в модной прическе, мушками на щеках и стразами в ушах.
— Сегодня сцены Неаполя полны таких Патанелл — философски заметил фотограф, заклеивая конверт с портретами Мюзет Фанфан.
А у меня в ушах звучал ее серебристый голосок: — Синьюри! Синьюри! Сделайте милость! Купите спички».
Так пишет о певице ШАНТОЗА известный неаполитанский писатель Сальваторе ди Джакомо.
ШАНТОЗА — (неаполитанизированное французское слово CHATEUSE — певица) — певица кафе-шантана, варьете. Они стали модными во всей Европе в конце 18, в начале 19 века.
Впоследствии слово ШАНТОЗА будет означать и женщину-вамп, сексуально притягательную и роковую.
В 1971 году вышел фильм Альфредо Джаннетти «Шантоза» с Анной Маньяни.
А многие помнят нашумевший в свое время испанский фильм «Королева Шантеклера», который рассказывает о судьбе певицы кафе-шантана. По неаполитански ШАНТОЗА.
Добрый волшебник Вергилий
Более 20 веков назад в Неаполе жил человек, которого все почитали и любили. Звали его Публий Марон Вергилий.
Латинский поэт, которого упоминал наш Пушкин. Автор «Энеиды».
Считается, что в Неаполь поэт попал во время гонений на него со стороны императора Августа.
Мягкий климат и прекрасные пейзажи очаровали Вергилия и он остается здесь на долгие годы.
Человек мудрый, всесторонне образованный и деликатный, он снискал среди горожан славу доброго волшебника за обширные знания в области ботаники и медицины.
По его распоряжению на склонах холма Посиллипо разбили огород лекарственных растений, а в Байе открыли термальные бани, доступные для всех слоев населения.
Но главным его волшебством считается «КРИПТА НАПОЛЕТАНА» — галерея, соединяющая город с Кампи Флегреем.
Но это не мешает людям приходить сюда, чтобы отдать дань уважения великому поэту и доброму волшебнику Публию Марону Вергилию.
Замок Капуанский
Замок построили НОРМАННЫ. Люди с Севера. По нашему-викинги. Они дошли до юга Италии, до Испании и даже до Марокко. Неаполитанские норманны были из рода Отвилей.
Поскольку на Родине многочисленному потомству Отвилей стало тесно, то они отправились осваивать Средиземноморье. В чем весьма преуспели.
В начале следующего века Анжуйцы, придя к власти, захотят иметь более современный замок. С видом на море. И в Неаполе появится КАСТЕЛЬ НУОВО.
В Капуанском разместятся члены королевской семьи.
А в 15 веке уже испанцы определили судьбу замка на долгие 500 лет. Вице король Испании Дон Педро ди Толедо переводит в него все судебные организации. Вплоть до тюрьмы. (Над его главным входом до сих пор можно увидеть герб Карла Пятого-короля Испании).
ВИКАРИЯ — такое название теперь получит замок Капуано.
В 1598 году молодой поэт Джован Баттиста Марино встретил Антонеллу Теста — дочь богатого торговца из Сицилии. Отец вовсе не собирался отдавать свою дочь за человека столь неприбыльной профессии. Но девушка ждала ребенка. На шестом месяце беременности Антонелла умерла и отец сделал все, чтобы наказать «виновника». Джован Баттиста Марино, талантливый, образованный светлый человек, оказался в подземной камере Викарии среди отбросов общества. Он описывает условия, в которых оказался, в стихах.
«Полы немного грубоваты, но зато стены устланы коврами из паутины. Не знаю — ночь сейчас или день. Но, засыпая, стараюсь представить, что надо мной звездное небо».
Особую славу замок получил после падения Республики Партенопея и возвращения к власти Бурбонов. В конце 1799 — начале 1800 года из подвалов Викарии ежедневно увозят на эшафот десятки приговоренных. Среди них и знаменитая Луиза Сафеличе.Ее историю рассказал в одноименном романе Александр Дюма.
А в 80х годах нашего века, после многочисленных споров, судебные организации переводят в современный небоскреб «Палаццо ди Джустиция». Сейчас Капуанский замок почти опустел. Его помещениям необходим ремонт.
Короли-пешки или пешки-короли?
Мария Анжуйская, ди Дураццо (1328-1367).
Роберто Анжуйский, король Неаполитанский не имел других наследников кроме двух внучек. Дочерей рано умершего сына Карло.
Он решает, что на престоле его заменит старшая внучка Джованна. Если умрет старшая, то королевство перейдет младшей — Марии.
Чтобы обезопасить Неаполь от претензий Венгерских родственников, Роберто выдает Джованну за второго сына Венгерского короля Андреа, а Мария должна была выйти замуж за старшего — Лайоша.
Но Лайош выбирает себе жену по сердцу. Бьянку Богемскую.
Вокруг Марии, которая стала к этому времени круглой сиротой, тут же начинают кружить женихи, как шмели.
Особой настойчивостью отличались ее кузены герцоги ди Таранто и ди Дураццо.
Борьба шла нешуточная. Но Агнес ди Перигот, невестка ди Дураццо, оказалась проворнее остальных.
Она перетянула на свою сторону камеристку Марии Маргариту да Кеччано.
Маргарита нашептывает 12летней девочке о страстно влюбленном в нее Карло ди Дураццо. Он совсем потерял голову! Даже хочет просить Папу разрешение на брак!
Много ли нужно наивной девочке, чтобы дать себя убедить?
Она соглашается на побег из Нового замка.
Говорят, что, едва Мария попала во владения ди Дураццо, ее ждала наспех проведенная церемония обмена кольцами и первая брачная ночь.
После чего ее сестру Джованну поставили в известность о случившемся.
Материал из книги ИСТОРИЯ НЕАПОЛЯ Витторио Глейжезес
История музея Каподимонте
В 1734 году Карл Бурбон становится королем Неаполитанским.
Так решила его мать Елизавета Фарнезе, королева Испании, жена Филиппа 5.
От матери Карл получил в наследство знаменитую коллекцию Фарнезе.
Но в столице Королевства ей места не нашлось.
Часть коллекции в ящиках свалена под парадной лестницей дворца на площади Плебишито.
Деятели культуры того времени начинают возмущаться таким варварским обращением c сокровищами.
Тогда-то и было принято решение построить загородную резиденцию на вершине холма Каподимонте.
Почему именно там?
Карл Бурбон был сторонником здорового образа жизни.
К тому же жена его Мария-Амалия имела характер тяжелый.
Вот и проводил король большую часть времени на охоте и рыбалке.
А леса Каподимонте были богаты дичью.
Построив там дворец, можно было решить две проблемы разом:
Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям