Немецкий национализм что это
Национальная идея и национализм в Германии XIX век
Национализм и национальная идея в XIX веке – совершенно новое явление для европейской общественной жизни. Уже тогда, благодаря социальным изменениям, волнениям, революциям, протестам оплот старого порядка рушился – шел процесс крушения монархий, монархий, которым власть давалась богом через церемонию миропомазания во время коронации. Но об этом сейчас говорить много не стоит, особенно автору этих строк. В любом случае европейская общественность и политики задумались о том, что нужно создать новый фактор, объединяющий народы и на первый план выходит национальная идея, но появляется и фактор, который выходит за рамки – национализм.
Если давать определения двум терминам, то уже в них проявляется разница значений. Национализм – идея о том, что нация является основой государственности, нередко национализм являет идею о величии одной нации над другой/другими. Конечно, в данной связи уместно вспомнить о А. Гитлере, который в XX веке возвел фашизм, имевший свои корни в Италии, в рамки государственной идеологии Германии. Но это XX век, который не просто изменил, он до неузнаваемости изменил и сломал все то, что создавалось веками. А что же такое национальная идея – объединение всех факторов существования того или иного народа и общая линия, которой должен следовать народ и смысл его существования. Были ли подобные вопросы в XIX веке? Были ли они также остры в XIX веке, как и в XX? И в чем заключалась их разница и где проходила между ними граница?
На эти вопросы можно ответить устоявшимся выражением: смотря где. Действительно, подобные вопросы были тогда совершенно новыми и очень трудно определить, где и что было. Как нам кажется, наиболее ярко выраженной страной для проявления подобных процессов была Австрийская Империя, в 1867 году ставшая Австро-Венгрией, но далеко не она одна. Северный сосед Австро-Венгрии – с 1871 года Германская Империя, а до этого постоянно сменяющие друг друга союзы. К этой стране очень редко относят свой взгляд историки, которые так или иначе пытаются разобраться в перипетиях и противоречиях вопросов национальной идеи и национализма.
Созданное в 1806 году Австрийское государство, это государство фактически наследовало то, что было «наработано» веками Священной Римской Империей германской нации. Что же это было за государство? Интересно то, что как и многие историки, так многие общественные деятели до сих пор не могут сказать, что такое Священная Римская Империя. По нашему мнению, это государство государств. Да, единое формально, оно представляло собой целую плеяду государств (курфюрстшеств, герцогств, княжеств и т.д.), которые были и большие и маленькие по размерам, в тоже время сильной либо слабой государственной властью. Что же связывало эти многочисленные государства между собой? Как ни странно семья, да семья. Переплетенные между собой династическими браками, подчас очень близкими, правящие фамилии этих государств были прочно увязаны друг с другом. С началом известных на весь мир Наполеоновских войн по сути своей внутреннее положение правящих фамилий не изменилось: кто-то получил новые титулы, кто-то земли. Но случилась одна очень важная вещь – пусть и формально, но Священная Римская Империя германской нации в августе 1806 года исчезла с карты Европы. Династия Габсбургов получила фактическую власть над территорией Австрии, Венгрии, Богемии (ныне Чехии), Словакии, Ломбардо-Венецианскиго королевства, Галиции, Трансильвании и др. Т.е. Габсбурги возглавили государство Центральной Европы, народы, которые не были способны спокойно жить вместе только под власть Габсбургов. Да, народы из-за особенностей менталитета, религиозной окраски были разные, но так или иначе эти народы пусть не надолго, но объединились в Австрийскую империю. А что же получил другой осколок Священной Римской Империи?
К сожалению, Германия, а точнее германские государства не создали такого же крепкого государственного организма, каким была Австрийская империя, не смотря на ее внутренние проблемы. Северная Германия вновь стала частью конфедерации, сначала Рейнского союза. Просуществовавший оставшийся период Наполеоновских войн его нельзя назвать в полной мере немецким союзом, ведь на протяжении 1806-1813гг. его протектором был диктатор и император Первой Французской империи Наполеон I, поэтому нельзя в полной мере говорить о нем, как о союзе с целью создания единого германского государства. После поражения Наполеона I Бонапарта на политической карте Европы появляется новый союз – Германский. Время его существования было несравнимо больше, чем Рейнского союза: с 1813 по 1866гг. Главный орган конфедерации был расположен во Франкфурте-на-Майне в виде Союзного сейма. По своему устройству германские государства были однотипны: в каждом государстве существовал ландтаг – местный парламент. При этом заметим, что председательствовали в Германском союзе на всем протяжении его существования представители династии Габсбургов – Франц I (II), Фердинанд I и Франц-Иосиф I. Также отметим, что не все территории Германии входили в данный союз: не вошли в состав восток Пруссии, Венгрия, Словакия и другие территории Австрийской Империи. Гегемонами в данном союзе были Австрийская Империя под главенством династии Габсбургов и Королевство Пруссия под главенством династии Гогенцоллернов.
Шло время, а в политических кругах Пруссии стала подниматься звезда Отто фон Бисмарка. Поистине человек великого масштаба, прагматика, чрезвычайно целеустремленного. О его политических деяниях можно говорить много, но отметим наиболее важные вещи в контексте темы. Он был назначен на пост министра-президента Пруссии в 1862 году. Его сувереном был король Вильгельм I, ставший королем за год до назначения Бисмарка премьер-министром. Разумеется, оба эти политика прекрасно понимали важность объединения Германии и естественно стремились содействовать этому, но под главенством Пруссии.
На самом деле в вопросе объединения Германии следует сказать о двух концепциях (даже вернее путях) объединения страны. Первым путем был т.н. «Великогерманский путь», который ставил своей задачей объединение Германии под главенством Австрийской Империи. И вот уже здесь мы сталкиваемся с проблемой национализма. Националисты Германии полагали, что в случае реализации подобного сценария единая Германия не будет Германией в национальном смысле. Ведь в состав Австрийской Империи входили многие народы: от итальянцев на западе страны до румын на востоке. К счастью для националистов, созванное в 1848 году во Франкфурте-на-Майне национальное собрание отказалось от реализации данного проекта, но не стоит забывать и революционный дух данного парламента. Он был созван во времена европейских революций 1848-1849гг. При этом важно заметить, что по своей сути это был первый полноценный германский парламент, в котором присутствовали делегаты от всех германских земель. В ходе его работы был разработан и проект конституции, который фактически был готов установить Германскую империю уже тогда, императорскую корону при этом должен был принять на себя король Пруссии Фридрих-Вильгельм IV. Однако, данный вариант не был реализован из-за несогласия наиболее крупных и весомых по значению делегаций от Пруссии, Австрии, Саксонии, Баварии и Ганновера. Почему именно их? Относительно Пруссии и Австрии говорить не будем, а остальные по своему статусу были королевствами, причем Бавария в лице Виттельсбахов в европейской политике того времени была очень важным игроком, а Ганновер был союзником Великобритании (по родственным связям). Вторым путем являлся «Малогерманский путь». Данная концепция давала для националистов повод успокоиться, ведь в случае его реализации Германия объединится под главенством Пруссии и без включения в состав нового государства Австрийской империи. Этому пути последовали и Отто фон Бисмарк вместе со своим сюзереном.
Таким образом, в данный момент мы определились с главным вопросом – определение роли национализма в вопросе объединения Германии, а что же было национальной идеей – само объединение, но всех ли участников устраивал именно второй путь объединения? Как оказалось, нет, но об этом чуть позже.
На самом деле именно Отто фон Бисмарк станет одним из главных проводников политики объединения Германии, но не стоит думать, как делают некоторые историки, что он делал это сам и лишь его собственные амбиции способствовали этому. Совсем нет. Вильгельм I во всем всячески поддерживал Бисмарка и неудивительно, что до конца своего правления он так и не назначит другого главу своего кабинета и в будущем кабинета всей Германии.
Главными вехами по объединению Германию были несколько войн: датская 1864г., австро-прусская 1866г. и франко-прусская 1870-1871гг. Не стоит вдаваться в ход военных действий, отметим самое главное. Датская война 1864г. состоялась из-за проблем, связанных с герцогствами Шлезвиг и Гольштейн, которые находились в личной унии с Данией. В ходе военных действий вооруженные силы Дании потерпели сокрушительное поражение, а Шлезвиг и Гольштейн на основании Венского мира 1864г. были присоединены к Пруссии, а если точнее, то Шлезвиг перешел под контроль Пруссии, Гольштейн под контроль Австрии. Уже тогда стало понятно движение прусского руководства и его цели. Военные действия с Австрией в 1866г. носили фактически односторонний характер. Единственное крупное столкновение австро-прусской войны битва при Садовой, закончившаяся полный поражением австрияков, фактически поставила Австрию на путь мирного урегулирования вопроса и тем самым Австрия вышла из гонки и потеряла пальму первенства в возможности объединить Германию под своим главенством. Ее союзником в войне стало Королевство Ганновер, которое, однако, было стремительно аннексировано Пруссией и прекратило свое существование.
Следующая война, получившая название франко-прусской 1870-1871гг. стала фактически развязкой для создания объединенной Германии, однако ей предшествовал Люксембургский кризис 1866-1867гг. Вызван он был рядом причин: желанием продать Люксембург Королем Нидерландов Виллемом (Вильгельмом) III по ряду личных и экономических причин Нидерландов, к этому примешался и конец существования Германского союза. Здесь свою немаловажную роль также сыграл Отто фон Бисмарк. Желание Наполеона III, правившего в то время во Франции, поднять свой авторитет в Европе, тоже было одной из причин данного кризиса. Его авторитету вредили внешнеполитические действия Франции в то время. В 1863-1867гг. Наполеоном III была предпринята попытка создания Мексиканской империи, во главе которой он поставил Эрцгерцога Австрийского Максимилиана, младшего брата Австрийского императора Франца-Иосифа I. После убийства Максимилиана I, который все же был коронован как Император Мексики, и поражения вооруженных сил Франции в данной авантюре, и не столь высокий авторитет Французского императора упал ниже возможного. Попытка удачно для Франции решить вопрос с Люксембургом привела к большому дипломатическому поражению Второй империи. Наполеон III по люксембургскому вопросу вел переговоры непосредственно с Отто фон Бисмарком, который разными средствами не давал возможности французскому императору непосредственно общаться с прусским монархом. После заключения Пражского мира 1866г. между Австрией и Пруссией Германский союз фактически распался и на его основе 1 июля 1866г. был создан Северогерманский союз. По конституции это было уже крепкое государственное образование, которое фактически могло передаваться по наследству королем Вильгельмом I своим преемникам. Люксембургский кризис 1866-1867гг. был преддверием франко-прусской войны, когда и в первом, и во втором событиях победа была одержана Пруссией, и оставалось лишь формально объявить об объединении Германии, что и было сделано 18 января 1871г. в Версальском дворце под Парижем, в покоренной Франции. Была не только провозглашена Германская империя, но и Европа избавилась от нелюбимого ею Наполеона III. Австрийцы можно сказать тоже отомстили племяннику Наполеона I за его авантюру в Мексике. Первым германским императором стал Вильгельм I, бывший до этого и оставшийся после этого королем Пруссии. В последствие германский трон будет переходить потомкам Вильгельма I вплоть до 1918 года. По своему внутреннему устройству Германская империя напоминала предшествующее деление времен союза: множество мелких государств-монархий во главе со своими правителями были объединены под главенством крупнейшего из королевств. Рейхстаг стал единым парламентом для всей страны, в котором были представлены все ее земли. Таким образом, после долгого времени разрозненности Германия наконец объединилась в единое государство Германская империя, получившая название Второй Рейх (Вторая Империя).
Таким образом, отметим, что действительно проблема национализма была довольно нова для Европы, но для Германии она была спасением и одним из основных средств для реализации идеи создания единого государства. Мы убедились также в том, что граница между национальной идеей и национализмом является крайне зыбкой, но для Германии она такова: единая Германия в лице германской нации – именно так, по нашему мнению, можно сформулировать весь процесс объединения Германии, проходивший в XIX веке и приведший к образованию Германской империи в 1871 году.
Немецкий национализм
К столетию начала Первой мировой войны. Статья четвертая
Объединитель Германии Отто фон Бисмарк в начале 60-х годов ΧΙΧ века высказался чеканно и четко: «Границы Пруссии в соответствии с Венскими соглашениями не благоприятствуют нормальной жизни государства; не речами и высочайшими постановлениями решаются важные вопросы современности – это была крупная ошибка 1848 и 1849 годов, – а железом и кровью». И эти слова претворились в дела – в кровавую Франко-Прусскую войну, стоившую Франции и Германии более 400 тысяч убитых и раненых. На эту войну откликнулся своим пророческим стихотворением Федор Иванович Тютчев:
Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней –
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши –
Славянский мир, сомкнись тесней.
«Единство, – возвестил оракул наших дней, –
Быть может спаяно железом лишь и кровью. »
Но мы попробуем спаять его любовью –
А там увидим, что прочней.
Отто фон Бисмарк: «Я сочувствую положению поляков, но нам, если мы хотим существовать, не остается ничего другого, кроме как истреблять их»
Биология, и еще раз биология… «Нынче только естественные науки», – как говорили герои романа «Бесы». Но если верховенские в те годы разрабатывали планы, как поработить своей человеконенавистнической идеологией Россию, то Бисмарк и ему подобные думали, как поработить весь мир.
Именно на биологии, на голосе «крови и плоти» была основана мифология пангерманистов, которые еще в первой половине XIX века создали политическую «теорию» о «государственных» и «негосударственных» нациях, о нациях «творческих» и нациях, предназначенных служить навозом для «творческих» и «созидательных» наций. К первой категории были отнесены немцы, ко второй – славяне и романские народы.
А на каком же основании, спросите вы? На достаточно простом. Романские народы (французы, итальянцы и испанцы) одряхлели и уже неспособны к государственной жизни и государственному строительству, а славянские народы еще слишком юны, слишком варвары, вот поэтому немцам и подобает взять их под опеку. Так, в 50-х годах XIX века баварский генерал Гайльбраннер защищал необходимость и «законность» немецкого владычества над Италией на том основании, что «Италия совершенно не в состоянии оставаться независимой», поэтому немцы и должны господствовать в Италии. Австрия, писал Гайльбраннер, выполняет немецкую культурную миссию, давая себе труд управлять Ломбардией и Венецией «от имени и в интересах всей Германии». Через 10 лет в битве при Сольферино и в других сражениях, разгромив австрийцев и создав Итальянское королевство, итальянцы показали, насколько они одряхлели и неспособны к государственному строительству.
Как точно отметил Иван Солоневич: «Германия живет мифами – то есть ложью».
Лидером объединения стала не Австрия, а Германия. Действовала она кнутом и пряником, проповедуя братское объединении всей Германии «от Этча до Мемеля», одновременно готовясь присоединить к Германской империи Голландию, Фландрию, Швейцарию и якобы «немецкие» прибалтийские губернии России.
С 90-х годов ΧΙΧ века до начала Первой мировой войны ученые-пангерманисты разработали обширную программу германских территориальных захватов во всём мире. По этой широкой программе грабежа германский империализм должен был в ближайшей войне:
1. Завоевать и подчинить себе континентальную Европу, оттеснить Россию и переселить всех восточных, западных и южных славян за Урал; оттеснить Францию и переселить народы романо-французской ветви по ту сторону Вогезов и за реку Сомму, сделать «границы Европы границами Германии».
2. Установить германский протекторат над всей Передней Азией, Южным Китаем (южное течение Янцзы и бассейн Хуанхе), Индокитаем и Сиамом.
3. Создать Германскую африканскую империю из германских, французских, португальских и бельгийских колоний.
4. Образовать Германскую тихоокеанскую островную империю с центром в Голландской Индии.
5. Учредить Германский южноамериканский протекторат «из территорий, имеющих немецкую культуру» (Аргентина, Чили, Уругвай и Парагвай, Южная Боливия и Южная Бразилия).
Если Великобритания и США попробовали бы помешать Германии осуществить вышеуказанную программу мирового владычества, то и они должны были поплатиться своими владениями. Только полный и доброжелательный нейтралитет мог спасти эти страны от участи России, Франции и других завоёванных стран и народов.
«Новый порядок», насаждавшийся гитлеровской Германией в оккупированных странах, был придуман задолго до Гитлера. Равно как и расистская доктрина
Таким образом, «новый порядок», насаждавшийся гитлеровской Германией в странах, оккупированных ею в 1939–1945 годах, не фашистами выдуман. Он был придуман задолго до Гитлера. Равно как и расистская доктрина. Такие ученые, как Шиман, Пауль Рорбах и другие в начале ХХ века всерьез утверждали, что немцы являются первым народом в мире, которому человечество обязано всеми достижениями науки, техники, искусства, культуры и цивилизации. И если бы не было полноценного германского народа, являющегося единственным создателем, носителем и распространителем культуры и государственного начала, все прочие народы прозябали бы и доныне в потемках варварства.
Естественно, немецкие ученые мужи были убежденными норманистами. Это касалось не только Руси, но и других европейских стран. Они доказывали, что именно германская знать заложила в большинстве современных стран основы государственного строя и законопорядка, создала армии и управленческие структуры, руководила ими, но за все эти блага осчастливленные народы отплатили немцам чёрной и свинской неблагодарностью.
По утверждению пангерманистов, облагодетельствованные и заевшиеся народы взбунтовались, начались революции, и германская знать была лишена своих богатств и влияния на государственный аппарат, армию и политику этих государств (как это было, по их мнению, в Англии в 1643 году, во Франции в 1789 году, в России в 1905-ом). Отсюда и все беды мира, которые может исцелить только Германия.
Еще Ф.М. Достоевский отмечал, что преступление (особенно крупное) может быть оправдано, если разделить мир на людей обыкновенных (стадо) и необыкновенных, которым все дозволено, поскольку-де они гении, украшающие человечество, и к ним не применимы обычные критерии нравственности. Германские расоведы пошли еще дальше и поделили все народы на «полноценные» и «неполноценные».
Разумеется, именно «полноценные» строят культуру и создают культурные и духовные ценности, а «неполноценные» их в лучшем случае потребляют, а в худшем – истребляют. При этом, по мнению «просвещенных» расоведов, «неполноценные» народы имеют наглость размножаться быстрее полноценных, подобно тому как бактерии размножаются быстрее человека. А это несет страшную беду человечеству, культуре и цивилизации, поскольку полноценным народам, то есть немцам, единственным и неповторимым в этом плане, грозит опасность быть задавленными «неполноценными» народами. В результате чего может погибнуть вся тысячелетняя культура человечества. Следовательно, германский народ в интересах всей мировой цивилизации имеет право покорить «неполноценные» народы, в первую очередь славян, завоевать мировое господство и установить общемировой «новый порядок», который должен навсегда предотвратить равноправие «неполноценных» народов с немецким народом.
Господство «полноценных» подразумевало и сокращение численности «неполноценных» народов. Вот где начало гитлеровской политики на оккупированных территориях с массовыми расстрелами, газовыми камерами, абортами, эвтаназией
Но главной-то проблемы это не снимало: и вне равноправия «неполноценные» все равно продолжали бы размножаться в геометрической прогрессии, как микробы, и в один прекрасный день все равно потребовали бы своего места под солнцем. Значит, просвещенные расоведы кое-что не договаривали: господство «полноценных» подразумевало также и сокращение численности «неполноценных» народов и препятствование их размножению. Вот где начало гитлеровской политики на оккупированных территориях с массовыми расстрелами, газовыми камерами, искусственным голодом (в первую очередь для военнопленных), принудительными абортами, эвтаназией, стерилизацией и прочими прелестями «нового порядка».
Но я уже слышу возмущенный вопль: домыслы, отец диакон, как вы смеете клеветать на христианскую Германию и ее великих ученых! Пожалуйста, обратимся к записке Президиума Пангерманского союза о военных целях Германии от 28 августа 1914 года. Каковы же цели Германии в начавшейся войне?
1. Приобретение за счёт России обширных территорий для поселения немецких крестьян, а именно территорий Польши, Литвы, Белоруссии, прибалтийских губерний и Украины.
2. Аннексия Бельгии.
3. Аннексия французских железорудных бассейнов Лонгви и Бриэ и перенесение германской границы с Францией западнее Бельфора, Туля, Вердена и реки Соммы.
4. Уничтожение морского владычества Англии, «так как оно является наиболее варварским», приобретение новых колоний.
5. Все захваченные территории должны быть «очищены от людей» (Land frei von Menschen), так как Германии нужны территории без людей.
Гитлеру здесь нечего было бы добавить. Отметим только, что в этом документе, как и в случае с гитлеровской колонизационной политикой, ничего не сказано о том, куда и как переселять жителей очищаемых земель. Значит – на тот свет?
Пауль Рорбах: «Россия должна быть расчленена, раздавлена и уничтожена, а русский народ должна постигнуть такая же участь»
Итак, что же ждало Россию в случае полной и окончательной победы Германии? Об этом красноречиво писал прибалтийский немец Пауль Рорбах: «Россия должна быть расчленена, раздавлена и уничтожена, а русский народ должна постигнуть такая же участь. Это должно совершиться, и гробовщик России и русского народа – Германия – ждёт лишь подходящего случая для выполнения приговора истории».
А после первого мощного удара будет уже легко справиться с Россией. «Русские – истерический народ, – писал далее этот “знаток” России. – Как только начинается крах, они теряют всякую способность сопротивления. Упорной борьбы до крайности в России ожидать не следует».
Естественно, Рорбах со товарищи радеет о всем мире, о всей западной культуре, ибо покой и безопасность Германии и Запада будут обеспечены лишь при резком уменьшении России и отделении от нее западных областей. Однако под всеевропейским культурным альтруизмом этого ученого мужа скрывались вполне конкретные аппетиты: «Надо себе только представить, – продолжал Рорбах, – что это означает: присоединение к нынешнему объёму Германской империи территории такого же объёма, как половина Северной Германии. Балтийские провинции и Литва в состоянии при проведении колонизации. пропитать по меньшей мере 15 миллионов человек! Таковы широкие перспективы, которые откроются в случае немецкого приобретения этих областей». Учитывая то, что Прибалтика и Литва – не Кубань и хлебородностью особо не славились, опять возникает вопрос о том, куда девать местное население. Следует естественный ответ: эти ресурсы нужны не для мирной сладкой жизни, а для будущих войн. «Захват западных областей России, – пишет Рорбах, – даст Германии обеспеченные стратегические границы, земли для колонизации, великолепные области, поставляющие рекрутов для укрепления нашей вооружённой мощи». И еще один штрих: «Ко всему этому надо прибавить великолепные государственные леса с их колоссальными пространствами и всё побережье. И опять, как во времена Ганзы и Тевтонского ордена, вся русская торговля до Урала и по ту сторону Урала будет отдана немецкому мореходству. Это избавит навсегда Германию от русского флота в её тылу».
То есть вожделения простирались и до Урала, и даже за Урал. Как у Гитлера.
Иван Солоневич: «Никогда еще в истории человечества не было такого потрясающего сходства двух войн – со всеми стратегическими и философскими предпосылками»
Знакомясь с этими (без преувеличения) людоедскими текстами, понимаешь справедливость слов Ивана Солоневича о внутренней связи кайзеровской и фашистской Германии: «Все представления Германии – о внешнем мире и в особенности о России – есть ложные или, что еще хуже, лживые представления. Представления о Западе – лучше, но ненамного. Представления о себе самой носят характер мании величия. Цели войны, ее стратегия и идеология, ее политика и даже фразеология – решительно те же, что были в 1914 году. Может быть, никогда еще в истории человечества не было такого потрясающего сходства двух войн – со всеми стратегическими и философскими предпосылками».
Нравственный итог этим вожделениям и этой практике в своей книге «Сквозь окно тюрьмы» подводит святитель Николай Велимирович, знакомый не понаслышке и с кайзеровской, и с фашистской Германией: «Всем нам известна их философская теория насчет пространства и освоения его: чтобы продвинуться и захватить… сады, виноградники, огороды, поля, луга, леса, реки, горы и так далее. Но вы, сербы, вместе с Богом воскликните в ужасе: “Как же это вы сделаете, если там живут тысячи и тысячи людей, братьев ваших, которые признают Того же Единого Творца и Отца – своего и вашего? Как?!”
“Легко сделаем, – отвечают они. – Совсем легко. Людей мы огнем повыжигаем, а их леса, поля и виноградники себе заберем. Людей покосим, а их капусту себе оставим, чтобы росла для нас. Людей повылавливаем, поснимаем с них одежду, а их голыми потопим в воде. Людей уничтожим, как гусениц, а их добро и золото заберем себе. Людей потравим ядовитыми газами, а их зерно, вино и елей оставим себе. Людей изгоним в пустыню, пусть вымирают там от голода, а сами сядем за их столы, будем есть, пить и веселиться”».
Мне думается, что немецкий национализм – это и есть один из ответов на вопрос, почему началась Первая мировая война, в которой погибло более 22 миллионов человек.