Эргономика (от греческого ergon – «работа», nomos – «закон», или «закон работы») – это область знаний, которая комплексно изучает трудовую деятельность человека в системе «человек – техника – среда» с целью обеспечения эффективности, безопасности и комфорта трудовой деятельности. Поэтому исследования эргономики базируются на определении закономерностей психических и физиологических процессов, которые лежат в основе определенных видов трудовой деятельности, изучающие особенности взаимодействия человека с орудием и предметами труда.
Возникновению эргономики способствовали проблемы, связанные с внедрением и эксплуатацией новой техники и технологий в ХХ в., а именно рост травматизма на производстве, текучесть кадров и т. д., так как научно-технический прогресс начал набирать обороты, и это требовало нового объединения наук при активном привлечении психологии, гигиены и многого другого.
Современная эргономика выступает как интегральная наука о трудовой деятельности, которая позволяет повысить трудовую эффективность путем оптимизации условий труда и всех процессов, с ним связанных. Под эффективностью труда в данном случае выступает не только высокая производительность труда, но и положительное влияние на личность рабочего, удовлетворенность своим трудом. Данные, полученные с помощью эргономики, используются при разработке рекомендаций в системе научной организации труда. Эргономика решает задачи оптимизации трудовой деятельности, способствует охране труда, обеспечивая его гигиену и безопасность труда. И если гигиена труда в эргономике организуется на основе требований физиологии и медицины, то эргономический аспект безопасности труда решается, главным образом, при непосредственном вмешательстве психологии.
Нужно отметить, что эргономика занимается не только усовершенствованием условий труда при существующей технике, но и разработкой рекомендаций по проектированию новой техники и новой организации труда с позиций требований этой науки. Исходя из психологических, гигиенических и прочих условий труда, она вырабатывает соответствующие требования к технике, в том числе и к техническим средствам безопасности труда.
Современная эргономика исследует не только усовершенствование условий труда при существующей технической оснащенности, но и разработку рекомендаций новой организации труда с позиций требований этой науки.
История становления эргономики как самостоятельной дисциплины
Первые предпосылки развития новой науки о труде были положены в 1857 г. и основаны на изучении закономерности науки о природе, предложенной Войтехом Ястшембовским.
В дальнейшем такой же смысл в понятие «эргономика» вкладывали и многие другие ученые (В. М. Бехтерев, В. Н. Мясищев и др.). Отечественными учеными еще в 1920-х гг. было отмечено, что трудовой деятельности не уделяется должного внимания и нет науки, которая полностью посвящает свои исследования и разработки труду человека. 1949 г. считается годом зарождения новой науки.
Активное развитие и становление эргономики как самостоятельной научной дисциплины произошло в 50-х гг. XX в. и связывается с организацией Эргономического исследовательского общества К. Марелла. Именно с этого момента начинается активное развитие эргономики во многих странах. В СССР развитие эргономики связано с возникновением и становлением в 20—30-х гг. ХХ в. научной организации труда. Изучением трудовой деятельности человека занимались многие видные ученые – А. К. Гастев, П. М. Керженцев и другие.
Советская эргономика ориентировалась не только на повышение эффективности производства, но и на сохранение здоровья и развитие личности работника, развивая корпоративность, идеологический компонент производства и соответствующую систему норм и ценностей.
Предмет эргономики
Предметом эргономики является изучение системы человек – машина – среда и ее действие. Эргономика рассматривает распределение труда между человеком и машиной, следит за соблюдением безопасности труда при взаимодействии с механизмами, анализирует и распределяет обязанности операторов, разрабатывает дизайн рабочих мест с учетом антропометрических данных, в том числе и для лиц с ограниченными трудовыми возможностями. Эргономика основывается на психологии, социологии, физиологии и медицине, гигиене труда, общей теории систем, теорий управления и организации труда, охране труда, некоторых технических науках и технической эстетике.
Методологическая база эргономики
Методологической базой эргономики является теория систем, которая позволяет получить всестороннее представление о производственном процессе и предлагает пути его совершенствования, что включает учет склонностей, характера каждого работника, удовлетворенности трудом, что, несомненно, отражается на эффективности и качестве труда.
Цель и задачи эргономики
Целью эргономики является изучение закономерностей трудовых процессов, роли человеческих факторов в трудовой деятельности и повышение эффективности производства при соблюдении условий безопасности труда.
Кроме того, эргономика включает изучение конфликтных ситуаций, стрессов на рабочем месте, утомления и нагрузки с учетом индивидуальных особенностей работника.
Особое внимание эргономика уделяет процессу отбора, обучения и переобучения специалистов.
Создание информационной базы, коммуникаций, дизайна рабочего места непосредственно отражается на производственном процессе и отношениях.
Выработка единых стандартов и критериев трудовой деятельности для каждой профессии в подобных условиях имеет важное значение для безопасности, минимизации аварийных ситуаций и оптимизации условий труда.
Надежность человека как части эргатической системы
Под надежностью человека понимается сохранение качества продукции и адекватного отношения к трудовому процессу работника. Ошибка в производственной деятельности человека может быть обусловлена утомлением работника, принятием неправильного решения, неучетом внешних факторов в трудовом процессе или браком в механизме, с которым взаимодействует работник.
Надежность человека зависит от состояния здоровья, условий труда, возраста, опыта работы, трудовой мотивации, вовлеченности в трудовой процесс и др.
Рабочее место
Можно дать несколько определений понятию «рабочее место». Рассмотрим несколько из них.
Под рабочим местом понимается зона, которая оснащена всеми необходимыми для работы техническими предметами и средствами, которые необходимы тому или иному работнику для выполнения своих трудовых обязанностей.
Рабочее место – часть рабочего пространства, функционально организованная для выполнения работником или коллективом производственной деятельности.
Различают рабочее место управленческого персонала, управленцев среднего звена и основных работников. Организация рабочего места зависит от условий труда, организации труда и производства на предприятии, статусных характеристик работника. Рабочее место должно соответствовать психологическому типу работника, способствовать наиболее эффективному его функционированию, сохранению его здоровья и совершенствованию личности работника, в связи с чем должны учитываться рекомендации психологической службы предприятия, личностные характеристики работника, факторы сохранения здоровья и рекомендации по гигиене труда, требования этики и эстетики организации.
Рабочая поза
При оценке напряженности труда важную роль играет рабочая поза. Нормальной рабочей позой считается такая, при которой работнику не приходится наклоняться больше чем на 10–15 град. и он поддерживается минимальными мышечными напряжениями. Считается, что поза сидя более удобна и более функциональна, чем поза стоя, но на некоторых производствах необходима именно поза стоя, поскольку она дает больший простор движениям и позволяет более динамично реагировать на условия трудового процесса.
Также на рабочем месте при выполнении трудовых обязанностей напряженность можно рассматривать в трех аспектах, а именно как напряженность анализаторных функций, эмоциональную напряженность и интеллектуальную.
а) слабые – ниже оперативного порога; б) оптимальные – в интервалах границ оперативного порога; в) раздражающие – выше оперативного порога.
Другой подход к оценке степени нагрузки на анализаторы состоит в том, что степень нагрузки сравнивают с категорией нормативных показателей.
Монотонность труда
Монотонность – однообразное повторение рабочих операций. Опасность монотонности заключается в снижении внимания к процессу производства, быстрой утомляемости и снижении интереса к трудовому процессу, что влияет на безопасность труда в целом. Одной из форм, предрасполагающей к формированию монотонности, является автоматизм – деятельность, осуществляемая без непосредственного участия сознания. Он формируется в результате нескольких факторов: многолетнего опыта деятельности, рутинности работы, отсутствия вовлеченности в трудовой процесс, воображения и творческого подхода, физических перегрузок. Особое значение это имеет на сложных производствах или производствах с вредными условиями труда, где аккуратность и внимание имеют решающее значение. Монотонность сопровождается скукой, апатией к выполнению трудовой деятельности. Но нельзя точно определить, что выполнение именно этих действий является монотонным и скучным занятием. Каждый человек сам для себя определяет род своей деятельности и дает ей свою объективную оценку. К примеру, один сотрудник, работающий на конвейере, считает свою работу монотонной и скучной, а другой, наоборот, считает ее очень интересной. Многие люди, занимающиеся динамичной, активной работой, которую никак нельзя назвать монотонной, считают ее скучной, неинтересной.
В таких случаях многое зависит от мотивации.
Поэтому решающее значение имеет неукоснительное соблюдение техники безопасности труда, контроля за трудовым процессом и чередование периодов труда и отдыха (физ. минутки и прочие).
Мероприятия по борьбе с монотонностью
Самым лучшим способом борьбы со скукой является расширение круга обязанностей, усложнение работы или обогащение ее такими функциями и обязанностями, которые способны сыграть роль стимулов для того или иного сотрудника.
Условия труда
Изучение влияния условий труда началось в конце XIX в. и с тех пор является неотъемлемой частью трудового процесса. К. Маркс и Ф. Энгельс изучали положение рабочего класса в Англии и сделали выводы о зависимости эффективности труда от условий труда, бытовых условий работника, продолжительности рабочего дня и прочих. В настоящий момент законодательно закреплены основные моменты организации рабочего пространства работника, например, продолжительность рабочего дня, режимы отпусков, доплата за вредность производства, размер минимальной оплаты труда. Кроме того, существуют определенные нормы производственной деятельности, которые включают определенные размеры рабочего места, соблюдение гигиенических требований и комфортность рабочего места.
Условия труда во многом зависят от статуса работника, но не должны быть дискриминационными. От условий труда напрямую зависит эффективность производства, мотивация работника на достижение цели, стимуляция творческого подхода к рабочим обязанностям и комфортные психологические отношения в коллективе.
Психофизиологические основы эргономики
Данная отрасль эргономики изучает, прежде всего, индивидуальные особенности трудового поведения человека как психического, так и физиологического свойства.
Психическая деятельность представлена тремя факторами – познавательным, эмоциональным и волевым. Физиологические характеристики проявляются в активности головного мозга, физической готовности к работе, способности к длительным нагрузкам и периоду восстановления двигательной активности, параметрах дыхания и речевой функции.
Кириченко, С. А. История развития и становления эргономики / С. А. Кириченко, А. А. Рабцевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 493-395. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11190/ (дата обращения: 31.10.2021).
Для обеспечения оптимальных условий работы, наибольшего удобства обращения с машинами и приборами было привлечено множество ученых из таких разных дисциплин как, биология, медицина, математика. Они занимались в области трудовой деятельности людей. Изучали их возможность, а также психологические и физические ресурсы.
Так, в пятидесятые годы прошлого века, стала появляться новая наука, эргономика. Основой ее изучения стали возможности работников, правильное оборудование рабочей среды и создания наиболее удобных в работе орудий труда.
Эргономика — это дисциплина, которая комплексно изучает человека или группу людей в конкретных условиях современного производства. Возникновение эргономики связано с огромным техническим прогрессом, который мы можем наблюдать в прошлом веке. Она сформировалась на стыке множества наук связанных с человеком. Это и психология, и физиология, и гигиена, и анатомия, а также ряд технических наук. При проектировании новой техники необходимо учитывать человеческий фактор: особенности и возможности человека, который и будет пользоваться этой техникой. Так как в связи с усложнением техники и увеличением ее стоимости, «цена» человеческой ошибки может стать достаточно высокой. Поэтому требования к различным видам трудовой деятельности должны согласовываться не одной наукой, а несколькими.
Что можно назвать основными целями эргономики? Это, конечно же, стремление к высокому коэффициенту эффективности системы «человек-техника-среда», максимальное обеспечение безопасности труда, создание оптимальных условий для развития работника в процессе труда.
Когда мы говорим о задачах эргономики, мы говорим о комплексе задач. Для решения одной из важнейших задач, оптимизации условий труда, изучаются особенности и возможности работников различных уровней, полученные результаты учитываются для дальнейшего проектирования рабочего места. Также эргономика в последнее время разнимается и проблемой реабилитации людей, утративших свою работоспособность.
К основным задачам разработок этой дисциплины мы можем отнести: разработка теории проектирования деятельности работника, составление и проверка гипотез о перспективах труда и связанных с ним технических систем, различные информационные процессы: переработка, оценка данных.
Объектом эргономики является система «человек-техника-среда», а предметом — трудовой процесс человека с его взаимодействием с техникой в условиях влияние различных сред.
Истоки этой науки мы можем увидеть еще в первобытном обществе, которое сознательность изготавливало орудия труда и придавало им удобную для работы форму, то есть тем самым, расширяя возможности человека. В те времена точное соответствие орудия труда потребностям человека было вопросом жизни и смерти.
Эргономика — это наука, изучающая трудовые процессы и оптимизирующая условия труда. Все это ведет к увеличению эффективности труда, а также сохраняет силы и здоровье работника. Первые исследования в области этой дисциплины можно связать с двадцатыми годами прошлого века. Тогда в США, Японии и многих других странах учеными различных дисциплин изучался процесс трудовой деятельности для максимального использования человеческих ресурсов.
Сам термин «эргономика» предложил в 1857 году польский ученый В Ястшембович. Однако широкое распространение он получил только в пятидесятых года, когда ученые во главе с К. Мареллом организовали Эргономическое исследовательское общество, с которым можно связать формирование эргономики как самостоятельной науки.
Развитие отечественной эргономики началось в тридцатые годы двадцатого века и связано с возникновением научной организации труда. Ее участники разработали первую концепцию эргономики на основе изучениях отдельных видов труда и назвали эргология, а также сформулировали основые положения и задачи этой дисциплины. В советском обществе работник рассматривается как творческая личность. Поэтому и задачи отечественной эргономики не только в повышении эффективности труда, но и в сохранении здоровья и жизни человека и развитии личности.
Технический прогресс привел к механизации и автоматизации производственного процесса. Это вызвало необходимость развития новой дисциплины — эргономики.
Можно считать, эргономика в шестидесятые годы пережила свое второе рождение, потому что в этот период в развитых странах начинаются формироваться различные ассоциации и общества. Развитие науки в это время было вызвано изменением трудовых условий, которое произошло при развитии техники. Эффективность новой техники стала обуславливаться «человеческими факторами». Потому как если бы их не учитывали, пользоваться плодами научно-технического прогресса стало бы практически невозможно.
На примере Международной эргономической ассоциации мы видим, что в начале шестидесятых годов данная дисциплина развивалась во множестве стран. Действительно, в ассоциацию эту ступило более тридцати стран, а раз в три когда проводились международные конгрессы.
Также в шестидесятые годы в СССР велись исследования по всем основным направления эргономики: разрабатывались ее проблемы и решались практические задачи, был разработан комплекс стандартов требований к системе «человек-машина». В 1962 году был образован Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, оснащенный первоклассным оборудованием для проведения экспериментальных работ. Также институт занимался издательством научных трудов и методологических указаний по эргономики.
Эта дисциплина развивалась и в других странах, таких как Франция, Италия, Швеция и других развитых странах.
1. Абрамов А. А. Основы эргономики: Учебное пособие. — М.: РГОТУПС, 2001. — 264 с.
2. Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 349 с.
3. Система стандартов безопасности труда 12.1 012. / Под ред. Б. Л. Николаева. — М., 2001.
4. Смирнов Е. Л. Справочное пособие по НОТ. — М.: Экономика, 1981. — 408 с.
5. Эргономические основы проектирования производственной среды / Редколл: Д. Джоунз, Д. Бродбент, Д. Вассерман и др. — М.: Мир, 1991. — 500 с.
6. ГОСТы. Система стандартов безопасности труда // Охрана труда. Техника безопасности: URL:
Реферат: История становления и развития эргономики и ее роль в создании безопасных условий труда
Название: История становления и развития эргономики и ее роль в создании безопасных условий труда Раздел: Рефераты по безопасности жизнедеятельности Тип: реферат Добавлен 06:09:14 12 марта 2010 Похожие работы Просмотров: 2412 Комментариев: 15 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет
История становления и развития эргономики и ее роль в создании безопасных условий труда
Нижний Новгород 2008
1. История развития и становления эргономики
2. Роль эргономики в создании безопасных условий труда
Введение
Уже несколько десятилетий назад, в пятидесятые годы, стали вырисовываться контуры новой науки эргономики, основным содержанием которой стало изучение функциональных возможностей человека, создание орудий труда и рабочей среды, наиболее соответствующих им. Стали появляться книги и статьи по этим вопросам. Кроме исследований общетеоретического порядка, проектировщики стали располагать конкретными методическими указаниями.
К основным целям эргономики следует отнести:
повышение эффективности системы «человек-техника-среда» (СЧТС);
повышение безопасности труда;
обеспечения условий для развития личности в процессе труда: правильное распределение функции между человеком и техническими средствами; задействовать высшие функции организма (мышление‚ внимание‚ память‚ сознание).
Говоря о задачах эргономики, необходимо вести речь о комплексе задач, стоящих перед эргономикой и решаемых ею. Одной из важнейших задач эргономики является оптимизация условий труда, для чего изучаются возможности и особенности различных категорий индивидов с целью учета полученных результатов при проектировании оборудования рабочих мест. В том числе эргономика приобретает все большее значение и в решении комплексной проблемы реабилитации лиц, в той или иной мере утративших работоспособность.
Основные задачи эргономических разработок можно сформулировать следующим образом:
Разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом специфики эксплуатации технических систем в условиях влияния окружающей среды.
Информационные процессы: прием‚ оценка и переработка информации‚ принятие и реализация решения; формулирование принципа создания СЧТС.
Разработка и проверка гипотез о перспективах труда человека и связанных с ними технических систем‚ влияние факторов внешней среды.
Например, компьютеризация может изменить процесс обучения‚ что сделает человека рациональнее‚ агрессивнее и может привести к переоценке ценностей. Развитие компьютерной техники привело к развитию новых симптомокомплексов.
Создание методов исследования и проектирования и эксплуатации СЧТС‚ обеспечивающих ее безопасность‚ эффективность и удовлетворенность трудом работающего в ней человека.
1. История развития и становления эргономики
Эргономику определяют как научную дисциплину, изучающую трудовые процессы с целью создания оптимальных условий труда, что способствует увеличению его производительности, а также обеспечивает необходимые удобства и сохраняет силы, здоровье и работоспособность человека.
Первые исследования, с которыми непосредственно связывают зарождение этой науки, относят к 20-м гг. 20в., когда в Великобритании, США, Японии и некоторых других странах физиологами, психологами, врачами и инженерами предпринимались попытки комплексного изучения человека в процессе трудовой деятельности с целью максимального использования его физических и психологических возможностей и дальнейшей интенсификации труда.
Термин «эргономика», предложенный еще в 1857г. польским естествоиспытателем В. Ястшембовским, получил широкое распространение после 1949г., когда группа английских ученых во главе с К. Мареллом организовала Эргономическое исследовательское общество, с которым обычно связывают формирование эргономики как самостоятельной научной дисциплины. Деятельность английского Эргономического исследовательского общества с самого начала привлекла внимание ученых различных стран мира.
Развитие и становление эргономики в 20-30-х гг. 20в. в СССР связано с возникновением научной организации труда (А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др.). На основе комплексного изучения отдельных видов трудовой деятельности человека В.М. Бехтерев и В.Н. Мясищев разработали первую содержательную концепцию эргономики, которую тогда называли эргологией или эргонологией, и сформулировали положение об основных задачах эргономики в социалистическом обществе. В социалистическом производстве человек рассматривается не только как работник, но и как творческая личность. Поэтому задачи эргономики в социалистическом обществе определяются не только необходимостью повышения производительности труда и улучшения качества промышленной продукции, но, прежде всего, общественной потребностью в сохранении здоровья и развития личности работника.
Перспективные подходы к изучению и управлению трудовой деятельностью развивал Н.А. Бернштейн, который в 20-е гг. заведовал лабораторией биомеханики Центрального института труда. В 1926г. ученый разработал и передал в Управление московских городских железных дорог проект переустройства рабочего места вагоновожатого трамвая. Проект был принят и осуществлен.
Предпосылки комплексного подхода к изучению трудовой деятельности формировались в 20-30-е гг. в целом ряде других направлений исследований. Так, Н.М. Добротворский в 1930г. опубликовал анализ кабины летчика и приборной доски с позиций человеческого фактора, который не утратил своей актуальности и в наши дни, а исследователями Г.Н. Скородинским и Е.Э. Менделеевой были выполнены работы по изучению машин, применявшихся на различных заводах; завершилось данное исследование разработкой предложений по совершенствованию подъемно-транспортных механизмов. [3]
Однако развитие техники все чаще предъявляет повышенные требования к человеку, нередко вынуждая его работать на пределе психофизиологических возможностей. Так, например, в годы Второй мировой войны произошел качественный скачок в военной технике, и эффективно использовать ее не могли даже тщательно обученные и отобранные военные.
Принято считать, что в 60-е гг. эргономика переживает свое второе рождение, т.к именно в этот период в промышленно развитых странах начинают образовываться национальные ассоциации и общества. Становление и развитие науки в эти годы было вызвано изменениями условий трудовой деятельности, которые произошли в результате бурного развития техники, механизации и автоматизации труда, новых методов работы и нового оборудования, а также необходимостью научной организации труда. Надежность и эффективность усложнявшейся техники в значительной мере стала определяться «человеческими факторами». Если бы в сложных орудиях труда они не учитывались, пользоваться ими стало бы почти невозможно. Технический прогресс, таким образом, не мог не поставить проблему «человек и машина».
Эргономика быстро развивается в Германии, Франции, Италии, Швеции и других промышленно развитых странах.
Однако при капитализме проявляется противоречивость развития этой науки в колоссальном ее всплеске в военном и аэрокосмическом промышленных комплексах при одновременной ограниченности ее развития в гражданской промышленности. Стремление подчинить развитие эргономики целям производственной политики капиталистического менеджмента является еще одним из проявлений указанного противоречия.
Эргономика многогранна: она рассматривает прежде всего инженерную психологию, которая изучает условия работы в разных ситуациях. Особую важность это имеет при разработке требующих высокой ответственности и нервного напряжения систем, например диспетчерских пунктов управления полетами, где от поведения оператора зависят судьбы человеческих жизней и громадных материальных ценностей.
В настоящее время различают микроэргономику и макроэргономику.
Макроэргономика ориентирована на изучение и проектирование рабочей системы в целом на общеорганизационном уровне. В концептуальном отношении используется подход теории социотехнических систем. Он заключается в изучении и проектировании рабочей системы и осуществляется с верхнего ее уровня через подсистемы к уровню человека-работника. Этот подход пронизывает все проектные характеристики рабочей системы, в том числе микроэргономическое проектирование интерфейсов, и обеспечивает целостность рабочей системы и ее гармонизацию. Последняя характеристика означает, что все подсистемы и компоненты системы синхронизированы и действуют как единое целое.
Эргономика многогранна: она рассматривает, прежде всего, инженерную психологию, которая изучает условия работы в разных ситуациях. Особую важность это имеет при разработке требующих высокой ответственности и нервного напряжения систем, например диспетчерских пунктов управления полетами, где от поведения оператора зависят судьбы человеческих жизней и громадных материальных ценностей.
2. Роль эргономики в создании безопасных условий труда
При любом труде человек несет мышечную, психическую и нервную нагрузки. Но по мере развития производства меняются условия труда, роль и место человека в трудовом процессе, а с ними претерпевает эволюцию и физиология труда. Совершенно очевидно, что при проектировании, внедрении и эксплуатации систем «человек-техника-среда» должны учитываться реальные возможности человека, которому предстоит работать в системе. Эргономист должен отчетливо представлять размер допустимых физических, интеллектуальных, эмоциональных затрат, которых потребует работа с конкретной технической системой, и в соответствии с этим корректировать действия ее создателей: инженера-разработчика, конструктора, технолога.
Безопасность труда является одной из главных целей эргономики. В соответствии с трудовым правом охрана труда гарантирована совокупностью правовых норм, устанавливающих систему мероприятий, непосредственно направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда. К системе техники безопасности относятся службы техники безопасности и производственной санитарии во всех отраслях народного хозяйства. Надзор и контроль за соблюдением правил по охране труда осуществляют специально уполномоченные государственные органы: Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госсаннадзор и др. Кроме них эту работу ведут профсоюзы и состоящая в их ведении техническая инспекция труда. Служба надзора и контроля опирается на научно обоснованные, проверенные опытом технические требования, которые, безусловно, обеспечивают безопасность труда работников.
Сказанное обусловливает необходимость всестороннего учета возможностей человека, его физиологических, антропометрических, психологических и других свойств как при конструировании орудий труда, так и при проектировании трудовой деятельности в целом. Тенденции развития современного производства таковы, что основные трудности проектирования вероятно связаны именно с поиском путей и средств оптимального взаимодействия человека и техники.
Деятельность человека-оператора стала столь сложна, что именно в ее организации и исполнении оказались сконцентрированными основные причины опасных ошибок, приводящих к травме. Во многих случаях действия человека-оператора являются опасными из-за невозможности их правильного и своевременного выполнения, из-за того, что при проектировании технических устройств не учитывался человеческий фактор.
Появление в начале XX в. сложных видов трудовой деятельности, потребовавших быстрой реакции, восприятия и других психических процессов, обусловило изучение психологических особенностей труда.
Деятельность человека в СЧТС является таким же предметом изучения и проектирования, как и ее техническая часть. Эргономист должен принимать во внимание: возможности психических процессов человека по приему, переработке информации и принятию правильного решения в конкретных условиях функционирования СЧТС; психические свойства и особенности оператора, проявляющиеся в склонности к более или менее рискованному поведению; его способность работать в состояниях утомления, эмоционального стресса, психической напряженности, монотонии и т.д.
Эргономика изучает проблемы оптимального распределения и согласования функций между человеком и машиной, проектирует процесс деятельности человека, обосновывает оптимальные требования к средствам и условиям деятельности и разрабатывает методы их учета при создании и эксплуатации техники, управляемой и обслуживаемой человеком.
Эргономическую оценку системы «человек-техника-среда» можно осуществлять дифференцированным методом, при котором используются отдельные эргономические показатели, или комплексным методом, при котором определяют один обобщенный эргономический показатель. Оценку системы дифференцированным методом производят с помощью групповых показателей, определяемых по одному на каждый из разделов эргономики. Каждый из групповых показателей объединяет группу одиночных. Существуют пять групп эргономических показателей, которые формируют состав эргономики (антропометрические, гигиенические, физиологические, психофизиологические и психологические) и три цели эргономики, которые формируют ее структуру (эффективность СЧТС; безопасность работы в ней; создание условий, обеспечивающих развитие личности человека-оператора (комфорт)).
Состав и структуру эргономики можно представить следующим образом:
Антропометрический показатель, регламентирует соответствие машины размерам и форме тела работающего человека, распределению массы его тела, подвижности частей тела и другим параметрам. Однако сведения, приводимые в антропометрических справочниках, могут служить лишь для первых, грубых прикидок габаритов проектируемого изделия. Причем при проектировании изделия недопустимо применение антропометрических данных других стран из-за их существенного различия.
Гигиенический показатель характеризует гигиенические условия жизнедеятельности и работоспособности человека при его взаимодействии с СЧТС. Он предполагает создание на рабочем месте нормальных метеорологических условий микроклимата и ограничение воздействия вредных факторов внешней среды (уровень освещенности, вентилируемости, влажности, запыленности, температуры, радиации, токсичности, шума и вибрации и т.д.). Превышение допустимых пределов по этим показателям может угрожать жизни и здоровью человека-оператора, вызывать «трудные» психические состояния, снижающие его работоспособность. Известно, например, что оптимальная для работы человека температура окружающей среды равна 18°С; при повышении температуры до 25°C начинается физическое утомление и появляются признаки ухудшения психического состояния (раздражительность, напряженность и др.); при З0°С ухудшается умственная деятельность, замедляются реакции, возникают ошибки; температуру около 50°С оператор может переносить в течение одного часа. [4] Эргономисты выделяют комфортную, относительно дискомфортную, экстремальную и сверхэкстремальную внешние рабочие среды на рабочем месте оператора.
Комфортная среда обеспечивает оптимальную динамику работоспособности оператора, хорошее самочувствие и сохранение его здоровья. Относительно дискомфортная среда, воздействуя в течение определенного интервала времени, обеспечивает заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывает у человека-оператора неприятные субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы. Экстремальная рабочая среда обусловливает снижение работоспособности человека и вызывает функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим нарушениям. Сверхэкстремальная среда приводит к возникновению в организме человека патологических изменений и (или) к невозможности выполнения работы.
Психологический показатель, отражает соответствие машины возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики, закрепленным и вновь формируемым навыкам работающего человека, степени и характеру группового взаимодействия, опосредования межличностных отношений содержание совместной деятельности по управлению СЧТС.
Эргономические требования предусматриваются соответствующими нормативными документами, чаще всего стандартами. Стандартизация является наилучшим способом эффективного внедрения результатов эргономических исследований в практику производства, что обеспечивает широту и масштабность такого внедрения. Стандарты имеют силу закона, и это гарантирует обязательность учета эргономических требований при проектировании зданий, оборудования и технологических процессов.
Стандартизация в области эргономики органически связана с Системой стандартов безопасности труда (ССБТ). В настоящее время в РФ введено в действие более 250 стандартов этой системы. Во многих из них содержатся требования эргономики. Примерами могут служить ГОСТ 12.2 009-80, ГОСТ 12.2 031-78 ГОСТ 12.2 046-80,[7] в которые включены требования к органам управления и средствам отображения информации металлообрабатывающих станков, деревообрабатывающего, полиграфического оборудования, а также оборудования для текстильной и легкой промышленности, литейного производства и др.
Необходимо отметить, что эргономика находит в стандартизации эффективное средство управления проектированием и созданием техники и условий ее функционирования, с тем, чтобы они обеспечивали высокую эффективность деятельности человека и одновременно способствовали его всестороннему развитию, обеспечивали комфорт и безопасность, сохраняли его здоровье и работоспособность.
Заключение
Как уже было сказано выше, эргономика не только испытывает на себе влияние связанных с ней наук, но и сама уже начала оказывать на них влияние в области теории, методов и практики. Наиболее отчетливо влияние эргономики на те разделы смежных наук, которые относятся к трудовой деятельности человека и главным образом к их прикладным аспектам. В этом смысле эргономике родственна научная организация труда, реализующая в действующем производстве эргономические требования.
Рациональное сочетание возможностей человека и характеристик машины и соответствующее распределение функций внутри системы существенно повышают ее эффективность и обусловливают оптимальное использование человеком технических средств в соответствии с их назначением. Применение данных эргономики и выполнение стоящих перед исследователем задач в процессе проектирования, создания и эксплуатации различного рода технических систем и машин способствуют достижению высокой эффективности производства и созданию безопасных условий деятельности человека.
Эргономические исследования и внедрение их результатов в различные области промышленного производства, строительства, транспорта, энергетики, сельского хозяйства позволяют добиваться ощутимого социально-экономического эффекта, приводят к существенному повышению производительности труда и улучшению качества промышленной продукции при относительно небольших затратах. При этом учет человеческого фактора превращается из разового ресурса в постоянный и весомый резерв увеличения эффективности общественного производства.
Список литературы
6. ГОСТы. Система стандартов безопасности труда // Охрана труда. Техника безопасности: URL:
7. Физиолого-эргономические требования к проектированию производственного оборудования, организации технологических процессов и рабочих мест // Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту: URL: http://mbty.ru/BIBLIO/SNIPS/sp/2.2.2.1327-03/2.2.2.1327-03. htm (2004.7 мая)
[1] Абрамов А.А. Основы эргономики. М., 2001. С.17
[2] Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М., 1979. С. 23
[3] Зинченко В.П., Мунипов В.М. Основы эргономики. М., 1979. С. 27
[4] Физиолого-эргономические требования к проектированию производственного оборудования, организации технологических процессов и рабочих мест // Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту: URL: http://mbty.ru/BIBLIO/SNIPS/sp/2.2.2.1327-03/2.2.2.1327-03.htm (2004. 7 мая)
[5] Система стандартов безопасности труда 12.1.012. СПб., 2001. С.49