к какому базовому компоненту профессиональной квалификации педагогов относятся предметные знания
Основные компоненты профессиональной квалификации педагога
Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют:
а) общая профессиональная педагогическая подготовка — предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;
б) основные профессионально значимые личностные качества педагога.
Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют:
а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; знания о психологических особенностях одаренных детей, их возрастном и индивидуальном развитии; знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одаренными детьми; знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения одаренных детей; умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления одаренных детей на основе признаков одаренности; умения и навыки в области дидактики и методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности учащихся, их контингента и конкретных условий обучения; умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи);
б) профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая
— не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения (преподавания) для одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность;
— не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться;
в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т.д. Эти качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога — «желанию жить в ученике».
Итак, рассматриваемая проблема совершенствования учебного процесса при обучении одарённых и способных детей базируются на системном подходе. При этом создаются такие условия, на основе которых участники педагогического процесса могут добиться желаемых результатов. Необходимо учитывать особую важность нормирования и планирования учебной деятельности с целью высвобождения большого количества времени на самореализацию одарённых школьников во внеурочное время. Необходим систематический учёт затрат времени, сил и энергии при выполнении домашнего задания, упражнений и других видов деятельности с целью построения опережающих моделей обучения.
Профессиональные компетенции педагога, работающего с одаренными детьми
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Профессиональные компетенции педагога, работающего с одаренными детьми
1. Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют:
б) основные профессионально значимые личностные качества педагога.
2. Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют:
а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; знания о психологических особенностях одаренных детей, их возрастном и индивидуальном развитии: знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одаренными детьми; знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения одаренных детей; умения и навыки и области разработки и реализации методов выявления одаренных детей ни основе признаков одаренности; умения и навыки в области дидактики и методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности обучающихся, их контингента и конкретных условий обучения; умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи);
— не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения (преподавания) для одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность;
— не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться.
в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т.д.
Качества необходимые педагогу дополнительного образования для работы с одаренными детьми.
Педагог дополнительного образования должен:
1. Быть доброжелательным и чутким.
2. Разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы.
3. Иметь высокий уровень интеллектуального развития.
4. Иметь широкий круг интересов и умений.
6. Быть готовым к выполнению самых pa зличных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей.
7. Иметь живой и активный характер.
8. Обладать чувством юмора (но без склонностей к сарказму).
9. Проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
10. Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение.
11. Обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью.
12. Иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
1.3 Рекомендации педагогу дополнительного образования в работе с одаренными детьми
1. Найти точку роста. Для успешной работы с одаренным ребенком необходимо найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Только тогда у обучающихся появится интерес, разовьется мотивация, что является необходимым условием успеха.
2. Выявление индивидуальных особенностей. Одаренность не лежит на поверхности, она может быть незаметна для «невооруженного глаза».
3. Занятия по индивидуальному расписанию. Цель поддержания ребенка в его точках роста предполагает возможность индивидуальной скорости продвижения по различным дисциплинам. Ребенок должен иметь возможность заниматься математикой, родным или иностранным языком и т.д. не со своими сверстниками, а с теми детьми, с кем он находится на одном уровне знаний и умений.
4. Малые размеры учебных групп. Желательно, чтобы учебные группы не превышали 10 человек. Только в этом случае можно достичь подлинно индивидуального подхода и обеспечить индивидуальное расписание обучающимся.
5. Воспитание лидерских качеств. Творческая активность характеризуется умением самостоятельно, без оглядки на других выбирать сферу своей деятельности и двигаться вперед.
6. Программы дополнительного образования, открывающие простор для творчества. Программы для одаренных детей должны открывать возможности для самостоятельной работы и рассмотрения сложных мировоззренческих проблем.
Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Адаптировала для педагогов ДО зав. отделом ДПИ Сервуля Т.В.
Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми
Основные компоненты профессиональной квалификации педагога
Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют:
а) общая профессиональная педагогическая подготовка — предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;
б) основные профессионально значимые личностные качества педагога.
Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют:
а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности ( знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; знания о психологических особенностях одаренных детей, их возрастном и индивидуальном развитии; знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одаренными детьми; знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения одаренных детей; умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления одаренных детей на основе признаков одаренности; умения и навыки в области дидактики и методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности учащихся, их контингента и конкретных условий обучения; умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи);
б) профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая:
— не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения (преподавания) для одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность;
— не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять обучающимся свободу учиться;
в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т.д. Эти качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога — «желанию жить в ученике».
Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми
Специфика такой подготовки специалистов должна отвечать целому ряду требований:
1) формирование профессионально-личностной позиции педагогов (см. выше). С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. А именно ломка сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), общения и поведения (способов взаимодействия) и, в итоге, методов обучения и воспитания.
Именно дети с признаками одаренности вольно или невольно могут создавать своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы не только бесполезны, но даже вредны как для ребенка, так и для самого педагога.
Одной из причин возникновения подобных ситуаций является то, что, например, вследствие высокого темпа интеллектуального развития одаренные дети (а по большому счету и любые другие дети) осознанно или неосознанно требуют к себе отношения как к полноправному субъекту учебной деятельности, общения и т.д. Между тем один из наиболее распространенных стереотипов
традиционного педагогического сознания заключается в том, что обучающийся (именно потому, что он ученик) исходно рассматривается как объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса. Это означает, что, работая с одаренными детьми, педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе. Так, одним из основных психологических принципов работы с детьми является принцип «принятия другого», согласно которому педагог должен изначально принимать обучающегося как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями;
2) комплексный (психолого-педагогический и профессионально-личностный) характер образования педагогов;
4) создание психолого-педагогических условий (системы факультативов, лекториев, тренингов) для развития профессионального мастерства;
5) демократизация и гуманизация всех обучающих процедур, создание творческой и свободной атмосферы обучения;
6) образовательная ступень и сфера деятельности педагогов (педагоги дошкольных учреждений, учителя начальной школы, учителя-предметники, педагоги, работающие в системе дополнительного образования, педагоги-дефектологи, практические психологи, а также представители школьной администрации и т.п.);
7) особенности контингента обучающихся (их возраста, состояния здоровья и т.п., при этом специальное внимание должно уделяться специфическим группам одаренных детей — детям-сиротам, детям-инвалидам и др.);
8) профессиональная, постпрофессиональная подготовка и профессиональный опыт педагогов:
а) опыт педагогической, воспитательной работы с детьми (студенты, обучающиеся в педагогических и психологических учебных заведениях; педагоги и психологи, имеющие опыт работы в массовых школах; педагоги и психологи, имеющие опыт работы с одаренными детьми в специализированных школах-интернатах, в школах и классах «для одаренных» и т.п.);
б) уровень полученной ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми (содержание и объем полученной информации по выявлению, обучению, развитию и воспитанию одаренных детей, участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способностей, навыков педагогического взаимодействия и др., прохождение стажировки и практики и т.п.);
9) специфика образовательной инфраструктуры. Характерные особенности условий, в которых проводится работа с одаренными детьми, связанные с наличием (или, напротив, отсутствием) тех или иных компонентов образовательной системы, которые значимы для обучения и развития одаренных детей: необходимых учебно-методических материалов, музеев, концертных залов, библиотек, театров, а также ряда специалистов, например психологов, методистов, узких профильных специалистов.
В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться с учетом следующих принципов;
1. Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения.
В рамках общего обучения раздел по проблематике одаренности должен быть включен в курс психологии во всех психологических и педагогических вузах. Таким образом может осуществляться необходимая первичная подготовка всех специалистов, работающих с детьми.
Специальное обучение должно строиться с учетом специфики подготовки педагога, работающего с одаренными детьми.
2. Принцип этапности обучения. Подготовка должна проводиться на разных этапах обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (вуз, магистратура, курсы повышения квалификации и т.п.).
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ
ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Основные компоненты профессиональной квалификации педагога
1. Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют:
а) общая профессиональная педагогическая подготовка — предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;
б) основные профессионально значимые личностные качества педагога.
2. Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют:
а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии ипедагогики одаренности:
— знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления;
— знания о психологических особенностях одаренных детей, их возрастном и индивидуальном развитии;
— знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения одаренных детей;
— умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления одаренных детей на основе признаков одаренности;
— умения и навыки в области дидактики и методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности учащихся, их контингента и конкретных условий обучения;
— умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи;
б) профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая:
— не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения (преподавания) для одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность;
— не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться;
в) профессионально значимые личностные качества педагогов:
— высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии;
ЭМПАТИЯ (от греч. сопереживание) — понимание и чувствование в переживании, эмоции, психические состояния другого человека.
— высокая и адекватная самооценка;
— стремление к личностному росту и т.д.
Эти качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога — «желанию жить в ученике».
Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми
Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми — ее стратегия, содержание, формы и методы — должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов профессиональной квалификации педагога. В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и «шлифовку» качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми. Специфика такой подготовки специалистов должна отвечать целому ряду требований:
1) формирование профессионально-личностной позиции педагогов. С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. А именно ломка сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), общения и поведения (способов взаимодействия) и, в итоге, методов обучения и воспитания.
Именно дети с признаками одаренности вольно или невольно могут создавать своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы не только бесполезны, но даже вредны как для ребенка, так и для самого учителя.
Одной из причин возникновения подобных ситуаций является то, что, например, вследствие высокого темпа интеллектуального развития одаренные дети (а по большому счету и любые другие дети) осознанно или неосознанно требуют к себе отношения как к полноправному субъекту учебной деятельности, общения и т.д. Между тем один из наиболее распространенных стереотипов традиционного учительского сознания заключается в том, что ученик (именно потому, что он ученик) исходно рассматривается как объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса.
Это означает, что, работая с одаренными детьми, педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе. Так, одним из основных психологических принципов работы с детьми являетсяпринцип «принятия другого», согласно которому учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями;
2) комплексный (психолого-педагогический и профессионально-личностный) характер образования педагогов;
3) создание системы консультирования и тренингов. Именно в этой форме, как показывает опыт обучения педагогов, им легче осознать собственные личностные проблемы, мешающие в работе. Эта форма эффективна для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития;
4) создание психолого-педагогических условий (системы факультативов, кружков, секций) для развития профессионального мастерства;
5) демократизация и гуманизация всех обучающих процедур, создание творческой и свободной атмосферы учения;
6) образовательная ступень и сфера деятельности педагогов (педагоги дошкольных учреждений, учителя начальной школы, учителя-предметники, педагоги, работающие в системе дополнительного образования, педагоги-дефектологи, практические психологи, а также представители школьной администрации и т.п.);
7) особенности контингента учащихся (их возраста, состояния здоровья и т.п., при этом специальное внимание должно уделяться специфическим группам одаренных детей — детям-сиротам, детям-инвалидам и др.);
8) профессиональная, постпрофессиональная подготовка и профессиональный опыт педагогов:
а) опыт педагогической, воспитательной работы с детьми ( педагоги и психологи, имеющие опыт работы в массовых школах; педагоги и психологи, имеющие опыт работы с одаренными детьми в специализированных школах-интернатах, в школах и классах «для одаренных» и т.п.);
б) уровень полученной ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми (содержание и объем полученной информации по выявлению, обучению, развитию и воспитанию одаренных детей, участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способностей, навыков педагогического взаимодействия и др., прохождение стажировки и практики и т.п.);
9) специфика образовательной инфраструктуры. Характерные особенности условий, в которых проводится работа с одаренными детьми, связанные с наличием (или, напротив, отсутствием) тех или иных компонентов образовательной системы, которые значимы для обучения и развития одаренных детей (необходимых учебно-методических материалов, библиотеки, а также ряда специалистов, например психологов, педагогов дополнительного образования и т.п.).
В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться с учетом следующих принципов:
1. Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения.
В рамках общего обучения раздел по проблематике одаренности должен быть включен в курс психологии во всех психологических и педагогических вузах. Таким образом, может осуществляться необходимая первичная подготовка всех специалистов, работающих с детьми. Курс подготовки должен включать все основные разделы разработанной «Концепции».
Специальное обучение должно строиться с учетом специфики подготовки педагога, работающего с одаренными детьми.
2. Принцип этапности обучения.
Подготовка должна проводиться на разных этапах обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (вуз, магистратура, курсы повышения квалификации и т.п.).
3. Принцип единства теоретической и практической подготовки.
В ходе подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми, необходимо адекватно сочетать теоретическую и практическую направленность. Реализация данного принципа требует использования существующих или подготовки соответствующих экспериментальных площадок, на базе которых может проводиться стажировка специалистов для работы с одаренными детьми, сочетаемая с последовательным или одновременным слушанием теоретических курсов.
Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одарёнными детьми
Профессионально-личностная квалификация педагогов
для работы с одарёнными детьми
Учитель – одно из главных лиц в школе в выявлении и развитии детской одаренности. Между тем, школьные учителя и психологи, как показывает практика, не имеют опыта общения с одарёнными детьми или этот опыт очень мал. Проблема усугубляется тем, что литературы по данной проблеме очень мало или же она недоступна для большинства учителей. Существует множество зарубежных изданий (в мире эта проблема – одна из важнейших), но все они посвящены опыту организации выявления и развития детской одаренности на основе зарубежного менталитета, традиций, истории и применять их в наших образовательных учреждениях, наверное, без профессиональной консультации не стоит.
В настоящее время много говорят о необходимости развития детской одаренности. Но, опять же, в силу недостаточной компетентности в этой области, у каждого существует свое представление об этом феномене, о самом толковании понятия «одаренность», которое по-прежнему понимают, как особые выдающие способности в какой-либо сфере деятельности, т. е., уже сформировавшийся уровень, степень, некую константу.
В соответствии со сформировавшимися в сознании определениями одаренности и одаренных детей, педагоги выбирают наилучшие на их взгляд формы обучения.
Остановимся на одной из основных проблем – готовность учителя к работе с одарёнными детьми.
1. Стереотипы, сформировавшиеся в сознании учителей
Приведем некоторые стереотипы, сформировавшиеся в сознании педагогов:
1. Работать с одаренным ребенком – одно удовольствие и радость.
Между тем, такие дети могут доставить учителю массу хлопот: они могут или быть очень активными на уроках, выкрикивать, не давать высказываться другим или же наоборот, отключиться от хода урока, уйти в себя, решая какую – либо значимую для него проблему. Кроме того, работа с одаренными детьми требует от учителя совершенно иного подхода к организации процесса обучения. Для одаренного ребенка часто важен не результат, а процесс. Поэтому для него нужны задания исследовательского, проблемного характера.
2. Среди признаков одаренных детей, учителя называют качества, характеризующие одаренных только с положительной стороны.
На вопрос: «С какими детьми вам больше всего нравится работать?» учителя отвечают «с дисциплинированными, организованными, эрудированными, хорошо успевающими, коллективистами, быстро схватывающими новое, приятными в общении, ясно выражающими свои мысли». Т. е., учителя называют качества, которые далеко не всегда присущи творческим детям. В этом случае срабатывает стереотип «хорошего ученика». Кроме того, именно этих детей учителя считали и считают одаренными (до 65% всех учителей).
3. Одаренный ребенок превышает нормы по всем направлениям своего развития – психофизическому, умственному, эмоциональному, личностному.
Например, учителя ожидают от интеллектуально одаренного ребенка большой самостоятельности, самоконтроля, т. е., большой эмоциональной зрелости. Точно также некоторое отставание в психофизическом развитии (неуклюжие движения, корявый почерк) могут привести к тому, что одаренность ребенка не будет замечена. Подобные примеры: отставание в перцептивно-моторной координации (взаимодействие руки и глаза) может оказаться барьером в формировании навыков письма, чтения, рисования. Ребенок может не очень успешно овладевать речью из-за пониженного слуха.
4. Учителя ожидают от одаренного ребенка хороших оценок по всем предметам.
Если же ученик не справляется с каким-либо предметом, учитель подозревает у него недостаток мотивации, трудолюбия или дисциплины. Причина же может быть совсем неожиданная (дислексия).
5. Стереотип: одаренный ребенок хорошо читает.
Таким образом, может быть пропущен одаренный ребенок. Учителям следует учитывать следующее: вследствие раннего приобщения к телевизионным образовательным программам, компьютерным играм очень многие дети при поступлении в школу не показывают выдающихся достижений в чтении.
6. Стереотип: у одаренных детей высокая мотивация к учебе. Они стремятся стать лучшими, положительно относятся к школе и стандартному курсу обучения. Исследования же показывают, что часть наиболее одаренных может быть настроена отрицательно к школе. Педагогам следует учитывать, что высокая мотивация к достижениям может служить признаком одаренности, но её отсутствие не является поводом для исключения мысли об одаренности.
7. Задержка в развитии и неблагоприятные условия их развития исключают наличие одаренности. Это относится к детям из семей с низким социальным статусом. Между тем, задержка развития говорит только о том, что у ребенка не было доступа к необходимым играм и видам деятельности. При создании необходимых условий дети могут проявить свою одаренность, хотя эта категория детей представляет особые трудности для педагога. Исследования показали, что обучение, организованное так, чтобы компенсировать недостатки окружения, помогает детям достичь высоких результатов, тогда как в противоположной ситуации наблюдается неуклонное падение уровня умственного развития и появление поведенческих трудностей.
8. Стереотип: одаренные дети всегда активны и заметны в классе.
Между тем, пассивность, тихость» ребенка могут стать барьером в признании его одаренности. Такие дети выполняют все задания учителя, вопросов не задают, а тихонько отключаются от урока, мечтают, в уме создают миры, живущие по справедливым законам. Их одаренность остается незаметной как для них самих, так и для их родителей и педагогов. Высокие способности таких детей обнаруживаются случайно.
10. Многие учителя отмечают, что готовы к работе с одаренными детьми (70%). Между тем, специально проведенные исследования (тест Торранса) показывают, что готовы к работе с одаренными только 1,9%, не готовы – 91%.
Таким образом, проблема подготовки учителя к выявлению и развитию детской одаренности является одной из основных и срочных.
Ниже приводятся требования к квалификации педагога, работающего с одаренными детьми.
1. Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми
Основные компоненты профессиональной квалификации педагога:
1. Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми.
2. Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми.
1. Базовый компонент:
а) общая профессиональная педагогическая подготовка
· Методические знания, умения и навыки
б) основные профессионально значимые личностные качества педагога
2. Специфический компонент:
а) психолого-педагогические знания, умения и навыки по психологии и педагогике одаренности
2.1. одаренность, ее виды, психологические основы,
2.2. критерии и принципы выявления, знания о психологии одаренных детей,
2.3. их возрастном и физиологическом развитии,
2.4. направлениях и формах работы с одаренными детьми,
2.5. принципах и стратегиях разработки программ,
2.6. умения и навыки в области дидактики и методики обучения одаренных детей, психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей)
б) профессионально-личностная позиция педагога, позволяющая
· активизировать и развивать детскую одаренность
· предоставлять учащимся свободу учиться
в) профессионально значимые личностные качества педагогов:
· высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии
· внутренний локус контроля
· высокая и адекватная самооценка
· стремление к росту
· «желание жить в ученике»
В психодидактическом пособии для учителя «Учителю об одаренных детях», выпущенном в рамках президентской программы «Дети России» и посвященном проблемам работы с одаренными детьми в общеобразовательной школе личностные качества, знания и умения, присущие учителю для одаренных, предлагается разделить на три группы:
1 Качества и базовые умения, необходимые любому учителю
2 Знания, умения и отношения, важные для развития общей одаренности
3 Знания, умения и отношения, способствующие развитию специальной одаренности.
Данные группы можно обозначить как уровни и использовать их как последовательные этапы при отборе и подготовке учителей.
3. Разница между учителями, подготовленными и неподготовленными к работе с одаренными детьми:
1. Неподготовленные учителя
· Равнодушны к проблемам детей (просто не имеют о них представления)
· Иногда враждебно настроены по отношению к одаренным, воспринимают их как угрозу своему авторитету
· Показывают низкие результаты в выявлении одаренных, так как не знают их особенностей и потребностей
· Часто используют тактику искусственного увеличения заданий для одаренных, испытывают трудности в подборе адекватных методов работы
2. Подготовленные учителя
· Создают творческую атмосферу в классе
· Используют адекватные метода обучения
· Повышается скорость обучения
· Стимулируют самостоятельную работу учащихся
· Ориентируются на активизацию высших познавательных процессов (обобщение, углубленный анализ проблем, критическая оценка информации)
· Поощряют учащихся к принятию риска
· Ставят более четкие дифференцированные задачи урока
4. Обязанности педагога, работающего с одарёнными детьми
• Первичная идентификация одаренных детей (выявление)
• Выбор форм обучения
• Разработка и индивидуализация учебных программ с учетом конкретных особенностей одаренных
• Оценка результативности обучения
• Консультирование одаренных и родителей
5. Пути развития личностных и профессиональных качеств учителей для работы с одаренными детьми
1. Достижение лучшего понимания самих себя (чтобы точнее представлять свои сильные и слабые стороны) и развитие чувствительности к другим
2. Повышение знаний об особенностях развития одаренных с разными видами одаренности и знаний о принципах их обучения
3. Тренировка умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать собственные индивидуальные программы
6. Профессионально-личностная подготовка педагогов для работы с одаренными детьми
Подготовка педагогов должна обеспечивать становление как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации.
В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и «шлифовку» качеств личности, необходимых для работы с одарёнными детьми.
Основными требованиями к подготовке учителей являются
1) Изменение педагогического сознания, ломка сложившегося стереотипа восприятия ученика, учебного процесса и самого себя, общения и поведения, методов обучения и воспитания. Одним из основных психологических принципов работы с детьми является принцип «принятия другого».
2) Комплексный (психолого-педагогический и профессионально-личностный) характер образования педагогов.
3) Создание системы консультирования и тренингов.
4) Создание условий для развития профессионального мастерства (системы факультативов, кружков, секций).
5) Создание творческой и свободной атмосферы учения.
6) Учет особенностей контингента учащихся (при этом специальное внимание должно уделяться детям-сиротам, детям-инвалидам и др.)
7) Специфика образовательной структуры (наличие или отсутствие необходимых учебно-методических материалов, музеев, концертных залов, библиотек, театров, а также ряда специалистов: психологов, педагогов дополнительного образования и т. п.)