к каким факторам влияющим на работоспособность человека относятся степень и характер освещенности
«Теоретические и методические основы физического воспитания»
196. Чем отличается физическое упражнение от трудового двигательного действия?
• физическое упражнение выполняется в соответствии с закономерностями физического воспитания и направлено на физическое совершенствование, а трудовое двигательное действие ¾ в соответствии с закономерностями производства и направлено на предмет труда
197. Чем характеризуется метод изокинетических усилий?
• постоянной скоростью движения
198. Что понимают под техникой двигательного действия?
• наиболее целесообразный способ управления движениями
199. Что такое физическое упражнение?
• двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания в соответствии с его закономерностями
200. Что является основным средством физического воспитания?
• физическое упражнение
«Учебный труд и повышение его эффективности средствами физкультуры»
201. В какие периоды в течение учебного года у студентов происходит максимальное снижение умственной и физической работоспособности?
• в период экзаменов (в 1 и 2 полугодиях)
202. Влияет ли уровень двигательной активности студентов в процессе обучения в вузе на состояние их здоровья?
• да
203. К каким факторам, влияющим на работоспособность человека, относятся самочувствие, настроение и мотивация?
• к факторам психического характера
204. К каким факторам, влияющим на работоспособность человека, относятся степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и др.?
• к факторам физического характера
205. К представителям каких профессий можно отнести студентов по характеру проявления психофизических качеств?
• к представителям профессий, чей труд вызывает постоянное умственное напряжение и требует длительного внимания
206. Как называют людей, у которых пик работоспособности приходится на утренние часы?
• «жаворонками»
207. Как называются физические упражнения в режиме рабочего дня для повышения профессиональной работоспособности, снятия утомления, профилактики профессиональных заболеваний?
• производственная гимнастика
208. Какая ткань тела потребляет значительно больше кислорода по сравнению с другими?
• мозговая ткань
209. Какая фаза изменения работоспособности студента в течение учебного дня характеризуется постепенным повышением работоспособности и образованием рабочей доминанты?
• врабатывание
210. Какова типичная динамика умственной работоспособности студентов в течение учебной недели?
• понедельник ¾ врабатывание; вторник, среда, четверг ¾ период высокой и устойчивой работоспособности; пятница, суббота ¾ снижение работоспособности
Факторы влияющие на работоспособность
Факторы влияющие на работоспособность
В статье описаны понятия физической и умственной работоспособности студентов, объективные и субъективные факторы, влияющие на изменение состояния организма, а также признаки утомления в процессе умственного труда.
Работоспособность характеризуется как способность человека совершать некую работу в рамках определенного времени и параметров производительности. Понятие работоспособности можно изучить в двух аспектах. В первом случае, работоспособность раскрывает возможности биологической природы человека, т.е. является одним из показателей работоспособности, в другом случае, отражает социальный фактор будучи одним из показателей успешности освоения условий определенной деятельности [1].
Работоспособность заключается в определенных знаниях, навыках, умениях, а также психологических, физических и физиологических особенностей человека. Существуют еще такие критерии работоспособности, как смышленость, внимательность и обязательность, которые также оказывают влияние на успех в осуществлении определенной деятельности. В целом, можно отменить, что уровень работоспособности находится в зависимости от уровня мотивации, поставленной цели, возможности человека.
Существует ряд факторов, которые влияют на уровень работоспособности по отдельности и в сочетании. Данные факторы принято делить на три основные группы:
Одним из важнейших факторов, влияющие на работоспособность студентов, можно считать соотнесение жизненного ритма и естественно-биологического ритма студента. Таким образом, студенты, которые относятся к «утреннему» типу («жаворонки») наиболее работоспособны с 9 утра до 14 часов дня. Т.е. можно сделать вывод, что данная группа студентов показывает более хорошие результаты, т.к. их биологический ритм и социальный ритм совпадают. Студенты «вечернего» типа («совы») работоспособны с 18.00 до 00.00, в связи с этим обучаясь на дневном отделении вуза данная группа показывает не лучшие результаты.
Еще одним из факторов, влияющих на работоспособность является возраст. Ученными был сделан вывод, что люди в юном возрасте показывают более высокие физиологические и интеллектуальные результаты.
Способности студентов в интеллектуальной деятельности во многом зависят от их индивидуальных возможностей, но данные показатели можно улучшить с помощью занятий спортом. Ученными была доказана прямая зависимость интеллектуального уровня человека и физической подготовленности. Таким образом, студенты с лучшей физической подготовкой, показывают более высокие результаты в интеллектуальной деятельности. Т.е. всем известно, что занятия спортом создают благоприятные условия для умственного развития как студентов, так и людей любого возраста в целом. Но это далеко не значит, что все спортсмены обязаны быть интеллектуалами. Возможности для умственного развития у спортсменов и правда выше, чем у людей, которые не имеют ничего общего с занятиями спортом, но для достижения отличных результатов в учебе, следует уделять достаточное количество времени не только спорту, но и учебной деятельность. Второй причиной, по которой не все спортсмены хороши в интеллектуальной деятельности, являются высокие нагрузки и напряжение при занятиях спортом, которые плохо влияют на работу нервной системы.
Еще одним явным преимуществом занятия физической культурой можно выделить то, что занятия физической культурой помогает снизить стресс и повышает настроение, т.е. повышаются показатели психического характера, которые были упомянуты выше. Повышая данные показатели также можно увидеть явные улучшения в развитии умственных способностей.
Физическую и умственную работоспособность студента можно выразить в скорости утомления, как следствия напряженной или длительной работы студента. Обычно именно из-за утомления заметно снижается уровень работоспособности. Физическое утопление связанного с высокими нагрузками при занятии спортом. Умственное утопление обычно связано с продолжительностью учебного процесса. Т.е. для нормальной работы вашего организма и мозга следует найти некий баланс, которого стоит придерживаться. Учитывая ранее сказанное, можно сделать вывод, что для продуктивной работы вашего организма, нужно придерживаться нормального для вас ритма жизни [2].
Но бывают ситуации, при которых придерживаться нормального ритма становится сложно. Одной из такого рода ситуаций в жизни студента является экзаменационная сессия. В данной период у студентов часто нарушается режим сна, питания и другое. Все это частично сказывается на работе организма, но следует заметить, что студенты с высокой работоспособностью, намного лучше справляются с данной ситуацией. Т.е. студенты с более высоким уровнем физической подготовки показывают хорошую устойчивость организма в эмоционально напряженный период. [3]
Следует отметить, что сочетание учебного процесса и занятий спортом создаст оптимальный баланс. Т.е. постоянные занятия спортом позитивно влияют на формирование интеллекта и эмоциональную стабильность к напряженной деятельности человека.
Работоспособность и влияние на нее различных факторов
Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.
С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, служит показателем его дееспособности, с другой — выражает его социальную сущность, являясь показателем успешности овладения требованиями какой-то конкретной деятельности.
В процессе учебной деятельности работоспособность студента определяется воздействием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.
Эти факторы можно разделить на следующие группы: 1) физиологического характера — состояние здоровья студента, состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокринной и других систем; 2) физического характера — степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие; 3) психического характера — самочувствие, настроение, мотивация и др.; 4) социального характера — условия мест занятий, условия проживания, питания и др.
Существуют общие закономерности изменения работоспособности на протяжении учебного дня, в начале которого студент не сразу «входит в учебу», когда даже самая привычная учебная деятельность выполняется с некоторым затруднением, а работоспособность повышается постепенно.
Первый период динамики работоспособности получил наименование периода врабатывания.
В течение этого периода наблюдается некоторое рассогласование между учебными требованиями и функциональным состоянием организма студента. Чем рассогласование больше, тем длительнее период врабатывания.
Второй период — оптимальной (устойчивой) работоспособности — характеризуется полной мобилизацией (физиологической, психической, организационной) организма на выполнение учебной деятельности.
Этот период в норме должен быть самым длительным.
Третий период — полной компенсации — характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевыми усилиями или положительной мотивацией к выполнению учебных заданий.
Четвертый период — неустойчивой компенсации — характеризуется нарастанием утомления; волевые усилия уже не могут обеспечить поддержание работоспособности.
Требуется отдых и восстановление.
Снижение работоспособности в результате учебной деятельности и закономерно наступающее утомление является нормальной реакцией человека.
С физиологической точки зрения утомление — это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой. Состояние утомления усиливается во время работы и уменьшается в процессе отдыха (активного, пассивного и сна).
При утомлении деятельность внешних органов чувств или заметно повышается, или до крайности ослабевает; снижается сила памяти — быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было усвоено. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности.
В связи с этим условно различают местное и общее утомление. Так, снижение эффективности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде.
Например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором необходим отдых, сон.
Процесс утомления может характеризоваться субъективным симптомом — усталостью. Ощущение усталости считается одним из наиболее чувствительных показателей утомления.
Усталость характеризуется тяжестью в голове и конечностях, общей слабостью, разбитостью, вялостью и недомоганием.
Однако выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления. То есть, она не может служить объективным показателем работоспособности.
В основе этого несоответствия, в первую очередь, лежит разная эмоциональная настройка работающего на выполняемую работу. Например, при высокой мотивации работающего, выполняющего приятную и социально-значимую работу, усталость не возникает у него в течение длительного времени.
И, наоборот, при бесцельной, неинтересной работе усталость может возникнуть, когда объективно утомление или вовсе еще не наступило, или выраженность его далеко не соответствует степени усталости.
Наряду с основным фактором (учебной нагрузкой), существует ряд дополнительных причин способствующих наступлению утомления. Эти причины сами по себе не вызывают утомление, однако, сочетаясь с действием основного фактора, вызывают более раннее и выраженное его проявление.
К числу дополнительных причин можно отнести:
В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности студента, особенностей нервной системы, темперамента.
Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм молодого человека правильно согласуется с естественными биологическими ритмами. Чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будет учебный труд.
Различают студентов с устойчивой стереотипностью изменения работоспособности. Студенты, отнесенные к «утреннему» типу, так называемые жаворонки.
Для них характерно то, что они встают рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утренние и дневные часы. Наиболее работоспособны с 9 до 14 ч. Вечером их работоспособность заметно снижается. Студенты «вечернего» типа — «совы» — наиболее работоспособны с 18 до 24 ч. Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены.
Очевидно, период снижения работоспособности студентов обоих типов целесообразно использовать для отдыха, обеда, если же необходимо заниматься, то наименее трудными дисциплинами. Для «сов» целесообразно с 18 ч устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программы.
Наблюдения показали, что у студентов, которые по оптимуму работоспособности относятся к группе утренних, в 1,5 раза чаще возникает гипертония, чем в группе вечерних.
Объясняется это тем, что у «жаворонков» утром организм быстрее и активнее перестраивается с отдыха на работу — уже в 6 ч у этих студентов больше выбрасывается в кровь адреналина, норадреналина, которые поднимают артериальное давление. У студентов вечерней группы внутренние механизмы, влияющие на повышение давления, работают медленнее.
Есть еще и третья группа студентов — аритмики, они занимают промежуточное положение между «жаворонками» и «совами», но все же они ближе к «жаворонкам».
Основные факторы определяют общую работоспособность.
Работоспособность – это эффективное выполнение определенной работы на протяжении какого-то времени при совокупности функциональной деятельности разнообразных внешних и внутренних факторов:
1) физиологический – состояние сердечнососудистой системы, органов дыхательных механизмов, мышечной, эндокринной систем;
2) физический – уровень функциональной двигательной активности и физического развития;
3) психический – самочувствие, темперамент, мотивация, здоровье, состояние ЦНС.
Дополнительные факторы, определяющие работоспособность.
Работоспособность в учебный период студентов характеризуется еще и дополнительными факторами:
1) повышенный интерес к учебной деятельности, познанию нового информационного учебного материала;
2) стремление к достижению поставленной конкретной задачи (стать отличником, получить красный диплом, участвовать в научной работе, поступить в аспирантуру и т.д.);
3) прилежность, аккуратность в выполнении учебной работы, умение организовать систематичность и последовательность в выполняемой работе;
4) стремление к гармоничному развитию организма и здоровья, как символу прекрасного и красивого в человеке.
Работоспособность в учебной деятельности подразделяется на различные типы умственной работоспособности:
1) усиливающий (с сильным уровнем ЦНС);
2) неровный (со слабой нервной системой);
3) ослабевающий (со слабой нервной системой);
4) ровный (с устойчивой нервной системой).
Все типы умственной работоспособности характеризуются различным качеством, объемом и интенсивностью выполненной работы.
Влияние ритмических процессов на работоспособность.
Работоспособность тесно взаимосвязана с периодичностью ритмических процессов.
От умения человека достичь гармонии с бесконечными силами Природы зависят его работоспособность, здоровье и, в конечном итоге, его долголетие.
Различают студентов «утренних», называемых «жаворонками», и «вечерних», называемых «совами».
«Жаворонки» встают рано, с утра и днем работоспособны на повышенной тональности.
Их биологический ритм совпадает с ритмом дневного вуза.
Студенты – «совы» наиболее работоспособны с 18 до 24 часов, в первой половине дня заторможены, просыпают занятия.
Согласно научным исследованиям установлено, что у «жаворонков» в 1,5 раза чаще возникает гипертония, чем у «сов».
Суточным ритмом охвачен весь организм человека, представляющий собой единую систему взаимодействия всех органов, тканей и клеток.
Ритмичность физиологических процессов, отражающая единство организма и среды, проявляется в определенные часы суток, когда происходят минимумы и максимумы проявления физиологических реакций организма.
1) внутренние – ритмы сердцебиения, пульса, дыхания, АД, глубина сна и умственная активность;
2) внешние – ритмы, связанные с биохимическими процессами, которые зависят от изменения внешней среды;
3) промежуточные – затухающие мышечные сокращения под действием одиночного внешнего раздражителя.
16.Влияние занятий физической культурой и спортом на улучшение психофизиологического состояния в организме студента.
Потенциальные возможности в области двигательной деятельности, которыми человек наделен от природы и которые он в течение жизни использует недостаточно, физическая культура и спорт позволяют раскрыть и развить в полной мере.
Именно движения, как основа физической активности, позволяют осуществить морфологическое и функциональное развитие и совершенствование организма человека, формирование и улучшение его жизненно важных физических качеств, двигательных навыков, умений, знаний, психического и физиологического равновесия.
Для поддержания оптимальных физических качеств необходима постоянная физическая активность, которая воздействует на обменные процессы в организме.
Гипокинезия.
Гипокинезия – недостаток движения, который приводит к ожирению, влияет отрицательно на нервную ткань.
Снижаются выносливость, физические качества и работоспособность.
Гипокинезия – распространенное явление у людей, ведущих малоподвижный образ жизни, проводящих большую часть деятельности в «сидячей» позе. К ним относится и студенческая молодежь.
Последствия умственного перенапряжения.
Напряженная умственная работа в учебный период у студентов создает предпосылки нарушения нормальных нервных процессов в коре головного мозга, что негативно отражается на работоспособности организма.
Чтобы мозг функционировал в нормальном рабочем состоянии, к нему должно поступать необходимое количество нервных импульсов, создающихся движением мышц различных систем организма.
Поэтому умственная работоспособность неразрывно связана с двигательными действиями, которые обеспечивают его успешное физическое и психическое функциональное развитие и выражают физиологическую и психологическую комфортность внутреннего состояния.
19.Средства физической культуры, использующиеся для улучшения психофизиологического состояния организма у студентов.
Физическая культура и спорт является необходимым условием поддержания человеческой жизни, здоровья, общего тонуса, работоспособности и общего гармоничного физического развития всех функциональных систем организма человека. Основной формой занятий физической культурой являются физические упражнения.
В студенческой учебной деятельности используются:
1) учебные занятия по физической культуре согласно общему вузовскому расписанию;
2) внеучебные занятия по физической культуре в виде самостоятельных или спортивно-секционных занятий;
3) различные виды пассивного и активного отдыха (ежедневный, еженедельный, каникулярный).
Все виды занятий и отдыха должны быть подчинены одному принципу – восстановлению оптимального потенциала основных нервных процессов в коре головного мозга, стабилизации умственной работоспособности в учебный и, особенно, экзаменационный период.
Основные средства физической культуры и спорта.
В качестве основных средств физической культуры, улучшающих психофизиологическое состояние студенческой молодежи в учебный период, теория и методика физического воспитания рекомендует использовать:
1) физические упражнения различных видов спорта и различных целевых направленностей (улучшение общей физической подготовленности, снятие стресса, повышение спортивного мастерства, стабилизация уровня работоспособности и др.);
2) природные факторы окружающей среды (вода, воздух, солнечная энергия), позволяющие оказывать закаливающее воздействие на организм человека и стимулирующие обмен веществ, улучшающие работу сердечнососудистой системы;
3) физические упражнения реабилитационно-восстановительного характера (лечебная физическая культура – ЛФК).
ЛФК посредством целенаправленных упражнений направлена на восстановление функциональной деятельности различных органов и систем после болезней, травм, хронического утомления и др.;
4) физические упражнения гигиенического характера (утренняя гимнастика, терренкур-дозированная ходьба, производственная гимнастика в режиме рабочего или учебного дня, физкультпаузы по 10 мин, через каждые 4 часа занятий;
5) физические упражнения восстановительно-эмоционального характера, являющиеся средствами активного отдыха (туризм, спортивно-развлекательные мероприятия, ЗОЖ, походы выходного дня, прогулки и др.);
6) физические упражнения в системе спортивно-тренировочной работы, позволяющие, кроме повышения спортивного результата, наилучшим способом повысить работоспособность и двигательную активность.
Все перечисленные средства физической культуры и систематическая деятельность повышают психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма.
Производство
Факторы, влияющие на работоспособность
Работоспособность человека зависит от уровня его тренированности, степени закрепленности рабочих навыков и опыта͵ его психического и физического состояния и других факторов. На протяжении рабочей смены работоспособность меняется в широких пределах. Это связано с влияние как внутренних, так и внешних факторов.
Среди внешних факторов ведущее значение имеют условия окружающей среды (температура и влажность воздуха, освещенность, барометрическое давление, шум, вибрация, загрязненность воздуха и т.
д.). Внешними факторами, влияющими на работоспособность являются, характер производительной деятельности, психическая нагрузка, гигиенические условия, квалификация работающего, его возраст, пол, стаж и физическое состояние, направленное использование физической культуры (производственная гимнастика) [ТиМФВ, 2001, 285].
Из внутренних факторов выделяют такие, как мотивация и эмоциональная сторона труда, уровень функциональной активности в момент работы, физическая подготовленность человека, особенности его личности и др.[физиология, с. 286].
Комплексное отрицательное воздействие перечисленных факторов приводит к возникновению отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению, страху и т. д.
Во многом работоспособность зависит от индивидуальных психофизических возможностей человека. В первую очередь от типа высшей нервной деятельности. Люди с сильным, уравновешенным типом нервной системы (сангвиники), как правило, обладают большими резервами повышенной работоспособности при действии стимуляторов.
У них развитие торможения наступает позднее, чем, у людей слабого (меланхолики) и возбудимого (холерики) типов
Основные положения биоритмологии свидетельствуют, что работоспособность человека зависти от типа суточного биоритма. Как утверждают специалисты, существуют три типа суточных ритмов: утренний, вечерний и средний (аритмик), которые в свою очередь имеют свои различия.
У представителей первого типа «жаворонков», основная активность и высокий уровень физиологических процессов прослеживаются в первой половине дня.
Οʜᴎ рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня, а вечером испытывают сонливость и рано ложатся спать.
У представителей второго типа «сов», высокий уровень активности и физиологических процессов во второй половине дня. Οʜᴎ засыпают далеко за полночь, просыпаются поздно и встают с трудом, так как наиболее глубокий период сна у них утром. «Совы» работают лучше во второй половине дня и вечером. У представителей самого распространенного среднего типа «голубей», главный период высокой активности и физиологических процессов приходится на середину дня и охватывает два периода времени 10—12 и 16—18 часов.
В соответствии с этим их работоспособность изменяется по М-образной кривой.
История сохранила много примеров разных ритмов работоспособности: Бальзак часто работал ночи напролет, Моцарт творил днем и ночью, а знаменитую увертюру к опере «Дон Жуан» написал в одну ночь не ложась спать.
Ночью работал великий химик Менделеев. Наполеон начинал свой рабочий день в 3—4 часа утра. В утренние часы предпочитал работать Бах. Л Толстой обычно работал с 9—10 до 14—14.30 и 1—1,5 часа вечером.
Основными стимуляторами для повышения работоспособности как при умственных, так и при физических нагрузках служат: врабатываемость, труд и отдых, чередование видов деятельности, ритмичность. Оптимальная физическая тренированность является одним из необходимых условий сохранения работоспособности человека.