Журнал учета параметров окружающей среды
Журнал регистрации условий окружающей среды
Настройка блока страниц
Ламинировать обложку C двух сторон
Нумерация, скрепление, печать:
Отверстия для прошивки
Тиснение на обложке
Все настройки
Настройка обложки
Проклеить корешок бумвинилом
Цвет обложки:
Цвет обложки:
Бумвинил
Кожзам
Бумага
Логотип на обложку
Образец журнала
Согласно ГОСТ 17025-2009:
5.3.1 Условия проведения испытаний и/или калибровки должны быть такими, чтобы обеспечивалось правильное проведение испытаний и/или калибровки.
Лаборатория должна обеспечить, чтобы условия окружающей среды не приводили к недостоверным результатам или не оказывали неблагоприятного воздействия на требуемое качество любого измерения.
Технические требования к помещениям и условиям окружающей среды, которые могут оказать влияние на результаты испытаний и калибровки, должны быть документированы.
5.3.2 Лаборатория должна контролировать и регистрировать условия окружающей среды в соответствии с техническими требованиями, методиками и процедурами, если они влияют на качество результатов.
Журнал регистрации условий окружающей среды имеет графы:
1. Дата
2. Время измерения
3-5. Температура воздуха, С
— Измеренная
— Допустимая по нормам
— Отклонение от нормы
6-8. Относительная влажность, %
— Измеренная
— Допустимая по нормам
— Отклонение от нормы
9-11. Атмосферное давление, кПа
— Измеренное
— Допустимое по нормам
— Отклонение от нормы
12. Подпись лица, ответственного за регистрацию условий поверки
Еще сомневаетесь, где купить и заказать качественные журналы и бланки по Вашему образцу? Только у нас!
Мы доставляем заказы не только по Москве и области, но и по всей России.
Воспользовавшись калькулятором журнала, Вы настроите нужное количество страниц, обложку, логотип и т.д.
Добавить отзыв
Журнал контрольных проверок манометров (КИП)
от 35 руб.
Журнал учета проверки контрольно-измерительных приборов
от 35 руб.
Настройка журнала
Настройка журнала
Вы можете за 10 рублей разместить логотип Вашей организации на обложке журнала.
Логотип будет размещен над названием журнала по центру.
Размер файла не должен превышать 2 мб. Формат загружаемого файла с логотипом должен быть jpg, jpeg, gif или png. Имя файла должно состоять только из английских букв и цифр. Цветность Вашего логотипа может быть как черно-белой (градации серого), так и цветной.
Пример расположения логотипа на вертикальной обложке
Пример расположения логотипа на горизонтальной обложке
Экология на предприятии (часть вторая): НВОС, журналы
В. Алымова, старший юрист ООО «Центр правового обеспечения природопользования» (г. Москва)
Одним из важнейших элементов природоохранного аспекта хозяйственной деятельности является учет объемов воздействия на окружающую среду.
Следует обратить внимание на то, что ведение учета в области ООС не является результатом «доброй воли» субъекта хозяйственной деятельности, а составляет самостоятельное требование, установленное на законодательном уровне и детализированное на уровне отдельных подзаконных нормативных правовых актов.
Первичный учет в области обращения с отходами
Субъекты учета
Первичный учет в области обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ «Об отходах производства и потребления»), положениями Приказа Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».
Так, пункт 1 статьи 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления» содержит непосредственное указание на лиц, обязанных осуществлять учет в области обращения с отходами:
Таким образом, лица, в процессе деятельности которых отходы только образуются, не являются субъектами обязательного ведения первичного учета в области обращения с отходами.
Однако справедливо отметить, что на практике крайне редко встречаются случаи, когда в процессе деятельности хозяйствующего субъекта образуются, но не накапливаются образуемые отходы производства и потребления, в связи с чем, фактически, обязанность по ведению учета в области обращения с отходами возложена на любых лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы производства и потребления.
Предмет учета
Формы учета
Следует отметить, что с 20 сентября 2014 г. пунктом 6 Порядка установлен приоритет ведения первичного учета в электронной форме с возможностью ведения учета в бумажном виде исключительно при отсутствии технической возможности ведения учета в электронной форме.При этом субъект хозяйственной деятельности обязан не только обеспечить ведение учета в электронной форме (в исключительных случаях в бумажной), но и хранение результатов учета в течение 5-ти лет.
Первичный учет выбросов (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Субъекты и предмет учета
Обязанность по осуществлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников установлена абзацем 7 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
При этом в соответствии с указанным положением Федерального закона субъектом ведения данного вида первичного учета в области ООС являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов. Следует отметить, что стационарным источником является источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника (ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Примеры стационарных источников выбросов
Формы учета
До 11 июня 2014 г. учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, их источников осуществлялся в соответствии с формами первичного учета, установленными Приказом Центрального статистического управления СССР от 9 июня 1981 г. № 329 «Об утверждении форм первичной учетной документации по охране воздушного бассейна», более известными как формы ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3.
Обязательность применения указанных форм неоднократно была подтверждена судебной арбитражной практикой с указанием арбитражными судами в качестве обоснования на отсутствие в российском законодательстве аналогичных форм и непротиворечие советских форм действующим природоохранным требованиям.
При этом 11 июня 2014 г. Приказ Центрального статистического управления СССР от 9 июня 1981 г. № 329 «Об утверждении форм первичной учетной документации по охране воздушного бассейна», которым были утверждены формы первичного учета ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3, признан недействующим Приказом Росстата от 11 июня 2014 г. № 430.
В настоящее время отсутствуют формы первичного учета в области охраны атмосферного воздуха.
Однако природопользователь в связи с указанным не освобождается от обязанности вести первичный учет в области охраны атмосферного воздуха, возложенной на него абзацем 7 п. 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», но вправе осуществлять его в любой форме, в том числе продолжать фиксацию результатов учета в области охраны атмосферного воздуха по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3.
При этом государственный инспектор в области охраны окружающей среды вправе запрашивать у природопользователя (в предусмотренных законом случаях и в установленном порядке) представления данных, свидетельствующих о ведении первичного учета, но не вправе требовать представления таких данных, оформленных в соответствии с формами ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3, в отношении периода времени, следующего за 11 июня 2014 г.
Первичный учет сбросов химических и иных веществ в водный объект и забора водных ресурсов из водных объектов
Субъекты учета
Два вида первичного учета в области охраны водных объектов объединены одним положением Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (далее – Водный кодекс РФ) и регламентированы «общим» подзаконным нормативным правовым актом.
Обязанности по ведению учета в области охраны водных объектов установлены п. 5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ.
Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества установлен Приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205.
Предмет учета
Предметом рассматриваемых видов учета являются:
Формы учета
Ответственность за неведение учета
Определение в организации указанных лиц несет не столько обязательный, сколько практически полезный характер. Установленные формы первичного учета в области ООС, как правило, предусматривают необходимость удостоверения сведений, зафиксированных по результатам учета, уполномоченным или ответственным должностным лицом.
Однако отсутствие такого лица на предприятии означает необходимость удостоверения результатов первичного учета руководителем организации-природопользователя, что влечет возложение на него всего груза ответственности за достоверность сведений, отраженных в материалах учета.
В завершение также необходимо напомнить, что роль института первичного учета в системе природоохранных требований сложно переоценить, так как он включает набор первичных инструментов и является первоисточником сведений, используемых для соблюдения природопользователем многих сопряженных обязанностей в области ООС, связанных с расчетом платы за НВОС, представлением экологической отчетности, текущим контролем соблюдением предприятием природоохранного законодательства.
Производственный экологический контроль (ПЭК) 2021
4,26 (Проголосовало: 32)
Текущее положение дел в экономике России и всего мира складывается так, что текущая деятельность производственных организаций зачастую наносит серьезный ущерб состоянию окружающей среды. В целях реализации контроля за уровнем такого воздействия и максимального восстановления благоприятной экологии в нашей стране предусмотрены особые надзорные меры.
Нормативная база обеспечения охраны окружающей среды
В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.
В 2021 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2018 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:
Приведенные нормативные документы устанавливают для производственных предприятий обширный ряд обязанностей по оформлению документации, связанной с характером их воздействия на окружающую среду. Проанализируем правила их составления более предметно.
Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию
При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:
Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.
Производственный экологический контроль в 2021 году
Содержание комплекс работы по организации ПЭК на предприятии и требования к нему должны пребывать в прямой зависимости от категории организации по уровню воздействия на экологию. Компании, отнесенные к I, II и III категориям, обязаны составлять отдельный документ, который содержит комплексное описание работы предприятия в этом направлении. Компании IV категории согласно статье 67 федерального закона № 7-ФЗ освобождены от этой обязанности. Такой документ именуют программой ПЭК.
Наиболее опасные предприятия, отнесенные к I категории, обязаны внедрять в своих организациях особую систему автоматизированного контроля за генерируемым отрицательным влиянием на экологию. Правила разработки и эксплуатации такой системы для этой категории компаний определены постановление Правительства РФ от 13.03.2019 N 262. На ее активацию дается четыре года с момента получения организацией комплексного экологического разрешения.
Итоги работы компаний в рамках разработанной системы экологического контроля подлежат подаче в уполномоченный контролирующий орган в форме отчетной документации установленного образца. Он приведен в приказе Минприроды от 14.06.2018 N 261. Правила заполнения этого документа зафиксированы в приказе ведомства № 522.
Программа ПЭК
Итак, в 2021 году программа ПЭК – это обязательный документ для всех типов организаций, которые согласно действующим методологическим правилам отнесены к предприятиям I, II или III категории по уровню вредоносного действия, оказываемого на окружающую среду. В соответствии с правилами, содержащимися в приказе Минприроды № 74, рассматриваемая программа должна быть составлена с учетом таких параметров компании как особенности применяемых технологических процессов, характера отрицательного воздействия на экологию и присвоенная категория. При этом для всех типов организаций такая программа должна содержать следующие обязательные разделы:
Для предприятий, отнесенных к I категории опасности, в дополнение к программе ПЭК разрабатывается особая программа, описывающая порядок внедрения и эксплуатации автоматического контроля за осуществлением выбросов и других типов вредоносного действия на экологию.
Правила разработки программы
Порядок составления и утверждения программы ПЭК описан в национальном стандарте ГОСТ Р 56061-2014. Этот нормативный документ указывает, что такая программа обычно составляется на период, равный одному календарному году. Лица или органы, уполномоченные заниматься ее составлением, утверждаются особым приказом руководителя организации. Ответственные разработчики при составлении программы должны принимать во внимание:
При составлении программы ПЭК организация должна выполнить инспекцию всех своих технологических активов и оборудования с точки зрения оценки их реального и потенциального вредоносного действия на экологию. В ходе такой оценки следует принимать во внимание действенность применяемых очистных сооружений, наличие и мощность источников вредных выбросов, характер работы производственных участков, на которых образуются технологические отходы, и другие параметры.
Разработанный документ должен отвечать нормативам ГОСТ Р 56062-2014, который определяет правила выполнения природоохранной деятельности производственными компаниями. Программа ПЭК подлежит утверждению руководством организации либо индивидуальным предпринимателем. Других дополнительных согласований для нее не требуется. Однако отчетность по результатам выполнения параметров программы подлежит передаче в контролирующие государственные органы.
Осуществление ПЭК на предприятии
Согласно нормативам ГОСТ Р 56062-2014 меры, запланированные в программе ПЭК, в 2021 году могут осуществляться следующими способами:
Выполнение контролирующих мер осуществляется под руководством лица, назначенного для этих целей руководителем организации. В крупных компаниях для выполнения этого требования обычно создают обособленное подразделение. В 2021 году действующий порядок требует, чтобы уполномоченные лица и подразделения были определены в каждом обособленном подразделении организации, включая ее филиалы и представительства.
Ответственное за выполнение предусмотренных мер лицо должно иметь необходимый объем навыков и знаний, а также пройти профильную подготовку. Если ресурсы предприятия не дают возможности выполнить необходимые замеры и исследования своими силами, такое лицо организует реализацию нужных работ с привлечением специализированных организаций. Они должны иметь аккредитацию, соответствующую этому направлению работы.
Основным нормативным документом, который регламентирует правила организации ПЭК на предприятии, становится программа производственного экологического контроля. В дополнение к ней разрабатываются специализированные типы документации:
Пересмотр программы
По общему правилу программа ПЭК, которая принимается на один календарный год, подлежит регулярному пересмотру. Однако если параметры технологического цикла предприятия и основные характеристики его воздействия на окружающую среду по истечении этого периода времени остались неизменными, содержание программы на следующий год может быть утверждено в том же виде или с незначительными изменениями. Другое дело – если в этом вопросе произошли серьезные корректировки, которые требуют редактирования действующей программы. Согласно разделу I приказа № 74 такое редактирование необходимо в следующих обстоятельствах:
Пересмотр программы в перечисленных случаях потребуется, если результатом описанных изменений стало существенное усиление или ослабление вредоносного действия производства на данном предприятии на состояние окружающей среды. При этом в качестве существенного рассматривается изменение интересующих параметров более чем на 10%. Если это так, дожидаться очередного пересмотра программы по установленному в организации графику нельзя: произошедшие корректировки необходимо отразить в ней в течение 60 дней после наступления таких обстоятельств.
Отчетность по результатам ПЭК
Как отмечалось ранее, итоги природоохранной работы производственной организации согласно утвержденной программе ПЭК подлежат передаче в контролирующие органы. Руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель утверждает содержащуюся в нем информацию личной подписью и печатью организации. Отчетная документация направляется в территориальное подразделение Росприроднадзора не позднее 25 марта года, следующего за отчетным. Отчетная документация оформляется согласно требованиям приказа Минприроды № 261. Место направления отчета устанавливается в зависимости от категории организации:
Во всех ситуациях отчет составляется в двух экземплярах. Один из них остается у разработчика в качестве доказательства того, что отчетная документация была составлена вовремя и с выполнением действующих правил. Второй экземпляр отчета направляется в уполномоченный контролирующий орган. Его разрешается оформлять в бумажном виде, однако в этой ситуации к отправляемому отчету необходимо приложить электронную версию, сохраненную на магнитном носителе. Можно отправить отчет полностью в электронном формате: его необходимо будет снабдить усиленной электронной цифровой подписью.
Ответственность за невыполнение требований экологического законодательства в части оформления документации
Невыполнение действующих правил в отношении обязательного оформления необходимых документов по производственному экологическому контролю расценивается как административное нарушение. Таким нарушением будет считаться также несоблюдение установленного порядка подачи отчетной документации в контролирующие органы. В этой ситуации к нарушителю будут применены меры ответственности, предусмотренные статьей 8.1 действующего КоАП РФ. Такие меры дифференцируются в зависимости от того, кто выступил в роли лица, допустившего рассматриваемое нарушение:
При этом искажение информации, предоставленной в каких-то видах экологической документации, рассматривается как отдельное нарушение. Наказание за него регулируется отдельной статьей 8.5 КоАП РФ. Она предписывает применение следующих типов воздействия на нарушителей:
Принимая во внимание серьезные размеры штрафных санкций, предусмотренных действующим законодательством, а также весьма сложные требования к оформлению необходимых документов, многие руководители организаций предпочитают обращаться для их составления к услугам специализированных компаний.
Журнал образования и движения отходов
Первичный документ отчетности, в который должны ежеквартально заноситься и обновляться данные об утилизируемых организацией объектах, называется журналом учета образования и движения отходов. Без этого документа ИП, ООО или любую другую форму юридического лица (частную или государственную) ждут ощутимые штрафы от Роспотребнадзора, экологов и других контролирующих организаций.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Причем если у компании несколько подразделений, размещенных в разных местах (с территориально разным размещением мусора), то журнал обязано вести каждое отделение. Бумага очень удобна для взаимодействия с ЭбиРП.
Кадры
Ответственные за учет в отношении мусора (которые должны прописываться в соответствующих приказах) назначаются руководителем. В их ведении и под их ответственностью все моменты, касающиеся организации хранения, утилизации, передачи третьим лицам отходов организации.
Чаще всего это одно МОЛ (материально ответственное лицо). Иногда назначаются его заместители для непредвиденных случаев.
Обучение сотрудника, его инструктаж и введение в курс дела по отношению политики компании с отходами является неотъемлемой частью всего процесса. Причем процесс прохождения обучения тоже должен быть отражен в документации учреждения.
Для чего нужен журнал образования и движения отходов
Основываясь на этой бумаге, можно рассчитать плату за утилизацию отходов организации (об этом упоминается в письме Ростехнадзора от 04 июня 2007 года N 04-09/673).
Контролирующие организации также обращают особое внимание на соблюдение лимитов размещения отходов.
Как фактическое соответствие, так и отображение записей в журнале не должны их превышать. Иначе дальнейшее размещение в тот же временной период будет считаться сверхлимитным. Также цель журнала в следующем:
Какие еще нужны документы для всеобъемлющего отчета
Для составления отчета материально ответственному лицу, помимо этого журнала, потребуется схема местности, на которой предполагается хранение этого вида объектов (сроки отдельно прописаны для каждого вида и класса отходов). Также на этой схеме отмечаются места размещения и данные о конкретной единице. Это могут быть:
Как только продукты переработки (мусор) фактически поступают в место хранения или предполагается их вывоз и утилизация сторонней организацией, данные об этом факте должны быть внесены в журнал.
На месте передача подтверждается актом или накладной, но последние никак в журнале не прописываются.
В каких случаях ждет штраф от 10 до 250 тыс. рублей
Ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает, что начисление штрафа возможно в случаях:
Если для частных лиц штрафы за подобные нарушения минимальны – 1-2 тыс. руб., то для должностных лиц сумма многократно возрастает: может составлять до 300 тыс. руб. А если в подобных нарушениях доказана виновность юридического лица, то административная ответственность выражается штрафом от 100 тыс. до 200 тыс. руб.
Какие данные должен содержать документ
В верхней части журнала содержится информация об утверждении бумаги Приказом Минприроды от 01 сентября 2011 г. №721. Затем идет название организации или его подразделения (для каждого из подразделений бумага создается индивидуально). Справа указываются сведения, за какой квартал и год создается документ.
Продолжает описание табличная часть журнала. Она состоит из таких столбцов:
В графе «Наименование видов отходов» обязательно должен быть отмечен класс отходов по степени опасности.
Первый класс – самый опасный мусор, содержащий ртуть или тяжелые металлы. Далее с четвертого по пятый идет утиль по убыванию его опасности.
Самый неопасный мусор – пятого класса. К нему относятся неработающие лампы накаливания, бумага, картон, незагрязненные резиновые изделия (если есть хотя бы частичное загрязнение, то они подходят к другому классу), словом, бытовые отходы офиса. Это самый распространенный класс мусора, но обозначать его раздел также необходимо.
После перечисления в конце листа обязательна подпись ответственного исполнителя с расшифровкой и дата заполнения.
Если журнал ведется не в электронном виде
Предусмотрено ведение журнала как в электронном, так и в печатном виде. Если выбран второй вариант, то на каждом его листе обязательно наличие двух подписей: ответственного лица и руководителя. Без второй подписи документ будет недействительным.
Каждый новый лист документа подшивается к предыдущим сверху. Так проверяющий может в любой момент увидеть свежую информацию. Причем обновляться данные должны минимум 1 раз в отчетный квартал. В идеале лист журнала заполняется при каждом фактическом действии с отходами любого класса.