Запах метро чем пахнет
Запах метро: откуда он берется и почему такой специфический
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Большинство людей бывали в метро, причем в разных городах, и отлично знают, что аромат здесь стоит необычный и перепутать его с чем-то практически невозможно. Многим он даже нравится. Но почему в метро он именно такой, как и то, почему в разных городах он отличается (а бывает, что и на разных станциях у него свои оттенки), никто не знает. Точнее не догадывается об этом большая часть граждан.
1. Что за запах и почему он здесь возникает
Укладка железнодорожных путей может осуществляться по разным технологиям. У нас же, как правило, за многие десятилетия принцип не изменился. Как и в самом начале развития железной дороги, используются шпалы из древесины. Учитывая активное применение древесины и высокий процент влажности в подземных тоннелях, увеличивается риск разрушения дерева в виде гниения, сопровождающегося своеобразным запахом.
Но так как укладка шпал – дело ответственное, а сами эти элементы монтируются не на один год, то и требования к их срокам эксплуатации высокие. Чтобы уберечь древесину от разрушения, шпалы проходят предварительную обработку специальным веществом. В роли эффективной пропитки, обеспечивающей качественную профилактику, выступает креозот.
Вещество представляет собой маслянистую жидкость, не имеющую цвета, быстро воспламеняющуюся и очень плохо растворимую в обычной воде, но с насыщенным запахом. Сырьем для ее изготовления является деготь – каменноугольный или древесный. Впервые в 1830 году получил креозот Карл фон Рейхенбах в процессе дистилляции букового дегтя.
Именно это вещество и используется в качестве профилактической пропитки для шпал в течение уже долгого промежутка времени. Оно позволяет уберечь древесину от поражения насекомыми и гнилостных процессов. Наносится креозот на изделия на заводе, во время производства деталей, единоразово. Постепенно, благодаря воздушным потокам устойчивый запах разносится по всей территории метро.
Креозот, как показывают результаты ряда исследований, может относиться к канцерогенам, но прямых доказательств этому утверждению на текущий момент нет. Тем не менее, это повлияло на решение стран Евросоюза. В них, начиная с 2003 г., нелицензированное применение данного вещества запрещено.
2. Почему в метро разных городов запах отличается
Побывав в метро в нескольких городах, например, в Москве, Питере и Нижнем Новгороде, можно сделать вывод, что запах, который там царит, не одинаков. В большинстве случаев в Нижегородском метрополитене можно почувствовать аромат, сходный с тем, который есть в заброшенных и очень старых домах или на чердаках. Он достаточно приятный, хоть и отдает слегка плесенью.
Специалисты утверждают, что это связано с близким расположением воды. Специфический запах появляется в связи с наличием сырости и, естественно, плесени. Очень похожий аромат можно услышать и в Питерском метрополитене, правда, только на отдельных станциях.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Почему в метро так специфически пахнет и в чем опасность источника этого запаха
Есть запахи, которые стойко ассоциируются у нас с тем или иным явлением или местом. Одним из наиболее узнаваемых «ароматов» можно считать тот, что витает на станциях метрополитена. Его ни с чем не спутаешь и есть люди, которым он даже нравится. Так чем же пахнет на наших станциях метро?
В современном мире существует несколько технологий укладки железнодорожных путей. Несмотря на множество инноваций, у нас в стране по-прежнему используют шпалы. Эти элементы путей могут быть бетонными и даже полимерными, но наиболее распространены шпалы из древесины.
Известно, что у дерева два основных врага – влажность и биологические факторы, точнее, грибки, бактерии и насекомые. В подземных тоннелях достаточно сыро, поэтому срок службы деревянных изделий невелик. Для защиты деревянных шпал от влаги, микроорганизмов и вредителей их пропитывают особым химическим составом – креозотом.
Это бесцветная или желтоватая маслянистая жидкость, горючая и токсичная. Креозот почти не растворяется в воде и обладает тем самым резким характерным запахом. Изготавливают его из каменноугольного или древесного дегтя, используя процесс дистилляции. Впервые вещество получил в 1830 году немецкий химик и промышленник Карл фон Рейхенбах. Кстати, он же впервые получил и парафин, который сегодня используют в самых разных областях человеческой деятельности.
Уже более ста лет креозот используют для пропитки деревянных шпал. Обрабатывают детали этой жидкостью на заводе, в процессе изготовления. Вещество имеет свойство длительное время сохранять сильный запах, который ощущается за десятки метров от стальных магистралей, как подземных, так и обычных, железнодорожных.
Периодическая замена изношенных шпал на новые, со свежей пропиткой, делает запах креозота неистребимым. Для пассажиров и обслуживающего персонала метрополитена это «амбре» не представляет опасности. А вот работники шпалопропиточных цехов вынуждены использовать эффективные средства индивидуальной защиты.
Попадание жидкого креозота, в состав которого входят токсичные фенолы, на кожу и особенно на слизистые оболочки, чреваты сильными ожогами и даже появлением онкологических заболеваний. Опасны и испарения креозота в замкнутом пространстве. Из-за этого пропитанные шпалы категорически запрещено использовать в качестве строительного материала, хотя этим моментом часто пренебрегают.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Запах в метро: что издает знакомый с детства аромат подземки?
Опубликовано 26.05.2021 · Обновлено 03.06.2021
Вспоминаю свое первое посещение Московского метрополитена будучи ребенком: это величавое сооружение казалось невероятным творением человечества, где станции глубокого залегания с очень длинными эскалаторами, система переходов, как будто целый город просто переместили под землю, ну и конечно поезда, пролетающие тоннели на огромной скорости, доставляли массу положительных эмоций. Надеюсь, что большинство читающих данный материал граждан, бывали в метро и разделяют мои эмоции. Хочется отметить, что Московский и Санкт-Петербургский метрополитены как 40 лет назад так и сейчас обладают своеобразной аурой — запахом, улавливаемым уже возле входных дверей. Этот запах метро запоминается в детстве и, как по мне, является довольно приятным и притягательным. К большому сожалению сейчас на новых станциях его уже нет, а скоро не будет и во всех метрополитенах — радует что это «скоро» весьма и весьма относительное понятие, скажем точно так должно быть, ведь прогресс не стоит на месте.
Московский метрополитен времен СССР
Чем пахнет в метро?
Раз вы читаете это, то вероятно еще не знаете, что же именно издает этот запах. А может это эскалаторы, как кажется на первый взгляд? Или так пахнет любое подземелье? Догадки усложняет тот факт, что поезда используют электрическую тягу, а значит в экологическом плане все чисто, без выбросов.
Ладно, не буду тянуть строки по экрану — правильный ответ Шпалы! В метро специфический запах идет именно от Шпал — кто не знает, это подложка под рельсы, но только от шпал деревянных. Все дело в том, что дерево необходимо защищать от процессов гниения, которые вызывают расслоение структуры дерева и способствуют легкому расщеплению волокон древесины под весом рельсовых плетей и поездов. В качестве такой защиты применяют пропитку веществом, под названием «Креозот».
Пропитка шпал креозотом (До/После)
» data-medium-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-300×188.jpg» data-large-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-1000×625.jpg» width=»1000″ height=»625″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-1000×625.jpg» alt=»шпалы пропитка креозотом | шпалы пропитка креозотом | Движение24″class=»wp-image-43768″ data-srcset=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-300×188.jpg 300w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-1000×625.jpg 1000w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-768×480.jpg 768w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-1536×960.jpg 1536w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-520×325.jpg 520w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-720×450.jpg 720w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-320×200.jpg 320w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000.jpg 1800w» data-sizes=»(max-width: 1000px) 100vw, 1000px» /title=»шпалы пропитка креозотом | Движение24″ /> Пропитка шпал креозотом (До/После)
Свежераспиленные деревянные шпалы помещают в специальный заполненный креозотом бокс, из которого будет выкачан воздух. Такой «вакуумный маринатор» получается, только для дерева. Пузырьки воздуха выходят из шпал, а их место занимает пропитка из креозота. Таким образом все, даже мельчайшие поры древесины, остаются заполнены специальным составом.
Если вы спросите — безопасно ли это, вдыхать пары креозота, то давайте разберемся, что это за вещество такое. Креозот — это так называемое масло «каменного угля», бесцветная, воспламеняющаяся, труднорастворимая в воде маслянистая жидкость, получаемая из древесного и каменноугольного дёгтя. Представляет собой смесь фенолов, главным образом гваякола и крезолов. Так что отнюдь это не безопасно. На предприятиях по пропитке шпал принимаются серьезные меры безопасности, так как даже контакт креозота с кожей вызывает ожог и раздражение, а прямое вдыхание паров креозота чрезвычайно токсично. В европейских странах для работы с креозотом необходимо получать специальную лицензию.
Будущее деревянных шпал
Если смотреть на «большую» железную дорогу, то деревянные шпалы уже ушли в прошлое. В метро прогресс еще не спустился, хотя на самом деле использование деревянных шпал на бетонных основаниях тоннеля очень удобно, древесина гасит колебания, и сами шпалы легко устанавливаются. В чем дерево проигрывает железобетонным конструкциям, так это в долговечности. Так что постепенно, начиная с новых станций, бетонные шпалы постепенно замещают деревянные, вместе с тем и такой родной запах креозота также выветривается, и вскоре вовсе исчезнет.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Большинство людей бывали в метро, причем в разных городах, и отлично знают, что аромат здесь стоит необычный и перепутать его с чем-то практически невозможно. Многим он даже нравится.
Но почему в метро он именно такой?
Что за запах и почему он здесь возникает
Укладка железнодорожных путей может осуществляться по разным технологиям. У нас же, как правило, за многие десятилетия принцип не изменился. Как и в самом начале развития железной дороги, используются шпалы из древесины. Учитывая активное применение древесины и высокий процент влажности в подземных тоннелях, увеличивается риск разрушения дерева в виде гниения, сопровождающегося своеобразным запахом.
Чтобы уберечь древесину от разрушения, шпалы проходят предварительную обработку специальным веществом. В роли эффективной пропитки, обеспечивающей качественную профилактику, выступает креозот.
Вещество представляет собой маслянистую жидкость, не имеющую цвета, быстро воспламеняющуюся и очень плохо растворимую в обычной воде, но с насыщенным запахом. Сырьем для ее изготовления является деготь – каменноугольный или древесный. Впервые в 1830 году получил креозот Карл фон Рейхенбах в процессе дистилляции букового дегтя.
Именно это вещество и используется в качестве профилактической пропитки для шпал в течение уже долгого промежутка времени. Оно позволяет уберечь древесину от поражения насекомыми и гнилостных процессов. Наносится креозот на изделия на заводе, во время производства деталей, единоразово. Постепенно, благодаря воздушным потокам устойчивый запах разносится по всей территории метро.
Креозот, как показывают результаты ряда исследований, может относиться к канцерогенам, но прямых доказательств этому утверждению на текущий момент нет. Тем не менее, это повлияло на решение стран Евросоюза. В них, начиная с 2003 г., нелицензированное применение данного вещества запрещено.
Побывав в метро в нескольких городах, например, в Москве, Питере и Нижнем Новгороде, можно сделать вывод, что запах, который там царит, не одинаков. В большинстве случаев в Нижегородском метрополитене можно почувствовать аромат, сходный с тем, который есть в заброшенных и очень старых домах или на чердаках. Он достаточно приятный, хоть и отдает слегка плесенью.
Специалисты утверждают, что это связано с близким расположением воды. Специфический запах появляется в связи с наличием сырости и, естественно, плесени.
Информация об этом журнале
Путейцы, которые меняют шпалы иногда становятся жертвами креозота. Топят измельчёнными шпалами печки и даже коптят мясо. Это зачастую деревенские жители и им пофигу, лишь бы дерево. В детстве я видел дядьку, который коптил колбасу стружкой от шпал, можно в сети найти рассказы про это по всему миру. Например, в Чехии умерла вся семья путейца от рака желудка. Наелись домашней колбаски с креозотом.
Edited at 2020-07-27 02:21 am (UTC)
В Москве потихоньку меняют пути в метро (согласно нормативам) и устанавливаются новые шпалы. Тот самый запах уже практически исчез. Нет, встречается на некоторых станциях, но редко.
Три восклицательных знака как сокращённый вариант эмблемы Эволюционного Марша
Аврора Эволюционного Марша
Тонка и красная линия: чем на самом деле пахнет московское метро
На днях московский метрополитен попробовал ароматизировать воздух в нескольких поездах. Для тестирования выбрали безыдейные отдушки, а также линию, которая в ароматизации нуждается меньше всего — прекрасно проветриваемую Филевскую. Мы провели работу над ошибками и готовы предложить другие запахи, подходящие веткам метро — культурно и исторически.
Сокольническая линия
Сосны и старые книги
Красная ветка — самая старая в Московском метрополитене: 15 мая 1935 года от станции «Сокольники» отправился первый в истории московского метро поезд с пассажирами. Дух у линии выраженно академический: здесь много станций, расположенных по соседству с крупными вузами и библиотеками, поэтому в вагонах кто‑нибудь обязательно читает — готовится к семинару или экзамену. Если обогатить сладковато-пыльный запах старых книг в «Ленинке» ароматом вековых сокольнических сосен — когда‑то в Сокольниках был заповедный сосновый бор, где охотились великие князья, а потом цари, — получится идеальная отдушка для уважаемой ветки.
Готовый запах: Comme des Garçons Monocle Scent One: Hinoki — хвоя, камфора и пожелтевшие страницы.
Замоскворецкая линия
Свежий усадебный воздух
Исторически Замоскворечье — широкий полумесяц на противоположном Кремлю берегу Москвы-реки — благополучный район усадеб, садов и огородов за глухими заборами, спокойный и патриархальный. Усадебную тему ветки продолжают Коломенское и Царицыно, огромные музеи-заповедники в ее южной части — «зеленые легкие столицы». Сильно загруженной и почти целиком проходящей под землей (за исключением станции «Технопарк» и прилегающих к ней перегонов) ветке немного зеленой свежести явно не помешает.
Готовый запах: Serge Lutens L’Eau Froide — холодные ручьи и осенний туман в лесном овраге.
Арбатско-Покровская линия
Самая протяженная линия московского метро проходит с востока на запад через центр города: ее станция «Площадь Революции» ближе всего к Красной площади. Соседство с Кремлем и важными образцами псевдорусского стиля, например Государственным историческим музеем и ГУМом, во многом определило убранство станционных залов синей ветки. Взять хотя бы «Арбатскую» с ее нарядными завитушками и пестрым полом-ковром, который с утра до ночи увлеченно фотографируют иностранные туристы. Хотелось бы продолжить русскую тему и в запахе — например, чаем с баранками и вареньем.
Готовый запах: Masque Milano Russian Tea — травяной сбор, смолистый лес и растопленная баня.
Кольцевая линия
Пятая линия — одна из самых неуютных в московской подземке: соединяя семь вокзалов, она бесконечно перекачивает по кругу нервную энергию транзитных пассажиров, а также их громоздкие чемоданы. Станции, построенные в 1950-х годах, очень красивы, но любоваться роскошными залами среди толп успевают разве что туристы: местные жители, которые торопятся на работу, просто мечтают попасть в вагон с минимальным вредом для здоровья. Словом, «кольцо» скорее нуждается в мягкой седации, чем в приятной отдушке. Ученые говорят, что неплохо успокаивает, к примеру, лаванда.
Готовый запах: Parfums de Nicolai Haute Provence — простой и приятный лавандовый одеколон с оттенками мяты и розмарина.
Калужско-Рижская линия
Первый участок будущей Калужско-Рижской линии — четыре станции от «Проспекта Мира» до «ВДНХ» — был открыт в 1958 году. Это душа и сердце оранжевой ветки, а также место, откуда по всей Москве разъезжаются цветы: из «Аптекарского огорода» на «Проспекте Мира» везут горшки с редкими гортензиями, c Рижского рынка на одноименной станции — пионы, ромашки и даже незабудки. Эта ветка — цветочная.
Готовый запах: Laboratorio Olfattivo Décou-Vert — сирень и ландыши, припудренные зеленой пыльцой.
Таганско-Краснопресненская линия
Самая загруженная линия Московского метрополитена и вдобавок одна из самых скучных с точки зрения архитектуры — сплошь колонные станции мелкого заложения, построенные по болванкам. Даже цвет, которым ветку обозначают на схемах, — цвет уныния, с чем вряд ли станут спорить жители «Кузьминок», «Выхино» и «Пролетарской», станций с нечеловеческой толкучкой в час пик. Но давайте про красивое: во второй половине XVIII века кварталы вокруг «Кузнецкого Моста» превратились в главный модный район Москвы (местные ателье и галантерейные лавки в основном держали французы, которым благоволила Екатерина II) и с тех пор остаются таковыми — за вычетом нескольких лет после Октябрьской революции. То, чем сладко тянет из главного входа в ЦУМ на Кузнецком Мосту, — свежим хлопком, абстрактной парфюмерией и каким‑то непонятным холодком — можно использовать и в метро.
Готовый запах: Penhaligon’s Sartorial — горячий пар утюгов, дорогие ткани и капелька снобизма.
Серпуховско-Тимирязевская линия
Серая ветка — самая длинная полностью подземная линия метро в Европе: 41 с лишним километр, почти час пути между конечными точками. Строили ее в основном в 1980-х, поэтому большинство станций сделаны по типовым проектам — сказать что‑то особенное про «Южную» или, например, «Полянку» довольно сложно. Но есть у ветки особенность: осенью ее поезда наполняются сладким и терпким запахом яблок и груш: пассажиры без дач и дачных друзей, покупают их в Мичуринском саду, плодовом питомнике Тимирязевской академии. Удовольствие сезонное, а хочется, чтобы длилось весь год.
Готовый запах: Nobile 1942 La danza delle Libellule — яблоко сорта «пепин шафранный», запеченное с корицей и ванилью.