Занятие вятичей чем они занимались

Вятичи. Кто они?

Племена вятичи занимают значительное место в истории древней Руси, хотя у большинства читателей их имя связывается с городом Вятка. Как ни странно отчасти они в этом правы. Мы можем проследить пути предков вятичей именно отсюда из центральной России и Верхней Волги. Но для этого надо заглянуть на несколько тысячелетий.

После такого разгрома, оставшись без племенной верхушки, ванты по Десне и Сейму стали продвигаться на восток. Анализ вятичских древностей найденных при раскопках показывает, что они ближе всего к материальным археологическим свидетельствам верховьев Днестра. Да и сами названия этих рек говорят об их западных корнях: Десна – правая рука или рукав, если подниматься по Днепру, а Сейм – общая река. Ванты обосновались в верховьях Оки, на землях исчезнувшей „мощинской культуры“ имеющей балтские корни. Историки предполагают, что здесь, вероятно, прошло моровое поветрие, из-за чего и появились относительно свободные земли. Финно-угорские племена меря, мещера, мурома, какого-либо сопротивления вятичам оказать не смогли, и постепенно были оттеснены на северо-восток.
Был ли у переселенцев предводитель Вятко, остается неясным. По одной из версий слово вятичи, произошло не от имени их вождя, а от их искаженного самоназвания – вентичи или вантичи. Вероятнее всего, так их назвали новгородцы, которые примерно сходно называли карел – онежичи, псковичей и смолян – кривичи. Подтверждением такой версии можно считать и сообщение арабского автора IX века аль Гардизи, он так пишет о вятичах: „И на крайних пределах славянских лежит земля называемая Вантит“.
Вятичи расселились на территории нынешней Калужской области. Столицей у них был город Горьдно, превратившийся из-за ошибки переписчика Владимира Мономаха в Корьдно. Горьдно стоял на пересечении двух древних торговых путей: по Угре – из Прибалтики и по верхней Оке – к Киеву. Вятичи активно включились в торговлю со своими соседями и возили свои меха в Булгар, где их скупали хазары. После того как вятичи помогли новгородцам в походе на Крым (790-800 гг.), хазары покорили их и наложили дань. Дань была жестокая, по шлягу (золотая монета) с рала (плуга) и вятичи платить ее перестали. Чтобы уйти от нее они использовали уже проверенную тактику, применяемую ими в прошлом, – свои жилища они умело укрывали в лесу, и потому дань собиралась только с тех, кого смогли отыскать. Возможно, поначалу это делалось не преднамеренно, ведь свои поселения вятичи-пахари меняли примерно через 5 лет по мере истощения почв. Верхушка вятичей оказалась в сложном положении, ей приходилось выкручиваться. В Горьдно хазарских гонцов принимали с почетом, их заверяли, что платить никто не отказывается, но вот не с кого собирать. Возможно, хазары, пробовали это сделать сами, но поняв, что их наезды не эффективны (больше расходов), от вятичей отстали. Возможна и другая причина потери интереса к вятичам, хазар интересовали меха куницы и соболя, а здесь их за два-три десятка лет интенсивной охоты почти не осталось. Да и качество мехов средней полосы явно уступало северным. Такой удачный расклад вятичам явно понравился, и с той поры они очень любили прятать свои ценности и прибедняться.
Интересны взаимоотношения вятичей с Киевской Русью. Олег, рассматривал их как союзников в борьбе с Хазарией, но присоединять их к Киеву силой на тот момент он не пытался. Интересно, что в летописях в составе войска Олега при походе на Царьград (907 г.) вятичи не упомянуты. Как показал дальнейший ход событий, вятичи не любили ввязываться во всяческие авантюры, и стремились поменьше привлекать к себе внимания. Например, они никогда не строили больших и богатых городов, что могло бы послужить приманкой для завоевателей.
В походе на Хазарию в 964 году Святослава по пути туда освободил вятичей от хазарской дани, и те помогли ему в передвижении войска, снабдив срубленными ладьями, проводниками и даже воинами. Но на обратном пути Святослав наложил на вятичей дань, ничуть не меньше хазарской. Вятичам это не очень понравилось, и, заплатив поначалу, они вскоре отказались ее платить. Не исключено, что вятичи были в курсе событий, и знали, что Святослав со своей дружиной ушел в Болгарию, Примерно таким же путем они решили поступить и с сыном Святослава Владимиром, в 981 году завоевавшего вятичей. Пришлось Владимиру уже через год отправиться туда вновь: „заратишася Вятичи, и иде на ня Владимиръ, и победи е второе“. Что было дальше, летописи умалчивают, но вятичи получили нелестную характеристику киевского летописца как грубое племя, „яко звери, ядуще все нечисто“.
В действительности археологические раскопки показывают, что вятичи не были такими уж дикими. Они занимались скотоводством и землепашеством, у них были многочисленные ремесленные мастерские кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Высокого уровня у вятичей имело ювелирное дело, и коллекция литейных форм найденных на их землях уступает только киевским. Мастера-ювелиры изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты. Одних перстней вятичами производилось около 60 видов, а знаменитые семилопастные височные подвески носили только вятичские женщины. Сегодня по этим височным кольцам археологи точно определяются границы расселения вятичей.
После походов Владимира упоминания о вятичах почти на сто лет исчезают со страниц летописей. Если где монахи-летописцы вскользь их упоминают, то не жалея красок чернят. Связано это было с тем, что вятичи перекрывали прямую дорогу из Киева к Ростову и Мурому, из-за чего киевлянам приходилось объезжать их земли через Смоленск. Об этом можно узнать из былин. Илья Муромец, проехав из Мурома в Киев прямой дорогой, с гордостью рассказывает об этом Владимиру:

А проехал я дорогой прямоезжею,
Из стольного города из Мурома,
из того села Карачарова.

На что киевские богатыри говорят князю:

А ласково солнце Владимир князь,
В очах детина завирается:
А где ему проехать дорогу прямоезжую.

Действие другой былины о Соловье Разбойнике, также происходит на земле вятичей. Балтское племя голядь жившее в Смоленской и Калужской областях постоянно грабило купеческие обозы. По былине даже можно уточнить место обитания Соловья разбойника – „Брынские леса“. На речке Брынь, впадающую в приток Оки Жиздру, недалеко от вятичского города Козельска, и сегодня есть село Брынь. Схваченный в тех местах Соловей Разбойник – не кто иной, как известный предводитель голяди Могута, по сообщению одной из летописей приведенный на пир к князю Владимиру в 1006 году.
Получив относительную свободу, к концу XI века вятичи заметно расширили владения, а свою общность превратили в подобие княжества. Это было монархическое государство, располагавшееся на территориях нынешних Тульской, Калужской и Рязанской областей. К нему вскоре примкнули балтские племена, проживавшие на территории Московской области, и жившие южнее (Курская, Орловская и Липецкая обл.) славяне. Об этом можно судить по культуре вятичей и их хозяйству. Например, от балтов они позаимствовали косу. По находкам археологов длина лезвий, ее достигала полуметра, а ширина 4-6 см. Это притом при всем, что почти до XVII века во всей России предпочитали серп, и царю Алексею Михайловичу пришлось даже издавать указ об обязательном переходе в хозяйствах с серпов на косу „литовку“, – неисполнение указа каралось строгим наказанием.
Еще к одному веянью от литвы можно отнести первые усадьбы вятических феодалов очень похожие на западные замки. Укрепленные усадьбы были невелики: в середине был двор – небольшая свободная от застроек площадка, по кругу располагались хозяйственные постройки, ремесленные мастерские, полуземлянки челяди и погреба. Внушительных размеров дом на мощном каменном фундаменте отапливался печью очень похожей на камин. Как правило, из усадьбы к ближайшей реке шел подземный ход. В Тульской области только в бассейне реки Упы такие усадьбы-крепости были у селений Городна, Таптыково, Кетри, Старая Крапивенка, Новое Село. Встречались они и в южных районах, например, в Орловской области точно такие же усадьбы были найдены на реке Неполоди (Спасское городище) и у деревни Титово-Мотыка.
К влиянию со стороны южных славянских племен можно отнести увеличение пантеона богов и расширение религиозных обрядов. К почитанию Стрибога (старого бога Луко), создавшего мир, добавилось почитание Ярилы – бога землепашцев и войны. 23 июня, когда солнце дает наибольшую силу растениям вятичи отмечали праздник Купалы – бога земных плодов. Вятичи верили, что в ночь Купалы деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шумом ветвей. У молодежи особым почитанием пользовался весенний Лель – бог любви, воспевалась вятичами и богиня Лада – покровительница брака и семьи. Славянские боги постепенно оттесняли балтские верования в чудесных спутников жизни, лешего, водяного, домового. Домовой представлялся маленьким старичком, заросшим волосами, ворчливым, но добрым и заботливым. В представлении вятичей вредным и неказистым старичком был и Дед Мороз, который тряс седой бородой и вызывал трескучие морозы. Вятичи Дедом Морозом пугали детей. Оба этих персонажа, несомненно, были похожи на гномов или эльфов, культ которых процветал на западе еще до н. э.
В течение XI века земли вятичей продолжали богатеть и застраиваться. На сегодняшний день археологами найдено 1621 поселение, среди которых около 30 городищ. Города вятичей были небольшими и имели от 1 до 3 тысяч населения. Среди них известные нам и сегодня города – Воронеж (впервые упомянут в 1155 г.), Дедославль (1146), Козельск (1146), Кромы (1147), Коломна (1177), Москва (1147), Мценск (1146), Неринск (1147), Елец (1147), Серенск (1147), Тешилов (1147), Трубеч (1186). К ним можно отнести и нынешний город Рязань (1095), поначалу именовавшийся Переяславль-Рязанский. Здесь в пойме Оки на северной окраине на бывшем острове находилось богатое торговое поселение вятичей.
Вятичи продолжали дружить с новгородцами и продавали им зерно. Вместе с ними они участвовали в торговле с Хазарией. Одним из главных товаров вятичей были меха белки и куницы, шкуры бобра и мед. Оттуда они привозили ткани, пряности и сладости, а дирхемы они переплавляли, делая из них серебряные браслеты и другие украшения.
Лишь во второй половине XI века Владимир Мономах после двух походов вновь утвердил свою власть над вятичами. В своем „Поучении“ сыновьям он писал: „А в вятичи ходихом по две зимы да Ходоту я сына его“. По-ходы Мономаха были направлены против вятического князя Ходоты, столицу которого Коръдно археологи до сих пор не установили. Но что интересно, Мономах ничего не сообщает, ни о результатах этих походов, ни об обложении вятичей данью. Да и через год на съезде князей в Любече, где делили княжеские столы, земля вятичей нигде не упоминается.
В 1096 году изгнанный Мономахом из Чернигова Олег Святославич занимает Старую Рязань. От его брата Ярослава начинается династия рязанских князей и вятичи оказываются в кольце древнерусских княжеств. После смерти Мономаха вятические окраины уже подчинены Мурому, Чернигову, Смоленску и Рязани. Окончательно вятичи были присоединены к Киевской Руси в период междоусобиц между Ольговичами и Мономаховичами, когда по их землям не раз прошли славянские дружины Святослава Ольговича и Юрия Долгорукова.
Летопись последний раз упоминает вятичей – в 1197 году. Для сравнения приведу последние упоминания в них других племен: поляне в 944 году, древляне – в 990-ом, кривичи – в 1127-ом, радимичи – в 1169-ом. Самое свободолюбивое племя дольше всех удерживало и свое имя.

ЧТО НАМ ОСТАЛОСЬ ОТ ВЯТИЧЕЙ

Источник

· Образовательная: способствовать формированию знаний учащихся о происхождении, путях расселения славян, хозяйственных занятиях, быте и верованиях восточнославянских племен.

· Развивающая: продолжить формирование умений работы с исторической картой, навыков самостоятельной работы с текстом учебника.

· Воспитательная: способствовать сохранению традиций наших предков.

Методические приемы: лекция, беседа, демонстрация, самостоятельная работа.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Тип урока: комбинированный, проблемный урок с элементами лабораторной работы в сопровождении компьютерной презентации.

1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2. Актуализация знаний.

Учитель. На прошлом уроке мы вспомнили науки, которые помогают историку изучать прошлое, и виды исторических источников. Карточки, которые вы сейчас получите, помогут вам вспомнить материал прошлого занятия. (Раздаются карточки. Учащиеся выполняют задание).

Учитель. А теперь обменяйтесь карточками и обратите внимание на экран, где указаны правильные ответы. Проверьте карточку своего напарника и поставьте оценку (Учащиеся выполняют задание и сдают карточки учителю).

1. Изучение нового материала.

1.Вступительная часть, мотивация, целеполагание:

Сегодня мы продолжим с Вами знакомиться с историей нашего края. На прошлом занятии Вы уже узнали о методах, с помощью которых изучают прошлое.

Хотите ли вы сами оказаться в роли исследователей-историков, сделать свое маленькое открытие?

Вопросы для беседы с учащимися:

1. Знакомо ли Вам понятие «восточные славяне?

(Восточные славяне – племена, населяющие восточную Европу.)

2. Имеет ли этот народ отношение к терри­тории нашей страны?

(Восточные славяне – предки русского народа).

Науке известно, что к 8-9 векам территорию восточной Европы заселяют племена восточных славян, наших с вами предков.

Давайте посмотрим, как проходило это расселение и вспомним какие племена относились к группе восточных славян.

Названия славянских племен

Географические ориентиры поселения

в болотистой местности между

у берегов озера Ильмень, Новгород

в бассейне реки Оки

Посмотрите внимательно на карту. Вот река Ока, вот территория современной Орловской области. Являлись ли эти земли заселенными славянскими племенами? Какими?

Да, вятичами. Сегодня на уроке мы познакомимся с занятиями и бытом наших предков вятичей.

(На уроке познакомимся с происхождением вятичей, занятиями, бытом.). Начнем работу и план нашей деятельности такой:

1. Происхождение вятичей

1.Происхождение и расселение вятичей.

В глубокой древности, 8 веке нашей эры, наш край был покрыт густыми лесами. Лишь возле рек были поля и луга. Именно в это время земли Орловской области заселило одно из восточно славянских племен – вятичи.

Запись в тетрадь : 8 век – заселение вятичей на территории Орловского края.

Откуда пришли они? – вопрос, открытый до сих пор. Автор «Повести временных лет» Нестор, объясняя наименование «вятичи», назовет их прямыми потомками некоего Вятка («а Вятко сел с родом своим на Оке, от него же прозвались вятичи»). При этом, говорит что происходил род от «ляхов», т.е. являлись вятичи выходцами с территории современной Польши, точнее, пришли со стороны территорий, занятых польскими славянскими племенами.

Какой вывод можно сделать.

Итак подведем итог.

— Предками какого племени мы являемся

-Когда они заселили Орловский край?

-Отложите на ленте времени даты веков. Посчитайте сколько веков прошло со времени заселения вятичей.

2.Перейдем к изучению второго пункта плана.

Учитель: Давайте подумаем, в каких климатических условиях жили наши предки?

ü Полноводные реки

ü холодные зимы на севере

ü плодородные земли

Итак, мы с вами владеем информация о природных условиях, в которых жили наши предки. Давайте теперь выдвинем предположение.

Какие занятия могли бы быть у вятичей в таких природных условиях?

Занятие вятичей чем они занимались. Смотреть фото Занятие вятичей чем они занимались. Смотреть картинку Занятие вятичей чем они занимались. Картинка про Занятие вятичей чем они занимались. Фото Занятие вятичей чем они занимались

Земледелие? Возможны любые ответы которые выписываются

Скотоводство? учителем на доску в качестве гипотетических

Что нам нужно, чтобы подтвердить предположение?

Давайте постараемся определить по этим предметам, насколько верны наши предположения о занятиях славян?

Учитель раздает на парту по 1-2 артефакта. Пока проходит по классу. Ученики обсуждают между собой назначение предметов.

Далее вместе с учителем подтверждаются или добавляются те занятия, которые доказываются материалами раскопок.

Фрагменты воска, сот

Наконечник стрелы, крючок

Рог, шерстяная нить

-Какие занятия у вятичей существовали?

Учащиеся. Земледелие, скотоводство, охота, рыболовство

Учитель. Какое занятие было главным у вятичей?

Ученик. Главным занятием вятичей было земледелие.

Учитель. Охарактеризуйте подсечно-огневую систему земледелия.

Ученик. При подсечно-огневой системе земледелия, сначала необходимо было вырубить лес, выкорчевать пни и поджечь их. Зола шла для удобрения почвы. Землю обрабатывали 2-3 года, а когда она переставала давать хороший урожай, ее забрасывали и готовили новый участок.

Одна семья могла бы выполнить такую работу?

Учитель. Что такое переложная система земледелия?.

Ученик: переложная система земледелия отличалась от подсечно-огневой тем, что истощенные участки земли не обрабатывались 20-30 лет до восстановления ее плодородия, а затем эти участки снова распахивались.

Учитель. Какие орудия труда использовал земледелец?

Ученик. Земледелец использовал соху, борону, серп.

У вятичей хорошо было развито земледелие. Об этом говорят и археологические раскопки. Например, у д. Лебедки на р. Цон Урицкого района. Один из железных сошников представляет собой массивную тре­угольную пластину больших размеров, напоминающую по своей форме плужный лемех.

Учитель. Какие культуры возделывали вятичи?

Ученик. Вятичи сеяли пшеницу, яровую рожь, просо, ячмень и гречиху. В огородах сажали репу, редьку, свеклу, капусту, лук, чеснок.

Во время многочисленных раскопок в Орловском крае было найдено много горшков, в которых находилось зерно. Это свидетельствовало о том, что основным занятием наших предков в ХI-ХIII вв. стало земледелие.

Учитель. Что называлось житом?

Ученик. Житом (от слова «жить») называли зерно, так как хлеб был главной пищей вятичей.

Учитель. Каких домашних животных разводили вятичи?

Ученик. Вятичи разводили коров, коз, овец, свиней, лошадей.

Вятичи разводили и домаш­нюю птицу — кур и гусей, а также уток, домашних лебедей и голубей. Конина почти не употреблялась в пищу, а применялась лошадь повсеместно как упряжное животное.

Учитель. С какими ремеслами были знакомы вятичи?

Ученик. У вятичей успешно развивались ремесла – выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело.

У вятичей было хорошо развито ремесло. При раскопках поселений вятичей находят и украшения, например, височные кольца. Это н аиболее характерное украшение славянских женщин. Разные племена имели свои характерные формы. Кольца подвешивали на лентах или ремешках к головному убору, иногда втыкали в ленту или ремешок, иногда укрепляли непосредственно в волосах или продевали в мочку уха. Их делали из серебра, бронзы, меди. Височные кольца вятичей семилопастные.

Из древесины изготавливали сохи, бороны, вилы, грабли, сани, телеги, бочки, ведра и т. д.

Сделаем вывод: Много ли занятий было у славян? Какие?

Да, много очень разнообразных занятий. Перечисление.

Поработали- можно и отдохнуть.

3.Перейдем к изучению 3 пункта плана. Здесь мы выясним как выглядели наши предки, какое жилище строили и особенности их быта.

Дополнительный материал к уроку:

Прокопий Кесарийский о славянах.

«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».

Маврикий Стратег о славянах.

«Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково…

У них большое количество разнообразного скота и плода земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов для вследствие случающихся с ними… опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.»

Учитель. Опишите внешний вид вятичей?

Ученик. Вятичи очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.

2.Учитель. Какие черты характера наших предков отмечают авторы документов?

Ученик. Племена славян отличает любовь к свободе, их нельзя склонить к рабству. Славяне ласково относятся к иноземцам.

Учитель. Пользуясь документами опишите жилища наших предков?

Ученик. Прокопий Кесарийский пишет так: «Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства».

Учитель. Основной тип поселения вятичей — селища. Лишь в случае военной опасности население укрывалось в горо­ дищах. Вятичи освоили почти все старые городища и возвели ряд новых, отличавшихся круговой планировкой валов и рвов. Жилища представляли собой прямоугольные землянки, обложенные изнутри деревом, над которыми возвышались деревянные срубы с двускатной крышей. Раз­ меры небольшие — 4×4 м.

Ученик. Поселок находится на берегу реки, он небольшой, обнесен забором. Поселок состоит из отдельных домов, значит, славяне живут семьями. Видно, что все постройки сделаны из дерева.

Работа. Детей тоже с раннего детства приучали к работе. С 9 лет мальчиков учили ездить на лошади, загонять во двор скотину, стеречь ночью лошадей. С 13 лет они уже боронили поле, пахали, ходили на сенокос.

Осуждалась лень. Про лентяев люди говорили, что они “бьют баклуши” Баклушами называли деревянные плахи, из которых делали ложки. Заготовка баклуш считалась легким, несерьезным делом.

Учитель Какой вывод можно сделать из узнанного вами?

Ученик ответы детей.

Учитель. Итак, ребята, мы познакомились с занятиями и бытом вятичей. Викторина поможет нам закрепить материал, пройденный на уроке.

Занятие вятичей чем они занимались. Смотреть фото Занятие вятичей чем они занимались. Смотреть картинку Занятие вятичей чем они занимались. Картинка про Занятие вятичей чем они занимались. Фото Занятие вятичей чем они занимались1. Предками какого племени мы являемся?

Занятие вятичей чем они занимались. Смотреть фото Занятие вятичей чем они занимались. Смотреть картинку Занятие вятичей чем они занимались. Картинка про Занятие вятичей чем они занимались. Фото Занятие вятичей чем они занимались2.В каком веке вятичи заселили берега Оки? (8 в.)

Занятие вятичей чем они занимались. Смотреть фото Занятие вятичей чем они занимались. Смотреть картинку Занятие вятичей чем они занимались. Картинка про Занятие вятичей чем они занимались. Фото Занятие вятичей чем они занимались3. Как возникло название племени «вятичи»? (от имени Вятко)

Занятие вятичей чем они занимались. Смотреть фото Занятие вятичей чем они занимались. Смотреть картинку Занятие вятичей чем они занимались. Картинка про Занятие вятичей чем они занимались. Фото Занятие вятичей чем они занимались4. Каковы были основные занятия вятичей? (земледелие, скотоводство, ремесло, бортничество, рыболовство и др.)

Занятие вятичей чем они занимались. Смотреть фото Занятие вятичей чем они занимались. Смотреть картинку Занятие вятичей чем они занимались. Картинка про Занятие вятичей чем они занимались. Фото Занятие вятичей чем они занимались5. Какие культуры выращивали наши предки?

Занятие вятичей чем они занимались. Смотреть фото Занятие вятичей чем они занимались. Смотреть картинку Занятие вятичей чем они занимались. Картинка про Занятие вятичей чем они занимались. Фото Занятие вятичей чем они занимались6. Каких домашних животных разводили?

Занятие вятичей чем они занимались. Смотреть фото Занятие вятичей чем они занимались. Смотреть картинку Занятие вятичей чем они занимались. Картинка про Занятие вятичей чем они занимались. Фото Занятие вятичей чем они занимались7.С какими ремеслами были знакомы вятичи?

Д/З § 1, ответить на вопросы к параграфу на с.13

подготовка сообщения о земледельческих праздниках, приметах, гаданиях наших предков
— найти загадки, пословицы, поговорки
— составить кроссворд на тему: “Вятичи”.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

1. Происхождение вятичей

6. Независимые вятичи (XI век)

7. Вятичи теряют независимость (XII век)

В V веке началось переселение славян на земли Восточной Европы. В VIII-IX веках в междуречье Волги и Оки и на верхний Дон пришел союз племен во главе со старейшиной Вятко; по его имени этот народ стал называться «вятичи».

Летописное упоминание “от ляхов” вызвало обширную литературу, в которой, с одной стороны, обосновывалась возможность именно польского (“от ляхов”) происхождения вятичей (в основном это польские истоки), а с другой стороны высказывалось мнение, что речь идет об общем направлении продвижения вятичей, то есть с запада.

Это подтверждает гипотезу о западном происхождении вятичей и иже с ними: имя Болеслав наиболее широко распространено у чехов, словаков и в Польше.

Вятичи-славяне получили нелестную характеристику киевского летописца как грубое племя, «яко звери, ядуще все нечисто». Вятичи, как и все славянские племена, жили родовым строем. Они знали только род, который означал совокупность родственников и каждого из них; роды составляли «племя». Народное собрание племени избирало себе вождя, который командовал войском во время походов и войн. Он назывался старинным славянским именем «князь». Постепенно власть князя усиливалась и становилась наследственной. Вятичи, жившие среди необозримых лесных массивов, строили бревенчатые избы, схожие с современными, в них прорубались маленькие окошечки, которые во время холодов наглухо закрывали задвижками.

Судя по археологическим источникам, вятические городища и селища VIII—Х вв. и тем более XI—XII. вв. были поселениями уже не столько родовых общин, сколько территориальных, соседских. Находки говорят о заметном имущественном расслоении среди жителей этих поселений той поры, о богатстве одних и бедности других жилищ и могил, о развитии ремесел и торгового обмена.

Интересно, что среди местных городищ той поры встречаются не только поселения «городского» типа или явные сельские селения, но и совсем небольшие по площади, окруженные мощными земляными укреплениями городища. По-видимому, эти остатки укрепленных усадеб местных феодалов того времени, их своеобразные «замки». В бассейне Упы подобные усадьбы-крепости обнаружены близ селений Городна, Таптыково, Кетри, Старая Крапивенка, Новое Село. Есть такие и в других местах Тульского края.

В X веке в землю вятичей начинает проникать христианство. Вятичи дольше других славянских племен сопротивлялись принятию христианства. Правда, насильственного крещения не было, но можно наблюдать постепенное изменение языческого ритуала (сжигание покойников) к христианскому ритуалу (захоронение), конечно, с рядом промежуточных ступеней. Этот процесс в северной вятичской земле закончился лишь к середине XIV века.

Установление особенностей погребального обряда, керамики и вещей, обнаруженных в ходе раскопок, их сопоставление с другими материалами помогает хоть в какой-то мере восполнить крайнюю скудость дошедших до нас письменных сведений о местном населении той далекой поры, о древней истории нашего края. Археологические материалы подтверждают сведения летописи о связях местного вятического, славянского племени с другими родственными племенами и союзами племен, о длительном сохранении в быту и культуре местного населения старых племенных традиций и обычаев.

Захоронения в вятичских курганах очень богаты вещевым материалом, как в количественном, так и в художественном отношениях. В этом они существенно отличаются от захоронений всех других славянских племен. Особенным разнообразием вещей характеризуются женские захоронения. Это свидетельствует о высокой развитости культовых представлений (а значит, идеологических) вятичей, о степени их самобытности, а также об особом отношении к женщине.

Этноопределяющим признаком вятичей при раскопках являются семилонастные височные кольца, найденные в сотнях женских погребений.

Их носили на головной ленте из кожи, ткани или луба, покрытого тонкой полотняной плетеной тканью. На лбу ткань украшалась мелкими бусинками, например, из стекла желтого цвета вперемешку с просверленными вишневыми косточками. Кольца продевались одно над другим в сложенную вдвое ленту, нижнее кольцо подвешивалось на месте сгиба ленты. Ленты свисали с правого и левого висков.

В 964 году киевский князь Святослав замыслил завоевать булгар и хазар вторгся в пределы самого восточного славянского народа. Проходя по Оке, он, как пишет летопись, “налезе на вятичи. ”.

Естественно, вятичи не собирались выполнять свои обязательства, иначе зачем же князю Святославу снова в 966 году приводить к покорности вятичей, т.е. снова заставлять их платить дань.

Видимо, некрепкими были эти платежи, если через 20 лет в 985 году князю Владимиру снова придется идти походом на вятичей, и на этот раз окончательно (а у вятичей не было другого выхода) привести к дани вятичей. Именно с этого года вятичи считаются входящими в Русское государство. Считаем все это неточным: платеж дани не означает вхождения в государство, которому платится дань. Итак, именно с 985 года, вятичская земля осталась относительно самостоятельной: дань платили, но правители оставались своими.

Все же именно с конца X века вятичи начинают массово овладевать Москвой-рекой. В начале XI века их движение внезапно застопорится: завоевывая и ассимилируя фино-угорские земли, вятичи вдруг сталкиваются на севере со славянским же племенем кривичей. Возможно, принадлежность кривичей к славянам и не остановила бы вятичей в их дальнейшем продвижении (тому в истории множество примеров), но вассальная принадлежность вятичей сыграла свою роль (конечно, нельзя не учитывать и родственность языка, хотя в те времена такой аргумент и не являлся решающим), ведь кривичи уже давно вошли в состав Руси.

6. Независимые вятичи (XI век)

К началу XI века, область расселения вятичей достигла максимального размера и занимала весь бассейн верхней Оки, бассейн средней Оки до Старой Рязани весь бассейн Москвы-реки, верховья Клязьмы.

В 1066 году гордые и непокорные вятичи вновь поднимаются против Киева. Во главе их встают Ходота с сыном, известные в своем крае приверженцы языческой религии. Лаврентьевская летопись под 1096 годом сообщает: “. а в вятичи ходихо по две зимы на Ходоту и на сына его. ”. Из этой краткой записи можно извлечь интересное соображение.

Если летопись считала достойным упомянуть сына Ходоты, то он занимал у вятичей особое положение. Возможно власть у вятичей была наследственной, и сын Ходоты являлся наследником отца. На их усмирение идет Владимир Мономах. Первые его два похода закончились ничем. Дружина прошла сквозь леса, так и не встретив неприятеля. Лишь во время третьего похода Мономах настиг и разгромил лесное войско Ходоты, но его предводитель сумел скрыться.

Ко второй зиме великий князь готовился по-иному. Прежде всего он заслал своих лазутчиков в вятические поселения, занял основные из них и завез туда всякого припаса. И когда ударили морозы, Ходота вынужден был пойти отогреваться по избам и землянкам. Мономах настиг его в одной из зимовок. Дружинники вырубили всех, кто попался под руку в этом сражении.

Но долго еще ратились и бунтовали вятичи, пока воеводы не перехватали и не перевязали всех зачинщиков и не казнили их на глазах у поселян лютой казнью. Только тогда земля вятичей окончательно вошла в состав Древнерусского государства.

Во время правления Ярослава Мудрого (1019-1054) вятичи в летописях совсем не упоминаются, как-будто бы между Черниговом и Суздалем нет никакой земли, или эта земля не имеет никакого отношения к бурлящей жизни Киевской Руси. Более того, в летописном списке племен этого времени вятичи тоже не упоминаются. Это может означать лишь одно: вятичская земля не мыслилась в составе Руси. Скорее всего, Киеву платилась дань, и на этом взаимоотношения заканчивались. Трудно предположить, что дань во времена Ярослава Мудрого не выплачивалась: Киевская Русь была сильна, едина, и Ярослав нашел бы средства образумить данников.

Есть немало свидетельств полной независимости вятичей во второй половине XI века. Одно из них приведено выше: полное умолчание в летописях.

Вторым свидетельством может служить отсутствие полного пути из Киева в Ростов и Суздаль. В это время приходилось добираться из Киева в Северо-Восточную Русь кружным путем: сначала вверх по Днепру, а потом вниз по Волге, в обход вятичской земли.

Владимир Мономах в своем “Поучении” детям “и инъ кто почтет” как о необычном предприятии говорит о поездке из Приднепровья в Ростов “сквозе Вятиче” в конце 60-х годов XI века.

Третье свидетельство мы можем почерпнуть из былин об Илье Муромце.

7. Вятичи теряют независимость (XII век)

Владимир Мономах (еще не будучи великим князем) в 1096 году совершает походы против вождя вятичей Ходоты и его сына. Видимо, этот поход не принес осязательных результатов, потому что в следующем году на съезде русских князей в Любиче (что на берегу Днепра) при разделе земель совсем (как и раньше) не упоминаются земли вятичей.

В XII веке опять полное отсутствие сведений о вятичах, вплоть до середины XII века.

Летописный свод всегда был подвержен идеологии своего времени: писали с пристрастием, при переписывании через многие десятки лет вносили коррективы в соответствии с духом времени и политической линией князя, либо стремясь повлиять на князя и его окружение.

Таким переделкам имеется и документальное подтверждение.

В 1377 году, за три года до Куликовской битвы, писец-монах Лаврентий за короткий срок, в два месяца, переписал старую летопись, подвергнув ее переделкам. Такой редакцией летописи руководил епископ Суздальский, Нижегородский и Гордецкий Дионисий.

Вместо рассказа о бесславном поражении разобщенных русских князей при нашествии Батыя (а именно так трактуют события другие древние летописи) Лаврентьевская летопись предлагает читателю, т.е. князьям и их приближенным, пример дружной и героической борьбы русских с татарами. Прибегнув к литературным средствам и, очевидно, выдавая свою переделку за первоначальный летописный рассказ, епископ Дионисий и “мних” Лаврентий прикровенно, как бы устами летописца XIII века, благословляли современных им русских князей на освободительную антитатарскую борьбу (подробнее об этом написано в книге Прохорова Г.М. “Повесть о Митяе”, Л., 1978, стр. 71-74).

В нашем случае летописцы, очевидно не хотели сообщать о существовании в XI-XII в.в. славян-язычников и о независимой области в центре Русской земли.

В верховьях Оки, в земле вятичей, мечется со своей дружиной князь Святослав Ольгович, то захватывая вятичские земли, то отступая; в среднем течении реки Москвы, тоже вятичской земле, в это самое время князь Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий казнит боярина Кучку, а потом приглашает князя Святослава Ольговича: “Приди ко мне, брате, в Москов”.

А дальше пошли вольные и невольные нарушения этого правила, чаще вольные. В итоге к 30-м годам XII века возникла вражда между потомками Мономаха и Ольговичами. Эта вражда будет продолжаться 100 лет, вплоть до нашествия Батыя.

В 1146 году умирает великий князь Киевский Всеволод Ольгович, старший брат Святослава Ольговича; престол он оставляет второму брату, Игорю Ольговичу. Но киевляне не хотят никого из Ольговичей, обвиняя их в злоупотреблениях, и приглашают князя из Мономахова рода, но не Юрия Долгорукого, а его племянника, Изяслава. Так Юрий Долгорукий, Суздальский князь и Святослав Ольгович, сменивший к этому времени уже три княжества, становятся союзниками и одновременно претендентами на киевский престол.

Дальнейшим военным действиям помешала весенняя распутица, и тут новый гонец от князя Суздальского с приглашением в Москву. Цитируем запись о событиях зимы 1147 года по Ипатьевской летописи (эта запись под 1147г. содержит также первое летописное свидетельство о Москве): “Иде Гюрги воевать Новгорочской волости и пришед взя Новый Торг и Мьстоу всю взя, а ко Святославоу присла Юрьи повеле емоу Смоленскоу волость воевати. И шед Святослав и взя люди Голядь верх Поротве, и тако ополонишася дроужина Святославля, и прислав Гюргии рече приди ко мне брате в Москов”.

Перевод этой записи: “Юрий (Долгорукий) выступил против Новгорода, захватил Торжок и все земли по реке Мсте. а к Святославу прислал гонца с поручением выступить против Смоленского князя. Святослав захватил земли племени голядь в верховьях Протвы, и его дружна взяла много пленных. Юрий же прислал ему грамоту: “Приглашаю тебя, брат мой, в Москву”.

Земля вятичей разделяется между Черниговским, Смоленским, Суздальским и Рязанским княжествами. Вятичи входят в состав Древнерусского государства. В XIV веке вятичи окончательно сходят с исторической сцены и в летописях больше уже не упоминаются.

3. Татищев В.Н. История Российская. М., 1964. Т. 3.

4. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М: Наука 1994.

5. Седов В.В. Славяне в древности. М: Институт археологии Росс. Академии наук. 1994

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *