За что сжигали на костре

«Сжечь ведьму!» За что в Европе пытали и казнили красивых женщин?

В XVI веке вас бы признали колдуньей, увидев большую родинку на теле. Впрочем, показаний соседа, что после встречи с вами у него заболел живот, тоже хватило бы для приговора.

Коллаж © L!FE Фото: © EAST NEWS, Wikipedia.org

В Европе в XIII веке особую популярность приобрели суды над ведьмами, именно они превратились в главного врага. Пошёл дождь — ага, вон, видите, рыжая бестия рядом? Сто процентов она наколдовала! Вымерло стало овец — а вон ещё одна красотка прогуливается. Явно же она виновата!

И неважно, что на улице осень, а хозяин овец не кормил их уже с неделю. Во всём виноваты ведьмы и злые колдуны. Помешательство продолжалось вплоть до XVII века.

Подозрение и доказательства

Для подозрения несчастного или несчастной в ведовстве вполне было достаточно даже анонимного доноса. Тогда его судьба, вероятнее всего, была трагична. Сами же доносы могли родиться если просто «показалось» или при случайном стечении обстоятельств.

Конечно же, какие-то реальные доказательства предоставить было невозможно, а такое «работающее» обвинение применяли направо и налево.

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре

Коллаж © L!FE Фото: © EAST NEWS

— Я была у знахарки, она сказала, что у меня есть дурная соседка, которая вскоре придёт в мой дом. Так оно и вышло. У меня живот начинает болеть всякий раз, как её вижу, — такие доводы инквизиция могла использовать в качестве доказательств, что женщина — ведьма.

Признаки того, что женщина — ведьма (Уильям Перкинс, «Рассуждения о проклятом искусстве ведовства», 1608 год):

Одним из самых резонансных доказательств стало то, которое использовали против миссис Джулиан Кокс в 1663 году. Женщину поймал и доставил охотник на ведьм (к слову, была и такая профессия). По его утверждению, мужчина гнался за кроликом. Пушистый убежал в кусты. Охотник — за ним. А в кустах была только миссис Кокс. Позже, на суде, один свидетель вспомнил, как женщина (дама в теле, кстати) влетала в окно на метле. Ну, о её участи после таких неопровержимых доказательств вы, в общем-то, догадываетесь.

Пытки или поиск «печати дьявола»

Ведьм пытали до тех пор, пока они не признают свою вину. Дело в том, что в Европе бытовало мнение: ведьму нельзя казнить до того, как она признает свою вину, — эффекта не будет. Переродится бестия, да и всё.

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре

Коллаж © L!FE Фото: © EAST NEWS

Правда, богослов Сельвестр Приерас вообще вывел теорию, согласно которой схема «Я призналась — казните давайте» также не работает. По его версии, ведьму непременно нужно пытать, чтобы она испытала те муки, которые довелось узнать пострадавшим от её злодеяний.

Красивых молодых женщин в этот «этап» могли изнасиловать. Так стало с женой советника юстиции фрау Пеллер, сестра которой в 1631 году отвергла ухаживания судьи Франца Бюирмана. Ну, как ухаживания — она попросту отказалась с ним переспать. На Пеллер набросился помощник палача.

В 1643 году подобное произошло с сестрой Мадлен Баван, которую также обвинили в ведовстве. Считалось, что палачи не измываются над задержанными женщинами, а «ищут печать дьявола».

Одна из пыток называлась «стул ведьмы», и после неё женщины были готовы признаться в чём угодно. Это конструкция, внешне напоминающая обычное высокое кресло. Только из него торчит множество кольев, которые впиваются жертве в кожу. Если вдруг дамы признавались не сразу, их «усаживали поудобнее».

Во время этого же этапа ведьмам давали только солёную пищу, подмешивая соль даже в питьё. То есть человека под пытками мучила нестерпимая жажда.

Иногда этот этап всё же могли отменить. Так, в 1628 году двум девочкам 11 лет, которых заподозрили в изготовлении восковых кукол для убийства людей, вынесли «особый приговор» — их сожгли без второго этапа пыток.

До третьего этапа и собственно казни доживали далеко не все. В протоколах в таких случаях писали, что ведьме «дьявол свернул шею» или сделал что-то подобное, не менее ужасное.

Многие ведьмы перед самой смертью говорили, что откровенно врали. Так, исповедник Михаэль Стапирий вспоминал, как в 30-х годах XV века женщина сказала ему перед смертью, что не могла не «начать говорить».

— Я не перенесу, если на мои ноги сядет даже муха. Лучше 100 раз умереть, чем терпеть такие мучения, — объяснила она.

Признавалась так называемая ведьма во всех смертных грехах или нет — её все равно ожидала казнь. Власти оправдывали это следующим образом: «Казнить, чтобы не допустить ниспровержения дьяволом божественного миропорядка». Палачи были уверены (или уверяли народ), что так спасают обречённую, так как она ещё больше не нагрешит.

Любого судью, который пытался признать «ведьму» женщиной, не имеющей отношения к колдовству, также ждал костёр.

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре

Коллаж © L!FE Фото: © EAST NEWS

Перед сожжением ведьм сначала душили при помощи петли или гарроты. Многие молчали в надежде, что палач не заметит и они не сгорят заживо, а будут задушены. Исследователь в области демонологии Петер Бенсфельд отмечал, что инквизиция снисходительно относилась к «перестаравшимся» палачам. Считалось, что так ведьму спасают от ещё одного греха — отчаяния.

Оставшихся в живых отправляли на костёр. Специалист в области права Жан Боден рекомендовал сжигать ведьм на медленном огне. Для этого разжигали ещё влажные ветки.

Источник

Подруги, котенок, знание иностранных языков: за что в Средневековье современную женщину могли сжечь

Попасть в поле зрения средневековой инквизиции мог любой человек. Достаточно было быть образованным, красивым, нищим, евреем или тем, кто сомневается в праведности Папы Римского и святой церкви. Особенно досталось женщинам, которые, по мнению христианских богословов, были вместилищем греха.

В Средние века практически каждая современная девушка попала бы под подозрение в колдовстве, и ее могли сжечь на костре.

(Осторожно! Материал, представленный в подборке, может показаться неприятным или пугающим)

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре

Указ Папы Римского

В 1494 году Папа Римский издал буллу, в которой призывал христиан бороться с колдунами, ведьмами, еретиками и людьми, контактирующими с дьяволом. Вопреки расхожему мнению, труд инквизитора Генриха Крамера «Молот ведьм» церковь не признала и не благословила. Самого Крамера в 1490 году осудили за слишком жестокие способы дознания и чрезмерный интерес к сексуальным аспектам колдовства.

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре

Инквизиция работала как в католических странах, так и на землях, где победила Реформация, которая выступала против власти Папы Римского. Например, в Силезии была построена специальная печь для сжигания колдунов. За год в ней сожгли 41 человека, в том числе пятерых детей.

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре

Простой народ инквизицию поддерживал. Эпоха позднего Средневековья – это время начала тотальных войн, голода, вызванного изменениями климата и чумы. В своих несчастьях люди винили потусторонние силы и соседей, которые якобы прислуживали сатане и напускали на них все беды. Поэтому большая часть обвинительных дел заводилась по доносам.

Как «работала» инквизиция

Инквизиторы считали, что перед казнью ведьму следует пытать, иначе она переродится в новом теле. Богослов Сельвестр Приерас считал, что издевательства надо продолжать и после признания, иначе бестия не искупит свои грехи.

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре

Во время следствия красивых девушек под предлогом поиска «печати дьявола» могли изнасиловать. На несчастных оказывали психологическое давление, их морили голодом и не давали пить. Когда жертва слабела, переходили к пыткам, которых было множество. Наиболее распространенными считались дыба и «стул ведьмы» – высокое кресло, покрытое заостренными кольями, под которым разжигали костер.

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре

Вы слишком красивая, с родинкой или рыжая

Часто в колдовстве обвиняли красивых девушек. Считалось, что они привлекают мужчин, не благодаря внешнему виду и природному обаянию, а за счет договора с нечистой силой. Если муж заглядывался на соседку, то всегда можно было пожаловаться на нее инквизиторам, которые разберутся в чем дело. Может ведьма просто заговорила или опоила благоверного?

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре

В процессе расследования женщину могли и оправдать, однако если у несчастной оказывались рыжие волосы или крупные родинки, то ее всегда отправляли на костер. Родинка – метка дьявола, а рыжеволосой была первая жена Адама, Лилит, которая отличалась непокорным нравом.

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре

Официально Жанну Д’арк сожгли за ношение мужской одежды

В группе риска оказывались женщины с бородавками, шрамами, морщинами, сгорбленной спиной или седыми волосами. Чрезмерная худоба, как и лишний вес тоже говорили о связи с сатаной.

Вы богаты и знаете иностранные языки

По средневековым представлениям без мужчины женщина не могла быть богатой. Если она вдова или еще не вышла замуж, а живет в достатке, значит, ей помогает дьявол. Определить уровень благосостояния обвиняемой помогали соседи.

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре

Весомым поводом обвинить в связи с потусторонним миром считался и высокий уровень образования. На костер пошло множество ученых и студентов средневековых университетов. Для женщины было достаточно просто знать географию и иностранные языки.

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре

Если женщина родила ребенка без мужа, то его отцом объявляли сатану. В таком случае и мать, и младенца ждала казнь.

У вас есть подруги и домашние животные

Профессиональным успехом любого инквизитора считалось раскрытие шабаша. Ведьмы редко действуют самостоятельно и всегда собираются в «семьи». Любое собрание женщин без мужчин наводило средневековых людей на мысль, не колдуньи ли перед ними. Собраться вместе девушки могли только для проведения дьявольских обрядов или шабашей, а значит о них надо рассказать инквизитору.

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре

Хозяйки кошек, особенно черных, мышей, сов и других животных автоматически становились ведьмами. Считалось, что они могли перемещаться в животных и творить зло. Так, в Германии женщину сожгли за то, что она не испугалась черной кошки, которая заскочила в церковь во время крестин.

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре

Показательна история англичанки миссис Джулиан Кокс, которую казнили в 1663 году. Охотник гнался за кроликом, который убежал в кусты. Мужчина бросился за ним, но в зарослях наткнулся не на зверька, а на миссис Кокс. Охотник вызвал инквизицию и сообщил, что женщина на его глазах обратилась из кролика в человека. Во время суда один из соседей Джулиан утверждал, что видел, как она влетела в окно верхом на метле.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

5 выдающихся личностей, ставших жертвами инквизиции

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре

Жанна д’Арк (1412–1431)

Легендарная Жанна д’Арк была простолюдинкой, которой в 13-летнем возрасте стали являться в видениях святые. Бушевала Столетняя война, и голоса якобы призывали Жанну пойти на поклон к наследнику престола Карлу VII, убедить его напасть на англичан и изгнать их с французских земель.

Существовало пророчество, что Бог пошлет Франции спасительницу в образе юной девственницы. Поэтому, когда Жанна добилась аудиенции короля и на допросах убедила его в том, что ее направляют высшие силы, девушке доверили управление войсками. В белых доспехах, верхом на белом скакуне Жанна действительно походила на ангела, божьего посланца. Орлеанская дева, демонстрируя поразительные для юной крестьянки способности, одерживала одну победу за другой, в ее армию вступало все больше людей, вдохновленных образом святой воительницы.

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костреВ 1430 году Жанна попала в плен. Англичане, чтобы оправдать свои поражения, обвинили ее в связях с дьяволом и передали в руки инквизиции. Девушку вынудили отречься от своих «заблуждений», поставили клеймо еретички и 30 мая 1431 года сожгли на костре, привязав к столбу на площади города Руан. Через 25 лет по ходатайству Карла VII, который и пальцем не пошевелил для спасения Жанны, процесс был пересмотрен и несчастную признали невиновной.

Джордано Бруно (1548–1600)

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костреНеаполитанский философ Джордано Бруно активно популяризировал идеи Николая Коперника. Коперник, разрабатывавший в своих трудах концепцию гелиоцентрической системы мира, подвергался гонениям со стороны церкви, но все-таки не был осужден. Судьба его последователя оказалась более трагичной.

Развивая теорию Коперника, Бруно выдвинул идеи о единстве Вселенной и множественности обитаемых миров. Но инквизиция преследовала его скорее не за научные взгляды, а за критику общепринятых представлений о загробной жизни. Больше того, он называл религию силой, которая порождает войны, раздоры и пороки общества. Такого церковники простить не могли.

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костреВ 1592 году итальянца схватили и на восемь лет бросили в застенки. Пытками его убеждали пойти на попятную, но Бруно остался верен себе. Суд вынес смертный приговор. Взойдя на эшафот, ученый сказал: «Сжечь — не значит опровергнуть! Грядущие века меня оценят и поймут!» Через два с половиной столетия на площади Кампо деи Фиори, где состоялась казнь, возвели памятник Джордано Бруно.

Галилео Галилей (1564–1642)

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костреГелиоцентрическая система, как мы знаем, была истинной, поэтому с течением времени многие ученые пришли к ней. В том числе выдающийся итальянский физик, астроном и математик Галилео Галилей. За отстаивание еретических идей в 1633 году его отдали под суд.

Процесс длился всего два месяца. С Галилеем обращались сравнительно аккуратно из-за того, что ему покровительствовал сам папа римский Павел V. Историки полагают, что ученый, что называется, активно сотрудничал со следствием и быстро отрекся от своих идей. Поэтому легенда о том, что после суда Галилей прокричал сакраментальное: «И все-таки она вертится!» — подвергается сомнению.

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре

Страница из протокола допроса Галилео Галилея с его подписью.

Тем не менее физика все равно приговорили к пожизненному заключению. Правда, вскоре наказание заменили на домашний арест, и остаток жизни Галилей провел под присмотром инквизиции.

Данте Алигьери (1265–1321)

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костреВ отличие от Галилея, поэт Данте был истовым борцом за свои убеждения. Он исправно посещал церковь, чтил служителей, но, как истинный гуманист, не мог согласиться с жестокими приговорами, которые Господь выносит грешникам. Среди которых, по его мнению, немало достойных людей.

В своей великой поэме «Божественная комедия», написанной от первого лица, Данте жалеет обжор, язычников, прорицателей, и иногда его сострадание настолько велико, что он не может сдержать слез. Естественно, подобное осуждение божественной воли не могло не раздражать инквизицию. К тому же описание путешествия по чистилищу было чистой воды ересью, ведь догмат о чистилище был введен церковью много позже.

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костреДанте был неугоден еще и потому, что он открыто критиковал политику папы и был активным участником политической борьбы во Флоренции. Инквизиторы преследовали поэта, и в 1302 году он был вынужден навсегда покинуть родной город.

Ян Гус (1369–1415)

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костреВ XV веке в Европе началась эпоха, вошедшая в историю как Реформация — борьба против католической церкви и папской власти. Одним из первых заметных деятелей этого движения стал чешский богослов Ян Гус. Он ездил по городам и читал лекции, изобличающие феодалов и духовенство.

Постепенно влияние Гуса на народные умы стало настолько велико, что папа римский издал специальную буллу, отлучающую чешского священника от церкви. Его проповеди оказались под запретом, но Гус продолжил свою просветительскую деятельность.

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре

В 1414 году его вызвали на церковный собор в немецком Констанце, гарантируя полную безопасность. Но стоило мыслителю приехать в город, как его арестовали и посадили в тюрьму святой инквизиции, где он провел семь месяцев. Даже под пытками Гус не покаялся, за что был приговорен к сожжению. Костер соорудили на ближайшей площади. Когда огонь уже занялся, некая старушка подбросила в костер вязанку хвороста. «Святая простота», — горько произнес Гус.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

За что вас могли бы сжечь на костре в Средние века

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костре

По разным подсчётам, за время охоты на ведьм, с XV по XVII века, в Европе было казнено от 50 до 200 тысяч человек. Что же могло навести окружающих на мысль, что человек сотрудничает с дьяволом?

Внешность

Существует мнение, что дефицит красивых женщин в Западной Европе является следствием охоты на ведьм. В этом утверждении есть доля истины. В первую очередь в колдовстве обвиняли привлекательных девушек, на которых обращал внимание противоположный пол. Красавицы явно привораживали мужчин при посредничестве дьявола. А значит, если муж заглядывается на соседку, можно просто рассказать об этом инквизиции, и вопрос решён. У рыжеволосых и обладательниц ярких родинок шансов на оправдание не было.

Были опасны для жизни и дефекты внешности: шрамы, шишки, бородавки. Старость тоже могла служить показателем связи с дьяволом: седые волосы, морщины, сгорбленная спина. Ну, чем не ведьма? Самой пожилой сожжённой на костре «колдуньей» стала 70-летняя женщина.

Смертельно опасен в Средние века был лишний вес, хотя и чрезмерная худоба могла свидетельствовать о связи с дьяволом.

Самой известной жертвой борьбы с колдовством стала Жанна Д’Арк. Одним из обвинений, вдвинутых в её адрес, было ношение мужской одежды.

Интеллект

Беда грозила не только красавицам, но и умницам. Женщины, которые слишком много знали, пугали современников. Владение иностранными языками, непонятными соседям, наводило на нехорошие мысли. Хотя за ум могли поплатиться не только дамы. Так, в Бонне, в начале XVII века, по обвинению в колдовстве казнили десятки студентов, университетских профессоров и даже представителей духовенства.

За что сжигали на костре. Смотреть фото За что сжигали на костре. Смотреть картинку За что сжигали на костре. Картинка про За что сжигали на костре. Фото За что сжигали на костреПриготовление к казни, гравюра

Деньги

На костёр часто отправляли бездомных и нищих, которые ходили по домам и просили милостыню. Но это не означает, что состоятельные граждане были в безопасности. Особенно пугали средневековых обывателей финансово независимые женщины. Не бедствовать без поддержки мужчин могли только ведьмы.

Подруги

Средневековые любительницы девичников рисковали жизнью. Группа женщин, собирающихся без мужчин, наводила на мысль, а не ведьмы ли это, устраивающие тайно обряды или шабаши.

Внебрачные связи

Женщина, родившая ребёнка вне брака, считалась ведьмой. Отцом новорожденного признавался дьявол, раз никто из людей в этом не признался. У ребёнка в этом случае тоже было мало шансов на жизнь.

Домашние животные

Хозяйки чёрных кошек, сов, мышей и других животных с большой вероятностью считались ведьмами. В одном из княжеств Германии женщину сожгли на костре за то, что во время крестин она не испугалась чёрной кошки, забежавшей в комнату.

Случайность

Все беды и ущерб частных лиц, городов и стран списывались на происки колдуний. Если женщина проходила мимо дома соседей, и у них в этот день скисало пиво или не поднималось тесто, даму ждали большие неприятности.

Наличие испорченных продуктов в погребе могло говорить о том, что хозяйка держит их для приготовления колдовских снадобий.

В распространённых в те годы эпидемиях сифилиса, холеры и чумы тоже были виноваты ведьмы. Среди здоровых жительниц зачумлённых городов находили колдуний и сжигали для улучшения эпидемиологической обстановки.

А в 1586 году в Рейнских провинциях за холода, державшиеся до июня, казнили 118 женщин и 2 мужчин. Жители Венгрии в 1615 году сожгли десятки ведьм, чтобы те перестали вызывать град.

Источник

13 вопросов об инквизиции

Кто такие средневековые инквизиторы? За кем они охотились? Действительно ли существовали ведьмы? Их сжигали на кострах? Сколько всего людей было уничтожено?

1. Что значит слово «инквизиция» и кто его придумал?

Это латинское слово inquisitio, которое означает «расследование», «розыск», «сыск». Инквизиция нам известна как церковный институт, но первоначально это понятие обозначало тип уголовного процесса. В отличие от обвинения (accusatio) и доноса (denunciatio), когда дело заводилось в результате, соответ­ственно, открытого обвинения или тайного доноса, в случае inquisitio суд сам начинал процесс на основании заведомых подозрений и запрашивал у насе­ления подтверждающую информацию. Придумали этот термин юристы в позд­ней Римской империи, а в Средние века он утвердился в связи с рецепцией, то есть открытием, изучением и усвоением в XII столетии, основных памят­ников римского права.

2. Почему ее называют святой?

Инквизицию не всегда и не везде называли святой. Этого эпитета нет в приведенном выше словосочетании «розыск еретической скверны», как нет его в официальном названии высшего органа испанской инквизиции — Совета верховной и генеральной инквизиции. Центральное управление папской инквизиции, созданное в ходе реформы папской курии в середине XVI века, действительно называлось Верховная священная конгрегация римской и вселенской инквизиции, но слово «священная» точно так же входило в полные названия и других конгрегаций, или отделов, курии — например, Священная конгрегация таинств или Священная конгрегация индекса.

В то же время в обиходе и в разного рода документах инквизицию начинают называть Sanctum officium — в Испании Santo oficio, — что переводится как «святая канцелярия», или «ведомство», или «служба». В первой половине ХХ века это словосочетание вошло в название римской конгрегации, и в таком контексте этот эпитет не вызывает удивления: инквизиция подчинялась святому престолу и занималась защитой святой католической веры, делом не то что святым, а практически божественным. Так, например, первый историк инквизиции — сам сицилийский инквизитор — Луис де Парамо начинает историю религиозного сыска с изгнания из рая, делая первым инквизитором самого Господа: он расследовал грех Адама и наказал его соответственно.

3. Что за люди становились инквизиторами и кому они подчинялись?

Поначалу, на протяжении нескольких десятилетий, папы пытались поручить инквизицию епископам и даже угрожали снятием с должности тем, кто будет халатно относиться к очищению своей епархии от еретической заразы. Но епископы оказались не очень приспособлены к этой задаче: они были заняты своими рутинными обязанностями, а главное, бороться с ересью им мешали налаженные социальные связи, прежде всего с местной знатью, которая иногда открыто покровительствовала еретикам. Тогда, в начале годов, папа поручил розыск еретиков монахам нищенствующих орденов — доминиканцам и францисканцам. Они обладали рядом достоинств, необходимых в этом деле: были преданы папе, не зависели от местного духовенства и сеньоров и нравились народу своей показательной бедностью и нестяжательством. Монахи соперничали с еретическими проповедниками и обеспечивали содействие населения в деле поимки еретиков. Инквизиторы были наделены обширными полномочиями и не зависели ни от местных церковных властей, ни от папских посланников — легатов. Напрямую они подчинялись только папе, свои полномочия получали пожизненно и в любых форс-мажорных ситуациях могли отправиться в Рим, чтобы апеллировать к папе. Кроме того, инквизиторы могли оправдывать друг друга, так что сместить инквизитора, а тем более отлучить его от Церкви было почти невозможно.

4. Где существовала инквизиция?

В конце XV века новая, или королевская, инквизиция возникла в объеди­ненной Испании — впервые в Кастилии и заново в Арагоне, в начале XVI века — в Португалии, а в 1570-х годах и в колониях — Перу, Мексике, Бразилии, Гоа.

5. Почему самая известная инквизиция — испанская?

Вероятно, из-за черного пиара. Дело в том, что инквизиция стала центральным элементом так называемой «черной легенды» о габсбургской Испании как отста­лой и мракобесной стране, где заправляют чванливые гранды Гранды — высшая знать в средневековой Испании. и фана­тичные доминиканцы. «Черную легенду» распространяли как политические противники Габсбургов, так и жертвы — или потенциальные жертвы — инквизиции. Среди них были крещеные евреи — марраны, эмигрировавшие с Пиренейского полу­остро­ва, например, в Голландию и культивировавшие там память о своих собратьях, мучениках инквизиции; испанские протестанты-эмигранты и ино­странные протестанты; жители неиспанских владений испанской короны: Сицилии, Неаполя, Нидерландов, а также Англии во время брака Марии Тюдор и Филиппа II, которые либо возмущались введением у себя инквизиции по испанскому образцу, либо только опасались этого; французские просве­тители, которые видели в инквизиции воплощение средневекового мракобесия и католического засилья. Все они в своих многочисленных сочине­ниях — от газетных памфлетов до исторических трактатов — долго и упорно создавали образ испанской инквизиции как страшного монстра, угрожающего всей Евро­пе. Наконец, к концу XIX века, уже после упразднения инквизиции и во время распада колониальной империи и глубокого кризиса в стране, демонический образ святой канцелярии усвоили сами испанцы и стали винить инквизицию во всех своих проблемах. Консервативный католический мысли­тель Марселино Менендес-и-Пелайо так пародировал этот ход либеральной мысли: «Почему нет промышленности в Испании? Из-за инквизиции. Почему испанцы ленивы? Из-за инквизиции. Почему сиеста? Из-за инквизиции. Почему коррида? Из-за инквизиции».

6. За кем охотились и как определяли, кого казнить?

В разные периоды и в разных странах инквизицию интересовали разные группы населения. Объединяло их то, что все они так или иначе отступали от католической веры, тем самым губя свои души и нанося «урон и оскорбле­ние» этой самой вере. В Южной Франции это были катары, или альбигойцы, в Северной — вальденсы, или лионские бедняки, еще одна антиклерикальная ересь, стремившаяся к апостольской бедности и праведности. Кроме того, французская инквизиция преследовала отступников в иудаизм и спири­туалов — радикальных францисканцев, очень серьезно относившихся к обету бедности и критически — к Церкви. Иногда инквизиция участвовала в поли­тических процессах вроде процесса над рыцарями-тамплиерами, обвиняемыми в ереси и поклонении дьяволу, или Жанной д’Арк, обвиняемой примерно в том же; на самом деле и те, и другая представляли политическую помеху или угрозу для, соответственно, короля и английских оккупантов. В Италии имелись свои катары, вальденсы и спиритуалы, позже распространилась ересь дольчинистов, или апостольских братьев: они ожидали второго пришествия в ближайшем будущем и проповедовали бедность и покаяние. Испанская инквизиция занималась прежде всего «новыми христианами» преимуще­ственно еврейского, а также мусульманского происхождения, немногочислен­ными протестантами, гуманистами из университетов, ведунами и ведьмами и мистиками из движения алумбрадо («просвещенных»), которые стремились к единению с Богом по собственному методу, отвергая церковные практики. Инквизиция эпохи Контрреформации преследовала протестантов и различных вольнодумцев, а также женщин, подозреваемых в колдовстве.

Кого казнить — точнее, кого судить, — определяли путем сбора информации у населения. Начиная розыск в новом месте, инквизиторы объявляли так называемый срок милосердия, обычно месяц, когда сами еретики могли покаяться и выдать сообщников, а «добрые христиане» под страхом отлучения обязаны были донести обо всем, что знали. Получив достаточно сведений, инквизиторы начинали вызывать подозреваемых, которые должны были доказывать свою невиновность (действовала презумпция виновности); как правило, им это не удавалось, и они попадали в темницу, где подвергались допросам и пыткам.

Казнили далеко не сразу и не так уж часто. Оправдание было практически невозможно и заменялось вердиктом «обвинение не доказано». Большинство сознавшихся и раскаявшихся осужденных получали так называемое «прими­рение» с Церковью, то есть оставались в живых, искупая грехи постами и молитвами, нося позорящую одежду (в Испании так называемое санбенито — скапулярий — монашескую накидку желтого цвета с изображением крестов Сантьяго Крест Сантьяго — крест с удлиненным и заостренным основанием, называемый также «крест-меч», распространенный пиренейский геральдический символ. ), иногда отправляясь на принудительные работы или в тюрьму, зачастую лишаясь имущества. Лишь небольшой процент осужденных — в Испании, например, от 1 до 5 % — «отпускали», то есть предавали в руки светской власти, которая их и казнила. Сама инквизиция как церковный институт смертных приговоров не выносила, ибо «Церковь не знает крови». «Отпускали» на казнь еретиков, упорствующих в своих заблуждениях, то есть не покаявшихся и не давших признательных показаний, не оговоривших других людей. Или «рециди­вистов», вторично впавших в ересь.

7. Инквизиторы могли обвинить короля или, например, кардинала?

Инквизиции были подсудны все: в случае подозрения в ереси иммунитет монархов или церковных иерархов не действовал, однако осудить людей такого ранга мог только сам папа. Известны случаи апелляции высокопоставленных обвиняемых к папе и попытки вывода дела из-под юрисдикции инквизиции. Например, дон Санчо де ла Кабальерия, арагонский гранд еврейского проис­хождения, известный своей враждой к инквизиции, нарушающей дворянские иммунитеты, был арестован по обвинению в содомии. Он заручился поддерж­кой архиепископа Сарагосского и пожаловался на арагонскую инквизицию в Супрему — верховный совет испанской инквизиции, а затем и в Рим. Дон Санчо настаивал на том, что содомия не входит в юрисдикцию инквизиции, и пытался перевести свое дело в суд архиепископа, но инквизиция получила соответствующие полномочия от папы и не отпускала его. Процесс длился несколько лет и ничем не закончился — дон Санчо умер в заточении.

8. Ведьмы действительно были или просто сжигали красивых женщин?

Вопрос о реальности колдовства, очевидно, выходит за пределы компетенции историка. Скажем так, многие — как гонители, так и жертвы и их современ­ники — верили в реальность и эффективность чародейства. А ренессансный мизогинизм полагал его типично женским видом деятельности. Самый знаменитый антиведовской трактат «Молот ведьм» объясняет, что женщины — существа излишне эмоциональные и недостаточно разумные. Во-первых, они часто отступают от веры и поддаются влиянию дьявола, а во-вторых, легко ввязываются в ссоры и склоки и, ввиду своей физической и юридической слабости, в качестве защиты прибегают к колдовству.

Ведьмами «назначали» не обязательно молодых и красивых, хотя молодых и красивых тоже — в этом случае обвинение в ведовстве отражало страх мужчин (особенно, вероятно, монахов) перед женскими чарами. За сговор с дьяволом судили и пожилых повитух и знахарок — здесь причиной мог быть страх клириков перед чуждым для них знанием и авторитетом, которым такие женщины пользовались в народе. Наконец, ведьмами оказывались одинокие и бедные женщины — самые слабые члены общины. Согласно теории британ­ского антрополога Алана Макфарлейна, охота на ведьм в Англии при Тюдорах и Стюартах, то есть в веках, была вызвана социальными измене­ния­ми — распадом общины, индивидуализацией и имущественным расслоением в деревне, когда богатые, чтобы оправдать свое состояние на фоне бедности односельчан, в частности одиноких женщин, стали обвинять их в колдовстве. Охота на ведьм была средством решения коммунальных конфликтов и сниже­ния социального напряжения в целом. Испанская инквизиция охотилась на ведьм гораздо реже — там функцию козла отпущения выполняли «новые христиане», причем чаще «новые христианки», которых, помимо иудей­ствования, походя, бывало, обвиняли и в склочности, и в колдовстве.

9. Почему ведьм именно сжигали?

10. Правда ли, что обвиняемых постоянно пытали, пока не признаются?

11. Сколько всего людей сожгли?

Римская инквизиция раннего Нового времени рассмотрела, как считается, тысяч дел, при этом отправила на казнь около 1300 человек. Охота на ведьм была более разрушительной — здесь насчитывают несколько десятков тысяч сожженных. Но в целом инквизиторы старались «примирять», а не «отпускать».

12. Как к инквизиции относился простой народ?

13. Когда инквизиция закончилась?

А она и не закончилась — только поменяла вывеску. Конгрегация инквизиции (в первой половине ХХ века — Конгрегация священной канцелярии) на Втором Ватиканском соборе 1965 года была переименована в Конгрегацию вероучения, которая существует по сей день и занимается защитой веры и нравственности католиков, в частности расследует сексуальные преступления духовенства и цензурирует сочинения католических теологов, противоречащие церковной доктрине.

Если говорить про испанскую инквизицию, то в XVIII веке ее деятельность пошла на спад, в 1808 году инквизицию отменил Жозеф Бонапарт. Во время реставрации испанских Бурбонов после французской оккупации она была восстановлена, отменена во время «свободного трехлетия» годов, вновь введена вернувшимся на французских штыках королем и уже окончательно упразднена в 1834 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *