За что обвинили иешуа
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова: история отношений в цитатах
Понтий Пилат и Иешуа. Иллюстрация Ивана Кулика |
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри являются главными персонажами «романа о Понтии Пилате», который в свою очередь входит в состав знаменитого романа «Мастер и Маргарита» Булгакова.
Автором романа о «Понтии Пилате» является неизвестный писатель Мастер, главный герой романа «Мастер и Маргарита».
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе «Мастер и Маргарита»
Арест Иешуа
«. Пришел я в Ершалаим точно через Сузские ворота, но пешком, в сопровождении одного Левия Матвея. «
«. явно сумасшедший человек, повинен в произнесении нелепых речей, смущавших народ в Ершалаиме и других некоторых местах. «
Прокуратор Понтий Пилат разбирает дело Иешуа. Пилат считает, что Иешуа невиновен:
«. игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа по кличке Га‑Ноцри, и состава преступления в нем не нашел. «
«. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет. «
«. совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. «
Приговор Понтия Пилата
«. Пилат объявил, что утверждает смертный приговор, вынесенный в собрании Малого Синедриона преступнику Иешуа Га‑Ноцри. «
«. одного из этих двух преступников нужно будет отпустить на свободу в честь наступающего сегодня великого праздника пасхи. «
«. прокуратор просит первосвященника пересмотреть решение и оставить на свободе того из двух осужденных, кто менее вреден, а таким, без сомнения, является Га‑Ноцри. «
Решение первосвященника
«. И в третий раз мы сообщаем, что освобождаем Вар‑раввана, – тихо сказал Каифа. «
«. Ты хотел его выпустить Но я, первосвященник иудейский, покуда жив, не дам на поругание веру и защищу народ! Ты слышишь, Пилат? – И тут Каифа грозно поднял руку: – Прислушайся, прокуратор. «
«. после вынесенного приговора, утвержденного тобою самим. «
«. Все было кончено, и говорить более было не о чем. Га‑Ноцри уходил навсегда. «
После казни
«. И при луне мне нет покоя, – скрипнув зубами, сам себе сказал прокуратор. «
«. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача. «
«. И тем не менее его зарежут сегодня, – упрямо повторил Пилат. «
Бессмертие Пилата
«. более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. «
«. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. «
«. когда спит, то видит одно и то же – лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га‑Ноцри. «
Прощение Пилата
«. за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать. «
«. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат. «
Это была история отношений Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова в цитатах.
Анализ эпизода допроса Иешуа в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Конфликт
М. А. Булгаков в своем произведении демонстрирует столкновение точек зрения Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, которые по-разному рассматривали человека в мире.
Иешуа же говорит Пилату о том, что жизнь может отнять только тот, кто ее дал человеку, то есть Бог. Га-Ноцри отрицает любое проявление власти, которая незаконно лишает человека права на жизнь. Иешуа Га-Ноцри и арестовали за его взгляды, которые касаются власти: «не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
При разговоре с Иешуа Понтий Пилат утверждает: «На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия!». Он говорит, что совершенно не верит в слова бродяги, что царство истины никогда не настанет. Иешуа же искренне верит в собственные слова, он надеется, что настанут времена, когда людьми не будут управлять, а они будут жить сами «по доброй воле».
Анализ эпизода допроса Иешуа в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Казнь
Понтий Пилат видит, что Иешуа не похож на настоящего преступника, который подстрекает людей к свержению власти. Он хочет помочь Га-Ноцри, но понимает, что это стоило бы ему своей жизни, так как он бы пошел против власти кесаря: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место?». Страх за свою жизнь и боязнь потерять свое властное место заставляют принять прокуратора Иудеи неверное решение: он утверждает смертный приговор. Однако он надеется на то, что Иешуа, согласно обычаям, оставят в живых. Но Синедрион делает выбор в пользу другого преступника. Га-Ноцри казнят.
Раскаяние
Встреча Понтия Пилата с Иешуа Га-Ноцри становится решающей для судеб обоих персонажей. Пилат, принимая свое решение, уже понимал, что совершает огромную ошибку. Однако он побоялся что-либо сделать в защиту Иешуа.
Спор Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри не превращает героев во врагов, эти одинокие люди находят друг в друге интересных людей, с которыми можно беседовать о жизни и о ее сути.
Понтий Пилат проникся словами бродяги, который заставил его задуматься над собственной жизнью. Пилат до конца понял, что его власть ему ненавистна, как и город Ершалаим, в котором ему приходилось работать.
Все это не избавляет Понтия от угрызений совести, он продолжает испытывать чувство стыда. Раскаяние – вот главная тема, связанная с образами Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Именно оно способно привести общество к тому, о чем проповедовал Иешуа. Идея героя романа «Мастер и Маргарита» оказалась не такой бессмысленной, как это предполагал Понтий Пилат.
В финале произведения Иешуа прощает Понтия Пилата. Это плата за его раскаяние.
Данная статья, которая может помочь написать сочинение «Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри», рассматривает образы Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, их конфликт мировоззрений и результат этого спора.
Добрые люди
Булгаков, как истинный творец, сумел мастерски соединить истории современной Москвы и древней Иудеи. В античной части романа «Мастер и Маргарита», как и во всём сочинении, присутствуют герои — представители противоположных взглядов:
Понтий Пилат — человек волевой, решительный, который привык командовать и самостоятельно принимать решения. Человек, который выносит приговор и решает, кому жить, а кто будет казнён. Для него одиночество — естественное состояние, так как он не верит в добро и людей. Единственным преданным другом для полководца становится его пёс Банга.
Противоположностью прокуратора предстаёт Иешуа Га-Ноцри. Это проповедник добра и новой веры. Для философа все люди добрые, только несчастные. Все достойны прощения.
Недолгий диалог между Пилатом и Иешуа заставил прокуратора переосмыслить свои взгляды. Прокуратор понимает, что перед ним стоит не городской сумасшедший, а поистине тонко чувствующий, образованный, интересный собеседник с огромным внутренним миром.
Проповеди Иешуа о свободе, новой вере и добре посеяли зерно сомнения в душе прокуратора. Во время допроса полководец понимает, что истина на стороне арестанта и все обвинения необоснованны и абсурдны. Но страх потерять свой авторитет и себя сделали своё дело.
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри – важные персонажи в системе образов знаменитого романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Интересен спор героев, конфликт их мировоззрений, который превращает героев в отличных собеседников.
Конфликт
М. А. Булгаков в своем произведении демонстрирует столкновение точек зрения Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, которые по-разному рассматривали человека в мире.
Иешуа же говорит Пилату о том, что жизнь может отнять только тот, кто ее дал человеку, то есть Бог. Га-Ноцри отрицает любое проявление власти, которая незаконно лишает человека права на жизнь. Иешуа Га-Ноцри и арестовали за его взгляды, которые касаются власти: «не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». При разговоре с Иешуа Понтий Пилат утверждает: «На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия!». Он говорит, что совершенно не верит в слова бродяги, что царство истины никогда не настанет. Иешуа же искренне верит в собственные слова, он надеется, что настанут времена, когда людьми не будут управлять, а они будут жить сами «по доброй воле».
Казнь
Понтий Пилат видит, что Иешуа не похож на настоящего преступника, который подстрекает людей к свержению власти. Он хочет помочь Га-Ноцри, но понимает, что это стоило бы ему своей жизни, так как он бы пошел против власти кесаря: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты?
Раскаяние
Встреча Понтия Пилата с Иешуа Га-Ноцри становится решающей для судеб обоих персонажей. Пилат, принимая свое решение, уже понимал, что совершает огромную ошибку. Однако он побоялся что-либо сделать в защиту Иешуа.
Спор Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри не превращает героев во врагов, эти одинокие люди находят друг в друге интересных людей, с которыми можно беседовать о жизни и о ее сути.
Понтий Пилат проникся словами бродяги, который заставил его задуматься над собственной жизнью. Пилат до конца понял, что его власть ему ненавистна, как и город Ершалаим, в котором ему приходилось работать.
Все это не избавляет Понтия от угрызений совести, он продолжает испытывать чувство стыда. Раскаяние – вот главная тема, связанная с образами Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Именно оно способно привести общество к тому, о чем проповедовал Иешуа. Идея героя романа «Мастер и Маргарита» оказалась не такой бессмысленной, как это предполагал Понтий Пилат.
В финале произведения Иешуа прощает Понтия Пилата. Это плата за его раскаяние.
Роман Мастера о Понтии Пилате. Конспект урока по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Разделы: Литература
I Определение темы урока
На предыдущих уроках мы выяснили, что одной из основных причин бедствий заглавного героя произведения «Мастер и Маргарита» становится роман, написанный Мастером на основе библейского сюжета о распятии Иисуса Христа.
— Можем ли мы назвать это произведение религиозным? Почему?
— Как сам Мастер в разговоре с Иваном Бездомным определяет тему своего произведения? О чем оно?
Роман о Понтии Пилате.
— Почему же именно Пилат, а не Иешуа становится главным героем произведения Мастера?
Можем предположить, что с этим героем связана основная проблема, раскрываемая в романе Мастера.
— Какой эпизод является центральным в романе Мастера и почему?
Эпизод допроса и вынесения приговора Иешуа, так как перед Пилатом возникает проблема выбора, как ему поступить с осужденным.
Тема. Роль эпизода допроса Иешуа Понтием Пилатом.
Цель: Совершенствование навыков анализа эпизода в контексте произведения.
II Беседа по теме урока (анализ эпизода)
Обратимся к самому эпизоду.
— Что узнаем мы о Понтии Пилате из эпизода? Кто он такой? Что привело его в Ершалаим?
— Почему он лично вынужден заниматься делом Иешуа?
— Каким предстает Иешуа перед Пилатом? Каково первоначальное отношение Пилата к этому человеку? Как прокуратор относится к необходимости вершить суд над ним?
— Попытаемся разобраться, почему Синедрион не утвердил приговор. В чем обвиняют философа? Каково первое обвинение?
Преступление против религии и верхушки религиозной власти. Иешуа обвиняют в том, что он призывает разрушить ершалаимскй храм (главный храм иудеев).
— Действительно ли Иешуа призывал народ к разрушению храма? Что было на самом деле?
Нет. Он говорит, что люди его неверно поняли.
«Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее».
— Чем же опасны эти слова для Синедриона?
Слова эти заставляют людей задуматься об устройстве мира и общества, а им думать не положено.
Пилат обвиняет Иешуа в превышении полномочий: не ему, бродяге, рассуждать об истине, так как он не имеет представления об этом предмете.
— Какой вопрос задает он Иешуа и какой ответ получает?
Задает вопрос: «Что есть истина?», и Иешуа объясняет ему это на бытовом уровне, чтобы прокуратор его понял: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет».
— Какова реакция Пилата на этот ответ Иешуа? Почему он так реагирует?
— Какую правду о себе слышит Пилат от Иешуа?
Он говорит, что Пилат замкнут, потерял веру в людей, всю привязанность поместил в собаку, и от этого его жизнь скудна. Иешуа хочет изменить эту жизнь силой своего слова, избавить его от одиночества.
— Почему Пилат неожиданно приказывает развязать руки арестованному?
Пилат почувствовал его силу; философ его заинтересовал.
— Можно ли считать этот приказ освобождением от обвинения?
Нет, Пилат по-прежнему убежден в виновности Иешуа.
— Почему Пилат улыбается «страшной улыбкой», говоря с арестованным? О чем он напоминает Иешуа?
Он пытается противопоставить свою официальную власть непонятной власти этого бродяги-философа. Он напоминает Иешуа, что его жизнь зависит от Пилата, так как он может освободить или уничтожить философа.
Вывод. С обеих сторон происходит демонстрация власти.
Понтий Пилат
Иешуа Га-Ноцри
Непонятная, демонстрирует
ненамеренно, сочувствуя.
— Чем же отвечает Иешуа на эти угрозы? Что означают его слова?
«Не думаешь ли ты, что ты её подвесил, игемон?», «. Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил?»
Здесь звучит мысль о том, что один человек не может решить судьбу другого: не он дарил ему жизнь, не ему отнимать (с точки зрения Пилата, мысль крамольная).
— Какие еще странные, с точки зрения Пилата, мысли высказывает Иешуа?
Иешуа говорит, что мог бы силой своего убеждения, своего слова их изменить.
— Какой вывод о вине Иешуа делает Пилат после разговора с ним?
— Почему же Пилату не удалось освободить философа?
Он узнает от секретаря о новом обвинении, страшнее прежнего.
— Что испытывает Пилат, прочитав это обвинение?
— В чем же состояло новое обвинение? Почему оно было наиболее страшным?
Речь идет об оскорблении власти кесаря.
— Какие еще попытки, несмотря на угрожающее положение, делает Пилат, чтобы спасти Иешуа?
Он подает ему знаки – взглядом (посылает «намекающий взор»), голосом выделяет нужные слова, подсказывает правильные ответы (хочет, чтобы тот отказался от своих слов, сказал, что забыл их).
— Есть ли у человека в ситуации, подобной той, в которую попал Иешуа, какой-то выбор?
Он может отказаться от своих слов, спасти себя или отстаивать свои убеждения, несмотря на опасность.
— Стоит ли проблема выбора перед Иешуа? Как ведет он себя в этой ситуации? Почему?
Он даже не задумывается о возможности отказаться от своих слов.
Он не замечает подсказок Пилата, так как правдив, уверен в своей невиновности, верит в добрую волю людей, в силу своих убеждений (не видит своей вины, так как говорит не о конкретных властителях, а о власти человека над человеком вообще).
— Какие чувства испытывает Пилат после откровений Иешуа?
Он боится, что его обвинят в сочувствии мятежнику, и поэтому он пытается защитить себя гневным восклицанием: «На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия!» (вынужден кривить душой).
— В каком душевном состоянии находится Пилат? В чем причина этого?
Чувства его непонятны ему самому: не понимая, что с ним происходит, он советует подсудимому помолиться покрепче, спрашивает его зачем-то, нет ли у него жены, чувствует будто озноб, то есть чувствует бессилие изменить теперь что-либо.
— Есть ли выбор в данной ситуации у Пилата?
Спасти арестованного и лишиться власти, а, возможно, жизни или казнить невинного человека и спасти себя (свою жизнь и власть).
— В какой момент мы понимаем, что решение им принято? Какой характерный жест его привлекает наше внимание?
Он потирает руки так, как будто обмывает, то есть снимает с себя всякую ответственность. Иешуа тоже догадывается, что что-то не так.
— Какова реакция Пилата на странную просьбу арестованного отпустить его?
Эта просьба вызывает гнев Пилата. Он угрожает Иешуа расправой за крамольные речи, кричит, что не готов занять его место.
— Так что же выбирает Пилат?
Решает казнить философа и спасти себя.
— Приносит ли это решение ему успокоение?
После решения Синедриона о казни Иешуа у него остается» чувство, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, не дослушал. Эту мысль он гонит от себя. И одновременно к нему вновь приходит тоска, вызванная мыслью о бессмертии: «Бессмертие. пришло бессмертие. »Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке».
— Почему же так страшна ему мысль о грядущем бессмертии и о своей будущей славе?
Жить вечно с нечистой совестью тяжело. Он останется в памяти людей как убийца, несправедливый судья.
— Почему его волнуют последнее мгновения жизни Иешуа и слова, сказанные им перед смертью?
Он знает, что виноват, и боится обвинений в свой адрес.
Никому, кроме него, не понятны последние слова Иешуа: он «благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь», «Единственное, что он сказал, это что в числе человеческих пороков одним из главных он считает трусость».
— Почему он воспринимает эти слова как обвинение в свой адрес?
Сам понимает, что совершил трусливый поступок, так как мог, рискуя собой, применить свою власть и спасти философа, но не стал.
— Когда мы узнаем о дальнейшей судьбе героев романа Мастера? Какова она?
Мы узнаем об этом из последней главы.
Через 19 веков улетающий со свитой Воланда в вечность Мастер видит его на каменистой безрадостной плоской вершине одного с собакой, сидящего вечно в своем кресле, разговаривающего с самим собой и тоскующего о несостоявшемся разговоре с Иешуа.
— Чем же оборачиваются для него бессмертие и слава?
— Итак, почему же все-таки не философ, а Пилат становится главным в романе Мастера? Какая проблема, связанная с этим образом, волновала Мастера?
— Для чего же нужна постановка этой проблемы Булгакову? Находит ли она отражение в романе?
— Можем ли мы теперь определить функцию этого эпизода в романе? Для чего он нужен был Булгакову?
Данный эпизод играет в произведении важную роль, потому что здесь наиболее остро встает проблема нравственного выбора и ответственности за него.
— А стояла ли эта проблема перед самим автором Булгаковым?
— А перед вами подобная проблема когда-нибудь стояла?
Вывод: проблема,поставленная в романе, вечная.
Ill Домашнее задание
Сочинение-эссе: «Проблема нравственного выбора в моей жизни».
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
В романе «Мастер и Маргарита» внимание писателя направлено всего на один эпизод земного пути Христа: столкновение с Понтием Пилатом. На страницах булгаковского романа первый суд над Иешуа происходится во дворце Пилата, пятого прокуратора Иудеи, чье имя также есть на страницах Евангелия. Кто же он такой, этот Понтий Пилат, так часто упоминающийся в романе? Пилат интересовал многих писателей как личность, мучительно совмещающая в себе два начала.
Прокуратором назывался римский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в какой-либо провинции. Понтий Пилат был назначен прокуратором Иудеи в 29 году. Имя Пилат происходит от латинского pilatus, что означает «копьеносец».
Из романа «Мастер и Маргарита» мы узнаем много подробностей о Пилате. Мы узнаем, что он страдает гемикранией, что он не любит запах розового масла и что единственное существо, к которому он привязан и без которого не может жить, — это его собака. В романе «Мастер и Маргарита» дается глубокий психологически точный анализ поведения героя, перерастающий в моральный суд над Пилатом. Это сложная, драматическая фигура. Он умен, не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания. Пока Иешуа проповедует, что все люди добры, прокуратор склонен снисходительно взирать на это безвредное чудачество. Но вот речь зашла о верховной власти, и Пилата пронзает острый страх.
Внутри Понтия Пилата идет борьба добра и зла. Он еще пытается вести торг со своей совестью, пробует склонить Иешуа на компромисс, старается незаметно подсказать спасительные ответы: «Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своём взгляде какую-то мысль, которую бы хотел внушить арестанту». Но Иешуа не может слукавить. Иешуа, изначально считая всех людей добрыми, видит в нем несчастного человека, изможденного страшной болезнью, замкнувшегося в себе, одинокого. Иешуа искренне хочет помочь ему.
«Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека говорившего то, что говорил ты? О, боги, боги! Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!»
Однако это продиктовала прокуратору не жестокость, приписываемая ему всеми, а трусость, тот самый порок, который бродячий философ причисляет к самым страшным. Позже прокуратор будет стонать и терзаться, плакать во сне и звать Иешуа. И каждую ночь ему будет казаться, что «казни не было, не было!». Но каждый раз он будет просыпаться и каждый раз он будет вновь оказываться лицом к лицу с кровавой действительностью, потому что казнь была. Была. Никуда от этого не денешься. Не спрячешься. Не убежишь. Но прощен прокуратор. В самом конце романа он переступает рамки своей эпохи, время становится для него абстрактным понятием.
«Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло, а в нем белую фигуру сидящего человека. — Что он говорит? — спросила Маргарита. — Он говорит, — раздался голос Воланда, — одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. — Отпустите его, — вдруг пронзительно крикнула Марга¬рита. —. Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать». Один день из жизни прокуратора и вечность из жизни прокуратора.
Не глубины христианской метафизики интересуют Булгакова. Мучительные личные отношения с властью, грубо вторгающейся в его дело и жизнь, заставляют писателя выбирать в евангельском сюжете те эпизоды, которые глубже всего заставляет переживать собственная эпоха: преследование, предательство, неправый суд.
А в основе предательства, как это почти всегда бывает, лежит трусость. Понтий Пилат поддаётся своей трусости, ему легче приговорить невиновного к смерти, чем спорить с первосвященниками, успокоить народ или предстать перед кесарем в качестве обвиняемого: «С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели» (Евангелие от Иоанна гл.19,ст.12-16).
Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям