За что могут удалить наблюдателя с избирательного участка

Статья 33. Наблюдатели

Информация об изменениях:

1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ в часть 2 статьи 33 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.

3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.

ГАРАНТ:

См. Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, утвержденные постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 г. N 13/110-8

См. Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, местных референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года, утвержденные постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 г. N 13/110-8

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ часть 4 статьи 33 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.

6. Наблюдатель вправе:

Информация об изменениях:

1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

Информация об изменениях:

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;

6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;

7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;

12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

7. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

Источник

За что могут удалить наблюдателя с избирательного участка

Статья 33. Наблюдатели

1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 15.02.2016 N 29-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;

(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;

7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;

12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

7. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

Источник

Информация о причинах и основаниях удаления из помещения для голосования наблюдателей, отстранения членов избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса от выполнения своих полномочий

Указанная работа проведена на основе информации избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, где 11 октября 2009 года и 14 марта 2010 года проводились выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления административных центров и городских округов.

Всего в единый день голосования 11 октября 2009 года в 76 субъектах Российской Федерации проводилось около 6 700 выборов и референдумов, было образовано около 14,5 тысяч избирательных участков, на которых за ходом голосования наблюдали в среднем от 3 до 5 наблюдателей.

Проведенный анализ показал, что в день голосования 11 октября 2009 года в ходе выборов депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, депутатов Тульской областной Думы, депутатов Московской городской Думы, главы города Астрахани, мэра города Азова Ростовской области с избирательных участков были удалены 22 наблюдателя, отстранены от исполнения своих обязанностей 24 члена участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса и 17 членов участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

14 марта 2010 года в 76 субъектах Российской Федерации проводилось свыше 6200 избирательных кампаний и референдумов, было образовано около 31 тысячи избирательных участков.

Избирались депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти Республики Алтай, Хабаровского края, Воронежской, Калужской, Курганской, Рязанской, Свердловской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, главы административных центров 5 субъектов Российской Федерации, депутаты представительных органов административных центров 8 субъектов Российской Федерации. В 98 городских округах 30 субъектов Российской Федерации состоялись выборы в органы местного самоуправления. За ходом голосования на указанных выборах наблюдали свыше 72 тысяч наблюдателей.

В ходе голосования на указанных выборах по решению соответствующих участковых избирательных комиссий были удалены 4 наблюдателя (Краснодарский край, Кемеровская, Нижегородская, Ульяновская области), отстранены от выполнения своих полномочий один член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса (Воронежская область), три члена участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса (Ивановская, Кемеровская области). Решения участковых избирательных комиссий об удалении наблюдателей, отстранения от выполнения полномочий членов избирательных комиссий не были обжалованы ни в вышестоящие избирательные комиссии, ни в суды.

Наибольший интерес для наблюдателей, назначенных региональными и местными отделениями политических партий, кандидатами представлял процесс голосования избирателей, процедура подсчета голосов избирателей на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, глав и депутатов представительных органов административных центров.

Основаниями для удалений наблюдателей послужило их вмешательство в работу участковых избирательных комиссий, ведение агитации среди избирателей, присутствие на избирательном участке больше установленного числа наблюдателей, представлявших интересы одного кандидата.

Основными причинами отстранения от работы членов участковых избирательных комиссий стали отказы выполнять поручения руководителей избирательных комиссий (в том числе по обеспечению проведения голосования вне помещения для голосования), нарушение дисциплины (ряд членов комиссий без предупреждения неоднократно и на длительное время покидали помещение для голосования), порядка выдачи избирателям избирательных бюллетеней, оказание давления на избирателей при голосовании, осуществление действий, препятствующих работе комиссий, а также ведение агитации среди голосующих избирателей.

Удаление наблюдателей и отстранения членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса проводились на основании соответствующих решений участковых избирательных комиссий.

Обжалованные решения избирательных комиссий об удалении наблюдателей, отстранении от работы членов комиссий в судебные органы или вышестоящие избирательные комиссии оставлены без удовлетворения.

Учитывая немногочисленность фактов удалений наблюдателей, отстранения от работы членов участковых избирательных комиссий, нужно отметить планомерную и целенаправленную работу избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий по повышению правовой культуры членов участковых избирательных комиссий, представителей отделений политических партий (до назначения выборов), избирательных объединений, наблюдателей, представителей средств массовой информации, а также тесное взаимодействие избирательных комиссий с правоохранительными органами.

Так, избирательные комиссии Чеченской Республики, Амурской, Калининградской, Курганской, Сахалинской областей издали памятку наблюдателя, в которой содержатся вопросы статуса наблюдателя, его полномочий, прав и обязанностей, порядка действий членов участковых избирательных комиссий на избирательном участке в день голосования в случаях нарушения наблюдателем избирательного законодательства. В Республике Марий Эл, Приморском крае памятка наблюдателя была размещена на сайтах избирательных комиссий. Памятку наблюдателя, как показала практика, широко использовали в работе как наблюдатели, так и члены участковых избирательных комиссий, представители правоохранительных органов.

Избирательные комиссии Республики Ингушетия, Республики Марий Эл, Иркутской, Курской, Ленинградской, Тульской областей выпустили рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссии, в который включен специальный раздел «Наблюдатели» с рекомендациями избирательным комиссиям по порядку и процедуре удаления наблюдателей из помещения участковой избирательной комиссии. «Блокнот наблюдателя на выборах депутатов Московской городской Думы пятого созыва» был направлен во все избирательные объединения, участвующие в выборах, и во все участковые избирательные комиссии.

Территориальная избирательная комиссия города Волжского (Волгоградская область) в целях нормализации работы избирательных комиссий утвердила Порядок осуществления фото- и видеосъемки при проведении выборов главы городского округа город Волжский Волгоградской области и выборов депутатов Волжской городской Думы, в котором подробно регламентирован процесс фото- и видеосъемки при проведении подсчета голосов и составления протокола об итогах голосования.

Избирательные комиссии проводят большую работу по обучению (повышению квалификации) организаторов выборов, в ходе которой обсуждаются вопросы, в частности, связанные с порядком действий членов участковых избирательных комиссий на избирательных участках в день голосования.

Так, территориальной избирательной комиссией города Магаса (Республика Ингушетия) совместно с местной администрацией был организован модельный избирательный участок, где была проведена демонстрация работы по установке технологического оборудования в помещении избирательного участка, обеспечению безопасности и общественного порядка, размещению соответствующей информации. Принявшие участие в мероприятии руководители всех территориальных и участковых избирательных комиссий, политических партий, средств массовой информации, представители правоохранительных органов были подробно ознакомлены с порядком организации работы в день голосования, в том числе по вопросам, связанным с правами и обязанностями наблюдателей, членов избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса.

Избирательная комиссия Ростовской области в период подготовки к выборам провела обучающий семинар в режиме видеоконференции для председателей и членов территориальных избирательных комиссий, руководителей участковых избирательных комиссий. Территориальные избирательные комиссии региона перед днем голосования проводили учебу всех председателей и секретарей участковых избирательных комиссий по программе, разработанной Избирательной комиссией Ростовской области по курсу «Избирательное право и избирательный процесс».

В Курской области в целях правового обучения избирателей и организаторов выборов стали активнее использоваться возможности областной и районных газет. На страницах периодических печатных изданий публиковались статьи, разъясняющие требования Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Курской области «Избирательный кодекс Курской области», правовые акты избирательных комиссий.

Избирательная комиссия Свердловской области накануне единого дня голосования проводила семинары-совещания с председателями территориальных избирательных комиссий, где детально обсуждались вопросы работы участковых избирательных комиссий, рассматривались нестандартные и конфликтные ситуации, в том числе имевшие место ранее с наблюдателями, членами участковых комиссий с правом совещательного голоса, предлагался алгоритм действий членов участковой избирательной комиссии. Избирательной комиссией Свердловской области оказывалась методическая помощь нижестоящим избирательным комиссиям по вопросам взаимодействия с наблюдателями и членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Для участников избирательного процесса накануне выборов Избирательной комиссией Свердловской области были приняты Примерный порядок реализации статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц, уполномоченных представителей кандидатов по финансовым вопросам, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей при проведении выборов в органы местного самоуправления и Порядок реализации права членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса на ознакомление с документами и материалами избирательных комиссий, непосредственно связанными с выборами, и получение копий этих документов и материалов.

В ходе избирательной кампании по выборам депутатов Московской городской Думы на территориях 10 административных округов города Москвы силами членов Московской городской избирательной комиссии и работников ее аппарата проводилось обучение председателей территориальных и участковых избирательных комиссий. В ходе обучения обсуждались вопросы, связанные с порядком голосования, работой членов участковых избирательных комиссий накануне и в день голосования, порядком подведения итогов голосования. Было проведено 12 семинаров с общим числом участников примерно 6000 человек.

Определенная работа в регионах была проведена с представителями правоохранительных органов. При подготовке к выборам в избирательных комиссиях, правоохранительных органах регионов активно демонстрировались в качестве учебного материала фильмы «Функции сотрудников милиции на территории избирательного участка» и «Обеспечение прав граждан и правопорядка на выборах», подготовленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации на DVD-дисках, а также широко использовалось методическое пособие «Взаимодействие избирательных комиссий и органов внутренних дел по обеспечению прав граждан и правопорядка на выборах и референдумах».

В субъектах Российской Федерации накануне и в ходе избирательных кампаний были заключены соглашения о взаимодействии между избирательными комиссиями регионов и управлениями внутренних дел в период подготовки и проведения выборов. Такие соглашения заключались между соответствующими территориальными избирательными комиссиями и районными (городскими) отделами (управлениями) внутренних дел. Избирательные комиссии разрабатывали и принимали совместные с органами внутренних дел планы работы, включающие в себя обучающие семинары-инструктажи с сотрудниками милиции, которые непосредственно осуществляют дежурство в помещениях для голосования. В ходе семинаров-инструктажей, на которых выступали руководители районных (городских) территориальных избирательных комиссий, сотрудники органов внутренних дел знакомились с основными положениями законодательства о выборах, порядком организации участковой избирательной комиссией голосования в помещении для голосования, с особенностями правового статуса членов избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса, наблюдателей, а также с требованиями к исполнению служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел. Особое внимание обращалось на разъяснение положений законодательства, регулирующего действия сотрудников милиции на избирательном участке в день голосования, в том числе по вопросам, связанным с удалением наблюдателей с избирательных участков, а также по пресечению фактов подкупа избирателей, распространения агитационных материалов, выпущенных с нарушением требований законодательства.

Избирательными комиссиями Республики Ингушетия, Тверской, Свердловской областей были разработаны памятки для сотрудников органов внутренних дел по оказанию содействия избирательным комиссиям на различных этапах избирательной кампании, включая день голосования. Памятки разработаны с учетом изменений в действующем законодательстве, опыта взаимодействия избирательных комиссий и органов внутренних дел, а также рекомендаций Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Руководители Избирательной комиссии Московской области приняли участие в ряде совещаний, проводимых ГУВД по Московской области и прокуратурой Московской области, на которых рассматривались вопросы обеспечения общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления Московской области.

Вопросы ответственности организаторов и участников выборов за нарушение избирательного законодательства обсуждались накануне выборов на организованном прокуратурой Ярославской области при участии Избирательной комиссии Ярославской области семинаре на тему «Соблюдение требований законодательства о выборах».

В период подготовки и проведения соответствующих выборов избирательные комиссии проводили большую разъяснительную работу с региональными и местными отделениями политических партий, зарегистрированными кандидатами по вопросам назначения, исполнения полномочий членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей.

Так, в планы работы избирательных комиссий, организовывавших выборы в органы местного самоуправления, в соответствии с рекомендациями Избирательной комиссии Свердловской области в обязательном порядке включалось проведение не менее 2-3 семинаров с зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, выдвинувшими зарегистрированных кандидатов, на которых разъяснялись положения законодательства, регулирующего их статус, в частности права на назначения наблюдателей. Непосредственно перед днем голосования избирательные комиссии приглашали зарегистрированных кандидатов, лиц, которых кандидаты или избирательные объединения планируют назначить наблюдателями, на тематические семинары по вопросам организации голосования, подсчета голосов избирателей и установления его итогов, правам и ограничениям, установленным законом для наблюдателей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса.

Отдельно обсуждался и рассматривался вопрос о праве ношения наблюдателями нагрудных знаков (бейджей), требованиях к их изготовлению, так как нередко форма нагрудного знака наблюдателя становится предметом разбирательства как в избирательных комиссиях, так и в судах.

По этой причине Избирательная комиссия Ярославской области, реализовав требование Закона Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» о необходимости установления формы нагрудного знака наблюдателя, рекомендовала территориальным избирательным комиссиям принять соответствующие решения при проведении выборов в органы местного самоуправления муниципальных образований.

В ходе проведения избирательных кампаний избирательными комиссиями Республики Дагестан, Республики Марий Эл, Камчатского края, Амурской, Курской, Московской, Челябинской областей, города Москвы проведены семинары-совещания с представителями региональных отделений политических партий, зарегистрированных на территории регионов, на которых рассматривались вопросы участия региональных отделений политических партий в выборах, а также в формировании избирательных комиссий. Избирательной комиссией Чеченской Республики проведено несколько занятий для руководителей местных (первичных) ячеек региональных отделений политических партий. Избирательной комиссией Амурская области были организованы занятия с наблюдателями, назначенными местными отделениями политических партий, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

Снижению числа случаев удаления наблюдателей, отстранения от выполнения полномочий членов избирательных комиссии на выборах 14 марта 2010 года способствовало совершенствование форм и методов проводимой избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации работы по повышению правовой культуры участников избирательного процесса: членов избирательных комиссий, представителей местных и региональных отделений политических партий, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, избирательных объединений, представителей правоохранительных органов, средств массовой информации. Особый акцент избирательными комиссиями был сделан на работе по разъяснению установленных законодательством прав и обязанностей отдельных категорий участников избирательного процесса в ходе голосования, положений о юридической ответственности, соответствующих санкциях за совершенные противоправные действия.

Наряду с традиционными формами и методами работы по повышению правовой культуры участников избирательного процесса как проведение обучающих семинаров-практикумов, совещаний, заседаний «круглых столов», организация ролевых игр, тренингов, тестирования, консультирования, издание методических и справочных материалов, инструкций иной литературы, создание учебных видеофильмов, использование теле- и радиоканалов избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, территориальными избирательными комиссиями всё шире используются веб-сайты комиссий (Красноярский край, Курганская область), организуются видеоконференции, селекторные совещания (Пермский, Ставропольский края, Нижегородская область, Ямало-Ненецкий автономный округ), для наглядного и практического применения обустраиваются модельные избирательные участки (Ростовская область), проводятся мастер-классы (Хабаровский край, Свердловская область), привлекаются специалисты-психологи (Ростовская область).

Проведённый анализ показывает, что удаление наблюдателей, отстранение от работы членов комиссии осуществлялись, как правило, в соответствии с решениями соответствующих комиссий при участии представителей правоохранительных органов. Немногочисленные решения избирательных комиссий об удалении, отстранении от работы, обжалованные в судебные органы, вышестоящие избирательные комиссии, оставлены без удовлетворения.

По мнению ряда избирательных комиссий, главным условием недопущения нарушений при осуществлении удаления наблюдателей, отстранения от работы членов избирательных комиссий является хорошее знание законодательства о выборах как организаторами выборов, так и наблюдателями, иными участниками избирательного процесса. Любые конфликтные и спорные ситуации, возникающие в нижестоящих избирательных комиссиях в ходе проведения голосования, установления итогов голосования, должны рассматриваться с участием (выездом) членов вышестоящих избирательных комиссий и в координации с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, что позволяет исключить возможность принятия незаконных и неправомерных решений в нижестоящих избирательных комиссиях и обращения в судебные органы.

Вместе с тем по результатам проведенного анализа в настоящее время рассматривается вопрос о рекомендации Общественному научно-методическому консультативному совету при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации проанализировать практику применения юридической санкции «удаление из помещения для голосования наблюдателей, отстранение членов избирательных комиссий».

Управление организации избирательного процесса

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *