За что избили малену
Смысл фильма «Малена»
Малена – драма 2000 года, режиссер Дж. Торнаторе. Композитор – легендарный Энио Мориконе. В главной роли – Моника Беллуччи.
Смысл фильма «Малена»
События разворачиваются на Сицилии во время Второй Мировой войны. В небольшой город переселяется подросток Ренато с родителями и сестрами, а также молодая семья Скордиа – Магдалена, дочка учителя латыни и ее муж, военный. Вскоре муж уходит на войну, а его возлюбленная, прекрасная Малена, становится героиней сплетен и объектом страсти всех мужчин города. Влюбляется в нее и юный Ренато, но в силу возраста его чувства чисты, он даже ходит регулярно в храм и молится за девушку.
Тем временем, Малене несладко. Ее окружают грязные слухи, ее отказываются брать на работу, женщины не принимают в свой круг. Одноклассники Ренато на уроке говорят пошлости ее отцу, мальчик начинает мстить друзьям. Когда он начинает подрабатывать в кафе, он мстит за грязные слухи всем посетителям.
Половое созревание подростка и его первая любовь показаны как комедия. Родители пытаются изгонять из мальчонки дьявола, отец отводит его в публичный дом…
Тем временем становится известно, что муж Малены погиб в северной Африке. Это еще больше разжигает интерес вокруг девушки. Мужчины счастливы, что она свободна, женщины приписывают ей в любовники всех, кого ни попадя.
Все это время о настоящей жизни Малены мы знаем только исходя из наблюдений Ренато, который подглядывает за ее квартирой. Естественно, никакие любовники к ней не ходят, девушка живет обособленно, друзей и любовников не заводит, оставаясь верной своему мужу.
Во время бомбежки гибнет ее отец. Оставшись одна, Малена сначала попадает под суд якобы за порочную связь с лейтенантом (на самом деле, ее единственный друг) и дантистом. Адвокат выигрывает дело, но взамен требует близости с Маленой, за этим наблюдает Ренато. Он пишет девушке письма и сострадает ей. Адвокат предлагает Малене сердце и руку, но между ними становится его мать. Сам адвокат говорит коронную фразу всего фильма: «Ее преступление в том, что она красива». Кстати, молодого лейтенанта девушка больше никогда не видела, а он, пожалуй, был вторым после Ренато мужчиной в городе, который относился к ней без животной похоти.
Малена действительно становится проституткой и теперь по настоящему спит со всем городом, в том числе с нацистскими лидерами. После падения режима озлобленные женщины мстят ей. Они раздевают ее избивают и остригают ей волосы. Уничтоженная девушка уезжает из города. Ренато наблюдает за всем молча, ведь он еще ребенок и ничего не в силах сделать.
Через некоторое время в город возвращается муж Малены. Он покалечен, но жив и ищет свою половинку. Ничего не добившись, он готов ехать восвояси, но Ренато пишет ему анонимное письмо.
Через пару лет Малена с мужем возвращаются в городок. Она совсем другая, но женщины по-прежнему в ней видят серьезную соперницу. Девушка не поддается на провокации и обидчицы принимают ее, показав свое расположение. Ренато смог заговорить с девушкой и пожелал ей счастья. На этом фильм закончился. Главный герой рассказывает о том, что у него было много женщин, и все они спрашивали, будет ли он их вспоминать, но помнит он только ту, с которой никогда не был…
Сама Моника Беллуччи о смысле фильма сказала, что люди могут простить вам богатство и ум, но красоту не простят никогда. Фильм о том, что мы сами губим красоту.
Но не только об этом. Во-первых, это драма о внутривидовой борьбе и о том, что если в вас увидели соперника, то живым вам уйти не дадут. Люди всегда будут гнобить непохожих, будь они с уродствами или наоборот невероятной красоты. Низвести в свое серое стадо, унизить из зависти и неудовлетворенной похоти — их основная цель.
Во-вторых, фильм о том, каково это быть не таким, как все. И об этом же история главного героя. Ренато еще ребенок, потому одноклассники смеются над его короткими штанами, а взрослые не дают никаких прав, потому что он ребенок. Его не принимает ни мир подростков, ни мир взрослых. Именно это помешало ему вступиться за девушку во время апофеоза ненависти к ней. Да, он тоже не такой как все и тоже страдает от этого. Вот только возраст и красоту можно пережить, потому через год у Ренато уже появилась новая дама сердца, а Малена стала обычной жительницей городка. Она выглядит и одета почти так же, как и те, кто устроил ей темную в самом центре города.
Смысл финала фильма
В последних сценах Малена с покалеченным мужем возвращаются на родину. И мы невольно задаемся вопросом, зачем она это сделала. Вероятнее всего, ей нужно было преодолеть себя и свои страхи после всех унижений (это своего рода гештальт в психологии), показать своим мучителям, что она не сломлена и стала сильнее, идя рука об руку со своим мужем: вопреки всему они остались вместе и поняли трагедии друг друга. К тому же они вернули себе свой дом. Начали другую жизнь.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.6 / 5. Количество оценок: 9
Вот очень похожий по духу голливудско-итальянский шедевр «Малена» (2000) с обворожительно-прекрасной Моникой Белуччи в главной роли. Она тоже своеобразное «чучело», которое сначала ненавидят, потом – найдя веский повод в виде всё того же предательства – прилюдно бьют. Малена Скордиа живёт очень тихо и неприметно – дочь преподавателя латыни и жена военного, она пытается найти себе работу, но никто не хочет её брать – Малена кажется этакой похитительницей мужчин и распутной тварью.
На деле Малена – гораздо скромнее «порядочных дам» и ей меньше иных свойственна похоть. Она очень красива, модно одета и не хочет ни с кем общаться. Всё. Но люди в её городке так витиевато мыслят, что приписывают ей свои поганые фантазии – они грязны и переносят своё свиное мировоззрение на ту, что равнодушна к ним. Замечу, дама не пытается их унижать – она просто молча ходит мимо, а тётки судачат, что тем самым она ловит кавалеров и заигрывает с каждым встречным. Стоило ей зайти к адвокату по делу, его соседи начали смеяться: «Что она будет делать с этим старым и вонючим уродом?»
Раз зашла к адвокату (или в кондитерскую лавку) – всё, пошла искать очередного любовника. Интересно, что в их городе есть и публичный дом, и немолодая, средней наружности женщина-куртизанка, считающаяся почему-то более «приличной». Ага. Потому что у неё морщины и так себе внешность? Не только. Она «своя» для торговок и жён дантистов. Она, по словам, одной местной синьоры – ничего не скрывает и – приветлива со всеми, в отличие от замкнутой и надменной Малены. Красавица – вся во власти неких тайных пороков, которые ей присочинили кумушки. В конечном итоге, став вдовой, женщина принимается вести себя так, как …ждали от нее обыватели.
Правда, финал интереснейший – через несколько лет Малена и её супруг, оказавшийся живым и «всего лишь» инвалидом, возвращаются обратно. Мадам Скордиа не подурнела, однако, стала носить что-то серо-коричневое, как все тогдашние итальянки возраста 30+ и – принялась общаться с людьми. Она – вписалась. Приняла их, а они приняли её. Ушли в прошлое её чёрные чулки и распущенные волосы, цветастый шик и обтягивающие фасоны платьев. И – отрешённость. Жить на Сицилии и быть закрытой – Боже упаси. Это всё к чему? Травят не за нелепую улыбку, как Лену и не за красивые ноги, как Малену, а за неуместность данного человека в предложенной обстановке.
Почему женщины ненавидели Малену и зверели от ее красоты?
Прелесть Моники Беллуччи в фильме «Малена» состоит в том, что с ней невозможно спорить. Чувственный изгиб ее бедер, магия волос и походки похожи на аксиому, не требующую доказательств. Никому ничего не нужно доказывать, ни женщинам, ни мужчинам – достаточно просто идти по улице по аккомпанемент хруста шейных позвонков и под прицелами сотен глаз. Остальное камера сделает сама.
У меня есть один необычный талант – я умею дружить с красавицами. С теми самыми, из-за которых хрустят шейные позвонки и к которым притягиваются взгляды. Вероятно, я чувствую в себе искру другого рода, оттого мне проще понять и принять совершенство рядом. И вот от этих красавиц я тоже много раз слышала этот вопрос: почему сами женщины так ненавидели и так жестоко наказали Малену? За что??
Интересен этот вопрос и сейчас, когда вокруг много самых разных ответвлений феминизма и общий взгляд на события начал смещаться в сторону «угнетаемая женщина». Ну хорошо, угнетаемая она. А угнетатели кто? Мы сами, получается?
Многие пытливые умы уже пытались давать ответ на этот вопрос. Те, кто попроще, отвечают банальным: «Они завидуют!». Те, что посложнее, назовут, скорее всего, множество причин. Это и тяжелые времена, и суровые нравы, и война, и неприятие коллаборационизма.
С моей же точки зрения причин у беспрецедентной женской жестокости в этой драме (которой мы почему-то отчаянно верим) ровно одна.
— Потому, что хотели и могли.
Почему хотели? Да потому что давайте посмотрим правде в глаза, зависть не сильно отличается по признаку пола. Невыносимая боль от понимания, что ты не обладаешь чем-то прекрасным, совершенным, роскошным, выдающимся одинаково терзает души и мужчин, и женщин. С той лишь разницей, что женщины не могли быть ЕЮ, а мужчины – быть С НЕЮ. В результате и те, и другие копили злобу.
Красавицы, с которыми мы говорили о фильме, беспомощно хлопали ресницами. Мол, а как же остальные мужчины? Они же были в нее влюблены? Но увы, влюблен там не был никто, кроме одного. Кроме мальчика-подростка, из чьих глаз мы видим Малену.
Почему не сдержались? Не подавили в себе ярость и темные порывы, как это делает время от времени каждый из нас? Вот тут, наверное, лучше всего подойдут объяснения про тяжелые времена, и суровые нравы, и войну, и неприятие коллаборационизма.
Мог ли на месте Малены оказаться мужчина, и на месте его мучителей – тоже мужчины? Запросто. В детстве я слышала историю про талантливого музыканта, которому нарочно переломали пальцы. Талант, красота, любовь, любая искра в человеке – предмет не только восхищения, но и страшной зависти и боли.
Да что там мировая известность, неоспоримый талант, безусловная красота. Иногда такой ерунде, извините, позавидовать могут, что диву даешься. Как-то три года назад я каталась на роллс-ройсе. Ну случилось так, меня пригласили как блогера. Да, безусловно приятно прокатиться на машине, которая стоит бешеных денег. Но там, в 2017 году этот роллс-ройс и остался, я даже и не вспоминала о нем.
А вчера ко мне в соцсети пришла женщина, которая три года о нем помнила. И копила злобу. Она пришла, чтобы меня разоблачить. Указать, что тексты у меня – ворованные. Семья – выдуманная. Внешность – стремительно увядает. А человек, с которым мы катались – и вовсе мой сутенер.
Понятное дело, что человек больной, причем не только в медицинском, но и в нравственном смысле, это важно. Но я к чему это говорю. Лютая зависть может возникнуть к чему угодно. И если душа слабая, темная, и если других путей приложения энергии у человека не имеется, то эта зависть и растопчет его и сожрет, если ее не излить. И картину мира изменит так, что в ней человек, которому завидуешь, станет последняя сволочь и гад. И отомстить ему не только не стыдно, но и почетно. Вот и вся задачка.
Почему особенно усердствовали именно женщины, а мужчины смотрели? Видимо, так более социально приемлемо. Если можно по отношению к зверству это слово применить.
В общем, о чем я? О том, что жители городка мерзкие, в отличие от нас, добрых и пушистых, в белых пальто? Нет. Все такие, просто кто-то может направить боль в созидание, а кто-то способен только стричь волосы и ломать пальцы. На худой конец, делать кучки в интернете (это для самых бесперспективных).
Причем же тут феминизм, спросите меня вы? Да вообще не причем, кроме того момента, что чем больше у женщины возможности защититься от воинствующей серости самой, а не только когда мужчина рядом, тем лучше. Роза должна быть с шипами, а пантера с когтями, если не хочет стать прикроватным ковриком.
Малена — образ «антиженщины» в киноленте Джузеппе Торнаторе
В 2000 году Джузеппе Торнаторе снял фильм «Малена» с Моникой Белуччи в главной роли. События происходят в маленьком сицилийском городке периода Второй мировой войны. Уже взрослый мужчина вспоминает собственную страстную подростковую влюблённость в красавицу Малену. Познав много женщин, лишь ей одной оставил он место в памяти.
Проход Малены по улице, словно по подмосткам: каблучки, длинная шея, прямая спина. Она привлекает внимание всех жителей городка. Равнодушных нет. Мальчишки катят на велосипедах, чтобы успевать лицезреть красоту на каждом повороте. Мужчины пускают слюни, с вожделением глядя вслед. Женщины завидуют, ревнуют и обливают её словесной скверной, желая расправы.
Что же такого особенного видят люди в Малене? Почему она так их волнует? Отчего именно её ненавидят женщины и желают все мужчины?
«Антиженщина»
Системно-векторная психология Юрия Бурлана называет таких женщин, как Малена, — кожно-зрительными. Эти женщины всегда привлекают к себе внимание, стремятся быть на виду. «Соблазняющие, нерожающие», словно «рождённые без трусов» — они являются полной противоположностью по психическим свойствам остальным женщинам.
Кожно-зрительная отличается от других женщин тем, что не имеет природного материнского инстинкта. Не имеет табу на поведение: отсутствует женская стыдливость. При этом желание получать чувство защищённости и безопасности у неё есть, как и у любой другой. Разница заключается в том, что обычная женщина ищет и находит себе единственного мужчину. Отдаёт себя («пахнет» феромонами влечения) ему одному. От него же одного и получает «законное» чувство защищённости и безопасности.
Природной парой для кожно-зрительной женщины является мужчина с уретральным вектором. Но по сюжету фильма рядом с Маленой его нет. Более того, её муж ушел на войну и погиб, и это сильнейший стресс для любой женщины. Когда у Малены гибнет ещё и отец, чувство защищённости и безопасности для Малены потеряно окончательно. Сверхстресс вводит её в такое состояние, при котором она пытается выжить во что бы то ни стало — в условиях враждебно настроенного города. Для кожно-зрительной женщины это означает выживать за счёт своего «актива» — тела. Малена становится проституткой.
Как объясняет Системно-векторная психология Юрия Бурлана, кожно-зрительная женщина природно привлекательна для всех мужчин подряд и в определённом психическом состоянии отдаётся им без разбора. За вознаграждение. Практически ни один мужчина не может устоять. При этом она становится естественной соперницей замужним женщинам, которые только и думают, как бы извести такую «стерву».
Когда мы видим на экране Малену, никаких сомнений в этом не возникает, ведь у них с Моникой Белуччи очень много общего. Актриса Моника Белуччи является обладательницей связки кожного и зрительного векторов. Перенеся на экран понятные ей переживания, она достоверно вписывается в образ «роковой красотки», которая, даже скромно опустив глаза, вызывает мужское желание. Хороша!
Не все кожно-зрительные женщины обязательно кружат головы мужчинам и концентрируют ненависть других женщин на себе или становятся проститутками. Например, в тот же период, показанный в фильме, во время Второй мировой войны наши, тогда советские, кожно-зрительные девушки и женщины бросали дома и уходили на фронт вместе с мужчинами. Там они становились санитарками, медсёстрами, врачами.
Вынося собственный страх смерти наружу, к людям, они превращали эту первичную эмоцию в высшее наполнение зрительного вектора — безусловную любовь, сострадание и сопереживание другим. В такие моменты страха нет, и это документально, многократно подтверждено героическим бесстрашием русских женщин, служащих в тех же санитарных батальонах.
Жертва для всего города
Пока Малене покровительствовали фашисты, её никто не трогал. Но когда по сюжету фильма в городок входят американские военные и освобождают жителей, для неё наступает час расплаты. Жителям городка нужна жертва, чтобы выместить всю накопившуюся неприязнь к режиму подавления. Жертвой была выбрана Малена.
Горожане в едином порыве звереют и выволакивают Малену из штаба. Именно женщины жестоко избивали её, рвали в клочья, вымещая накопленный гнев, подавленную зависть, боль обид и ревность. А мужчины стояли, опустив руки, и смотрели, не вмешиваясь. Полуживую Малену изгнали из города.
В конце фильма Малена кардинально меняется. Она снова замужем. Подурнела. Стала более грузной и уже не так привлекательна для мужчин. Вот такой женщины городка её принимают. Они даже заговаривают с ней на рынке, дарят какие-то продукты и вещи, обозначая конец конфликта. Малена на их взгляд стала такой же, как и все женщины.
Понимать жизнь, как она есть
На тренинге по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана вы начнете понимать как жизненные сценарии людей, так и то, что движет конкретно вами в определённых ситуациях.
Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана по ссылке прямо сейчас.
Неизвестные факты о фильме «Малена»: об исторических реалиях картины, местах съемок и Монике Беллуччи
Мы привыкли воспринимать фильм Джузеппе Торнаторе «Малена», как притчу о том, насколько может быть беззащитна красота перед страшной силой женской зависти и мужской похоти, как трагедию женщины, единственная вина которой была в том, что она оказалась слишком прекрасной для этого мира, как грустный рассказ о первой любви, оставившей на всю жизнь кровоточащий след в сердце главного героя — обычного сицилийского подростка.
Но сегодня давайте рассмотрим этот фильм под совершенно другим ракурсом — с точки зрения неизвестных фактов о картине, а также о том, насколько эта лента точно отражает исторические реалии Сицилии 40-х годов прошлого века. Заодно расскажем, как и где снимался фильм, каким образом Моника Беллуччи получила в нем главную роль, и ответим на вопросы, которые могут возникнуть у внимательного зрителя во время просмотра картины.
ДЕЙСТВИЕ «МАЛЕНЫ» ДОЛЖНО БЫЛО ПРОИСХОДИТЬ НЕ НА СИЦИЛИИ
Начать стоит с того, что в основу сценария фильма Джузеппе Торнаторе лег одноименный рассказ Лучано Винцензоли — одного из самых известных сценаристов итальянского кинематографа XX века. Именно он — автор сценариев фильмов Серджио Леоне «Плохой. Хороший. Злой» и «За несколько лишних долларов». Что характерно, Винцензоли — уроженец не Сицилии, а городка Тревизо, что в находится регионе Венето.
Собственно, изначально действие «Малены» и должно было происходить в маленькой деревушке региона Венето, а образ главной героини писался специально под Софи Лорен, которой Винцензоли и предложил сыграть Малену. Лучано даже лично обращался к Карло Понти — мужу Софи Лорен, но сценарий фильма сперва положили в долгий ящик, а потом про проект и вовсе забыли. Кстати, по словам Лучано Винцензоли в основу рассказа «Малена» легла практически автобиографическая история его собственной первой любви, так что завуалированный отказ экранизировать «Малену» он воспринял крайне болезненно. «Я подумал, что всем нужны только вестерны, и стал очень не уверен в себе», — признавался Лучано в интервью.
НЕ БЫЛО БЫ «МАЛЕНЫ», ЕСЛИ БЫ НЕ DOLCE&GABBANA
«Каждый раз, когда я сотрудничаю с Доменико Дольче и Стефано Габбана, в моей жизни происходит что-то хорошее. Они — мои ангелы», — говорит Моника Беллуччи, для которой роль в фильме Торнаторе стала одной из самых ярких в ее актерской карьере. Многие видели рекламу духов Dolce&Gabbana с участием Моники, но немногие знают, что вначале была реклама, и именно она породила фильм «Малена».
На фото: Моника Беллуччи в образе сицилийской вдовы в рекламе Dolce&Gabbana
Дело в том, что Джузеппе Торнаторе присматривался к рассказу Лучано Винцензоли давно, он даже встречался со сценаристом, но целых пять лет не мог найти актрису, которая бы идеально вписалась в образ главной героини. С Моникой Беллуччи Торнаторе познакомился как раз на съемках рекламы Dolce&Gabbana. «Мы работали вместе, и тут меня осенило — вот она, Малена! После этого я начал дорабатывать сценарий специально под Монику, и никаких дополнительных кастингов на главную роль мы больше не проводили».
ИЗ ВЕНЕТО НА СИЦИЛИЮ
Режиссер Джузеппе Торнаторе как раз родом с Сицилии. Режиссер родился в коммуне Багерия, что близ Палермо, так что с местными нравами он был знаком не понаслышке. Однако его идею перенести действие фильма на Сицилию, Лучано Винцензоли поначалу воспринял с опаской. «Исторические реалии и образ жизни людей во время Второй мировой войны на Сицилии и в Венето были совершенно разными! Я понимал, что нам придется отказаться от многих деталей, которые есть в рассказе, а прочие — серьезно подкорректировать. Поначалу это не вызвало у меня энтузиазма, но когда Джузеппе Торнаторе рассказал мне о том, что и его собственная история первой любви очень похожа на ту, что я описал в «Малене», я решился ему довериться», — рассказывал Лучано Винцензоли.
«Мы с Лучано нашли взаимопонимание благодаря тому, что наши истории первой любви очень похожи, — говорит Джузеппе Торнаторе. — Я тоже мальчишкой был влюблен в женщину намного старше меня. Она была очень красивой, и все мужчины Багерии не сводили с нее глаз. Я же был обычным угловатым подростком и понимал, что у меня нет шанса даже заговорить с ней. Что любопытно, когда состоялась премьера моего фильма «Новый кинотеатр Парадизо», эта женщина сама подошла ко мне, выразила восторг относительно картины и предложила стать друзьями. Я признался ей, что подростком был влюблен в нее, и она очень удивилась. Она была все также прекрасна, как и во времена моей юности, и, возможно, у нас даже мог бы завязаться роман, но я сказал себе: «Нет». Ведь в тот момент я уже не был влюблен в нее и мне не хотелось портить свои воспоминания о первом сильном чувстве реальностью», — поделился режиссер.
ГДЕ СНИМАЛСЯ ФИЛЬМ «МАЛЕНА»?
В результате действие картины было перенесено в сицилийскую деревню Кастелькуто (Castelcuto). Не стоит искать населенный пункт на карте острова, его там нет и никогда не было — это воображаемая деревня. Если говорить о местах съемок, то часть сцен снималась в маленьком городе Ното, что располагается близ Сиракуз и считается одной из жемчужин сицилийского барокко, а часть — в самом городе Сиракузы.
Также в кадре появляются виды Катании, руины города-призрака Поджореале, заброшенного после землетрясения 1968 года, и знаменитые скальные лестницы Скала-дей-Турки — именно там мальчишки обсуждают достоинства Малены.
ОТ ГЕОГРАФИИ К ИСТОРИЧЕСКИМ РЕАЛИЯМ
Зато по требованию Лучано Винцензоли Джузеппе Торнаторе с особым вниманием прошелся по историческим деталям, и они в фильме выверены с особым усердием. Ниже — ответы на пять вопросов, которыми чаще всего задаются зрители во время просмотра ленты.
1. В начале фильма муж Малены уходит на войну, ее отец трудится преподавателем в школе. Денег постоянно не хватает даже на еду, но работу прекрасная сицилийка найти не может. Неужели зарплата ее отца была настолько низкой?
Действительно, в 40-х годах в целом по Италии зарплаты была низкими практически у всех. Обратимся к официальной статистике, а она невеселая. В среднем в 1942 году средняя зарплата мужчины в Италии составляла около 800 лир, а женщины получали в разы меньше. При ближайшем рассмотрении вопроса все становится совсем печально. Зарплата чернорабочих и тружеников сельскохозяйственных регионов, работавших в полях, была в среднем 300 лир, квалифицированные рабочие получали от 300 до 600 лир, а люди, занимавшие высокие должности, от 1000 до 1300 лир в месяц.
Продукты же питания во время войны купить в принципе было непросто, и, как следствие, в Италии пышным цветом расцвел черный рынок, на котором еда стоила неподъемных денег. Так, прошутто и салями магазинах стоили 26.50 лир, а на черном рынке — 250-300 лир, сливочное масло — 24 лиры в легальной продаже и 250-300 лир на черном рынке, говядина — 60 лир за килограмм в магазинах и 400 лир на черном рынке, оливковое масло — 70 лир в магазине и 500 лир за литр на черном рынке, а сигареты Macedonia, которые курит главная героиня, в табакериях стоили 2.60 лир, у перекупщиков же они расходились цене по 60 лир за пачку. Правда, хлеб, яйца и молоко все еще оставались относительно доступными, их стоимость составляла в среднем от 2 лир до 5 лир, а килограмм картошки стоил всего 0,65 лир за килограмм. Словом, тот самый случай, когда из экономии выгоднее бросить есть, чем курить, и, когда смотришь на соотношение зарплат и стоимости еды, вопрос: «Почему Малена начала продавать себя за еду?» — отпадает сам собой.
2. Малену официально объявляют вдовой, причиталась ли ей пенсия?
Да, причиталась. В марте 1933 года Бенито Муссолини учредил «Национальный фонд социального страхования», а также внес изменения в закон о пенсиях и субсидиях. В Италии появились пенсии в случае профессиональных заболеваний и по инвалидности, по причине безработицы и в случае заболевания туберкулезом. Также с 1933 года началась выплата пособий беременным женщинам, а в апреле 1939 года была учреждена пенсия семьям, утратившим кормильца, и вдовам, потерявшим мужей — пенсия в этом случае состояла 60 процентов от его зарплаты. К сожалению, все эти меры не могли помочь выжить семьям, находившимся в тяжелой ситуации, поскольку — смотрим пункт выше о соотношении средних зарплат и цен на рынке на элементарные продукты питания.
3. Малену обвиняют в связи с женатым мужчиной. Ей грозит тюремное заключение. За это, действительно, сажали в тюрьму?
Действительно, адюльтер, согласно Уголовному кодексу Италии, принятому в 1930 году, считался уголовным преступлением. Занятно, что наказывали за это только женщин, но не мужчин. Если обнаруживалось и было доказано, что незамужняя женщина состояла в связи с женатым мужчиной наказание для блудницы предусматривалось следующее — от одного до двух лет лишения свободы. В том случае, если замужняя женщина изменяла своему мужу, ее могли посадить в тюрьму на год. При этом обвинителем на судебном процессе чаще всего выступал муж обвиняемой, то есть подобные дела рассматривались в суде по жалобе мужа. Мужчины же за адюльтер не наказывались. Ситуация изменилась лишь в 1968 году, когда правительство признало «моральное и юридическое равенство супругов», после этого неверных жен сажать в тюрьму перестали.
4. Были ли в Италии официальные публичные дома в это время?
5. О сцене с обрезанием волос главной героини.
На самом деле, то, что показано в фильме, для Италии — скорее исключение из правил. Унизительная процедура обривания женщин, сожительствовавших с немцами, была распространена во Франции, в Италии же подобные случаи были редки, оттого поступок горожан по отношению к Малене выглядит особенно чудовищным.
К примеру, в Падуе — городе региона Венето, а мы помним, что изначально действие рассказа «Малена» происходило именно в Венето, где длительное время стояли немецкие войска, многие женщины не только жили с немцами, но даже успели родить от них детей. По воспоминаниям местных бабушек, когда немецкие войска покидали город, итальянки спокойно обратились к немецкому командованию с просьбой не разлучать их с любимыми. Женщин с детьми посадили в последний вагон, но до того, как поезд тронулся, вагон просто отцепили, и дамы с детьми остались в Италии. Тем не менее, ничего страшного с ними не произошло, они просто вернулись в свои дома.
На фото: Джузеппе Торнаторе и Моника Беллуччи на съемках фильма «Малена»
Кстати, имя главной героини Малена — это сокращение от Маддалены, что призвано вызывать ассоциации с Марией Магдалиной. Делайте выводы, дамы и господа!
Фильм «Малена» вышел в 2000 году, был номинирован на «Оскар» в категориях: «Лучшая операторская работа» и «Лучший оригинальный саундтрек». Картина была отмечена премиями «Давид ди Донателло» в номинациях «Лучшие костюмы» и «Лучший саундтрек», а также взяла «Золотого медведя» — главный приз Берлинского международного кинофестиваля.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук