йога к какой религии относится
Йога к какой религии относится
Статья была написана, когда архиепископ Анастасий (Яннулатос), с 1992 года возглавляющий Албанскую Православную Церковь, занимал Андрусскую кафедру Элладской Православной Церкви (1970-е годы). Однако за прошедшие десятилетия тема, затронутая в статье, не потеряла своей злободневности.
Йога была сначала представлена западному миру как разновидность «физических упражнений», способ релаксации и психотерапии. Ее основное отличие от обычных физических упражнений состоит, кроме всего прочего, в характерной неподвижности. Многие упражнения йоги оказывают небольшое положительное воздействие на определенных людей, по крайней мере, такое, которое оказывают и упражнения других комплексов. Но, вообще говоря, эти упражнения входят в структуру индуизма и являются этапами более широкого и общего духовного восхождения. Их конечная цель – нечто большее, чем просто хорошее физическое самочувствие. То, что предшествует и что следует за упражнениями йоги – и о чем многие люди даже не подозревают, – тесно связано с системами «медитации», философско-религиозными теориями и аксиомами индуизма, главным образом, с учением о реинкарнации.
Ведь и коленопреклонения («метанойя» нашей монашеской традиции) не являются простыми телодвижениями, а связаны с более глубокими процессами и выражают определенный настрой и состояние души, стремящейся к духовным целям; точно так же и более сложные упражнения йоги связаны с индуистскими верованиями и являются духовным, религиозным опытом.
Слово «йога» происходит из индийских языков и имеет много значений. Этимологически оно связано с понятиями «слияние», «союз», «связь», «учение». Оно широко используется индусами для определения тайной связи человека с трансцендентальной реальностью, а также для обозначения способов и путей, ведущих к этому «союзу», к «освобождению» человека от многообразных связей и иллюзий нашего мира.
Йога также включает в себя различные руководства и методы, сформированные индийской традицией в течение столетий, ведущие к достижению человеком искупления и его единения с Абсолютом. Три основных типа индийской религиозности: стремление к спасению, знанию и набожности – называются, соответственно, «карма-йога», «джнана-йога» и «бхакти-йога».
Словом «йога» называется и одна из шести классических «традиционных» школ (даршан) индуизма. Ввиду большого количества значений путаница, связанная со словом «йога», в западном мире лишь увеличивается.
Одним словом, классическая йога как школа признает существование вечного бога, Ишвары (Господа), но не признает, что он как-либо вмешивается в жизнь человека. Идея такого бога не может, конечно же, быть хоть как-то соотнесена с христианским богословским учением.
Практике йоги учат в несколько этапов. Хотя в последнее время появилось множество вариаций, наиболее общими этапами являются следующие восемь.
1. Самоконтроль: соблюдение этого пункта требует воздержания от сексуальных отношений, воровства, скупости.
2. Самосовершенствование: нацеленность на спокойствие, чистоту, последовательное выполнение всех упражнений и т.д.
После этих двух этапов ученик инициируется, и его учитель (гуру) дает ему новое имя и ритуальную фразу (мантру), которую он должен многократно повторять в целях ускорения движения к спасению.
3. Контроль над телом: принятие специальных поз направлено на осуществление контроля над жизненно важной энергией человеческого организма.
4. Контроль над дыханием: при выполнении этих упражнений снижается ритм дыхания, тело и мысли приходят в состояние умиротворения, и все психические силы человека готовы к заключительным этапам.
5. Контроль над чувствами: фиксируя взгляд на объекте, йог (тот, кто занимается йогой) пытается получить контроль над своими чувствами.
6. Концентрация: контроль внимания направлен на создание барьера, который бы изолировал человека от окружающей обстановки и внутренних фантазий. Индуистская традиция создала различные методы для достижения этой цели, например повторение священного для индуистов слога «ом» про себя или вслух в медленном темпе, концентрация на определенных предметах и др.
Последние два этапа подводят к конечной цели йоги, которая заключается в следующем.
7. Медитация, сосредоточенность и восприятие.
8. Познание, освобождение.
Йог считает, что полная медитация достигается объединением, слиянием с трансцендентальной реальностью. Человек, достигший заключительного этапа, освобождается от экзистенциальной сферы, и ему удается обрести спасение.
Хотя на первых этапах сохраняются некоторые элементы сознания, на последнем йог приходит к преодолению даже самосознания. Они не воспринимают цвета, запахи, звуки, чувства и не осознают себя или кого-либо еще. Их духи «свободны», как говорят инициированные, от памяти и забвения. Это считается знанием, просвещением.
Эта техника направлена на связь с Абсолютом. Для нее центральные истины христианства о Христе Спасителе, благодати, бескорыстной любви, Животворящем Кресте не имеют никакого значения.
Есть множество направлений, ответвлений, разновидностей и областей применения йоги. Разные школы имеют отличные друг от друга методы. Кроме того, существуют многочисленные группы, действующие в Европе и Америке, которые обладают своими особенностями и характерными свойствами, не одобряемыми гуру Индии. Как правило, однако, все эти системы медитации, упражнений и приобретения духовного опыта соответствуют мыслительным категориям и религиозным догмам индуизма, которые радикально отличаются от учения христианского Евангелия в ключевых вопросах, таких как идея о Боге, мире, человеке, смерти, спасении… Они часто приводят к страшной и опасной путанице и сравнению, отрицающему сущность христианской проповеди.
Западные интеллектуалы изучили возможность выделения некоторых правил йоги, пригодных для использования в рамках христианства. Однако эта попытка отделить упражнения от индуистских теорий, с которыми они связаны, представляется попыткой разъединить мышечную и нейронную ткани у человека. Этот новый оригинальный подход был необходим для того, чтобы освободить йогу от насыщенной индуистской атмосферы и ее идеала.
В таком случае, христианский вариант йоги будет означать упражнения, которые способствовали бы достижению человеком глубокой тишины, избавления не только от внешних шумов, но, главным образом, от внутренних потрясений, производимых нашими желаниями, интересами и фантазиями; молчания, через которое человеческий дух может услышать послания Святого Духа более чутко за счет самоуничижения.
Но нет нужды искать такой метод, потому что он привел бы к противоположным результатам: абсолютная автономия человеческого духа и чрезвычайная путаница. Согласно христианской вере, духовная жизнь с ее завершением есть дар Божией благодати, а не достижение независимой человекоцентристской техники. Кроме того, для нас, православных христиан, существует исихастский опыт восточного христианства, где при определенных религиозных условиях можно достичь святой духовной жизни во Христе, мира и «исихии» (тишины) в любви.
Йога в нашей стране
Количество центров йоги в нашей стране (В данном случае владыка Анастасий имеет в виду Грецию.) значительно возросло в последние годы. При этом наши знания и сведения о йоге до сих пор скудны, обобщены и запутаны. Йога публично представляется как «особые физические упражнения» и, как правило, только как упражнения для мышц и нервных центров, дыхательные и прочие. Это означает, что из вышеупомянутых этапов ограничиваются третьим (контролем над телом) и четвертым (контролем дыхания), хотя иногда и продвигаются до пятого этапа (контроля над чувствами) и шестого (концентрации). Одни частные школы пытаются убрать религиозную составляющую из этих занятий, с тем чтобы они могли быть более легко приняты среднестатистическим греком. Другие пытаются убедить, что йога никогда не носила и не носит религиозного характера, говоря о йоге как о «науке», «духовном знании», психосоматическом процессе. Несмотря на это, однако, какими бы специальными и возвышенными словами ни искажалась реальность, факт остается фактом: вся направленность этой индийской методики была и остается религиозной или околорелигиозной. Посвященные в «медитацию» йоги ориентируются на исключительно индуистское направление. Руководствуясь Ведами и другими священными индийскими текстами (Упанишады, Пураны, Сутры и Тантры) и, главным образом, «учителем» (гуру), они стремятся к освоению и применению на практике теорий, основанных на законе кармы, который определяет реинкарнацию, и законе сансары, который определяет кругооборот реинкарнации, ища спасения (мокши) из этого иллюзорного мира (майи), следуя «путями», определяемыми индуистскими традициями, такими как карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога (упомянутые в начале статьи), и их многочисленными вариантами: мантра-йога, хатха-йога, раджа-йога и другие.
Это «религиозное ядро» не упоминается и скрыто под общими фразами различных уставов центров йоги. Они утверждают, например, что их целью является «сформировать людей физически, интеллектуально и духовно». Тексты, предлагаемые публике, обычно появляются под якобы социальным или философским видом; они обычно бывают связаны с высказываниями древнегреческих мудрецов или даже… отцов Церкви. Для тех, однако, кто знает этот вопрос более подробно, все эти теории и идеи прозрачны, как пленка, позволяющая проявиться их глубоко индуистскому характеру.
В журналах, переведенных на греческий, показана их религиозная и философская точка зрения (например, журнал «Йога» включает в себя невероятное соединение индуистских учений; даже приглашения для участия в торжествах, таких как Шиваратри). Цели, записанные в правилах этих обществ, полны прозелитского энтузиазма: например, «распространение йоги на всех людей независимо от пола, национальности, вероисповедания и социального положения», «создание прочной основы для применения йоги в повседневной жизни».
Религиозная свобода и обман
Конституция Греции, конечно, предполагает «свободу вероисповедания и религиозного сознания». Однако это не означает, что различным группам позволено вводить в заблуждение греков неискренними заявлениями об их особенностях и целях.
Православная Церковь – наместница вечной истины живого Слова Божиего на земле – на протяжении столетий и до сих пор спокойно и без страха сталкивается со всякого рода сравнениями с различными религиозно-философскими вымыслами человека. Тем не менее, каждый имеет право потребовать от любого компетентного органа, особенно от СМИ, ясно показать, что из себя представляют «гуру» различных зарубежных религиозных направлений. Утверждение, что они хотят подготовить нас, чтобы «мы могли ответственно и творчески действовать в обществе» (о чем говорится в уставах некоторых центров йоги), рядом с теми теориями и методами, которые привели к задержке развития изобразительного искусства у азиатских народов, кажется насмешкой.
В то же время, однако, каждый из нас, кто в меньшей или большей степени ответственен за Церковь, должен осознать, что в эпоху свободной передачи идей на глобальном уровне вполне естественно для любознательного беспокойного духа греческого народа проявлять интерес к новым идеям как западного, так и восточного происхождения. Поэтому христианским священнослужителям, богословам и мыслителям нужно быть хорошо подготовленными для того, чтобы предоставить грекам объективную информацию. Наконец, лучшим сопротивлением различным духовным тенденциям остается непрерывное активное следование всем правилам Православия, а также его личный и социальный опыт.
Йога и религия: сходство и различие
Что общего между йогой и религией? Является ли йога религией? Можно ли религиозному человеку заниматься йогой? Очень часто людей интересуют эти вопросы. На первый взгляд может показаться, что йога – это религия. Но это не так. В описании йоги можно найти что-то схожее с религией. Множество различных видов йоги, много теоретических материалов на эту тему. Это древнее учение имеет свою объёмную и глубокую философию. Но есть существенные различия между йогой и религией.
Йога и религия: схожие черты
Сходство заключается в том, что и религия и йога включают в себя ритуалы и определённую культуру. Культура несёт в себе различные мифы и легенды, которые зародились в определённое время в определённом месте. Йога и религия преследуют одинаковую цель – познание высшего смысла бытия, освобождение от материального рабства. Но в каждой системе это по-разному описывается, на своём языке.
Ещё одно сходство заключается в том, что в обоих случаях с человеком происходят одинаковые изменения на уровне разума и осознания. И йога и религия приводят к тому, что разум человека становится более однонаправленным, более сосредоточенным. Сначала практик в совершенстве овладевает разумом, а затем обретает способность находиться на более высоком интуитивном уровне – уровне прозрения.
В йоге человек практикует сосредоточение в медитациях. Различные физические и дыхательные упражнения помогают ускорить достижение состояния медитации, сводя на нет отвлекающие физические факторы, обусловленные несовершенствами физического тела.
В религии медитация достигается благодаря постоянному сосредоточению на одном образе и чтению одних и тех же молитв.
В обоих случаях основной метод – сосредоточение!
Разница между йогой и религией
Эти системы самосовершенствования имеют существенные различия. В религии призывается верить, принять на веру какие-то факты, постулаты. В йоге даются рекомендации для достижения тех или иных целей. В ней нет призыва к слепой вере, предлагается не поверить, а проверить. Йогин достигает промежуточных целей – ступеней на пути к основной цели.
Религия – это наука веры. Йога – это практическая наука. В религии строгие рамки и ограничения.
В йоге тоже есть ограничения, но они не такие строгие и многие из них носят временный характер.
Йога предлагает различные методы достижения конечной цели, не ограничивая человека в выборе. Она предлагает использовать любой имеющийся потенциал. Главное условие – непричинение вреда себе и окружающим и свобода от привязанностей, низших желаний.
Религия ограничивается одним методом – отречением от материального мира.
Каждый ищущий выбирает свой путь. Кому-то лучше строгое отречение, а кому-то легче идти более универсальным путём.
Можно ли религиозному человеку заниматься йогой?
Йогой можно заниматься любому человеку. Эта система не противоречит религии. Но нужно понимать, что в йоге много различных направлений. Классическая йога не нарушает принципы религии. Выполняя асаны, пранаямы и очистительные упражнения, человек не нарушит никаких религиозных правил. Эти упражнения помогут человеку сделать разум более совершенным и взять под контроль чувства и эмоции.
Комментарий к статье “Йога и религия: сходство и различие” с канала Яндекс.Дзен Oceanius.ru от Петра Долина:
“Рассмотрим этимологию слов – понятий “религия” и “йога”. Ре – снова, повторно, опять. Лигио – стыковать, соединять. Религия – это непрерывная технология создания соединений нашего, земного, человеческого мира с миром Тонким, Высшим Разумом, с самим Создателем жизни вокруг нас. Йога – лучше всего определяется как “связь” или “союз”. Причём исходное санскритское “юдж” подразумевало союз с доминированием одной из сторон. Что и признаётся в йоге изначально.
Все авторитетные тексты по йоге указывают её как способ саморазвития божественных способностей личности на протяжении многих жизней и на ориентиры в развитии в течении одной жизни. То – есть, обобщая, видим совпадение целей йоги и религии в дальней перспективе развития – 100%, а в ближней есть нестыковки – у йогов без реинкарнации нет совершенства человека в земном опыте (сложный путь этого совершенства становится понятен человеку с первых практических опытов практики йоги), да ещё само тело человека постепенно становится надёжной опорой этого будущего совершенства(практика такая!).
А в большинстве религий за пределы одной жизни не заглядывают, телом же зачастую просто жертвуют ради духовного развития. Вера одинаково важна в успехе как в йоге, так и в религии. Какая без Веры может быть регулярная практика? Если не придерживаться правильных ориентиров, не развивать самоконтроль, самокритичность – потерпеть неудачу можно и на религиозном пути, и на пути йоги. Как видно, Высший Разум пока поддерживает оба этих направления развития. Удачи всем в их духовно – материальных поисках!”
Йога – это особая аскеза, а не оздоровительные упражнения
Памятник А. Гхошу Занятия йогой сейчас предлагают в любом фитнес-центре. Как мы к этому пришли? Когда-то йога была уделом индуистов. Примерно 150 лет тому назад ситуация изменилась, в Индии активно пропагандировалась английская культура. Кто-то из местных ее жадно впитывал, другие игнорировали. Кто-то доказывал англичанам, что у индийцев есть самобытная культура, причем индуизм – не одна из национальных религий, а точное следование вечному всемирному закону жизни. «Вечный закон» (санатана дхарма) неизбежно действует на лучших представителей любой религии, почти как действуют на людей законы физики. Подобные утверждения индийцы иллюстрировали христианам на примере йоги.
Индийские интеллектуалы европеизировали йогу – упражнения йоги стали пониматься как научные эксперименты, как проверенные веками методики для решения разных жизненных проблем: медицинских, психологических, духовных. 100 лет назад йога превратилась в популярное, модное явление.
100 лет назад йога превратилась в популярное, модное явление
Многие сейчас в хатха-йоге видят в первую очередь оздоровительную гимнастику. На самом деле всё иначе. Открываем монографию по йоге, опубликованную в Индии:
Сотериологические техники! Оказывается, люди в хатха-йоге принимают неудобные позы, выполняют дыхательные упражнения не для оздоровления, а для спасения. Для определения йоги в открытую использован богословский термин, христианское слово «сотериология».
Да, йога – это аскеза такая (садхана). Учения йоги – это сотериология. Упражнения йоги представляют собой духовные практики, неоиндуистский путь спасения.
Сравним йогу с христианской аскезой. Делаем выбор
В качестве представителя йогической аскезы предлагаю взять интегральную йогу (здесь и далее – «ИЙ»). Почему ее? ИЙ создана на базе классических школ йоги Ауробиндо Гхошем («Шри Ауробиндо», 1872–1950). Гхош получил университетское образование в Англии, это позволило ему практиковать йогу и методично анализировать смысл йогических упражнений. У Гхоша десятки тысяч последователей по всему миру. Мощные центры ИЙ обосновались в Санкт-Петербурге и Москве.
Йога понимается как шанс на дальнейшую эволюцию людей
По сути, в ИЙ различимы три компонента:
Этапы на аскетическом пути. Две картины крупными мазками
Исихастская аскетика в «Лествице» описывает этапы пути в виде восхождения христианина по 30 ступеням. Восхождение невозможно без помощи свыше, без нисхождения Божественной благодати к человеку. В первом ряду аскетических ступеней «Лествицы» главенствуют упражнения в покаянии (Леств. 1–7), за ними следует ряд ступеней борьбы со страстями (Леств. 8–26), редкий опыт высокой жизни – это ступень священного безмолвия (исихия, Леств. 27). Потом идет ступень священной молитвы (Леств. 28), и, наконец, ступень бесстрастия (Леств. 29) и ступень Божественной любви (обожение, Леств. 30).
А. Гхош верил, что в него вселился Кришна, и его тело не умрет. Однако в 1950-м г. Гхош умер
Аскетический путь ИЙ отличается от христианского образа духовного восхождения. Наряду с восхождением-эволюцией (движением от материи к духу), в ИЙ присутствует особая тема нисхождения-инволюции (движения от духа к материи). То есть в ИЙ дается образ двунаправленного спиралевидного движения по полусфере.
И если этот аскетический путь продолжится, то йогин окажется выше богов индуизма и богов других религий. Йогин выйдет на этап так называемой йоги клеток. Происходит дальнейшая супраментализация сознания и супраментализация тела на клеточном уровне. А. Гхош верил, что в него вселился Кришна, и его тело не умрет. Однако в 1950-м г. Гхош умер.
Этап безмолвия. Подробности и сравнение
Безмолвие разума в ИЙ означает остановку потока рассуждений и наблюдений. Как говорил А. Гхош: «Чашу нужно вычистить и опустошить для того, чтобы божественный напиток мог наполнить ее». Йогины очищают сознание от «вибраций-мыслей», чтобы перейти от ментального уровня сознания к более высоким уровням. Как утверждают, безмолвие сообщает йогину способность различать вибрации, например, вибрацию гнева от вибрации духовного откровения.
Безмолвие порой сопровождается трансом, похожим на сон. Гхош сетовал, что некоторые йоги увлекаются «сном», считают его высшим состоянием. Йогин может достичь безмолвия с помощью психотехник. Как? Нужно систематически упражняться – не думать ни о чем по несколько минут; повторять тот пароль-мантру, который привел человека в йогу; воображать себя на спокойной глади океана, сливаться с его бесконечностью.
В отличие от ИЙ, христианская аскеза начинается не с безмолвия. Для начала нужно вычистить греховную скверну – в покаянии. Греческие отцы понимали покаяние как перемену ума, но это отнюдь не измененное состояние сознания, наподобие безмолвия в йоге. При покаянной перемене ума христианин осознает, что грехи, которые он прежде легкомысленно совершал, отделяют его от вечного блаженства в Царстве Божием.
В отличие от ИЙ, христианская аскеза начинается не с безмолвия. Для начала нужно вычистить греховную скверну – в покаянии
Сравним: А. Гхош считал заповедь Христа искать прежде всего Царствия Божия – призывом отождествить себя с божеством через йогические медитации. Православный христианин не может принять такую трактовку Царствия Божия. Мы не приравниваем себя к Богу, мы – всего лишь Его создания. Грехами отдаляем себя от Бога, покаянием приближаемся к Богу.
Йоге чуждо покаяние и борьба с греховными страстями, то есть чужда вся необходимая подготовка к священному безмолвию. ИЙ интересует не тема греховных страстей, а проблема самоконтроля, контроля идей и желаний, управляющих сознанием человека (сюда относится контроль за гневом). Эту проблему йога решает психотехниками. Безмолвие в ИЙ и исихастское безмолвие ума от страстных помыслов отличаются принципиально. И сходство понятий о помысле и вибрации в этом случае не делает ближе аскетику исихазма и йоги.
Этап появления нисходящего тока «силы Шри Ауробиндо»:
Подробности и сравнение
Асаны хатха-йоги и упражнения раджа-йоги пробуждают «силу кундалини». Эта сила восходит по каналу в «тонком теле» человека, по «чакрам». Энергетические центры – чакры – у обычного человека неактивны, йога пробуждает их. Вот для чего нужна йога, а не для оздоровления и релакса!
В ИЙ предлагают замену «силе кундалини», это более мощная «сила Ауробиндо» – нисходящая, и потому «более божественная». Сверхсилу сделал доступной для своих учеников А. Гхош. Он хвалился, что там, где другие йоги заканчивают, там ИЙ только начинает. То есть хатха-йога обеспечивает «безмолвие» и пробуждет кундалини, но не дает нисходящий поток сверхсилы/сознания. В ИЙ сверхсила нисходит в голову, потом – в сердечный центр, потом – ниже.
Получив «силу/cознание Шри Ауробиндо», человек просвещается – в его сознании поселяется «Свидетель». Йогину теперь не надо долго размышлять над какой-то проблемой, выискивать информацию по книгам. Достаточно подключиться к «силе Ауробиндо», и открывается доступ к знанию/гнозису, и «Свидетель» ведет йогина в правильном направлении. «Сила Шри Ауробиндо и Матери» помогает людям практиковать йогу непрерывно, без напряжения.
Сравним с исихастским опытом сведения ума в сердце. На первый взгляд, есть сходство с нисходящим потоком силы в ИЙ. Нисходящий поток йогин может получить во время джапы – многократного повторения сакральной формулы. На этом основании Дж. ван Фрекем в своей книге об ИЙ сближает упражнения йоги с сердечной Иисусовой молитвой. Впрочем, еще охотнее он сближает йогу с древним еретическим гнозисом, для которого характерен пантеизм, учение о реинкарнации, оккультизм. Сам А. Гхош говорит о неогностическом характере своей аскезы:
«В момент гностического преображения эволюция пересекает линию, за которой происходит величайший и радикальный переворот сознания… ментальному рассудку трудно понять… супраментальную природу».
А. Гхош планировал стать гностиком-сверхчеловеком.
В исихастской традиции тоже встречается термин «гнозис», но в другом смысле, другом контексте. Покаянная борьба со страстями приводит христианина к священному безмолвию и ведению/гнозису. Какое ведение приобретает исихаст? Он познает логосы тварного мира, то есть познает замыслы Бога-Творца о тварном мире. Для ИЙ свойственно совсем другое познание мира: безличное божество само становится космосом, то есть происходит инволюция божества, а эволюция человека состоит в познании божественной природы человека и божественности всего космоса.
Классические йогические практики нацелены на изменение сознания, а цель исихастских практик – личное общение с Богом
Практиковавший йогу религиовед М. Элиаде тоже разграничивал духовность неоиндуизма и христианства. По поводу Иисусовой молитвы Элиаде отмечал, что классические йогические практики (пранаяма) нацелены на изменение сознания, а цель исихастских практик иная – личное общение с Богом.
Исихасты в опыте священной молитвы к Богу различали ступень сердечной молитвы и ступень непрестанной/самодвижной молитвы. Здесь опять вроде бы есть сходство с ИЙ, но оно лишь внешнее: нисходящая сила на определенном этапе аскетического пути становится не кратковременным опытом, а непрерывным. «Сила Шри Ауробиндо» доходит до сердца и спускается ниже, а сосредоточение аскетической практики ниже сердца святитель Игнатий Кавказский считал причиной ложного религиозного опыта.
Этап йоги клеток:
Подробности и сравнение
«Первые ‟капли” просто восхитительны… клетки наполняются восторгом – прямо как вишни в бренди… ни один экстаз не сравнится с этим телесным чудом».
Через несколько недель просачивание супраментального у Б. Анженже сменилось более мощным импульсивным потоком нисходящей силы, как бы ударами мистического молота в тело. Происходила мучительная – «мученическая» – трансформация, Анженже чувствовал, что клетки его организма «кричат», повторяя таинственную мантру: «Ты ЕСТЬ Здесь».
Анженже ошибочно рассчитывал, что йога клеток даст бессмертие. А. Гхош объяснял, как придет бессмертие: работа чакр заменит деятельность органов тела, и человек обретет неумирающее «тело света». Гхош верил, что
Вместо бессмертия Анженже получил лишь религиозные экстазы с оккультными опьянениями и восприятиями света от окружающих предметов, с вхождением внутрь предметов, со сверхэффективным отдохновением, которое давал свет. А еще были экстазы соприкосновения с пламенеющим божеством Агни.
Вместо бессмертия Анженже получил лишь религиозные экстазы с оккультными опьянениями
Бесстрастие у старца Силуана переживалось как причастие Божественной пламенеющей любви (Леств. 30), он созерцал Божественный Свет. Это не опыт визионерского экстаза, а личное общение с любимым Господом Иисусом Христом, сверхъестественное восприятие Христа глазами и умом. У отца Силуана эта бесстрастная любовь принимала форму любви к врагам. Трудно давался старцу подвиг любви, когда на его родине враги Церкви мучили и казнили христиан.
Любовь требует от человека борьбы с гневом, гордостью, а не очищения от вибраций
Старец Силуан стремился возгревать любовь, избегать разрушающей душу ненависти к гонителям. Он не желал превратить свою духовную жизнь в поиск более-менее приятных экстазов, религиозного опьянения (как у Анженже). Не искал мнимого единства с окружающим миром по ту сторону «поверхностной любви» (как у Гхоша). Настоящая любовь к Богу и ближнему – глубокая. Такая любовь загорится в сердце, если человек откажется от самообожествления, свойственного йоге. Любовь питается Божьей благодатью, требует от человека борьбы с гневом, гордостью и остальными страстями, а не контроля желаний и очищения от вибраций.
О чем я не хотел бы рассказывать
В этой статье я кратко сопоставил аскетический путь ИЙ и исихастов. Опыт «безмолвия» йогического разума, «очищенного от вибраций», мы сравнили с опытом священного безмолвия ума от страстных помыслов. Сравнили переживание «нисходящего потока силы/сознания» со сведением молящегося ума в сердце и переходом к непрестанной молитве. Наконец, сравнили йогу клеток с изменениями телесности у бесстрастных подвижников.
А. Гхош к Христу и христианству относился с пренебрежением, М. Альфасса и Б. Анженже – со жгучей неприязнью
Всё это для того, чтобы аналитически сопоставить исихастскую и йогическую аскезу. Не стал я начинать с того, как мастера йоги высказываются в адрес христианства. Мне хотелось избежать слишком эмоционального обсуждения темы «христианство и йога». Пожалуй, в конце статьи можно кратко упомянуть то, с чего я не хотел начинать: А. Гхош к Христу и христианству относился с пренебрежением, М. Альфасса и Б. Анженже – со жгучей неприязнью.
Исихасты знали про опасность увлечься экстатическими состояниями. И предостерегали, что в погоне за экстазами человек впадает в прелесть, получает ложный духовный опыт.
[1] Burley M. Hatha-Yoga, Its Context, Theory and Practice. Delhi, 2000. P. 1.
[2] В начале XX в. на англиканство влиял методизм и движение ривайвелистов.
[3] В ИЙ считают, что надментальные состояния сознания доступны религиозным гениям из других религий, например, Христу, Будде.
[4] Б. Анженже (1923–2007) более известен под неоиндуистским именем «Сатпрем». Это имя нарекла ему «Мать».
[5] Гхош А. Жизнь Божественная. кн. 3. Собрание сочинений. Т. 16. СПб, 2016. С. 444–445.