в каком возрасте появляется осознание себя как существа определенного пола
В каком возрасте дети начинают осознавать свой пол?
К возрасту это сложно привязать. Но, если говорить в общем, впервые с вопросом пола субъект человека сталкивается примерно в 3-4 года. Или, говоря психоаналитическим языком, когда ребенок выходит на эдипальную сцену, сталкивается более осознанно с родительскими фигурами и осознает свою гендерную идентичность на контрасте с ними.
Ребенок начинает задаваться этим вопросом, проявлять внимание к гениталиям мальчиков и девочек, например, в детских садах и яслях. Также ребенок проявляет внимание к своим родителям касательно вопроса пола и гениталий. Интерес проявляется к этим темам не просто как к удовлетворительным функциям (грудь у матери, которая служит функцией питания), а именно в контексте идентичности.
На этой эдипальной сцене закладываются основные понятия о себе. В дальнейшем они могут развернуться в более устойчивую картину, когда человек может полноценно о себе сказать, что он мужчина, женщина или вне этой бинарной системы.
Что такое эдипальная сцена? Условно, это когда ребенок «сталкивается» со своими родителями. Причем неважно, будет ли это мать или отец: это может быть мать-одиночка, отец-одиночка, две матери или два отца. Речь идет о столкновении материнской или отцовской функции, которая к полу не привязана, но разграничивает психику на категории запретного и желаемого: что можно и что нельзя. Материнская функция выполняет функцию желания ребенка и отвечает на вопрос, чего я хочу, от кого я могу это получить. В отцовской функции речь идет, скорее, о запрете, запрет на инцестуозное желание. Не в сексуальном смысле, а на чрезмерную близость желания матери. Когда ребенок рождается, он становится объектом материнского желания. Чтобы из него выйти и начать выстраивать свою идентичность, в том числе гендерную, необходима отцовская функция, которую может выполнить не только мужчина или отец в биологическом смысле, но и любой другой человек. Это может быть даже хобби и увлечение, которым мать немного отодвинула ребенка, позволив ему выстраивать свою идентичность. И эдипальная сцена — процесс, когда происходит столкновение с функциями, которые тесно связаны с вопросами пола, гендера своего. Ребенок, оказываясь в поле матери/отца, становится более предрасположенным к ощущению себя в плане гендера.
Осознание ребенком своего гендера — это многосторонний процесс. С одной стороны, ребенок сам приходит к ощущениям своей сексуальности, гендера. С другой стороны, родители могут ввести его в такой символический порядок, представив ему доступный набор идентичности. В нашем российском обществе пока это бинарная система, выбор возможен из двух категорий, М и Ж. Родители объясняют, что существуют мальчики и девочки, есть особенности и различия, и конечно, это очерчивает предел возможных идентификаций у ребенка.
Все бы хорошо, если бы не те внутренние конфликты, которые возникают на почве столкновения первого вектора, самоопределения с теми моделями, которые вводят родители. Как раз здесь все драмы и разыгрываются в дальнейшем. Не всегда именно так происходит: зачастую это ложится синхронно и совпадает с ощущением. Но, конечно, родители здесь играют важную роль: гендерная идентичность во многом закладывается ими. Сегодня много литературы по гендерному воспитанию. Целые учебники направлены на то, чтобы воспитать «настоящего мальчика», «настоящую девочку», и модель воспитания строится на конструировании гендерной идентичности. К сожалению, эта теория оказалась несостоятельной: по экспериментам, это конструирование идентичности все равно исходит от родительского желания, которое зачастую вступает в противоречие с субъективными влечениями. И чем сильнее натиск втискивания в рамки, тем сильнее потом может возникнуть конфликт, симптомы и даже психические расстройства.
Евгений Шорыгин
Психоаналитик (Восточно-Европейский институт психоанализа), сексолог (Российское научное сексологическое общество).
Аспирант Университета Лобачевского, член ЕКПП, автор более 30 научных публикаций.
Сферы интересов: фрейдо-лакановский психоанализ, квир-теория
4mama
С какого возраста ребёнок начинает осознавать свой пол?
Наверняка вы могли замечать, как дети часто о себе говорят в третьем лице? Все дело в том, что они до определенного возраста они не осознают свой пол.
В полтора-два года формируется фразовая речь, и малыш начинает соединять слова в простые предложения. Например, часто можно услышать, когда малыш говорит “Дима хочет пить”, “Катя уже устала” и т.д., психологи это связывают с несформированным осознанием себя как отдельного человека, или неоконченной самоидентификацией.
Но родителям стоит знать, что ребенок постепенно осознает себя как личность.
Психологи говорят, что это, как правило, происходит в возрасте 3 лет, когда ребенок понимает, что он “Я”.
Именно в этом возрасте вы можете заметить, как дети настойчиво отстаивают свою самостоятельность, всячески проявляя капризы и непослушание.
Ученые из Лондонского городского университета провели исследование, выяснив, в каком возрасте дети начинают осознавать свой пол.
Эксперты говорят, что даже в 9 месяцев, ребенок изъявляет самостоятельное желание выбирать те игрушки, которые подходят для его пола. В исследовании приняли участие 101 малыш от 9-17 месяцев, от 18-23, и от 24-32 месяцев.
Малышам предлагалось выбрать игрушку для игры из представленных: кукла, розовый медвежонок и кастрюлька для девочек, и голубой медвежонок, экскаватор и мячик для мальчиков.
Эксперты сделали следующие выводы: предпочтение к игрушкам своего пола проявляли все группы детей, но примечательно то, что чем старше был их возраст, тем больше они тянулись к игрушкам для мальчиков.
Ученые советуют родителям говорить с детьми, как со взрослыми, например, всегда называть по имени вместо “ляля”, а также покупать игрушки, которые соответствуют их полу.
«Такое, что природа ошиблась с полом, встречается редко». Психолог Наталья Искра — о гендерной идентичности у детей
Что это такое — гендерная идентичность, и стоит ли волноваться, если малыш говорит о себе в чужом роде? Может ли воспитание повлиять на половое самоопределение ребенка? Что, как и когда формирует гендерную принадлежность? Обсудили эти вопросы с психологом Натальей Искрой.
Наталья Искра — детский и семейный психолог. Ведет блог в «Инстаграм».
Половая идентичность: возрастные рамки
— Как и когда малыш начинает понимать, что он мальчик или девочка?
— Существует много теорий на тему формирования гендерной идентичности. Самая известная и первая — Зигмунда Фрейда. Согласно ей половое развитие детей в раннем возрасте разделяется на оральную, анальную и генитальную стадии. И в районе 7 лет ребенок уходит в латент, то есть, приобретя свою половую роль, временно, до подросткового возраста, перестает интересоваться вопросами пола. Но это узкая психоаналитическая теория. Если говорить об общепризнанном в психологии, считается, что плюс-минус в 1,5 года ребенок начинает осознавать свой пол. И это связано не столько с телесным, биологическим началом, сколько с тем, как его родители или люди, которые за ним ухаживают, обращаются с ним. Даже когда массажист приходит делать массаж 2–3 месячному ребенку, он может сказать: «Посмотрите, мужичок лежит, спина треугольником». То есть во многих бытовых ситуациях ребенку проговаривают, что он мальчик или девочка. Это происходит постоянно. Также различия в полах часто подчеркивается с помощью цвета и формы одежды, голубого и розового, платьев и брюк. То есть до 1,5 лет — это отражение представлений взрослого окружения о том, как должен выглядеть мальчик, и как — девочка.
— А что происходит после?
— К 3–4 годам дети уже понимают, какого они пола и начинают догадываться, что это незыблемо. В таком возрасте они могут задавать вопросы на эту тему. Например, мальчик спрашивает: «Если я надену платье, буду ли я девочкой?». Это нормальные вопросы, которые проверяют устойчивость пола, его неизменность. И третий этап — 6–7 лет, когда дети понимают, что их биологический пол неизменен.
То есть к 4 годам ребенок уже должен идентифицировать себя с конкретным полом. И если в этом возрасте и старше он хочет настойчиво ходить в одежде противоположного пола, тогда стоит задать себе вопрос, с чем это может быть связано, что заставляет его/ее отрицать свой биологический пол.
— Какие варианты могут быть?
— Надо наблюдать. Бывают просто очень артистичные дети, которым нравится наряжаться, тогда это нормативная история. А если ребенок говорит, что он хотел бы быть другого пола, это повод проконсультироваться с психологом.
Пол и воспитание: что будет, если.
— Если родители ждали мальчика, а родилась девочка, и они пытаются воспитывать девочку как мальчика?
— Это может отразиться на отношении к себе. Но нельзя сказать, что 100% это влияет на половую самоидентификацию. В 2–3 года мальчики могут примерять на себя роль девочки, надевать платьица, и это нормально. В то же время мы знаем, что изначально мальчики и девочки воспитываются не совсем в равных условиях. Ведь мамы, няни и бабушки — женщины. То есть девочка идентифицирует себя по прямому типу, она воспитывается человеком одного с ней пола. Папы, конечно, могут сидеть с малышами, но это скорее редкость. Мальчика часто тоже воспитывают женщины. И сначала ему надо идентифицировать женскую фигуру и модель поведения, а потом противопоставить себя — не вести себя как женщина, как девочка. То есть он не присваивает себе мужскую модель, а отрицает в себе женскую.
— А если у мальчика нет примера мужчины в близком окружении? Есть мнение, что мальчики, воспитанные только женщинами, могут вырастать в инфантильных мужчин…
— Все зависит от того, насколько психологически правильно или неправильно выстроено воспитание. Ничего криминального в том, что мальчика воспитывают мама и бабушка, нет. Они все равно между собой неизбежно распределят роли: кто-то будет занимать условно мужскую позицию, станет добытчиком, а кто-то — заниматься хозяйством. Здесь имеет значение другое. Например, в послевоенные годы, когда часто женщины растили мальчиков без мужей, считалось нормальным применять физическое наказание. Тогда это было одной из ведущих стратегий воспитания. Мальчики к тому же более активны, более хулиганистые, рискованные. Матери, не имея рядом отца ребенка, который мог бы сказать: «Да, ладно, дерется и хорошо, я тоже дрался», вынуждены были как-то с этим справляться. Как вариант — при помощи физических наказаний. А когда женщина физически наказывает мальчика, это очень травматично сказывается на его психике. Особенно если наказание жестокое. Это нарушает его полоролевую идентификацию и влияет на то, как он будет выстраивать отношения с женщинами. Скорее всего, у него возникнут серьезные трудности с этим по причине глубинного страха и недоверия к представительницам женского пола.
Кроме того, когда женщина воспитывает ребенка одна, без помощи тех, на кого она может опереться, у нее появляется много тревожности и, как следствие, растет потребность опекать, обезопасить его от «ужасов мира», все предусмотреть. Это неизбежно способствует инфантилизации ребенка. И уже не важно, мальчик это или девочка. Ребенок не учится нести сам за себя ответственность, за него все решается. И чем больше опеки и контроля, тем больше инфантильность.
— Если родители одевают и обращаются с ребенком нейтрально, не подчеркивая пол, это хорошо?
— Психологи сегодня говорят, что не существует сугубо женского и мужского гендера. Выделяют вплоть до 10 типов разного гендера с преобладанием женской и мужской роли в разном соотношении. По исследованиям подчеркнутая нейтральность в выборе игрушек и одежды ребенку в настоящем, в будущем приводит к тому, что он пытается идентифицироваться через стремление ярко выражать свою гендерную роль. В целом, любая крайность, как в жизни, так и в гендерном воспитании, может иметь крайние последствия. Поэтому лучше придерживаться средней позиции.
Отказ от своего пола и другие особенности поведения
— Почему маленький ребенок может пробовать отказаться от своего пола?
— Такое, что природа ошиблась с полом, встречается очень редко. Это около 2% случаев. Чаще всего причина в травматичных для ребенка ситуациях в семье. Например, произошел развод, и сын остается с мамой. А у той очень много гнева на папу, который она может вымещать на ребенке. Тогда мальчик может хотеть не быть вот этим «плохим мужским» для своей мамы. Он же понимает, что не выживет, если мать его ненавидит. И в такой ситуации обязательно надо работать с психологом.
— А если маленький мальчик просто говорит о себе в женском роде, а девочка, наоборот, в мужском… Какие тут могут быть причины?
— Все зависит от конкретной ситуации и обстоятельств, ее сопровождающих. Поэтому рекомендация здесь может быть только одна — обсудить с детским психологом поведение ребенка для понимания причин происходящего.
— Что еще важно знать про особенности поведения маленьких детей в контексте осознания своего пола?
— Если все же ребенок увидел что-то такое?
— Надо обсудить с ним, то, что он увидел, и объяснить, что это только для взрослых людей. Ребенок даже в дошкольном возрасте может видеть вокруг себя сексуальные отношения. Например, если летом бывает на даче или в деревне, он видит собачек, слышит котов, а если есть аквариум, то видит, как делают это рыбки или улитки. И здесь можно спокойно, рассказать, что вот улитки сейчас соединились, и это надо для того, чтобы получились детки. Тогда это такой естественный разговор, в котором нет травматизации. Ребенок понимает, что примерно так же происходит и у людей.
Мужчина и женщина. Осознание пола
Тамара Ляленкова: На сегодняшний день тема «Осознание пола» звучит настолько многозначно, что на ум приходят сразу несколько ассоциаций. И последовательность их примерно следующая: во-первых, проблемы сексуальных меньшинств, во-вторых, сложности подросткового, точнее, пубертатного возраста.
Для сегодняшней передачи я выбрала иной аспект. Если верить, что индивидуальное развитие человека повторяет общий исторический процесс, то логично было бы сравнить осознание пола маленьким ребенком и человечеством в предельно отдаленном прошлом. Как ни странно, последнее, учитывая долговечность культурного наследия, оказалось сделать гораздо проще. Что, впрочем, и понятно: проблема пола начинает интересовать только тогда, когда возникает сексуальный интерес.
Рассказывает детский психотерапевт Александр Шадуро.
Тамара Ляленкова: Когда ребенок начинает задумываться о том, мальчик он или девочка, когда это становится для него важно?
Александр Шадуро: О своем поле ребенок изначально узнает от окружающих его взрослых. И уже потом возникает какое-то ощущение себя. Первые идеи, связанные с осознанием половой своей принадлежности, где-то к трем годам могут возникнуть. В этом возрасте дети уже начинают заниматься самоисследованием. Правда, здесь же ребенок сталкивается с регуляторными процессами: взрослые же хотят, чтобы он ходил на горшок, а не в штаны, и тем самым обращают его внимание на эти процессы, которые уже связаны с половыми органами так или иначе. Ну, а задумываться о том, «кто же я», дети начинают, когда они видят, что есть не только, например, мальчики, но есть и девочки, и вот это наталкивает их на мысль, что люди действительно разделены надвое, по крайней мере. Потому что «папа и мама не очень сопоставляются со мной», это как бы другие сущности.
Все, так или иначе, говорят о том, что, кроме некоторых биологических предпосылок, которые существуют, разный гормональный уровень и прочее, есть еще социальные нормативы, которые закладывают в нас то или иное осознание себя, выделение себя из социума. Вообще, известны примеры клинические, когда родители ожидают ребенка другого пола, и когда он рождается – например, это мальчик, а его начинают все равно одевать как девочку, и вот у таких детей обычно затруднения впоследствии возникают. Но все равно эти затруднения особенно ярко начинают проявляться именно в подростковом возрасте, когда нужно со сверстниками интенсивнее общаться, а для этого нужно позиционировать себя уже в половой роли активно достаточно. Или обратный процесс, когда девочки очень темпераментные, пацанки такие, если родители не прилагают каких-то дополнительных усилий, чтобы подчеркивать женскую сущность, то впоследствии у таких девочек тоже могут возникать как раз проблемы во взаимодействии с мужчинами, поскольку они демонстрируют мужскую, условно говоря, модель поведения.
Тамара Ляленкова: Нынешний век – это век утери половой идентичности, размытой. На ваш взгляд, это так?
Александр Шадуро: Я бы сказал – полоролевой идентичности. Все-таки проблемы идентификации – это проблемы внешних каких-то вещей, и здесь очень много культурных стереотипов, которые действуют. Очень важный момент – это детские игры. Почему она еще размывается? Потому что вместо того, чтобы играть в «дочки-матери» и «доктора», дети начинают играть в персонажей мультфильмов или компьютерных игр, которые, в принципе, бесполы. Культурная стимуляция, что ли, такая возникает.
Тамара Ляленкова: Очень популярный постулат психоаналитический по поводу зависти к фаллосу – это вот из того самого детского периода, когда «у меня есть, а у тебя нет», на уровне игрушки?
Александр Шадуро: Может быть, это какая-то интересная штучка такая, которая как-то устроена по-другому, и как же это так? Вообще, с моей точки зрения, изумление, удивление – это очень важная эмоция для развития человека и человечества. Загадка другого пола – это тот неиссякаемый источник изумления, который постоянно человечество побуждает к развитию. Понимание себя как объекта интереса со стороны другого пола достаточно рано может проявиться. Влюбленность в детском саду – это, в принципе, норма, но она не имеет сексуального какого-то подтекста. Может быть, я думаю, это стремление к какому-то такому воссоединению, то есть чего-то не хватает, иначе говоря. Мне кажется, что это как раз первое понимание вот этой вот «моей недостаточности» как существа, ограниченного половыми рамками. И тогда любовь, вот эта влюбленность – способ выйти за эти рамки, обрести какую-то большую целостность во взаимодействии с существом противоположного пола. В конечном итоге все сводится к андрогинии – разделенности человека на две части и стремлению к слиянию.
Тамара Ляленкова: Принято думать, что маленькие дети находятся ближе к вечности с той, другой ее стороны. В мире взрослых, мире условностей на маленького человечка сразу же надевают бантик – розовый или голубой.
Светлана Зуйкова: Древняя славянская традиция – по шестому году. Связано это, естественно, с сакральностью числа самого по себе – «пять», и с тем, что современные психологи называют первой границей взросления. Считается, что до 5 лет ребенок собирает 70 процентов всей информации. Для них это еще не связано с сакральными понятиями, но вот разницу между девочками и мальчиками они начинают зрительно осознавать, на уровне формы.
Но надо сказать, что момент одежды не всегда связан с возрастом и половой ориентацией одновременно. Например, в славянской культуре носят общую одежду приблизительно до брачного возраста, то есть 13-14 лет: рубашка в обязательном порядке, верхний балахон, если мы говорим о дохристианской культуре. И первые порты уже, собственно, в христианскую эпоху, в древнерусской культуре, мальчику в основном надевают к 12-13 годам. Что касается социальной элитной культуры, княжеской, то первое осознание себя мальчиком, естественно, происходило в 3 года, когда сажали на коня: ты уже понимал, что мужчина – глава рода, а значит, должен выполнять главную мужскую миссию. То есть смысл различения прежде всего идет отсюда. К XIX веку утверждается традиция не одевать мальчиков и девочек по-разному до 4 лет. Это удлиненная рубашечка, чулки, штанишки носили и девочки. А самое главное, что мальчики уже в этой культуре нового времени, XIX века, носят те же стрижки, что и девочки, они по форме головок совершенно одинаковы.
И если онтогенез повторяет филогенез, один человек проживает в миниатюре то, что проживает человечество, то культура хождения детей до поры до времени в одинаковой одежде – это повторение того, что одежда очень поздно начинает играть полоразличительную функцию. Собственно говоря, это и в крое одежды сохраняется очень долгое время, в традиционном крое. И неслучайно основные виды европейской одежды называются порты и рубаха, и это условно говорит о том, что, по сути, не применялись ножницы при крое. То есть это либо рубленое полотно, разорванное для формирования одежды по долевой и поперечной нити, либо поротое, что, по сути, то же самое. Соответственно, ширина его составляет где-то в пересчете на современную метрическую систему 40-60 сантиметров – это то, что соответствует параметрам общечеловеческой комплекции. И различались эти составляющие, такой вот конструктор из прямоугольников, только наличием прорех в шагу, внизу. Причем даже длина одежды почти одинаковая, потому что мужчина тоже ходит без нижней части белья, и длина рубахи тоже практически в пол, как у женщин. У мужчины есть боковые разрезы, прорехи, как это называлось в древней культуре, для того, чтобы пахать залезать на лошадь и так далее. А у женщины одежда узкая, боговых прорех нет, что воспитывает женский шаг.
Тут, скорее, в манере поведения было различение полов. Пушкин пишет о своей героине, которую мы знаем с детства, Царевне-Лебеди: «Сама-то величава, выступает будто пава…» Вот этот шаг именно женский, неслучайно образ выбран такой – детородной птицы. Вот этот шаг, он воспитывался, в частности, кроем одежды.
Разница приходит уже где-то в культуре нового времени. Первый лекальный крой появляется фактически во второй половине XVII века в Европе, и где-то к концу XVII века он появляется у нас. Но самое интересное то, что в культуре сна одежда не различает полов вплоть до совершенно регламентированной культуры екатерининской эпохи: до XVIII века одинаковая ночная рубашка для мужчины и женщины и обязательный головной убор – чепец.
Вообще, вот эта рубаха, от которой все начинается, рубленая одежда, она на самом деле унифицирует некое представление о чисто человеческом статусе мужчины и женщины. Допустим, в славянской древней культуре ни те, ни другие не носят того, что мы называем нижней частью белья, ни портов, ни штанов – ничего этого нет. И этого нет очень долго, по крайней мере, в крестьянской одежде это сохраняется вплоть до конца XIX века.
Мужчины начинают носить порты только по климатическим условиям, порты не выполняют той функции, которую мы им предназначаем – скрывать половую принадлежность, ибо в среднем шаговом шве – там вообще нет шва. Порты – это две трубочки, которые скрепляются на поясе на веревочку, то есть, вот этот средний шаговый шов, открытость половых органов – она регламентирована. По сути это то, что защищает ноги во время езды на лошади. Задача – сохранить внутреннюю сторону бедра, но никак не регламентировать половую принадлежность. В принципе, штаны – это одежда варваров, кочевников, людей, которые сидят на лошади (просто они собьют ноги иначе). А все цивилизованные народы, так же как древние греки, древние римляне, носят тогу.
И когда женщину, приходящую в храм в каких-то консервативных приходах просят не быть в брюках, а быть в юбке, объясняя это тем, что это женская одежда, мой муж говорит: «А я должен снять штаны? Христос-то ходил не в штанах». То есть осознание человека себя единым как человека. Вот Бог сотворил одного, и суть они были двое – Адам и Ева – это единое существо, мужчина и… мужчина в другом варианте, то есть человек.
Осознание пола у детей
Каждой маме наверняка попадалась раздутая новость о том, что Дочь Анджелины Джоли и Бреда Питта, Шайло Нувель, считает себя мальчиком по полу и братом по отношению к остальным звездным отпрыскам. Анджелина, пишут, смотрит на это с радостью.
Это личный выбор родителей – как относится к подобным проблемам, когда ребенок уже в таком возрасте начинает отрицать часть самого себя, отрицать свое тело, половую принадлежность своего тела. Можно много говорить о том, что дети сами выбирают себе пол, свободе выбора трансгендеров и прочем, но ведь именно родители с самого детства начинают влиять на самоознание у ребенка половой идентичности, на единство поведение и самосознания, причисления себя к определенному полу и ориентацию на требования соответствующего пола. Кесарю – кесарево, девочке – девочково, мальчику – мальчиково. Осознание ребенком своего пола сопровождается полоролевой ориентацией и формированием довольно четких полоролевых предпочтений.
Свой пол ребенок начинает осознавать в районе полутора лет, и это интуитивно известно родителям уже веками, доказал же впервые это И. С. Кон в 1991 году. Им же описано, что ребенок уже в два года знает свой пол, но не умеет особо это выразить. Не понимает, как. В три –четыре года дети уже интуитивно определяют пол окружающих их людей, но до сих пор не осознают, что пол это, так сказать, навсегда. У деток такого возраста нередки заявления, что «когда я вырасту – буду папой, а когда же я буду мамой?». Окончательное и бесповоротное осознание пола приходит к шести-семи годам, сказываясь на большинстве выбираем игр и партнеров для игр.
Именно родители и ближний семейный круг обучают (сознательно или несознательно) ребенка половой роли, опираясь на свои понятия об этом и как бы передавая ребенку традиции выражения пола, принятые в этой семье.
Именно семейные традиции позволяют говорить мальчикам «Мужчины не плачут», а девочкам «Девочки ходят опрятными». Но одними словами не обойтись, бесполезно говорить об опрятности как определенном половом признаке, если мама ходит и ковыряется в носу, вытирая сопли рукавом. Дети интуитивно копируют поведение взрослых и поведение взрослых того пола, к которому они сами принадлежат. Мальчики копируют отцов, девочки – матерей. Девочкам, как подрастающим и уверенным в себе женщинам, требуется не только знать, но и видеть – что их мама – самая красивая, самая добрая, самая любимая. Мальчику же важно видеть в своем отце самого смелого и самого сильного. Отсюда, от самоосознания своего пола, самоидентичности себя как мальчика или девочки и идут эти, знакомые всем, детские похвастушки: «Моя мама красивее твоей, она высокая и волосу у нее светлые», «Вот придет мой папа, он тебе наваляет!».
В неполной семье у мальчика могут появится черты, не свойственные мужскому полу в современном обществе: покорности, уступчивости, зависимости. Поэтому для одинокой мамы, решившей воспитывать мальчика в традиционных половых идентификациях, важно предоставить мальчику возможность общения с мужчинами, демонстрирующими мужские качества. Это могут быть дедушки, братья, друзья мамы – но обязательно – взрослые, состоявшиеся мужчины.
Кроме этого, следует помнить, что женская половая модель и мужская половая модель формируются при помощи противоположного пола. Так, девочкам важно видеть в отце (как образе мужчины) защиту, отвагу, мужество, силу. Мальчикам, для формирования своей мужественности, для принятия своего пола, важно видеть женскую хрупкость, физическую слабость, нежность, ласку. Для того, что бы мужские и женские качества расцвели в ребенке ему нужна и своеобразная вторая сторона медали.
Эти модели поведения, стандартные модели, помогают ребенку ориентироваться в большом мире, делают этот мир понятнее и четче. И в первую очередь ребенок ориентируется при определении пола (а зная пол можно примерно ожидать от взрослого определенного поведения)на поведение, одежду, прически. Увидев мужчину с прической в стиле «помападур» ребенок скорее опознает в нем тетю-продавщицу, чем мужчину-воина и его можно понять, поэтому, до формирования у ребенка четких представлений о различии полов, постарайтесь оградить его от столь резких впечатлений.
Однако, в своей открытости миру, дети улавливают не только «полезные привычки», свойственные какому-либо полу, но и такие поведенческие маркеры как курение, наколки (у настоящих-то мужиков!), стриптиз у шеста (показали в фильме…), накрашенные в 10 лет глаза – у настоящих женщин.
И не пугайтесь, если Ваша красотка решила поиграть в мальчика. Возможно, она так познает мир и Вашу реакцию.