Основные параметры транспортного потока

Транспортный поток

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие транспортного потока

Транспортный поток – это количество единиц транспортных средств одного вида транспорта, проследовавших определенный участок пути в течение установленного промежутка времени.

Величина транспортного потока зависит от пропускной способности пути и перерабатывающей способности технических станций. Величина транспортного потока прямо пропорциональна величине грузового потока.

Транспортный поток отличается от материального и грузового по следующим позициям.

В некоторых случаях транспортный поток полностью совпадает с материальным потокам по пунктам зарождения и погашения. В этом случае говорят о непрерывном транспортном потоке, под которым понимают транспортировку груза только одним видом транспорта по принципу «от двери до двери». Такая технология доставки реализуема для автомобильного транспорта, а также в случае железнодорожных перевозок отправительскими маршрутами. Более распространен в логистических системах вариант, когда материальный поток перемещается несколькими видами транспорта, то есть имеет место прерывный транспортный поток.

Параметры транспортного потока

Транспортный поток характеризуется следующими параметрами:

Готовые работы на аналогичную тему

Классификация транспортных потоков

Транспортные потоки можно классифицировать по следующим признакам.

По состоянию транспортных средств:

По объекту перевозки:

По виду транспорта:

Источник

Транспортный поток

Основные параметры транспортного потока. Смотреть фото Основные параметры транспортного потока. Смотреть картинку Основные параметры транспортного потока. Картинка про Основные параметры транспортного потока. Фото Основные параметры транспортного потокаТранспортный поток состоит из отдельных автомобилей, обладающих различными динамическими характеристиками и управляемых разными по квалификации водителями, т. е. он не является однородным.

В условиях малоинтенсивного движения, когда по дороге движутся отдельные транспортные средства с большими интервалами, водителя в выборе режима движения ограничивают Правила движения, состояние автомобиля и дороги. В плотном транспортном потоке водитель не свободен в выборе скорости движения, он не всегда может сделать обгон и его поведение в значительной степени определяется общим ритмом движения на дороге. Следовательно, интенсивный транспортный поток нивелирует различия в характеристике отдельных водителей и машин.

Наблюдения показали, что движение плотного транспортного потока по улице или дороге напоминает движение воды в канале. Если быстро преградить путь потоку воды в канале, то он мгновенно остановится и по поверхности пробежит обратная волна.

Основные параметры транспортного потока. Смотреть фото Основные параметры транспортного потока. Смотреть картинку Основные параметры транспортного потока. Картинка про Основные параметры транспортного потока. Фото Основные параметры транспортного потокаЭффект обратной волны применительно к транспортному потоку выражается в резком снижении скорости вдоль колонны и сокращении интервалов между автомобилями.

Хорошо известно, что канал определенного сечения может пропустить вполне определенное количество воды в единицу времени. Если мы хотим пропустить через канал большее количество воды, то должны увеличить его сечение. Нечто подобное происходит и с транспортным потоком, движущимся по своему каналу — улице или дороге. Проезжая часть определенной ширины может пропустить вполне определенное количество автомобилей, и если мы хотим увеличить ее пропускную способность, то должны расширить дорогу.

Эта аналогия дала специалистам основание применить для изучения закономерностей транспортных потоков законы движения жидкости. Такая модель, правда, с определенными ограничениями позволяет проводить важные исследования и решать ряд практических вопросов по регулированию движения.

Транспортный поток можно характеризовать тремя основными параметрами: интенсивностью N, средней скоростью V и плотностью D. Эти параметры связаны основным уравнением транспортного потока: N = DV.

Графически это уравнение представляет собой основную диаграмму транспортного потока, общий вид которой показан на рис. 1.

Основные параметры транспортного потока. Смотреть фото Основные параметры транспортного потока. Смотреть картинку Основные параметры транспортного потока. Картинка про Основные параметры транспортного потока. Фото Основные параметры транспортного потокаРис. 1. Основная диаграмма транспортного потока

Пользуясь уравнением и диаграммой, можно определять характеристики транспортного потока. Так, средняя скорость выражается через тангенс угла наклона прямой, соединяющей начало координат с точкой, координаты которой характеризуют определенную интенсивность и плотность (N/D).

Максимально возможная при данных условиях интенсивность движения, как это следует из диаграммы, достигается при определенной плотности транспортного потока (точка A на диаграмме) и называется пропускной способностью полосы движения или дороги в целом. Характерно, что при плотности потока, большей, чем в точке A, интенсивность движения снижается. Объясняется это тем, что при большой плотности движения, часто возникают заторы, снижается скорость и это приводит к уменьшению количества автомобилей, проходящих в единицу времени через какое-либо сечение или участок дороги.

Из основной диаграммы и уравнения транспортного потока следует очень важный для регулирования движения вывод: в тех случаях, когда возникает потребность пропустить по дороге максимально возможное количество автомобилей, необходимо установить с помощью знаков определенный режим скорости, который обеспечивает наибольшую интенсивность.

Как показывают наблюдения, при благоприятных условиях движения обычная двухполосная дорога с шириной проезжей части 7 — 7,5 м может пропустить не более 2000 автомобилей в час. Максимальная интенсивность достигается при скорости примерно 50—60 км/ч. (Лобанов Е.М., Сильянов В.В. и др. Пропускная способность автомобильных дорог).

Одной из характеристик движения является свобода обгонов в транспортном потоке. Потребность в обгонах появляется вследствие разнородности состава потока — легковые автомобили и быстроходные грузовые для поддержания желаемой скорости стремятся обогнать медленно движущиеся транспортные средства. С увеличением интенсивности движения потребность в обгонах растет, а возможности для их реализации уменьшаются, поскольку во встречном потоке становится все меньше и меньше интервалов, которые обеспечивают безопасные условия маневра. Наблюдения показывают, что обгон протекает свободно, когда во встречном потоке интервал между автомобилями имеет такую величину, которая может быть преодолена за 20 с и более. Если этот интервал оказывается менее 7 с, то обгон становится практически невозможным.

Конечно, отдельные опытные водители, управляя легковым автомобилем с хорошими динамическими качествами, могут совершить обгон и при меньших интервалах, но это сопряжено с большим риском.

В табл. 1. приведены данные, характеризующие возможности совершения обгонов на обычной дороге шириной 7 — 7,5 м при различной интенсивности движения. Как показывают расчеты, при интенсивности движения 100 авт/ч в транспортном потоке 70% всех интервалов больше 20 с, и поэтому обгоны могут происходить сравнительно свободно. При интенсивности 900 авт/ч таких интервалов остается только 4%, и это намного усложняет условия обгона. Наблюдения, проводившиеся Московским автомобильно-дорожным институтом, показывают, что обгоны уже практически не совершаются, когда суммарная интенсивность движения на дороге в обоих направлениях достигает 1500- 1800 авт/ч. Происходит это из-за уменьшения в транспортном потоке безопасных для обгона интервалов.

Распределение количества интервалов различной длительности в транспортном потоке при различной интенсивности движения

Интенсивность движения на дороге, авт/ч

Источник

Транспортные потоки

Транспортный поток – это упорядоченный транспортной сетью движение транспортных средств. Перемещение пассажиров называется пассажиропотоком, перемещения грузов – грузопотоком, движение пешеходов – пешеходным потоком. Режимом движения транспортных потоков, в том числе и на пересечениях городских магистралей в разных уровнях можно считать набор параметров, к которому можно отнести направление движения, интенсивность, скорость, плотность, а также специфические особенности и характеристики потоков транспорта, их взаимное влияние и перераспределение во времени и пространстве.

Характеристика транспортных потоков

Для характеристики транспортных потоков используются следующие основные показатели:

Транспорт делится на три категории: транспорт общего пользования, транспорт необщего пользования и личный или индивидуальный транспорт. Состав транспортного потока характеризуется соотношением в нем транспортных средств различного типа. Оценка состава транспортного потока осуществляется, в основном, за процентным составом или части транспортных средств различных типов. Этот показатель имеет значительное влияние на все параметры дорожного движения. Вместе с тем состав транспортного потока в значительной степени отражает общий состав парка автомобилей в данном регионе. Состав транспортного потока влияет на загрузку дорог, объясняется, прежде всего, существенной разницей в габаритных размерах автомобилей. Если длина отечественных легковых автомобилей 4-5 м, грузовых 6-8, то длина автобусов достигает 11, а автопоездов 24 м. Сочлененный автобус имеет длину 16,5 м.

Интенсивность движения

Интенсивность движения – это количество транспортных средств, проходящих через сечения дороги х-х в течение заданного промежутка времени. Различают удельную интенсивность движения и приведенную.

Характеристика параметров

Под организацией дорожного движения понимают комплекс научных, инженерных и организационных мероприятий, обеспечивающих необходимый уровень эффективности и безопасности транспортного и пешеходного движения. Дорожное движение характеризуется следующими параметрами:

Резкий рост автомобилизации привело к изменению закономерности колебаний интенсивности. Колебания интенсивности движения в течение года характеризуются коэффициентом годовой неравномерности.

Источник

Основные параметры транспортного потока; состав потока, скорости движения

Основные характеристики

1. Мгновенная Va- скорость, фиксируемая в отдельных типичных сечениях (точках) дороги.

3. Крейсерская Vк- скорость, с которой водитель стремится ехать в данных условиях. (Если ТП движется более медленно или более быстро, водитель испытывает дискомфорт).

4. Разрешенная Vраз- скорость, разрешенная на данном участке дороги нормативными документами или средствами регулирования дорожного движения.

Для учета в фактическом составе транспортного потока влияния различных типов транспортных средств на загрузку дороги применяют коэффициенты приведения kпрi к условному легковому автомобилю.

План города и транспортная сеть. Характеристики транспортной сети.

Транспортной сетью (ТС) называется совокупность транс­портных связей, в системе которых осуществляются городские пассажирские и грузовые перевозки. Городскую транспортную сеть (ГТС) образует совокупность улиц и транспортных проез­дов, обслуживаемых различными видами городского транспорта, а также подземные, наземные и надземные транспортные линии, связанные с уличной сетью лишь частично или не связанные с ней вообще (городские железные дороги, эстакадные автомаги­страли, метрополитен, монорельсовые дроги).

Транспортная сеть неразрывно связана с обслуживаемым городом, его населением, застройкой, рельефом местности, климатическими условиями. Особенности формирования ТС многих городов связаны с их историческим развитием.

Городские транспортные сети в своей совокупности обра­зуют городскую транспортную инфраструктуру. Транспортная инфраструктура в планировочной структуре современного гoрода является основой, вокруг которой образуются и развива­ются элементы городской среды: микрорайоны, жилые районы, общегородские и районные центры, зоны, в которых размеща­ются производственные предприятия, объекты здравоохранения, спортивные комплексы, рекреационные объекты и т. д.

План города-основа транспортной системы.

Формы плана города:

· Рассредоточенная (с равными жилыми массивами, с выделением преобладающего жилого массива)

По схеме начертания:

Основные параметры транспортного потока. Смотреть фото Основные параметры транспортного потока. Смотреть картинку Основные параметры транспортного потока. Картинка про Основные параметры транспортного потока. Фото Основные параметры транспортного потока

Транзитное движение для города всегда крайне нежелательно: помимо перегрузки улично-дорожной сети, транзит вызывает резкое увеличение аварийности в городе.

Чем полнее удовлетворяются нужды населения в пределах районов, тем проще решение транспортных проблем города. Гра­ницами жилых районов являются магистральные улицы, по которым осуществляются основные пассажирские перевозки.

Промышленные районы города создаются на территории про­мышленной зоны города и объединяются технологическими, энерге­тическими и транспортными связями. Роль транспорта как для обеспечения технологического процес­са, так и для связи с городом резко возросла и в отдельных случаях является причиной ограничения развития промышленного района.

Значительная часть города занята жилой застройкой. При формировании планировочной структуры селитебной территории большое значение имеет расположение го­родских магистралей, обеспечивающих перевозку пассажиров и гру­зов.

Современный город, являясь административно-культурным и индустриальным центром, должен иметь надежную и развитую тран­спортную связь со всей территорией страны. Эта связь осуществля­ется за счет линий воздушного флота, железных и автомобильных дорог.

Структура транспортных сетей зависит от планировочных решений и принятого технико-экономического обоснования. Для сравнения и оценки решений используют ряд показателей: пешеходную до­ступность транспортных линий и остановочных пунктов; насе­ленность зоны пешеходной доступности транспортных линий и транспортной доступности основных центров транспортного тяготения города; плотность транспортной сети; коэффициент охвата; среднесетевой коэффициент непрямолинейности пере­движений; удельный вес передвижений населения с затратами времени, не превышающими норм СНиП; капитальные затраты и эксплуатационные расходы и др.

· протяженность путей сообщения (суммарная длина автомобильных дорог общего пользования)

· пропускная способность — это максимальное количество транспортных средств, которые могут пройти за определенное время через участок автомобильной дороги, железной дороги, судоходного канала и т.д.

· провозная способность — это максимальное количество груза, которое может быть перевезено за определенное время по участку железной или автомобильной дороги, водному пути.

· численность транспортных средств.

· Технико-эксплуатационные показатели (скорость движения)

Источник

Транспортный поток

Основные параметры транспортного потока. Смотреть фото Основные параметры транспортного потока. Смотреть картинку Основные параметры транспортного потока. Картинка про Основные параметры транспортного потока. Фото Основные параметры транспортного потока Основные параметры транспортного потока. Смотреть фото Основные параметры транспортного потока. Смотреть картинку Основные параметры транспортного потока. Картинка про Основные параметры транспортного потока. Фото Основные параметры транспортного потока Основные параметры транспортного потока. Смотреть фото Основные параметры транспортного потока. Смотреть картинку Основные параметры транспортного потока. Картинка про Основные параметры транспортного потока. Фото Основные параметры транспортного потока Основные параметры транспортного потока. Смотреть фото Основные параметры транспортного потока. Смотреть картинку Основные параметры транспортного потока. Картинка про Основные параметры транспортного потока. Фото Основные параметры транспортного потока

Основные параметры транспортного потока. Смотреть фото Основные параметры транспортного потока. Смотреть картинку Основные параметры транспортного потока. Картинка про Основные параметры транспортного потока. Фото Основные параметры транспортного потока

Основные параметры транспортного потока. Смотреть фото Основные параметры транспортного потока. Смотреть картинку Основные параметры транспортного потока. Картинка про Основные параметры транспортного потока. Фото Основные параметры транспортного потока

Транспортный поток состоит из отдельных автомобилей, обладающих различными динамическими характеристиками и управляемых разными по квалификации водителями, т. е. он не является однородным.

В условиях малоинтенсивного движения, когда по дороге движутся отдельные транспортные средства с большими интервалами, водителя в выборе режима движения ограничивают Правила движения, состояние автомобиля и дороги. В плотном транспортном потоке водитель не свободен в выборе скорости движения, он не всегда может сделать обгон и его поведение в значительной степени определяется общим ритмом движения на дороге. Следовательно, интенсивный транспортный поток нивелирует различия в характеристике отдельных водителей и машин.

Наиболее необходимыми и часто применяемыми характеристиками транспортного потока являются интенсивность транспортного потока, его состав по типам транспортных средств, плотность потока, скорость движения, задержки движения. Интенсивность транспортного потока определяется как число транспортных средств, проезжающих через сечение дороги за единицу времени. В качестве расчетного периода времени для определения интенсивности движения принимают год, месяц, сутки, час и более короткие промежутки времени в зависимости от поставленной задачи наблюдения и средств измерения.

На улично-дорожной сети можно выделить отдельные участки и зоны, где движение достигает максимальных размеров, в то время как на других участках оно в несколько раз меньше. Такая пространственная неравномерность отражает, прежде всего, неравномерность размещения грузообразующих и пассажирообразующих пунктов и мест их притяжения. Неравномерность может быть выражена как доля интенсивности движения, приходящейся на данный отрезок времени, либо как отношение наблюдаемой интенсивности к средней за одинаковые промежутки времени.

Эффективность автомобильных перевозок и безопасность дорожного движения в значительной мере определяются характером взаимосвязей в потоке движущихся транспортных средств и основными характеристиками этого потока. Незнание природы таких взаимосвязей ограничивает возможности управления транспортным потоком.

В зависимости от числа полос и разрешенных направлений движения транспортный поток подразделяют на следующие виды:

– двухполосный односторонний или двусторонний;

– трехполосный односторонний или двусторонний;

– четырехполосный (и более) односторонний или двусторонний.

В зависимости от вида транспортного потока будут различаться возможности для маневрирования, условия движения транспортных средств и другие параметры.

Наиболее востребованными и часто применяемыми характеристиками транспортного потока являются интенсивность, скорость движения, плотность потока, его состав по типам транспортных средств.

Интенсивность движения Na определяется числом транспортных средств (автомобилей), движущихся в определенном направлении или направлениях по данной полосе или дороге и проходящих через пункт наблюдения за фиксированный промежуток времени. Определение интенсивности движения составляет основу оценки состояния транспортного потока.

Интенсивность движения является главным показателем при определении уровня загруженности различных дорог.

Интенсивность движения меняется по времени суток (рисунок 2.1), дням недели и месяцам года (рисунок 2.2).

Основные параметры транспортного потока. Смотреть фото Основные параметры транспортного потока. Смотреть картинку Основные параметры транспортного потока. Картинка про Основные параметры транспортного потока. Фото Основные параметры транспортного потокаОсновные параметры транспортного потока. Смотреть фото Основные параметры транспортного потока. Смотреть картинку Основные параметры транспортного потока. Картинка про Основные параметры транспортного потока. Фото Основные параметры транспортного потока

Рисунок 2.1 – Изменение интенсивности движения по времени суток

Основные параметры транспортного потока. Смотреть фото Основные параметры транспортного потока. Смотреть картинку Основные параметры транспортного потока. Картинка про Основные параметры транспортного потока. Фото Основные параметры транспортного потока

1 – на дороге федерального значения; 2 – на дороге областного значения

Основные параметры транспортного потока. Смотреть фото Основные параметры транспортного потока. Смотреть картинку Основные параметры транспортного потока. Картинка про Основные параметры транспортного потока. Фото Основные параметры транспортного потока

Рисунок 2.2 – Примерное изменение интенсивности транспортного потока в течение года.

Постоянный мониторинг интенсивности движения позволяет своевременно планировать работы по изменению организации дорожного движения, модернизации и реконструкции дороги. Данные работы проводятся в соответствии с Руководством по прогнозированию интенсивности движения на автомобильных дорогах которое предназначено для расчета существующей и прогнозирования ожидаемой на соответствующий перспективный период среднегодовой суточной интенсивности движения на участках сети автомобильных дорог общего пользования, дорожной сети городов и т.д.

Для двухполосных дорог с движением в обоих направлениях общая интенсивность обычно характеризуется суммарным значением встречных потоков, так как условия движения и, в частности, возможность обгонов определяются загрузкой обеих полос.

Если же дорога имеет разделительную полосу и встречные потоки изолированы друг от друга, суммарная интенсивность встречных направлений не определяет условия движения, а характеризует лишь суммарную работу дороги как сооружения. Для таких дорог имеет значение интенсивность движения в каждом направлении.

Если известно конкретное распределение интенсивности движения по полосам и оно существенно неравномерно. В качестве расчетной интенсивности Ма можно принять интенсивность движения по наиболее загруженной полосе.

Во многих городах дорожная сеть не соответствует возросшей интенсивности движения. На перекрестках возникают заторы, жизнь пешеходов подвергается опасности, оставленные у тротуаров автомобили сильно затрудняют движение транспортных средств.

В оценку уровня загруженности дорог входят следующие взаимосвязанные факторы:

– скорость движения и время, затрачиваемое на поездку;

– безопасность и удобство управления транспортным средством.

Интенсивность движения влияет на все эти факторы, причем с увеличением интенсивности ее отрицательное влияние усиливается. Когда фактическая интенсивность движения по дороге приближается к максимально возможной, увеличивается опасность заторов.

Плотность транспортного потока является пространственной характеристикой, определяющей степень стесненности движения на полосе дороги. Ее измеряют числом транспортных средств, приходящихся на 1 км протяженности дороги.

Предельная плотность транспортного потока достигается при неподвижном состоянии колонны транспортных средств, расположенных вплотную друг к другу на полосе.

При разных значениях плотности движения могут складываться разные уровни эксплуатационных условий по степени стесненности. В зависимости от плотности транспортного потока движение по степени стесненности подразделяют на свободное, частично связанное, насыщенное и колонное.

Численные значения qa в физических единицах (автомобилях), соответствующих этим состояниям транспортного потока, весьма существенно зависят от параметров дороги, в первую очередь от ее плана и профиля, коэффициента сцепления, а также состава транспортного потока по типам транспортных средств, что, в свою очередь, влияет на выбираемую водителями скорость движения.

Скорость движения υa является важнейшим показателем транспортного потока, так как цель всех мероприятий по организации дорожного движения – обеспечение скорости транспортного потока, наиболее приближенной к максимально возможной из условий безопасности дорожного движения.

В практике организации дорожного движения в зависимости от методов измерения и расчета рассматривают:

мгновенную скорость движения υa – скорость, фиксируемую в отдельных типичных сечениях (точках) дороги. Именно мгновенная скорость движения в значительной степени влияет на безопасность движения, поскольку определяет кинетическую энергию автомобиля, т. е. его тормозной путь и время, которое имеется у водителя для оценки опасной ситуации;

— максимальную скорость движения υм – наибольшую мгновенную скорость движения, которую может развить транспортное средство. Для дорожного движения большое значение имеет максимальная скорость движения транспортного средства, которая ниже разрешенной. Такие транспортные средства становятся препятствием для нормального движения транспортного потока;

— крейсерскую скорость движения υк – скорость, с которой водитель стремится ехать в данных условиях. Если транспортный поток движется более медленно или более быстро, водитель испытывает дискомфорт. В зависимости от типа личности водитель быстрее ощущает усталость, становится невнимательным или раздражительным;

— разрешенную скорость движения υpaз – скорость, разрешенную на данном участке дороги нормативными документами или средствами регулирования дорожного движения;

— рекомендуемую скорость движения υpeк – скорость, с которой рекомендуется двигаться водителю и которая обеспечивает безопасность дорожного движения в данных условиях;

— безопасную скорость движения υб.д. – скорость, при которой водитель в состоянии предпринять необходимые действия при возникновении опасной ситуации. Соблюдение безопасной скорости движения с большой вероятностью позволяет гарантировать безопасность поездки;

— экономичную скорость движения υэкн – скорость, при которой затраты на движение (в основном расход топлива) минимальны;

— скорость сообщения υс – скорость, которая является измерителем времени доставки пассажиров и грузов. Скорость сообщения определяется как отношение расстояния между точками сообщения ко времени нахождения транспортного средства в пути (времени сообщения). Этот же показатель применяется для характеристики скорости движения по отдельным участкам дорог.

Между параметрами транспортного потока существуют определенные зависимости. Характер этих зависимостей достаточно сложный, на них влияет громадное количество факторов, связанных не только непосредственно с транспортным потоком, но и с условиями его движения по дороге, метеоусловиями, временем года и суток и т. п. При исследовании транспортных потоков влияющие на них факторы могут рассматриваться как детерминированные или как вероятностные величины.

Вероятностный подход более близок природе транспортного потока, но сложен для математического описания. Детерминированный подход легче реализовать в инженерных методиках, и при тщательном анализе исходных данных он дает достаточно точные для практики результаты.

При исследовании транспортных потоков используют два подхода.

Первый предполагает исследование процессов, происходящих внутри потока, поэтому он получил название микроскопическое моделирование. Микроскопическое моделирование рассматривает транспортный поток как взаимное положение следующих друг за другом автомобилей и основано на теории следования за лидером. Предполагается, что основное влияние на изменение параметров движения конкретного автомобиля (ведомого) оказывает изменение скорости движения находящегося перед ним автомобиля-лидера.

Второй подход к изучению транспортных потоков рассматривает его как целостный процесс, характеризуемый только внешними параметрами. При таком подходе создаются макроскопические модели, которые рассматривают такие характеристики транспортного потока как скорость, интенсивность, плотность движения и т.п.

Между скоростью движения, плотностью и интенсивностью движения существует соотношение Na = υа qa, (2.1) которое графически может быть изображено в виде так называемой основной диаграммы транспортного потока (рисунок 2.3).

Основные параметры транспортного потока. Смотреть фото Основные параметры транспортного потока. Смотреть картинку Основные параметры транспортного потока. Картинка про Основные параметры транспортного потока. Фото Основные параметры транспортного потока

Рисунок 2.3 – Основная диаграмма транспортного потока

Соответствующие точке Na max = Pa значения плотности и скорости транспортного потока считаются оптимальными по пропускной способности (qa opt и υa opt). При дальнейшем росте плотности (за точкой Ра перегиба кривой) транспортный поток становится неустойчивым (эта ветвь кривой показана штриховой линией).

Переход транспортного потока в неустойчивое состояние происходит вследствие снижения плавности движения, например при появлении препятствия на участке дороги, неблагоприятных метеоусловиях и т. п. Снижение скорости движения автомобилем – лидером группы требует торможения разной интенсивности последующих автомобилей, а затем и разгонов, что создает пульсирующий, неустойчивый поток.

Резкое торможение транспортного потока (находящегося в режиме, соответствующем точке А) и переход его в результате торможений к состоянию по скорости и плотности в положение, соответствующее, например, точке В, вызывает так называемую «ударную волну» (показана тонкой штриховой линией АВ), распространяющуюся навстречу направлению транспортного потока со скоростью, характеризуемой тангенсом угла β.

«Ударная волна» является, в частности, источником возникновения попутных цепных столкновений, типичных для плотных транспортных потоков.

В точках 0 и qmax интенсивность движения Na = 0, т.е. соответственно на дороге транспортные средства отсутствуют или транспортный поток находится в состоянии затора (неподвижности).

Радиус-вектор, проведенный из точки 0 в направлении любой точки на кривой (например, Аили В), характеризующей Na, определяет значение средней скорости потока

Основные параметры транспортного потока. Смотреть фото Основные параметры транспортного потока. Смотреть картинку Основные параметры транспортного потока. Картинка про Основные параметры транспортного потока. Фото Основные параметры транспортного потока(2.2)

Плотность транспортного потока рассматривается как зависимая переменная, поскольку две другие (интенсивность и скорость движения) являются измеряемыми и независимыми переменными.

Оценка состава транспортного потока осуществляется по процентному составу или доле транспортных средств различных типов.

Знание состава транспортного потока позволяет учесть степень занятости дороги движущимся автомобилем, выражением которой является динамическая площадь автомобиля Sa.

Этот показатель характеризует сложность обгона данного автомобиля другим.

Низкие значения Sa незначительно влияют на безопасность движения, а высокие вызывают ее снижение. Динамическая площадь определяется как произведение длины автомобиля lа на динамический габарит Ga.

Основные параметры транспортного потока. Смотреть фото Основные параметры транспортного потока. Смотреть картинку Основные параметры транспортного потока. Картинка про Основные параметры транспортного потока. Фото Основные параметры транспортного потока(2.3)

Основные параметры транспортного потока. Смотреть фото Основные параметры транспортного потока. Смотреть картинку Основные параметры транспортного потока. Картинка про Основные параметры транспортного потока. Фото Основные параметры транспортного потока(2.4)

где Bа − ширина автомобиля, м;

Ка − ширина колеи (по центрам колес), м;

0,5 − запас для обеспечения разъезда по 0,25 м на сторону.

Для учета в фактическом составе транспортного потока влияния различных типов транспортных средств на загрузку дороги применяют коэффициенты приведения kпр i к условному легковому автомобилю, значения которых представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Значения коэффициентов приведения kпр i, по СНиП 2.05.02-85

Транспортные средстваТип рельефа
РавнинныйПересеченныйГорный
Легковые автомобили
Грузовые автомобили грузоподъемностью, т:
1,51,82,25
2,4
2,53,75
3,64,5
более 143,54,25,25
Автопоезда грузоподъемностью, т:
3,54,25,25
4,8
7,5
Более 307,2

Приведенная интенсивность движения вычисляется как сумма произведений частных показателей интенсивности движения транс портных средств каждого типа, умноженная на соответствующие коэффициенты приведения:

Основные параметры транспортного потока. Смотреть фото Основные параметры транспортного потока. Смотреть картинку Основные параметры транспортного потока. Картинка про Основные параметры транспортного потока. Фото Основные параметры транспортного потока(2.5)

где Ni − интенсивность движения транспортных средств данного типа;

kпр i − соответствующие коэффициенты приведения для данной группы транспортных средств;

т − число типов транспортных средств, на которые разделены данные наблюдений.

Исследования показывают, что используемые коэффициенты приведения являются приближенными или завышенными. Основная причина некорректности состоит в определении kпр i как функции грузоподъемности.

В действительности грузоподъемность не имеет прямого отношения к динамике автомобиля. Этот вывод тем более справедлив для современных более динамичных, скоростных транспортных средств. Автомобиль с высокими динамическими характеристиками независимо от грузоподъемности создает меньше помех движению и способствует повышению пропускной способности дороги.

Корректная оценка динамики автомобилей в транспортном потоке позволяет повысить достоверность расчета пропускной способности дороги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *