Однкнр что такое символ
Презентация по ОДНКНР на тему «Символы Христианства»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Символы христианства Это мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа. Наиболее крупные течения в христианстве— православие, католицизм и протестантизм Как вы понимаете понятие «христианство»? Рели́гия (лат. religare — воссоединять) — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину) Вперед
Основные символы христианства Символические изображения христиане стали использовать уже во времена катакомбной Церкви. Считается, что символы играли роль тайных знаков, по которым единоверцы могли узнать друг друга. Но каждый из этих знаков наполнен смыслом. Спасителя символизируют и образы. Наиболее популярный из них – Добрый Пастырь. В Евангелии от Иоанна Христос аллегорически описывает свою роль учителя словами: «Я есмь пастырь добрый». Как пастух заботится о стаде, так и Господь заботится о верующих людях. Агнец также является символом Сына Божьего. Этот образ связан с представлениями о крестной жертве, принесенной Спасителем. Позже изображение агнца было заменено изображением распятого Христа. Чистоту в христианстве символизируют лилии. Существует легенда, что в день Благовещения Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве с этим цветком. Роза также ассоциируется (в католической традиции) с Богородицей. Вперед Назад
ОДНКНР. Что за зверь.
Сама напросилась. Неделю назад было собрание, на которое я, увы, попасть не смогла. Поэтому пришлось просить о личной встрече.
Наш новый директор, директрисой язык не поворачивается назвать, очень приятная и деловая женщина.
Первым делом мне показали таблицу с предметами всех пятых (шестых и седьмых) классов. У нас они трех направлений: математический, лингвистический и общеобразовательный. Кстати, интересно, что в общеобразовательных классах ребенок может по своему выбору заниматься химией, биологией, физикой и даже журналистикой.
Но вернемся к ОДНКНР. В таблице с предметами, в одной из строк я увидела эту аббревиатуру. Так что же это такое.
То, что обсуждалось на Круглом столе и то, о чем я писала стало явью. Но. не все так плохо.
Преподавать этот предмет в школе будут учителя истории и словесности. Никаких батюшек.
» Предметная область (ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.»
При этом будут учитываться региональные, национальные и этнокультурные особенности конкретного региона России. В программу включены «другие предметные области и темы, содержащие вопросы духовно-нравственного воспитания. Так же возможно «включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.» Причем, принятие решения о реализации предметной области ОДНКНР через урочную или внеурочную деятельность оставлено на выбор конкретной образовательной организации.
Символ веры
Cвятоотеческие толкования Символа веры
Пение Символа веры на литургии:
Си́мволом ве́ры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1‑м и 2‑м Вселенских Соборах.
Символ веры – не молитва (а исповедание веры). Ибо он не содержит обращений к Богу, Ангелам, Пресвятой Богородице и святым.
Весь Символ веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.
1‑й член говорит о Боге Отце, 2‑й по 7‑й члены говорят о Боге Сыне, 8‑й – о Боге Духе Святом, 9‑й – о Церкви, 10‑й – о Крещении, 11‑й и 12‑й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.
Текст Символа веры
В церковнославянском языке нет буквы “ё”, все “е” нужно читать как “е”.
1‑й. Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым.
Верую во единственного 1 Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2‑й. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша;
(Верую) и во единственного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного, рождаемого от Отца в вечности; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;
3‑й. Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася;
Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;
4‑й. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна;
Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;
5‑й. И воскре́сшаго в третий день, по Писанием;
И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).
6‑й. И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца;
И восшедшего на небеса и сидящего справа от Отца;
7‑й. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца.
И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца.
8‑й. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки.
(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
9‑й. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь.
(Верую) и во Единственную, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.
10‑й. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов.
Исповедую одно Крещение во оставление грехов.
11‑й. Ча́ю воскресе́ния мертвых.
Ожидаю воскресения мертвых.
12‑й. И жизни будущаго века. Аминь.
И жизни будущего века. Истинно так.
1 Все случаи употребления в славянском Символе веры слова «единый» соответствуют различным формам слова eis в греческом тексте. Оно означает «один, одна, одно» с акцентом на единственность.
Верую – верю, я убежден; Единороднаго – единственного; прежде всех век – прежде всякого времени, от вечности; единосущна Отцу – имеющего одинаковую сущность (природу, естество) с (Богом) Отцом; Им же вся быша, – и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено; воплотившагося – принявшего на Себя тело человеческое; вочеловечшася – сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом; воскресшаго – ожившего: по Писанием – согласно со Священным Писанием, где пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день; восшедшаго – вознесшегося; одесную – по правую сторону Бога Отца, Слова седяща одесную, то есть сидящего с правой стороны (эту фразу следует понимать в том смысле, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом); паки – опять, во второй раз; мертвых – умерших, которые тогда воскреснут; Его же Царствию не будет конца – после суда настанет бесконечно царство Его; Животворящаго – дающего жизнь; спокланяема и сславима – Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну; Глаголавшаго пророки – Дух Святой говорил через пророков; Соборную – согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной; исповедую – открыто признаю словом и делом; чаю – ожидаю; И жизни будущаго века – настанет после всеобщего суда вечная жизнь.
Когда появился Символ веры?
С апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами веры” для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4‑м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.
На Первом Вселенском Соборе были сформулированы первые семь членов Символа, на Втором – следующие пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.
На каких богослужениях совершается чтение или пение Символа веры?
Символ веры произносится принимающим Крещение (“оглашенным”) во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме за Литургией, читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила, входит в состав Полунощницы, Изобразительных и Великого повечерия.
Когда появилось наименование «Символ веры»?
Словосочетание «Символ веры» использовалось Церковью не сразу. В первые веха христианства вместо «Символ веры» говорили: «Изложение веры» или просто «Вера». Например, Апостольская вера Иерусалимской Церкви, Вселенская вера Антиохийской Церкви и так далее. Словосочетание «Символ веры» мы впервые находим у жившего в IV веке свт. Амвросия Медиоланского, в его Послании (XLII) к папе Сирицию I.
Почему Символ веры получил именно такое название?
Слово «символ» имеет греческое происхождение – σύμβολον. На церковнославянском оно звучит как «симво́л», с ударением на «о». Слово это возводит нас к древним временам, когда существовал следующий обычай. Люди разламывали дощечку, пластину и каждый оставлял себе одну ее половинку. Наличие этих половинок подтверждало договорные отношения. Такая пластинка и называлась σύμβολον, то есть символ.
Как же связаны древние таблички с нашим Символом веры?
Господь дал нам веру, мы её приняли, и она должна соответствовать вере христианской, а не представлять из себя что-то аморфное или самодельное. То, что мы говорим, думаем, делаем, исповедаем должно соответствовать тому, что заповедал Спаситель, тому, что сохранено в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Содержатся ли в Библии какие-либо аналогии Символа веры?
Прообраз Символа веры можно найти в Первом Послании к Коринфянам святого апостола Павла: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам» ( 1Кор.15:3-7 ).
Как выучить Символ веры наизусть?
Достаточно совершать ежедневное чтение утреннего молитвенного правила (впрочем, как и вечернего), где содержится Символ веры, и хотя бы раз в неделю участвовать в Литургии, где также совершается пение Символа веры. Через некоторое время вы заметите, как Символ веры естественным путем войдет в вашу память.
Никео-Цареградский Символ веры
Из катехизиса «Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений» дореволюционного миссионера диакона Иоанна Смолина.
Государственные символы России – это отличительные знаки страны, которые представляют РФ внутри и за её пределами. Поскольку в гербе, флаге и гимне выражается суверенитет страны и её многовековая история, законодательство Российской Федерации берёт их под свою охрану. Дети знакомятся с основными знаками ещё с начальной школы. В этой статье кратко рассказывается о главных символах. Информация нужна учащимся младших классов.
Государственный герб
Герб – это эмблема, созданная в соответствии с требованиями геральдики, которая служит отличительным знаком для семьи, рода, династии, города или целой страны. На гербе российского государства отражается его история и культура.
Современным гербом страны является изменённое изображение, существовавшее ещё в годы правления Александра II. На гербе Российской Федерации орёл с двумя головами, смотрящими в разные стороны, держит скипетр и державу, являющиеся знаками власти, а также единства всего государства. Орёл с двумя главами ещё со времён Римской империи ассоциируется с властью. Россия переняла эту традицию у Византии, которая была преемником Рима.
Но в российском варианте орёл дополнен и другими деталями. Над головами орла расположены три короны. Они во времена Петра I обозначали его власть над целой страной и отдельными её частями и сейчас по-прежнему означают единство российской власти.
Значок, на котором всадник одерживает победу над драконом, находится на груди орла. Это является символическим изображением борьбы доброго начала со злым и защиты своей Отчизны от зла. Герб содержит в себе продолжение традиции разных исторических эпох в новом тысячелетии и выглядит торжественно.
Хотя современный триколор возник при Алексее Михайловиче, Пётр Великий может считаться основателем этой традиции. Он перенял с Запада трёхцветную композицию флага. Когда короновали Елизавету, был создан флаг с чёрной, жёлтой и белой полосками, употреблявшийся помимо бело-сине-красного. Но при Александре Третьем, в 1883 году, разрешался только старый триколор.
Во время Гражданской войны этот флаг символизировал движение Белых. Оппозиционные организации эмигрантов использовали этот флаг в то время, как в СССР было красное знамя. После распада СССР этот красивый триколор торжественно взмыл над Белым домом.
Сейчас отсутствует официальная расшифровка цветов. Но версий есть много. Наиболее распространена версия, согласно которой белый цвет указывает на благородные свойства души и человеческую искренность, синий – на честное поведение, сохранение верности и целомудренную жизнь, а красный – на отвагу и щедрость.
По другой версии, белый цвет связан с Белоруссией, синий – с Украиной, а красный – символ Великой Руси, собственно России, всё вместе говорит об единстве этих народов. Но профессиональные геральдисты считают оба толкования просто эмоциональной трактовкой на уровне высоких чувств гордости за страну. Комиссия, работавшая при Николае II, трактовала синий и красный цвета как цвета народных костюмов, а белый обозначал холодную зиму.
Без флага невозможно представить себе ни один из военных парадов и государственных праздников.
Современный гимн России ведёт свою историю ещё со времён Великой Отечественной войны. В первый день 1944 года прозвучала песня со словами С. В. Михалкова и Эль-Регистана. Это произведение стало гимном, исполнявшимся на всех торжествах. После распада СССР Сергей Михалков изменил слова этого гимна и положил их на музыку А. В. Александрова.
В 2001 г. этот текст с одобрения Президента утвердили официально.
По закону РФ, к гимну надо относиться с почтением. Первоначально после перестройки планировалось написать гимн на музыку Михаила Глинки, но ни один из многочисленных предложенных текстов не подошёл, несмотря на то, что со всей страны прислали почти шесть тысяч разных текстов. Поэтому лучшим вариантом стал тот гимн, который используется сейчас. В тексте гимна говорится о национальном единстве государства, его величии, а также о необъятных просторах русских земель и надежде на будущее.
Неофициальные символы России
Неофициальные символы – это вещи, которые ассоциируются со страной в повседневном быту. Среди этих символов можно упомянуть дерево – берёзу, цветок – ромашку, животное – медведя. Они изображаются на открытках, когда надо обозначить в общих чертах русскую природу.
Берёза – дерево, увидев которое, русский на чужбине сразу вспоминает о своей стране. Медведя, обитающего на просторах России, знает весь мир.
Среди культурных символов можно назвать Красную площадь, матрёшку, варежки, самовар, посуду с росписью гжель или хохлома, балалайку. На Руси пили чай из самовара по несколько раз в день, дети собирали и разбирали матрёшки, музыканты играли на балалайке, и всё это создавало национальный колорит, совершенно неповторимый.
Хохлома и гжель представляют собой роспись, в которой на картинках отражается целый культурный багаж русского народа, включая сказочных птиц, русские узоры и другие романтичные черты русского прикладного искусства. Эта традиция существует уже много веков.
Зачем нужны символы государства
Символы государства нужны для того, чтобы указывать на его суверенитет и представлять его во всех внутренних и внешних отношениях. Спортсмены чувствуют гордость, когда они побеждают на соревнованиях и в воздух взвивается флаг их страны, а на всём стадионе звучит гимн. Тогда весь мир обращается мыслями к этой стране, и люди вспоминают о том, что они слышали о Красной площади, русской зиме, великодушных русских людях и многом другом. В посольствах любой страны за рубежом невозможно обойтись без флага, который гордо реет над крышей здания и даёт понять, что с этой страной надо считаться.
Итак, государственные символы являются отличительной чертой страны. В них отражается история и культура всей нации. Поэтому к символам государства надо относиться уважительно.
Классный час для учащихся 5-х классов по теме: «Государственная символика России»
Цель: воспитание патриотизма и гражданственности у детей путем популяризации государственных символов РФ.
1. Символы государства.
2. Российский флаг.
3. Российский герб.
4. Гимн России.
Основные понятия: герб, флаг, гимн.
I. Символы государства
Занятие начинается с небольшой беседы с классом, в ходе которой разъясняется, что такое символы и какие существуют государственные символы.
– С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Я предлагаю вам отправиться на прогулку по нашему городу. Представляем, как мы идём по улице и видим дом с изображением вот такого символа (учитель показывает карточку с изображением красного креста) [Приложение 1]. И мы сразу понимаем, что это – больница. Переходим через дорогу и на светофоре загорается вот такой символ (учитель показывает карточку с изображением зелёного человечка) [Приложение 2].
– Как вы думаете, что обозначает этот символ? (Это означает, что путь для пешехода свободен.)
– Все это – символы (карточки с изображением красного креста и зеленого человечка вешаются на доску).
– Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.
– Как называется государство, в котором мы живем? (Россия)
– А что для нас – Россия? Как мы называем страну, где родились? (Родина)
– Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг)
Если ребята затрудняются с ответом, то учитель им помогает, задавая наводящие вопросы:
– Какой символ России поднимают во время государственных праздников, в случае побед наших спортсменов на международных соревнованиях?
– Какая музыка при этом исполняется?.
II. Российский флаг
– Первый символ, о котором пойдёт речь, вы, назовете сами, если отгадаете мою загадку и все вместе произнесёте ответ.
Учитель зачитывает стихотворение:
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный …. (флаг)!
Рассказ учителя
– Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
Как вы думаете, зачем государству нужен флаг? (Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.)
Если ребята затрудняются с ответом, то учитель продолжает:
– И мы снова отправляемся в путешествие, но теперь не пешком, а на самолёте. Закрываем глаза и представляем, что наш самолёт взлетает в воздух. Пролетев какое-то расстояние, старший пилот сообщает, что в связи с изменившимися погодными условиями самолет должен совершить вынужденную посадку. Наш самолёт приземляется, и мы выходим из него, но не можем понять, где мы находимся. Лишь только на здании аэропорта развивается вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Канады) [Приложение 3]. И мы сразу понимаем, что мы находимся в Канаде.
– Ребята, а если бы на здании аэропорта развивался вот такой флаг (учитель показывает изображение флага США) [Приложение 4] тогда в какой стране мы находимся? (США)
– А если мы видим вот такой флаг (учитель показывает изображение флага Российской Федерации) [Приложение 5], то понимаем, что далеко мы не улетели и остались в России. У каждой страны есть свой собственный государственный флаг, не похожий на флаги других стран (учитель показывает изображения флагов некоторых стран, например, США и Канады).
Задание: раздаются карточки с изображениями бело-сине-красных флагов [Приложение 6].
– Посмотрите, пожалуйста, на изображения бело-сине-красных флагов. Найдите на рисунке среди флагов Государственный флаг нашей страны. Под каким номером он находится? (№ 5)
– Под какими номерами расположены флаги, которые больше всех похожи на российский флаг? (№ 2 – флаг Словении, № 4 – флаг Словакии)
– Чем они похожи? (Полосы расположены в том же порядке, что и на Российском флаге, но их отличают помещенные на флагах эмблемы).
Учитель обращает внимание ребят на то, что все флаги на рисунке похожи на Российский флаг. Это сходство не случайно: эти флаги принадлежат славянским странам – Чехии (рис. 1), Словении (рис. 2), Хорватии (рис. 3), Словакии (рис. 4), России (рис. 5). Люди, живущие в этих государствах, говорят на языках, похожих на русский.
– Где мы можем увидеть флаг нашей страны или его изображение? (В праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)
– А теперь внимательно посмотрите на флаг России. Какие цвета мы видим? (Белый, синий, красный.)
– Знаете ли вы, что на нашем флаге каждый цвет имеет свое значение? Верхняя – белая полоса, символ чистоты намерений и благородства, означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса в середине – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов.
III. Российский герб
– Ребята, какие еще государственные символы вам известны? (Герб, гимн)
– Многие флаги и гербы напоминают жителям независимых государств о страницах истории их страны. И нам сейчас предстоит отправиться на машине времени в XV век, откуда берет свое начало история герба России.
Работа с лентой времени. У детей – индивидуальные “ленты времени”, на которых они отмечают даты. На доске увеличенный вариант, где работает один из учеников, комментируя свои действия.
– Покажите день сегодняшний.
– Покажите отрезок будущего времени.
– Мы хотим отправиться в прошлое. Куда будем двигаться?
– Год 1497. Какой это век? (XV.) Обозначим его на ленте времени.
– В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество, и с этого времени московские князья стали главными среди других князей России. Первый правитель Московского государства Иван Ш стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной ее стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея.
Задание: раздаются карточки с изображениями современного герба России и герба московского государства XV века.
– Рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Достаточно, если ребята выделят орла) [Приложение 7].
Учитель постепенно собирает составной герб на доске.
– Кто изображён в центре герба России? (Двуглавый орел)
Учитель помещает на щит изображение двуглавого орла.
– Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны: он как бы смотрит одновременно на запад и на восток.
– Что находиться в лапах у орла? (Скипетр и держава)
Учитель прикрепляет к составному гербу изображение скипетра и державы.
– Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр, держава когда-то служили знаками царской власти. Теперь у нас царя нет. Сегодня они напоминают нам о прошлом нашей страны и символизируют независимость России от других государств.
– Чем защищена грудь орла? (щитом с изображением святого Георгия Победоносца).
– Он был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее очень похожую на сказку. “В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье – напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съеденье. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на берег морской и оставили там. В это время проезжал мимо Егорий Храбрый на добром коне, не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его”. Щит с изображением Георгия Победоносца – это герб столицы нашей страны – Москвы.
– Как вы думаете, ребята, кто на гербе Москвы символизирует добро? (Георгий Победоносец)
– А кто зло? (Змей)
– О каком символе мы еще не поговорили? (О гимне)
– Вы знаете, что такое гимн?
Задание: некоторым ребятам раздаются толковые словари Ожегова и Даля, где они должны найти и зачитать определение слова “гимн”. В это время остальные ребята пробуют дать своё определение слову “гимн”. Учитель обобщает ответы ребят и найденные определения.
Гимн – это торжественное музыкальное произведение. Гимн современной России принят в 2000 году, музыку написал А.В.Александров, слова – поэт С.В. Михалков.
– Вспомните, когда звучит гимн? (На международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях.)
– Что должны делать люди, когда исполняется гимн? (Люди встают, мужчины должны снять головные уборы.)
Ребятам раздаётся текст гимна [Приложение 8]. Далее проводится работа над выразительным чтением, заучивание наизусть (первичная работа).
Учитель: Прочитайте про себя.
1) Прослушивание чтения вслух учителем.
2) Чтение вслух детьми (хором с учителем, самостоятельно).
– Какие слова непонятны?
– Какое чувство охватывает во время звучания гимна (Гордость за величие России.)
V. Физкультминутка
Учитель просит ребят встать.
– Кто охраняет границы нашей родины? (Солдаты, армия)
– Я предлагаю поиграть в солдат, и взять в руки свои автоматы. Движения и слова вы повторяете за мной:
Тыр-тыр, пулемет! (Дети сжатыми кулаками изображают стрельбу)
Выше выше, самолёт! (Махи руками)
Бац, артиллерия! (Дети ударяют в ладоши)
Скачет кавалерия! (Машут воображаемой шашкой)
Ура-ра-а-а. (Поднимают руки вверх)
Повторить три раза, постепенно увеличивая темп речи и громкость последнего слова.
VI. Закрепление
Ребятам раздаются карточки с практическим заданием [Приложение 9(1), Приложение 9(2), Приложение 10]. Первые три человека правильно справившиеся с заданием получают символические призы.
VII. Подведение итогов занятия
В ходе занятия на доске появились слова “флаг”, “герб”, “гимн”.
– Какие высшие государственные символы России вы теперь можете назвать? (Герб, гимн, флаг)
– Что нового о них вы узнали?
– Как вы считаете для чего нам нужно изучать историю наших государственных символов? (Государственная символика является частью истории и культуры страны, изучая, её мы, учимся уважать и любить нашу Родину, гордиться ей и быть достойными её гражданами).
С занятия дети уносят макет герба и текст гимна.
Литература:
1. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика: Гимн. Герб. Флаг”. М., 2004.
2. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. В помощь учителям начальных классов. Волгоград, 2005.
3. Ворожиткина Н.И. и др. Наша Родина и современный мир. Беседы о России: учебник для 4-го класса начальной школы. Смоленск 1999.
4. Ривина Е.К. Российская символика: иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений. М., 2005.
5. Ривина Е.К. Методическое пособие к иллюстративно-дидактический материал для дошкольных образовательных учреждений М., 2005.
6. Никитин А.Ф. Граждановедение: учебник для 5-х классов общеобразовательных учреждений. М., 2003.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984
8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка М., 1998.
10. Титов С.В. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. М., 2004.