Один отец значит больше чем сто учителей
Один отец значит больше, чем сто учителей.
Общеизвестно, что отец в семье символизирует силу и защиту, и, когда отца нет, ребенок этой защиты лишается. «Нет отца» – это еще не значит, что семья неполная и мать воспитывает ребенка одна. Дело в том, что отец может «присутствовать» в семье физически, а психологически быть ребенком и как значимое лицо не восприниматься. Вот и получается, что вроде и есть отец, и нет его. И не к кому ребенку идти, когда ему страшно. Мама – это ласка, доброта, нежность, но мама не защитник и никогда им не будет. Или папа будет для ребенка защитой, или защитника у ребенка не будет никакого.
В одной из школ был проведен эксперимент: учитель предложил детям рассказать, что они думают о своих отцах. Что же оказалось?
Во-первых, более чем у половины детей не было отцов – большинство из них ушли из семьи, когда дети были совсем маленькими и перестали с ними общаться.
Во-вторых, незначительная часть детей высоко оценивала достоинства своих отцов, а большинство отзывались о них неопределенно. Лишь единицы гордились своими отцами. Многие вообще старались не упоминать о своих отцах или скрывали их очевидные недостатки.
Причины тому были разные, но сводились они к следующим:
Прокомментируйте!
Выскажите Ваше мнение:
Вакансии для учителей
Один отец значит больше чем сто учителей
ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ ЭССЕ
» Один отец даст больше, чем сто учителей» Гербер
В данном высказывании автор поднимает проблему роли семьи в жизни человека, отдавая большое значение именно отцовскому воспитанию. Как мне кажется, он говорит о том, что именно отец оказывает то влияние на формирование человека, которое не может оказать никто — даже, например, учителя.
Семья — это социальная группа, члены которой связаны кровным родством, общностью быта и взаимной социальной ответственностью. Основные наиболее важные функции семьи- это экономическая репродуктивная, рекреативная, коммуникативная, регулятивная и воспитательная. О последней хотелось бы поговорить подробнее.
Воспитательная функция семьи- это осуществление первичной социализации, то есть процесса становления и развития личности и воспитание детей вплоть до достижения ими социальной зрелости. Под воспитанием же подразумевается привитие ребенку определенных воззрений, норм и образцов поведения, а также определенных нравственно- психологических и физических качеств. Какова же роль отца в этом?
Другой пример, это семья, в которой вырос будущий император России Петр 1. Важное значение, например, в его воспитании уделялось развитию физических сил и воспитанию нравственных качеств. Кроме того, как- то в четырехлетнем возрасте отец Петра 1 Алексей Михайлович заметил в сыне влечение к военному делу. Чтобы придать этому увлечению особый характер, он составил для него целый полк из его ровесников, который позже получил название Петров полк. Так, благодаря отцу Петр 1 изучал военное дело не по книжкам, а на деле.
Один отец значит больше, чем сто учителей
Всем знакомы выражения «женщина-хранительница очага» или «материнский инстинкт». А по отношению к мужчинам подобных понятий как будто не предусмотрено. Но, несмотря на столь обидную несправедливость, многие из них с видимым удовольствием из «добытчиков» и «охотников» перевоплощаются в весьма заботливых нянь и талантливых воспитателей. И не беда, что порой их слишком смелые педагогические изыскания приводят в ужас и молодых матерей, и опытных бабушек.
В нашем образовательном учреждении уделяют огромное внимание роли отца в воспитании детей. С этой целью педагогом-психологом с участием воспитателей и других специалистов ДОУ была организована работа клуба «Мудрый папа».
Целью клуба «Мудрый папа» является раскрытие актуальных форм и методов работы с отцами, необходимых для повышения значимости роли отца в воспитании ребенка.
По результатам анкетирования, проведенного среди отцов, вновь прибывших воспитанников детского сада, мы можем сделать вывод, что им было бы интересно поучаствовать в работе клуба. Нами запланированы 10 встреч, на которых мы хотели бы рассказать папам много полезной информации о воспитании ребенка, а также провести ряд практических занятий, способствующих сближению и наибольшему взаимопониманию отцов и детей.
К воспитанию детей мужчины подходят принципиально иначе, по сравнению со слабым полом. Женщины проводят с ребенком большую часть времени. Это время, как правило, четко структурировано, подчинено режиму. Мужчина же не имеет возможности столько времени проводить с ребенком и поэтому вынужден компенсировать этот недостаток динамичностью поведения, своим творческим подходом и эмоциональностью.
В общении с детьми мужчина сам становится ребенком, причем не зависимо от возраста и семейного статуса (отец, дедушка, прадедушка). Мать же всегда остается матерью – опекающей, заботящейся, воспитывающей.
Ребенку нужен отец, исполняющий свою отцовскую роль. Мужественность нельзя усвоить из курса лекций. Она усваивается в обыденной жизни от отца, который служит образцом. Еще Фрейд говорил: «У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите». Таким образом, ребенок с самого раннего младенчества должен знать, что у него есть отец, который защитит его от опасности.
Отец – наиболее естественный источник познания о мире, труде и технике. Он способствует ориентировке на будущую профессию и создаёт социально полезные цели и идеалы. Лишь отец может сформировать у ребёнка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению.
Чем больше ребёнок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребёнок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребёнка, тем меньше он придаёт значение духовным и социальным ценностям.
Личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывают значительное влияние на развитие ребёнка. Любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына, и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.
Необходимость отцовского участия в процессе воспитания ребенка не вызывает сомнений. Более того, научные данные из области детской и семейной психологии свидетельствуют о важности наличия в сфере сознания ребенка достаточно определенных, четких и разносторонних представлений о своем отце на каждом возрастном этапе.
Н.С. Бурлакова отмечает, что к 4-5 годам восприятие ребенком отца становится в большей мере социально окрашенным и рационально оформленным. Ребенок начинает приписывать отцу такие социальные предикаты, как способность охранять, обладать иными способностями и являться предметом восхищения.
Наряду с этим допускается возможность совершения отцом ошибок, а также возможность терпеть или причинять ущерб другим в процессе межличностного взаимодействия. Оппозиция «большой – маленький» в отношениях с отцом интерпретируется ребенком как социально и культурно неизбежная. Развитая социальная категоризация уже позволяет формировать представления об отце в терминах восприятия «изнутри» (например, «злой», «сердитый»), в отличие от «внешнего» восприятия в предыдущем возрасте («страшный»). Ребенок начинает понимать реактивность, социальную обусловленность внутренних состояний отца, но пока еще переносит свой личный опыт переживаний на отцовскую фигуру, зачастую приписывая свои переживания и причины их возникновения отцу.
Таким образом, обобщая приведенные данные, можно отметить, что нормой в раннем и дошкольном возрасте в восприятии отца ребенком является:
Можно предположить, что ребенок воспринимает отца и строит свои представления о нем в следующих планах:
Анализ работ Е.Е. Сапоговой, Д.Ш. Болен, Ю.В. Евсеенковой, А.Г. Портновой, Р.В. Овчаровой показал, что в общественном сознании существуют различные «модели отца», раскрывающие способы реализации мужчиной отцовской роли: его поведение, особенности осознания.
У дошкольника 4-6 лет уже достаточно сформированы, хотя и в меньшей мере, когнитивные представления об отце: он в целом, безусловно, знает, кто такой отец, какой статус в семье он имеет. Представления о физических особенностях отца носят еще менее выраженный характер: восприятие ребенка пока не позволяет ему концентрироваться на мало проявленных и индивидуальных чертах внешности отца, и он строит обобщенный, эмоционально окрашенный образ большого, сильного, красивого родителя.
Представления в поведенческом плане восприятия также выражены в меньшей, по сравнению с эмоциональным планом, степени. Это может быть связано с тем, что у ребенка представления об отце складываются на основе наблюдения за его поведением и поступками в семейном окружении, а не за его пределами, и уже на основании этих наблюдений ребенок строит предположения о том, как ведет себя отец с другими людьми. Именно этим могут объясняться относительно высокие показатели по признаку социального статуса: ребенок переносит свои представления о главенствующем месте отца в семье на другие сферы жизнедеятельности.
Таким образом, представление ребенка-дошкольника об отце дополняет существующие на сегодняшний день психологические знания об отцовско-детских взаимоотношениях, сущности отцовства в целом и представлениях ребенка о своем отце в частности.
Таким образом, хочется отметить, что личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывают значительное влияние на развитие ребёнка. Любовь отца даёт ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына, и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим. Мы видим необходимость в повышении знаний у отцов о воспитании детей. Исходя из этого, нами и был организован клуб для отцов «Мудрый папа».
Автор: Серова Елена Юрьевна, старший воспитатель МАДОУ ДС КВ «Огонек», город Новый Уренгой, Тюменская область.
Один отец значит больше чем сто учителей
Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки.
Один отец значит больше, чем сто учителей.
Тот, кто не прививает своему сыну ничего полезного, воспитывает вора.
Пусть первым уроком ребенка будет повиновение — тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым.
От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.
Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти; и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом.
В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; учёность становится в нём педантизмом; остроумие — шутовством, простота — неотёсанностью, добродушие — льстивостью.
Великое искусство научиться многому — это браться сразу за немногое.
Пример всегда воздействует сильнее, чем проповедь.
Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным.
Скажи мне, какие настроения превалируют в умах молодых людей, и я скажу тебе о характере следующего поколения.
Орел никогда не теряет так много времени, как тогда, когда обучает летать ворону.
Для того, чтобы формировать разумные характеры в индивидуумах, как создателях постоянно развивающегося, процветающего и навсегда счастливого общества, каждый с ранних лет должен быть приучаем к ежедневной полезной работе, сообразно его силам и способностям.
Мать — это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей.
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но и учит он лучше всех учителей.
Лучшие учителя не учат — они поднимаются на уровень искусства и делятся с нами собой, тем лучшим, что составляет их личность.
Вся задача воспитателя — заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу.
Никогда не учите ребенка тому, в чём вы сами не уверены, и если вы хотите что-нибудь внушить ему в нежные годы, чтобы чистота детства и сила первых сочетаний запечатлели это в нём, то берегитесь больше всего, чтобы это не была ложь, про которую вы и сами не знаете, что это ложь.
Все, кто не способны учиться, принялись учить — вот куда завела нас наша страсть к воспитанию.
Воспитание — прекрасная вещь, но хорошо от поры до времени вспоминать, что ничему тому, что стоить знать, нельзя научить.
Дети начинают с того, что любят своих родителей; с годами они судят их; иногда они их прощают.
Просвещение имеет своей целью воспитание характера.
Родительское собрание на тему: «Один отец значит больше, чем сто учителей»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБДОУ – «Детский сад №3 города Агрыз Агрызского муниципального района РТ»
Родительское собрание на тему:
«Один отец значит больше, чем сто учителей»
Воспитатель: Садыкова А.М.
Родительское собрание на тему:
«Один отец значит больше, чем сто учителей»
Подготовка к собрании.
1. Написать заповеди для отцов.
— Не унижайте ребенка
— Принимайте ребенка таким, каков он ест
— Будьте во всем ему авторитетом и примером
— Никогда не приказывайте из прихоти
— Не вымогайте обещаний
— Не потакайте ребенку
— Относитесь к ребенку, как к личности
— Будьте строгими и добрыми, ибо
2. Оформить выставку рисунков и фото «Мой папа».
3. Оформить фотовыставку «Трудимся с папой».
4. Приготовить консультацию «Один отец значит больше, чем 100 учителей».
5. «Роль отца в воспитании ребенка» (анкета для пап).
Консультация на тему:
«Один отец значит больше, чем сто учителей»
В прекрасном имени Мужчина
Сложились мужество и стать,
Уменье думать и мечтать,
Быть вдохновенным без причины.
Уметь любить, уметь дарить.
Желаем вам здоровья и удачи.
Пусть рядом будут радость и мечта.
И пусть из всех мужских моральных качеств
Сильнейшим остается доброта.
Семейное воспитание – это разумное совмещение отцовской и материнской позиции. Если желаете получить результат, позаботьтесь о его достижении!
Воспитанием ребенка зачастую занимается мать, (она ходит на собрания, берет больничный лист, проводит с детьми больше времени), а папа занят работой и материальным благополучием семьи. Не надо забывать и о других функциях семьи:
Появление ребенка приносит радость в семью, преобразуя чуть ли не каждый день в праздник: Улыбнулся! Заговорил! Научился ходить! Нарисовал! Прочитал! Пошел в школу!… Дети всегда поселяют гордость в душе отца и матери.
Функция общения – первый опыт общения, навыки речи ребенок получает именно в семье. Семейное общение самое эмоциональное, самое доверительное общение.
Воспитательная функция – в семье воспитываются и взрослые и дети. Воспитательная функция имеет три аспекта. Протекает формирование личности ребенка, развитие его способностей, интересов, освоение накопленного опыта, выработка мировоззрения, физическое совершенствование.
Мужчина, считающий воспитание сугубо женским делом, является отцом лишь формально и не должен удивляться, что ребенок растет не таким, каким хочется ему.
В семье для детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действует на них лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости – это забота отца.
Мужское отношение к миру, к своему долгу, правильное понимание своего места в жизни, наконец, «рыцарство» способен сформировать у мальчика именно отец, своим примером, поступком.
Велика роль отца к подготовке детей к семейной жизни. Его надежность, чуткость по отношению к матери, бабушке, детям, стремление разделить с ними домашнюю заботу, сделать семейную жизнь более интересней, счастливей – все это переходит на детей. Мальчиков он учит быть настоящими мужчинами и в последствии хорошими мужьями и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих приятелей с отцом, предъявлять к молодым людям высокие требования.
Большинство отцов уделяют ребенку мало времени. С детьми можно играть: в шашки, шахматы, морской бой, собирать пазлы, гулять, играть на компьютере, заниматься спортом, просто общаться, смотреть фильмы, рисовать и читать.
Почти все отцы считают, себя авторитетом перед детьми.
Очень часто дети просят поиграть пап с ними, рассказать о чем-либо, но не всегда это получается, вы стараетесь объяснить причину вашего невнимания, уделяете время ребенку, отправляете к маме или просто отмалчиваетесь. нет.
Поэтому главное – буквально с первых дней воспитывать и в себе, и в ребенке потребность проводить как можно больше времени вместе. Вы строите дом из кубиков, возводите крепость из песка, читаете по очереди вслух газету, обсуждаете последние новости и каждый раз, не отдавая себе отчета, внушаете своему ребенку, то ощущение уверенности в себе, защищенности, которое нельзя сравнить ни с каким другим.
На всех жизненных поворотах ребенка поддерживает сознание: мой отец все может, все умеет. Пока воспитание детей протекает, по видимости спокойно Вы, придя с работы, отгораживаетесь газетой от тех маленьких странностей и неприятностей, которые, бывают, обнаруживаются в поведении сына или дочери. Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в семьях, где у папы и ребенка дружеские отношения с раннего детства, где ребенок уверен – отцу все интересно в его жизни, а не только оценки и поведение, где вместе читают, вместе путешествуют, где родители разделяют увлечения детей. Этот процесс протекает крайне болезненно в семьях, где такого контакта нет, где сын с горечью говорит: «папа меня не понимает». А таких примеров в жизни немало. Это происходит по разным причинам, одну из них вы сейчас услышите в стихотворении Иванова «Почему».