Ода на знатность о чем
ОДА НА ЗНАТНОСТЬ. Г. Р. Державин
Не той здесь пышности одежд,
Царей и кукол что равняет,
Наружным видом от невежд
Что имя знати получает,
Я строю гусли и тимпан;
Не ты, седящий за кристалом
В кивоте, блещущий металлом,
Почтен здесь будешь мной, болван!
На стогн поставлен, на позор,
Кумир безумну чернь прельщает;
Но чей в него проникнет взор,
Кроме пустот не ощущает.
Се образ ложныя молвы,
Се образ грязи позлащенной!
Внемлите, князи всей вселенной:
Статуи, без достоинств, вы!
К чему способности и ум,
Коль дух наполнен весь коварства?
К чему послужит вождя шум,
Когда не щит он государства?
Емелька с Катилиной — змей;
Разбойник, распренник, грабитель
И царь, невинных утеснитель, —
Равно вселенной всей злодей.
В триумфе, в славе, под венцом,
Герой, Помпея победитель,
Июлий жаждущим мечем
Не стал ли Рима обагритель?
Славней Екатериной быть:
Престав быть чуждым страх границам,
Велела слезы стерть вдовицам,
Блаженство наше возвратить.
О вы, верховныя главы,
Сыны от крови светлородной!
Тогда достойны знати вы,
Когда душою благородной,
Талантом, знаньем и умом
Примеры обществу даете,
И пользу оному ведете
Пером, мечем, трудом, жезлом.
Дворянства взводит на степень
Заслуга, честь и добродетель [3] ;
Не гербы предков, блеску тень,
Дворянства истинна содетель:
Я князь, коль мой сияет дух;
Владелец, коль страстьми владею;
Болярин, коль за всех болею
И всем усерден для услуг.
Пред нами древностью своей,
О князи мира, не гордитесь:
Каков Евгень, Тюрень, мужей
Представьте, ими возноситесь,
Но в росском множестве дворян
Герои славнее бывали
И ныне царство подпирали;
Меж прочих сей в пример вам дан:
Отечеству Румянцов друг
И прямо света хвал достоин.
Велик, что в нем геройский дух,
Но боле, что Восток спокоен
И Север стал его рукой.
Когда уста не прославляют,
На то лишь только умолкают,
Чтоб мирной чтить его душой.
Примечания В. Грота
Написана в честь Румянцова-Задунайского, как славнейшего деятеля в турецкой войне, одновременной с Пугачевщиною. Об этом стихотворении было уже говорено в Томе I (стр. 622) под одою Вельможа, в которую, двадцатью годами позже, Державин пересоздал оду На знатность.
Анализ оды «На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года»
Центральная тема произведения — прославление великих дел государыни Елизаветы Петровны, которая, по мнению автора, выбрала правильный курс в управлении государством Российским.
Главная идея произведения — долг перед своим Отечеством, служение которому является наивысшей наградой и честью для каждого человека, будь то простой труженик или монарх.
По сути, ода представляет собой послание, адресованное не только императрице, но также современникам и потомкам поэта. Он страстно мечтает о процветании и благополучии России, ее духовном развитии, жизни в мирное время, без войн и лишений.
Структура
Писатель соблюдает основные правила выбранного жанра – оды. Традиционная, классическая ода включает три части, которые логически связываются между собой.
Первая часть – это выражение восторга и возношение хвалы государыне. Автор прославляет заслуги Елизаветы перед страной. Ломоносов не забыл и про великие деяния Петра Первого – знаменитого реформатора России. Императрица-неофит с гордостью принимает от своего предка эстафету в развитии страны.
Вторая часть отличается более философским характером. Михаил Васильевич больше не сосредотачивается на фигуре самодержца. Автор концентрируется на образе Отчизны. Ломоносов описывает природу и богатства империи, ее творческий и духовный потенциал. Писатель рассуждает о перспективах развития страны, о важности просветительских реформ. Совет императрице – заботиться о молодых и талантливых людях. В финале произведения автор вновь возвращается к личности правителя, пишет о его обязанностях и долге.
Философский характер поэзии
Ломоносов – не только ученый и писатель. Михаил Васильевич был еще и философом. В этом произведении автор поднимает философскую проблему военного и мирного времени. Елизавета видится писателю символом мира, Петр Первый – символом военных побед. Царица гуманна, но автор все равно дает императрице советы. Ломоносов подходит к проблеме правления по-философски. С точки зрения ученого, Михаил Васильевич желает государству дальнейшего просвещения. Это значит, что императрица должна поддерживать науку и развивать культуру. В этом примером для Елизаветы послужит ее отец – Петр Первый.
Образ России
Ломоносов обращается к образу России. Поэт изображает страну полной природных даров. Здесь можно встретить и высоту гор, и широту полей, и полноводность рек. Природа – это глубокая загадка, разгадать которую может лишь просвещенный человек. Ценность окружающего мира – лейтмотив творчества Ломоносова. Автор намекает, что мир и природа нуждаются в людях с высоким уровнем осознанности и образования. Русская земля славится талантами. Способные, гениальные личности нуждаются во «взращивании», «вскармливании». Это – задача правителя.
Ломоносов уверен: будущее для России заключается в необходимости просвещения. Знания положительно влияют на души людей, развивают человека духовно и нравственно. Ученый всю жизнь стремился расширять собственный кругозор, а потому призывал своих соотечественников к всестороннему развитию. Михаил Васильевич советует юной императрице продолжить путь своего отца, который был настоящим фанатом образования. Рекомендации и наставления мудрого поэта – это дар не только императрице, но и любому другому человеку. В настоящее время строки Ломоносова не теряют своей актуальности.
Краткий анализ
— Стих написан в 1747 году.
– Прославление великих свершений императрицы Елизаветы Петровны.
– Композиция условно состоит из трех частей: в первой части прославляется монарх, во второй — описываются богатства и возможности России, в третьей части вновь возносятся хвалебные слова в адрес мудрого правителя.
– Четырехстопный ямб с использованием перекрестных, смежных и опоясывающих рифм.
– «
щедрая», «земные», «великая», «глубокие», «жестокая».
Сравнения
– «
душа ее зефира тише», «зрак прекраснее рая».
Олицетворения
– «
вихри, не дерзайте реветь», «Марс страшился».
Гипербола
Композиция
Композиция произведения полностью соответствует основным правилам построения оды и состоит из трех условных частей, логически связанных друг с другом.
В первой части стихотворения поэт выражает свой восторг и возносит хвалу императрице, ее заслуг перед отечеством. Также прославляет прошлые достижения государства и ее правителей, с особым восхищением вспоминает Петра I и его знаменитые реформы. По мнению автора, именно от него Елизавета переняла эстафету великих дел.
Во второй части поэт плавно отступает от личности правителя и фокусируется на величественном образе России, с ее бескрайними просторами, неисчерпаемыми природными богатствами и огромным творческим и духовным потенциалом. Укрепление и обогащение государства он видит в развитии наук, а будущее страны — в образованных, просвещенных молодых людях.
Финальная часть произведения вновь прославляет монарха за его деяния, направленные на благо отчизны.
Почему автор выбрал для своего произведения такой жанр, как ода
Ломоносов был настоящим патриотом своей страны. Он всячески ее восхвалял, болел за нее всей душою. Многие произведения написаны им в таком жанре, как ода. Это связано с тем, что данный жанр позволял ему воспевать все то, что казалось для него значимым. Ведь «ода» переводится с греческого как «песня». Этот жанр помог Ломоносову использовать величественный стиль, художественные приемы. Благодаря ему он сумел передать свой взгляд на развитие России. При этом выдержал классицистическую строгость языка в своем — «Ода на день восшествия». Краткое содержание нам показывает, насколько важные темы сумел затронуть автор в своей оде. Другой жанр вряд ли дал бы ему возможность так красноречиво передать свои идеи и взгляды правительнице.
Произведение написано в жанре оды, который был излюбленным литературным жанром Ломоносова. Это торжественное произведение, призванное прославлять значительное лицо или важное событие, и в мастерстве написания од Михаилу Васильевичу не было равных.
Стихотворный размер произведения — четырехстопный ямб, также излюбленный размер Ломоносова. Он пользовался с большой искусностью, придавая стихотворению особую торжественность, звучность и музыкальность.
Рифмовка в данном произведении также заслуживает отдельного внимания. Для первых четырех строк характерны перекрестные рифмы, далее следуют 2 строки со смежной рифмой, и завершают стихотворение опоясывающие рифмы.
История создания
«Ода на день восшествия…» была написана Михаилом Васильевичем в 1747 году, на шестую годовщину знаменательного события — восшествия на престол Елизаветы Петровны. В своем произведении он отметил положительные стороны правления новой императрицы, продолжившей добрые начинания Петра I.
Елизавета вплотную занялась реструктуризацией Академии наук: утвердила новый штат и новый указ, вдвое увеличила средства, необходимые на нужды академии, всячески поддерживала науку и русских ученых.
В этот же период весьма насущным был вопрос возможного вступления России в новую войну. Коалиция Австрии, Голландии и Англии предлагала российскому правительству принять участие в войне против Франции и германских государств за право получения Австрийского наследства.
В своем произведении Ломоносов не только прославляет Елизавету за ее стремление вывести Россию на новый уровень в вопросе просвещения, но и предостерегает от вступления в войну, настаивая на мирной программе развития государства.
Пруцков Н. И.: Русская литература XVIII века
Державин
Державин
Державины принадлежали к неродовитому бедному дворянскому роду, оттого уже давно им приходилось кормиться только царской службой. Отец поэта — Роман Никитич начал солдатскую службу шестнадцатилетним отроком еще при Петре I, в 1722 г. Наследство Романа Державина, после раздела с братьями, оказалось ничтожным: он получил малый участок земли в Казанской губернии и десять душ крестьян. Приходилось существовать только на жалованье, которого всегда не хватало, и потому семья его жила в нищете.
3 (14) июля 1743 г. у Романа Державина родился слабенький мальчик, которого назвали Гавриилом. Чтобы спасти сына, родители решили, по народному обычаю, обмазать его тестом и держать в теплой печи, «дабы получил он сколько-нибудь живности».
Из первого испытания маленький Гаврила (так по-русски произносилось его имя) вышел с честью — он рос крепким и здоровым. Отец его служил в малых чинах по дальним гарнизонам, то под Казанью, то в Оренбурге. Жили так бедно, что не могли нанять мальчику учителя, а мать, полуграмотная женщина, и вечно занятый службой отец обучать сына не могли. Грамоте его начал учить дьячок сельской церкви. Затем дьячка сменил сосланный в Оренбург немец Розе; математике обучали сослуживцы отца. В одиннадцать лет Державин остался сиротой — умер отец. В 1759 г., когда в Казани открылась гимназия, мать поспешила отдать туда сына.
учился усердно, проявляя способности к рисованию и музыке. Однажды ему поручили на составленной гимназистами карте Казани нарисовать виды города. Директор гимназии эту карту с картинками повез в Петербург и показал куратору Московского университета вельможе И. И. Шувалову. В награду за проявленные дарования Державина зачислили в гвардию, куда попадали только дети знатных и богатых дворян. Записанные в полк, они долгое время не служили, учились или сидели дома, однако воинские чины им шли. Державина же в 1762 г. отозвали из гимназии (не дав закончить учение) и заставили служить солдатом в гвардейском Преображенском полку.
В июне 1762 г. Преображенский полк принял участие в дворцовом перевороте, в результате которого был свергнут и убит император Петр III, а на престол возведена его жена, объявившая себя императрицей Екатериной II. Многие из гвардейцев-преображенцев были награждены и попали в милость. Солдат Державин не был ни замечен, ни отмечен, — десять лет он тянул тяжелую солдатскую лямку.
Служба в полку, жизнь в казарме стали для бывшего гимназиста «академией нужд и терпения». Державин признавался, что именно здесь он «образовал себя». В казарме он и начал писать стихи, перекладывая на рифмы «площадные прибаски на счет гвардейского полка». Писал он, по собственному признанию, «без всяких правил». Стихотворство давалось солдату нелегко. Но он писал много, следуя образцам известных поэтов. К 1770 г. накопился целый сундук рукописей, которые пришлось сжечь, когда Державин возвращался из Москвы в Петербург и был задержан карантинной службой, введенной по случаю начавшейся в Москве холеры.
До нас дошли две тетради начала 1770-х гг., в них записаны песни, сатирические и шутливые стихи, несколько од, сочиненные во время солдатской службы. Художественно беспомощные, несамостоятельные, они интересны как свидетельства исканий начинающего поэта. В сферу его внимания входило не только творчество Ломоносова, Сумарокова и Хераскова, которым он подражал, но и поэтов-демократов Чулкова и Баркова, воевавших с правилами нормативной поэтики, создававших образцы натуралистического освоения реальной действительности, игнорируемой классицистами.
Только в 1772 г. Державин получил первый офицерский чин. В следующем году вспыхнуло крестьянское восстание, возглавленное Пугачевым, и Державин отправился в действующую армию, подавлявшую мятежников. В свободное время он сочинял стихи. Так родился первый сборник стихотворений — «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае». Изданный в 1776 г., он прошел незамеченным. После разгрома восстания Екатерина II щедро наградила всех участников карательной экспедиции, не был отмечен только Державин. Он сам стал добиваться награды, успел в этом (ему было пожаловано 300 душ крепостных в Белоруссии), но, получив повышение в чине, был исключен из армии и переведен в штатскую службу (назначен в Сенат).
В 1782 г. Державин написал оду «Фелица». Один ее список попал княгине Е. Р. Дашковой. Понравившуюся ей оду она показала Екатерине II и напечатала в первом номере журнала «Собеседник любителей российского слова» (май 1783 г.), который редактировала вместе с императрицей. Ода получила всеобщее признание, к Державину пришла слава. От Екатерины поэт получил золотую табакерку с червонцами. Благосклонность императрицы помогла ему делать служебную карьеру. В 1784 г. он был назначен олонецким губернатором (с местом жительства в Петрозаводске), но уже через год поссорился с наместником, который не хотел допустить свободы действия нового, отличавшегося справедливостью губернатора. Державина перевели в Тамбов, также на должность губернатора. Но и здесь он не ужился с наместником. Многочисленные жалобы и доносы наместника возымели действие: Державина в 1789 г. отстранили от должности и предали суду Сената.
После настойчивых хлопот Державин добился оправдания. Помогли этому и стихи — он написал хвалебную оду Екатерине «Изображение Фелицы». Екатерина решила приблизить к себе Державина, сделать из него придворного поэта. Так в 1791 г. он стал секретарем императрицы. Но Державин не оправдал возлагавшихся на него надежд: похвальных стихов не писал, а службу пытался использовать для борьбы с взяточниками-чиновниками, с произволом и беззаконием властей на местах. Свое положение при дворе он изобразил в стихотворении «На птичку». Чтобы отделаться от ретиво исполнявшего свой служебный долг Державина, Екатерина в сентябре 1793 г. назначила его сенатором с чином тайного советника, освободив от должности своего секретаря. Фактически это был разрыв с императрицей.
После смерти в 1796 г. Екатерины II новый император Павел пытался приблизить к себе Державина, но поэт поссорился с царем. В 1802 г. император Александр I назначил Державина министром юстиции. Но дух независимости, проявленный Державиным, не понравился молодому царю, и в следующем, 1803 г. Державин был принужден выйти в отставку. С этого времени до последних дней жизни (умер в 1816 г.) он нигде не служит и, отстояв свою независимость, все силы отдает поэзии. Последние годы он жил на покое — зимой в Петербурге, в собственном особняке на Фонтанке, летом в имении Званка, вблизи столицы, на реке Волхов.
Сын бедных родителей, Державин начинал свое служебное поприще без покровителей и чьей-либо поддержки. За несколько десятилетий он добился поразительных успехов, пройдя путь от солдата до министра юстиции и сенатора Российской империи. Опыт жизни научил поэта ценить людей не за происхождение, а за ум и талант. Но, добившись высоких чинов и званий, Державин не изменил своим убеждениям и продолжал видеть в каждом — в чиновнике, крупном сановнике, вельможе или царе — человека: «Ум и сердце человечье были Гением моим», — любил повторять он. Доверие к собственному опыту, вера в разум и нравственные достоинства человека — вот что определяло в конечном счете идеал Державина. Этот идеал помог ему совершить переворот в поэзии, который подготавливал будущий расцвет русской лирики.
«Старина и новизна» опубликовал свой перевод (видимо, с немецкого) «Ироиды, или Письма Вивлиды к Кавну». Имя переводчика и автора переведенного стихотворения указаны не были. Миф о Библиде — это история преступной страсти сестры к брату. Овидий в своих «Метаморфозах» поэтически обработал этот миф. Выбор начинающим поэтом для перевода «Ироиды» о Вивлиде носит принципиальный характер. Он свидетельствовал о том, что Державин был отлично знаком с просветительской литературой руссоистского типа, что ему близок идеал свободной личности. Правда, эта свобода рассматривалась лишь с нравственной точки зрения, как свобода чувства. Но уже здесь отчетливо выражен мотив противопоставления сердца разуму. Эта идея будет усвоена Державиным. «Языком сердца» будет он говорить в пору своей зрелости, но к этой зрелости поэт придет через трудные испытания.
Важной вехой на этом творческом пути окажется сборник «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае», подготовленный в 1774 г. В год бушевавшей крестьянской войны и сформировалось мировоззрение Державина. В духе времени, когда просветительские идеи имели широкое хождение, Державин окончательно и навсегда усвоил политическую концепцию просветителей, их веру в просвященного монарха.
Потрясенный бедствиями народа, поэт пристально рассматривал условия его жизни. Он увидел, как чиновники и помещики грабили подданных и «питателей отечества». В том же 1774 г., во время восстания, он обращался с призывом (например, к казанскому губернатору) «остановить грабительство», поскольку именно «лихоимство производит в жителях наиболее ропота, потому что всякий, кто имеет с ними малейшее дело, грабит их». [958]
В заметке «О возмущениях и бунтах» он писал еще резче: «Многочисленное дворянство приводит в скудость государство… Причина возмущений находится в общенародной бедности и во всеобщем неудовольствии».
Державин не стал просветителем и потому не выступал против крепостного права. Следует, правда, помнить, что и многие французские просветители в те годы не считали возможным освобождать невежественных, не готовых принять свободу крепостных крестьян. Широко была известна их формула: сначала просветить, а потом освободить. Реальные же формы русского крепостничества, превратившегося в рабство, губительны для России. Они и довели народ до восстания. Это положение, по Державину, порождено злоупотреблением властей, беззаконием. С подобной практикой местных властей и помещиков следовало бороться. Единственным путем утверждения справедливости могли быть, по его убеждениям, действия просвещенного монарха.
о сочинении Нового уложения (1768) преодолели эту иллюзию. Французские просветители продолжали верить Екатерине: Вольтер поучал ее в своих письмах, а Дидро в год Пугачевского восстания приехал из Парижа, чтобы «учить царствовать» «философа на троне» — русскую императрицу. Быть советодателем государю — так определил свое понимание гражданского долга и Державин.
Советодателем мог стать только Державин-поэт. Именно поэтому он пересматривает свое прежнее отношение к поэзии, вырабатывает новое понимание места поэта в обществе. Еще в 1770 г. он славил радости любви превыше всего. Но стремление к счастью любви и радостям жизни превращало гражданина в частного человека, отделяло его от жизни общей, делало равнодушным к страданиям других людей и интересам отечества. Что же определяет подлинное достоинство человека? В чем его величие? Какова мера его ценности? В размышлении об этих кардинальных проблемах и были в 1774 г. написаны «Ода на великость» и «Ода на знатность».
Не принадлежность к дворянству, не титулы и звания, не высокие посты в государстве определяют достоинство человека, — утверждает поэт в своих стихах. Прославляя героев России, он показывает, что истинно великим человека делает его деятельность — патриотическая, общественная, государственная, направленная на защиту отечества, правды, справедливости. Деятельность Державина, определяющая величие его личности, заключалась в исполнении долга поэта-гражданина. Он должен выступать за правду, что бы ему ни грозило. Потому мужество — первая добродетель истинно великого человека. Исполнением этого долга и явилась «Ода на день рождения ее величества, сочиненная во время войны и бунта 1774 года».
В этой оде Державин выступил впервые с советами Екатерине — какую ей следует проводить политику:
Сенатор, сатирическая ода, победно-патриотическая ода, философская ода, «особый путь», Фелица, анакреонтические, эпикурейские мотивы, сплетение
В основной своей массе произведения раннего творчества не сохранились: в 1770 году он сжёг сундук с рукописями, так как оказался в местности, поражённой чумой. Ещё в казанской гимназии Державин познакомился с творчеством Ломоносова, Сумарокова, Тредиаковского, Хераскова. Стало быть, русский классицизм стал основой его собственного поэтического творчества. Однако уже в самый ранний период творчества обнаружилось стремление молодого поэта писать стихи без всяких правил. Новым по сравнению с другими поэтами было и то, что Державин сразу обратился к фактам своей личной жизни, к своим собственным переживаниям как источнику и предмету поэзии. Первые из дошедших его стихотворений относятся к 1773—1778 годам. Они созданы преимущественно в жанрах анакреонтической лирики: идиллии, песни.
В 1776 году Державин без указания своего имени издал в Петербурге первую книгу стихотворений — «Оды, переведённые и сочинённые при горе Читалагае 1774 года», в книжке этой было всего 38 страниц. Тема стихотворений была уже иной, жанр тоже иной: не идиллии и песни про любовь и разлуку, — а оды гражданского, сатирического пафоса. Ода «На великость» развивает мысль о том, что подлинное величие человека заключается в его служении отечеству, в добродетели, которые и придают человеку «высокий дух». Таким образом, Державин продолжает развивать мысль об истинном благородстве, высказанную Кантемиром, Ломоносовым, Сумароковым. Ода «На знатность» тоже развивает кантемировскую тему об истинном благородстве. Действительно знатен, по утверждению Державина, тот, кто имеет личные заслуги; ода написана резко, с чувством личной заинтересованности.
Переломным в творчестве Державина явился 1779 год, когда поэт избрал свой, совершенно «особый» путь в поэзии. Его не удовлетворяет классицизм, он решается ввести в поэзию «забавный русский слог», сочетать лирику и сатиру, просторечие и высокий слог. Он смело вводит национальные черты в поэзию, насыщает её патриотизмом, прославляет не только полководцев, но и простых русских солдат. Иным предстал лирический герой: на мир, на природу смотрит и рассуждает простой человек, обычный земной житель. Державин смотрит на мир без оглядки на теоретические законы классицизма; то, что слышит и видит, проходит через его сознание и чувства и отражается в его стихотворениях. Впервые в русской литературе XVIII века жизнь предстала яркой, изменяющейся, звучащей — такой, какова она есть.
Особенно заметны черты новаторства Державина в жанре оды. Уже ода 1779 года «Стихи нарождение в Севере порфирородного отрока» (Александра Павловича) не была похожа на классицистическую оду, в ней не соблюдались каноны одического жанра; напротив, они строились как стихотворная сказка. Все гении спешат со своими дарами к колыбели царственного младенца и награждают его богатством, разумом, красотой, но последний из них желает будущему царю:
Будь страстей своих владетель,
Будь на троне человек!
Редкое для классицистической оды пожелание, но в высшей степени характерное именно для Державина: в монархе он видит прежде всего человека. Иными предстали в этой оде и обязательные для жанра мифологические существа; это уже не просто условные образы и метафоры, как в ломоносовских одах, а живые образы: все эти античные нимфы и сатиры, изображённые на фоне русского зимнего пейзажа, напоминают, скорее, мужичков и крестьянок, греющихся зимой у костра.
Цикл лирических произведений о Фелице. Фелицей (то есть Счастливой) Державин в ряде своих од называет императрицу Екатерину II; фелицианский цикл включает: «Фелицу» (1782), «Благодарность Фелице» (1783), «Видение Мурзы» (1783—1784), «Изображение Фелицы» (1789). Самой знаменитой и самой блестящей из этого цикла, является первая ода — «Фелица».
Начиная с первой строфы, и в первой же строфе заявляет нравственно-философскую тему оды:
Подай, Фелица! наставленье,
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?
Эта нравственно-философская тема проходит через всю оду, определяет структуру образов оды, характер их сопоставлений и противопоставлений, обращение к историческим параллелям, обобщения. Державин использовал классическую ломоносовскую одическую строфу — десятистишие. На этом фоне ещё отчетливее выступает новаторство Державина-одописца. Если у Ломоносова высокий стиль строго выдержан на протяжении и каждой строфы, и оды в целом, то Державин строит свою оду на смешении «высокого» и «низкого», патетического и сатирического в содержании и стиле, обильно вводит бытовой материал, описывая свои домашние занятия, пристрастия и «проказы» с женой. Эти стилевые перебивы, образующие «забавный слог», придают оде Державина удивительно естественный, искренний тон доверительной беседы не императрицы и ее подданного, а человека с человеком. Фелица как идеально положительный персонаж противопоставлена ее вельможам — мурзам, отягощенным пороками, спесью, ленью и прочим недостатками, в то время как образ Фелицы соткан из одних достоинств.
Образ мурзы — собирательный, сатирический образ. В «Фелице», впервые для жанра оды, появилась конкретная авторская личность, авторское Я. Ода «Фелица» и другие оды этого цикла ознаменовали синтез двух начал: положительного, хвалебного, высокого — и отрицательного, критического, низкого.
В сатирических одах «Вельможа» и «Властителям и судиям» не только соединяются высокий и низкий стиль, но ода переходит в сатиру, происходит трансформация жанра.
В оде «Вельможа» (1794) выражается просветительская, гражданская позиция автора. Вельможа слишком высоко стоит на общественной лестнице, слишком много у него прав и привилегий, а потому и спрос с него больше, и требования к нему выше. Ода начинается с рассуждения о том, каким должен быть вельможа. Авторская «установка» на прославление и образ идеального вельможи сопровождаются многострофным раскрытием взглядов автора на проблему благородства. Ода «Вельможа» — взволнованный монолог поэта, возмущённого несправедливостью. В этом произведении с наибольшей полнотой раскрывается своеобразная гражданская позиция Державина. Поэт никогда не отличался передовыми, радикальными идеями, монархию он считал идеальной формой государства и служил ей честно и доблестно. Он был убеждён, что при честном исполнении каждым в государстве своих обязанностей и наступит благополучие:
Блажен народ! — где царь главой,
Вельможи — здравы члены тела,
Прилежно долг все правят свой,
Чужого не касаясь дела;
Глава не ждет от ног ума
И сил у рук не отнимает,
Ей взор и ухо предлагает,
Повелевает же сама.
Новаторство Державина сказалось прежде всего в том, что в этом произведении представлено не механическое соединение оды и сатиры, а своеобразная контаминация оды и сатиры, в результате чего возникает высокая сатира, пользующаяся традиционно «высокими» изобразительно-выразительными средствами и содержащая высокие понятия.
Обличительный пафос еще более высок в другой сатирической оде Державина – «Властителям и судиям» (1787). Она по жанру (сатирическая ода, то есть высокая сатира), и по идейному содержанию, и по поэтике прекрасно «вписывается» в поэтическую систему лирики, отвечает его миросозерцанию, является принципиально значимым для его творчества произведением.
В основе стихотворения лежит любимая Державиным мысль о долге гражданина перед отечеством, о необходимости соблюдать законы всем без исключения. Державин напоминает «земным богам», что их правление тоже может подвергнуться суду всевышнего. Резкой в оде является последняя строфа, в которой поэт призывает небесный гром и гнев всевышнего бога на головы «лукавых», «неправедных и злых»:
Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
В патриотических одах на военную тематику Державин следует традиции ломоносовской «гремящей» оды: значимость темы обязывает выдерживать высокий стиль, торжественный пафос, использовать пышные метафоры и проводить исторические параллели, обращаться к мифологическим образам.
«По-ломоносовски» начинается ода «На взятие Измаила» (1790—1791). С большой симпатией Державин говорит в своих стихах о Румянцеве — талантливом военачальнике, патриоте, гражданине своего отечества; с особой сердечностью пишет Державин о своём друге — Александре Васильевиче Суворове. Особенностью победных од Державина является то, что простой русский солдат занимает в них достойное, часто первое место.
В философских одах Державина с поразительной силой прозвучала одна тревожившая поэта мысль о непрочности и скоротечности человеческой жизни, мысль о смерти, уничтожающей честолюбивые мечты людей и их самих. Последнее написанное Державиным стихотворение было о том же:
Река времен в своем стремленья
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
Стремясь преодолеть давящую сознание мысль о смерти, Державин идет по двум направлениям — к религиозным и горацианским мотивам.
Лучшей из религиозно-философских од Державина является «Бог» (1784). Облик Бога, нарисованный Державиным, ничего общего не имеет с каноническим изображением христианского бога. Это бог-природа, бог-космос, бог-мировой разум. И человек осознаётся в своём отношении к богу. Сознание того, что через разум человек соприкасается с богом, с Вечностью, и помогало Державину преодолеть скорбные раздумья о смерти:
Ты есть! — природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть — и я уж не ничто.
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог.
Твое созданье я, создатель!
Анакреонтические, эпикурейские мотивы присутствовали постоянно в поэзии Державина, наряду с мотивами философскими, общественно-политическими. В 1804 году Державин издаёт свой сборник «Анакреонтические песни», который рассматривает как итог творческого пути. Попытка осмыслить своё место в литературе и обществе была предпринята Державиным при переложении горацианского «Памятника» в 1795 году, где говорил об общественной роли поэта, его долге перед отечеством. Центральной мыслью этого стихотворения была мысль о независимости поэта от власти.
Державин полемизирует с ломоносовской трактовкой Анакреонта как «лёгкого» поэта. Он тоже перевёл эту оду, точнее, использовал её мотивы, и тем доказал, что анакреонтика тоже может выражать высокие гражданские идеалы.
Отказ от героической темы у Державина — выражение его гражданской позиции, поскольку он открыто заявил, что героями для него являются те, кто в немилости у монарха. Только потому, что нельзя петь героев, он будет петь любовь. Таким образом, выбор анакреонтической темы — это демонстративный выбор, вызов поэта-гражданина властям. Эту тему он развивает в стихотворении «Дар» (1797), говоря, что у поэта два пути: либо угождать царям — и жить в почете и славе; либо быть независимым, а тогда остаётся одно — «петь любовь».
Анакреонтика Державина разрушает каноны классицизма и тяготеет к реализму, ибо поэт стремится раскрыть поэтическое в повседневном, насыщает анакреонтические песни русскими фольклорными мотивами. Основной жанр его анакреонтики — не ода, а именно песня.
Державин — гениальное явление в русской культуре конца XVIII, начала XIX вв. Это поэт-новатор и по содержанию, и по форме своего творчества. Без поэтического мира Державина не состоялся бы «золотой век» русской поэзии, «мы имеем в Державине великого, гениального русского поэта, который был верным эхом жизни русского народа, верным отголоском века Екатерины II», — писал В.Г.Белинский.
Спор литературоведов о художественном методе Державина в принципе не может быть окончательно разрешён, так как Державин творил в эстетическом отношении в сложнейшую эпоху: воспитывался на классицизме и отдал ему дань в своём раннем творчестве. Поняв его несостоятельность, узость, избрал свой «особый путь», который пролегал через стихию сентиментальной и предромантической поэзии; заканчивал своё творчество в период расцвета романтизма и становления реализма.
Лекция 15. Творчество А.Н.Радищева (1749 – 1802)
1. Начало литературной деятельности.
2. Проблематика и поэтика, жанровое своеобразие оды «Вольность».
3. «Путешествие из Петербурга в Москву»: история создания, композиция и жанровое своеобразие, проблематика, художественный метод и поэтика.