Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс

Конспект к уроку. Развитие географических знаний о Земле

Урок: Развитие географических знаний о Земле

Целью урока является узнать о процессе формирования географических знаний о Земле.

История географических идей насчитывает несколько тысячелетий. Ее невозможно отделить от истории человечества. Первобытные люди получали географическую информацию во время охоты, собирательства, посещая соседние со своим проживанием территории.

Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть картинку Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Картинка про Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс

Целенаправленное и систематическое изучение окружающей природы и взаимодействия с ней человека восходит ко времени зарождения научной мысли. Европейская наука берет свое начало в трудах античных мыслителей, однако ее корни идут еще глубже – в Древний Египет и Месопотамию. В «колыбели» наук – Египте – впервые возникли методы (способы, приемы) познания мира: наблюдение, измерение, обобщение. Египтяне умели определять линию меридиана (направление север – юг), они изобрели письменность, обладали математическими, астрономическими и другими знаниями. Самые первые из известных нам карт были созданы в Шумере около 2700 г. до н. э.

Существенно облегчило изучение новых территорий изобретение компаса. Компас – устройство, облегчающее ориентирование на местности. Предположительно, компас был изобретен в Китае около 900-1000 лет назад.

Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть картинку Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Картинка про Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс

Военные походы, торговля и путешествия в цивилизациях Древнего мира расширяли кругозор человека. Но все же кругозор этот охватывал отдельные регионы Земли, т.е. он был региональным.

Развитие торговли и мореплавания в далекие времена было невозможно без специальных (географических) знаний об окружающих землях и народах. Потребность в этих знаниях удовлетворяли так называемые логографы. Они делали описания берегов (периплы) и стран (перигёзы). Первым научным приемом, с помощью которого человек познавал окружающий мир, был описательный метод. Люди по-разному пытались изобразить поверхность Земли и саму планету.

Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть картинку Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Картинка про Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс

Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть картинку Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Картинка про Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс

Позже на основе его трудов греческому ученому Птолемею удалось сделать первые совершенные карты. Более 2000 лет назад ученые определили, что Земля имеет форму шара (сферы). Гипотеза о том, что земля имеет круглую форму, была выдвинута еще древнегреческим философом Аристотелем : он наблюдал за движениями Луны и Солнца в течение суток, что позволило ему сделать подобный верный вывод. В Средние века шарообразность земли была общенаучным фактом.

Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть картинку Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Картинка про Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс

Значительный вклад в развитие географических знаний сделал древнегреческий математик Эратосфен. Ему первому удалось разработать систему меридиан и параллелей и определить размеры планеты. В сравнительно больших отрывках дошло до настоящего времени сочинение Эратосфена о географии. Кроме того, на основе своих наблюдений и расчетов Эратосфен создал карту поверхности Земли.

Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть картинку Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Картинка про Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс

В последующее время также было создано много географических карт по мере открытия новых территорий. Конечно, эти карты были далеки от идеала, но все равно имели огромное значение и являлись показателем прогресса географических знаний.

Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть картинку Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Картинка про Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс

Морские путешествия были очень опасны, но купцы, богатевшие на заморской торговле, и завоеватели, хотевшие присоединить новые территории, отправляли одну экспедицию за другой.

В период Великих географических открытий в Германии был создан первый глобус. Примечательным является тот факт, что на нем не были изображены территории Северной и Южной Америки, так как легендарное путешествие Христофора Колумба еще было в будущем.

Версия Аристотеля о том, что Земля имеет форму шара, окончательно подтвердилась только в 1522 году, когда кругосветная экспедиция Магеллана пересекла Тихий океан.

В XVII веке была открыта Австралия.

Антарктида была открыта 16 (28) января 1820 года русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, которые на шлюпках «Восток» и «Мирный» подошли к материку.

Имена первооткрывателей, исследователей сохранились на географических картах, их именами названы различные географические объекты (например, остров Кука, море Лаптевых, Магелланов пролив и т.д.).

Сейчас открыты все материки, острова, моря, океаны, и Земля видна как на ладони из космоса. В настоящее время происходит более подробное изучение поверхности планеты, дна океана, внутренних частей Земли, изучение Земли из космоса, причинно-следственных связей, климатических явлений с помощью современных приборов и знаний. При изучении Земли активно применяются не только географические методы и знания, но и достижения многих других наук.

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Источник

§2. Познание Земли в древности

Какие древние цивилизации вам известны?

К древним относят цивилизации шумеров, Древнего Египта, Индии, Китая. Сюда же относятся цивилизации индейцев майя, инков, ацтеков.

Вопросы и задания

1. Что заставило людей Древнего мира приобретать географические знания?

Знания о Земли стали необходимыми в связи с введение орошаемого земледелия, развитие торговли, военными походами и завоеваниями земель.

2. Где и когда зародилась географическая наука? Кого считают ее основоположником?

Считают, что география зародилась в Древней Греции, а ее основоположником является Гомер.

3. Какие направления развития географии сложились в Древней Греции?

В географии Древней Греции сложились три направления: описание известных территорий и народов (страноведение), объяснение природных явлений и процессов (землеведение), определение размеров Земли и создание карт (математическая география).

4. В каких странах география развивалась наиболее успешно в средние века?

В средние века география развивалась наиболее успешно в странах Арабского Востока, Средней Азии, Индии и Китая.

5. Подпишите на контурной карте полушарий названия материков и океанов. Сравните свою карту с картой, составленной Эратосфеном. Определите, части каких материков были известны людям Древнего мира, а какие материки совсем не были известны?

Людям Древнего мира были известны лишь части Евразии и Африки. Материки Северная и Южная Америка, Австралия, Антарктида им не были известны.

6. Найдите в интернете или других источниках информации сведения об ученом или путешественнике Древнего мира (Средневековья) и подготовьте краткое сообщение (презентацию) о его вкладе в развитие географических знаний.

Вклад Эратосфена в географическую науку

Заслуга Эратосфена заключается еще и в том, что он первым попытался измерить размеры земного шара (а именно длину его окружности). Разумеется, он уже тогда считал, что наша Земля имеет форму шара. В результате проведенных измерений у него получилось довольно точное число — 39 590 километров (истинная длина земного экватора составляет около 40 000 км)! Как же Эратосфену удалось так точно вычислить размеры Земли? Ведь у него не было точных приборов и приспособлений, да и подняться в космос он тоже, разумеется, не мог. Главным инструментом ученого было… Солнце! Для своих измерений он взял два города: Александрию и Сиену. Когда Солнце находилось в зените над Сиеной, он вычислил, что в Александрии небесное светило «отстает» на 1/50 часть полного круга. Зная точное расстояние между двумя городами, Эратосфен умножил его в 50 раз и получил длину земного круга!

В «Географии» (Geographika) в 3 книгах Эратосфен представил первое систематическое научное изложение географии. Он начал с обзора того, что было достигнуто греческой наукой в этой области на тот момент. Эратосфен понимал, что Гомер был поэтом, поэтому он выступал против трактовки «Илиады» и «Одиссеи» как кладезя географических сведений. Зато ему удалось по достоинству оценить информацию Пифея. Создал математическую и физическую географию. Он также высказал предположение, что если плыть от Гибралтара на запад, то можно доплыть до Индии (это положение Эратосфена косвенным путем достигло Колумба и подсказало ему идею его путешествия). Эратосфен снабдил свое произведение географической картой мира, которую, по сведениям Страбона, критиковал Гиппарх Никейский. В трактате «Об измерении Земли» на основании известного расстояния между Александрией и Сиеной (современный город Асуан), а также разницу угла падения солнечных лучей в обоих местностях, Эратосфен высчитал длину Экватора (итог: 252 тысячи стадий, то есть примерно 39 690 км, подсчет с минимальной ошибкой, поскольку истинная длина экватора составляет 40 120 км).

Источник

География

Что заставило людей Древнего мира приобретать географические знания?

Знания о Земли стали необходимыми в связи с введение орошаемого земледелия, развитие торговли, военными походами и завоеваниями земель.

Ещё по теме

Как люди заселяли землю. Расскажите о жизни людей на берегу Северного Ледовитого океана.

Сравните систему мира Коперника (см. рис. 44) и современную модель Вселенной (см. рис. 51), найдите черты сходства и отличия.

Сделайте вывод о том, как живые организмы приспосабливаются к условиям жизни в океане на различных глубинах (величина и форма тела морских животных, способность светиться, окраска спины и брюха).

Как морские организмы приспосабливаются к разным условиям обитания?

Узнайте о происхождении названий географических объектов своей местности, например вашего населённого пункта, ближайшей реки и т. д.

Назовите достоинства и недостатки аэрофотоснимков?

Какую часть поверхности Земли занимает Мировой океан?

Подземные воды и ледники. Как образуются артезианские источники?

Какие особо охраняемые природные территории вам известны?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

О сайте

На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.

Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.

calcsbox.com

На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.

© 2021 Все калькуляторы online

Копирование материалов запрещено

Источник

Географические открытия древности

Содержание

Географию по праву можно назвать одной из древнейших наук на Земле.

Представления людей о нашей планете складывались постепенно, начиная с самых давних времен. Еще 30-40 тыс. лет назад люди активно осваивали территорию Земли. В поисках пищи они двигались вглубь континента и открывали новые земли.

Древние охотники и собиратели изображали свои наблюдения на камне и кости, на коре деревьев и шкурах животных. Это и стало основой будущих географических знаний.

Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть картинку Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Картинка про Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 классУченые считают, что рисунки во французских пещерах Ласко содержат информацию о столкновении метеорита с Землей, произошедшем около 15 200 лет до нашей эры.

С возникновением первых цивилизаций географическая наука начала активно развиваться. Развитие торговли и земледелия, завоевание новых земель — все это было невозможно без развития географии.

На заре цивилизации древние египтяне уже путешествовали по Средиземному морю. Возможно, они первыми могли достигнуть берегов Америки, переплыв через Атлантику.

Жители древней Индии плавали по Аравийскому и Красному морям. Самые отважные из них добирались до вод Тихого океана.

Древние греки добирались до берегов Ирландии и Великобритании. По северному морю их корабли доходили до Скандинавского полуострова.

Жители Финикии плавали вдоль западного побережья Африки, открыли Азорские и Канарские острова. По легендам, служившие у египетского царя финикийцы на своих кораблях смогли обогнуть Африку.

Китайцы изобрели первый в мире компас для определения направлений движения.

Известные географы древности

Первыми обобщили сведения об известных странах и континентах ученые Древней Греции и Рима.

Древнегреческий ученый Геродот уже в V веке до нашей эры начал обобщать известные на тот момент географические знания. В его книгах можно найти информацию о разливе Нила и животном мире Греции и Египта.

Тогда у науки, изучающей Землю, еще не было названия. Термин «география» появился намного позже начала исследования нашей планеты. Его придумал древнегреческий ученый Эратосфен Киренский (III-II век до нашей эры). Он смог довольно точно высчитать размеры Земли и составил одну из первых карт.

Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть картинку Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Картинка про Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 классКарта мира, составленная Эратосфеном.

Карта Эратосфена была основана на сведениях, добытых в военных походах Александром Македонским. Позже гораздо более подробную карту составил другой древнегреческий ученый, Клавдий Птолемей (I-II вв).

Другой географ древности, Страбон, написал труд под названием «География», состоящий из 17 томов. В своих книгах он подробно описал все известные на тот момент страны Европы, Азии и Африки.

Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть картинку Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Картинка про Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс

Со временем изучение географии разделилось на три разных направления: страноведение, землеведение и математическая география.

Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть картинку Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Картинка про Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс

Знания, собранные и обобщенные учеными древности, послужили основой для географических открытий в эпоху Средневековья и Нового Времени.

Источник

География Древнего Мира – основные этапы развития науки

Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Смотреть картинку Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Картинка про Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс. Фото Объясните для чего народам древних цивилизаций были необходимы географические знания 5 класс

Первые географические наблюдения человек начал делать ещё до возникновения государств. На стенах некоторых пещер найдены примитивные карты, оставленные первобытными людьми. Однако с появлением цивилизаций в Египте, Месопотамии, Китае возникла потребность в принципиально более глубоких познаниях окружающего мира. Правители должны были знать особенности земель, которыми они управляли, а торговцы составляли карты, с помощью которых можно было добраться до отдаленных регионов. Как же происходило развитие географии в древности?

Накопление географических знаний

Изначально география являлась исключительно описательной наукой. Ее основной задачей был сбор информации о близлежащих территориях. Примерно в III тысячелетии до н.э. египтяне стали отправлять научные экспедиции в соседние регионы. Они пытались пройти сухопутным путем вглубь Африки, а также плавали по Средиземному и Красному морю.

Аналогично накапливались географические знания в Китае, Ассирии, Вавилоне. В древности обмен информацией между разными государствами проходил очень медленно. Например, древние греки имели очень смутное представление об Индии, а про существование Китая долгое время просто не знали. Только во II в. до н.э. возник Великий Шелковый путь, по которому товары могли перемещаться от тихоокеанского побережья Китая до средиземноморских стран. Есть свидетельства о посланнике Китая, который прибыл к римскому императору Октавиану Августу, проведя в дороге более 4 лет. Впрочем, подобные контакты носили единичный характер, а многие представления римлян и китайцев друг о друге носили откровенно сказочный характер.

Большой вклад в накопление географических знаний внесли финикийцы. Они выходили на своих кораблях в Атлантический океан, где открыли Канарские и Азорские острова. В районе 600 г. до н. э. финикийская экспедиция по указанию фараона Нехо II смогла впервые в истории обогнуть Африку. При этом они плыли из Красного моря на юг, огибая Африку против часовой стрелки. Геродот, описывавший это путешествие, сомневался в рассказах моряках, которые говорили, что «солнце оказывалось у них на правой стороне». Однако на самом деле это лишь подтверждает, что финикийские корабли действительно находились в Южном полушарии.

Наиболее полное представление о географических познаниях во времена античности можно получить по труду Страбона «География». Он занимает 17 томов и почти полностью сохранился до наших дней.

Представление о частях света

Древние греки были первыми, кто разбил весь известный им мир (ойкумену) на несколько частей света. Они знали только о существовании Африки, Европы и Азии, однако долгое время не догадывались, что Европа и Азия образуют единый материк Евразию. Дело в том, что первая территория Азии, которая была известна грекам – это полуостров Малая Азия (современная Турция), на побережье которого располагались Троя, Эфес, Милет. Всё сообщение между греческими полисами и городами в Азии осуществлялось исключительно по морю. Граница между Европой и Азией проходила по черноморским проливам – Босфору и Дарданеллам. Лишь ближе к III в. до н.э греки узнали, что существует и сухопутный путь в Азию, проходящий севернее Азовского моря.

Появление календаря

Периодичность многих географических процессов и явлений на Земле связана с длительностью астрономического года. Древний Египет был первой цивилизацией, в которой появился календарь. Это произошло ещё в 4 тыс. до н.э. Необходимость в его создании была связана с разливами Нила, которые могли погубить урожай. Происходили они почти ровно через год, поэтому календарь помогал предсказывать разлив реки, что давало возможность вовремя собрать урожай. Интересно, что построен древнеегипетский календарь был не на движении Солнца или Луны, а на восхождениях звезды Сириуса. Жрецы заметили, что появление на небосводе этой звезды непосредственно перед восходом Солнца указывает на скорый разлив реки. Также египтяне определили и продолжительность года – 365 суток. При этом високосных годов в Египте не использовали.

Чуть позже календарь появился и в Древнем Шумере. Он был основан на движении Луны, и поэтому содержал только 354 дня в году. Позднее вавилоняне определили истинную продолжительность года и переработали календарь, сделав его лунно-солнечным.

В Римской республике во время правления Гая Юлия Цезаря появился юлианский календарь, который предусматривал добавление одного дополнительного дня каждые четыре года. Дело в том, что реальная продолжительность астрономического года примерно равна 365,25 суткам, и использование високосных годов позволяет скомпенсировать возникающую ошибку округления.

Представления о шарообразности Земли

Не только первобытные люди, но и ученые древнейших цивилизаций полагали, что Земля имеет плоскую форму. Однако наблюдения за природой подсказывали географам, что это не так. Древнегреческий философ Анаксимандр в VI в. до н.э. первым поставил под сомнение плоскостность планеты. Однако он полагал, что она имеет форму цилиндра, а не сферы.

Через несколько десятилетий после него Парменид впервые формулирует теорию о шарообразности Земли. Однако доказательства появились позже. Аристотель указывал на следующие факты:

Ещё позже Эратосфену удалось вычислить диаметр земного шара. Для этого он сравнил расстояние между городами Сиена (современная название – Асуан) и Александрия, а также показания солнечных часов в этих населенных пунктах. В результате Эратосфен получил значение в 40 008 км, очень близкое к современным оценкам. В сочинениях римлянин Плиния Старшего (I в. н.э.) о шарообразности планеты рассказывается как об общепринятом факте.

Появление понятий широта и долгота

Большой вклад в развитие географии внес Марин Тирский. Он считается основателем математической картографии. Именно Марин предложил для определения координат на карте использовать меридианы и параллели. При этом нулевая долгота у него проходила через легендарный Остров блаженных, расположенный якобы в Атлантическом океане, а для отсчета широты он использовал остров Родос.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *