Объясните что в человеке заложено природой а что обществом
Укажи, что в человеке заложено природой, а что — обществом.
Просмотров: 6087 | Добавил: Biz-ledy (11.04.2017) (Изменено: 11.04.2017)
Всего ответов: 3 | |||||||||||||||||
Обсуждение вопроса:
Человек становится человеком только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться и мыслить. Природа же создала тело человека. Человек имеет многие биологические потребности (он должен: дышать, питаться, спать, нуждается в определённой тепловой среде) Наше тело, кровь, мозг — принадлежат природе. Природа дала нам всё, что относится к анатомии и физиологии человека, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и др. процессов в человеческом организме. Природой в человеке заложено умение выживать, а так же различные потребности в пище и т.д. а общество развивает в человеке личность, культуру. Природой в человеке заложены биологические факторы, среди которых наследственность, в частности внешность. Также природой заложены инстинкты и первичные потребности, то есть то, что делает человека похожим на животных. Общество дает человеку социальную составляющую, без которой индивид не станет личностью. Общество дает возможность человеку развиваться, именно в обществе человек может проявить себя. Общество воспитывает человека, вкладывает в него нравственную составляющую, дает представления о добре и зле. Что заложено в человеке природой, а что обществом?Каждая сознательная личность рано или поздно задумывается, о том, что заложено в человеке природой, а что обществом. Чтобы до конца понимать значение и влияние последнего на его жизнь, и развитие в целом. Дать полный ответ на этот вопрос не получится, так как ученые до сих пор этот вопрос изучают. Но попробуем разобраться в теме, хотя бы в общих чертах, разграничив то, что досталось нам от природы, а на что повлиял социум. Что заложено природой?
Считается, что от природы человеку достались три стандартные программы, и если бы он не развивался в техносфере, то его жизненной целью были бы только они. Они сводятся к низменным животным потребностям и выглядят следующим образом: Также считается, что природой заложено в нас адаптироваться к переменчивым условиям окружающей среды. Именно этот инстинкт передался нам от предков, и позволяет выживать даже в экстремальных условиях. Что заложено обществом?В принципе, что отличает человека от представителей животного мира, закладывается в него обществом. Начиная от речи и заканчивая способностью осмысленно совершать ряд поступков. Все это формирует в личности те или иные черты характера, и помогает взаимодействовать с другими индивидуумами. Общество закладывает в человека, следующие качества: Все это развивается в ребенке только благодаря тому, что он находится в социальном поле. Ярким примером, что происходит, если человек по каким-то причинам оказывается оторванным от влияния общества и помещается в естественные условия, служит Маугли. В этом случае у ребенка остаются только инстинкты, заложенные природой, любознательность, освоение навыков с целью выживания и сопротивления естественным противникам, реализация себя в сложившихся обстоятельствах. При этом речь, и труд будут полностью отсутствовать, а мышление будет примитивным. В то же время без естественных инстинктов, человек не смог бы сохранить себя как вид и выжить в агрессивных условиях, до появления первых городов и поселений. Именно благодаря им, вид продолжает размножаться и стремиться осваивать новое, делая свою жизнь комфортной. Поэтому нельзя сказать, что какие то данные, будь они природные или общественные, имеют большее значение над другими, ведь они в комплексе и делают человека тем, кого он представляет сегодня. Что в человеке дано ему от природы, а что от общества?Человеческие качества, заложенные природой: интеллект, природные задатки, телосложение, сила, ловкость, гибкость,инстинктыи т.д. Задание № 1. Вставьте имена философов или философское понятие. 1. Философская дисциплина, в центре интересов которой стоит вопрос о человеке как особого рода сущем, осмысливаются природа, сущность, специфика его бытия Философия человека. 2. Кому из древних философов принадлежит суждение о человеке как о «существе политическом»? Аристотель. 3. Статус человека как самоценной личности, соизмеримой в своих возможностях с божеством, был создан в эпоху 4. Высшая ступень развития живого на Земле, отличающаяся тем, что адаптируется к среде путем ее преобразования в соответствии со своими потребностями, есть Человек. 5. Решающими факторами, позволившими нашему далекому предку выделиться из животного мира, стали Труд. 6. Философское учение, акцентирующее внимание на антагонизме природного и социального начал в человеке, приоритете сексуальных импульсов, бессознательного в культуре Психоанализ. 8. Кому принадлежит высказывание: «Поприще философии в широком смысле можно подвести под следующие вопросы: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3.На что я могу надеяться? 4. Что такое человек?» Кант. 10. Главная витальная ценность человека это Жизнь. 11. Процесс усвоения знаний и навыков, необходимых человеку, чтобы стать членом общества, правильно действовать и взаимодействовать со своим социокультурным окружением. Социализация. 12. Современное философское направление, оперирующее понятиями: «страх», «отчуждение», «забота», «заброшенность», «смерть» как фундаментальными в понимании человеческого бытия. Экзистенциализм. Задание № 3. Заполните таблицу « Теории смысла жизни»
Задание № 4. Соотнесите: Автор Его высказывание А) Гоббс; «Человек человеку – враг» В) Фейербах; «Человек человеку – Бог» Г) Роттердамский «Человек человеку – брат» §1. Что делает человека человекомЗнаменитый постулат – человек произошел от обезьяны, обычно приписывают Чарльзу Дарвину, хотя сам ученый, памятуя судьбу своего предшественника Жоржа Луи Бюффона, поднятого в конце XVIII века на смех за подобные идеи, осторожно высказывался, что у людей и обезьян должно быть некий общий предок, обезьяноподобное существо. Согласно версии самого Дарвина, род homo зародился где-то 3,5 миллиона в Африке. Это был еще не наш соплеменник Homo Sapiens, чей возраст сегодня датируют, примерно, 200 тысячами лет, а первый представитель рода homo – человекообразная обезьяна, гоминид. В ходе эволюции он начал ходить на двух ногах, использовать руки как орудие труда, у него начались прогрессивные преобразование мозга, членораздельная речь и социальность. Ну а причиной эволюции, как и у всех остальных видов, был естественный отбор, а не божий замысел. Самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др. Умение мыслить – самое лучшее человеческое качество. Мы можем делать историю, но для этого нужна смелость, мужество и принципиальность. ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры. Каждый родившийся ребёнок становится человеком только в обществе. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться. Будучи общественным (социальным) существом, человек не перестаёт быть существом природы. Природа создала тело человека. Социальное и биологическое слито в человеке воедино. Прямая походка, строение мозга, очертание лица, форма рук — всё это результат изменений, происходивших длительное время (миллионы лет). Каждый ребёнок обладает послушными его воле пальцами: он может взять кисть и краски, рисовать. Но стать живописцем он может только в обществе. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. У каждого человека, как и у любого животного, есть инстинкт самосохранения. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей. Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка. Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики. Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности. Ребёнок играет. Складывает из кубиков дом. Строит из песка крепость. Собирает модель из деталей конструктора. Играет в маму, укладывая спать куклу, в лётчика, продавца, водителя автомашины, космонавта. В игре он повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой деятельности. Игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества. Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. В ней шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Наряду с учёбой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека — профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств. Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы — всё это плоды производственной деятельности. Русская Правда, Судебник 1497 г., другие законодательные акты — результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства — следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г. — результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева — продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников — воплощение художественной деятельности. В деятельности происходит самореализация личности, т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека. Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию. Осуществление жизненных целей — самореализация — требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли. В процессе самореализации, в ходе своей деятельности человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности. Именно общественно полезные результаты самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности. У бобра, как и у пчёл, пауков, птиц – инстинкт. Как строили они свои «сооружения» поколение за поколением, так и будут строить, не лучше и не хуже. В отличие от человека. Вот что пишет об этом, например, Лев Успенский в книге «Слово о словах»: Появившись на свет, я не умел ни вязать рыболовные снасти, ни лепить из глины кринки для молока. Но если мне это понадобится, я, как Робинзон Крузо, научусь и тому и другому. Сначала я буду, конечно, работать хуже моих учителей, потом могу сравняться с ними и, может быть, даже перегнать их. Кто знает: возможно, я даже усовершенствую их мастерство! А вот паук-дитя, вчера появившись на свет, уже умеет плести сети не хуже самого опытного паучища, съевшего на своем веку множество мух. Пчела, выйдя из куколки, начинает лепить ячейки или приготовлять воск не менее искусно, нежели престарелые крылатые мастерицы ее улья. Но сколько бы они ни прожили на свете, юная пчелка и начинающий паучонок, никогда они не перегонят старших. Никогда ни один из них не придумает в своей работе ничего существенно нового. Для человека мысль — венец всего живого, А чистота души есть бытия основа. По этим признакам находим человека: Всех тварей на земле превыше он от века. А если он живёт не мысля и не веря, То человек не отличается от зверя. Если человек не будет мыслить, то он будет равносилен зверю, человек должен мыслить и думать, потому что он человек, а не зверь. У зверей одна мысль: поесть, найти добычу, а человек должен создавать и привносить в жизнь что-то новое. а) Биологическое, потому что возник в ходе эволюции. Социальное, потому что всю жизнь его окружают другие люди. б) Проявляет деятельность индивида, которая является следствием взаимодействия биологического и социального. Природой в человеке заложено умение выживать, а так же различные потребности в пище и т.д., а общество развивает в человеке личность, культуру. ГДЗ Обществознание 8 класс учебник Боголюбов параграф 2Что такое экологический кризис? Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым? Каким должно быть отношение человека к природе? Экологический кризис – это тяжелое состояние природы, разрушение окружающей среды. Исчерпаемые: Богатства недр, Почва, Растительный и животный мир Человек должен бережно относится к природе: не вырубать леса ради постройки очередного жилого комплекса, стараться меньше загрязнять окружающую природу и так далее. Будут ли изменяться природные свойства человека в отдалённом будущем? Если мы не станем «паразитами». Тогда все прекрасно. Будем бороздить мироздание космическими кораблями и ходить в Большой театр. Посадим яблони на Марсе. Переселенцев на Красную планету ждет быстрое «истончение» и удлинение рук и ног — из-за низкой гравитации. Ограниченное количество пищи на первых этапах приведет к уменьшению массы тела. Мощная радиация же поспособствует… появлению рогового панциря. Вроде черепашьего. Перемены ждут нас при любом раскладе. В первую очередь это касается органов чувств. Например, зрения. К модификации органов зрения приведет постоянное просиживание у монитора. Актуальным станет увлажнение редко мигающих глаз при помощи усиленной работы сальных желез — рефлекторного моргания станет недостаточно. А вот наше обоняние, с которым уже сегодня все очень грустно, видимо, исчезнет совсем. За ненадобностью — нечего нам нюхать в окружающей среде, кроме роз и духов. Но по таким «мелочам» эволюция не разменивается — нюх нужен, чтобы выслеживать добычу либо спасаться от нее. Все остальное — «баловство», лишняя часть, занимающая в нашем мозгу слишком много места, которое могло бы «пойти» на более важные вещи. К примеру, способности видеть в темноте (в случае если человечеству придется уйти под Землю — скажем, в связи с природной катастрофой). Сократятся и рудиментарные органы. Такие, например, как зубы мудрости, которые, по мнению антропологов, канут в Лету уже лет через 200. Мышцы ушей, носа и последние два ребра исчезнут примерно через 2 млн лет. Также и пальцы ног. А вот мозг, вероятно, вырастет. На 1 кг. Через 7 млн лет (так считают антропологи, исходя из истории эволюции человечества). Глобализация и постоянная иммиграция в конце концов сделает свое дело. Некоторые антропологи уверены, что уже через несколько веков все мы станем кареглазыми мулатами. Вроде бразильцев. Голубые глаза, рыжие волосы и веснушки, которые и сегодня можно заносить в Красную книгу, возможно, исчезнут совсем. Кстати, в 2002 году эпидемиологи из США выяснили, что только один из шести белых американцев является обладателем голубых глаз. А еще сто лет назад они были более чем у половины белого населения Штатов. 1. Каковы основные значения понятия «природа»? Природа – это внешний мир, в котором мы живём. Природа другими словами совокупность естественных условий существования человеческого общества. 2. В чём выражается природное единство мира? 2)В гармонии. это видно по тому, что множество различных видов живут рядом, друг с другом. 3)Во взаимозависимости всех явлений. 3. Какова роль природы в жизни человека и общества? В первую очередь, мы помним о том, что человек – БИОсоциальное существо. То есть помимо того, что человек живет в обществе и является его частью, он также является частью природы. Жизнь человека целиком и полностью связана с природой. Сперва, это источник ресурсов, при помощи которых человек удовлетворяет свои потребности. Доказано, что человек млекопитающее, которое получило свои особенности в результате мутации. То есть физиология, биологические процессы, и сама жизнь человека, факт его существования – природа. Человек не живет отдельно от мира. Он взаимодействует с природой, дышит воздухом, использует дары природы, как пищу, использует природные материалы для строительства дома. В объяснении огромной важности роли природы в жизни человека и общества можно пойти от обратного. Если не будет природы, то выживет ли человек? Безусловно, без природы, без определенных природных условий, без кислорода человек не протянет долго. Что еще раз доказывает важность, и скорее, безусловность природы в жизни человека. То же самое в случае с обществом. Благополучие общества сегодня тесно связано с использованием ресурсов, добычей полезных ископаемых, выращивании овощей и содержания животных. 4. Как, по мысли Вернадского, связаны биосфера и ноосфера? По Вернадскому ноосфера представляет собой определенное состояние биосферы и окружающей среды, формирующееся под воздействием физических и умственных усилий, совершаемых человечеством. То есть, ноосфера является частью биосферы и выступает в качестве информационного поля, охватывающего территорию Земли. Наблюдается неразрывная связь между двумя понятиями. Вернадский также уделял большое внимание понятию живого вещества. В соответствии с его работами, живые организмы следует рассматривать в совокупности, которая способна оказывать влияние на окружающую среду с помощью потока атомов и таким образом участвовать в формировании нашей планеты. 5. Какие возможности открыл перед человечеством разум? Самым главным отличием человека разумного от животного является наличие разума, как способности к творческой деятельности и качественному преобразованию окружающего мира вокруг себя. Особенностью рационального постижения мира является стремление человека к открытию нового знания, которое может быть проверено эмпирическим (опытным) путём. 6. Присущ ли прогресс развитию природы? Давайте заглянем глубоко в историю существования Земли, к моменту появления на ней жизни, а следовательно живой природы. Первыми живыми существами были простейшие одноклеточные, которые за миллионы лет эволюционировали во все более и более сложные формы. Некоторые формы не выдерживали конкуренции и вымирали, но точно также человек выбрасывает бракованную деталь, чтобы она не испортила готовый механизм. Формы жизни постоянно усложнялись и приспосабливались к новым условиям. Таким образом в истории живой природы наблюдается явный прогресс, и если бы не вмешательство человека, этот прогресс продолжался бы беспрепятственно, пока существовала бы сама земля. 7. В чём проявляется неразумность отношения человека к природе? Это отсутствие бережного отношения к прекрасному миру природы, который подарен человечеству. Вместо того, чтобы наслаждаться тем, что создано для человека, люди бесцеремонно вмешиваются в природу, нарушая баланс и нанося вред ей и самому себе. Просто пример самоуничтожения, по другому это и назвать трудно. Собственными руками испортить экологию, свое окружение, которое было совершенным, вот то, что невозможно уложить в какую-то нормальную логику. Словно завертелась карусель, которую уже не остановить. Сколько погублено растений, животных, созданных на благо человеку и продолжает исчезать из-за его деятельности. Скоро не останется ничего в природе, что не будет на грани исчезновения. Как ни печально, но именно человек стал виновником того, что мир становится хуже и беднее. Мусор, накопленный на планете, выкачивание полезных ископаемых из недр земли, уничтожение флоры и фауны, вот итоги деятельности человека. Такое отношение к природе,к своему богатейшему и прекрасному миру, нельзя никак назвать разумным. Понятно одно, что все может закончиться печально для человечества. Есть те, кто бьют тревогу и принимают меры, но это лишь капля в море. Пока похоже эту гонку не остановить. 1. Покажи на известных тебе примерах влияние природных условий на хозяйственную деятельность людей. Усиливается или ослабевает эта связь? Объясни почему. Пример: Холодным и дождливым летом вряд ли удастся вырастить хороший урожай. Со временем связь между человеком и природой ослабевает. Люди изобретают новые технологии, чтобы в меньшей степени быть зависимыми от природных условий. 2. Проанализируй, что в рассказе Р. Брэдбери «И грянул гром» можно отнести к чистой фантастике, а в чём автор показал себя как реалист. 1) Машина времени, коих еще не придумали. 2) Само приключение в прошлое, ради самой простой охоты на динозавров. 3. Бактерии могут жить в таких местах и при таких температурах, которых человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, по которой они должны бы были прекратить своё существование. Морские черепахи, имеющие мозг с горошину, появились на Земле гораздо раньше людей и пережили многие природные катастрофы, уничтожившие более «разумные» виды. Человечество, возникнув по меркам биологической эволюции сравнительно недавно, уже поставило своё существование под угрозу. Подумай, можно ли на основе этих фактов сделать вывод о незначительной роли интеллекта в сохранении вида. Свой ответ обоснуй. 4. Заполни (в тетради) таблицу «Человек — венец природы». — Человек является завершающей нитью в эволюции — Человек является разумным существом, обладающим речью — Человеку свойственно абстрактное мышление — Человеку свойствен ручной труд — Человеку свойственны чувства и эмоции — В настоящее время человек является главным и, пожалуй, единственным существом, что разрушает свою естественную среду обитания, а также и самого себя. 5*. В чём разница освещения взаимоотношений человека и природы в курсах «Обществознание» и «География»? Обществознание — изучают поведение человека, черты характера, личности, группы людей. География же изучает то, как человек относится к природе, губит ли он её или что добывают из полезных ископаемых. В курсе обществознание взаимоотношения рассматриваются с правовой точки зрения, а в курсе географии как естественные, вытекающие из природы. В обществознание исходя из понятия. Обществознание это обособившаяся от природы часть человечества. Человек не может существовать без природы и без социума. А география это изучение как человек воздействует на природу.
|