Объясните что имел в виду йоганнес бехер
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕЕННЫЕ СВЯЗИ, АРГУМЕНТАЦИЯ. В принятом в 1903 г. уставе РСДРП указывалось: «Членом Российской социал-демократической рабочей партии считается всякий
В принятом в 1903 г. уставе РСДРП указывалось: «Членом Российской социал-демократической рабочей партии считается всякий, принимающий её программу, поддерживающий партию материальными средствами и оказывающий ей регулярное личное содействие под руководством одной из её организаций… Каждый член партии и всякое лицо, имеющее какое-либо дело с партией, вправе требовать, чтобы его заявление в подлинном виде было доставлено в ЦК или в редакцию Центрального Органа, или партийному съезду».
Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в данном документе?
К какому типу социальных норм относятся положения документа?
Используя обществоведческие знания, укажите другие любые три типа социальных норм.
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:
1) сфера общественной жизни – политическая;
2) тип социальных норм – корпоративные нормы;
3) типы социальных норм:
Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать три суждения-объяснения.
1. Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей.
2. Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе.
В одном из учебников по обществознанию высказано мнение, что социализация – это «окультуривание» человека. Поясните смысл данного утверждения и приведите три аргумента в его подтверждение.
Смысл данного утверждения заключается в том, что в процессе социализации происходит усвоение человеком основных ценностей и социально значимых норм, он усваивает существующие культурные нормы и эстетические представления, тем самым он усваивает культуру общества.
Под социализацией понимают процесс приобщения индивида к культуре, освоения социальных норм и ролей, необходимых для жизнедеятельности в обществе
аргументы, например, в процессе социализации:
− у индивида формируются знания о мире, представление о самом себе, тип отношений с другими людьми, потребности и способы их удовлетворения, цели и идеалы;
− индивид осваивает культурные нормы поведения (обычаи, традиции, мораль, законы, ценности) в процессе совместной жизнедеятельности в социуме ;
− индивид осваивает социальные роли в разнообразных отношениях, реализуя тип поведения в соответствии с социальным положением, правами и обязанностями личности.
ПЛАН
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальный контроль». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «социальный контроль».
2. Функции социального контроля:
а) регламентация и консолидация общества;
6) обеспечение стабильности общества;
в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др.
3. Самоконтроль как один из механизмов социального контроля.
4. Внешний контроль как совокупность социальных санкций. Виды социальных санкций:
а) формальные и неформальные;
б) позитивные и негативные.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
а) устанавливается государством;
б) письменная форма;
в) обеспечивается механизмом юридической ответственности.
3. Отличия права от других видов социальных норм.
в) нормативные правовые акты.
б) юридический прецедент;
в) нормативный правовой акт и др.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная группа». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
2. Основания для классификации социальных групп:
а) численность (малая и большая);
б) по характеру взаимодействия (первичная и вторичная);
в) по факту существования (номинальная и реальная);
г) по способу организации и регулирования взаимодействий (формальная и неформальная);
3. Признаки малой социальной группы;
а) наличие устойчивых, продолжительных эмоционально насыщенных связей
б) наличие общей цели или интереса;
в) наличие общих внутригрупповых норм и правил;
г) наличие внутригрупповой статусно-ролевой структуры;
4. Воздействие малой группы на человека:
5. Многочисленность социальных групп.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1. Социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
2. Этапы социализации по Д. Смелзеру:
а) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
б) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
в) стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
3. Этапы социализации по теории ролей (Дж. Г. Мид):
а) имитация (дети копируют поведение взрослых);
б) игровая стадия (дети понимают поведение как исполнение определенных ролей);
в) коллективная игра (дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы).
4. Агенты (институты) социализации:
а) агенты первичной социализации — это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида (родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.);
б) агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и.т.д.
5. Отличия содержания процесса социализации взрослых от процесса социализации детей.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль социального контроля в развитии общества». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1. Понятие «социальный контроль».
2. Элементы социального контроля:
а) социальные нормы;
б) формальные и неформальные, позитивные и негативные санкции.
3. Социальный контроль как условие социальной стабильности:
а) социализация индивидов — основная цель и функция социального контроля;
б) социальный контроль как способ обеспечения взаимодействия людей.
4. Гибкость социального контроля — необходимое условие изменений в социальной системе.
5. Девиантное и делинквентное поведение.
ЭССЕ
«Процесс социализации — вхождение в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития» (Б. Д. Парыгин).
«Процесс социализации в простых и сложных обществах протекает неодинаково» (И. Робертсон).
«Ценности каждой группы складываются на основании выработки определённого отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений». (Г. М. Андреева)
Комментарии эксперта, часть С
Комментарии эксперта, часть С.
Коллеги, стоявшие «у истоков» введения ЕГЭ (особенно в экспериментальных регионах с 2002 года), наверняка помнят проблему дефицита методической литературы. Сегодня такой проблемы нет. Издаются учебники, сборники заданий ЕГЭ, есть замечательные сайты. Всё это – огромная помощь школьнику на последнем этапе подготовки к экзамену.
Но на этапе изучения материала, необходимо глубокое погружение в конкретную тему!
У всех нас есть определённая «копилка» заданий по темам, разделам нашего предмета. Я давно обещала коллегам выпустить сборник тематических заданий второй части. Наконец-то, завершена работа по систематизации заданий С по обществознанию.
И вот, какими комментариями хотелось бы поделиться с Вами. Сама не ожидала – как это удобно и интересно, когда разные задания по одной теме собраны в одном месте.
Попробую сформулировать преимущества данного сборника.
возможность отработать на одной теме разные навыки:
приводить примеры, либо обоснования
Задание 1. Известно, что на развитие личности, её взгляды и устремления оказывает влияние социальное окружение. Приведите три примера такого влияния. В каждом случае опишите конкретную ситуацию и укажите, что именно оказывает влияние на развитие человека.
1. Влияние образа жизни людей, образующих круг общения, знакомых, приятелей. Пример: в окружении Сергея А. все бросили курить, через полгода Сергей тоже стал некурящим.
2. Влияние образа жизни семьи. Пример: в семье Дмитрия Г. все играют на музыкальных инструментах, и он тоже учился музыке, окончил музыкальную школу.
3. Влияние профессиональных занятий родителей. Пример: в семье А. дед, отец и сын работают сталеварами.
4. Влияние харизматического лидера. Пример: многие граждане вступают в политическую партию, потому что им нравится её лидер.
5. Целенаправленное внушение определённых идей. Пример: взрослый человек с высшим образованием, оказавшись в трудной жизненной ситуации, попал под влияние религиозной секты.
Следующий вопрос поставлен шире. Хотя все ответы предыдущего задания для него подходят также. Но я предлагаю более широкий спектр ответов.
Задание 2. Под влиянием каких факторов происходит формирование личности? Опираясь на знания курса, укажите любые три фактора и проиллюстрируйте их примерами.
Социальный фактор (социальная среда, социальное окружение).
1. Семья. Пример: в семье в ребёнке воспитали уважение к морали, закону, ребёнок стал добропорядочным законопослушным человеком
1. Компания. Подросток попал под влияние дурной компании, и впоследствии, стал преступником.
2. Темперамент. Пример: В семье у родных братьев – разные типы темперамента. Формирование их личности идёт по-разному. Один (холерик) очень активен, но не доделывает дела до конца; другой (флегматик) очень замкнутый, медлительный, нерешительный.
2. Особенности здоровья. Пример: После перенесённой травмы Б. ослеп и не смог осуществить свою мечту – стать художником.
2. Особенности здоровья. Пример: Для детей с ограниченными возможностями создают специальные программы, средства обучения, так как их особенности здоровья не позволяют учиться в обычной школе.
3. Психическое заболевание. Пример: Из-за психического заболевания, гражданин Д. решением суда был признан недееспособным. Имущественные и правовые вопросы решает его опекун.
4. События в стране. Пример: После начала войны гражданам страны пришлось изменить привычный образ жизни, освоить новые виды деятельности.
Следующий вопрос по своей сути, абсолютно совпадает с первым, но в данном задании требуется привести не конкретные примеры, а обоснования.
Задание 3. Наука считает, что человек – это существо открытое. Его цели, желания, возможный образ и путь жизни определяются и даже формируются не видовой программой, а социальной средой. Опираясь на обществоведческие знания и социальный опыт, приведите три обоснования справедливости данного утверждения.
1. Образ жизни человека, его привычки, режим зависит от того, что принято в семье, социальной группе, в которой он находится.
2. Цели и желания людей нередко возникают на основе примеров поведения людей из близкого социального окружения.
3. Молодые люди часто выбирают ту профессию (вид деятельности), которая высоко оплачивается и считается престижной в данном обществе.
Четвёртое задание по форме схоже с предыдущим, учащимся предлагается подтвердить справедливость предложенного тезиса. По тематике они тоже очень близки – социальность человека, роль общества для формирования личности, но всё же, в каждом задании – свой акцент.
Задание 4. Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». Приведите три суждения-объяснения.
1. Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей.
2. Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя «вторую природу» – культуру, но это невозможно без участия других людей.
Следующий вопрос кажется на первый взгляд довольно простым.
Задание 5. Проиллюстрируйте тремя примерами влияние семьи на социальное становление растущих в ней детей.
Но на самом деле он очень коварный. Важно очень внимательно вникнуть в смысл задания и не попасться в следующие «ловушки».
1) Вопрос поставлен довольно узко – «влияние семьи», и здесь самое главное – избежать однотипных ответов: 1. мама приучила к порядку,
2. бабушка научила уважать старших. Подобные два примера будут засчитаны как один.
2) Вопрос поставлен довольно широко – «на социальное становление». То есть, недостаточно показать, как в семье формируется какое-либо личностное качество, происходит какой-то фрагмент социализации («бабушка научила уважать старших»), а следует показать, каким именно образом, семья повлияла на социальное становление детей.
1. Личный пример. Пример: в семье в ребёнке воспитали уважение к морали, закону, ребёнок стал добропорядочным законопослушным человеком / корректны, вежливы. Их дочь ведёт себя так же.
2. Влияние уровня образования родителей. Пример: в семье А. у родителей высшее образование, в доме много книг, дети с детства привыкают много читать, собираются поступать в вуз.
3. Правила поведения в семье. Пример: В большой крестьянской семье дети с ранних лет помогают родителям по хозяйству, уважают старших. Своих детей они так же с ранних лет приучают к труду.
возможность рассмотреть одну и ту же тему с разных сторон
Задание 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в политической сфере, и одно предложение, раскрывающее процесс глобализации в экономической сфере.
Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которых возрастают их взаимовлияние и взаимосвязь.
1. В политической сфере глобализация выражается в том, что международные организации принимают на себя всё большую часть полномочий национальных правительств. 2. Глобализация экономики проявляется в том, что производство товаров происходит в тех регионах мира, где производство обходится дешевле / Глобализация экономики проявляется в том, что формируется мировое экономическое пространство, в котором отрасли, география размещения производств, обмен информацией и технологиями определяются соображениями развития мирового хозяйства, а экономические подъёмы и кризисы происходят в мировом масштабе.
Задание 2. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три проявления процесса глобализации в современном мире.
1. Упрощение миграционных процессов. Пример: в странах евросоюза действует безвизовый режим.
2. Переход на единую валюту. Пример: в странах евросоюза действует единая денежная единица – евро.
3. Усиление экономических взаимосвязей между разными странами. Пример: крупные мировые корпорации создают филиалы своих заводов в государствах Азии.
4. Усиление международного сотрудничества в области экономики, политики, прав человека. Пример: создание международных организаций: ООН, НАТО, ВТО, Международный суд по правам человека.
Задание 3. Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации.
1. Улучшенное качество товаров и услуг из-за увеличения конкуренции между странами. Пример: айфоны «Samsung» считаются лучшими айфонами, хотя подобная продукция производится во многих странах.
2. Рост уровня жизни в странах «третьего мира» за счёт углубления мирового разделения труда. Пример: крупные мировые корпорации создают филиалы своих заводов в государствах Азии, создавая там рабочие места.
3. Переход на единую валюту упрощает денежные операции. Пример: раньше, приезжая из одной европейской страны в другую нужно было менять валюту, сейчас евро – единая денежная единица в десятках стран.
4. Упрощение миграционных процессов. Пример: безвизовый режим в Шенгенской зоне, проще жителям и туристам.
5. Усиление международного сотрудничества в области экономики, политики, прав человека. Пример: создание международных организаций: ООН, НАТО, ВТО, Международный суд по правам человека.
6. Объединение усилий по борьбе с преступностью. Пример: наличие интрпола, международных судов облегчает поиск преступников. Преступники, задержанные в одной стране, предоставляются правосудию государства, в котором они совершили преступление.
7. Интернационализация образования. Пример: сегодня в некоторых учебных заведениях можно получить диплом международного образца и работать в любой стране; можно пройти обучение или стажировку в другой стране.
Задание 4. Назовите и проиллюстрируйте примерами три отрицательных последствия процесса глобализации.
1. Насаждение единого стандарта потребления, навязывание определённого образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества / ослабление, утрата специфических национальных особенностей. Пример: в нашем обществе получили распространение такие явления, как фастфуд, западные и американские мультфильмы, хотя они не соответствуют нашим российским традициям.
2. Зависимость экономики одной страны от других. Пример: страны Евросоюза вынуждены сообща помогать экономике Греции, иначе у них тоже возникнут экономические проблемы.
3. Снижение уровня отечественного производства. Пример: Многие российские производственные предприятия не выдерживают конкуренции с более дешёвыми китайскими товарами и закрываются.
Задание 5. Существует мнение, что глобализация способствует усовершенствованию общественной жизни, так как наделяет людей огромными возможностями, недоступными им в прошлом. Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. Приведите два аргумента в защиту своей точки зрения.
Точка зрения 1: согласие. Глобализация – это прогресс, она положительно влияет на развитие общества.
Аргумены: см. ответы задания 3.
Точка зрения 2: несогласие. Глобализация – это регресс, она отрицательно влияет на развитие общества.
Аргумены: см. ответы задания 4.
Задание 6. Известный современный общественный деятель сказал, что в эпоху глобализации изоляция в национальных границах «равносильна массовому самоубийству». Опираясь на знания обществоведческого курса, приведите три аргумента в подтверждение высказанной позиции.
Без глобализации невозможно представить развитие современного общества. Аргумены: см. ответы задания 3.
Выполнив несколько заданий на одну тему, ребёнок, как говорится, «набивает руку» и в дальнейшем сможет выполнить подобные задания в различных трактовках.
Формулировки ответов адаптированы к речи школьника
Вы знаете, что формулировки, предлагаемые в книжных изданиях, на сайте «Решу ЕГЭ», зачастую довольно длинны и сложны для восприятия старшеклассников. Часто, школьник, прочтя предлагаемый вариант ответа, грустно вздыхает: «я так не смогу». Но от выпускника требуется ВЕРНЫЙ ответ, а сформулирован он может быть очень даже просто. Предлагаю сравнить варианты ответов.
Обоснуйте тезис: образ и путь жизни человека определяются не видовой программой, а социальной средой
Вариант ответа с «Решу ЕГЭ»
Выбор профессии и, как следствие, жизненный путь нередко связаны с представлениями о потребностях общества и ожидаемом материальном вознаграждении за труд
Молодые люди часто выбирают ту профессию, которая высоко оплачивается и считается престижной в данном обществе.
Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации.
Когда-то, ограниченная юрисдикция была помехой в преследовании преступников находящихся в другой стране. Уже сейчас из-за международных судов, эти преступники больше не могут запросить политического убежища в зарубежной стране, они будут выдворены и страны или предоставлены правосудию в котором они совершили преступление.
Объединение усилий по борьбе с преступностью. Пример: наличие Интерпола, международных судов облегчает поиск преступников. Преступники, задержанные в одной стране, предоставляются правосудию государства, в котором они совершили преступление.
увеличен спектр возможных ответов
Я считаю, что наша задача – научить школьников оперативно делать «мозговой штурм», максимально активировать их креативность, межпредметные знания, жизненный опыт, научить их не бояться отвечать. Конечно, это применимо не ко всем типам заданий, но подобных заданий – немало.
Задание 1. Назовите любые три института социализации и проиллюстрируйте примером действие каждого из них.
1. Семья. В семье Лена усвоила основные правила вежливого обращения.
2. Школа. Учащиеся 9 класса, принимая участие в школьных патриотических праздниках, научились уважать героическое прошлое своей страны / Обучаясь в школе, дети получают знания по всем предметам, учится общаться со сверстниками, взрослыми.
3. Средства массовой информации. регулярно читает газеты, смотрит новости. Коллеги считают его самым осведомлённым по всем вопросам, происходящим в мире.
4. Церковь. Ориентирует людей вести праведный образ жизни, совершать добрые дела, проявлять милосердие, убеждает человека не совершать грехи
/ Отбывая наказание в колонии, заключённый принял крещение и стал верующим человеком.
5. Армия: воспитывает чувство долга, патриотизма, формирует физическую силу и выносливость / во время службы в армии научился отжиматься, подтягиваться.
Задание 2. Назовите любые три агента социализации и проиллюстрируйте примером действие каждого из них.
1. Родители. Родители привили Лене правила вежливого обращения.
2. Учитель. Учитель истории, организовывал школьные патриотические праздники, сформировав у учащихся чувство уважения к героическому прошлому своей страны.
3. Внук. Внук помогает своему дедушке, вышедшему на пенсию, осваивать компьютер.
4. Тренер. Тренер помог юным хоккеистам добиться успехов в спорте и стать настоящей командой.
Подбор заданий всех типов, по всем темам кодификатора
В сборник включены задания с сайтов «Решу ЕГЭ», Фипи, книжных изданий с 2003 года, пробных кимов разных лет.
Я потратила несколько месяцев на составление данного пособия. Надеюсь, очень скоро он будет издан.
Образы заданий представлены в файле «Задания С».