Объясните что и на каком основании по мнению аристотеля

кр философия. контрольная работа философия. Тема предмет, методы и структура философского знания задание Завершите дефиницию соответствующим понятием

Задания для контрольной работы:

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики, фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира, – …

2) Совокупность теоретических принципов и практических приёмов для осуществления чего-либо – …

3) Философское учение о бытии – …

4) Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового, – …

5) Философское учение о ценностях – …

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

МЕТОДЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

1. Понятие метода и методологии.

2. Проблема метода в философии.

3. Основной вопрос философии: материалистические и идеалистические его решения. Методологические следствия онтологической презумпции.

4. Диалектический и метафизический методы философского познания.

5. Эмпирический и рационалистический методы философского познания.

Заполните табл. 1 Таблица 1

Дисциплинарная структура философского знания

З а д а н и е 4.Упражнения, комментарии

Пифагор назвал свое учение любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по способности своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом).

1. Объясните, в чём Пифагор видел различие между собой и «семью мудрецами». Назовите «семь мудрецов», о которых говорил Пифагор, и укажите на отличия между их взглядами и видами интеллектуальных практик и деятельностью Пифагора.

2. Почему, на ваш взгляд, Пифагору потребовалось ввести новый термин, чтобы обозначить свой род занятий?

3. В чём, на ваш взгляд, отличие между мудростью и философией?

И теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причём вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звёзд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создаётся на основе удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это, а именно: когда оказалось в наличии почти всё необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живёт ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя.

1. Объясните, что и на каком основании, по мнению Аристотеля, является началом философствования.

2. Почему Аристотель настаивает на непрактичности философии? Каким образом при непрактичности данного рода интеллектуальной деятельности Аристотель, тем не менее, настаивает на его необходимости?

3. Поясните сопоставление Аристотелем философа и «любителя мифов». В чем, на взгляд Аристотеля, заключается общность (или сходство) философии и мифа?
З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний

1. Укажите, какие из перечисленных ниже дисциплин являются философскими.

2. С кем из перечисленных ниже философов связано понятие «метафизика»?

3. Сопоставьте наименования философских дисциплин и их определения.

а) гносеология 1) учение о деятельности

б) онтология 2) учение о познании

в) аксиология 3) учение о бытии

г) праксиология 4) учение о ценностях

4. К методам философского познания относятся

в) линейного программирования,

5. Методологический подход, согласно которому опыт является единственным источником достоверного знания, называется

6. Сопоставьте методологические подходы с противоположными им.

а) рационализм 1) метафизика

б) диалектика 2) эмпиризм

в) идеализм 3) материализм

7. Укажите, в каких странах в древности были интеллектуальные практики, которые обычно соотносят с понятием «философия».

8. Назовите, какие из перечисленных ниже параметров относятся к числу базовых критериев философского знания.

а) рациональный способ аргументации

9. Найдите соответствие между разделом философии и основной категорией.

а) гносеология 1) прекрасное

в) эстетика 3) истина

г) антропология 4) благо

10. Какие из наименований философских дисциплин в настоящее время обычно не используются?

б) социальная философия

г) нравственная философия
Литература

1. Алексеев П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби, Проспект, 2005. – 608 с.

2. Ахутин А. В. Дело философии / А. В. Ахутин // Ахутин А. В. Поворотные времена: статьи и наброски. – СПб. : Наука, 2005. – С. 22–87.

3. Мамардашвили М. К. Введение в философию / М. К. Мамардашвили // Мамардашвили М. К. Философские чтения. – СПб. : Азбука-классика, 2002. – С. 5–170.

4. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. – М. : Наука, 1991. – 400 с.

5. Поппер К. Р. Предположения и опровержения / К. Р. Поппер. – М. : АСТ, Ермак, 2004. – 640 с.

6. Хофмайстер Х. Что значит мыслить философски / Х. Хофмайстер. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. – 448 с.

7. Хрестоматия по философии / сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект, 1997. – С. 3–223.

Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием

1) Дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики, фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира, – Философия.

2) Совокупность теоретических принципов и практических приёмов для осуществления чего-либо – Метод.

3) Философское учение о бытии – Онтология.

4) Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового, – Метафизика.

5) Философское учение о ценностях – Аксиология.

З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы

МЕТОДЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

1. Понятие метода и методологии.

2. Проблема метода в философии.

3. Основной вопрос философии: материалистические и идеалистические его решения. Методологические следствия онтологической презумпции.

4. Диалектический и метафизический методы философского познания.

5. Эмпирический и рационалистический методы философского познания.

Метод (греч.) – путь к чему-либо, способ деятельности субъекта в любой ее форме.

Понятие «методология» имеет два основных значения:

1) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве);

2) учение об этой системе, общая теория метода.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он стремился создать такой метод, который мог обеспечить человеку господство над природой. Таким методом он считал индукцию.

2. Проблема метода в философии.

Проблемы метода и методологии занимают важное место в современной западной философии. Представители сциентистских и антропологических направлений в философии, разрабатывая принципы верификации, опровержения и подтверждаемости, гипотетико-дедуктивные, рациональные и интуитивные модели строения научного знания, показали роль языка в построении картины мира. На этой основе разрабатываются аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и другие философские методы. Делаются попытки соединить разные методы. Например, Гадамер пытается совместить герменевтику с рационалистической диалектикой.

Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая тем самым выступает его необходимой предпосылкой. Сходство теории и метода состоит в том, что они взаимосвязаны. Однако нельзя полностью отождествлять метод и теорию. Основные различия теории и метода состоят в следующем:

1) теория – результат предыдущей деятельности, метод – исходный пункт и предпосылка последующей деятельности;

2) главные функции теории – объяснение и предсказание, метода – регуляция и ориентация деятельности;

3) теория – система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта, метод – система регулятивов, правил, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности;

4) теория нацелена на решение проблемы – что собой представляет данный предмет, метод – на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

В современной философско-методологической литературе различают несколько аспектов метода как такового. Так, некоторые исследователи считают, что каждый метод имеет три основных аспекта: объективно-содержательный, операциональный и праксеологический. Первый аспект выражает обусловленность метода предметом познания через посредство теории. Операциональный аспект фиксирует зависимость содержания метода не столько от объекта, сколько от субъекта познания, от его компетентности и способности перевести соответствующую теорию в систему правил, принципов, приемов, которые в своей совокупности и образуют метод. Праксеологический аспект метода составляют такие его свойства, как эффективность, надежность, конструктивность и т.п.

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям. Прежде всего следует выделить методы духовной, идеальной и методы практической, материальной деятельности.

В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы.

1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. К их числу относятся также такие методы, как аналитический, интуитивный, феноменологический, герменевтический и др. Философские методы задают общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию.

2. Общенаучные подходы и методы исследования. Например, в последнее время особенно бурно развивается такая дисциплина, как синергетика – теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы. Среди основных понятий синергетики можно выделить такие понятия, как «порядок», «хаос», «неопределенность», «бифуркация». Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего промежуточного характера они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания.

3. Частнонаучные методы – совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы физики, химии, биологии и т.д.

4. Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук.

5. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

3. Основной вопрос философии: материалистические и идеалистические его решения. Методологические следствия онтологической презумпции.

Главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет? В зависимости от решения данного вопроса различают материалистические и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм.

Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии. Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую сверхъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение.

Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального.

Идеализм имеет две основные формы: объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм, согласно которому идеальное существует объективно, независимо от человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи. Представители: Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы).

4. Диалектический и метафизический методы философского познания.

Всеобщие методы познания: метафизика и диалектика.

Метафизика – мир находится в статике, а не в динамике, иногда вообще отрицает развитие. Характерно односторонность, абсолютизация отдельных объектов.

Источник

Философия пожалуйста помогиите

И теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причём вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало не­доумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они за­ливались вопросом о более значительном, например о смене положения Лу­ны, Солнца и звёзд, а также о происхождении Вселенной. Но недоуме­вающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создаётся на ос­нове удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это, а именно: когда оказалось в наличии почти всё необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать та­кого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой дру­гой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живёт ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единст­венно свободная, ибо она одна существует ради самой себя.

Объясните, что и на каком основании, по мнению Аристотеля, является началом философствования.

Почему Аристотель настаивает на непрактичности философии? Каким образом при непрактичности данного рода интеллектуальной деятельности Аристотель, тем не менее, настаивает на его необходимости?

Поясните сопоставление Аристотелем философа и «любителя мифа». В чем, на взгляд Аристотеля, заключается общность (или сходство) философии и мифа.

Аристотель малограмотен!
У него недостаток знаний по физике, химии, биологии, философии!

Ты прав в том, что философия, как наука, появилась лишь после того, как у человека появилось свободное время для рассуждений (рабский труд освобождал время).

Источник

Философия. Пожалуйста помогите.

И теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причём вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звёзд, а также о происхождении Вселенной. Но недоуме­вающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создаётся на ос­нове удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это, а именно: когда оказалось в наличии почти всё необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой дру­гой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живёт ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя.
Аристотель.

1. Объясните, что и на каком основании, по мнению Аристотеля, явля­ется началом философствования.

2. Почему Аристотель настаивает на непрактичности философии?

3. Поясните сопоставление Аристотелем философа и «любителя мифов». В чем, на взгляд Аристотеля, заключается общность (или сходство) фи­лософии и мифа?

Побуждает любовь к мудрости, поиск Истины.

Ну какая от философии практическая польза! на хлеб не намажешь.. Но если следовать Истине, которую может найти философия, то практический потенциал жизни стремительно возрастает.

Источник

Размышления о философии Аристотеля

Аристотель — философ Древней Греции, живший в 384 г. до н. э.— 322 г. до н. э. Ученик выдающегося мыслителя того времени, Платона. Аристотель известен тем, что был наставником Александра Македонского. Знания, переданные Аристотелем Александру, были для полководца путеводной звездой всей его жизни. Философия Аристотеля достойна пристального внимания. Она и до сих пор несет в себе пользу и ценные знания.

Основы философии Аристотеля

Объясните что и на каком основании по мнению аристотеля. Смотреть фото Объясните что и на каком основании по мнению аристотеля. Смотреть картинку Объясните что и на каком основании по мнению аристотеля. Картинка про Объясните что и на каком основании по мнению аристотеля. Фото Объясните что и на каком основании по мнению аристотеля

Аристотеля интересовали как основы мироустройства, так и вопросы сущности человеческой личности. Эти исследования он отражал в своих работах, дошедших до наших дней. Мыслитель много трудов посвятил искусству риторики — обучал красноречию.

Вплотную Аристотель начал изучать философию еще в 17 лет. В этом возрасте он поступил в Академию Платона, где обучался 20 лет. Впоследствии, основал собственную философскую школу в городе Пеле, которая получила название «Ликей» (прототип современного лицея), где преподавал до конца жизни.

Аристотель – автор работ, которые легли в основу современной философии. И самые известные из них — «Риторика», «Метафизика», «Политика», «Поэтика», «Органон».

Составляющие философии Аристотеля

Учение философа делится на 4 части:

В вопросах сущности бытия, Аристотель критиковал труды своего учителя, Платона. Он был противником однозначных теорий о мироустройстве, и считал, что каждая идея будет зависеть от обстановки в окружающем мире, а каждая вещь уникальна. Подробно остановимся на этих моментах.

Понятие метафизики

Суть метафизики Аристотеля — критика трудов Платона и его концепции о разделении мира идей и мира вещей. Ученый считает, что форма и материя неотделимы друг от друга. В материи заложено стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе.

Понятие «формы» по Аристотелю включает в себя три момента: сущность предмета «в настоящем времени», и потенциально возможные вещи, которые могут получиться из неё после – результат определенного создавшего её акта творчества.

Переход потенциальной возможности в существующую действительность – движение. В процессе движения, простые вещи превращаются во все более и более сложные. Постепенно, они приближаются к совершенству и к своему первоисточнику — Богу. Согласно этой концепции, Бог — это чистое мышление, которое не имеет выражения в вещественной форме. В дальнейшем, мышление просто не может развиваться – оно достигло совершенства, но Бог не существует отдельно от материального мира.

Аристотель о физике

По мнению ученого, материя возникает, исчезает и изменяется по законам движения, которое представляет собой бессмертную жизнь природы во времени и пространстве. Целью движения является постепенное расширение границ влияния формы над материей, и совершенствование жизни.

Ученый выделяет 4 основных вещества, из которых состоит Вселенная — огонь, воздух, вода и земля.

Философия Аристотеля четко разграничивает направления движения: вверх (к границе мира) и вниз (к центру Вселенной). Обусловлено это тем, что одни предметы (вода, земля) имеют тяжелый вес, а другие (огонь и воздух) легкие; из этого следует, что каждая из стихий двигается по-своему: воздух и огонь стремятся вверх,а вода и земля — вниз.

Вселенная, согласно философской мысли, имеет форму шара. Внутри нее по четко обозначенным окружностям движутся небесные тела, которые тоже имеют шарообразную форму. Граница Вселенной — это небо, которое представляет собой живое существо, и состоит из эфира.

Что такое душа

Аристотель считал, что каждый живой организм имеет нечто, руководящее им — душу. Они есть не только у людей, но и у растений, животных. Это то, что отличает живое от мертвого.

Согласно трактатам мыслителя, душа и тело не существуют друг без друга, поэтому, невозможно изучать одно и другое отдельно.

Мыслитель отличает души растений и животных от человеческой. Последняя — частица божественного разума, имеет более возвышенные функции, чем ответственность за пищеварение, размножение, передвижение и ощущения.

Философ о природе

Аристотель в трудах говорил о том, что материя всегда будет стремиться к более совершенному состоянию. Так, предметы неорганического мира постепенно становятся органическими; растения в процессе эволюции преобразуются в предметы животного царства. Все в природе представляет собой частицы единого целого.

Постепенно, жизнь организмов становится все ярче и ярче, и достигает своего пика, воплотившись в человеке.

Объясните что и на каком основании по мнению аристотеля. Смотреть фото Объясните что и на каком основании по мнению аристотеля. Смотреть картинку Объясните что и на каком основании по мнению аристотеля. Картинка про Объясните что и на каком основании по мнению аристотеля. Фото Объясните что и на каком основании по мнению аристотеля

Аристотель об этике

Древнегреческий философ говорил о том, что суть добродетели состоит не в знании того, что есть добро и зло, потому что, наличие знания не способно удержать человека от совершения дурных поступков. Нужно сознательно тренировать в себе волю к совершению добрых поступков.

Добро — это преобладание разума над человеческими желаниями и страстями. Поведение человека можно назвать этическим, лишь тогда, когда он находит компромисс между своими желаниями и тем, как нужно поступить, согласно морально-этическим нормам. Не всегда человек хочет поступить правильно. Но усилием воли он должен контролировать свои действия. Поступив нравственно и справедливо, мы испытываем чувство довольства собой.

Нравственность неразрывно должна быть связана с государственностью и политикой.

Аристотель о политике

Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Согласно этой идее, ячейкой общества и государственности является отдельная семья. Супруги состоят между собой в союзе, который основан на нравственности. Руководит им мужчина, но женщина в семье тоже имеет свободу в своих действиях. Мужчина должен в большей степени иметь власть над детьми, чем над своей супругой.

Согласно Аристотелю, рабство — это нормальное явление. Каждый грек может иметь рабов из варварских племен. Ведь они — существа высшей природы. Рабы находятся в полном подчинении своего господина.

Объясните что и на каком основании по мнению аристотеля. Смотреть фото Объясните что и на каком основании по мнению аристотеля. Смотреть картинку Объясните что и на каком основании по мнению аристотеля. Картинка про Объясните что и на каком основании по мнению аристотеля. Фото Объясните что и на каком основании по мнению аристотеля

Несколько семей образуют общину. А когда общины соединяются между собой — появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую жизнь для каждого, стремиться делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни.

В своем трактате «Политика» ученый приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ).

«Поэтика» Аристотеля

Многогранный Аристотель изучал также искусство драмы. Он написал отдельный трактат, посвященный этой отрасли — «Поэтика», который не дошел до нас целиком, но некоторые страницы этого труда, сохранились. Поэтому мы знаем, что думал великий философ о драматическом искусстве.

Ученый считал, что суть трагедии — пробуждать в зрителях сострадание и ужас. Благодаря таким сильным впечатлениям, человек испытывает «катарсис» — происходит его духовное очищение.

В пьесах Древней Греции всегда рассматривался определенный период времени. Философ в трактате «Поэтика» говорил о том, что время, место и действия в сюжете не должны расходиться с друг другом (теория «трех единств»).

Многие драматурги в своей работе опирались на учения Аристотеля. Позже, в «Новое время» в Европе не всегда стали придерживаться теории «трех единств», но она стала основой классического стиля в искусстве.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Философская дисциплинаПредмет изученияКруг проблем
1. История философии
7.Социальная философия
9. Философия экономики
10. Философия природы (натурфилософия)