Объясните чем было вызвано усилившееся в первой половине 19 века
4. объясните, чем было вызвано усилившееся в первой половине 19 в. стремление германских земель к объединению. в каких событиях оно проявилось?
5. какие государства и на каких основаниях претендовали на роль центра германского союза? каким образом во главе процесса объединения встала пруссия?
Ответы
анна иоанновна(годы её правления называли бироновшиной)елизавета петровна и пётр 2.это точно правильно.
в начале xix века в состав российской империи вошли грузинские картли-кахетинское и имеретинское царства (1801—1811), а также некоторые, преимущественно азербайджанские, закавказские ханства (1804—1813). однако между приобретёнными землями и россией лежали земли присягнувших на верность россии[20], но де-факто независимых горских народов, преимущественно исповедующих ислам[21]. борьба с набеговой системой[22] горцев[23] стала одной из важных российской политики на кавказе[24]. многие горские народы северных склонов главного кавказского хребта оказали ожесточённое сопротивление усиливающемуся влиянию имперской власти. наиболее ожесточённые военные действия происходили в период 1817—1864 гг. основные районы военных действий — северо-западный (черкесия) и северо-восточный (дагестан, чечня) кавказ. периодически вооружённые столкновения между горцами и войсками происходили на территории закавказья, кабарды.
с середины 1830-х годов конфликт обострился в связи с возникновением в дагестане (а в 1840 году и в чечне) религиозно-политического движения под флагом газавата, которое получило моральную и военную поддержку османской империи, а во время крымской войны — и великобритании. сопротивление горцев чечни и дагестана было сломлено в 1859 году, когда взяли в плен имама шамиля. война же с адыгскими племенами западного кавказа продолжалась до 1864 года и закончилась уничтожением и изгнанием большей части адыгов и абазин в османскую империю, оставшееся небольшое их количество было переселено на равнинные земли прикубанья.
ткачество- это иизготавление льняного полотна и шерстянной ткани
ГДЗ история нового времени 9 класс Загладин, Белоусов Русское Слово 2020-2021 Задание: § 7 Начало объединения Италии и Германии
Стр. 53. Ключевые вопросы
№ 1. Благодаря чему удалось создать единые государства в итальянских и германских землях, остававшихся разрозненными на протяжении всего Средневековья и большей части Нового времени?
На протяжении Средневековья и большей части Нового времени созданию централизованных государств в Италии и Германии препятствовал ряд факторов:
— соперничество германских и итальянских государств;
— длительное отсутствие национальной идентичности;
— Венская система, защищавшая интересы монархов.
Но ко второй половине XIX века появляются благоприятные условия к объединению Италии и Германии.
Италия:
— экономический рост Пьемонта;
— рост национального самосознания итальянцев;
— патриотический подъем в Тоскане, Модене и Парме;
— действия Джузеппе Гарибальди;
— развал Венской системы;
— помощь Франции в борьбе с Австрией
Германия:
— создание Пруссией в 1834 году Таможенного союза;
— экономический рост Пруссии;
— развитие промышленности и сельского хозяйства;
— рост национального самосознания;
— внутренняя и внешняя политика Отто фон Бисмарка;
— сильная армия, одержавшая победы в столкновениях с Данией, Австрией и Францией;
— развал Венской системы.
№ 2. Какое значение имели эти события для народов этих государств, для Европы в целом?
Создание национальных государств Италии и Германии позволило народам этих стран ощутить себя единой нацией. Объединение Италии и Германии имело большое значение и для Европы. Новые государства сместили европейский баланс сил. Начинается очередной виток борьбы за колонии, преимущественно в Африке. Эта борьба в конечном счете привела к Первой мировой войне.
Стр. 58. Итоговые вопросы
№ 1. Расскажите о международном положении итальянских земель в середине XIX в., используя карту на с. 55. В чём состояла трудность их объединения?
В середине XIX века на Апеннинском полуострове существовал ряд государств:
— Пьемонт (Сардинское королевство)
— Неаполитанское королевство (Королевство обеих Сицилий)
Венеция и Ломбардия входили в состав Австрии. В герцогствах Парма, Модена и Тоскана у власти стояли австрийские Габсбурги. Центральная часть Италии находилась под властью Папы Римского. В 1849 году она была оккупирована французами под предлогом подавления революционного движения. В Неаполитанском королевстве царствовала династия Бурбонов. Такая ситуация была главной трудностью в процессе объединения Италии.
№ 2. Какие силы выступали за объединение итальянских земель в XIX в.? Какие способы достижения этой цели они использовали?
Одной из сторон, участвовавших в процессе объединения Италии, был премьер-министр Сардинии Камилло Кавур. Он рассчитывал на помощь Франции в этом процессе. В 1858 г. был заключён тайный договор о передаче Франции Ниццы и Савойи в обмен на участие в войне против Австрии.
Второй движущей силой объединения были восставшие жители Тосканы, Модены и Пармы, которые создали учредительные собрания, принявшие решение об объединении с Сардинией.
И, наконец, участие в создании государства принял Джузеппе Гарибальди. Его Добровольческий корпус (так называемая «тысяча») в 1860 году высадился в Сицилии. Освободив этот остров, гарибальдийцы переправились на юг Италии и взяли Неаполь, свергнув Бурбонов.
№ 3. Покажите по карте (с. 55) ход борьбы за объединение Италии в 1850—1860-е гг. Какие события этого периода вы назовёте ключевыми?
В 1859 году войска Франции и Сардинского королевства начали военные действия против Австрии. Крупнейшим сражением этой войны была битва при Сольферино 24 июня 1859 года. Сражение закончилось победой франко-итальянской коалиции. Однако опасаясь, что на помощь Австрии придёт Пруссия, Наполеон III вскоре поспешил заключить мир с Австрией. По его условиям Ломбардия перешла к Сардинии, а Франция получила Ниццу и Савойю. Венеция и ее окрестности остались в составе Австрийской империи. В 1860 году в состав Пьемонта вошли Парма, Модена, Тоскана, а также Неаполитанское королевство. Важнейшую роль в событиях в Неаполитанском королевстве сыграл Добровольческий корпус Джузеппе Гарибальди (так называемая «тысяча»), который высадился в Сицилии. Освободив этот остров, гарибальдийцы переправились на юг Италии и взяли Неаполь. Сардиния одновременно ввела войска на юг страны. В 1861 году было провозглашено объединение страны и создание Королевства Италия во главе с Виктором Эммануилом II. Камилло Кавур стал первым премьер-министром Итальянского королевства. В 1866 году в состав Италии вошла Венеция, а в 1870 году – Папская область с Римом. Объединение Италии было завершено.
Ключевыми событиями этого процесса являются: битва при Сольферино, поход Гарибальди, провозглашение Итальянского королевства, присоединение Рима.
№ 4. Объясните, чем было вызвано усилившееся в первой половине XIX в. стремление германских земель к объединению. В каких событиях оно проявилось?
Под влиянием успешного экономического развития Пруссии в германских землях предпринимались попытки проведения важных экономических, политических и социальных реформ. Однако их успех мог быть обеспечен только в случае преодоления политической и экономической разобщенности германских земель, создания единой системы права, общей таможенной и финансовой системы.
Одним из инициаторов объединения Германии была Пруссия. В 1834 г. ею был создан Таможенный союз 18 северогерманских государств. Тем самым Пруссия получила широкий рынок сбыта своей продукции. Это стало причиной высоких темпов её экономического развития.
Одним из требований участников революции 1848-1849 годов было достижение единства страны. В марте 1849 года Национальное собрание приняло проект конституции, который предполагал создание объединенной Германской империи. Однако такой вариант объединения был отвергнут королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом IV.
№ 5. Какие государства и на каких основаниях претендовали на роль центра Германского союза? Каким образом во главе процесса объединения встала Пруссия? Используйте при ответе карту (с. 55)
На роль центра Германского союза претендовали Австрия, как самая населенная его часть, и Пруссия, в силу экономических (развитая промышленность) и национальных (большинство населения – немцы) причин.
В 1834 году по инициативе Пруссии образовался Германский таможенный союз, который экономически объединял практически все крупные германские государства за исключением Австрии, устранил таможенные барьеры между ними и повысил тариф на товары из других стран.
К середине 1860-х годов создалась благоприятная обстановка для объединения Германии вокруг Пруссии. Австрия не могла стать лидером в деле объединения Германии из-за внутренних и внешних конфликтов.
Отто фон Бисмарк, назначенный премьер-министром Пруссии в 1862 году, зарекомендовал себя сторонником объединения Германии любой ценой. В 1864 году Пруссия и Австрия под предлогом ущемления прав немцев в Шлезвиге и Гольштейне, объявили войну Дании. Она была не готова воевать против двух крупных держав Европы, поэтому признала своё поражение. После оккупации Пруссией Шлезвига и Голштейна, войну ей в 1866 году объявила Австрия. Однако австрийская армия была разбита менее чем за две недели. Бисмарк добился выхода Австрии из Германского союза и её отказа от дальнейшего вмешательства в дела Германии. В 1867 году был создан Северогерманский союз во главе с Вильгельмом I.
№ 6. Проведите обсуждение на тему «Роль политических деятелей в создании единых национальных государств в Италии и Германии». Рекомендуется предварительно подготовить сообщения об отдельных деятелях
Важную роль в процессе объединения Италии и Германии сыграли премьер-министры Пьемонта и Пруссии, Камилло Кавур и Отто фон Бисмарк.
Камилло Кавур родился 10 августа 1810 года Турине. Выходец из аристократической семьи, он обучался в Военной королевской академии, получив звание лейтенанта корпуса инженеров. Кавур был горячим патриотом своей родины, но понимал, что Пьемонту в одиночку не справиться со всеми проблемами.
В январе 1848 года Камилло Кавур заявил о необходимости принятия конституции, которая укрепила бы власть. В марте 1848 года, благодаря помощи влиятельных реформистов, конституция была опубликована.
В апреле 1848 года Кавур был избран в парламент. Не обладая блестящим ораторским талантом, он компенсировал его отсутствие своими знаниями в различных вопросах управления. В 1850 году Кавур занял пост министра земледелия и торговли и заключил торговые договоры с Францией, Бельгией и Англией, основанные на принципах свободной торговли. В 1851 году, став еще и министром финансов, он провёл реформу таможенных тарифов.
Став в 1852 году премьер-министром Пьемонта, Кавур провел важные реформы, которые способствовали капиталистическому развитию сельского хозяйства и промышленности. Заботясь о поднятии международного значения Сардинии, Кавур склонил Виктора-Эммануила принять участие в Крымской войне. На Парижском конгрессе 1856 года Кавуру удалось добиться включения итальянского вопроса в повестку дня. Хотя его обсуждение оказалось практически безрезультатным, но открытое выступление Пьемонта в защиту итальянских национальных интересов произвело большое впечатление на общественное мнение в итальянских землях.
В 1858 году был заключён тайный договор с Францией о передаче ей Ниццы и Савойи в обмен на участие в войне против Австрии. С началом восстания в Неаполитанском королевстве по инициативе Кавура Сардиния ввела войска на юг страны. В 1861 году было провозглашено объединение страны и создание Королевства Италия во главе с Виктором Эммануилом II. Камилло Кавур стал первым премьер-министром страны. Его первым делом стала необходимость сделать Рим столицей Италии, однако завершить его он не смог. 6 июня 1861 года премьер-министр скончался от малярии.
Отто фон Бисмарк родился 1 апреля 1815 года в Бранденбурге в семье дворян. Студентом он хорошо изучил французский и немецкий языки, увлёкся чтением иностранной литературы. Главными интересами молодого человека были политика прошлых лет, история военного и мирного соперничества различных стран. После смерти матери Бисмарк стал управлять своими померанскими владениями, где научился дисциплине. Вскоре он завоевал уважение своих соседей, как теоретическими знаниями, так и практическими успехами.
В 1847 году Бисмарк избирается депутатом парламента (ландтага), где противостоит либералам. Во время Крымской войны Бисмарк противился попыткам Австрии мобилизовать германские армии для войны с Россией. Он стал ярым приверженцем Германского союза и противником австрийского доминирования. В результате Бисмарк стал главным сторонником союза с Россией и Францией, направленного против Австрии. В первую очередь было необходимо установить контакт с Францией, для чего Бисмарк отбыл в Париж, где встретился с императором Наполеоном III. Но из-за болезни короля и резкого разворота внешней политики Пруссии планам Бисмарка не суждено было осуществиться и его отправили послом в Россию (1859-1862). В России Бисмарк изучил русский язык и образ мысли русских, что очень помогло ему в дальнейшем в выборе правильной политической линии в отношении России.
В 1862 году Бисмарк был назначен премьер-министром Пруссии с широкими полномочиями. Он начинает проводить политику, направленную на объединение Германии: присоединяет Шлезвиг, Голштейн, западно-германские земли, создает Северо-Германский союз. Процесс объединения завершился 18 января 1871 года провозглашением Германской империи, в которой Бисмарк стал канцлером с неограниченными полномочиями. Он провел важные политические и социальные реформы, во внешней политике заключил ряд важных договоров и союзов с европейскими странами, в том числе и Тройственный союз 1882 года (Германия, Австро-Венгрия и Италия). Германская империя стала одним из лидеров международной политики.
В результате противоречий с императором Вильгельмом II по вопросам внешней и колониальной политики Бисмарк был отправлен в отставку в марте 1890 года. Скончался бывший канцлер в 1898 году.
№ 7. Сравните процессы создания единых государств в Италии и Германии (наиболее активные участники, лидеры; формы и средства борьбы за объединение; ключевые события; итоги). В чём заключались особенности? Были ли общие черты?
Италия:
Наиболее активными участниками были Пьемонт и Неаполитанское королевство. Лидерами движения за объединение были премьер-министр Пьемонта, Камилло Кавур, и Джузеппе Гарибальди, возглавивший Добровольческий корпус. Формами и средствами объединения были война с Австрией (1859) и революционное движение на юге (1860). В 1861 году было провозглашено создание Королевства Италия во главе с Виктором Эммануилом II. Кавур стал первым премьер-министром Итальянского королевства.
Германия:
На роль объединительного центра претендовали Австрия и Пруссия (в лице премьера Отто фон Бисмарка), но после поражения Австрии в войне 1866 года и создания Северо-Германского союза (1867) первенство в процессе перешло к Пруссии. Процесс объединения Германии проходил в форме военных столкновений с соседями (Данией, Австрией и Францией).
Общими в обоих случаях были:
— успешное экономическое развитие Пьемонта и Пруссии, что сделало их лидерами, на которых равнялись соседние итальянские и германские земли;
— объединение происходило как «сверху» (Пруссия и Пьемонт), так и «снизу» (действия Гарибальди).
Население страны
Разнообразные природно-климатические условия в регионах страны оказали влияние на численность населения. Самыми густонаселенными были европейская часть и юг России. По данным переписи, на начало века общая численность населения составляла около 41 млн человек. Эта цифра значительно выросла к концу столетия в основном из-за присоединения других территорий.
В центральных губерниях плотность населения в несколько раз превышала этот показатель в районах Сибири и Дальнего Востока, где земли оставались практически пустынными.
Подавляющее число граждан являлось сельскими жителями. Но картина начала меняться с ростом промышленного производства. К середине века городское население выросло вполовину, и это главное достоинство начавшегося процесса капитализации.
Империя всегда была многонациональным государством. Ее населяли более двухсот разных этнических групп и народностей.
Исходя из этой особенности, национальному вопросу в нашей стране всегда уделялось повышенное внимание. Чтобы многоконфессиональная и многонациональная страна оставалась единой, правительство проводило политику, исключающую сепаратизм и притеснение малых народов на всей своей территории.
Социальная структура
В XIX веке население империи делилось на несколько сословных групп. Каждая из них имела свои обязанности, права и привилегии. По социальной градации выделялись следующие сословия:
Кроме того, в городах стали возникать классы буржуазии и рабочих, характерные для капитализма. Это стало возможным в связи с изменением экономической структуры страны и появлением промышленных предприятий.
Существующая политическая система
Говоря кратко, Россия в первой половине 19 века оставалась самодержавной монархией. В отличие от прогрессивных европейских систем, вся власть в стране оставалась в руках правящего императора.
Свое управление государь осуществлял с помощью чиновников разного уровня. Но деятельность отраслевых органов имела множество важных недочетов. Система коллегий была малоэффективной ввиду того, что ее представители не несли персональной ответственности за свои действия и были ограничены в правах. Все это говорило о необходимости скорейшей реорганизации управленческой системы. Этого же требовало стремительное развитие буржуазных отношений и развитие новых общественных классов. К тому же правящая элита стремилась сохранить свои привилегии в новых реалиях путем усиления влияния на императора.
В результате политических интриг в 1801 году российский престол занял Александр I. Эта дата знаменательна тем, что новый правитель сразу же приступил к реформированию государственного устройства страны. Им были подписаны следующие указы:
Александр несколько улучшил бесправное положение крестьян, запретив тяжелые наказания и ссылки в Сибирь. По сути, это было предвестником отмены крепостного права.
Развитие экономики
В начале девятнадцатого века страна по-прежнему оставалась агарной. При этом сельское хозяйство в нашей стране развивалось экстенсивно.
Осваивались, в основном, земли центральных районов страны, Поволжья и Украины. Производительность труда была низкой, а орудия производства — отсталыми. Попытки внедрения новых технологий при сохранении эксплуатации крестьян уже не давали нужных результатов.
В результате крестьянство беднело и не могло обеспечивать нужды помещиков даже при полном своем разорении. Дворяне же не спешили вкладывать деньги в развитие хозяйства, предпочитая жить в роскоши и комфорте. При существующей системе отношений капиталистические элементы развивались медленно.
Что касается промышленности и торговли, то крупных производственных предприятий еще не было. Промышленность состояла из мелких мануфактур, обслуживающих массовый рынок. Внедрение передовых технологий в текстильной промышленности показало перспективы модернизации. Производительность труда сразу выросла в три раза. Это привело к разорению множества мелких предприятий, эксплуатировавших крепостной труд.
Основными центрами промышленности долгое время были крупные города центральной России. Для транспортировки товаров требовались новые пути и появились морские каналы, а также началось строительство мощеных дорог.
В это время быстрыми темпами развивалась и торговля. На ярмарках заключались договоры с внутренними и внешними партнерами.
Главным внешнеторговым партнером то время была Англия. Она закупала в России зерно, пеньку, древесину и многое другое в обмен на предметы потребления и сырье для промышленности. Таким образом, в плане экономики Россия в начале 19 века, кратко говоря, оставалась малоэффективной и отставала от европейских держав.
Образование и наука
Начало 19 века для России стало временем рассвета культурной и научной деятельности. Отечественная война 1812 года сплотила нацию, народы духовно сблизились. Проводимая Александром I политика абсолютизма также содействовала культурному подъему.
В результате была проведена государственная реформа образования. По нему страна делилась на шесть учебных округов, в каждом из которых был университет. Правда, до конца реформа так и не была доведена. Качественные знания по-прежнему можно было получить только в столичных городах. Дети дворян воспитывались дома или в частных пансионах. Учителями часто становились пленные французы.
Важным достижением того времени стало развитие женского образования. Главная цель этого нововведения состояла в воспитании добропорядочных жен и умелых хозяек. Что касается образования народных масс, то она была в зачаточном состоянии. Общей системы такого образования не было. Тем не менее в науке появлялись гениальные самоучки из народа.
В те годы русская наука достигла многого. Среди открытий наших ученых самыми значимыми являются:
Для русской науки то время было очень значимо. Наша земля давала миру великих ученых и естествознателей. Их труды были по достоинству оценены во многих странах земного шара.
В то же время русские путешественники совершали свои открытия. Кругосветные экспедиции Крузенштерна позволили изучить острова Тихого океана и составить подробные карты этих мест.
Полярная экспедиция под руководством Беллинсгаузена позволила открыть Южный полюс. Русский мореплаватель Головкин исследовал Курильские острова, а его ученик Федор Петрович Литке обследовал Северный Ледовитый океан и в дальнейшем основал Русское географическое общество. Экспедиции этих и других путешественников имели не только научное значение. Они позволяли узнавать культуру других народов и знакомить их со своими ценностями.
Расцвет культуры и архитектуры
Не только научными открытиями богата история 19 века. Кратко говоря, это время дало миру целую плеяду писателей и поэтом, среди которых самым значимым является Пушкин. Он стал символом своего времени. Но нельзя забывать и о других великих авторах, таких как:
Они подняли русскую культуру на самый высокий уровень. Недаром то время принято называть «золотым веком». Произведения этих авторов будут значимы всегда, и этим они прославили свою страну.
Архитектура первой половины 19 века в России стала эпохой классицизма. Это нашло отражение в облике обеих столиц и других больших и малых городов. Характеристика построек в таком стиле отличается четкими линиями и ясностью облика.
В то же время стремительно развивалась и музыкальная культура. Наиболее значимыми фигурами того времени являются композиторы Глинка и Даргомыжский.
Живопись переживала период романтического реализма. Выставки русских художников позволяли знакомиться с их творчеством не только ценителям этого искусства, но и представителям простого народа. Самыми значимыми картинами считаются «Последний день Помпеи» К. П. Брюлова и «Девятый вал» И. К. Айвазовского.
Таким образом, несмотря на отсталость в экономики и многочисленные военные действия, Россия оставалась государством, с которым вынуждены были считаться страны более развитой Европы. Особенно значимыми были достижения в области науки и культуры.
Кризис феодально-крепостнической системы первой половины XIX века
1. Кризисные явления во внутренней политике самодержавия
Главной причиной разложения феодально-крепостнической системы явились изменения, произошедшие в народном хозяйстве России, основой которого было земледелие,экстенсивная аграрная экономика.С ростом численности и плотности населения выявились недостатки экстенсивного земледелия. Длительная эксплуатация человеком природной среды приводит постепенно к её истощению. В Европе кризис феодальной системы наступил раньше в результате ограниченности земельных площадей и высокой плотности населения.В России наступление кризиса было отсрочено. Обилие плодородных земель, обширность малозаселённых территорий не стимулировали развития индустриальной системы хозяйства.Однако в первой половине XIX века в экономике России всё отчётливее дают о себе знать признаки разложения феодально-крепостнической системы. Рассмотрим их подробнее.
В целом, применительно к первой половине XIX века, можно говорить о появлении в феодально-крепостнической системе многочисленных признаков её разложения и кризиса. Отмена крепостного права становилась всё более насущной экономической проблемой.
Программа реформ включала в себя три основных направления: крестьянский вопрос, система образования, система государственного управления.
В 1803 г. был издан указ «О вольных хлебопашцах». Помещикам разрешалось по желанию отпускать крестьян с землёй на волю за выкуп по свободному договору. За 25 лет правления императора в разряд вольных хлебопашцев поступило всего 47 тыс. крестьян.
В 1801 г. вышел указ, разрешавший недворянам (купцам, мещанам, государственным крестьянам) покупать ненаселённые земли и вести на них хозяйство с помощью наёмного труда. Этот указ мог бы способствовать развитию буржуазного землевладения. Однако большого значения он не имел, так как для ведения свободного земледельческого хозяйства требовались наёмные работники, а таковых в России было мало.
С начала XIX века правительство сократило раздачу казённых земель в частные руки. Оно стало прибегать к сдаче государственных имений в аренду на срок. Эта мера ограничила перевод государственных крестьян в крепостное состояние.
Указами 1808-1809 гг. помещикам запрещалось продавать крестьян на ярмарках «в розницу», ссылать их в Сибирь за маловажные проступки, помещиков обязывали кормить своих крестьян в голодные годы.
В целом, все эти указы дали незначительные результаты. Но они весьма показательны как свидетельство нарастания кризисных явлений в феодально-крепостнической системе.
К началу века не только крестьяне, мещане и купцы были в большинстве неграмотны, но и некоторые дворяне едва умели подписывать свою фамилию. Требования к управлению государством росли, усложнялась деятельность государства, а правительству не хватало грамотных людей даже для губернаторских постов. Улучшение всей системы просвещения стало очевидным.
Смысл реформы, проводимой в 1803-1804 гг. состоит в создании единой системы просвещения от низшей школы до университета. Предусматривалось создание четырёхступенчатой системы учебных заведений:1) приходские одноклассные школы для низших слоёв, в которых обучали чтению, письму, закону Божьему;2) трёхклассные уездные училища;3) шестиклассные губернские гимназии;4) университеты (Московский, Петербургский, Виленский, Дерптский, Казанский, Харьковский).
В 1804 г. был принят цензурный устав, который считался самым либеральным в России XIX в. В нём говорилось, что цензура вводится «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною». Цензорам рекомендовалось руководствоваться «благоразумным снисхождением для сочинителя и не быть придирчивым, толковать места, имеющие двоякий смысл, выгоднейшим для сочинителя образом, нежели преследовать». Однако цензорная практика мало учитывала эти благие пожелания, особенно во второй период правления императора, когда курс его политики явно свернул вправо. И всё же в первые годы его царствования расширилась издательская деятельность, появился ряд новых журналов и литературных альманахов, печатались переводы.
Александр I признал проект «удовлетворительным и полезным». Однако проведение его в жизнь встретило сильное противодействие со стороны высших сановников, нашедших его слишком радикальным. Единственным практическим результатом проекта стало образование в январе 1810 года Государственного Совета. Дальше этого дело не пошло. Сам Госсовет стал решительным противником дальнейших преобразований, а его функции были сведены к функциям законосовещательного органа при императоре. Члены его не избирались, а назначались императором.
2. Внешняя политика Александра I
Военная стратегия была непопулярна в русском обществе, все были недовольны отступлением и жаждали решающего сражения. Под давлением общественного мнения Александр I заменил главнокомандующего, назначив на этот пост 67-летнего М.И.Кутузова. Однако, ознакомившись с положением дел, Кутузов тактику войны не изменил. Надо отметить, что в этот период страну охватило партизанское движение, среди партизан особо отличились Денис Давыдов (написавший книгу «Опыт теории партизанского действия»), Платов, Сеславин, Дорохов, а также народные герои: солдат Ермолай Четвериков, рядовой Степан Ерёменко (бежал из плена и возглавил отряд), крестьянка Василиса Кожина и др. Размах партизанской войны был настолько велик, что Наполеон даже потребовал её официального прекращения, заявив, что она ведётся «не по правилам, установленным для всех войн».
3. Внутренняя политика после Отечественной войны
После окончания Отечественной войны 1812 г. реформы стали носить более умеренный характер. Многие из них связаны с именем графа Аракчеева. Карьера его при Александре I началась в 1803 г. Императора привлекали в нём такие качества как педантичность, неукоснительная исполнительность, незаурядные организаторские способности, безграничная вера в силу самодержавия. Став в 1808 г. военным министром, Аракчеев, по мнению военных специалистов, много сделал для восстановления боеспособности русской армии.
В ноябре 1815 г. Александр I даровал Конституцию образованному в составе империи Царству Польскому. По тем временам это был весьма либеральный документ. При открытии Польского сейма в Варшаве царь произнёс речь, в которой объявил о намерении распространить конституционные порядки на всю Россию.
В 1818 году царь поручил своему ближайшему другу и помощнику Новосильцеву составить » Уставную государственную грамоту» в духе принципов польской конституции. Проект был подготовлен в 1820 г., получил «высочайшее одобрение», однако остался на бумаге.
В 1818 г. ряд сановников получили секретные поручения царя подготовить проект отмены крепостного права. Все эти проекты и намерения свидетельствовали о понимании Александром I необходимости проведения либеральных реформ.
Однако с 1820 г. курс Александра I резко изменяется. Принято связывать эту перемену с революционными событиями в Европе, с восстанием Семёновского полка в октябре 1820 г. В это же время в распоряжение царя поступают донесения о создании тайных обществ.
Разрушительные для феодально-крепостнической системы реформистские и революционные идеи первоначально проникали в Россию с Запада, где раньше начался процесс становления индустриальных обществ и, соответственно, раньше сформировались буржуазные идеи. Великая Французская революция, Отечественная война 1812 г. способствовали росту общественного самосознания в России. Всё это подтолкнуло наиболее передовую и образованную часть дворянства к поиску путей преобразования политической и экономической жизни русского общества. Несбывшиеся надежды на освобождение крестьян, вынесших на своих плечах основную тяжесть войны с Наполеоном, побудили их перейти от слов к делу.
В январе 1818 г. в Москве возникла новая организация «Союз благоденствия». В течение её трёхлетнего (до 1821 г.) существования разрабатывались организационные принципы, тактика и программа преобразований. Организация насчитывала уже около 200 членов. На первое место выдвигалась задача формирования общественного мнения, благоприятного для преобразований. В качестве главного политического средства рассматривался революционный переворот. К 1820 г. относится начало разработки тактики военного восстания без участия в нём народных масс. Революционеры считали, что «военная революция» может быть наиболее организованным, быстрым и безболезненным переворотом. Восстание Семёновского полка 1820 г. побудило членов тайных обществ задуматься о возможности привлечения к «революции» недовольных солдат.
Получив известие о доносе на организацию, поступившем Александру I, члены общества приняли решение о формальном роспуске с тем, чтобы освободиться от случайных людей и создать строго законспирированную организацию.
В 1821-1822 гг. на основе «Союза благоденствия» возникли две новые тайные организации: «Южное общество» на Украинево главе с П.И.Пестелем и «Северное общество» в Петербурге, которое возглавил Н.М.Муравьёв, а затем ведущую роль занял К.Ф.Рылеев. Общества приступили к разработке конституционных проектов и планов восстания. Было подготовлено два программных документа: «Русская правда» Пестеля и «Конституция» или «Наказ временному верховному правлению» Н.Муравьёва. Они отличались друг от друга.
Конституционный проект Н.Муравьёва был построен на другой политической концепции. Россия должна была стать федерацией из 14 держав и 2 областей. Высшим законодательным органом федерации являлось двухпалатное Народное вече. Законодательным органом в Державе являлось державное вече, тоже состоявшее из двух палат. Выборы осуществлялись на основе избирательного права, ограниченного возрастным, имущественным цензом и цензом оседлости. Высшая исполнительная власть, по проекту Муравьёва, принадлежала императору. Таким образом, Россия должна была стать конституционной монархией. Провозглашались ликвидация сословной структуры, равенство граждан перед законом, свобода слова, печати, собраний. Декларировалась ликвидация крепостного права, однако земли помещиков оставались за ними. Предполагалось наделение крестьян землёй (по 2 дес. на двор), вместо старых сословных судов предусматривалось введение гласного суда с присяжной адвокатурой, состязательностью сторон.
Выступление на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. положило конец прогрессивным реформам. Самодержавие почувствовало угрозу самому своему существованию и предприняло усилия сохранить крепостную систему.
В 1826 г. был создан Комитет по устройству учебных заведений. В его задачу входила проверка уставов учебных заведений, выработка единых принципов просвещения, определение дисциплин и учебной литературы. Образование должно было, по мнению правительства, воспитывать «скромных граждан», которые бы трудились для правительства каждый на своём поприще. Идейной платформой перестройки системы образования, управления всей сферой культуры стал лозунг министра просвещения,президента Академии наук С.С.Уварова: «самодержавие, православие, народность».
Университеты потеряли значительную долю былой автономии, приём в них ограничивался, а плата росла, из учебных программ были изъяты такие предметы, как естественное право, философия. Однако приостановить процесс распространения образования уже не представлялось возможным. Введение нового «чугунного» Цензурного устава также не принесло ожидаемого результата. Крамольные идеи продолжали распространяться несмотря на все препятствия, а усиление надзора за литературой не только не остановило перо ни Пушкина, ни Лермонтова, ни других выдающихся русских поэтов и писателей. Именно на период правления Николая I приходится «золотой» век русской поэзии.
Сохраняя в неприкосновенности политическую систему самодержавия и не решаясь трогать систему крепостничества, которая всё более заходила в тупик, Николай I был вынужден принять ряд мер, ослабляющих зависимость крестьян от помещиков, упраздняющих её наиболее одиозные проявления. Запрещалось отдавать крепостных на заводы; ограничивалось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь; запрещалось продавать крестьян с публичного торга с раздроблением семьи, дарить или платить ими долги; дворянам без имений запрещалось покупать крестьян без земли; помещики получили право отпускать дворовых на волю; при продаже имений с публичного торга крестьяне получили право выкупа на свободу; крестьянам разрешалось приобретать с согласия помещика недвижимость.
В 1844 г. правительство предприняло составление так называемых «инвентарей» в западнорусских губерниях, где помещиками были в основном поляки, находившиеся в оппозиции к русскому правительству. Это было описание помещичьих имений с чёткой фиксацией размеров земельных наделов крестьян и выполняемых ими повинностей.
Самой крупной мерой в области аграрного вопроса была реформа государственных крестьян, проведённая в конце 30-х годов. Государственные крестьяне составляли 34% всего податного крестьянского населения и юридически являлись свободным сословием, находящимся в подчинении у государства. Целью реформы было поднять благосостояние этой категории населения и подать пример помещикам по управлению их собственными деревнями. Руководил реформой П.Д.Киселёв, в 1835 г. возглавивший V отделение императорской канцелярии.Государственные крестьяне рассматривались как свободные жители, обрабатывающие государственную землю. Малоземельные были наделены землёй, пересмотрено обложение податями в соответствии с местными условиями; учреждены «вспомогательные ссуды» для мелкого кредита крестьянам; создавались медицинские и ветеринарные пункты; расширилась сеть низших школ.
Николай I счёл необходимым поощрять развитие промышленности. Для защиты интересов нарождающейся буржуазии были учреждены Мануфактурный и Коммерческий советы. В целях расширения системы технического образования созданы Технологический университет в Петербурге, Московское ремесленное училище. При всей противоречивости принимаемых мер в них прослеживается стремление поднять промышленный уровень России.
Однако революционные события в Европе в 1848-1849 гг. положили конец скромным реформаторским попыткам Николая I.
Таким образом, к середине XIX столетия феодально-крепостническая система подошла к решающему рубежу. В её недрах вызревали новые структуры, подготовлявшие переход к индустриальному типу развития. Всё более широкими слоями общества овладевали идеи, разрушавшие традиционные представления о крепостническом общественном устройстве. Политика самодержавия в этот период характеризовалась попытками подправить, улучшить наиболее устаревшие элементы политической и экономической системы, не нарушая, однако, главных устоев. Однако эти попытки лишь на время отодвинули необходимость решения главного вопроса: судьбы крепостничества. В середине столетия этот вопрос для правительства встал так: либо освободить крестьян и сохранить свою власть, либо не освободить и потерять её.