Обсе и пасе в чем разница
Что такое ПАСЕ и в чём суть этой организации?
Конец июня 2019 года стал знаменателен тем, что российская делегация снова вернулась в ПАСЕ. О ходе заседаний этой организации пестрили заголовки как в интернете, так и на телевидении. Внимание миллиона людей было приковано к происходящим событиям, задавалось огромное количество вопросов, которые бурно обсуждались. Как всегда, не обошлось и без негатива в сторону нашего государства. Однако несмотря на множественные попытки перенести обсуждение вопроса по России на другой день, или вовсе отменить его, резолюция ПАСЕ все таки была принята, и нашей делегации вернули все полномочия.
Однако обо всем по порядку. В данной статье пойдет речь о том, что представляет собой организация ПАСЕ, в чем ее суть, какие вопросы она решает, и зачем России принимать в ней участие?
Что такое «ПАСЕ», цели и задачи этой организации
ПАСЕ — это международная политическая организация, созданная в 1949 году в качестве консультационного органа. Ее аббревиатура расшифровывается как «Парламентская Ассамблея Совета Европы».
Идея создания подобной организации принадлежит министрам иностранных дел Бельгии, Дании, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Швеции и Великобритании. 5 мая 1949 года на конференции было подписано соглашение о создании Совета Европы и принят Устав организации.
Цель создания ПАСЕ заключается в том, чтобы учитывать и представлять политические интересы всех членов — участников, рассматривать вопросы по проблемам современного общества, и международной политики.
По своей сути ПАСЕ не может принимать законы, и заставлять какого — то их исполнять. Это всего лишь своеобразный «рупор», с помощью которого обсуждаются важные вопросы, и даются рекомендации по устранению проблем. Одним словом, ПАСЕ призвано улучшить жизнь европейцев.
Для того чтобы добиться поставленной цели организация предпринимает следующие меры:
Задачи Ассамблеи неразрывно связаны с целями организации. К ним относятся:
ПАСЕ — масштабная организация, включающая в себя 47 государств. Это Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдавия, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония. Штаб-квартира СЕ находится в Страсбурге.
ПАСЕ имеет свой парламент, в состав которого входят 636 депутатов, из которых 318 представителей стран и 318 их заместителей. При этом количество мест в парламентарии у каждой страны свое и зависит от масштабов государства. Например, Россия наряду с другими крупными странами представлена 18 членами делегации, в состав которой входят депутаты от «Единой России», «КПРФ», «ЛДПР», и «Справедливой России».
Итак, как же работает Ассамблея? Она проводит пленарные сессии в Страсбурге 4 раза в год, при этом длительность каждой сессии равна 7 дням. Помимо этого 2 раза в год могут проходить мини — сессии, на которых так же рассматриваются и принимаются резолюции, однако участвуют в них только главы национальных делегаций. Мини — заседания проходят в любой стране по приглашению.
Работа ПАСЕ заключается в рассмотрении и принятии решений по резолюциям и рекомендациям, которые подготавливаются по установленным правилам. Доклад может готовится на протяжении 1 — 2 лет. О ходе работы докладчик сообщает Ассамблеи. Решение по резолюциям и рекомендациям принимаются самым простым образом. Для одобрения требуется большинство голосов членов, принимающих участие в голосовании. Так на какие же темы готовятся доклады, и какие вопросы затрагиваются?
Какие вопросы призвана решать ПАСЕ
Ассамблея наблюдает за обстановкой, складывающейся в странах, входящих в ее состав. На основании существующих проблем вырабатываются и принимаются резолюции и рекомендации.
Если учесть, что в состав ПАСЕ входят 47 государств, то тем для обсуждения может быть огромное количество. Что касается нашего государства, то история взаимоотношений ПАСЕ и России весьма насыщена. Так, например, в период с 2002 по 2019 год в отношении России было рассмотрено более 10 резолюций.
Сложно сказать, с чем связан такой повышенный интерес, ведь нашу страну обсуждали почти каждый год. Однако, несмотря на постоянное давление и та и другая сторона привыкли к друг другу. Для России стало понятно, что для Ассамблеи на первом месте выступают права человека, и особенности постсоветского пространства ей не понять, а ПАСЕ пришли к выводу, что Россия — страна, которая не будет отвечать на критику критикой, и уж точно не станет жить под чью — то диктовку. Тем не менее обе стороны понимают всю важность взаимоотношений друг с другом, ведь по словам самих членов организации: «Мы все строим общеевропейский дом!».
Сессия ПАСЕ июнь 2019 года. Последние новости
Для начала стоит отметить, что в апреле 2019 года состоялась очередная сессия Ассамблеи. В ходе нее была принята резолюция, в которой впервые с 2014 года Россию призвали сформировать свою делегацию, и выплатить взнос в бюджет Совета Европы.
К слову, долг накопился немаленький и составляет порядка 60 млн. евро. В свою очередь Россия согласна выплатить необходимые взносы, но при условии восстановления прав российской делегации в полном объеме.
Такое событие вызвало массу обсуждений и недоумений. Одни считают, что СЕ не хочется растоваться с российскими платежами, другие же уверены, что эта мера вынужденная. Поскольку на июньскую сессию 2019 года намечено избрание генерального секретаря ПАСЕ. Такая процедура должна пройти с участием делегации от России, поскольку уставные документы ПАСЕ исключают дискриминацию национальных делегаций по политическим мотивам. Соответственно, необходимое полное восстановление России в правах.
Однако, попыток перенести голосование было не мало. К примеру, 24 июня ПАСЕ отклонила вопрос о переносе на другой день голосования по проекту резолюции о приглашении России на июньскую сессию. Парламентарии предлагали менять доклады местами, или вовсе отменить голосование. Основными инициаторами были британцы и украинцы. Более того, Ассамблея отклонила обсуждение ситуации вокруг катастрофы МН17. Основными обвинителями Москвы и Донбасса в этом вопросе выступили Киев и Амстердам. В ходе летней сессии так же было принято решение не обсуждать российские взносы в бюджет СЕ.
Вместе с тем Москва выступила с заявлением, чтобы заседание приняло решение как можно раньше, при этом указало, что окончательный срок — это утро среды 26 июня, поскольку выборы генерального секретаря ПАСЕ назначены именно на этот день.
В итоге в ночь на вторник 25 июня ПАСЕ одобрила резолюцию, которая позволяет России участвовать в июньской сессии. В этот же день полномочия делегации были оспорены, однако на следующий день Россия была полностью восстановлена в своих полномочиях.
Такое событие не могло остаться без внимания, и в знак протеста представители Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, частично Польши и Словакии покинули зал заседаний.
В итоге за возвращение России проголосовали 12 стран: Андорра, Австрия, Азербайджан, Кипр, Испания, Франция, Ирландия, Исландия, Норвегия, Сербия, Сан-Марино, Турция.
В 11 странах большинство голосов высказались «За»: Армения, Бельгия, Швейцария, Чехия, Германия, Хорватия, Италия, Молдавия, Нидерланды, Португалия и Словакия.
Против выступили: Эстония, Грузия, Литва, Латвия, Украина, Польша.
По итогам данной резолюции был утвержден состав думской части делегации Федерального собрания в ПАСЕ, в нее вошли 22 человека — 11 представителей и 11 заместителей.
Конечно, большинство вопросов адресовано именно к главе ПАСЕ, весь мир, хотел услышать официальный ответ на вопрос: «Почему же Россию вернули в организацию?». Реакция поступила незамедлительно. Лилиан Мори Паскье заявила: «Россия не участвовала в работе организации в течение 5 лет. За это время ПАСЕ не удалось достигнуть разрешения вопросов по Донбассу и Крыму, нет продвижения в разрешении правозащитной деятельности и демократии. Более того, Ассамблея не могла допустить выхода России из стран — участниц, поскольку в таком случае, 140 млн. россиян лишились бы права обращаться в Европейский суд по правам человека». По словам главы, именно эти причины и побудили ПАСЕ вернуть Россию.
Вместе стем хотелось бы отметить, подобное решение вызвало бурю недоумений. По словам многих экспертов, Россия приступила к работе в Ассамблеи при этом не выполнила возложенные на нее обязательства. Что касается реакции нашей страны, то подобное решение оценивается позитивно, и вполне вероятно, что количество санкций, применяемых в отношении России значительно сократится.
Москва — Европе: Прощай, ЕСПЧ, ПАСЕ, ОБСЕ…
Стремление к суверенитету может толкнуть Россию к выходу из ангажированных структур
Усиление напряженности между странами Запада и РФ, кажется, приводит к все более политически ангажированным решениям ЕСПЧ по делам российских заявителей. Пристрастное отношение других европейских структур — ПАСЕ, ОБСЕ — вынуждает Москву критически оценивать их деятельность и искать новые формы равноправного международного сотрудничества.
С предложением о создании альтернативы ЕСПЧ на основе БРИКС выступила член Общественной палаты РФ Елена Сутормина. Причина — за последние несколько лет ЕСПЧ «неоднократно показывал свою ангажированность и даже, можно сказать, прямое подчинение руководству ЕС». В ближайшее время соответствующие предложения будут направлены в МИД РФ.
Идею поддержали в Госдуме РФ. «Я давно выступаю за выход из Совета Европы и всех структур, включая ЕСПЧ. Мы не можем отдавать часть своего суверенитета наднациональным структурам, которые контролируются силами, недружественными России, и которые используют эти институты для давления на Россию, ограничения её суверенитета», — цитирует РИА «Новости» депутата Михаила Емельянова.
По его мнению, новый суд при БРИКС в любом случае будет объективнее Страсбурга. Однако возможен и принципиальный отказ от внешней юрисдикции. «Надо соответствующим образом настраивать нашу судебную систему, а не ждать, когда какой-то дядя придёт и все тут наладит», — уверен депутат.
Среди решений ЕСПЧ, вызвавших резкое неприятие в России, признание дискриминационным российского закона о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних, вердикт по жалобе Алексея Навального о нарушении его прав по уголовному делу о мошенничестве в «Кировлесе» и обвинение России в нарушении права на жизнь жертв теракта в Беслане и его неэффективное расследование. Тогда в Кремле назвали решение Страсбургского суда «абсолютно неприемлемым».
Пристрастный характер подобных решений ЕСПЧ официальная Москва пока еще не объясняет «русофобией», но сам термин уже введен в политический лексикон главой МИД Сергеем Лавровым. Пока о русофобии говорится лишь в отношении союзных Европе Соединенных Штатов, однако ухудшение отношений с ПАСЕ и ОБСЕ позволяет применить его и в отношении этих европейских структур.
Напомним, российская делегация в ПАСЕ в апреле 2014 года была лишена права голоса, а также участия в работе руководящих органов ассамблеи и ее мониторинговых миссиях по наблюдению за выборами из-за событий на Украине и воссоединения с Крымом. Не сумев восстановить полномочия, в июне текущего года Москва заблокировала свой взнос для финансирования ПАСЕ в сумме 11 млн. долларов.
Еще одна европейская структура, чья деятельность выглядит из Москвы сомнительно, — ОБСЕ. В нулевые годы МИД РФ неоднократно требовал провести реформу этой организации. Одна из причин — руководители миссий ОБСЕ допускали неоправданную критику в адрес внутренней политики стран пребывания. Сейчас критика связана в основном с деятельностью миссии ОБСЕ в Донбассе, где ее упрекают в необъективности.
Возможное прекращение сотрудничества России в ПАСЕ и ОБСЕ не является чем-то из ряда вон выходящим. Напомним, в 2014 году Россию за отстаивание своих национальных интересов фактически исключили из G-8. Другие примеры отказа стран от невыгодных им международных форматов: недавний выход США из Парижского соглашения по климату и Венесуэлы из Организации американских государств. А вот членство в ООН, имея право вето в Совбезе, по-прежнему выгодно России.
Замруководитель Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Дмитрий Бурых не сомневается, что в рамках БРИКС возможна реализация суда по правам человека, аналогичного ЕСПЧ.
— На мой взгляд, все идеи, которые возникают вокруг БРИКС, имплеметируются и будут обрастать со временем неким «мясом». Ведь в основе БРИКС лежали вполне определенные политические инициативы, прежде всего касающиеся трансформации миропорядка, политического и экономического мироустройства. Поэтому появление такого суда вполне вероятно. Например, страны БРИКС прошли довольно сложный, но в то же время быстрый путь, в связи с международными финансовыми институтами, сейчас ведется работа по созданию рейтингового агентства. Это значит, что и решения о судебной системе на международном уровне тоже будут иметь свое воплощение.
В свою очередь, первый зампред комитета ГД РФ по государственному строительству и законодательству Юрий Синельщиков напомнил, что в случае отказа от признания европейской юрисдикции придется отменить приоритет международного законодательства над российским, установленный в Основном законе страны.
— Я считаю, что на территории России должен быть приоритет нашей, российской Конституции. Она должна быть превыше всего. То есть, если мы совсем откажемся признавать европейскую юрисдикцию, то тогда надо менять Конституцию. Там же прописан приоритет международного права над нашим. Вот я вам сейчас зачитаю пункт 4 статьи 15:
«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора». О чем тут можно говорить?! Надо подчиняться действующему закону…
«СП»: — Но вы же законодатель. Будь у государства политическая воля…
— Тогда надо эту статью Конституции корректировать. Но сделать это не так просто.
По мнению директора Центра парламентаризма МИГСУ при РАНХиГС, профессора Владимира Бакушева, России пока не надо хлопать дверью, а следует добиваться восстановления полных прав в европейских структурах.
— Эта ситуация не сиюминутная, она продолжается. Наша политическая элита, депутатская и другая, вслед за нашим лидером должна дать Европе одуматься. Дать ей почувствовать, что она забылась, заблудилась, потерялась и может дальше терять свое лицо, если все эти организации типа ПАСЕ продолжат игру в одни ворота.
То, что принято решение сократить взнос в ПАСЕ — это не так уж важно. Пусть об этом думают те, от кого это зависит. Но если говорить о политической составляющей, принципиально, то надо им еще дать время. Не суетиться пока. Мы ничего от этого не теряем. Теряют они.
У них меняются элиты и, наверное, однажды там придут к власти другие люди. И тогда мы будем с ними работать, но на той основе, которая нас устраивает — когда Россия свободная, не придавленная никакими международными организациями и не ущемленная ни в каких правах. Отстаивать свой суверенитет и политически, и экономически, а если надо, то и оборонной политикой.
О том, как относятся к миссии ОБСЕ в Донбассе «СП» рассказал житель Луганска Юрий Чепурнов.
— Три года идет война. Три года нам помогает Россия, в лице официальных структур, общественных организаций, частных лиц. Без этой помощи нас просто не было бы. А что толку от три года снующих по Луганску и окрестностям машин ОБСЕ?
Поделюсь личным впечатлением от общения с заместителем главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александром Хугом на пресс-конференции в Луганске. Он говорил, что учения и наличие тяжелого вооружения в ЛНР-ДНР создают угрозу для гражданского населения. И даже сослался на неких безымянных жителей наших республик, которые жаловались ему. Однако он не сказал, что по данным фактам были жалобы со стороны людей, проживающих на подконтрольных Киеву территориях Донбасса, где также проходят учения и наличествует тяжелое вооружение.
Хуг пожалел наше население, сказав, что «зафиксирована огромная инфляция на территориях, не контролируемых украинским правительством». Но он и словом не обмолвился, что республики блокированы Киевом. Заместитель главы миссии сетовал на то, что жители ЛНР нуждаются в гуманитарной помощи. Но журналисты так и не услышали конкретики о той помощи (в тоннах, в денежном выражении) которая поступала в Луганск от западных организаций.
Александр Хуг в заслугу миссии поставил создание «окон тишины», в результате чего удалось провести восстановительные работы на поврежденных линиях электропередачи в районе сел Веселая Гора и Раевка. Но он скромно умолчал, что все эти повреждения есть результат системных обстрелов украинскими войсками территории ЛНР.
Вывод однозначный — эти ребята «льют воду не на нашу мельницу». Эта организация работает в интересах не республик, а Киева, который поддерживается Западом. За почти два года, прошедшие после той пресс-конференции, мое мнение об ОБСЕ не изменилось. Не нужная структура.
Нас «кинули» с Интерполом. А нужны ли России ПАСЕ, ОБСЕ, ЕСПЧ или ООН?
Надо честно заметить, что ещё буквально месяц назад я совсем не знал, кто является президентом Интерпола, и вообще даже никогда не задумывался о том, что у этой организации некий президент есть. Думаю, что примерно то же самое можно сказать и о 99% людей во всём мире, не имеющих прямого отношения к полиции, милиции или другим правоохранительным органам, которых это каким-то образом касается.
И, думаю, что и я, и всё остальное неравнодушное население планеты Земля узнало о данном факте только из-за двух, муссируемых в последнее время в средствах массовой информации, скандалов: сначала коррупционный скандал этого самого президента Интерпола и, соответственно, его последующая скоропостижная отставка, а потом выборы нового, настолько странно проходившие, что это снова приковало и к самой организации, и непосредственно к посту её президента, внимание всех ведущих мировых СМИ, российские не исключая.
Ну, с первым вопросом всё было с самого начала достаточно ясно, хотя и не совсем ординарно. Согласитесь, в коррупции был уличён ни кто-нибудь где-нибудь, политик какой-то, прокурор или бизнесмен, к чему мы все давно уже привыкли, а сам, по сути, главный полицейский во всём мире! Докатились, что называется. Ещё также небезынтересно, что этим предыдущим, опозорившим так свой высокий пост, президентом Международной Организации Уголовной Полиции (а именно так звучит её официальное полное название) был представитель Китайской Народной Республики, государства с официальной коммунистической идеологией, и с одной из самых жёстких в мире систем наказания за эту самую коррупцию, вплоть до смертной казни. Но всё равно, не удержался, видимо, товарищ.
Исходя из того, что штаб-квартира организации в данный момент располагается во Франции, в городе Лион, можно сказать, что мораль высокого представителя правоохранительных органов КНР по имени Мэн Хунвэй, похоже, развратили реалии загнивающей западной цивилизации, в среде которой он последнее время длительно находился. И когда в очередной раз главный полицейский мира полетел на Родину, в Китай то есть, там его, судя по всему, неожиданно «приняли» суровые представители местного аналога НКВД. С тех пор его следы теряются. Жена, всё ещё находящаяся в Европе, и западные СМИ, естественно, в шоке. Но, ничего не попишешь, «восток-дело тонкое». И мало, видимо, бывшему президенту мировой полиции не покажется. Получит он от своих китайских сотоварищей по «полной программе», как говорится, и ещё не известно за что больше – за саму коррупцию или за позор своей стране, где честь совсем не пустое слово. В этом вот нам у китайцев бы тоже поучиться не грех, но, как говорила одна историческая личность, «верхи не хотят, а низы не могут». Но здесь, как уже было сказано в начале, всё, в принципе, понятно.
Ещё более интересное действие развернулось в международной полицейской организации уже потом, когда, соответственно, после неожиданной отставки предыдущего, возникла необходимость оперативно назначить президента нового. В российских политических «ток-шоу» события, разворачивающиеся в Интерполе, на некоторое время даже затмили уже привычную, благодарную и, к сожалению, неисчерпаемую «тему номер один» всех радио- и телеэфиров последних пяти лет – бесконечно майданную Украину. Дело в том, что вице-президентом организации являлся представитель России, генерал-майор полиции Александр Прокопчук, которого, в принципе, все изначально и готовились увидеть в качестве новой главы Интерпола, что в общем, при данной ситуации, казалось бы самым логичным и быстрым выходом из сложившегося положения. Тем не менее, вопрос было решено поставить на голосование, изначальным фаворитом которого, по всем предыдущим показателям, также являлся действующий вице-президент Прокопчук.
Украина и Литва, естественно, тут же записали всё происшедшее в актив своих собственных «великих геополитических побед» над Россией. Смешно даже. Журналисты и сведущая «экспертная» публика опять дружно и со смаком «обсосали» всё это в прессе, радио- и телепередачах и у нас, и у них, покричали, пообвиняли друг друга во всём том же самом, что и до этого, и затихли. На высоких местах, как обычно, скупо и осторожно «выразили сожаление». Ну, собственно, и чёрт бы с ним, как говорится. Пора вроде бы забыть и успокоиться. Но у меня лично всё это вызывает некое чувство «дежа вю», как будто всё это уже было, и оно просто повторяется в очередной раз. С Интерполом, понятное дело, у нас ранее проблем как будто не возникало. Но это лишь очередная «независимая и аполитичная» уважаемая международная организация, которая на поверку, как вдруг «неожиданно» выясняется, целиком и полностью контролируется и управляется ни кем иным, а конкретно нашими врагами.
А всякие игры на публику, типа выборов президента Интерпола или расширения полномочий ОЗХО против воли России, это на практике ничего не значащие действия. Всё равно сами США все эти организации и различные их решения и директивы ни во что не ставят. Это лишь способ указать России её место: «не лезьте, мол, с вашим супонным рылом в наш калашный ряд». Так вот и возникает вопрос: а надо ли нам в него лезть, да ещё за собственные же совсем немалые деньги? Какими полномочиями обладает, например, тот же президент Интерпола, за должность которого мы так переживали? Да никакими по факту. Это чисто номинальная позиция, этакий шахматный король, который ходит по одной клеточке и ничего особо делать не в состоянии. А наши высокопрофессиональные СМИ и даже представители власти сами дали себя втянуть в эту дешёвую игру, разглагольствуя на нужную врагам тему и подчёркивая тем самым высокий международный престиж некой «уважаемой организации» и поста её президента. Сами приложили усилия к медиализации всего процесса, а тем самым и привлекли внимание к последующему собственному очередному проигрышу. Зачем? Ну был наш генерал вице-президентом, и никто об этом слыхом не слыхивал, кроме узкого круга специалистов. Ну выбрали бы также по-тихому президентом или его или кого другого, какая разница? Не было бы ни радости, ни разочарования, но и ни международного унижения. Неужели наши спецслужбы действительно стали настолько непрофессиональны и беспомощны, что не знают кто, где, как и чем реально управляет?
Кстати, есть некоторые интересные исторические подробности о должности президента Интерпола и о самой этой уважаемой международной организации: например, изначально штаб-квартира её находилась в Вене, а после присоединения в 1938 году Австрии к Третьему Рейху, была перенесена в Берлин. Потом на посту президентов друг друга сменяли Рейнхард Гейдрих, Артур Небе и Эрнст Кальтенбруннер, все в званиях генералов СС. Очень уважаемые люди в своё время. Видимо так бы всё это далее и продолжалось, если бы Красная Армия в апреле 1945 не раздолбала к чёртовой матери всю столицу Рейха и со штабквартирой Интерпола за компанию, которым тогда по факту руководила организация, признанная впоследствии на Нюрнбергском трибунале преступной. Вот так. И где же тут престиж позиции с точки зрения нашего человека? Ну и если даже взять саму ООН, Генеральным секретарём которой сейчас является португалец Антониу Гутереш, что от этого имеет его родная Португалия? Да ничего не имеет. Как не было про неё слышно, так и нет. Ну если только лесной пожар где случится и так далее, то иногда показывают в новостях, вот и всё. Мне кажется, другой португалец, футболист Криштиану Рональду, и тот своей стране больше и славы принёс, и денег в виде налогов, даже если он от них периодически и уклоняется. Это вообще к вопросу о пользе в наше время различных международных институтов.
Уж если пережили две революции в 1917, Гражданскую войну, потом Вторую Мировую и на востоке и на западе, а потом и «перестройку» с распадом СССР и всеми его последствиями, так это, думаю, точно переживём. А потом создадим новую систему международных институтов. С теми, с кем нам надо. И так, как нам надо. Не впервой. Если мы действительно великий народ и супердержава. А я лично в этом не сомневаюсь.