Общедоступные охотничьи угодья что это значит
Организация охотничьих и рыболовных хозяйств
Аренда земельных угодий
Это первая и основная задача, с которой вы начнете свое плавание в мире охотничьего бизнеса, и здесь есть два вида земель — охотохозяйственные угодья и просто земли.
Охотохозяйственными угодьями считаются участки, которые зарегистрированы в краевом (региональном) и общем государственном реестре как земли, на которых можно осуществлять добычу охотничьих ресурсов. Просто земли — это участки, отведенные подо все остальное. Знать это очень важно, поскольку первый выбор, который станет перед вами — арендовать участок из охотохозяйственных угодий или из «просто земель»? У каждого из них есть свои нюансы.
Просто земли
Если вы решили просто арендовать понравившийся вам кусок леса и организовать там охотничье хозяйство, нужно пройти через три важных этапа:
При успешном проведении аукциона в вашу пользу, вы заключаете договор и арендованный вами участок присоединяется к общему реестру охотохозяйственных угодий. Это значит, что отныне отстрел животных на его территории не будет считаться браконьерством. Возможно вы не в восторге от одного только упоминания об аукционе, но здесь есть и еще одно «но». Согласно вышеупомянутому закону «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее 20% от общей площади охотничьих угодий субъекта Российской Федерации.
Это значит, что в конкретно взятом регионе охотничьи угодья делятся на два вида: общедоступные и закрепленные. Закрепленные угодья — это те, которые закреплены за другими предпринимателями как частные охотничьи, которые они могут, в свою очередь, сдавать в аренду для охоты другим лицам (то, чем предполагаете заниматься вы). Общедоступные же — это те угодья, которые остаются в собственности государства, но на территории которых каждый лицензированный охотник может производить отстрел животных и дичи на основании имеющегося у него разрешения.
Так вот, эти самые общедоступные охотничьи угодья не должны сокращаться меньше чем на 20% от общей территории охотничьих зон в данном регионе. И вышеупомянутые аукционы проводятся только в том случае, когда в распоряжение общедоступных зон попадают «лишние» территории. Как вы понимаете, это случается редко.
Здесь с первого взгляда все кажется значительно проще. Необходимо всего лишь:
И все — если будут соблюдены эти три условия, вы можете организовывать охоту. Но что значит последний пункт? Давайте остановимся на нем подробнее. Для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром, необходимо подать заявку в орган исполнительной власти субъекта РФ (администрация региона/края). В заявке необходимо указать:
Предпочтение здесь отдается тем, кто уже осуществлял какие-либо виды природопользования на данной территории, а также собственникам земель и лесного фонда, в распоряжении которых также имеются необходимые специалисты. Лица, которые имеют лишь договор аренды, без долгосрочной лицензии, вправе вести только охотохозяйственную деятельность без осуществления охоты. Ч
тобы понять как одно отличается от другого, приведем здесь еще одну выдержку из вышеупомянутого закона (см. вступление): охотничье хозяйство — сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.
Как вариант, вы можете стать не арендатором земель, а собственником, т. е. купить землю. Но в таком случае вам придется ближе столкнуться с коварной системой государственного аппарата и выложить больше денег.
Лицензии, путевки и разрешения
Первый и самый главный документ охотника — охотничий (охото-рыболовный) билет. Его обязан иметь каждый охотник, который захочет пострелять (либо половить рыбу) на территории вашего охотохозяйства. А ваша прямая обязанность — проверять его наличие. Как получить охотничий (охото-рыболовный) билет? Он выдается каждому охотнику лично, на основании заявления и данных, предоставленных в орган исполнительной власти любого субъекта Российской Федерации.
Согласно законодательным изменениям, произошедшим в 2011 году, охотничьи билеты теперь выдаются единого федерального образца, совершенно бесплатно и не имеют ограничений по сроку действия. Дополнительно: если вы планируете осуществлять охоту с собаками, то каждая из них должна быть вписана в охотничий билет и иметь свидетельство о регистрации в органах надзора.
Второй по важности документ охотника — путевка (лицензия) на охоту. Выдается каждому охотнику, действует на территории конкретного охотохозяйства, предопределяет отстрел конкретного вида животного/дичи и обозначает строго определенные сроки для этого (сезон охоты на тот или иной вид). По окончании срока действия путевка возвращается по месту выдачи и в ней делаются отметки о добытых животных.
Но откуда их брать? Выдавать такие путевки будете вы, после того, как станете юр. лицом или ИП и заключите охотохозяйственные соглашения. После этого вы будете вправе получать от уполномоченных органов государственной власти бланки разрешений, которые сможете заполнять самостоятельно и выдавать охотникам по своему усмотрению. Для получения бланков достаточно подать заявку в уполномоченные органы и указать количество необходимых бланков, виды предполагаемой охоты, сведения об охотничьих ресурсах, а также личные данные.
Стоит заметить, что это одна из процедур, которая будет требовать вашего постоянного внимания (следить за количеством бланков, соблюдать сроки сезонов охоты, и т. д.). Дополнительно: некоторые виды птиц/животных считаются охраняемыми и для охоты на них необходима специальная лицензия, которая определяет поштучный отстрел особи.
Итак, с юридической и оформительской стороной вопроса покончено, как же организовать само охотохозяйство? Надо сказать что уровень сервиса здесь создается каждым по мере возможностей. Кто-то превращает рыболовно-охотничью базу в пятизвездочный мини-отель со всеми удобствами и развлечениями современного мира, а кто-то создает условия по-походному: утепленные вагончики и примус. Мол, почувствуй суровый вкус настоящего охотничьего образа жизни. Поэтому данный вопрос мы рассмотрим поэтапно.
Обязательные услуги
К видам обработки охотничьих трофеев (любых) относится: разделка туши, чистка, потрошение, засолка, копчение (холодное\горячее), балыковяление, заморозка, и т. д. А если у вас есть парочка знакомых таксидермистов, вы можете организовать еще и создание чучел. Услуга эта затратная по времени, зато прибыльная.
Дополнительные услуги
Дополнительные услуги призваны повысить качество сервиса и выбор их зависит только от того, каким вы в итоге желаете видеть свое охотохозяйство. Вот некоторые из них:
При желании можно даже и вертолетную площадку соорудить, но создавать такие условия повышенного комфорта лучше и безопаснее, если данный участок лесных угодий принадлежит вам, а не находится в аренде.
Персонал
Если вы планируете открывать «скромную» базу, то при желании можно обойтись минимальным составом, куда входит: егерь, управляющий, повар. Если список услуг будет более расширенный, то потребуется большее количество обслуживающего персонала: официантки, прачки, уборщики внутренних помещений и территории, чистильщики бассейна, и т. д. Ограничений полета фантазии тут нет — если будут возможности, хоть собственных музыкантов держите, главное чтобы это положительно отражалось на прибыли.
Финансы
Есть огромная разница между открытием рыболовно-охотничьей базы и любым другим видом бизнеса, ибо эта деятельность специфична. Большинство знающих или просто углублявшихся в эту тему людей утверждают, что получить полноценную прибыль (или просто окупить вложения) здесь можно, как минимум, через полгода. Так что начинать такой бизнес стоит либо без погони за куском хлеба, либо с активным привлечением сторонних инвестиций (по большей части невозвратных бюджетных средств). Рассмотрим первичные статьи расхода и дохода, исходя из «средних» показателей уровня сервиса базы.
Статьи расхода
Основные статьи расхода касаются первичного этапа организации базы (когда происходит постройка домиков, обустройство территории, и т. д.) и являются единовременными затратами. Регулярные затраты появятся позже и среди них:
А во что обойдется сегодня соорудить базу? Если на арендованной\купленной вами территории нет каких-либо построек, которые можно отреставрировать, либо сдавать в готовом виде, то приготовьтесь начинать все «с нуля». Это включает несколько этапов.
Коммуникации — проверьте, есть ли они? Если да, то очень хорошо, если нет, то придется прокладывать.
Проект базы — это дело, над которым стоит работать вместе с профессионалами. Большинство рыболовно-охотничьих баз не сильно отличаются от стандартных: домики для проживания, большое общее помещение, кухня, столовая, подсобные помещения\бараки для персонала. При желании можно еще сделать отдельный домик для администрации и крытый гараж для машин гостей.
Строительство — здесь объемы ваших расходов будут зависеть не только от самих стройматериалов и найма рабочих, но и от дальности расположения вашей базы — чем дальше, тем дороже доставка сырья.
После того, как все подготовительные работы будут закончены, необходимо выделить бюджет на рекламу, иначе как мир узнает о вас?
Статьи дохода
Основная статья дохода рыболовно-охотничьей базы — охота и добытые трофеи. И здесь каждая база учреждает свои нормы и способы оплаты услуг. В основном, определяется цена за предоставление территории для охоты, за работу егеря, за добытые трофеи (звери и дичь — поштучно, рыба — по весу), за их обработку. Помимо этого, небольшую плату еще можно брать за выдачу лицензий (300 – 1000 руб). Если на базе производится отлов рыбы, то имеет смысл организовать прокат рыболовного инвентаря и водного транспорта с учетом расхода ГСМ (горюче-смазочные материалы).
Также оплате подлежат проживание на территории базы, питание и все другие дополнительные услуги.
Удачи вам в бизнесе. И не забывайте платить налоги!
Общедоступные охотничьи угодья что это значит
Учитывая огромную популярность охоты у россиян, вполне понятно, почему государство очень серьезно относится к регулированию вопросов, касающихся того, где и на каких условиях можно охотиться. Особенно часто в последнее время возникают споры по поводу общедоступных охотничьих угодий (ООУ), где, согласно Федеральному закону «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…» от 24.07.2009 №209-ФЗ, физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты, эти территории не закреплены за конкретным охотпользователем.
Общедоступно – не значит бесплатно.
На территории каждого региона, в соответствии с законодательными нормативами, должно быть не менее 20 процентов общедоступных охотничьих угодий, куда могут ездить охотники за дичью. Казалось бы, если в формулировке присутствуют термин «общедоступный», то никаких преград для рядовых граждан не должно существовать. На практике же, чтобы получить удовольствие от охоты все же придется заплатить некоторую сумму денег. Стоимость разрешения на охоту не так уж высока – 400 рублей, но в эту сумму не включаются так называемые лимитируемые виды. Таким образом, если вы хотите поохотиться, к примеру, на глухаря или тетерева, то дополнительно предстоит заплатить 100 и 20 рублей соответственно. Более высоки расценки на лося, кабана и медведя (1500, 400 и 3 тысячи рублей), причем, просто так разрешения на них не выдаются – в Нижегородской области проводится лотерея, выиграть в которую очень мало шансов. А в других регионах России распределение происходит вообще не понятным образом по принципу «кто успел – тот и съел», разрешения на лимитируемые виды дичи получают те охотники, кто первый подал заявление. Понятно дело, что такими охотниками часто становятся особо приближенные друзья власть имущих чиновников.
Конечно же, если сравнивать с расценками на территории охотничьих хозяйств, то эти расходы кажутся небольшими. Но в целом, если принимать во внимание принцип формирования общедоступных охотничьих угодий, где нет представителей егерской службы, непонятно, а куда же, уходят деньги – неужели на обеспечение государственных инспекторов? Скорее всего, они просто растворяются в большой массе бюджетных доходов государства.
Тенденции и проблемные вопросы.
То, что мнения по поводу ООУ разделились, вполне понятно, поскольку законодательная база на сегодняшний день проработана недостаточно, что позволяет находить, как очевидные плюсы существования общедоступных участков, так и серьезные минусы. Среди преимуществ, прежде всего, следует назвать не столь заоблачные цены на разрешения на добычу, что особенно существенно для тех, кто часто охотится, а также минимальный перечень необходимых документов (кроме разрешения на добычу потребуется только разрешение на оружие). Пренебрежительно относиться к получению документов не рекомендуется, так же, как и убивать животных, занесенных в Красную книгу – это чревато серьезными штрафами и прочими санкциями со стороны органов государственной власти. Интересно, что изначально в каждом из ООУ региона можно было оформить заявку (например, в Нижегородской области охотник мог получить разрешение в 39 районах), однако впоследствии количество заявок было уменьшено до одной.
Даже с учетом ограничений на число выдаваемых разрешений, количество дичи в пределах общедоступных угодий может быть небольшим, что объясняется наплывом охотников и отсутствием постоянного наблюдения за отстрелом и численностью различных видов животных. Кстати, именно поэтому многие российские защитники природы, весьма негативно относятся к дальнейшему увеличению площади ООУ, полагая, что это ставит под угрозу выживание многих представителей фауны. Другим существенным минусом охоты в пределах таких угодий является, конечно, отсутствие или весьма плачевное состояние охотничьей инфраструктуры, к которой относятся тропы, дороги, просеки за которыми в закрепленных угодьях следят сами охотпользователи. Только кажется, что лес – он везде лес, но на самом деле мало приятного в том, чтобы пробираться через горы мусора или идти по заброшенной дороге. Впрочем, сказать, что владения, за которые отвечают юридические лица и ИП, всегда находятся в идеальном порядке тоже проблематично, поэтому выбор места, куда отправиться на охоту, зависит исключительно от приоритетов охотника.
Нужно сказать, что значительная часть негатива в отношении ООУ связана скорее с воплощением идеи на практике, то есть с отсутствием продуманного механизма регулирования. Вполне вероятно, что ситуацию удастся улучшить, если внести корректировки в Федеральное законодательство, а также позаботиться о реальном контроле со стороны региональных властей.
Существуют некоторые непонятные моменты, связанные с тем, какие земли могут считать общедоступными угодьями. Например, если речь идет о населенном пункте или фермерском хозяйстве в пределах территории общедоступных угодий, то включаются ли они в ее общую площадь или нет? Если верить приложению к Федеральному закону, то да, входят, однако при этом относятся к категории элементов окружающей среды, непригодных для охотничьей деятельности. Что же касается создания новых поселков и городов в пределах ООУ, то ситуация неоднозначная, поскольку единых рекомендаций по стране не разработано, то есть решение принимается на основе региональных планов развития охотничьих территорий. Впрочем, рядовому охотнику разбираться в хитросплетениях закона нет смысла – достаточно посмотреть на схему общедоступных угодий своего региона, тем более что эта информация есть, как на специальном стенде Минэкологии вашего региона, так и на нашем сайте в разделе «Угодья» по адресу: https://hunt.nnov.ru/karta-oxotnichix-ugodij-nizhegorodskoj-oblasti
Кто несет ответственность за общедоступные охотничьи угодья?
Поскольку законом не предусмотрен постоянный надзор за общедоступными охотничьими угодьями, есть мнение, что в них практически нет дичи, ведь не проводится биотехния для поддержания сохранности фауны. Не выдерживают никакой критики, как уже упоминалось выше, и лесные дороги, путешествие по которым может стоить немалых нервов. Однако, несмотря на отсутствие каких-либо практических действий (за исключением периодических проверок) охотникам все равно приходится платить денежные средства за право добыть дичь в ООУ.
Кто-то может возразить, что сама по себе охота является бесплатной, а по факту приходится платить за работу инспектора, однако почему тогда нужно доплачивать за лицензионные виды, ведь объем работы чиновника от этого не зависит? Если судить по аналогии с закрепленными угодьями, где человек платить охотпользователю, то: кто получает деньги, тот и несет ответственность, а в случае с ООУ – это государство. К сожалению, чиновники пока что не придумали эффективного способа контроля – все предложения находятся в состоянии «разработки».
По мнению некоторых охотников, весьма удачной идеей было бы создать специальный фонд, который бы занимался вопросами сохранения и приумножения животных именно в общедоступных охотничьих угодьях. Инвестировать в такую организацию, понятное дело, следует из государственного бюджета, а в качестве дополнительных инвестиций использовать деньги, которые охотники платят за получение разрешений, а также штрафы. Очевидно, что без перехода от природопользования к природоуправлению сохранить имеющиеся богатства не удастся, поэтому наиболее перспективным направлением развития в отношении ООУ специалисты считают разработку методов государственного контроля над воспроизводством и сохранением животного мира.
Изменение закона – первый шаг для оптимизации охоты в ООУ.
Оценивая текущее положение дел в общедоступных охотничьих угодьях, можно отметить, что, несмотря на все ухищрения, количество браконьеров увеличивается, а численность зверей уменьшается. Разумеется, подобная ситуация наблюдается не в каждом регионе, но необходимость принятия решительных мер не вызывает сомнений. В первую очередь есть потребность в доработке законодательства, касающегося ООУ, в частности, имеет смысл разработать более конкретную систему развития ООУ: прежде всего, обеспечить проведение силами государства проведение специальных биотехнических мероприятий для воспроизведения поголовья животных, усилить охрану общедоступных угодий от незаконной охоты. Необходимо также решить вопрос о возможном участии в ведении ООУ простых охотников, а именно позволить им участвовать в биотехнических мероприятиях, охране и других мероприятиях по развитию угодий. Такие охотники, на наш взгляд, могли бы впоследствии пользоваться некоторыми льготами на охоту в угодьях, где ими была оказана помощь.
Чрезвычайно важной задачей является формирование сознательности у самих охотников, ведь если каждый будет следить за собой, ограничивать количество добытых зверей, соблюдать правила (как это делается в других цивилизованных странах) и требовать соблюдение норм закона и этики от других охотников, то проблем с воспроизводством животных и ухудшением экологии удастся избежать. В идее ООУ, без сомнений, есть рациональное зерно, однако чтобы и охотники, и государство были удовлетворены, необходимо прилагать серьезные усилия.
О ПРИНЦИПАХ И ОБЩЕСТВАХ
В «РОГ» № 24, 2010 была опубликована статья «Принципы и общества» под общей редакцией С.П. Матвейчука.
Меня удивляет, что в ней не в полной мере учтены нормы закона «Об охоте. », а делается ставка на устаревшие понятия, не имеющие сегодня правовой основы. Закон № 209-ФЗ ранее существовавшую ситуацию изменил кардинально.
Охотугодья не связаны с объектами охоты
Охотник — собственник (совладелец) объекта охоты
Регламент пользования охотресурсом не связан с охотугодьями
Охотничьи ресурсы — общенародная собственность. Собственников (совладельцев) много. Отсюда отказать в пользовании имуществом собственнику (совладельцу) в принципе невозможно. Можно только ограничить, регламентировать порядок пользования через квалификацию (охотминимум) и регламентацию нормам добычи и сроков охоты без какой-либо привязки к охотугодьям.
О нормах добычи закон гласит (ст.2):
«. правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается на следующих принципах: 1) обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранения их биологического разнообразия. ».
Что касается критериев «устойчивого существования и устойчивого пользования», то охотоведам они хорошо известны из результатов бонитировки. Каждому бонитету соответствует минимальная и максимальная численность. Это и есть критерии устойчивого обитания вида для конкретной охотхозяйственной популяции. У каждого бонитета свои проценты изъятия — критерии устойчивого пользования. То же в законе «Об охоте. »: доступность пользования ресурсаи охотхозяйственной популяции определяется только количеством голов без какой-либо привязки к закреплению охотугодий.
О термине угодья «общего пользования»
Термин этот чисто понятийный и не имеет правовой основы, но содержит массу подвохов.
Первый подвох — поборы за то, чем ни охотник, ни охотпользователи не пользуются.
В законе — общедоступные охотничьи угодья. В «Принципах» — угодья общего пользования. На первый взгляд вроде бы одно и то же, но между ними дистанция огромного размера.
Закон дает следующее определение общедоступным охотугодьям (ст. 7.2.2).): угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты. Согласно ст. 2.1, это вообще все угодья, где критерии устойчивого пользования допускают охоту.
В термине «угодья общего пользования» присутствует слово «пользование». Свободное пребывание не подразумевает никакого юридического оформления и документального подтверждения. А пользование как раз предусматривает оформление и документальное подтверждение этого права.
Второй подвох — поборы за оформление договоров на посредническую деятельность (по распространению госразрешений на добычу объектов охоты).
Этот подвох касается определения «охотпользователи». И здесь масса спекуляций и передергиваний, чтобы посредников (охотоператоров), распространяющих путевки охотникам, отнести к охотпользователям.
Термин «угодья общего пользования» неудачен. В законе он не установлен и не обозначен. Совершенно не нужно в обход закона через подзаконные акты прицеплять пользование охотугодьями к пользованию охотресурсом. Это весьма вредно.
Районное общество, а не общество районного охотоведа
Коллективизм и общность у нас в генах. Попытки построить что-то индивидуальное все равно приводят к коллективному — общему. Понятно, что разработчики «принципов» под угодьями общего пользования имеют в виду государственного оператора по распространению разрешений на добычу в госохотфонде.
В предложении, помимо «угодий общего пользования», присутствует и «форма охотничьего хозяйствования». В истории моей страны известна одна форма хозяйствования, где ресурс в общем пользовании и управлении — это община.
Присутствует третье определяющее слово: «государственные», которое означает, что управление пользованием находится в ведении госоргана. А кто его представляет в районе? Это районный охотовед. По сложившейся практике вокруг него существует актив, который можно назвать обществом районного охотоведа. Для этих людей предложения разработчиков «принципов», видимо, благо. Чего не скажешь об остальных охотниках — ведь для них это далеко не благо.
Ликвидация обществ охотников и замена их гособщиной — трагичный тупик в развитии охотничьего хозяйства нашей страны.
Полагаю, что обосновывать возрождение районного звена по подобию Главохоты совершенно не нужно. Нужны иные подходы и предложения.
Развивающиеся гражданско-правовые отношения в нашей стране в перспективе оставят только правовые отношения с конкретными правомочиями: а) община на основе договора доверительного управления охотничьим ресурсом и на принципах самоуправления; б) охотничьи поместья различных форм собственности с комплексным биоресурсным освоением, где не только доверительное управление охотресурсом, но и первичное земле- и лесопользование.
Госохотфонд с госоператором по распространению охотникам регламентационных охотпутевок может быть только в качестве резервной, переходной формы. Все остальное нежизнеспособно и неизбежно отомрет. Чем быстрее это поймем, тем лучше.
Леонид Грудев, г. Киров 27 июля 2010 в 15:20
Бизнес-план охотничьего хозяйства. Как взять в аренду охотничьи угодья
Предпринимателей-любителей охоты зачастую волнует вопрос: «Как взять в аренду охотничьи угодья?» Где-где, а в России уж действительно есть, из чего выбирать!
Общая площадь охотничьих угодий, т. е. среды обитания диких животных, в РФ составляет 1,5 млрд га. Количество видов животных, на которых разрешена охота (охотничьих ресурсов) – 228. Сфера охотничьего хозяйства обеспечивает торговый оборот 80–100 млрд руб.
Это рентабельнее, чем кормить в вольерах норок, песцов. Традиционная классификация различает открытые, лесные, болотные и водные охотугодья. Общественные отношения, связанные с их эксплуатацией, регулируются Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов…»
Наиболее востребованными считаются лесные ресурсы. В их среде чаще всего организуются частные охотничьи угодья. Существует несколько их классификаций. Первая из них (по возрасту древостоя) использует десятилетнюю градацию для лиственных деревьев и двадцатилетнюю – для хвойных. (1 и 2 класс – молодняк, 3 и 4 – средневозрастной, далее – приспевающие, спелые и перестойные насаждения).
Вторая классификация, по Д. Н. Данилову, различает заболоченный, мшистый, пойменный, сложный, сухой и лишайниковый, каменистый лес. Это наиболее общие классификации, на самом деле их гораздо больше.
Интересующихся, как взять в аренду охотничьи угодья, следует ориентировать на вторую группу.
Выбор угодий для аренды. Предварительное планирование
Очевидно, что предприниматель в сфере охотничьего бизнеса выбирает для себя такую аренду лесных угодий, которая перспективна и потенциально прибыльна, при этом пользуясь приемами охотоустроительной работы. Мероприятия, которые она включает в себя, подразделяются на подготовительные, полевые и камеральные.
Конечно же, приходится «отмерить семь раз», перед тем как взять охотничье угодье в аренду. При подготовительных мероприятиях изучаются документы земотделов райисполкомов, природоохранных организаций, ветеринарных служб, отделов сельского хозяйства. Смысл полевых работ заключается в качественном оценивании популяций сдаваемой в аренду территории.
Заключительным этапом процесса оценки являются камеральные работы, в ходе которых обобщается информация подготовительного и полевого этапов, лесные угодья оцениваются в стоимостном выражении, охотничье хозяйство территориально планируется, производится нормирование отстрела, планируются биотехнические и охранные мероприятия, составляются оптохозяйственные карты и схемы. Оценивается видовая численность охотничьих ресурсов, то, как они распределены пространственно, достаточность естественных кормов.
Таким образом, интересующийся, как взять в аренду охотничьи угодья, не может обойтись без егерского обследования угодий.
Оформление аренды
Если отвечать с юридической точки зрения на вопрос «как взять в аренду охотничьи угодья», то речь, конечно же, пойдет о документальных операциях. Главными этапами оформления аренды являются приобретение статуса ИП или же юридического лица, выбор и аренда конкретных угодий, заключение охотхозяйственного соглашения с Госохотинспекцией (как результат выигрыша в аукционе), получение гослицензии на пользование охотничьими ресурсами.
Лицензирование потребует от вас заявки в соответствующий исполнительный орган государственной власти, содержащей сведения о будущем охотничьем бизнесе, а также предполагаемых качественных и временных параметров пользования животным миром (отстрела и восстановления). Разумно составлять подобную заявку по итогам камеральных работ. Фактически – это черновой бизнес-план охотничьего хозяйства.
Возможен вариант приобретения охотничьих угодий в собственность, однако он на порядок дороже, и, соответственно, речь о рентабельности здесь может идти лишь на длительных промежутках времени. Это, скорее, вложение капитала, чем предпринимательство.
Пути развития современного охотничьего хозяйства
После приобретения прав пользования актуальным становится вопрос о том, как организовать охотхозяйство? Предприниматель, арендовав охотничье хозяйство, не только получает с него прибыль, но и целенаправленно работает над тем, чтобы эта прибыль становилась выше.
Первостепенное значение имеет точность определения количества животных в данном хозяйстве на начало сезона охоты. Это краеугольный ориентир, от которого планируются все основные показатели охотхозяйства. В первую очередь, учитываются пушные звери, а также крупные парнокопытные. Их количество оценивается в количестве особей на тысячу гектаров угодий. Для этого сначала производится подсчет на пробных площадках и маршрутах, а затем эта выборка округляется для всей территории угодий.
Критерием качества охотничьих хозяйств является коэффициент производительности угодий (этот показатель вычисляется по каждому виду животных).
Для хороших угодий он равен 250, для имеющих качество выше среднего – 165, для средних – 100, для качества ниже среднего – 50, для плохих – 15. Практически это означает, например, что в хороших охотхозяйствах животных в 2,5 раза больше, чем в средних.
Получить хорошие угодья в аренду – это, конечно, великое везение. И его, как правило, не бывает. Будьте реалистами, в аренду вам дадут как максимум среднее хозяйство.
Вам предстоит повышать его качество: улучшать кормовую базу, повышать защитные и гнездопригодные свойства за счет повышения лесистости и обогащения насаждений. Возможно, даже придется на определенном участке произвести мелиорацию. Только на основании надежного «кормового тыла» можно будет далее развивать охотничий бизнес.
При достаточном количестве кормов хороший эффект демонстрируют дополнительные мероприятия по искусственному заселению угодий животными и птицами.
Успех охотхозяйства зависит от егерей
Очевидно, что понимание того, как организовать частное охотничье хозяйство, должно сочетать не только подходы предпринимательства, но и специфические аспекты егерского дела. Грамотное ведение охотничьего хозяйства должно обеспечивать расширенное воспроизводство зверей и птиц.
Для этого следует ориентироваться в миграциях, знать биологию основных видов животных и их способность к восстановлению поголовья. Впрочем, некорректно полагать, что популяцию определенных промысловых животных целесообразно увеличивать выше оптимальной. Ухудшается кормовая база, и начинаются болезни. Такая целенаправленная деятельность, решающая задачу, как организовать охотхозяйство, называется охотоведением, ею профессионально занимаются егеря.
Некоторые хозяйственные моменты
С чего начинать хозяйственную деятельность охотничьего хозяйства? Во-первых, следует принять меры для минимизации количества дорог. В идеале должна остаться одна, ведущая к лесному хозяйству, оборудованная блокпостом и шлагбаумом.
Документальное сопровождение охоты
Какие документы обслуживают охотничий бизнес? Каждый охотник согласно Федеральному закону «Об охоте» должен иметь на руках выданный Госохотинспекцией бессрочный охотничий билет единого федерального образца. (Ограничение для получения его – неснятая или непогашенная судимость за умышленное преступление).
Охотясь на лицензируемых животных, т. е. добывая их путем выслеживания и преследования в состоянии их естественной свободы, охотник вместо путевки получает от охотхозяйства лицензию или же подписывает договор. Следует отметить, что действие как путевки, так и лицензии, ограничено во времени. После пользования бланки этих документов сдаются охотниками в охотничье хозяйство. Кроме того, контроль соблюдения сроков охоты, учет бланков путевок (лицензий) является функцией охотхозяйства.
Организация деятельности охотхозяйства
В целом же организация деятельности охотхозяйства регламентируется и производится его штатом. Именно эти люди, знающие, как организовать охотничье хозяйство, определяют уровень сервиса для охотников, посещающих соответствующие угодья. Базовый комплекс предоставляемых услуг включает в себя организацию проживания и питания, егерские услуги, а также обработку трофеев.
Значительно повышают прибыльность охотничьего хозяйства дополнительные сервисы: банные услуги, массаж, бассейн, водные маршруты, игры (бильярд, волейбол, настольный теннис), организация пикников с мангалом, площадки для спортивных игр, стрельбы (тир), прачечная, интернет, транспортные услуги, экотуризм по охотничьему хозяйству.
Общая деятельность рассматриваемого предпринимательства осуществляется на основе плана, учитывающего, кроме продукции, получаемой непосредственно из самого охотничьего хозяйства, еще и инвестиции в него. Следует сразу же оговориться, что первые два-три месяца после своей организации охотничье хозяйство работает на достижение точки безубыточности. В этот же период предпринимателям в области охотничьего бизнеса в целях увеличения потока финансирования рекомендуется заключать договоры со сторонними организациями.
Штат охотничьего хозяйства
Минимальный штат охотничьего хозяйства включает в себя управляющего, егеря и повара. Управляющий осуществляет планирование его развития и контролирует выполнение этого плана. Требования к нему: высшее образование (желательно специальное), наличие автотранспорта, приветствуется опыт в гостиничном бизнесе.
Лично он осуществляет переговоры и заключает договоры с партнерами, клиентами, организует работу, контролирует персонал.
Егерь должен иметь высшее специальное либо среднее образование и два года стажа работы по этой специальности. Он учитывает численность животных, контролирует соблюдение правил охоты, проводит охранные мероприятия и мероприятия по регулированию численности животных. Он подготавливает корма, солонцы, обустраивает кормовые площадки и кормушки, искусственные гнезда.
Повар, конечно же, должен быть настоящим специалистом по приготовлению блюд из дичи. От его мастерства также будет зависеть успех охотничьего бизнеса. Повару и егерю следует оборудовать проживание отдельно от гостевых домиков.
Прибыль
Поскольку основные виды издержек уже упомянуты нами в данной статье, нам остается показать направления прибыльности охотничьего хозяйства. Каждое такое хозяйство утверждает свои тарифы за добытые охотниками трофеи. Лишь небольшой процент от них составляет доход от продажи путевок и лицензий (300–1000 руб.).
Бизнес на охотничьих товарах
Вывод
Организовать прибыльное охотничье хозяйство – специфическое дело. Для его успешного функционирования важно соединить умения егерей, незаурядные организационные навыки, энтузиазм в налаживании сервиса, неповторимую кухню.
Успешно и ритмично работают хозяйства, заключившие договоры с крупными предприятиями на отдых охотников из числа их сотрудников. Также перспективны организация элитной охоты, с запланированными трофеями, развитие экологического туризма.
Большое значение имеет «сарафанное радио»: результативная охота, гарантирующая трофеи, а также налаженный сервис – залог коммерческого успеха охотничьего хозяйства.