Общая исповедь в храмах что это и когда наступает
Общая исповедь в храмах что это и когда наступает
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Таинство Покаяния в богослужебных книгах называется Исповедь. Церковно-славянское слово «исповедаю» значит: открыто признаю, объявляю. Следовательно, уже по определению во время этого таинства человек должен с сокрушенным сердцем конкретно называть свои грехи. Такая практика берет начало уже с апостольского века: «Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18). Ученик св. апостола Петра священномученик Климент Римский пишет: «Итак, в чем мы согрешили по каким-либо наветам врага, должны мы просить прощения» (Первое послание к коринфянам. Гл. LI).
Исповедь должна быть обстоятельной не только для полного очищения души, но и в целях пасторского руководства. Долг священника помогать прихожанам, духовно возрастать и исправляться. Исполнить это пастырь лучше всего может во время исповеди. Среди кающихся почти всегда бывают люди, пришедшие впервые. К таким должно проявить особую чуткость и внимание. Священник должен помочь им освободиться от бремени грехов, которые они накапливали годами и десятилетиями. Многие из них исповедоваться еще не умеют. Наконец, надо указать и на канонические соображения. Большинство пришедших на исповедь желает причаститься. Только подробная исповедь дает возможность священнику определить, насколько человек готов приступить к святой Чаше. Если были смертные грехи, то от кающегося прежде причастия требуются плоды покаяния. Так нам заповедовали святые отцы.
Понимая высокую значимость таинства Покаяния, многие настоятели храмов стремятся начинать исповедь с вечера и использовать время перед началом Божественной литургии. Однако время и физические силы священников ограничены. Поэтому и приходиться проводить общую исповедь, поскольку в воскресные и праздничные дни бывает много причащающихся. В таких случаях обычно священник после молитв читает подробный перечь грехов и призывает всех пришедших на исповедь, каяться. Не должно сомневаться, что и такую исповедь, вызванную особыми обстоятельствами, милосердный Господь примет и простит грехи. Если не было смертных грехов, то еще раз каяться не надо.
Общая исповедь
Как известно, в настоящее время в Церкви практикуется не только отдельная, но и так называемая «общая» исповедь, при которой священник отпускает грехи, не выслушивая их от кающихся.
Замена отдельной Исповеди общей вызвана тем, что теперь священник часто не имеет возможности принять исповедание от всех желающих. Однако таковая замена, безусловно, крайне нежелательна, и не всем и не всегда можно участвовать в общей исповеди и после нее идти к Причастию.
При общей Исповеди кающемуся не приходится открывать грязи своих духовных одеяний, не приходится стыдиться за них перед священником и не будут задеты его гордость, самолюбие и тщеславие. Таким образом, не будет того наказания за грех, которое в дополнение к нашему раскаянию снискало бы нам милость Божию.
Во-вторых, общая Исповедь таит ту опасность, что к Причастию подойдет такой грешник, который при отдельной Исповеди не был бы допущен священником к Святой Чаше.
Многие серьезные грехи требуют серьезного и длительного покаяния, и тогда священник запрещает Причастие на определенный срок и накладывает епитимию (покаянные молитвы, поклоны, воздержание в чем-либо). В других случаях священник должен получить от кающегося обещание не повторять более греха и только тогда допустить к Причастию.
Поэтому к общей Исповеди нельзя приступать тем, кто долго — несколько лет или много месяцев — не был на отдельной Исповеди, и тем, кто имеет или смертный грех, или такой грех, который сильно задевает и мучает его совесть.
В таких случаях исповедник должен после всех прочих участников исповеди подойти к священнику и сказать ему те грехи, которые лежат на его совести.
Можно считать допустимым (по нужде) участие в общей Исповеди лишь тех, кто исповедуется и причащается достаточно часто, проверяет себя по временам на отдельной Исповеди и уверен в том, что те грехи, которые он скажет на Исповеди, не послужат поводом к запрещению для него Причастия.
При этом необходимо также, чтобы мы участвовали в общей Исповеди или у своего духовного отца, или у священника, хорошо нас знающего.
Что такое общая и публичная исповедь?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Общая исповедь была широко распространена в советское время, когда в Москве, например, было открыто только сорок три храма и людей было настолько много, что по праздникам прихожан даже просили приходить на службу или вечером, или утром. Иначе людям было не поместиться.
В те годы исповедывающихся и причастников было столько, что священники просто не справлялись с потоком людей. Общую исповедь ввел еще святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он читал краткую исповедь — перечисление грехов — во всеуслышание кающимся. Потом, стоя перед прихожанами, даже не каждого, а всех разом накрывал епитрахилью и произносил молитву на отпущение грехов. Сейчас такое не практикуется, почти все храмы, за исключением нескольких, отошли от этой традиции.
Публичная же исповедь существовала во времена первых христиан. Кающийся выходил на амвон и совершенные грехи исповедовал не перед единственным свидетелем, а перед всей Церковью — общиной.
Публичной исповеди сегодня нет, но в отдельных случаях она может оказаться весьма уместной. Например, если бы участницы группы «Pussy Riot» захотели покаяться, им стоило бы совершить публичную исповедь. Так как эти девушки совершили публичное действие, было бы логично, если бы они вышли на тот же самые амвон, на котором плясали, — и уже со смирением принесли покаяние перед всеми верующими.
Фото в анонсе: Картина «Иоанна Кронштадтский проводит общую исповедь в Андреевском соборе
Общая исповедь
Исповедь имеет огромное значение в жизни каждого православного христианина. Ритуал, во время которого происходит покаяние в совершенных грехах, помогает очиститься духовно и обрести свободу от новых искушений. Исповедуясь в своих прегрешениях, человек получает шанс вести жизнь, угодную Господу. Во многих храмах священнослужителями выполняется обряд, называемый общей исповедью. Далее можно будет узнать о его особенностях и правилах проведения.
Что такое общая исповедь
Исповедальный обряд, который сопровождается откровенным диалогом между верующим и священником и раскаянием мирянина, называется частным или индивидуальным. В отличие от него общая исповедь подразумевает одновременное присутствие в храме нескольких человек, желающих покаяться в совершенных грехах. Такой ритуал проводится согласно заранее подготовленному расписанию.
Во время обряда служитель церкви, пребывающий в чине священника, помогает прихожанам расти духовно, осознавать свои неправильные поступки, направлять все усилия на свершение благих дел. Также это священное действие позволяет вовремя распознавать негативные мысли, бороться с ними и избегать их повявления в будущем.
Принцип проведения общей исповеди для мирян выглядит следующим образом:
Количество христиан, принимающих участие в данном ритуале, может быть неограниченным. В православной церкви общая исповедь чаще всего проводится в Великий пост. В основном она проходит в праздничные и воскресные дни, когда в храме присутствует большое количество людей.
Важно знать! Общая исповедь рекомендована опытным христианам, а также тем, кто не совершал каких-либо тяжких грехов. Если человек только начинает приобщаться к православной вере или имеет на душе тяжелый камень, лучше всего беседовать со священником об имеющихся прегрешениях один на один.
Подготовка к ритуалу
Тем, кто готовится к любому виду исповеди, включая общую, православные священники рекомендуют:
Полезно учесть! При подготовке к покаянию стоит обратиться к своим родным и близким. Они помогут определиться с перечнем грехов, поскольку со стороны поведение человека видно гораздо лучше.
Специальный пост перед исповедью не требуется. Исключением являются случаи, когда этот обряд проводится накануне причащения.
В чем каются на общей исповеди
Текст, произносимый священником на общей исповеди перед присутствующими христианами, содержит в себе следующие грехи:
Исповедальный текст может выглядеть следующим образом:
«Исповедую перед лицом Господа все грехи, содеянные в разное время моей жизни, совершенные вольно или невольно, делом, словом или мыслью. Считаю себя недостойным прощения, но имею слабую надежду на Божье милосердие, всей душой желаю исправить соделанное зло и жить праведной жизнью.
Согрешил тем, что сомневался в существовании Бога и правильности Христова учения, был малодушен, легкомысленно относился к святыням, высказывался о вере недопустимым образом, имел дерзкие мысли об Отце Небесном и святых богоугодниках, верил приметам, суевериям и гороскопам, увлекался чуждыми религиями, нарушал церковные правила, не молился каждый день перед вкушением пищи, утром и перед сном, не постился в положенное время, был невнимателен во время молитвы, понапрасну упоминал имя Божье, не имел благодарности Господу за данную мне жизнь, за все имеющиеся у меня блага и посланные испытания.
Также согрешил ложью, лицемерием, раздражительностью, равнодушием к окружающим, неуважением к старикам и больным, нежеланием оказывать помощь нуждающимся, отсутствием почитания к собственным родителям, недостаточной заботой о своих отпрысках, презрением к бедным, осуждением чужой жизни и чужих недостатков, завистью, злословием, присвоением чужой собственности, пожеланием зла или смерти своим близким.
Согрешил себялюбием, корыстолюбием, алчностью, жаждой богатства, тщеславием, похотью, злословием, гневливостью, праздными разговорами, ленью, унынием, недовольством, нежеланием зарабатывать честным трудом, стремлением к накопительству имущества, курением табака, распитием спиртного, невоздержанием в супружеских отношениях, ревностью, большей любовью к земным благам, чем к Творцу и духовным ценностям.
Грехи, совершенные мной против Господа Бога, своих ближних и себя самого, бесчисленны! Я недостоин прощения, но взываю к беспредельному Божьему милосердию: прими, Господи, мое чистосердечное покаяние, прости за содеянные прегрешения, очисти мою душу и тело, укрепи мой дух, помилуй и прости меня, грешного!
Молитесь обо мне, честный отче, перед Господом, Пречистой Девой Марией и святыми богоугодниками. Да помилует меня Отец наш Небесный, освободит от содеянных грехов и позволит причаститься Святых Тайн Христовых».
Тем, кто сомневается в необходимости проведения ритуала, представители духовенства поясняют: сила общей исповеди нисколько не меньше, чем у обычного покаянного обряда. Если в душе человека имеется искреннее раскаяние, милосердный Господь обязательно примет его и простит все совершенные или задуманные грехи.
Как проходит исповедь в православном храме
Таинство Исповеди — это таинство, через которое Господь отпускает нам наши грехи.
Когда можно исповедоваться в храме?
Обычно исповедь начинается утром перед Божественной литургией и вечером во время и после вечернего богослужения. Точное время следует уточнять в конкретном храме. В особых случаях можно договориться со священником об индивидуальном времени исповеди, например, когда человек тяжело болен или пришел исповедоваться впервые в жизни.
Как проходит таинство Исповеди?
Перед началом исповеди священник читает особое молитвенное последование перед исповедью, во время которой исповедники называют свои имена. Подходя к аналою (высокому наклонному столику, на котором лежат Крест и Евангелие), человек еще раз называет свое имя и кается в совершенных грехах, то есть рассказывает о них вслух священнику. Остальные исповедники ждут в очереди поодаль, чтобы ничего не услышать.
Когда исповедь закончена, кающийся склоняет голову, священник накрывает его епитрахилью (элемент облачения) и читает разрешительную молитву. Затем кающийся целует Крест и Евангелие, берет благословение у священника.
О чем говорить на исповеди?
На исповеди нужно каяться в том, о чем говорит совесть. В том, что не дает вам покоя. Нужно четко называть конкретные грехи, при этом не вдаваясь слишком в подробности.
Можно ли использовать книжки со списком грехов?
Если вам по началу сложно сориентироваться, можно ознакомиться с брошюрами о правильной подготовке к исповеди, где приводятся списки грехов. Но не стоит пользоваться этими списками как анкетными опросниками: вот этим грешен, а этим — нет. Иначе исповедь станет сухой, формальной и не принесет плода. Такие книги могут быть костылями, а не прямым руководством к действию. Больше об исповеди — в подборке материалов «Фомы».
Зачем на исповеди священник?
Священник на исповеди выступает свидетелем покаяния (о чем он напоминает в молитве), посредством которого Господь отпускает грехи. Благодать отпускать грехи даровал Иисус Христос апостолам, а те, в свою очередь, епископам и священникам: Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:23). Важно помнить, что мы исповедуемся Живому Богу, незримо присутствующему во время таинства.