Общая готовность к школе рассматривается как взаимосвязь чего
Подготовка детей к школе: общая и специальная готовность
Юлия Вилкова
Подготовка детей к школе: общая и специальная готовность
Подготовка детей к школе: общая и специальная готовность.
В ДУ осуществляется общая и специальная подготовка:
Недооценка необходимости общей подготовки к школе приводит к нарушению формирования личности ребенка.
Прежде всего надо, чтобы ребенок физически был готов к смене образа жизни и знаний. Слабое здоровье детей будет отрицательно отражаться на качестве обучения и состояний здоровья. Поэтому уже с раннего возраста ребенка воспитателям и родителям следует заботиться о его здоровье, формировать выносливость.
Готовность к учению предполагает понятие определенного уровня развития самостоятельности, ответственности, уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым, наличие интереса к знаниям, умение общаться со сверстниками.
Психологическая готовность к школе предполагает так же сформированностъ мотива учения, интерес к школе проявляется рано. Наряду с готовностью к учению, старшего дошкольника необходимо подготовить к новому образу жизни, т. е. к умению устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками; познакомить детей с нормами поведения и взаимоотношений. Новый образ жизни требует определённых личностных качеств,таких как: честность, инициативность, умелость …
Подготовка к новому образу жизни происходит в повседневной жизни, где закрепляются нравственные нормы, создаются условия для практики морального поведения.
Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.
Готовность к школе как итог и результат дошкольного периода развития ребенка
Наталья Тишкина
Готовность к школе как итог и результат дошкольного периода развития ребенка
Что представляет собой психолого – педагогическая готовность к школе?
Готовность к школе – это ключевой момент преемственности работы ДОУ, семьи, школы и других учреждений. С современных позиций готовность к школе рассматривается как комплексное понятие и включает в себя два блока.
Термин психологическая готовность к школе возник в 80-е годы для опреде-ления готовности учиться шестилеток. Это и есть совокупность нижерассмотрен-ных трёх компонентов т. е. общая готовность
1. Физическая готовность – это определенный уровень морфофункцио-нального развития организма ребенка и отдельных его систем, позволяющих вы-держать школьные нагрузки. Это в целом здоровье ребенка.
Работают: воспитатель, инструктор по физической культуре, родители.
2. Познавательно – речевая готовность – это определенный уровень разви-тия познавательной активности мышления, речи, кругозора, позволяющий полу-чить информацию о мире, её перерабатывать и обсуждать со сверстниками и взрослыми.
Работают: детский сад в целом, семья.
Диагностирует: воспитатель, учитель.
Диагностирование детей школой до зачисления их в школу и с целью приня-тия решения о зачислении в школу не допускается!
3. Социально – личностная готовность – включает в себя: во-первых, сформированность умения управлять своим поведением (произвольность поведе-ния, во-вторых, желание учиться и, в-третьих, готовность к принятию новой со-циальной роли школьника и к изменению роли взрослого. Взрослый много знает, с ним интересно, у него многому можно научиться.
Что влияет на социально-личностную готовность? Деятельность семьи, вос-питателей, школьные учителя.
В принципе, это зрелость центральной нервной системы. Единство биологи-ческого и социального начала. Различие мотиваций (желаний) учиться. Есть мо-тивы социальные, положительно окрашенные (знают, что в школе надо учиться).
Работают: детский сад, семья, психологи, школа
Специальная готовность к школе включает в себя два компонента.
4. Сформированность предпосылок учебной деятельности
— развитие общеинтеллектуальных умений (т. е. умений получать и перераба-тывать информацию);
— общедеятельностные умения (т. е. умения следовать поставленной цели, планировать свою деятельность и оценивать результаты);
— сформированность школьнозначимых психических и психофизиологиче-ских функций (зрительное восприятие и память, слуховое восприятие и память, пространственная ориентация, тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук, координация в системах глаз – рука, ухо – рука, глаз – ухо – рука).
Любая деятельность (разная по продолжительности и характеру)имеет не-сколько этапов:
1. Мотивационно – целевой этап.
2. Операционально – исполнительный этап. Этап планирования деятельно-сти; умение планировать деятельность во времени; контролировать дея-тельность на каждом его этапе.
3. Оценочно – итоговый этап, выводы. Умение перепроверить свою работу. Оценка взрослым работы ребенка должна быть позитивной в целом, но обязательно с указанием ошибок.
Формируют: воспитатели, логопеды, учителя.
Оценивают и диагностирую – никто.
5. Готовность к усвоению русского языка и математики как основных учебных предметов в начальной школе – это владение детьми некоторыми знаниями и умениями, которые позволят успешно овладеть в школе такими типично школьными умениями как чтение, письмо, счет, тем более решать задачи и уравнения.
— понятие математического ряда, начало и направление ряда, ориентировка в пространстве;
— чтение как технический навык – это входит в работу, но является не само-целью, а средством.
Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.
Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.
Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.
Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.
Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.
Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.
Проектная деятельность в группе раннего развития как средство облегчения периода адаптации к условиям ДОУ Малыши переступают порог детского сада. В жизни детей наступает самый сложный период – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс.
Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.
Общая и специальная подготовка к школе, их взаимосвязь
Эффективность обучения в школе, успех адаптации к условиям новой образовательной ступени во многом определяются уровнем подготовки детей в ДОУ. Подготовка к школе – специфическая роль старших групп, одна из важных задач и результатов всего педагогического процесса.
Задачи и содержание подготовки детей к школьному обучению определяют два ее основных направления: общая и специальная подготовка (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).
Специальная подготовка к школе – процесс, в ходе которого осуществляется приобретение ребенком знаний и умений, обеспечивающих успешность освоения содержания учебного материала в первом классе по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).
Целью общей подготовки является гармоничное всестороннее развитие ребенка. Результатом этого процесса является формирование физической, мотивационной, нравственно-волевой, интеллектуальной, коммуникативной сфер личности и развитие всех видов деятельности ребенка.
Эти два направления необходимо видеть в единстве. Деление целостного процесса подготовки на две логические части обосновано не только целями и временными рамками их реализации в педагогическом процессе ДОУ.
Общая подготовка осуществляется на протяжении всего дошкольного детства. Во всех возрастных группах педагог работает над развитием разных сфер личности, над развитием детской деятельности. Итог – разностороннее развитие детей в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями.
Специфическая подготовка к усвоению учебных предметов протекает в старшем дошкольном возрасте при изучении материала, являющегося основой дальнейшего усвоения учебных предметов в школе. Эта подготовка осуществляется на специальных занятиях. Основы необходимых для развития знаний и умений дети получают и ранее. Однако в старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется обучению грамоте, освоению понятий и закономерностей существования окружающего мира, предъявляются четкие требования к качеству процесса и результатов обучения. Цели, содержание специальной подготовки к школе являются понятными, и в дошкольной педагогике практически нет разночтений в понимании ее значимости и сроков осуществления.
Общая подготовка как предмет исследования рассматривается в дошкольной педагогике и психологии. В определении составляющих общей подготовки детей к школе, в отличие от специальной, просматривается многообразие позиций. Отсюда различные подходы к определению направлений общей подготовки.
Суммируя взгляды на общую подготовку, получаем, что она направлена на:
– физическое развитие ребенка;
– развитие интеллектуальной сферы, познавательных процессов, умственных действий и операций, речи;
– социально-нравственное воспитание личности;
– развитие навыков общения и взаимодействия со взрослыми и детьми;
– формирование знаний о школе, учебно-познавательной и социальной мотивации учения, внутренней позиции школьника;
– развитие важных качеств личности будущего школьника развитость крупной и мелкой моторики, графические навыки, развитость психических процессов, произвольность, мотивация учения, обучаемость;
– развитие произвольности в поведении и деятельности;
– формирование компонентов учебной деятельности.
Цели определяют результаты подготовки детей к школьному обучению. В качестве результата выступает готовность к школе как синтетический результат целостного процесса.
Физическая, психологическая и интеллектуальная готовность детей к школе.
Светлана Дружинина
Физическая, психологическая и интеллектуальная готовность детей к школе.
Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является подготовка детей к школе. Переход ребёнка в школу – качественно новый этап в его развитии. Результатом подготовки является готовность к школе.Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.
Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе. Следовательно, в дошкольном учреждении должна осуществляться общая и специальная подготовка.
Под специальной подготовкой понимается приобретение ребёнком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам. Изучение программы I класса школы показывает, что успешно овладеть ею сможет тот ребёнок, который уже располагает определенным запасом знаний по школьным предметам, научился читать. Учитель будет опираться на эти познания ученика, и развивать их, обогащать. Знания, таким образом, составляют основу для обучения по специальным предметам.
Чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе, необходимо дать им определённые знания, выстроенные в систему, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности. Следует также развивать у ребёнка любознательность, познавательные интересы и способность осознанию воспринимать новую информацию.
В содержание понятия общая подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка.
При переходе в школу меняются образ жизни ребёнка, его социальная позиция. Новая социальная позиция требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, уметь общаться с детьми и взрослыми.
Недооценка необходимости общей подготовки к школе приводит к формализации процесса обучения, к снижению внимания, к решению главной задачи – формировать личность ребёнка.
Прежде всего, надо, чтобы ребёнок физически был готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность к школе предлагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться, их работоспособность будет падать – всё это не может, не отразиться на качестве обучения и состояния здоровья. Поэтому уже с раннего возраста ребёнка воспитателю и родителям следует заботиться о его здоровье, формировать выносливость.
В дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию у детей правильной осанки, принимать меры для предупреждения искривления позвоночника и развития плоскостопия. Это достигается подбором мебели, соответствующей росту ребёнка, правильной дозировкой физической нагрузки в течении дня и выполнением физических упражнений, укрепляющих кости, связки, мышцы и другие системы организма и улучшающих процессы обмена.
Большое значение в воспитательной работе с детьми имеет правильная организация двигательной активности ребёнка в течение дня. Надо избегать длительного пребывания ребёнка в одной позе (сидение, однообразная ходьба, так как это утомляет его и ведет к перегрузке некоторых отделов костно-мышечного аппарата.
Развитию высшей нервной деятельности ребёнка способствует правильное воспитание. Нельзя перегружать детей новыми впечатлениями; не рекомендуется частые выступления детей в художественной самодеятельности, посещения кино, просмотры телевизионных передач, DVDфильмов, компьютерных игр, особенно не соответствующих возрасту ребёнка. Это сильные раздражители для нервной системы ребёнка, они могут вызвать переутомление и срывы в поведении, капризы, ухудшить сон, аппетит, повлиять на качество речи.
В содержании социально-психологической, нравственно-волевой готовности к школеможно выделить следующие компоненты: готовность к учению (обучению) и готовность к новому образу жизни.
Готовность к учению (обучению) предполагает наличие определенного уровня самостоятельности. Самостоятельность начинает формироваться уже с младшего дошкольного возраста и при внимательном отношении взрослых к этой проблеме она может приобрести характер довольно устойчивых проявлений в разнообразной деятельности. Возможно и формирование ответственности. Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые им предлагает взрослый. Ребёнок запоминает поставленную перед ним цель, способен удержать её довольно долго и выполнять. Для того чтобы быть готовым к учению, ребёнку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым.
Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к занятиям, способность к произвольным действиям.
Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками, знание норм поведения и взаимоотношений, умение общаться с детьми и взрослыми. Новый образ жизни потребует определенных личностных качеств, таких как честность, инициативность, умелость, оптимизм.
Готовность к учению логично формировать путем сближения дошкольных и школьных форм организации и методов обучения.
Психологическая готовность к школе предполагает сформированность мотива учения.
Подготовка ребёнка к школе осуществляется двумя институтами воспитания – семьёй и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно получить желаемый результат. Но диагностику готовности должны проводить специалист-психолог и педагог по специально подобранным, научно-обоснованным и проверенным источникам. Если же этим делом занимается человек, не имеющий нужной квалификации и подготовки, то можно причинить ребёнку вред, недооценив или переоценив уровень его развития.
Переход в подготовительную группу создает у детей чувство «взрослости», основанное на осознании ими нового положения самых старших среди воспитанников детского сада. Традиционным для старших детейстановиться проявление заботы о малышах в детском саду: подготовка концертов для младших групп; изготовление для них подарков, ремонт игрушек и книг; уборка участка младшей группы; дружеское, игровое общение с малышами.
Эта дружба укрепляет стремление детей к поступлению в школу, стимулирует формирование психологической готовности к школьному обучению.
Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим от учащихся напряженного умственного труда, активизации умственных способностей и познавательной деятельности. Интеллектуальная готовность к школе складывается из нескольких взаимосвязанных компонентов.
Важным компонентом интеллектуальной готовности к школе является наличие у ребёнка, поступающего в школу, достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире. Этот фонд знаний является той необходимой основой, на базе которой начинает строить свою работу учитель.
Знания детей, поступающих в школу, должны быть в достаточной мере дифференцированы. Старший дошкольник должен выделять как относительно большие области действительности (живую и неживую природу, разные сферы человеческой деятельности и отношений, мир вещей и т. п., так и отдельные стороны предметов, явлений и собственной деятельности.
Существенным для интеллектуальной готовности к школе является качество освоения знаний детьми.Показателем качества знаний выступает достаточная степень их осмысления детьми: точность и дифференцированность представлений; способность детей к самостоятельному оперированию знаниями при решении доступных учебных и практических задач; системность.
Компонентом интеллектуальной готовности к школе является определенный уровень развития познавательной деятельности ребёнка – способность к произвольному смысловому запоминанию и восприятию предметов и явлений, целенаправленному решению поставленных познавательных и практических задач; точности ощущений, полноты и диффференцированности восприятия, быстроты и точности запоминания и воспроизведения; наличия у ребёнка познавательного отношения к окружающему миру, стремления к получению знаний и обучению в школе.
Существенную роль в формировании интеллектуальной готовности к школе играет общий уровень мыслительной деятельности будущего школьника.
У старших дошкольниковразвивается элементарная самостоятельность умственной деятельности: умение самостоятельно планировать свою практическую деятельность и осуществлять её в соответствии с планом, умение поставить простую познавательную задачу и решить её.
Интеллектуальная готовность к школе включает также овладение детьми элементами учебной деятельности – умением принимать доступную учебную задачу, понять и точно выполнять указания воспитателя, добиться результата в работе с помощью указанных взрослым способов её выполнения, умением осуществлять контроль за своими действиями, поведением, качеством выполнения задания, способность дать критическую оценку своей работе и работам других детей.
Единство общего уровня познавательной деятельности, познавательных интересов, способов детского мышления, достаточно широкого запаса осмысленных, систематизированных представлений и элементарных понятий об окружающем мире, речи и элементарной учебной деятельности создает у детей умственную готовность к усвоению учебного материала в школе.
Задачи детского сада состоят в том, чтобы всей системой воспитательно-образовательной работы обеспечить формирование у детей готовности к школе, наиболее плотно соответствующей требованиям современного школьного обучения:
1. Предлагаемые на занятиях задания должны представлять для детей интерес. Интерес побуждает ребёнка к преодолению трудностей, усиливает внимание к учебному материалу, способствует лучшему его усвоению. В процессе интересной деятельности дошкольники более активны, эмоциональны; у них развивается желание заниматься, положительное отношение к учебе.
2. Содержание учебных заданий должно заключать в себе посильные для ребёнка трудности. Их наличие обеспечивает накопление детьми правильного опыта учебной деятельности как деятельности, всегда связанной с преодолением трудностей, напряжением памяти, внимания, с наличием навыков организованного поведения.
3. Методы руководства должны обеспечить активную деятельность каждого ребёнка на протяжении всего занятия.
4. В процессе обучения педагог должен разъяснить детям не только способы выполнения учебных заданий, но и нормы отношения к ним.
5. Деятельность детей на занятиях должна носить коллективный характер. Это требует от педагога разъяснения воспитанникам норм поведения в коллективе, отношения к сверстникам. Необходимо специально создавать ситуации, требующие от ребёнка морального выбора, побуждать его к поступкам, соответствующим моральным нормам.
Анкета для родителей. Анкета Позиция родителей по вопросам подготовки детей к школе Уважаемый родитель! Предлагаем Вам в преддверии скорой встречи подумать.
Собрание для подготовительной группы Ход собрания. 1. Уважаемые мамы и папы! Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы.