Обобщение что это в биологии
Обобщение что это в биологии
«Биология отрицает законы математики: при делении происходит умножение» Валерий Красовский
Методы биологии
Метод исследования — это способ научного познания действительности
Общенаучные методы
Наблюдение
Визуально или с помощью приборов следят за
различными объектами для достижения
поставленной цели
Изучают
сезонные изменения в природе, в жизни
растений и животных, поведение
животных
Описание
Устная или письменная характеристика
объекта по результатам наблюдений, получение и накопление информации об
объектах, процессах
Палеонтолог описывает кости скелета вымершего животного
Измерение
Определение количественных значений тех или иных признаков изучаемого объекта или явления с помощью специальных технических устройств
Измерение температуры тела человека, линейкой замеряют рост растения за определенный период времени
Сравнение
Сопоставление и нахождение
сходств и различий между
объектами (организмами,
процессами и др.)
Если сравнивать шерсть бурого и белого медведя, то можно прийти к выводу, что по своим свойствам они много в чем схожи друг с другом (густота, длина, ощущения при прикосновении к ней и т. д.), однако различаются в окраске.
Используется в систематике для распределения
организмов по группам, для
установления родства и общего
происхождения
Классификация
Распределение объектов по соподчинённым группам в соответствии с определёнными признаками
Кошка на основе строения, физиологии, происхождения относится к классу Млекопитающие
Мониторинг
Проведение регулярных измерений
каких-то величин объектов (процессов
организмов, популяций, экосистем,
биосферы). Позволяет выявлять изменения каких-
либо параметров, показателей во
времени
Благодаря мониторингу
своевременно можно выявить и принять
меры по предупреждению негативных
изменений в природе, в популяциях
Анализ
Изучение объекта (процесса) по отдельным
составляющим компонентам. Мысленное разделение изучаемого объекта, выяснение, из каких частей он состоит, каковы его свойства и признаки
С помощью анализа можно исследовать органеллы внутри клетки, клетку внутри организма, организм внутри биоценоза
Синтез
Процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.
Обобщая знания о строении млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и рыб, можно сделать обобщенный вывод о строении позвоночных. Благодаря синтезу можно изучить целостные характеристики биологических систем (клетки, организма, биоценоза).
Эксперимент
В специальных условиях (управляемых и
контролируемых) проводится опыт.
Обязательно есть опытная группа,
есть контрольная группа. Используется для получения новых научных знаний,
закономерностей, для подтверждения
или опровержения выдвигаемой
гипотезы
Эксперимент, доказывающий образование крахмала при фотосинтезе. Выращивание клеток при разных температурах, выявляя оптимум, при котором рост максимально быстрый
Моделирование
Создаются копии прототипа (объектов, процессов) для их изучения. Изучение объектов на моделях позволяет визуализировать невидимые объекты, изучать и прогнозировать изменения, позволяет отрабатывать умения и навыки, оно менее затратное.
Карта – модель ландшафта
Статистический
Проводится сбор и анализ числовых показателей для дальнейшей обработки. Позволяет получать информацию о динамике изменения показателей, позволяет прогнозировать изменения и своевременно принимать определенные меры.
Выявление частоты встречаемости определенных генов в популяции
Обобщение
Метод, с помощью которого ученые выявляют из частного общее, формулируют теории, законы.
Формулировка правил, законов на основе сравнения результатов экспериментов
Абстрагирование
Позволяет не учитывать ряд существенных для конкретного исследования свойств и признаков биологических объектов, однако помогает выделить те свойства и признаки, которые важны
В исследованиях основных направлений эволюционного процесса главное внимание уделяется усложнению строения органов и систем органов, которое обеспечивает приспособление организмов к условиям существования
Метод микроскопия (микроскопирование)
Обобщение и систематизация учебного материала в ходе изучения нового на уроках биологии
Такая система работы над общими понятиями, опора на предыдущие знания позволяет добиться высоких результатов за счет обеспечения преемственности учебного материала на всех ступенях обучения. Овладение приемами и способами, обеспечивающими рациональное усвоение знаний, способствует развитию личности учащегося.
Прием преподавания, когда для обобщения материала используются таблицы и схемы не нов. При детальном продумывании такой работы, неоднократном возвращении к этим записям на уроках в течение года и даже нескольких лет он себя оправдывает. Целесообразно размещать этот материал в конце рабочей тетради. Здесь следует отвести страницы, где заполняется словарь и оформляются справочные материалы, с которыми придётся работать и в шестом, и в последующих классах., постоянно их дополняя, развивая, используя в решении биологических и экологических задач, иллюстрируя примерами очередного курса биологии.
Уровни организации живого мы начинаем выделять еще в курсе “Растения”. При изучении клеток растений, тканей, органов начинаем составление соответствующей схемы (схема 1).
Уровни организации живого.
При последовательном изучении материала, иллюстрирующего уровни организации живого, в схеме добавляется очередной “кирпичик ”, а полностью она завершается в курсе 9 класса.
Понятие “ткань” формируется в начале курса “Растения”, по планированию ему посвящается один урок, где дается общее представление о тканях растений. Развивается понятие в течение года при изучении различных органов. Следуя от общего к частному, мы характеризуем ткани, заполняя таблицу. (Табл. 1)
Ткани растительного организма
Особенности строения
Таблица типовая, ее содержание можно обнаружить во многих справочниках, поэтому привожу только шапку. В ходе урока заполняем первую и вторую колонки, остальные могут быть заполнены лишь частично, при этом следует ориентировать ребят на то, что сведения в таблицу будут вноситься в течение года. Практика показала, что таблицу лучше разместить на двойном листе тетради, развернув ее вдоль. Используя описанный прием работы, учитель создает условия для переработки ранее усвоенного, переноса его на решение новых учебных и практических задач, т.е. в основном не на репродуктивную, а преобразующую деятельность.
Изучая кожицу лука, вносим в таблицу сведения о покровной ткани, говоря о строении семян — об основной запасающей ткани. При рассмотрении строения молодого корня предоставляется возможность расширить представление о покровной ткани на примере коры корня, корневого чехлика. Прочность и упругость корня обеспечивает механическая ткань, а большую часть корня составляют клетки основной ткани — эта информация тоже фиксируется. Сведения об образовательной ткани вносятся в таблицу при изучении корня же, а дополняется этот материал при рассмотрении материала о росте побега. Новый вид — основной ассимиляционной ткани вносим в таблицу при рассмотрении внутреннего строения листа. Проводящие ткани появляются в таблице при ознакомлении со строением корня, стебля, жилок листа и т. д. К теме “Растительный организм как единое целое” ученики накопят достаточно материала, чтобы на основе многократного повторения формулировать собственные выводы в процессе обобщения.
Для приведения материала в систему применяем выделение строк таблицы цветом, общепринятым для обозначения типов растительных тканей на демонстрационных таблицах (например, “Вегетативные органы растения”) — цветовой “шифр”. Строку, посвященную образовательным тканям, выделяем желтым цветом, проводящие ткани окрашиваем двояко: луб — голубым, а древесину — розовым. Строку об основной ассимиляционной ткани — зеленым, строку о механической ткани — красным, покровные ткани “шифруем” так: кожицу оставляем бесцветной, пробку можно закрасить коричневым карандашом. Благодаря такому приему работы все демонстрационные таблицы по морфологии растений при ответах у доски становятся легко “читаемыми”.
Ткани животного организма изучаются в курсе “Человек” с опорой на предыдущие знания, которые очень легко восстановить в памяти, используя таблицу “Ткани растений”.
Систематизировать знания об органах, системах органов и их взаимосвязи в организме предоставляется возможным при изучении многообразия животных, например, составлением такой таблицы:
Характеристика классов типа хордовые по внутреннему строению.
*СР — система органов размножения.
** это органы, которые отнести к определенной системе органов нельзя, например, плавательный пузырь рыб.
В работе с этой таблицей применяем уже известный учащимся прием — выделение цветом. Обозначаем столбцы с описанием дыхательной системы голубым, кровеносной — красным, нервной – желтым, пищеварительной — зеленым, выделительной — коричневым цветом. Столбец с описанием системы органов размножения не закрашиваем.
Разбирая вопрос об эволюции систем органов, используем материалы данной таблицы как опору. Подобным образом систематизируем материал о внешнем строении и органах чувств хордовых животных.
Характеристика классов типа хордовые по внешнему строению.
Класс хордовых животных | Примеры животных | Среда обитания | Покровы тела | Зрение | Осязание | Обоняние | Вкус | Слух | Прочие особенности * |
* здесь отмечаем термолокацию змей, эхолокацию рукокрылых и китообразных.
Изучаемое многообразие организмов должно оказаться не простым перечнем биологических объектов, а материалом для демонстрации взаимосвязи строения организма со средой его обитания. Эту закономерность иллюстрирует, например, таблица в курсе “Растения”. (Табл. 4).
Характеристика основных систематических групп растений.
Систематическая группа | Среда обитания | Особенности строения | Происхождение | Место и роль в природе |
Она заполняется по мере изучения таксонов, последней в таком случае будет заполнена графа “Происхождение”, сведения в нее вносятся при изучении темы “Развитие растительного мира”. Усложнения в строении растений в ходе эволюции из таблицы очевидны.
Знакомясь с многообразием растений и животных, все организмы разбираем в рамках сообществ и среды их обитания, показывая взаимосвязи. Так, например, водоросли рассматриваются как важный компонент водного сообщества на примере пруда, определяется их место в цепях питания. Отмечаются причины и биологические последствия отравления водоемов пестицидами, влияние сброса сточных вод на жизнь водорослей и сообщество в целом.
Используя списанные библиотекой учебники прошлых лет, приготовили раздаточный материал: листы-опоры, на которых изображены растения и животные различных природных сообществ. В ходе выполнения исследовательских работ учащиеся нашей школы составили сети питания окружающих биоценозов и оформили их в виде демонстрационных таблиц [2]. Опоры и демонстрационные таблицы неоднократно используются в разных курсах, как только компонент сообщества упоминается в ходе урока (Рис.1).
Задачу формирования системного мышления учащихся помогает решать и оформление кабинета. В классе постоянно размещается шкала распределения организмов по степени зависимости друг от друга, выполненная в виде ленты с кармашками формата А-4. Над каждым кармашком надпись с указанием типа взаимоотношений. Это (слева на право): хищничество, паразитизм, конкуренция, аменсализм, нейтрализм, комменсализм, кооперация, симбиоз, мутуализм. Кармашки пополняются рисунками, изображающими тот или иной тип взаимоотношений организмов по ходу их упоминания в курсах биологии: симбиоз на примере лишайника, микоризы; хищничество на примере растений; паразитизм — грибов, бактерий. При изучении животных и человека палитра взаимоотношений обогащается. К моменту изучения “Основ экологии” материал подбирается богатейший, остается его только обобщить.
На задней стене класса размещается панно, отражающее ход эволюционных изменений органического мира. К нему мы обращаемся при изучении соответствующих тем в 6-7 классах и курсах “Общей биологии”. Это же панно иллюстрирует и уровни организации живого.
Закрепление полученных знаний на основе работы над общими понятиями, опора на предыдущие знания предполагает использование не только рисунков, но и других творческих заданий разных типов в этом же ключе. Урок становится результатом сотрудничества учителя и учеников, эмоционально обогащается. А эмоции — верный способ создания и поддержания мотивации обучения. Первые работы такого плана мы оформляли в виде писем определенному адресату или на определенную тематику. С неизменным подъемом ребята пишут “Письма курильщику”, нередко адресуя их конкретным людям, где размышляют о вреде этой пагубной привычки, приводят конкретные факты, формулируя убедительные аргументы. В этом же стиле выполняется “Открытое письмо к человечеству”, посвященное оценке экологической ситуации как на планете в целом, так и на местном уровне с перечнем конкретных предложений по исправлению сложившейся ситуации.
От лица определенных видов растений и животных ребята пишут жалобы в “Жалобную книгу Природы”, а от своего лица — письма в “Книгу благодарностей Природе” например, недавно с шестым классом мы благодарили водоросли за чистый воздух, запасы которого сейчас в основном — заслуга последних. Нечасто, например, на каникулы, ребята получают задание написать мини-сочинения, но тему стараюсь сформулировать не совсем привычно, например, “Я в жизни растений (животных)”. Она вытекает из привычной формулировки “Значение растений (животных) в жизни человека” и закона Коммонера “Все связано со всем”. Просто меняем ракурс.
Мини-сочинения пишем в качестве отчета после экскурсии “Многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания как результаты эволюции”, которую провожу в начале изучения темы “Эволюционное учение” в старших классах, опираясь на знание материала, полученное в среднем звене. После завершения изучения темы выполняем вторую работу на ту же тему, сравнивая результат, наблюдаем, как развиваются понятия, углубляется изученный материал.
Думаю, что доказательством продуктивности подобной работы можно считать серьезные научно-исследовательские работы ребят, тематика которых говорит сама за себя: “Влияние синтетических моющих средств на экосистему пруда”, “Изучение реакции экосистемы пруда на антропогенное воздействие”, “Оздоровление воздушной среды школьных помещений с помощью комнатных растений” и др. Их написание невозможно без стройной системы взглядов на окружающий тебя мир.
Обобщение в биологии: Методы биологии – это… Термин, понятие… Что такое обобщение?
Методы биологии
Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
Эмпирические (практические) – наблюдение, эксперимент, инструментальные.
Теоретические (логические) – сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, моделирование.
Рассмотрим каждый метод подробнее.
1. Наблюдение (описательный)
Сбор фактов и описание биологических объектов, процессов и явлений. Широко использовался на этапе становления биологии как науки, но не потерял своего значения и на современном этапе при открытии новых видов организмов, изучении клеток с помощью современных методов исследования.
Установление общих закономерностей в строении и жизнедеятельности различных организмов, выявление сходств и различий между организмами и их частями.
3. Эксперимент (опыт)
Изучение свойств биологических объектов в различных специально созданных условиях и с помощью различных приборов.
4. Моделирование (компьютерное моделирование)
Высшая форма эксперимента, имитация биологических процессов, недоступных для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения.
Познание процессов развития живой природы на основе данных о современном органическом мире и его прошлом, осмысление полученных фактов и сопоставление их с ранее известными результатами.
Использование различных специальных приборов для изучения живых объектов и их составных частей (увеличительные приборы, измерительные приборы и др.), например, микроскопия (световая, электронная, люминесцентная, фазово-контрастная), центрифугирование, хроматография, радиолокация, радиография, рентгеноструктурный анализ, электроэнцефалография, кино- и фотосъемка и др.
Использование этого метода позволяет не учитывать ряд несущественных для конкретного исследования свойств и признаков, но помогает выделить важные свойства и признаки, например, в исследовании основных направлений эволюционного процесса.
Теоретический метод, который позволяет в частном обнаружить общее и сформулировать общебиологические теории, правила и законы.
Определение места того или иного организма в системе органического мира на основе сравнения и обобщения; используется в систематике.
Кириленко А. А. Биология. ЕГЭ. Раздел «Молекулярная биология». Теория, тренировочные задания. 2017.
это… Термин, понятие… Что такое обобщение?
По ходу процесса мышления имеют место четыре операции. К ним, в частности, относят деление, определение, ограничение и обобщение понятий. У каждой операции свои особенности и закономерности течения. Что такое обобщение? Чем отличается этот процесс от прочих?
Определение
Обобщение – это логическая операция. Посредством нее при исключении видового признака получается в результате иное определение, обладающее более широким объемом, но существенно меньшим содержанием. Усложненно можно сказать, что обобщение – это форма приращения знания посредством мысленного перехода к общему от частного в определенной модели мира. Это, как правило, соответствует переходу на более высокий уровень абстракции. Результатом рассматриваемой логической операции будет являться гипероним.
Общая информация
Проще говоря, обобщение – это переход от видовых понятий к родовому. Например, если взять определение «хвойный лес». Посредством обобщения в результате получается «лес». У полученного понятия уже есть содержание, но объем при этом значительно шире. Содержание стало меньше в связи с тем, что было убрано слово «хвойный» – видовой признак. Следует сказать, что исходное понятие может быть не только общим, но и единичным. Например, Париж. Это понятие считается единичным. При совершении перехода к определению «европейская столица», далее будет «столица», затем «город». Данной логической операции можно повергнуть различные определения. Например, провести обобщение опыта работы. В этом случае посредством перехода от частного к общему происходит осмысление деятельности. Обобщение опыта применяется зачастую тогда, когда имеется большое скопление методического и прочего материала. Так, исключая постепенно характерные признаки, которые присущи предмету, происходит движение в сторону наибольшего расширения понятийного объема. В итоге содержание жертвуется в пользу абстракции.
Особенности
Мы рассмотрели такое понятие, как обобщение. Целью его является максимальное отстранение исходного определения от свойственных ему признаков. Желательно при этом, чтобы процесс происходил как можно постепеннее, то есть переход должен происходить в сторону самого близкого вида, обладающего наиболее широким содержанием. Обобщение – это не безграничное определение. В качестве его предела выступает определенная общая категория. Это понятие, обладающее предельной широтой объема. К таким категориям относят философские определения: «материя», «бытие», «сознание», «идея», «движение», «свойство» и прочие. В связи с тем что указанные понятия не имеют родовой принадлежности, обобщение их не представляется возможным.
Обобщение в качестве задачи для искусственного интеллекта
Формулирование задачи было осуществлено Розенблаттом. В процессе эксперимента по «чистому обобщению» от перцептрона или модели мозга необходимо было перейти на один стимул от избирательной реакции к стимулу, подобному ему, но не активизирующему ни одного из прежних сенсорных окончаний. Более слабым видом задачи может, например, являться требование о распространении реакции системы на компоненты категории аналогичных стимулов, которые не обязательно отделены от показанного ранее (либо воспринятого на ощупь или услышанного прежде) стимула. В данном случае есть возможность исследовать спонтанное обобщение. При этом процессе критерии аналогии не навязываются экспериментатором или не вводятся извне. Также можно изучить и принудительное обобщение, при котором исследователь «обучает» систему понятиям подобия.
Ограничение
Данная логическая операция является противоположной обобщению. И если второй процесс представляет собой постепенное отстранение от признаков, свойственных конкретному предмету, то ограничение, наоборот, призвано обогатить комплекс характеристик. Данная логическая операция предусматривает уменьшение объема на основании расширения содержания. Ограничение завершается в тот момент, когда появляется единичное понятие. Это определение характеризуется наиболее полным объемом и содержанием, где предполагается только один предмет (объект).
Выводы
Рассмотренные операции обобщения и ограничения представляют собой процессы абстракции и конкретизации в границах от единичного определения до философских категорий. Данные процессы способствуют развитию мышления, познанию объектов и явлений, их взаимодействий.
Благодаря использованию обобщений и ограничений понятий, мыслительный процесс протекает более ясно, последовательно и четко. Вместе с этим не следует путать рассматриваемые логические операции с выделением части из целого и рассмотрением полученной части отдельно. К примеру, автомобильный двигатель включает в себя несколько деталей (стартер, воздушный фильтр, карбюратор и прочие). Эти элементы, в свою очередь, состоят из других, более мелких, и так далее. В данном примере понятие, которое следует далее, не является видом предыдущего, а только его составным элементом. В процессе обобщения отбрасываются характерные признаки. Вместе с уменьшением содержания (ввиду устранения признаков) увеличивается объем (поскольку определение становится более общим). В процессе ограничения же, наоборот, родовое понятие прибавляет новые и новые видовые характеристики и признаки. В связи с этим уменьшается объем самого определения (так как становится более конкретным), а содержание, наоборот, увеличивается (за счет добавления характеристик).
Примеры
В учебном процессе обобщения применяются практически во всех случаях, когда определения даются через видовое или родовое отличие. Например: «Натрий» – химический элемент. Или можно использовать ближайший род: «Натрий» – металл. Еще один пример обобщения:
А вот пример ограничения в русском языке:
Обобщение понятий — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Проблема научно-теоретического обобщения[править | править код]
Проблема научно-теоретического обобщения состоит в следующем. Отличается ли научно-теоретическое обобщение (понятие), претендующее на всеобщность и необходимость, от любого эмпирически-индуктивного «обобщения»?
Обобщение как задача искусственного интеллекта[править | править код]
Формулирование задачи было сделано Ф. Розенблаттом.
В эксперименте по «чистому обобщению» от модели мозга или перцептрона требуется перейти от избирательной реакции на один стимул (допустим, квадрат, находящийся в левой части сетчатки) к подобному ему стимулу, который не активизирует ни одного из тех же сенсорных окончаний (квадрат в правой части сетчатки). К обобщению более слабого вида относится, например, требование, чтобы реакции системы распространялись на элементы класса подобных стимулов, которые не обязательно отделены от уже показанного ранее (или услышанного, или воспринятого на ощупь) стимула.
Так же как и в случае экспериментов по различению, и в этом случае можно исследовать спонтанное обобщение, при котором критерии подобия не вводятся извне или не навязываются экспериментатором, и принудительное обобщение, при котором экспериментатор с помощью соответствующей процедуры «обучает» систему понятию подобия.
Обобщение «Введение в биологию»
А1. Биология – наука, изучающая
а) космические тела; б) живые организмы; в) строение Земли; г) минералы.
А2. Область распространения жизни составляет оболочку Земли, которая называется
а) гидросфера; б) биосфера; в) литосфера; г) атмосфера.
А3. Из перечисленных царств живых организмов человека принято относить к
а) бактериям; б) грибам; в) животным; г) растениям.
А4. Укажите метод, с помощью которого можно изучать продолжительность зимней спячки у бурого медведя:
а) наблюдение; б) эксперимент; в) сравнение; г) моделирование.
А5. Способность грибов воспроизводить себе подобные организмы принято называть
а) обменом веществ; б) раздражимостью; в) размножением; г) ростом.
А6. Среда жизни, характерная для человека
а) водная; б) наземно-воздушная; в) почвенная; г) внутренняя среда другого организма.
А7. Биокосным природным образованием является
а) водная среда; б) почва; в) наземно-воздушная среда; г) живой организм как среда.
А8. Для живых организмов в отличие от объектов неживой природы, характерно
а) клеточное строение; в) обмен веществ с окружающей средой;
б) развитие, размножение; г) совокупность всех перечисленных свойств.
А9. Скорость движения черепахи определяют методом
а) умножения; б) измерения; в) рассматривания; г) сложения.
А10. Они улавливают энергию Солнца и преобразуют энергию солнечных лучей в химическую энергию созданных ими органических веществ
А11. Превращение головастика в лягушку служит примером процесса
а) размножения; б) развития; в) раздражимости; г) деления.
А12. К объектам живой природы НЕ ОТНОСЯТ
А13. Процесс, обеспечивающий постоянство существования жизни на Земле, связан с этим свойством живого
а) развитие; б) раздражимость; в) обмен веществ; г) размножение.
А14. Метод изучения природных объектов с помощью органов чувств
а) эксперимент; б) измерение; в) наблюдение; г) описание.
А15. Самая крупная систематическая категория (единица) органического мира
а) класс; б) тип; в) отдел; г) царство.
А16. Этого царства нет в живой природе
а) Бактерии; б) Грибы; в) Хищники; г) животные
А17. Термин «биология» происходит от греческих слов «жизнь» и
а) учение; б) наука; в) организм; г) растение.
А18. Свойства организма реагировать на воздействие окружающей среды изменением своего состояния называется
а) раздражимость; б) развитие; в) раздражение; г) обмен веществ.
В1. Установите соответствие между организмами и их средой обитания
ОРГАНИЗМЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
Б. синица 2) почвенная
В. карась 3) наземно — воздушная
Г. сосна 4) тела живых организмов
С1. Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы.
1. Кто из ученых, упомянутых в тексте, создал и развивал учение о биосфере?
2. Какое новое понятие он ввёл в науку?
Большой вклад в развитие биологии в ХХ веке внесли такие всемирно известные отечественные учёные, как Климент Аркадьевич Тимирязев (1843 – 1920), Илья Ильич Мечников (1845 – 1916), Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945), Николай Иванович Вавилов (1887 – 1943) и ряд других.
Крупнейший русский учёный XX века Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945) создаёт учение о биосфере. Он показывает, какую огромную роль играют живые организмы в геохимических процессах на нашей планете.
В.И. Вернадский приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека. От этой деятельности зависит сохранность равновесия состава биосферы. Он вводит новое понятие «ноосфера», что означает «мыслящая оболочка», то есть «сфера разума». Он пришел к выводу, что деятельность человека зачастую не просто наносит вред окружающей среде, но и, воздействуя на нее негативно, изменяя условия жизни людей, угрожает самому существованию человечества.
Всемирно известному русскому учёному ХХ века, физиологу Ивану Петровичу Павлову в 1904 году была присуждена Нобелевская премия в области медицины и физиологии.
Методы биологии
Метод
Применение метода
изучение активности фермента
установление состава веществ крови
анализ мочи на содержание сахара в ней
установление состава веществ лимфы
определение количества сахара в крови
изучение характера наследования признаков человека
составление родословной человека и изучение характера наследования признака
конструирование новой комбинации нуклеотидов в гене
получение яйцеклеток и сперматозоидов высокопродуктивных животных, дальнейшее проведение осеменения в пробирке и имплантация эмбрионов в матки беспородных самок
описание эволюционного развития организмов
конструирование клетки путем соматической гибридизации
реконструкция яйцеклеток и клонирование животных
развитие животного из реконструированной яйцеклетки
из яйцеклетки удаляют ядро и в нее пересаживают ядро соматической клетки генетически ценного организма, затем стимулируют дробление реконструированной зиготы электрошоком и трансплантируют эмбрион в матку любой самки того же вида
культура клеток и тканей
изучение факторов размножения, роста клеток в искусственной среде
введение радиоактивных изотопов элемента в молекулы веществ
выяснение способа репликации ДНК
изучение строения растительной клетки на фиксированном препарате
изучение строения органоидов
определение структуры митохондрии
изучение молекулы ДНК
контроль наличия в средах предельно допустимых концентраций вредных для жизни организмов веществ
длительный контроль содержания углекислого газа в атмосфере
сроки впадения в спячку сурков
описание живой природы
регистрация смены месячной температуры
сбор информации о поведении животного
формулировка правил, законов на основ сравнения результатов экспериментов
изучение распространения признака в популяции
выявление общих закономерностей живой природы
сопоставление наблюдаемых свойств биологических объектов
распространение признака в популяции
изменения структуры органов
изучение скорости движения растворенных веществ в адсорбенте
разделение основных пигментов из экстракта листьев
разделение клеточных структур
разделение клеточной массы по фракциям
разделение органоидов клетки по массе и размерам
исследование хромосомных и геномных мутаций
микроскопическое исследование количества и морфологии хромосом
цитогенетический, цитологический, кариотипирование, микроскопирование
определение числа хромосом в кариотипе
влияние длины дня на цветение растений
описание жизни организма в лабораторных условиях
установление закономерностей развития зародышей позвоночных животных
«Обобщающие уроки по биологии»
Отдел образования администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СОШ с.Мокрое Лебедянского муниципального района Липецкой области
Обобщающие уроки по биологии.
Подготовила — учитель биологии МБОУ СОШ с.Мокрое
Пенькова Ольга Анатольевна
Задачи обобщающего урока очень многогранны: это повторение, закрепление и систематизация знаний. Важно проверить осмысливание отдельных элементов целостной системы понятий, восполнить пробелы в знаниях на основе контроля и оценки. Урок строится так, чтобы были раскрыты важнейшие идеи темы, подведены итоги и сделаны выводы. Обобщающие уроки позволяют сосредоточить внимание учащихся на мировоззренческих идеях, способствуют более осмысленному усвоению учащимися предшествующего материала, систематизации полученных знаний, создают предпосылки для активного изучения новых. Проводятся обобщающие уроки после изучения одной или нескольких тем, когда требуется систематизировать и обобщить разрозненные знания, установить их соподчиненность, оформить в целостную систему. В целях обобщения и систематизации знаний уроки строятся в проблемном или репродуктивном плане. Для всех обобщающих уроков разных видов характерно акцентирование на основных и наиболее трудных вопросах. Обобщающий урок обычно складывается из следующих этапов: 1) постановка задач; 2) повторение основных вопросов темы; 3) выявление ведущих идей и систематизация знаний вокруг основополагающих понятий, их дальнейшее развитие и углубление; 4) обсуждение наиболее трудного и важного материала; 5) подведение итогов. Знания учащихся оцениваются на всех этапах обобщающего урока. От класса к классу целесообразно усложнять вопросы и требования, увеличивать долю самостоятельности школьников. В своей работе я применяю на обобщающих уроках следующие следующие приемы:
Обобщающая беседа в сочетании с самостоятельной работой. Например в 6 классе проводится обобщающий урок на тему «Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма». Задачи данного обобщающего урока состоят в том, чтобы систематизировать знания о клетке, о клеточном строении растения, а также закрепить умение работать с микроскопом.
Сначала в целях восстановления знаний о клетке и закрепления умений работать с микроскопом можно предложить учащимся самостоятельно приготовить микропрепараты кожицы лука и листа элодеи, рассмотреть их, найти клетки и их части. При этом школьники не только отрабатывают умения, но и восстанавливают знания о строении клетки. А затем можно провести беседу на ранее усвоенную тему, направляя познавательную деятельность учащихся с помощью вопросов.
Какое внутренне строение имеет чешуя кожицы лука, лист элодеи, мякоть помидоров? Как вы об этом узнали?
Что представляет собой клетка? Какое она имеет строение? С помощью каких приборов вы познакомились со строением клетки?
Как доказать, что клетка живая?
Докажите, что клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма.
Самостоятельная работа, содержание вопросов и последовательность их постановки позволяет организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы подвести их к двум наиболее важным выводам:
1) Все органы растения, растения в целом состоят из клеток, значит клетка является единицей строения и жизнедеятельности растительного организма.
Сходное строение клеток, сходство внутреннего строения растений свидетельствует об их родстве. Таким образом, в сочетании с самостоятельной работой учащихся беседа способствует не только более прочному усвоению основных знаний о клетке и клеточном строении растений, но и закреплению практических умений.
Заполнение таблицы. Так как к урокам обобщения знаний учащиеся приходят с определенным объемом усвоенных ими на предыдущих уроках фактических сведений и с целым рядом уже сделанных обобщений, сделать это не сложно, попутно восполняются пробелы. Например, по теме «Членистоногие» в 7 классе можно предложить детям заполнить таблицу — Особенности членистоногих различных классов, в которой они отразят среду обитания, общее число видов, покровы тела, отделы тела, число пар усиков и ног, особенности строения систем органов.
Составление опорного конспекта. Применяя на уроках в 6 и 7 классе опорные схемы, на обобщающих уроках я часто выделяю время для составления общих конспектов по теме, их устному воспроизведению.
Словарная работа. Знание биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися я стараюсь уделить большое внимание их формированию и последующему закреплению на обобщающих уроках. На обычных уроках мы заносим новые понятия в словарь, что позволяет легко обратиться к нужному определению во время обобщения. Часто на уроках обобщения я провожу терминологические или цифровые диктанты. Главная их особенность состоит в том, что на их проведение не требуется много времени. Например, учащимся предлагается выполнить задание на соответствие — соотнести термин с определением,
А) сетчатое жилкование листьев;
Б) соцветие корзинка;
В) две семядоли в зародыше;
Д) стержневая корневая система;
Е) цветки неправильной формы
с двойным околоцветником;
Ж) цветки правильные, собранные в соцветия, части цветка
или вставить пропущенные слова в текст:
«Часть корня, которая предохраняет его верхушку, называется …. Он защищает молодые клетки корня, которые образуют зону ….
Поглощение воды и минеральных веществ осуществляют особые клетки корня, называемые ……. Растворы минеральных солей поступают из зоны … в зону …, а оттуда в сосуды стебля».
Задания на сравнение. Сравнение играет значительную роль для развития умения обобщать. Поэтому важно подбирать соответствующие объекты для сравнения. Так можно предложить сравнить однодольные растения и двудольные, сухие и сочные плоды, клетки кожицы лука и элодеи.
Решение задач позволяет определить умение учащихся применять ранее полученные знания в различных ситуациях. Например в 11 классе на обобщающем уроке по генетике я рассматриваю общие принципы решения и оформления генетических задач, анализируя характерные ошибки, обычно допускаемые учащимися, попутно повторяя основные понятия и законы.
Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру. Несомненно, что нетрадиционные уроки, необычные по замыслу, методике проведения, больше нравятся ученикам, чем будничные занятия со строгой структурой и режимом работы. Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков вариантов нетрадиционных уроков, я чаще всего практикую уроки-диалоги, уроки — игры. Например, в 6 классе я проводила игру «Цветик — семицветик» аналогичную телеигре «Своя игра», в 7 классе командную игру «Загадки Кишечнополостных»
Проведение экскурсий, на которых устанавливается связь теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям. Например, традиционно осенью провожу экскурсию «Растения вокруг нас», на которой в природе рассматриваем жизненные формы растений, приводим примеры однолетних, двухлетних и многолетних растений,их значение, потом по итогам оформляем отчет и гербарий.
Рациональное сочетание приемов и методов обучения способствует формированию творческой мыслительной деятельности учащихся, практических умений и навыков. Уроки обобщения знаний обладают большими возможностями; они повышают качество усвоения учебного материала, развивают познавательную самостоятельность учащихся. Успешное проведение обобщающих уроков во многом зависит от организации учебной деятельности школьников, степени их подготовленности к самостоятельному решению поставленных учителем задач
обобщение — это… Что такое обобщение?
— продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира. Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение также выступает как средство мыслительной деятельности. На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий — приемов деятельности познавательной и знаков.
Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (объединения синкретические). Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Особенно сложно обобщение, в коем четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некую систему понятий. Обобщения комплексные, как и синкретические, представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности.
При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное).
Одно и то же обобщение можно сформировать в результате различной организации исследовательских действий, — например, обобщение, построенное на базе минимально необходимых данных, и оно же на базе избыточных данных. Субъективно новое обобщение (знание) индивида бывает различным по происхождению: полученным в общении с другими людьми или выработанным самостоятельно. Во втором случае это обобщение может отсутствовать в общественном опыте.
При исследовании обобщений в психологии применяются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широко распространены исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений. С одним словом связано обычно несколько обобщений; использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта деятельности речевой. Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, есть вклад и в историческое развитие мышления.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.