Обломов в чем суть
«Обломов» Гончарова: прокрастинация, как она есть
Роман Гончарова «Обломов», смысл которого ищет уже несколько поколений школьников, является одним из ключевых произведений 19 века. Писатель затронул важные социальные и философские проблемы. Иван Александрович противопоставил активную личность с деградирующим, пассивным началом. Смысл произведения «Обломов» не утратил своей значимости.
Краткое содержание
Произведение И.А. Гончарова «Обломов» состоит из 4 частей. В них показано, как лень и безволие могут изменить человека и его жизнь. Несмотря на однообразие сюжета, писателю удалось раскрыть национальную особенность русского человека — желание перемен, но из-за боязни и лени все остается неизменным. Ниже дано краткое описание романа «Обломов», смысл произведения.
Главные герои
В произведении есть основные и второстепенные персонажи. Завязка сюжета построена вокруг:
Часть 1
В первой части романа читателя знакомят с главным героем — Ильей Ильичом Обломовым. Это дворянин, 30 лет, безвольный и мягкий, которому даже лень привести себя в порядок. В его квартире царит беспорядок, запущенность, а сам герой — неопрятно выглядит. Обломову нужно ехать в родное имение, чтобы навести порядок.
Илья Ильич пробовал вести светскую жизнь, но ему не понравилось: посещение балов, службы требовало усилий. Это противоречило безвольной и мягкой натуре героя. Оставив службу, Обломов стал вести затворнический образ жизни. После долгих размышлений он принял решение ехать в имение. В этот момент его навещает друг детства Андрей Штольц.
Важно! В первой части особое место занимает сон главного героя. Смысл сна Обломова — показать читателю, как лень и бездействие могут пагубно отразиться на внутреннем мире человека.
Часть 2
Андрей Штольц — противоположность главного героя, человек целеустремленный, энергичный и практичный. Штольц решительно не принимает праздного существования друга. Вместе друзья посещают приемы, которые не приносят Обломову радости.
Андрей Иванович призывает Илью Ильича отправиться за границу. Но планам не суждено сбыться: главный герой сводит знакомство с Ольгой Сергеевной Ильинской. Обломов влюбляется в девушку, и его жизнь играет новыми красками. Но постепенно Илья Ильич начинает сомневаться в необходимости отношений с Ильинской.
Штольц спрашивает, когда он поедет в имение. Но все мысли друга занимает его влюбленность в Ольгу. Девушка расстроена, что они встречаются тайно. Влюбленные принимают решение официально заявить о своих отношениях.
Важно! В этой части можно сделать вывод о разном смысле жизни Обломова и Штольца. Для главного героя — это спокойствие, праздные мечтания. Для Андрея — принести пользу обществу, достигать поставленных целей.
Часть 3
Ольга отказывается рассказывать тете об их отношениях, пока Обломов не уладит дела в своем имении. Илья Ильич переезжает на новую квартиру, где знакомится с Агафьей Матвеевной, кумой его знакомого Тарантьева. Женщина проявляет заботу о новом жильце.
Отношения Ольги и Обломова становятся все обременительнее, неопределеннее. Главный герой отправляет письмо в деревню. Девушка уговаривает открыться тете, но ее возлюбленный оттягивает этот момент.
Староста сообщает барину, что дела в имении плохи. Обломов советуется с братом Агафьи Матвеевны. Новый знакомый и Тарантьев обманывают его, отправляя своего человека в деревню. Ольга Сергеевна возмущена нерешительностью Ильи Ильича и расстается с ним. Опечаленный новостью мужчина всю ночь бродит по городу. На утро у него горячка.
Это краткий пересказ третьей части романа «Обломов», смысл которой показать как опасно бездействие. Главный герой проявил малодушие и эгоизм, поставив собственный комфорт выше всего.
Часть 4
За Обломовым ухаживает Агафья Матвеевна. Постепенно у них появляется взаимная симпатия друг к другу. В деревне всем заправляют Иван Матвеевич и Тарантьев. Вернувшись из заграничной поездки, Штольц видит друга в еще более обрюзгшем состоянии. Оказывается, он женился на Ольге Сергеевне, и они счастливо живут вместе.
Андрей Иванович поправляет дела друга, просит того быть осторожнее. Обломов вернулся в деревню, где живет жизнью, которой всегда хотел. Он также ленится и предается праздным мечтаниям. Навестив друга, Штольц узнает, что он женат на Агафье, и у них родился сын Андрей.
Проходит пять лет. Илья Ильич скончался от апокалиптического удара. В имении всем заправляет Иван Матвеевич и его жена. Андрюшу забрали на воспитание чета Штольц.
Важно! В этой части стоит уделить больше внимание смыслу смерти Обломова. Андрей Иванович в разговоре со знакомым подчеркнул, что причиной кончины друга стала его лень и запущенность. Если бы у него была сила воли, жизнь Ильи Ильича была бы другой.
Обломов: смысл и объяснение сюжета
В своем произведении И.А. Гончаров описал ничем не примечательную жизнь простого лентяя. Сюжет не отличается динамичностью, глубиной чувств, наоборот, его отличает однообразие, полная апатичность главного персонажа. Но историко-философский смысл романа «Обломов» в другом. Это желание показать, как лень и праздность могут привести к запущенности не только материальной, но и духовной.
Илье Ильичу любые действия давались с трудом, заставить действовать его смог только Штольц. Обломов не хотел меняться, он боялся перемен и мечтал о спокойной размеренной жизни в имении. Герой Гончарова — это отголосок прежних времен, когда дворяне зачастую не заботились о нравственном воспитании, а лишь предавались удовольствиям. Шульц — человек «новой эпохи», деятельный, желающий приносить пользу обществу.
Смысл романа Обломов
Роман Гончарова «Обломов» является знаковым произведением литературы 19 века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю. Идейный смысл романа «Обломов» основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим. В произведении автор раскрывает эти начала на нескольких бытийных уровнях, поэтому для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из них.
Общественный смысл романа
В романе «Обломов» Гончаров впервые ввел понятие «обломовщины» как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, «законсервированным раем», где не нужно учиться, работать или развиваться.
Изображая Обломова как «лишнего человека», Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, «городского» типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.
Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится «растением», круглосуточно лежащим на диване. Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).
В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за «обломовщины», как явления резко негативного и давно отжившего себя, «пропал» Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова «Обломов» состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.
Смысл названия произведения
Смысл названия романа «Обломов» тесно связан с основной темой произведения – оно было названо по фамилии главного героя Ильи Ильича Обломова, а также сопряжено с описанным в романе социальным явлением «обломовщина».
Помимо того, существует версия о связи заглавия со старославянским корнем «обло» – «круглое», что соответствует описанию героя – его «округлой» внешностью и его тихим, спокойным характером «без острых углов». Однако, не зависимо от трактовки названия произведения, оно указывает на центральную сюжетную линию романа – жизнь Ильи Ильича Обломова.
Смысл Обломовки в романе
Из сюжета романа «Обломов» читатель с самого начала узнает множество фактов об Обломовке, о том, какое это прекрасное место, как там было легко и хорошо герою и как важно Обломову туда вернуться. Однако, на протяжении всего повествования события так и не переносят нас в деревню, что делает ее по истине мифическим, сказочным местом. Живописная природа, пологие холмы, спокойная река, избушка на краю оврага, которую посетителю нужно просить стать «к лесу задом, а к нему передом», чтобы войти внутрь, – даже в газетах об Обломовке никогда не было упоминания. Никакие страсти не волновали жителей Обломовки – они были полностью оторванные от мира, проводили в скуке и спокойствии свою, устроенную на постоянных обрядах жизнь.
Детство Обломова проходило в любви, родители постоянно баловали Илью, потакая всем его желаниям. Однако особое впечатление на Обломова оказали рассказы няни, читавшей ему о мифических героях и сказочных богатырях, тесно связав в памяти героя родную деревню с народным фольклором. Для Ильи Ильича Обломовка – это далекая мечта, идеал, сравнимый, пожалуй, с прекрасными дамами средневековых рыцарей, воспевавших женин, которых порой никогда не видели. Кроме того, деревня – это еще и способ убежать от действительности, некое полупридуманное место, где герой может забыть о реальности и быть самим собой – ленивым, апатичным, полностью спокойным и отреченным от окружающего мира.
Смысл жизни Обломова в романе
Вся жизнь Обломова связана только с той далекой, тихой и гармоничной Обломовкой, однако мифичное поместье существует только в воспоминаниях и снах героя – картины из прошлого никогда не приходят ему в бодром состоянии, родная деревня предстает перед ним как некое далекое видение, по-своему недостижимое, как и любой мифический город. Илья Ильич всячески противится реальному восприятию родного Обломовки – он все никак не распланирует будущее поместье, долго тянет с ответом на письмо старосты, а во сне будто не замечает неблагоустроенности дома – покривившиеся ворота, осевшую кровлю, шатающееся крыльцо, запущенный сад. Да и ехать он на самом деле туда не хочет – Обломов боится, что увидев обветшалую, разоренную, не имеющую ничего общего с его мечтами и воспоминаниями Обломовку, он лишится последних иллюзий, за которые всеми силами хватается и ради которых живет.
Единственное, что у Обломова вызывает полное счастье – это мечты и иллюзии. Он боится реальной жизни, боится женитьбы, о котором множество раз мечтал, боится сломать себя и стать другим. Укутавшись в старый халат и продолжая лежать на постели, он «консервирует» себя в состоянии «обломовщины» – вообще халат в произведении является как бы частью того, мифического мира, возвращающего героя в состояние лени у угасания.
Смысл жизни героя в романе Обломов сводится к постепенному умиранию – как моральному и умственному, так и физическому, ради удерживания собственных иллюзий. Герой настолько не хочет прощаться с прошлым, что готов пожертвовать полноценную жизнь, возможность прочувствовать каждое мгновение и узнать каждое чувство ради мифических идеалов и мечтаний.
Заключение
В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю угасания человека, для которого иллюзорное прошлое стало важнее многогранного и прекрасного настоящего – дружбы, любви, социального благополучия. Смысл произведения указывает на то, что важно не останавливаться на месте, теша себя иллюзиями, а всегда стремиться вперед, расширяя границы собственной «зоны комфорта».
Главная идея романа Гончарова «Обломов»
Роман Гончарова И. А. «Обломов» был выпущен в свет в 1859 году. Писатель раскрыл множество социальных вопросов. Основная проблема в обществе того времени — нежелание дворянства принимать новые порядки и меняться. Это интересное и поучительное повествование о мечтателе Илье, который вел праздный образ жизни, не хотел ничего делать. Идея романа «Обломов» заключается в том, чтобы показать неидеальный мир и проблемы, которые возникают перед разными классовыми слоями населения.
Краткое содержание
Гончаров изобразил портрет человека, который не хотел менять свою жизнь, стремился к спокойствию. Но этот путь мог привести только к деградации.
В Петербурге на Гороховой улице жил Илья Ильич Обломов. Он недавно переехал в этот город, чтобы влиться в высшее общество, только его попытка оказалась неудачной. Илья Ильич — ленивый молодой человек, который большую часть времени лежит на диване и мечтает о лучшей жизни. У него был слуга, сильно похожий поведением на своего хозяина. Оба мужчины неряшливы, не желали ничего делать.
Обломов получил в наследство имение Обломовку. Он не умел управлять им, да и не особо хотел. Герой только мог размышлять, как изменит поместье и жизнь крестьян. Но дальше этого дело не заходило.
Илья ожидал приезда своего лучшего друга Андрея Штольца. Он надеялся, что приятель поможет ему разобраться в управлении имением. Однако друг был недоволен тем, какой образ жизни ведет Обломов. Андрей хотел изменить такое положение дел, выводил главного героя в свет, знакомил с людьми. Он свел его с умной и деятельной Ольгой Ильинской. В Илье Ильиче сразу стали заметны перемены:
Ольга хотела расшевелить своего избранника, давала ему разные задания для этого (например, чтение разных книг). Только ничего не вышло. Обломов не мог отказаться от прошлого. Он чувствовал, что любовь становится для него обязанностью. Всплеск в жизни сошел на нет. Илья Ильич признался в своих мыслях Ольге. Девушка разорвала отношения, так как хотела жить с человеком деятельным, а не таким, как Обломов.
Андрей уехал, а главный герой переехал в другой дом, где познакомился со своей будущей женой. Брат Агафьи был мошенником и хотел обмануть Илью Ильича. Если кратко, то его спас Штольц, вовремя обнаруживший подвох.
Агафья к тому времени уже завладела полностью главным героем. Она создала уютную обстановку, где Обломов чувствовал себя спокойно и умиротворенно, как в детстве. Ему не нужно было ничего делать. Жена вкусно готовила и выполняла его прихоти. Именно эти качества он ценил, потому и женился на ней. Немного погодя у пары родился малыш, которого назвали Андрюшей.
Семейной жизнью Илья Ильич наслаждался недолго. Неожиданно его разбил инсульт, после чего спустя 2 года он тихо умер во сне.
Главные мысли
Идейный замысел романа «Обломов» возник у автора в 1847 году. Книга была воспринята неоднозначно, так как в ней было показано, как возникают лень и апатия, а человек медленно угасает как личность.
Основная тема
Писатель затронул глубокую проблему всего российского общества того времени. Дворянство застряло в пороках и бездействии крепостного права, проживало бесполезные и праздные дни. Автор описал кризис личности, который возникает при отсутствии мотивации что-либо делать. Это явление в то время было сильно распространено, поэтому имя главного персонажа стало нарицательным, а понятие «обломовщина» актуально до сих пор. Оно означает отсутствие желания что-то делать.
Лень, беззаботное существование, пустые мечты о лучшей судьбе препятствуют поиску смысла жизни. Из-за этого возникает апатия. Обломов хочет что-то поменять, но никаких усилий не прикладывает для этого. Когда нет поступков, нет и изменений. Отсутствие смысла жизни приводит к множеству неблагоприятных последствий:
Смысл книги
Автор в романе хотел подчеркнуть, что путь к деградации характерен не только для одной личности, но и для всего социального класса. Гончаров писал произведение в довольно сложный период. Тогда происходило разрушение всех принципов и идеалов прошлого, чтобы создать новое общество, которое будет ориентировано на цели и авторитеты, преобладающие в Европе.
Прогрессивная часть дворянского класса разделяла идеи быстрого развития, смогла легко принять и приспособиться, а вот люди, подобные Обломову и жителям Обломовки, сопротивлялись переменам. Они держались за прошлое, устаревшие взгляды на жизнь, жили, как их предки, отрицая важность образования и труда. Вместо трудолюбия и получения знаний «обломовщина» стремилась к спокойствию и безделью.
Илья Ильич вырос именно в такой обстановке, поэтому не стремился к переменам. Он перенял от родных отжившие себя ценности.
Мужчина не смог найти свое место, ему оставалось только строить иллюзии и мечтать. Он постепенно деградировал и умирал как личность.
Ольга хотела сделать его другим, более живым, но так и не смогла избавить от равнодушия к жизни. Она осуждала пассивность, лень, неряшливость и нежелание бороться за свое будущее, а именно эти качества и были присущи главному герою. Это и есть самая важная идея «Обломова».
«Обломов»: почему вам стоит перечитать этот роман, даже если лень это делать
Приблизительное время чтения: 10 мин.
В нашей рубрике друзья «Фомы» выбирают и советуют читателям книги, которые – Стоит перечитать.
Книгу рекомендует заместитель декана философского факультета МГУ имени Ломоносова, кандидат философских наук Алексей Козырев
Автор
Иван Александрович Гончаров (1812–1891) — писатель и литературный критик.
Время написания и история создания
В 1849 году в журнале «Современник» был напечатан большой фрагмент под названием «Сон Обломова», который Гончаров считал «увертюрой всего романа». Полный текст произведения был опубликован через десять лет, в 1859 году в журнале «Отечественные записки». Критик Николай Добролюбова в статье «Что такое обломовщина?» («Современник», 1859) писал, что в романе Гончаров показал «современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью».
Содержание
Сюжетную основу романа составляет история драматической судьбы Ильи Ильича Обломова — дворянина и помещика — и его любви к Ольге Ильинской, девушке «цельного и одухотворенного характера». Их отношениям посвящены центральные вторая и третья романные части из четырех.
О чем роман?
Ключевой темой в романе стала судьба героя, впавшего в жизненную апатию, несмотря на то, что он не чужд «высоких помыслов», обладает «пылкой головой» и «гуманным сердцем». Обломов — это не просто ленивый помещик в старом халате, воспитанный в дворянско-помещичьей среде с присущими ей тишиной, неподвижностью, сном, под властью которых пребывают и барин, и слуги, и крепостные, и сама природа. В ходе работы над произведением Гончаров значительно углубляет образ главного персонажа. Характер Обломова постоянно развивается. Он сам задается вопросом: «Однако… любопытно бы знать… отчего я… такой?» Говоря своему другу Андрею Штольцу, что «его жизнь началась с погасания», Илья Ильич объясняет: «Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушал толки, сплетни, передразнивание, злую и холодную болтовню, пустоту…» Обломову противны «деятельные» страсти и сплетни, он не видит смысла в том, чтобы устраивать карьеру. Он ясно видит то, что происходит вокруг, — «не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку…»
Гончаров нередко говорил о несовместимости этого идеала с нынешним «веком», где всех волнуют «казенные квартиры, удачная женитьба, модное сочинительство, накопительство и подобные страсти и цели». Все это — суета и бездуховность. Обломов восклицает: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь. Все это мертвецы, спящие люди…»
Несмотря на «обломовскую бездонную лень, апатию, сон», Илья Ильич способен на сильное и глубокое чувство. Именно любовь преображает Обломова. Роль Ольги — это роль ангела в судьбе главного героя, которого она смогла расшевелить. Именно христианским участием мотивирован интерес Ольги к Илье Ильичу. Она называет свою любовь долгом и говорит: «Мне как будто Бог послал ее… и велел любить!» Несмотря на несчастливое окончание любовной истории Ольги и Ильи Ильича, он навсегда сохранит в душе ее светлый образ, а она никогда не перестанет любить «честное, верное сердце» Обломова.
А вот как о своем герое говорит сам Гончаров: «У меня был один артистический идеал: это — изображение честной, доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охладевающего и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой, то есть вообще человеческой натуры». Именно такой в конце романа Илья Ильич. Штольц говорит, что «честное и верное сердце» Ильи Ильича — его природное золото; он невредимо пронес его сквозь жизнь…» Начало «в высшей степени идеалиста» действительно свойственно герою, и это позволяет ряду исследователей соотнести его с героями произведений мировой литературы — Гамлетом Шекспира и Дон Кихотом Сервантеса. Гамлетовским «быть или не быть» звучит для Обломова вопрос: идти вперед или остаться в состоянии покоя? С Дон Кихотом Илью Ильича объединяют не только чистота души и идеализм, но и отношения с его слугой Захаром. Он объединяет в себе и высокие устремления, и комизм, и трагизм этих великих «прототипов». Герой «Обломова» становится их «преемником», характером, одновременно принадлежащим как своей эпохе, так и вечности.
Интересные факты
Фамилию Обломов можно соотносить не только с устаревшим словом облый (плотный, толстый, тучный), который в словаре В. И. Даля определяется как округлый (друг Обломова Андрей Штольц говорит Илье Ильичу: «Точно ком теста, свернулся и лежишь»). Обломов — это также намек на человека, обломанного жизнью. Он — обломок, чуждый своей среде и нравам.
С 1852 года Гончаров участвует в кругосветном плавании на военном корабле «Паллада» в качестве секретаря при адмирале Е. В. Путятине. Писатель побывал в Англии, Южной Африке, Сингапуре, на острове Ява, в Японии, Китае. Творческим итогом путешествия стал двухтомный географический роман «Фрегат “Паллада”. Только завершив его, Гончаров вновь обратился к незаконченному «Обломову».
«Обломов» — центральное звено романной «трилогии О» Гончарова, куда также входят «Обыкновенная история» (1847) и «Обрыв» (1869). Три романа Гончаров мыслил как единую эпопею.
«Ни на ком здесь нет свежего, здорового лица. »
Отрывок из романа И. А. Гончарова «Обломов»
Илья Ильич Обломов рассказывает своему другу Андрею Штольцу о том, каким ему представляется современное общество.
— … Вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядывание с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Кажется, люди на взгляд такие умные, с таким достоинством на лице, только и слышишь: «Этому дали то, тот получил аренду». — «Помилуйте, за что?» — кричит кто-нибудь. «Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч!» Скука, скука, скука. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?
— Что-нибудь да должно же занимать свет и общество, — сказал Штольц, — у всякого свои интересы. На то жизнь.
— Свет, общество! Ты, верно, нарочно, Андрей, посылаешь меня в этот свет и общество, чтоб отбить больше охоту быть там. Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Что водит их в жизни? Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрически рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят — за картами. Нечего сказать, славная задача жизни! Отличный пример для ищущего движения ума! Разве это не мертвецы? Разве не спят они всю жизнь сидя? Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?
— Это все старое, об этом тысячу раз говорили, — заметил Штольц. — Нет ли чего поновее?
— А наша лучшая молодежь, что она делает? Разве не спит, ходя, разъезжая по Невскому, танцуя? Ежедневная пустая перетасовка дней! А посмотри, с какою гордостью и неведомым достоинством, отталкивающим взглядом смотрят, кто не так одет, как они, не носят их имени и звания. И воображают несчастные, что еще они выше толпы: «Мы-де служим, где, кроме нас, никто не служит; мы в первом ряду кресел, мы на бале у князя N, куда только нас пускают». А сойдутся между собой, перепьются и подерутся, точно дикие! Разве это живые, не спящие люди? Да не одна молодежь: посмотри на взрослых. Собираются, кормят друг друга, ни радушия, ни доброты, ни взаимного влечения! Собираются на обед, на вечер, как в должность, без веселья, холодно, чтоб похвастать поваром, салоном, и потом под рукой осмеять, подставить ногу один другому. Третьего дня, за обедом, я не знал, куда смотреть, хоть под стол залезть, когда началось терзание репутаций отсутствующих: «Тот глуп, этот низок, другой вор, третий смешон» — настоящая травля! Говоря это, глядят друг на друга такими же глазами: «вот уйди только за дверь, и тебе то же будет». Зачем же они сходятся, если они таковы? Зачем так крепко жмут друг другу руки? Ни искреннего смеха, ни проблеска симпатии! Стараются залучить громкий чин, имя. «У меня был такой-то, а я был у такого-то», — хвастают потом. Что ж это за жизнь? Я не хочу ее. Чему я там научусь, что извлеку. Ты посмотри: ни на ком здесь нет свежего, здорового лица.
— Климат такой, — перебил Штольц. — Вон и у тебя лицо измято, а ты и не бегаешь, все лежишь.
— Ни у кого ясного, покойного взгляда, — продолжал Обломов, — все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной заботой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим — нет, они бледнеют от успеха товарища. У одного забота: завтра в присутственное место зайти, дело пятый год тянется, противная сторона одолевает, и он пять лет носит одну мысль в голове, одно желание: сбить с ног другого и на его падении выстроить здание своего благосостояния. Пять лет ходить, сидеть и вздыхать в приемной — вот идеал и цель жизни! Другой мучится, что осужден ходить каждый день на службу и сидеть до пяти часов, а тот вздыхает тяжко, что нет ему такой благодати.
— Ты философ, Илья! — сказал Штольц. — Все хлопочут, только тебе ничего не нужно!
— …Как, всю жизнь обречь себя на ежедневное заряжанье всесветными новостями, кричать неделю, пока не выкричишься? Сегодня Мехмет-Али послал корабль в Константинополь, и он ломает себе голову: зачем? Завтра не удалось Дону Карлосу — и он в ужасной тревоге. Там роют канал, тут отряд войска послали на Восток; батюшки, загорелось! лица нет, бежит, кричит, как будто на него самого войско идет. Рассуждают, соображают вкривь и вкось, а самим скучно — не занимает это их; сквозь эти крики виден непробудный сон! Это им постороннее; они не в своей шапке ходят.
Дела-то своего нет, они и разбросались на все стороны, не направились ни на что. Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему! А избрать скромную, трудовую тропинку и идти по ней, прорывать глубокую колею — это скучно, незаметно; там всезнание не поможет и пыль в глаза пустить некому.
— Ну, мы с тобой не разбросались, Илья. Где же наша скромная, трудовая тропинка? — спросил Штольц.
Обломов вдруг смолк.
— Да вот я кончу только. план. — сказал он. — Да бог с ними! — с досадой прибавил потом. — Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом. Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку.
— Какой же это идеал, норма жизни?
Обломов не отвечал.
— Ну, скажи мне, какую бы ты начертал себе жизнь? — продолжал спрашивать Штольц.
— Что ж это такое? Расскажи, пожалуйста, как?
— Как? — сказал Обломов, перевертываясь на спину и глядя в потолок. — Да как! Уехал бы в деревню.