Обличение в библии что говорит
Обличение в библии что говорит
Библия говорит нам, что Святой Дух обличит мир о грехе (Иоанна 16:8). Чтобы помочь нам понять суть этого понятия, мы можем рассмотреть то, чем оно не является. Во-первых, это не просто угрызения совести или даже чувство стыда из-за греха. Такие чувства естественны почти для всех, но это не истинное обличение в грехе.
Во-вторых, обличение в грехе – это не чувство трепета или предчувствие божественного наказания. Грешники также испытывают это в своих сердцах и умах. Но, опять же, истинное обличение о грехе – это нечто иное.
Правда в том, что если мы испытываем не более чем угрызения совести, беспокойство при мысли о суде или академическое понимание ада, то мы никогда по-настоящему не познали обличения в грехе. Итак, что же такое настоящее обличение, о котором говорит Библия?
Слово «обличать» является переводом греческого слова «elencho», означающего «убеждать кого-то в истине; обвинять, доказывать несостоятельность или подвергать перекрестному допросу свидетеля». Святой Дух действует как прокурор, который разоблачает зло, обличает злодеев и убеждает людей в том, что им нужен Спаситель.
Быть обличенным – значит чувствовать отвратительность греха. Это происходит, когда мы видим красоту Бога, Его чистоту и святость и понимаем, что грех не может существовать рядом с Ним (Псалом 5:5). Когда Исаия стоял в присутствии Бога, он немедленно осознал собственную греховность: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами … и глаза мои увидели Царя, Господа Саваофа» (Исаии 6:5).
Быть обличенным – значит полностью испытывать ужасность греха. Наше отношение к нему становится таким, как у Иосифа, который бежал от искушения и кричал: «Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Бытие 39:9).
Мы обличены, когда начинаем осознавать, насколько наш грех оскорбляет Бога. Когда Давид был обличен Святым Духом, он воскликнул: «Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал» (Псалом 50:6). Псалмопевец рассматривал свой грех прежде всего как оскорбление святого Бога.
Мы обличены, когда начинаем отчетливо осознавать гнев, которому подвергаем свои души (Римлянам 1:18; 2:5). Когда филиппийский тюремщик пал к ногам апостолов и закричал: «Государи мои! Что мне делать, чтобы спастись?», он был обличен (Деяния 16:30). Он был уверен, что погибнет без Спасителя.
Когда Святой Дух обличает людей в их грехе, Он представляет праведный Божий суд (Евреям 4:12). Это решение не подлежит обжалованию. Но Святой Дух не только осуждает людей за грех, Он также приводит их к покаянию (Деяния 17:30; Луки 13:5). Он проливает свет на наши отношения с Богом. Его обличающая сила открывает нам глаза на грех и готовит наши сердца для принятия Его благодати (Ефесянам 2:8).
Слава Господу за обличение в грехе! Без него не было бы спасения. Никто не может спастись без обличительного и возрождающего действия Духа в сердце. Библия учит, что все люди по природе восстают против Бога и враждебны ко Христу. Они – мертвы «по преступлениям и грехам» (Ефесянам 2:1). Иисус сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Иоанна 6:44). Частью этого «привлечения» является обличение в грехе.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Библейские заповеди, призывающие обличать грехи
Иоанна 7:24 Не судите по наружности, но СУДИТЕ СУДОМ ПРАВЕДНЫМ.
1 Фесс. 5:11 увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
1 Тимофею 5:20 СОГРЕШАЮЩИХ ОБЛИЧАЙ ПЕРЕД ВСЕМИ, чтобы И ПРОЧИЕ СТРАХ ИМЕЛИ.
Титу 1:13 ОБЛИЧАЙ их строго, дабы они были здравы в вере.
Левит 19:17-18 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; ОБЛИЧИ ближнего твоего, и НЕ ПОНЕСЕШЬ ЗА НЕГО ГРЕХА. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но ЛЮБИ ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.
Притчи 24:25 а ОБЛИЧАЮЩИЕ БУДУТ ЛЮБИМЫ, и на них придет благословение.
Притчи 27:5 Лучше ОТКРЫТОЕ ОБЛИЧЕНИЕ, нежели скрытая любовь.
Притчи 28:23 ОБЛИЧАЮЩИЙ человека найдет после БОЛЬШУЮ приязнь, нежели тот, кто льстит языком.
Притчи 29:1 Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.
Титу 2:15 Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.
1 Коринфянам 5:12-13 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.
Евреям 3:12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого.
Иуда 1:23 а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.
Иезекииль 3:18 Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих.
Притчи 1:23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.
Притчи 3:11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;
Притчи 9:8 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;
Притчи 10:17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение-блуждает.
Притчи 12:1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.
Притчи 13:1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.
Притчи 15:5 Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен.
Притчи 15:12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.
Притчи 15:32 Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
Притчи 19:20 Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
Притчи 19:25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличи шь разумного, то он поймет наставление.
Притчи 30:6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличи л тебя, и ты не оказался лжецом.
Захария 8:16 Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно СУДИТЕ у ворот ваших.
Второзаконие 1:16 выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его;
Матфея 7:15-23 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.
Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
Матфея 12:33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.
1 Иоанна 4:1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Притчи 27:5 Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь.
Иеремия 6:16 Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим.
Сообщи другу об этом сайте
Обличение
Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение блуждает. Притч10,17
Ненавидящий обличение идёт по следам грешника, а боящийся Господа обратится сердцем. Сир.21,7
Гораздо лучше обличить, нежели сердиться тайно; и обличаемый наедине предостережётся от вреда. Сир.20,1
Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда. Притч. 12,1
Бывает обличение, но не вовремя, и бывает, что иной молчит, – и он благоразумен. Сир.19,28
Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения. Притч.13,1
Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек! Пс.38,12
Как хорошо обличенному показать раскаяние! Ибо он избежит вольного греха. Сир.20,2–3
Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен. Притч.15,5
Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его. Притч.3,11
Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум. Притч.15,32
Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. 1Тим.5,20
Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым. Притч.19,20
Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь. Притч.27,5
Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых. Екк.7,5
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Осуждение, обличение и рассуждение
|
Св. Иоанн Предтеча обличает царя Ирода |
Часто спрашивают: какая разница между осуждением и обличением, и что такое рассуждение? Об осуждении Господь говорит: «Не судите, да не судимы будете… и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 1–2). А что касается обличения, Евангелие учит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17).
А рассуждение, как указывают святые отцы, является одной из главных добродетелей. Часто верующий не знает, как отличить друг от друга осуждение, обличение и рассуждение. Порой осуждение именуют обличением или рассуждением, тогда как осуждение и обличение весьма отличаются друг от друга. В первую очередь нужно отметить, что осуждение исключает любовь, оно представляет собой слово, сказанное без всякой любви к ближнему, лишь с целью покрасоваться перед окружающими и выявить свою осведомленность. Слова, сказанные без любви, неизбежно оказываются личным оскорблением человека как перед ним самим, так и перед окружающими. Происходит отождествление личности осуждаемого человека с каким-либо конкретным делом, абсолютизация греха и ошибки, распространение греха на всю личность и затмение добрых и положительных качеств человека.
Обличение же в первую очередь подразумевает любовь к человеку, которого обличают. Целью обличения является выведение ближнего из ошибки и забота о его духовном спасении.
Наилучший пример обличения мы можем найти в Священном Писании. Вспомним, как поступил пророк Нафан, когда он хотел обличить царя Давида за совершенное прелюбодеяние с Вирсавией. Он пришел к царю как мирянин и рассказал притчу о том, как один богатый человек отнял у бедного любимого ягненка и угостил его мясом своего гостя. Когда разъяренный услышанным царь Давид воскликнул, что за такой поступок богач заслуживает смерти, тогда только Нафан ответил, что этим богачом был сам царь, который отнял у Урии Хеттеянина единственное его богатство – красивую жену. Так мудрый пророк сумел заставить царя Давида вынести приговор самому себе. За таким обличением последовал и плод – искреннее раскаяние.
Вот так мы должны отличать осуждение от обличения. Наши же обличения, несмотря на то, что часто они справедливы, из-за малодушия и отсутствия любви принимают характер осуждения. Когда обличаем преступление, мы тем самым говорим правду, но из этой правды остается исключенной забота о спасении человека и искреннее желание вывести его из этой ошибки. Обличение без любви никогда не даст доброго плода, так как в это время предаются забвению многие добродетели обличаемого человека.
Поэтому прежде, чем обличать ближнего, мы должны помолиться Господу, успокоиться, хорошо обдумать и лишь после этого сказать слово, помня, что наша цель – спасение человека, а не унижение. Так что истинное обличение требует от нас настоящего терпения, великодушия и любви. В противном случае мы потеряем и ту малую истину, которую имели, и будем иметь дело не с обличением, а с осуждением, что обязательно приведет к худшему. В частности, будет посеяна ненависть, плоды которой пожнем мы и вместо единства еще больше отдалимся от ближнего.
Мы путаем обличение с осуждением из-за того, что не имеем добродетели духовного рассуждения. Апостол Павел говорит, что мы имеем разум Христов – имея в виду себя, апостолов и благочестивых христиан. Обладать разумом Христа – значит иметь глубокое духовное рассуждение и приобрести его опытом, молитвой, постом. Приобретению этого опыта способствует изучение трудов святых отцов и их жития. Когда человек стяжает добродетель рассуждения, тогда он будет защищен от осуждения других.
Совершенно очевидно, что причиной осуждения является наша духовная лень. Мы ленимся духовно анализировать все встречающиеся явления и наши действия, вследствие чего разговариваем и действуем механически, поверхностно. Приобретение духовного опыта происходит тогда, когда выпадающие нам испытания мы преодолеваем верой. Господь каждому из нас посылает достаточно испытаний для того, чтобы мы лучше познали самих себя и исправление начали в первую очередь с себя. Работая над собой с осознанием своей греховности и искренним желанием преодолеть ее, мы тем самым приобретаем опыт духовного рассуждения, который безошибочно указывает нам, каким должно быть истинное обличение, и так мы избавляемся от греха осуждения.
Когда мы прощаем себя, тогда прощаем и других, а когда мы строги к себе, тогда понимаем, насколько тяжело другим, и становимся более человеколюбивыми, благосклонными и милосердными. Мы можем знать множество примеров из житий святых, но без переживания за собственные грехи и полученного через это опыта не приобретем разума Христова и не сможем избежать ямы осуждения. Каждый из нас знает, что сперва нужно вытащить бревно из собственного глаза, чтобы увидеть, как вынуть соринку из глаза брата нашего, – но, к сожалению, зная, не исполняем, за что несем наказание и если не исправимся, то будем наказаны и в будущем. Это явление начинается в личности, а затем распространяется на семью, общество и на весь народ.
Итак, если мы не просветимся духовно, то никогда не сможем освободиться от духа осуждения, зависть и лень постоянно будут в нас, что, конечно же, принесет горький плод.
Многие готовы оправдывать себя темпами современной жизни, которая будто бы не дает возможности углубиться в самого себя. Однако думается, и этот быстрый темп вызван нашим неправильным подходом к жизни. Господь говорит: «Не заботьтесь о завтрашнем дне… довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 34). Мы забываем об этой заповеди. Не сделав ничего доброго сегодня, заботимся о завтрашнем дне и пытаемся создать его уже сегодня. И так мы впадаем в мир иллюзий, поскольку заботимся о том, что не имеет под собой твердой почвы и оснований, начинаем искусственно создавать эти основания, из-за чего и происходит ничем не оправданное ускорение темпа жизни; то, что еще не созрело, мы хотим собрать сегодня же; и в то же время нам некогда собирать то, что уже созрело, потому что мы спешим заботиться о завтрашнем и за один день стараемся управиться со всем тем, что требует годов труда. В этом плане внешне на Западе вроде бы лучше обстоит дело, поскольку экономически там больше делают и успевают, но там в силу всего этого невидимо разрушается человек как личность и разрушается семья, а где рушатся личность и семья, там эта же участь ожидает и государство. Экономические и политические успехи только тогда будут твердыми и приносящими истинную пользу человеку, если они будут иметь твердую нравственную основу.
Следовательно, неправильным отношением и подходом мы сами ускоряем темп жизни, а потом ворчим и недоумеваем, что, мол, не хватает времени для самопознания и духовного развития. Причиной этого является и зависть, так как мы постоянно соревнуемся друг с другом в приобретении материального богатства и земной славы.
В мировом масштабе этот процесс, наверное, необратим, но это не означает, что отдельные личности не могут изменить ритм собственной жизни. Через стяжание духовного опыта, образованности и стремления к благочестивой жизни они могут приобрести добродетель рассуждения, то есть разум Христа. Основой этого является любовь к Господу нашему Иисусу Христу. У кого нет любви ко Христу, тот никогда не достигнет успеха в духовной жизни. Поэтому в первую очередь мы должны искать в самих себя: есть ли в нас любовь ко Христу, которая и является залогом очищения и избавления от всякого греха, в том числе греха осуждения, так как любовь ко Христу непременно включает в себя любовь к ближнему.
Осуждение в Библии: как наставить человека, не осудив его?
Осуждение считается грехом в Библии, и говорится, что мы не должны судить, или осуждать друг друга. Как отличить разницу между осуждением и попыткой наставить человека и предостеречь его от неверного выбора? Я слышал, что некоторые братья и сестры ссылаются на отрывок Римлянам 2:1, прося не осуждать их, избегая тем самым наставления со стороны других христиан. Существуют ли какие-либо четкие границы, которые могут помочь отличить наставление от осуждения?
Если ты осуждаешь этих людей, то нет тебе оправдания, ибо когда ты осуждаешь кого-то, то осуждаешь также и самого себя, ибо ты, осуждающий другого, на самом деле осуждаешь самого себя. (К Римлянам 2:1)
Осуждение в Библии и мудрость наставления
Про осуждение очень много сказано в Библии. Это очень распространенный вопрос. Мы достаточно строго предупреждены в Библии о том, что мы не должны судить и осуждать друг друга. С другой стороны, иногда мы видим примеры, когда нам необходимо выносить суждения с целью сохранения духовного здоровья отдельного человека или группы в церкви. Для начала я хочу сказать, что в этом вопросе точно необходим здоровый баланс. Но этот баланс все же должен перевешивать в сторону «не осуждения» другого человека.
Осуждение, по крайней мере в английском языке, имеет несколько значений. Осуждение может касаться выбора человека — хорошего и плохого или лучшего и худшего. Осуждение также может означать взгляд свысока на кого-либо, при этом такой взгляд включает плохие мысли о человеке из-за его ошибки или проступка. Как правило, осуждение поступка или решения человека не вызывает особых проблем. Но вот осуждение самого человека, а не его поступка, очень часто включает сравнение с самим собой, что часто является греховным и считается греховным в Библии.
Библия об осуждении
Но давайте посмотрим, что говорит Библия об осуждении. Римлянам 14:10-13 и Матфея 7:1 являются хорошими примерами, предупреждающими нас против осуждения. В Послании Римлянам Павел пишет:
Почему же ты осуждаешь своего брата? И почему думаешь, что ты лучше брата? Ведь мы все предстанем перед судом Божьим. Сказано в Писании: «Каждый склонится передо Мной, и каждый скажет, что Я — Бог. И как верно то, что я живу, так верно и то, что это всё случится — говорит Господь». Значит, каждому из нас придётся отчитываться за себя перед Богом. Так перестанем же осуждать друг друга и примем решение, что никто из нас не станет давать своему брату повода к малодушию и искушению. (К Римлянам 14:10-13)
В контексте этого отрывка мы видим, что речь идет не осуждении того или иного поступка или решения человека. Речь идет об осуждении самого человека, причем в сравнении с другим человеком.
Отрывок из Евангелия от Матфея более известный по этой теме:
«Не судите других, и не судимы будете, ибо Бог будет судить вас точно так, как вы судите других, и отмерено вам будет Богом соответственно тому, как вы отмеряете другим. Почему ты замечаешь соринку в глазу у ближнего своего, а у себя в глазу не замечаешь бревна? Как можешь ты сказать собрату своему: «Дай я выну у тебя соринку из глаза», если у тебя самого в глазу бревно? Лицемер, прежде вынь бревно у себя из глаза и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза своего собрата. (От Матфея 7:1-5)
В этом отрывке находится очень похожее послание, но есть и отличие. Библия призывает нас предоставить суд Богу. Ну и конечно, Библия говорит здесь о том, что на себя мы должны смотреть более критичным взглядом, чем на других людей. Но обратите внимание, что вынимание соринки из глаза брата не обязательно является осуждением.
В обоих этих отрывках Библия призывает нас предоставить Богу судить людей. Хотя отрывок из Евангелия от Матфея показывает, что не каждое осуждение является греховным.
Здоровое «осуждение» в жизни христианина
Давайте теперь поговорим о типе «осуждения», которое не обязательно ошибочное, но иногда может быть даже вдохновляющим. Я уже говорил, что суждение о мудрости или духовности поступков других людей не всегда является ошибочным. На самом деле Библия даже призывает нас выносить подобные суждения в некоторых случаях.
В Римлянам 12:1-2 Библия говорит о том, что если мы принесем себя в жертву живую и угодную Богу, то сможем понять Божью волю. Вероятно, что это касается как нашей жизни, так и жизни других людей. В Римлянам 15:14 апостол Павел говорит, что те, кто исполнен добродетели, способны наставлять других. Звучит так, что речь идет о суждении поступков с последующем предоставлении советов этим людям.
В Послании Колоссянам 3:16 Библия говорит нам поучать и наставлять друг друга. На память приходит еще один отрывок:
Мы провозглашаем Его, наставляем и поучаем каждого со всей доступной нам мудростью, дабы всякого представить Богу возмужавшим во Христе. (К Колоссянам 1:28)
Люди, обладающие большим духовным опытом и мудростью, призываются наставлять других (но при этом важно давать очень много поддержки, помощи и вдохновения).
Вы спросили о наставлении. Отрывки, что я перечислил выше, говорят о подобном наставлении. На самом деле люди, отказывающиеся от наставления и получения советов от других христиан, останавливаются в своем духовном росте во Христе. Нам необходимо наставление в церкви, но, держа в памяти отрывки из Римлянам 14 главы и Матфея 7 главы, оно должно сопровождаться большим количеством помощи и консультирования, а не осуждения. Как говорится «совет есть совет». Конечно, есть место и предупреждениям (2 Тимофею 3:16), но я верю, что подобные вещи должны быть редкими и должны идти, в основном, со стороны зрелых христиан.