Обесценивается то что было привычно интересно дорого раньше
Основные проявления кризиса трех лет
Евгения Печалина
Основные проявления кризиса трех лет
К трем годам у ребенка появляются и свои собственные желания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрослых. В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недозволенного, взрослые быстро переключали его внимание на другой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждается настойчивыми словами «Я хочу».
Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму. Впервые их выявила и описала Э. Келер в работе «О личности трехлетнего ребёнка«. Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет «семизвездием симптомом».
2) Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.
3) Строптивость направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.
6) Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.
7) Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует.
В общем, симптомы, взятые вместе,производят впечатление эмансипации ребенка: как будто раньше взрослые водили его за руку, а теперь у него появилась тенденция ходить самостоятельно.
Родители, как правило, расценивают эти «симптомы» только со знаком минус. Однако отрицательность в скрытом виде присутствует во всех личностных проявлениях, поскольку без потенциала негативности нет свободы воли. Без возможности отрицательного действия невозможно позитивное, нормативное, социально одобряемое действие.
Трехлетнийребенок будто бы знает: если он сейчас не сломает всю систему взаимоотношений со взрослым, не отстоит свое право действовать по-своему, даже если это не одобряется окружающими людьми, он не состоится как личность.
В чем же заключается положительное значение новых отношений со взрослым?
• Стремление продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность
• Наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов.
Новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми. Кризис протекает прежде всего как кризис социальных отношений ребенка.
Что существенно перестраивается во время кризиса? Социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям, к авторитету матери, отца. Происходит также кризис личности — «я», т. е. возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка, а не с данным мгновенным желанием, мотив дифференцирован от ситуации.
Что делать родителям?
Выберите одну тактику воспитания, разработайте систему поощрений и запретов, которой будут придерживаться все, однако избегайте авторитарного стиля взаимоотношений и гиперопеки.
Стройте взаимоотношения так, что бы больше разрешать и меньше наказывать
Позволяйте ребенку быть в чем-то самостоятельным, предоставьте право выбора
Поощряйте познавательный интерес и самостоятельность ребёнка
Сделайте общение с ребенком игрой, обыгрывайте с ним его домашние дела, распорядок дня.
Объясняйте ребенку правила поведения и свои требования просто и доступно, напоминайте и придерживайтесь их в любом случае
Список использованной литературы
1. Абросимова Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет // Мама и малыш. — 2005. — № 10.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб., 1997.
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком в период раннего детства. — СПб. : Речь, 2003.
4. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. — М., 1998.
6. Образцова Л. Н. Я сам! Упрямый ребёнок: маленькие подсказки для родителей. — М. : АСТ;. Сова, 2007.
Когда обращаться к логопеду? Когда обращаться к логопеду? Голосовые реакции появляются у ребенка с момента рождения: крик и плач. 2-3 месяца. В этом возрасте у ребенка.
Развитие речи ребенка с года Вот и прошло целых двенадцать месяцев. Вашему малышу – год! Вот тут как раз начинается стремительно развиваться его речь. Ребенок все больше.
Памятка для родителей о кризисе трех лет «Я сам. Я уже взрослый»
Наталья Аликина
Памятка для родителей о кризисе трех лет «Я сам. Я уже взрослый»
Мама в ужасе: с ребенком стало твориться что-то страшное! Частые истерики, невероятное упрямство, непослушание…
Что случилось с малышом?
Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки.
Симптоматика кризиса
1. НЕГАТИВИЗМ. На все предложения взрослых ребенок отвечает отказом. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему взрослый человек.
Ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, гулять с собакой. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие.
Теперь всегда на первый план выходит то самое до боли знакомое «Я сам!». Он норовит делать сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается.
Малыш со всеми идет на конфликт. Протест-бунт ребенка – это ответ на давление со стороны родителей, и их желание все решать за малыша.
Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого, 3-летний ребенок может начать ругаться, отбросить или даже сломать любимую игрушку.
7. ДЕСПОТИЗМ И РЕВНОСТЬ.
Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность, направленная на брата или сестру.
Как себя вести родителям, чтобы победителями
2. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего стремления. Чем больше у ребенка будет опыт самостоятельных поступков и принятия решений, чем больше успехов и (увы) ошибок он совершит, тем быстрее пройдет кризис, тем быстрее он научится взаимодействовать с людьми.
3. Для благополучного развития ребенка подчеркивайте какой он уже большой, не «сюсюкайтесь». Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
5. Очень важно, чтобы все члены семьи приняли одну тактику воспитания. Чтобы ребенок не думал, почему при маме «нельзя», а при бабушке «можно». Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, и находит в нем слабые места. Он проверяет по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие правила (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т. д.). Запретов не должно быть слишком много.
Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок трех лет» Консультация для родителей: «что должен уметь ребенок 3 лет». Дорогие коллеги, сейчас в век всеобщей компьютеризации новых технологий, легко.
Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.
Консультация для родителей «Правило трех минут» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с вами очень важной консультацией «Правило трех минут».
Памятка для родителей «Лето» Лето – пора отпусков и каникул. Для родителей каждое лето встает вопрос, чем занять ребенка, как провести время с максимальной пользой для.
Памятка для родителей «Опасные предметы» Объясняете детям, что люди создали очень много предметов-помощников, которые делают нашу жизнь более удобной. Когда то варили обед в печи,.
Памятка для родителей «Наедине с опасностью» Памятка для родителей «Наедине с опасностью» В наше беспокойное время родителям постоянно приходиться испытывать волнение за своих детей,.
Памятка для родителей по ПДД Сегодня хочется представить вашему вниманию памятку для родителей по правилам безопасности дорожного движения, которую мы с детьми сами.
Памятка для родителей «Ваш ребёнок и велосипед!» В тёплый период года родители с детьми стараются как можно больше времени проводить на свежем воздухе с пользой для здоровья – это различные.
Кризис 3-х лет
Зоя Гаврилова
Кризис 3-х лет
Л. С. Выготский, вслед за Э. Келер, описывает 7 характеристик кризиса 3-х лет.
Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Консультация для родителей «Как помочь ребенку преодолеть кризис трех лет» Трехлетний ребенок переживает становление маленькой личности.
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку повзрослеть. Кризис трёх лет» Данная консультация поможет родителям малышей разобраться в понятии «кризис трёх лет», а также, что делать, как себя вести, как реагировать.
Консультация для родителей «Кризис 3-х лет» Кризис 3-х лет- граница между ранним и дошкольным детством- один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр.
Консультация для родителей «Кризис 3-х лет или возраст строптивости» Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется,.
Консультация для родителей «Кризис 3-х лет у детей» (вторая младшая группа) Кризис 3-х лет. Родители порой в силу своей занятости не обращают должного внимания на поведение своих детей. Приводя ребенка в детский.
Консультация для родителей «Кризис трёх лет: признаки и пути преодоления» Консультация для родителей «Кризис трёх лет» Любили тебя безо всяких причин За то, что ты внук, за то, что ты сын, За то, что малыш, за.
Стихотворение-рекомендация для родителей «Кризис 3-х лет» Кризис 3-х лет. Здравствуйте, я Мельник Миша, Я пришёл Вам рассказать, Как мы с мамой моей Катей Будем кризис преодолевать! Мама книжки.
Встреча клуба заинтересованных родителей на тему «Кризис трёх лет» Встреча клуба заинтересованных родителей на тему «Кризис трёх лет»(для родителей детей первых младших групп) Цель: актуализация проблемы.
Родительское собрание «Кризис трех лет» в группе раннего возраста
Цель: расширять представления родителей об особенностях возраста 3 лет. Выработать совместно с родителями формы помощи и общения с ребёнком в этот сложный период.
1. Привлечь родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций.
2. Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.
3. Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризиса.
2. Психологический настрой;
2.2. Введение в проблему;
2.3. Упражнение «Семизвездие симптомов»;
3. Обсуждение проблемных ситуаций.
4. Упражнение «Ладошки».
5. «Копилка педагогический идей».
6. Памятки для родителей.
Форма проведения: ситуативный практикум.
Ход собрания:
Здравствуйте, уважаемые родители. Я очень рады видеть вас. Сегодня мы поговорим с вами о наших детях.
Психологический настрой на работу.
Я начну с вопросов, которые касаются родительского опыта. Кто согласен с данным утверждением, должны поднять руку.
— Пусть поднимут руку те, кто читает детям перед сном.
-. Кто любит путешествовать вместе с детьми.
-. Кто занимается со своими детьми больше одного часа ежедневно.
-. Кто любит тратить деньги на своё любимое чадо.
-. Кто часто сталкивается с упрямством и капризами ребёнка.
-. Кто заметил, что малыш стал непослушным и изменился не в лучшую сторону.
-. Кто заметил, что ребёнок стал проявлять самостоятельность.
Какой вывод можно сделать из этого упражнения?
При всех различиях и непохожести, мы, родители, сталкиваемся с подобными проблемами, беспокоимся о сходных вещах, мечтаем о тех же результатах воспитания.
Именно в наших руках,в руках взрослых: мам, пап, педагогов какое поведение есть и будет у нашего ребёнка, и какими вырастут наши дети. Итак тема нашей встречи «Капризы и упрямства», «Кризис з лет«, «Кризис независимости«, «Кризис самостоятельности«, «Возраст упрямства и строптивости».
Введение в проблему.
Как вы думаете, что такое каприз? Упрямство?
Каковы же причины возникновения капризов и упрямства?
Участникам предлагается собрать из слов эти понятия и пояснить.
Дополнительная информация для педагога:
— Нарушение режима дня;
— Обилие новых впечатлений;
Но ведь мы говорим о развитии ребёнка. А всякому процессу развития помимо медленных перемен, свойственны и скачкообразные переходы-кризисы.
Представьте себе цыплёнка, ещё не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И всё-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтобы выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.
Симптомы характерные для поведения ребенка в этот период, Л. Выготский назвал «семизвездием симптомов». Поэтому характеристику кризиса 3 лет мы для вас представили в виде цветика-семицветика.
На каждом лепестке указывается одна из черт кризиса, (воспитатель «переворачивает» лепесток и вслух зачитывает).
Зачастую родители используют метод «кто кого переупрямит», тем самым, усугубляя и закрепляя проявления упрямства и загоняя ребенка «в угол», лишая возможности выйти с достоинством из конфликтной ситуации.
Совет: не пытайтесь самоутвердиться в противоборстве с малышом.
Не путайте негативизм и непослушание. При негативизме ребенок часто поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с намерениями взрослого.
Негативизм часто избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей, например, мамы, или папы. С остальными – он может быть послушным и покладистым. Взрослый может провоцировать негативизм всякий раз, когда отдает строгий приказ,например: «Не трогай!», «Ешь быстро!»
Совет: не давите на ребенка, не разговаривайте в приказном тоне. Если вы видите, что кроха сопротивляется из негативизма, дайте ему время отойти от бури эмоций.
Строптивость очень похожа на негативизм, но отличается тем, что не направлена на определенного человека, это протест против самого образа жизни, против принятых в семье норм поведения (порядков). Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях,где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, а бабушка вообще все разрешает).Совет: Отвлеките ребенка от того, что стало камнем преткновения, и через пять минут ребенок неожиданно согласится с Вашим предложением, забыв, что недавно возражал.
Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам. Но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, он стремиться к самостоятельности намерения, замысла. Это потребность в самостоятельности – жизненно важная для трехлетних малышей.
Совет: позвольте малышу попробовать сделать все самому, даже если вы уверены, что он не справится. Пусть кроха убедится в этом сам.
Теряются старые привязанности ребенка к людям, правилам поведения, вещам, эта черта будет присуща всем последующим переходным периодам. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (употребляет бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить дома); иногда малыши позволяют себе грубо обзывать любимых бабушек и мам; начинают ломать любимые игрушки и книжки, предложенные не вовремя. Неожиданно он начинает их бросать, рвать, давать им негативные названия.
Совет: существует множество развивающих занятий для ребенка. Займитесь вместе с ним лепкой, рисованием или сборкой конструктора.
Совет: будьте спокойны, доброжелательны, но тверды в те моменты, когда Вы уверены в своей правоте.
Деспотизм чаще всего проявляется в семье с единственным ребенком. Малыш изо всех сил пытается проявить власть над окружающими и заставить родителей делать все, что он хочет. Когда появляются младшие сестра и братья деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.
Совет: не поддавайтесь на манипуляции, но старайтесь уделять больше времени малышу. Пусть он чувствует, что Ваше внимание можно получить без истерик и капризов.
Обсуждение проблемных ситуаций.
Как нам, взрослым вести себя рядом с малышом, как объяснить частые капризы и не сорваться на крик от возмущения?
Давайте поддержим друг друга советами и личными наблюдениями.
Работа в группах (зачитываются ситуации):
1. В магазине ребёнок требует что-то купить. Взрослый не покупает и ребёнок начинает капризничать, топать ногами, кричать.
Ответ прост – спокойно вывести его из помещения. Поверьте, как только вы научитесь справляться с капризами дома, в общественном месте вам будет проще успокоить малыша. Уже на улице постарайтесь объяснить ему, что подобное поведение не украшает его. При разговоре старайтесь избегать слов, которые могут упрекнуть малыша, не угрожайте ему. Бороться с капризами необходимо только при помощи положительных эмоций, ласки и любви.
2. Ребёнок отказывается вечером ложиться спать, хотя по детскому режиму уже давно пора быть в кроватке.
Как вы поступите, ваши действия?
Ответ: Дождитесь, пока он не уснет. Самый мягкий подход — это остаться сидеть рядом с ребенком, пока он не заснет. Вы заканчиваете читать сказку, обнимаете, целуете, подправляете одеяло и остаетесь сидеть рядом, пока он не начнет дремать. Это самый безобидный способ.
Попытайтесь соблюдать установленный режим во время приготовлений ко сну, затем укладывайте ребенка спать в строго определенное время. В тех случаях, когда с укладыванием возникают сложности, можно временно разрешить ложиться спать позже. После того, как режим будет установлен, будет уже не трудно сократить время укладывания до нескольких минут, пока желаемый результат не будет достигнут.
Успокойте их. Перед сном не ссорьтесь, не ругайте, не бегайте, не гоняйтесь и не играйте в шумные игры.
3. Илюша с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготки почти надеты, но наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается быстро натянуть ребёнку колготки.Мальчик поднимает крик: «Сам!», «Сам!». «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь сам».Мама вздыхает: «Когда только научится».
А каковы ваши действия в данной ситуации?
Давайте проведем упражнение «Ладошки».
Я прошу соединить ладони рук на уроне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление.
Каждому из вас важно помнить, что в ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию. Избавиться от стресса, предотвратить агрессию помогает игротерапия, которая оказывает мягкое психологическое воздействие. Рекомендуем проводить игры с детьми «Поймай воздушный шарик» или «Кто больше лопнет мыльных пузырей». Кроме того есть еще сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, трудотератия. Разные виды деятельности помогают преодолеть эмоциональное напряжение, вызывают положительные эмоции.
В заключение нашей встречи хочется подвести итог. Мы поговорили с вами о различных ситуациях, поделились опытом, как избегать конфликта с ребенком. Надеемся, Вы пополнили свои знания. И так, что же мы положим в свою «Чашу педагогических идей»?
1. Необходимо понять, что кризис 3-х лет это временно.
2. Иметь в запасе множество способов переключения внимания.
3. Учить ребёнка не кричать, а договариваться.
4. Давайте возможность ребенку вывести из тела накопленное напряжение – бегать, прыгать, бить подушки, выдувать мыльные пузыри.
5. Предлагать право выбора. Не заставлять надеть тенниску,а спросить: «Какую тенниску ты наденешь красную или синюю».
6. Поддерживайте стремление к самостоятельности.
7. Большую роль играет положительный пример взрослых. Бывает родители
требуют от ребенка одного, а сами поступают по-другому.
8. Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка.
Мы приготовили памятки для вас с полезными советами, которые помогут вам в семейном воспитании. (Памятки раздать родителям)
Памятка для родителей – «Поведение в период кризиса 3 лет»
Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончится в 3,5-4 года.
— Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.
— Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по возможности) в дела ребенка, если он не просит.
— Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят вечером.
— Проявите твердость в установке четких запретов (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т. д.). Запретов не должно быть слишком много, не больше 5. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).
— Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой.
— При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что-нибудь нейтральное. Вспомнить какую собачку или кошечку Вы видели на прогулке.
— Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать не хорошо. Отложите это дело до тех пор, пока малыш не успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.
— Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается, есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка станет есть по очереди – ложка ему, ложка ребенку.Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание.
— Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.
— Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.
Групповое родительское собрание «У ребенка кризис 3-лет. Что делать?» Вторая младшая группа Групповое родительское собрание Тема: «У ребенка кризис 3-лет. Что делать?» 2младшая группа МДОУ детский сад «Сказка» Воспитатели: Балдина.
Итоговое родительское собрание «Наши успехи» во второй группе раннего возраста Итоговое родительское собрание во второй группе раннего возраста «НАШИ УСПЕХИ» 1. Итоги года 2. Правила безопасности детей в летний период.
Родительское собрание «Развитие мелкой моторики руки у детей раннего возраста» Цель: расширение педагогического кругозора родителей; стимулирование их желания стать хорошими родителями; организация совместный усилий.
Родительское собрание «Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ» во второй группе раннего возраста Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребёнка к условиям детского сада и.
Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду» Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Адаптация детей к детскому саду» Цель: знакомство с родителями своих будущих.
Родительское собрание в группе раннего возраста «Играем и развиваемся!» (нетрадиционная форма-игровой практикум) Обогащение сенсорного опыта малышей «! Цель:обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего возраста. Задачи:.
Родительское собрание в группе раннего возраста «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Савинский детский сад №2 Конспект родительского собрания в группе раннего.
Родительское собрание в первой младшей группе «Итоги адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.
Родительское собрание «Кризис 3-х лет» во второй младшей группе Родительское собрание во второй младшей группе. Тема: » Кризис трех лет» Цель: Информировать родителей о психологических особенностях развития.