Объект энергоснабжения что это
Правовой режим объектов электроэнергетики
В рамках данной статьи рассматриваются особенности правового режима энергетических объектов в сфере электроэнергетики с использованием классификации, в основе которой функциональное назначение объекта.
По функциональному назначению объекты электроэнергетики могут быть подразделены на условные группы: объекты электроэнергетики, которые используются в процессе:
Остановимся прежде всего на определении понятия электроэнергетики, закрепленное в ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Под электроэнергетикой понимается отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам.
Из содержания указанного определения следует, что при осуществлении производства, передачи электрической энергии, сбыта и потребления используются производственные и иные имущественные объекты, включая объекты, входящие в Единую энергетическую систему России.
Согласно ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в Единую энергетическую систему России входят производственные и иных имущественные объекты электроэнергетики, связанные единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии).
К объектам электроэнергетики в соответствии со ст.3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» относятся имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.
К объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Правовой анализ указанных определений свидетельствует о том, что определение объектов электроэнергетики является общим по отношению к определению объектов электросетевого хозяйства.
Как уже отмечалось выше объекты электроэнергетики могут быть использованы в следующих процессах:
При этом законодатель делает оговорку, что объекты электросетевого хозяйства данным определением также охватываются. Из содержания определения понятия объектов электросетевого хозяйства явствует, что данные объекты могут быть использованы:
В определении понятия объектов электросетевого хозяйства присутствует некоторая конкретизация данных объектов, среди которых указаны в том числе линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств представляет собой Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Особенности правового режима объектов электросетевого хозяйства с учетом технологических характеристик, порядок ведения объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть определены в Федеральном законе от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», иных законодательных актах, Постановлениях Правительства РФ.
Следует отметить также, что в соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в целях обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц, обеспечения единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии собственники или иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, ограничиваются в осуществлении своих прав в части:
Критерии отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети утверждены Правительством РФ от 26.01.2006 № 41.
Перечень критериев включает следующие:
Необходимо учитывать, что согласно п.1_1 указанного Постановления Правительства РФ утвержденные данным постановлением критерии отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети не применяются к объектам электросетевого хозяйства, функционирующим на территории Калининградской области, за исключением линий электропередачи, пересекающих государственную границу Российской Федерации.
Особенность правового режима объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть касается прежде всего порядка отчуждения и использования данных объектов.
Так, согласно п.3 ст.8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» собственник или иной законный владелец объекта электросетевого хозяйства при наличии намерения продать данный объект, входящий в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, обязан известить в письменной форме путем направления заказного письма с уведомлением о вручении организацию по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью о намерении продать данный объект с указанием цены и других условий продажи.
Если организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью откажется от покупки или не сообщит о готовности приобрести данный объект в течение шести месяцев с даты поступления в ее адрес указанного извещения, собственник или иной законный владелец данного объекта вправе продать его по истечении этого срока любому лицу по цене не ниже цены, указанной в извещении.
При этом в течение месяца с даты государственной регистрации прав на данный объект новый собственник или иной законный владелец данного объекта обязан заключить с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью договор о порядке использования данного объекта в порядке, установленном Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
В указанном пункте также закреплено, что при продаже объекта электросетевого хозяйства, входящего в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, с нарушением преимущественного права покупки организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью имеет право требовать в судебном порядке перевода на себя прав и обязанностей покупателя данного объекта в течение шести месяцев с момента получения информации организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью о продаже данного объекта с нарушением преимущественного права покупки.
В соответствии с п.5 ст.8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» с 1 января 2014 года не допускается передача в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 6, 7 и 8 ст.8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Согласно п.6 ст.8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» передача в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, может осуществляться при условии предварительного заключения такими потребителями соглашений с территориальными сетевыми организациями.
Указанные соглашения должны предусматривать согласие потребителей электрической энергии на заключение в последующем договоров оказания услуг по передаче электрической энергии территориальными сетевыми организациями с использованием объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, принадлежащих организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и переданных в аренду.
В соответствии с п.7 ст.8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» без заключения соглашений, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи, передаются в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства и (или) их части, принадлежащие организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и находящиеся на территориях Республики Карелия, Республики Марий Эл, Республики Хакасия, Белгородской области, Волгоградской области, Вологодской области, Курской области, Липецкой области, Нижегородской области, Ростовской области, Тамбовской области, Томской области, Тюменской области, Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.
При этом передаются в аренду только объекты электросетевого хозяйства и (или) их части, в отношении которых по состоянию на 1 сентября 2013 года действовали договоры аренды, заключенные между организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальными сетевыми организациями.
Согласно п.8 ст.8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» без заключения соглашений, предусмотренных п. 6 настоящей статьи, передаются в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства и (или) их части, принадлежащие организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и находящиеся на территориях Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской области, Еврейской автономной области, за исключением объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии технологически присоединены после 1 января 2007 года.
В соответствии с п.11 ст.8 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» переданные в аренду в соответствии с пунктами 6, 7 и 8 ст.8 объекты электросетевого хозяйства и (или) их части используются территориальными сетевыми организациями для оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к таким объектам и (или) их частям.
Порядок согласования передачи объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в аренду территориальным сетевым организациям утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1173.
Особенности правового режима объектов электроэнергетики, в том числе объектов электросетевого хозяйства касаются также особенностей вывода указанных объектов из эксплуатации.
Согласно п.1 ст.44 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в целях недопущения ущемления прав и законных интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии собственники и иные законные владельцы оборудования по производству электрической энергии, установленная мощность которого превышает значения, определенные Правительством РФ, а также собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства обязаны осуществлять согласование с системным оператором временного вывода соответствующих объектов электроэнергетики в ремонт, за исключением случаев аварийной остановки оборудования; уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и системным оператором окончательного вывода соответствующих объектов электроэнергетики из эксплуатации.
Порядок вывода из эксплуатации и в ремонт объектов электроэнергетики устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральными законами.
В случае наличия угрозы возникновения дефицита электрической энергии на оптовом рынке (дефицита пропускной способности на отдельных участках электрической сети) в результате временного вывода соответствующих объектов из эксплуатации системный оператор вправе потребовать от собственника или иного законного владельца указанных объектов приостановить такой вывод на срок не более чем шесть месяцев.
Правом требования приостановить вывод объектов из эксплуатации на срок не более чем два года наделен также уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с п.4 ст.44 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»убытки, причиненные собственникам или иным законным владельцам объектов электроэнергетики в результате ограничения их прав на вывод указанных объектов из эксплуатации, подлежат возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении атомных электростанций в п.6 ст.44 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» сделана оговорка, о том, что положения данной статьи распространяются на атомные электростанции с учетом особенностей их функционирования, установленных законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.
Рассматривая особенности правового режима объектов электроэнергетики следует также отметить, что Приказом Министерства экономического развития РФ от 22.09.2011 № 507 утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей).
Правовой анализ определений понятий объектов электроэнергетики позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев данные объекты отвечают признакам недвижимого имущества, закрепленного в п.1 ст.130 Гражданского кодекса РФ.
В действующих законодательных актах на сегодняшний день не закреплен особый порядок регистрации указанных объектов как объектов недвижимого имущества.
Следует обратить внимание на Приказ Министерства юстиции РФ от 30.10.2001 № 289/422/224/243, Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2001 № 289/422/224/243, Министерства имущественных отношений РФ от 30.10.2001 № 289/422/224/243, Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества — энергетические производственно-технологические комплексы электростанций и электросетевые комплексы».
Согласно п.4 указанного Приказа положения настоящих Рекомендаций распространяются на случаи, когда в состав сооружения как сложной вещи входят объекты движимого и недвижимого имущества, образующие единое целое и предназначенные для преобразования механической энергии воды в электрическую энергию или химической энергии топлива в электрическую энергию или электрическую энергию и тепло, а также предназначенные для преобразования электрической энергии и передачи ее на расстояние по линиям электропередачи.
В соответствии с п.3 данного Приказа при проведении государственной регистрации прав на сооружение и сделок с ним рекомендуется принимать во внимание, что в его состав могут входить разнородные вещи, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, и рассматриваемые как одна вещь (см.ст.134 Гражданского кодекса РФ).
Необходимо также учитывать, что согласно ст.133 Гражданского кодекса РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Объект энергоснабжения что это
Статья 3. Определение основных понятий
(в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 3
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 196-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 191-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 06.11.2013 N 308-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 06.11.2013 N 308-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 26.07.2010 N 187-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 29.12.2014 N 466-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
подачи необоснованно завышенных или заниженных ценовых заявок на покупку или продажу электрической энергии и (или) мощности. Завышенной может быть признана заявка, цена в которой превышает цену, которая сформировалась на сопоставимом товарном рынке, или цену, установленную на этом товарном рынке ранее (для аналогичных часов предшествующих суток, для аналогичных часов суток предыдущей недели, для аналогичных часов суток предыдущего месяца, предыдущего квартала);
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
подачи ценовой заявки на продажу электрической энергии с указанием объема, который не соответствует объему электрической энергии, вырабатываемому с использованием максимального значения генерирующей мощности генерирующего оборудования участника, определенного системным оператором в соответствии с правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
подачи ценовой заявки, не соответствующей установленным требованиям экономической обоснованности, определенным уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти;
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 196-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 196-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 196-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 141-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 451-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 471-ФЗ)
Объекты энергоснабжения и средств связи
Расход энергоносителей и потребность в мощности источников следует определять:
для промышленных и сельскохозяйственных предприятий по заявкам действующих предприятий, проектам новых, реконструируемых или аналогичных предприятий, а также по укрупненным отраслевым показателям с учетом местных особенностей;
для хозяйственно-бытовых и коммунальных нужд в соответствии с действующими отраслевыми нормами по электро-, тепло- и газоснабжению.
Допускается принимать укрупненные показатели электропотребления в соответствии с Приложением №4.
Определение расчётных показателей при определении потребляемой присоединённой мощности и расходов электроэнергии присоединёнными потребителями осуществляется в соответствии с «Инструкцией по проектированию городских электрических сетей» РД 34.20.185-94, Минэнерго России.
Объекты электроснабжения
2. Электроснабжение городов и сельских населенных пунктов следует предусматривать от районной энергетической системы. В случае невозможности или нецелесообразности присоединения к районной энергосистеме, электроснабжение предусматривается от отдельных электростанций.
Электроснабжение городов, как правило, должно осуществляться не менее чем от двух независимых источников электроэнергии.
3. Тепловые электростанции следует размещать вблизи центра тепловых и электрических нагрузок с подветренной стороны по отношению к жилым, общественно-деловым зонам и рекреационным зонам.
Размеры санитарно-защитных зон от тепловых электростанций до границ жилой и общественной застройки следует определять с учетом требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
4. Воздушные линии электропередачи высоковольтных линий напряжением 110 кВ и выше допускается размещать только за пределами жилых и общественно-деловых зон.
Транзитные линии электропередачи напряжением до 220 кВ и выше не допускается размещать в пределах границ поселений, за исключением резервных территорий. Ширина коридора высоковольтных линий и допускаемый режим его использования, в том числе для получения сельскохозяйственной продукции, определяются санитарными правилами и нормами.
5. Прокладку электрических сетей напряжением 110 кВ и выше к понизительным подстанциям глубокого ввода в пределах жилых и общественно-деловых зон, а также курортных зон следует предусматривать кабельными линиями.
7. Во всех планировочных и функциональных зонах городов и других поселений при застройке зданиями в 4 этажа и выше электрические сети напряжением до 20 кВ включительно (на территории курортных зон сети всех напряжений) следует предусматривать кабельными линиями.
Объекты тепло-, энергоснабжения
2. Теплоснабжение поселений следует предусматривать в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой теплоснабжения с учетом проведения экономических обоснованний по энергосбережению при оптимальном сочетании централизованных и децентрализованных источников теплоснабжения. Проектирование тепловых сетей осуществляется в соответствии с требованиями СНиП 41-02-2003.
Котельные, предназначенные для теплоснабжения промышленных предприятий, а также жилой и общественной застройки, следует размещать на территории производственных зон.
Теплопроизводительность котельных, Гкал/ч (МВт) | Размеры земельных участков, га, котельных, работающих | |
на твердом топливе | на газомазутном топливе | |
до 5 | 0,7 | 0,7 |
от 5 до 10 (от 6 до 12) | 1,0 | 1,0 |
св. 10 до 50 (св. 12 до 58) | 2,0 | 1,5 |
св. 50 до 100 (св. 58 до 116) | 3,0 | 2,5 |
св. 100 до 200 (св. 116 до 233) | 3,7 | 3,0 |
св. 200 до 400 (св. 233 до 466) | 4,3 | 3,5 |
Примечания: Размеры земельных участков отопительных котельных, обеспечивающих потребителей горячей водой с непосредственным водоразбором, а также котельных, доставка топлива которым предусматривается по железной дороге, следует увеличивать на 20%. Размещение золошлакоотвалов следует предусматривать вне территорий жилых, общественно-деловых и рекреационных зон. Размеры санитарно-защитных зон от котельных определяются в соответствии с действующими санитарными нормами |
Объекты топливоснабжения
2. Газораспределительные станции магистральных газопроводов следует размещать за пределами поселений в соответствии с требованиями СНиП 2.05.06 – 85*.
3. Размеры земельных участков газонаполнительных станций в зависимости от их производительности следует принимать по проекту, но не более, га, для станций производительностью:
10 тыс. т/год |
20 тыс. т/год |
40 тыс. т/год |
4. Размеры земельных участков газонаполнительных пунктов и промежуточных складов баллонов следует принимать не более 0,6 га. Расстояния от них до зданий и сооружений различного назначения следует принимать согласно СНиП 42-01-2002.
5. Расстояние от газонаполнительных станций, газонаполнительных пунктов и промежуточных складов баллонов до зданий и сооружений различного назначения следует принимать согласно требованиям технических регламентов.
Объекты информатики и связи
2. Размещение объектов информатики и связи следует осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.
Санитарная очистка
1. Санитарная очистка территории городских и сельских поселений должна обеспечивать во взаимосвязи с системой канализации сбор и утилизацию (удаление, обезвреживание) бытовых и производственных отходов с учетом экологических и ресурсосберегающих требований. Количество бытовых отходов определяется по расчетув соответствии с требованиями нормативных документов и рекомендуемым Приложением №5.
Предприятия и сооружения | Площади земельных участков на 1000 т бытовых отходов, га | Размеры санитарно-защитных зон, м |
Мусороперерабатывающие и мусоросжигательные предприятия, мощностью, тыс. т в год: до 100 св. 100 | 0,05 0,05 | |
Склады компоста | 0,04 | |
Полигоны | 0,02 – 0,05 | |
Поля компостирования | 0,5 – 1 | |
Мусороперегрузочные станции | 0,04 | |
Сливные станции | 0,02 | |
Поля складирования и захоронения обезвреженных осадков (по сухому веществу) | 0,3 |
Наименьшие размеры площадей полигонов относятся к сооружениям, размещаемым на песчаных грунтах.
Для мусороперерабатывающих и мусоросжигательных предприятий в случае выбросов в атмосферный воздух вредных веществ размер санитарно-защитной зоны должен быть уточнен расчетами рассеивания загрязнений.
4.5.5. Инженерная подготовка и защита территорий
1. Мероприятия по инженерной подготовке следует разработать с учетом характера использования и планировочной организации территории, а также с учетом оценки и прогноза возможных изменений природных и техногенных условий территории, содержащихся в результатах инженерных изысканий конкретной территории.
При разработке генеральных планов городских и сельских поселений следует предусматривать при необходимости инженерную защиту от затопления, подтопления, селевых потоков, снежных лавин, оползней и обвалов.
2. При проведении вертикальной планировки проектные отметки территории следует назначать исходя из условий максимального сохранения естественного рельефа, почвенного покрова и существующих древесных насаждений, отвода поверхностных вод со скоростями, исключающими возможность эрозии почвы, минимального объема земляных работ с учетом использования вытесняемых грунтов на площадке строительства.
3. Отвод поверхностных вод следует осуществлять со всего бассейна (стоки в водоемы, водостоки, овраги и т.п.) в соответствии со СНиП 2.04.03-85, предусматривая в городах, как правило, дождевую канализацию закрытого типа с предварительной очисткой стока.
4. На территории поселений с высоким стоянием грунтовых вод, на заболоченных участках следует предусматривать понижение уровня грунтовых вод в зоне капитальной застройки путем устройства закрытых дренажей. На территории усадебной застройки городов, в сельских поселениях и на территориях стадионов, парков и других озелененных территорий общего пользования допускается открытая осушительная сеть.
5. На участках залегания торфа, подлежащих застройке, наряду с понижением уровня грунтовых вод следует предусматривать пригрузку их поверхности минеральными грунтами, а при соответствующем обосновании допускается выторфовывание. Толщина слоя пригрузки минеральными грунтами устанавливается с учетом последующей осадки торфа и обеспечения необходимого уклона территории для устройства поверхностного стока.
На территории микрорайонов минимальную толщину слоя минеральных грунтов следует принимать равной 1 м; на проезжих частях улиц толщина слоя минеральных грунтов должна быть установлена в зависимости от интенсивности движения транспорта.
6. Территории поселений, расположенных на прибрежных участках, должны быть защищены от затопления паводковыми водами, ветровым нагоном воды и подтопления грунтовыми водами подсыпкой (намывом) или обвалованием. Отметку бровки подсыпанной территории следует принимать не менее чем на 0,5 м выше расчетного горизонта высоких вод с учетом высоты волны при ветровом нагоне. Превышение гребня дамбы обвалования над расчетным уровнем следует устанавливать в зависимости от класса сооружений согласно СНиП 2.06.15-85 и СНиП 33-01-2003.
7. Для защиты существующей застройки в селеопасной зоне необходимо предусматривать максимальное сохранение леса, посадку древесно-кустарниковой растительности, террасирование склонов, укрепление берегов селеносных рек, сооружение плотин и запруд в зоне формирования селя, строительство селенаправляющих дамб и отводящих каналов на конусе выноса.
8. На участках действия эрозионных процессов с оврагообразованием следует предусматривать упорядочение поверхностного стока, укрепление ложа оврагов, террасирование и облесение склонов. В отдельных случаях допускается полная или частичная ликвидация оврагов путем их засыпки с прокладкой по ним водосточных и дренажных коллекторов.
Территории оврагов могут быть использованы для размещения транспортных сооружений, гаражей, складов и коммунальных объектов, а также устройства парков.
9. В городских и сельских поселениях, расположенных на территориях, подверженных оползневым процессам, необходимо предусматривать упорядочение поверхностного стока, перехват потоков грунтовых вод, предохранение естественного контрфорса оползневого массива от разрушения, повышение устойчивости откоса механическими и физико-химическими средствами, террасирование склонов, посадку зеленых насаждений. Противооползневые мероприятия следует осуществлять на основе комплексного изучения геологических и гидрогеологических условий районов.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.