Объект 140 схв что это
Объект 140/История
В рамках создания принципиально нового среднего танка в начале 1950-х в «отделе 520» (позднее — ОКБ-520, УКБТМ) УТЗ (г. Нижний Тагил) под руководством Главного конструктора А.А. Морозова было начато проектирование среднего танка «Объект 140». В 1951 году, на стадии компоновки его корпуса и трансмиссии, разногласия между инженерами ОКБ, дирекцией завода и представителями заказчика относительно основных принципиальных вопросов по конструкции перспективного танка привели к переходу части конструкторов во главе с А.А. Морозовым в КБ-60 при заводе №75 (ныне — ГП «Завод имени В.А. Малышева», г. Харьков). Там, используя многие оригинальные решения, разработанные для «Объекта 140», коллектив КБ-60 начал создание танка «Объект 430». Работы по танку «Объект 140» продолжил Л.Н. Карцев, назначенный в марте 1953 года Главным конструктором КБ УТЗ.
Для снижения загазованности боевого отделения конструкторы Ю.А. Ковалев, В.М. Быстрицкий, Е.Е. Кривошея и Ю.С. Цыбин предложили внедрить механизм выброса стреляных гильз. Принцип его работы был таким: экстрактируемая гильза попадала в ловушку механизма выброса, в задней части башни открывался специальный люк и гильза пружиной выбрасывалась наружу, после чего люк закрывался. При выстреле во время отката пушки механизм взводился для очередного броска. Испытания показали, что это устройство позволило сократить загазованность в танке более чем в два раза и избавило экипаж от необходимости укладывать гильзы на место использованных выстрелов. (В дальнейшем это решение было использовано при создании среднего танка «Объект 165».)
К 1957 году в Нижнем Тагиле было построено два опытных образца танка «Объект 140». Сравнительные испытания с харьковским «Объектом 430» на полигоне НИИБТ в Кубинке выявили ряд серьёзных недостатков в конструкции двигателя и трансмиссии «Объекта 140». Например, необычное расположение двигателя поперек корпуса в наклонном положении затрудняло доступ к нему при эксплуатации и войсковом ремонте и требовало конструктивной доработки для установки в танк. Вскоре, по этим причинам и из-за проблем в КБ, по инициативе Л.Н. Карцева «Объект 140» был снят с конкурса и работы по нему были прекращены.
Опытный вариант среднего танка. Разрабатывался в 1953–1958 гг. в Нижнем Тагиле в рамках программы по созданию нового среднего танка с целью замены Т-54. Было выпущено два опытных образца. В 1958 г. все работы были прекращены в пользу более совершенного «Объекта 430».
Экипаж
Модули
Машина имеет возможность заработка бон в определённых режимах игры.
Технические характеристики
Огневая мощь
Мобильность
Живучесть
Наблюдение
Время последовательной дозарядки каждого снаряда в магазин
Доработанная система позволяет уменьшить базовое время дозарядки следующего снаряда при отстреле заряженного снаряда после соответствующей индикации
Технические характеристики указаны для осадного режима.
Технические характеристики указаны для режима раскрученной турбины.
Технические характеристики указаны для скоростного режима.
Время зарядки первого и второго орудия на технике со спаренной орудийной установкой
Время починки выведенной из строя основной/резервной гусеницы
Технические характеристики указаны для техники с уровнем обучения экипажа 100%.
Опытный средний танк «Объект 140»
В начале 50-х годов в «Отделе 520» УТЗ (Уральский танковый завод), в рамках создания принципиально нового танка, начали проектировать средний танк «Объект 140». Работы возглавил Главный конструктор Морозов. В связи с разногласиями между дирекцией завода и инженерами ОКБ, в 1952 году некоторые конструкторы (в числе которых был и сам Морозов) перешли на Харьковский заводе №75. Работы над танком «Объект 140» продолжил Л.Н. Карцев. Некоторые наработки и решения по «Объекту 140» использовались при создании танка «Объект 430». Два опытных образца было изготовлено в 1957 году. Во время сравнительных испытаний танков «Объект 430» и «Объект 140» у последнего выявили некоторые дефекты. Вскоре по инициативе Карцева танк «Объект 140» сняли с конкурса, а работы по нему прекратили.
В мае 57-го года для проведения заводских испытаний собрали первый образец танка «Объект 140». С начала испытаний опытный образец прошел 86 километров, однако испытания пришлось прервать поскольку наблюдалось повышение температуры коробки передач и двигателя. Кроме того переключение с 3-й на 4-ю передачу также было неудовлетворительным. С машины сняли систему охлаждения, коробку передач и бортовые редукторы. Все агрегаты установили на стенд, чтобы снять тепловые характеристики, отработать синхронизаторы а также устранить другие недостатки. Для системы охлаждения изготовили новый эжектор. При заводских испытаниях новой ходовой части установленной на действующий макет (в ходовой части были применены катки из алюминиевых сплавов) также выявились недостатки – резиновые бандажи быстро разрушались. Всего построили два опытных образца «Объект 140». Во время сравнительных испытаний в Кубинке на полигоне НИИБТ с харьковским танком «Объект 430» выявили серьёзные недостатки в конструкции трансмиссии и двигателя «Объекта 140». Например, расположение двигателя поперек корпуса затрудняло в наклонном положении доступ к нему во время войскового ремонта и эксплуатации, а также требовало конструктивных доработок для монтажа.
06.06.1958 г. Постановлением СМ СССР № 609-294 работы по танку «Объект 140» были официально прекращены. В приложении к постановлению в качестве причины прекращения работ указывается: «В связи с тем, что новый средний танк разрабатываемый заводом №183 по своей конструкции менее совершенный, чем новый средний танк, разрабатываемый параллельно на заводе №75 Харьковского совнархоза». Единственный сохранившийся экземпляр опытного танка «Объект 140» находился в подмосковной Кубинке и был выставлен в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники. Летом 2006 года танк был передан нижнетагильскому музею ФГУП «ПО Уралвагонзавод».
В опытном танке «Объект 140» была реализована классическая схема общей компоновки с нестандартным расположением двигателя – в наклонном положении поперек корпуса. Отделение управления располагалось слева в носовой части корпуса. В нем находился механик-водитель. Над его рабочим местом в крыше корпуса находился люк, который закрывался броневой крышкой. Для наблюдения за полем боя во время движения с закрытым люком использовались два перископических смотровых прибора, установленных в шахтах около верхней кромки лобового верхнего листа. Для обеспечения широкого угла обзора перед танком приборы устанавливались под углом по отношению друг к другу, со смещением вправо. При вождении танка в темное время суток вместо левого призменного смотрового прибора устанавливали прибор ночного видения ТВН-2. К особенностям компоновки отделения управления можно отнести размещение слева по ходу движения щитка контрольно-измерительных приборов и установка перед сиденьем механика-водителя рычага переключения передач. Боевое отделение находилось в башне и средней части корпуса. Рабочее место наводчика находилось слева от пушки. За наводчиком находился командир танка. Рабочее место заряжающего – справа от пушки. Боевое отделение танка «Объект 140» по сравнению с танком Т-54 было увеличено за счет большего диаметра опоры башни, который составлял 2230 миллиметров (у танка Т-54 диаметр равен 1816 мм).
На танке «Объект 140» была установлена дифференцированная противоснарядная броневая защита. Бортовые листы корпуса (сваривался из отдельных бронелистов) – гнутые, с переменной толщиной (в нижней части 80 миллиметров, в верхней – 57 миллиметров). Носовая часть корпуса собиралась из двух 100-миллиметровых бронелистов. Бортовые и верхний лобовой листы кверху выступали таким образом, что образовывали защиту опоры башни. Кормовая часть корпуса представляла собой литую вставку, которая состояла из верхней и нижней бронедеталей, расположенных под углом. Крышу корпуса образовывали горизонтальный лист, передний и задний скуловые листы, располагавшиеся под большими углами. Для доступа к агрегатам и узлам трансмиссии и силовой установки крыша корпуса над моторно-трансмиссионным отделением открывалась на петлях назад. Специальный торсион облегчал поднятие крыши экипажем. Литая сферическая башня имела узкую амбразуру для пушки. Максимальная толщина лобовой брони башни – 240 миллиметров, бортовой – 220 миллиметров. Крыша башни в кормовой части имела люк, через который осуществлялся выброс стреляных гильз. Слева на крыше башни устанавливалась командирская башенка, имеющая ту же конструкцию, что и башенка на Т-54. Справа на крыше башни – основание люка заряжающего. Крышка люка заряжающего и турель зенитной пулеметной установки вращались на шариковой опоре.
Ходовая часть состояла из системы подрессоривания и гусеничного движителя. Гусеничный движитель состоял из двух гусениц, 2 ведущих колес, 6 поддерживающих и 12 опорных катков, 2 направляющих колес, имеющих механизмы натяжения гусениц. Динамический ход опорных двухдисковых катков имеющих наружную амортизацию составлял от 203 до 242 миллиметров. Для изготовления дисков опорных катков использовался алюминиевый сплав, для их соединения использовалось 10 болтов. Гусеницы – мелкозвенчатые, цевочного зацепления траков. ОМШ и траки соединялись при помощи стальных пальцев. В системе подрессоривания применили индивидуальную торсионную подвеску с поршневыми гидравлическими амортизаторами (крайние узлы) и буферными подрессорниками (вторые и пятые узлы). Напряжение однопроводной бортовой сети равнялось 24-26 В. Для внешней связи использовалась ультракоротковолновая радиостанция Р-113, для внутренней – ТПУ Р-120.
Обзор Объект 140
Здравствуйте, уважаемые танкисты. Предлагаю вам взглянуть на недавно введённую альтернативу всем давно полюбившегося советского среднего танка. Это танк, который является практически копией Т62-а. Встречайте, Объект 140!
Для получения доступа к Об.140 нужно будет потратить 206.000 опыта, заработанного на Т-54. Покупка 140-го обойдётся в стандартную сумму – 6.100.000 серебра. Радует тот факт, что экипаж Т-54 полностью соответствует экипажу Об.140. Поэтому никаких проблем с пересадкой не возникнет. Два способа обучения экипажа описаны ниже:
Наш танк имеет один из самых низких силуэтов на 10-м уровне, поэтому нанесение камуфляжа – вопрос, который не обсуждается. Его цена для всех типов карт на 1 месяц составит 3 * 100 000 = 300 000 кредитов. Для СТ10 не так уж и много.
Комплектация
Поскольку машина идет уже сразу в топовом состоянии, то рассмотрим каждый модуль отдельно:
У нас в наличии есть отличное орудие, которое, в принципе, почти ничем не отличается от орудия Т-62а. Быстрое сведение, неплохая точность, хорошая стабилизация, умопомрачительная скорострельность – вот всё, что нам нужно для тотальной аннигиляции врага. Низкая альфа присутствует, но при этом орудие остается одним из самых ДПМ-ных на уровне.
Благодаря нашему двигателю мы имеем больше 16 лошадок на тонну, что даёт Об.140 отличную максимальную скорость и прекрасную динамику.
Ходовая часть обладает скоростью поворота в 54 градуса/сек. Очень хороший показатель.
Дальность связи рации – стандартная. Для комфортной игры вполне достаточно.
Достоинства и недостатки машины в топовой комплектации
Плюсы
Минусы
Балансный вес
Как и все десятки, Об.140 попадает в игры 10, 11 и 12-го уровня. Как подобает любому топу, Об.140 везде чувствует себя отлично и не испытывает никаких проблем даже с самыми бронированными врагами.
Прибыльность
Если вы играете без ПА, то будьте готовы к частым уходам в минус. Вообще, для игры на технике 10-го уровня желательно иметь наличие ПА или прем.техники. Иначе – вы обретёте вечный геморрой.
Тактика
Дополнительное оборудование
По моему скромному мнению, указанная ниже сборка доп. оборудования – самая оптимальная. Стабилизатора достаточно для комфортной игры, поэтому третьим слотом лучше поставить оптику. Сами знаете зачем. Цены прилагаются:
Снаряжение
Проверенная закупка. Если хотите играть на стату и при этом имеете средства – доп.паёк вместо тушилки в вашем распоряжении.
Перки для экипажа
Предполагается, что хорошо прокачанный экипаж у вас уже был, поэтому сетка расписана на 4 умения. В принципе, каких-то четких указаний я не осмелюсь давать, ведь для СТ очень многие комбинации перков и умений могут быть вполне играбельны. Выше – всего лишь один из вариантов. Всё зависит от вашей фантазии и предпочтений.
Уязвимые места машины
Они есть и их более чем достаточно. Всё, что есть, указано ниже:
Перспективный неудачник
Развитие отечественного танкостроения в прежние времена представлялось одной сплошной прямой линией. Однако с открытием архивов стало ясно, что от этой улицы было множество ответвлений, в том числе ведущих в большие и малые тупики. Сегодня широко известна история создания нижнетагильского варианта «нового среднего танка», получившего в своё время шифр «Объект 140». К этой машине прочно приклеился ярлык неудачной — причём, публично навесил его не кто-нибудь, а сам главный конструктор.
Ещё в 1991 году Леонид Николаевич Карцев в своей биографической книге «Моя судьба — Нижний Тагил» писал:
«После нескольких бессонных ночей я написал письмо в ЦК КПСС и СМ СССР с просьбой о снятии с нас этой работы… Работу сняли. А меня даже не наказали. Несмотря на это, я чувствовал за собой большую моральную вину. Было списано 10 миллионов рублей государственных денег!»
Эту неудачу Леонид Карцев объяснял своей неопытностью как главного конструктора:
«Оценивая сейчас многие свои действия и замыслы той поры, я понимаю, что в основном причиной ошибок была моя неопытность, желание во что бы то ни стало достичь результата как можно быстрее».
Напомним, что должность главного конструктора по танкам «Уралвагонзавода» Карцев занял в 1953 году, в возрасте всего 30 лет. Да, за его плечами тогда была война, успешно оконченная Бронетанковая академия, но вот опыта самостоятельной конструкторской работы не было почти никакого. Как получилось, что такого человека поставили на столь значимую должность — отдельная история, но что касается «Объекта 140», то к моменту закрытия работ по нему в июне 1958 года КБ-520 запустило в серию такие известные танки как Т-54А, Т-54Б и Т-55.
Очевидно, что годы работы по «Объекту 140» не прошли даром ни для самого Карцева, ни для руководимого им конструкторского бюро. Всё в том же 1991 году Карцев писал:
«Труд по созданию объекта 140 оказался не бесполезным. Заложенные в этом объекте идеи и конструкторские решения были воплощены в последующих модификациях танков. Применённые впервые в этом объекте баки-стеллажи стали устанавливаться на все последующие танки, начиная с Т-55. Разработанная для объекта 140 нарезная 100-мм пушка стала базой для создания гладкоствольной 115-мм пушки, которая в будущем была установлена на Т-62. Когда начинали проектировать объект 140, конструктор А.А. Барихин предложил установить на него опорные катки из алюминия. Начальник сектора ходовой части С.М. Брагинский был категорически против, считая, что они надёжно работать не будут. Чертёж катка был выпущен без подписи начальника сектора… Вопреки пессимистическим прогнозам, катки стояли надёжно. Ходовая часть с этими катками использовалась на многих опытных образцах и, в конце концов, была установлена на Т-72».
Спустя 50 лет с начала разработки «Объекта 140» профессионалами-конструкторами Уральского КБ транспортного машиностроения, как теперь именуется бывшее КБ-520, была предпринята попытка непредвзято оценить тот технический задел и опыт, который был получен при работе над «неудачной» машиной. В ноябре 2003 года прошла специальная конференция, на которой рассматривались результаты экспертной оценки новых технических решений, использованных при создании «Объекта 140». Результатом работы конференции стала справка, в которой отразились оригинальные технические решения и их ожидаемая эффективность, а также проблемы, возникшие при разработке танка.
Корпус
Оригинальным и прогрессивным техническим решением стало поперечное сечение корпуса танка в зоне башни в форме рюмки. Это позволило удовлетворить противоречивые требования, предъявляемые к корпусу: иметь малую ширину в зоне ходовой части и максимально возможно большую ширину в зоне погона башни. При этом решалась проблема увеличения диаметра погона на 434 мм, т.е. диаметр составил 2250 мм в свету вместо 1816 мм на Т-54. Предполагалось иметь цельноштампованный борт (без бортовых защитных планок) из специального броневого листового проката переменного сечения по толщине в средней части корпуса. Толщина верхнего пояса составляла 57 мм, нижнего — 80 мм. В зоне моторного отделения верхний наклонный пояс бортов был срезан наклонными листами крыши толщиной 30 мм, при этом конфигурация сечения перешла от «рюмки» к шестиграннику.
Впервые была применена крыша МТО из лёгкого алюминиевого сплава. Цельноштампованная подбашенная крыша арочной конструкции за счёт скул и кольцевой впадины под погон создавала значительную жёсткость корпусу и решала проблему повышения живучести танка при попаданиях снарядов в лобовую часть башни. Наряду с применением цельноштампованных бортов корпуса переменного по толщине сечения и срезанием верхнего пояса бортов в районе МТО наклонными листами крыши толщиной 30 мм вместо толщины бортов 57 мм, это позволило существенно снизить массу танка в целом.
Существенным недостатком в конструкции корпуса стало отсутствие замковых соединений в сварных узлах. Это привело к низкой живучести корпуса при снарядном обстреле.
Есть мнение, что корпус такой конструкции был нетехнологичным, а заготовки листов борта переменной толщины мог тогда изготовлять только один Ижорский завод. Однако в период 1955–1959 гг. мариупольский филиал ЦНИИ-48 и московский филиал ЦНИИ-100 разработали технологии проката таких заготовок применительно к существующим прокатным станам «Азовстали», Кузнецкого и Магнитогорского металлургических комбинатов и Ново-Тагильского металлургического завода.
В ходе обмена мнениями директора «Уралвагонзавода» И.В. Окунева и начальника бронетанковых войск генерал-полковника П.П. Полубоярова, состоявшегося в июле 1957 года и впоследствии закреплённого перепиской, отмечалось:
«Наиболее полноценное сочетание высокой броневой защиты с необходимыми полезными броневыми объёмами при минимальном весе и возможность размещения башни с большим диаметром погона даёт корпус с гнутыми бортами, имеющими различную толщину по своей высоте, чем обеспечивается дифференцированное бронирование бортов по высоте машины».
Не было возражений против такой конструкции и у Министерств транспортного машиностроения и оборонной промышленности, несмотря на рост трудоёмкости изготовления такого корпуса на 20–30% против корпуса танка Т-54.
Башня
На башне применялась цельноштампованная крыша со сферической поверхностью — за исключением передней части, где с целью увеличения бронестойкости уменьшили угол наклона крыши за счёт снятия сферы; такая крыша обеспечивала минимальные потери внутренних объёмов и позволяла значительно уменьшить высоту лобовой части башни.
Значительно (на 87 мм) по сравнению с башней Т-54 была снижена высота башни «Объекта 140» за счёт опускания оси цапф пушки и выполнения стенок башни под максимальными углами наклона. Это позволило резко сократить бронированные поверхности башни и сэкономить массу.
Применение корпуса и башни с вышеуказанными техническими и конструктивными решениями, по мнению начальника отдела №5 В.И. Васильева и начальника сектора В.Д. Тумасова, позволило обеспечить решение наиболее важных вопросов компоновки башни и боевого отделения. На танк ставили более мощную пушку и увеличили свободный объём боевого отделения на участках рабочих мест экипажа, а также значительно понизили силуэт башни и машины в целом.
Высота корпуса и башни в средней части танка (боевое отделение) была принята из условия обеспечения нормальной работы экипажа и размещения вооружения. В остальных частях высоту также значительно снизили: в корме — за счёт наклона крыши с понижением её в сторону кормы на 80 мм и введения наклонных листов крыши и скул подбашенного листа, в носовой части — за счёт введения скул и наклона подбашенного листа на 7°30′ к горизонту.
Наклонные части корпуса в продольном направлении при значительном понижении оси цапф пушки в сравнении с танком Т-54 позволили получить необходимые зазоры между обметанием пушки и частями корпуса при максимальном угле снижения пушки.
В дальнейших работах были использованы:
Двигатель
На «Объекте 140» устанавливался 4-тактный V-образный 12-цилиндровый дизель без наддува жидкостного охлаждения ТД-12 (8Д12У-1) типа В-2. Его разработчиком был коллектив главного конструктора Е.И. Артемьева, изготовителем — Барнаульский моторный завод. Стендовая мощность двигателя составляла 580 л.с. (426 кВт), размерность цилиндропоршневой группы D/S = 150/180 (186,5) мм, частота вращения коленвала 2100 об/мин. Удельный расход топлива составлял 238–248 г/кВт×час, или 175–182 г/л.с.×час. Весил двигатель ровно 1000 кг против 895 кг дизеля В-54 танка Т-54.
Двигатель был размещён очень оригинально: в корме танка поперёк оси и в наклонном положении (угол наклона к горизонту левого блока составлял 7°) со смещением к левому борту корпуса танка. Крепление осуществлялось на трёх опорах — две лапы двигателя располагались с левой стороны корпуса танка (верхняя и нижняя), а третья — со стороны правого борта на КПП. Верхняя лапа двигателя крепилась к кормовому листу корпуса через амортизатор, нижняя устанавливалась на низкий платик, приваренный к днищу танка. Выставка опор двигателя производилась по специальному приспособлению. В дальнейшем при выемке и установке двигателя центровка двигателя не производилась.
Особенности установки двигателя на танк потребовали коренной переделки конструкции верхнего и нижнего картеров двигателя, коленчатого вала, механизма передачи к агрегатам и газораспределения систем смазки, охлаждения и мест крепления ряда навесных узлов. Для обеспечения монтажа агрегатов в МТО и регулировок в днище танка было выполнено три крупных люка и несколько люков меньших размеров.
Оригинально была выполнена и компоновка МТО: двигатель и трансмиссия размещались в специальном отсеке — «машинном отделении» в кормовой части танка, а система охлаждения, включающая в себя водяной и масляный радиаторы двигателя и вертикально установленные два эжектора (вместо вентиляторов) — в радиаторном отсеке, впереди «машинного отделения».
При подводном вождении радиаторный отсек мог затапливаться водой, т.к. система охлаждения была выполнена с замкнутым воздушным трактом. Перед подводным вождением требовалось только установить специальную уплотнительную крышку на люк перегородки, разделяющий два отсека МТО.
Система охлаждения
Система охлаждения «Объекта 140» имела принципиальные конструктивные отличия от системы охлаждения Т-54А. Она содержала два вертикально установленных эжектора, обеспечивающих расход воздуха через водяной и масляный радиаторы двигателя 4,5 м³/с, против вентиляторной системы охлаждения с расходом воздуха через радиаторы 5,5 м³/с. Система охлаждения была выполнена, как уже говорилось выше, с замкнутым воздушным трактом. Для компенсации недостаточного расхода воздуха через радиаторы потребовалось повысить минимально допустимую температуру до 110°С для воды и до 115°С для масла, а также развить охлаждающие поверхности радиаторов. Охлаждающие поверхности радиаторов:
Однако принятые меры по повышению эффективности системы охлаждения оказались недостаточными для обеспечения нормального теплового режима двигателя при эксплуатации. Требовалось поднять противодавление на выпуске двигателя для увеличения производительности эжекторов до 0,4 кгс/см².
Выявилась необходимость дополнительного рассеивания тепла от масла трансмиссии, так как штатный водомасляный радиатор, установленный в коробке передач (КП), не обеспечивал отвод тепла, выделяющегося при работе механизмов трансмиссии, в масло общей системы смазки КП и планетарного механизма поворотов (ПМП). На стадии проектирования предполагалось, что наличие радиатора в КП и воздушный обдув картеров бортовых передач и механизмов поворота обеспечит их длительную работу при температуре масла в трансмиссии не выше 130°С.
Разработанный дополнительный водомасляный теплообменник после изготовления танка пришлось устанавливать на кормовом листе корпуса снаружи!
К недостаткам компоновки системы охлаждения «Объекта 140» следует отнести:
Дополнительное снижение надёжности двигателя вызывало высокое противодавление на выпуске газов из двигателя, накладываемое подсоединением к выпускным коллекторам двигателя эжекторов. Но… эжекционная система была тогда «мейнстримом» и считалась очень перспективной, на её внедрении настаивали ВНИИ-100 и ГАБТУ.
Масляная и топливная системы
Если состав узлов масляной системы «Объекта 140» не отличался от аналогичной системы Т-54А, то в топливной системе было использовано много новых технических решений.
Использовались топливные баки особой конструкции, т.н. «баки-стеллажи», внутри которых размещались выстрелы для новой пушки повышенного могущества. Это мероприятие, впервые применённое в мировом танкостроении, позволило увеличить по сравнению с танком Т-54А количество размещаемых в танке выстрелов на 47% и топлива на 33%.
Широко внедрялись алюминиевые сплавы: топливные баки и трубопроводы были выполнены из сплава АМЦ.
Применялась последовательная схема выработки топлива из баков (на Т-54А — параллельная). Последовательная схема повышала надёжность топливной системы при потере герметичности одного или нескольких баков. При этом она уменьшала количество разлитого топлива, позволяла снизить трудоёмкость работ по замене баков в случае ремонта, так как не требовала сливать всё топливо из системы, упрощала поиск негерметичности или закупорки в топливной системе по специально разработанной методике и т.п.
К недостаткам топливной системы следует отнести неправильный выбор для изготовления баков материала АМЦ: от приложенных статических и динамических нагрузок они деформировались.
Подогреватель и калорифер
На «Объекте 140» устанавливался подогреватель повышенной теплопроизводительности. Выхлопные газы подогревателя омывали специальный отсек в маслобаке, что положительно сказывалось на сокращении времени подготовки двигателя к пуску в зимнее время.
Подогреватель оснащался калорифером с вентилятором, работающим от электродвигателя. Включённый в работу калорифер обеспечивал подогрев воздуха в боевом отделении танка и улучшал комфортность работы экипажа.
Двухступенчатый воздухоочиститель «Объекта 140» был выполнен по традиционной схеме: первая ступень — циклонный аппарат, а вторая включала в себя две кассеты с проволочной набивкой-«путанкой». Вместо мультициклонов с тангенциальным входом воздуха, применявшихся на Т-54А, на «Объекте 140» мультициклоны воздухоочистителя имели розеточный вход воздуха. Это позволяло разместить в циклонном аппарате большее количество циклонов и снизить начальное сопротивление циклонного аппарата.
Общий вывод по силовой установке «Объекта 140», сделанный ведущим конструктором отдела №2 Э.Б. Вавилонским и и.о. начальника отдела №9 В.И. Харловым был следующим:
«Принятая концепция компоновки объекта 140 с уменьшенными высотой и объёмом МТО при одновременном улучшении мощностных, тяговых и эксплуатационных характеристик двигателя потребовали существенных изменений в конструкции базового двигателя В-54 и полной разунификации всех составных частей и систем силовой установки и трансмиссии.
Высокотемпературная система охлаждения двигателя и трансмиссии не обеспечила требуемый отвод тепла от агрегатов и узлов МТО. Повышение эффективности системы охлаждения связано с необходимостью размещения в МТО воздушно-масляного радиатора трансмиссии (вызывающего увеличение объёма МТО и массы танка) и возрастанием противодавления на выпуске двигателя до 0,4 кгс/см² (на двигателе В-54 противодавление на выпуске составляет 0,1 кгс/см²).
Столь значительный объем конструктивных изменений всех узлов МТО мог быть оправдан только резким улучшением тактико-технических характеристик танка по подвижности, надёжности и ремонтопригодности составных частей МТО и возможностью разработки базового шасси для создания различных видов инженерной и специальной техники (в т.ч. с отбором мощности на приводы механизмов) с длительной перспективой форсирования двигателя по мощности. Но реализовать в принятой компоновке объекта 140 эти требования не представляется возможным.
К числу положительных технических решений по силовой установке следует отнести:
— создание топливных баков-стеллажей, увеличивающих объём забронированного топлива и количество размещаемых выстрелов к пушке;
— применение последовательной выработки топлива из баков;
— создание подогревателя повышенной теплопроизводительности с установленным на нем калорифером для обогрева экипажа при низких температурах окружающего воздуха».
Трансмиссия и управление
На «Объекте 140» применялась механическая двухвальная КП планетарного типа с фрикционным включением. Кинематическая схема КП была подобрана чрезвычайно рационально, что позволило сконструировать КП в очень малых габаритах и весе. Кинематическая схема КП позволяла перекрыть заданный силовой и скоростной диапазон, в том числе и на заднем ходу. К недостаткам схемы управления следует отнести отсутствие устройства для регулирования оборотов шестерён, установленных на ведущем валу с целью обеспечения безударного включения муфты при переключении с IV передачи на III, что приводило к поломкам зубьев муфты.
Установка КП на бугелях, расточенных совместно с отверстиями под установку ПМП, а также соединение двигателя с КП через полубугель с цилиндрической посадочной поверхностью, которая опиралась на горловину ведущего вала КП, практически исключила необходимость выставки и центровки КП. Соосность ведущего вала КП и коленчатого вала двигателя обеспечивалась совместной обработкой опорных поверхностей под лапы КП и двигателя по точному приспособлению.
Конструкция соединительных муфт позволяла производить установку и выемку КП без демонтажа двигателя и механизма поворота, а также установку и выемку двигателя без съёма КП и механизма поворотов. Такие конструктивные решения по монтажу КП, ПМП и двигателя были весьма прогрессивными.
Конструкция ПМП в сборе с бортовыми передачами являлась предшественницей бортовых КП. К недостаткам конструкции, безусловно, следует отнести установку ведущих колёс, демонтаж которых требовал также демонтажа крышек бортовых передач.
Отмеченные недостатки как КП, так и ПМП в сборе с бортовой передачей могли быть устранены в процессе доводки и испытаний танка.
Ходовая часть
На «Объекте 140» были установлены мелкозвенчатые гусеницы с открытым металлическим шарниром, применяемые на танке Т-54. Новый опорный каток размерами 700×368 мм с наружными массивными шинами состоял из двух штампованных алюминиевых дисков, скреплённых между собой болтами, в то время как на Т-54 в то время применялись стальные литые катки размерами 810×423 мм. Подшипниковый узел был аналогичен применяемым в опорных катках Т-54.
На «Объекте 140» были установлены направляющие колеса с механизмом натяжения, которые были в то время в производстве и применялись на танках Т-54 и Т-55. При этом в ходовой части был введён новый узел — поддерживающие катки. Они были выполнены двухскатными, на подшипниках качения, и крепились к борту болтами. В сохранившихся чертежах имеются поддерживающие катки двух видов — с наружными резиновыми шинами и полностью металлические.
В систему подрессоривания «Объекта 140» входили подвески, телескопические амортизаторы и упоры. Подвески индивидуальные, торсионные, в количестве 12 штук — по шесть на борт. Подвеска состояла из торсионного вала и балансира в сборе. Телескопические амортизаторы были установлены на первых и шестых подвесках, для них на борту предусматривались пружинные упоры.
Для вторых и пятых подвесок на борту приваривались жёсткие упоры, а для третьих и четвертых подвесок упоров не было. Торсионный вал шлицами большой головки соединялся с балансиром, а шлицами малой головки через специальную втулку (бочку) — с кронштейном балансира противоположного борта. Торсионные валы левого борта не были взаимозаменяемы с валами правого борта.
Амортизатор «Объекта 140» — телескопический, гидравлический, с максимальным ходом штока 145 мм и объёмом заправляемой в амортизатор жидкости (трансформаторное масло) 1800 см³.
При анализе ходовой части «Объекта 140» отмечалось следующее:
Впервые на танке этой серии были применены опорные катки, выполненные путём штамповки из алюминиевого сплава, что позволило значительно снизить массу конструкции.
Уменьшение наружного диаметра опорного катка, кроме снижения массы, позволило в габаритах корпуса Т-54 разместить шесть опорных катков на борт для более равномерной их загрузки.
Впервые на среднем отечественном танке были установлены поддерживающие катки. При явном увеличении массы преимущества их были очевидны: повышался КПД гусеничного движителя, повышались средние скорости движения и уменьшались ударные нагрузки на надгусеничные полки.
Введение в подвеску балансира с большим плечом (355 мм) и консольной заделкой в корпус должно было дать:
Решения всех вопросов, кроме вопроса по телескопическим гидроамортизаторам, были в дальнейшем реализованы на новых образцах бронетехники.
Кроме перечисленных мероприятий, на опытном образце «Объекта 140» были внедрены, а затем использованы на Т-55, Т-62 и Т-72 механизм выброса стреляных гильз (в техпроекте; на опытном образце «Объекта 140» не реализовано), унифицированная автоматическая система ППО, система ПАЗ, система термодымовой защиты (ТДА).
Общий вывод сделал возглавлявший тогда УКБТМ главный конструктор В.Б. Домнин:
«В целом признано правильным решение руководства КБ в 1958 году о прекращении опытно-конструкторской работы по объекту 140, т.к. в конструкцию танка были «вмонтированы» несколько стратегических ошибок. Правда, некоторые из них были устранимы. Возможно, полезным было бы продолжить некоторое время испытания нового танка для набора опыта».
Источники и литература:
Фото из архивов автора и А. Смирнова, чертежи и схемы — из фондов Музея бронетанковой техники Уралвагонзавода и АО УКБТМ