О чем заставила меня задуматься повесть солнечное затмение
Знакомство повестью А. Лиханова «Солнечное затмение» (Литература XX века)
Повесть А. Лиханова «Солнечное затмение» можно охарактеризовать, используя самые противоположные понятия. Повесть трагичная, потому что изображает непреодолимые тяжелые обстоятельства. Она светла и жизнеутверждающая, потому что создает сильных духом людей, открытых человеческому состраданию, верящих, что солнечное затмение — явление временное.
Это повесть о первой любви и понимании неотвратимости расставания. Это повесть о мире подростков и мире взрослых. Она для взрослых и подростков.
Главные герои — подростки со своим сложным миром. На окраине города, где покой и отрада для души, Федька мучается тоской за отца, который не мог спокойно пройти мимо пивной палатки. Расстройств и огорчений у Федька всегда хватает: «и пары огребал букетами», дрался с такими же, как он, голубятниками, порол его батя не раз. Но все это для Феди пустяки по сравнению с пивнушкой, так обожаемой отцом. Он испытывал срам за отца. И это было страшной бедой для него и матери, высохшей, как доска, от горя. А с фотографии на стене смотрит красивая, веселая мать. Больше всего страдал мальчишка, что отца оскорбляли, смеялись над ним. Для всех он был не кто иной, как американец, дядя Сэм, потому что хвали отца Джон Иванович. Народ хохочет, за животы держится, издевается, а отец не может за себя постоять. Это-то и обидно Федьке. Отца Федька жалеет. Не хочет его бросать, хотя мать уговаривает его уехать к бабушке.
С ребятами Федька не дружит, потому что за отца стыдно. Поэтому живёт он отдельно ото всех. Жизнь у него собственная. Любит голубей, строит новую голубятню. Это его радость.
Лена тоже живет собственной жизнью. Она прикована к инвалидной коляске. Жизнь её протекала в интернате среди таких же больных детей, как и она. Заболев пневмонией, она вернулась в дом любящих её родителей. Но здесь она одна, будто в заточении. Дни проходят однообразно. И её развлекают тайные наблюдения из окна второго этажа за Федькой, Лена очень своеобразный человек. Она тонко чувствует всё. В интернате ей было легче, там все равноправные люди. И ещё — открытые и прямые. Лена протестует против ухода мамы с работы. Главное требование, которое Лена и её друзья в интернате предъявляли людям — «нас не надо жалеть!». А «мера ценностей взвешивалась на весах сердечности, любви и души». Здесь другая жизнь. Ее беспокоит, чтобы этот мальчика-голубятник не увидел её в безобразной, уродливой стыдной коляске.
Лена становится свидетелем семейной ссоры соседей. Она слышит, как Федька бросает отцу страшные слова: «Ты никто!». Потрясенный отец плачет навзрыд. Плачет в отчаянии и Федька и кричит родителям: «Что вы делаете, взрослые люди?!» Именно Федя пытается наладить отношения взрослых: дом приводит в порядок, едет за отцом на работу, благополучно проводит его мимо пивной палатки, даже вальс включает при появлении матери, готовит ужин. Но мир взрослых сложен и непонятен.
Спасает его голубятня, на которой он отдыхает душой. Но теперь чувствует пристальное внимание девушки за шторой на втором этаже. Ему досадно, что она слышала ссору. Он прям и настойчиво просит знакомую отдернуть штору. Лена красавица. «Пшеничные косы вокруг головы и синие огромные глаза — как на иконе, в пол-лица». Она — прекрасная. Еще Федор сразу про себя отметил: «Беззаботные девчонки так не смотрят».
Встреча состоялась на следующий день, когда Федька промокший сидел на голубятне, отчаявшись совсем понять родителей. Лена приглашает его в гости. Приглашает на свидание. Успевает нарядиться в новое длинное платье, чтобы Федька не видел этого уродства — её безжизненных ног. Несложно понять ошарашенного Федю, когда Лена сообщает о том, что ходить не может. Лена не может его понять. Он от чистого сердца сказал, что завидовал ей, её семье. Лена общается с ним жестким, ледяным тоном, выгоняет его.
Федька корит себя: человек глубоко страдает, а он этого не увидел. Конечно, виноват. Надо вернуться, попросить прощения. Бежит под дождем в соседний дом к Лене. А Лена, виноватая, летит на коляске к нему. И оказывается, не надо никаких слов прощения. Им достаточно признаться в своей глупости: «Я гигантская дура!», «А я дурак ещё великолепней». И можно смеяться на всю улицу и мокнуть под дождем. У Федора и уверенность и сила появляются. Он уверенно на руках заносит Лену на второй этаж. Как просто и радостно им общаться. Как нежны их первые поцелуи.
На следующий день вместе наблюдают солнечное затмение через стеклышки, закопченные на свече. Оказывается, это страшно, когда солнце полностью исчезло. В этом признается Лена. И сама потом объясняет: «Все беды — это солнечные затмения, а жизнь — само солнце».
Сколько ещё затмений будет в их жизни! В семье Федора несчастье другое: у мамы во время ревизии обнаружилась большая недостача. Мамино несчастье помогли сгладить соседи. Те самые пьяницы собрали деньги. Помог семье и Ленин отец. Кончилось солнечное затмение, опять солнце светит. Радость на сердце у Феди. Мир наступил и в семье.
Меняется и мир Лены. Уходит ирония, которую она проявляла по отношению к маме. Сердце полнится добротой и любовью. Но обостренное чувство правды остается, даже самой тяжелой правды. Она за честность до конца. Любимая учительница из интерната, увидев глаза влюбленной девочки, не смогла ей сказать о смерти её подруги Зины. Узнав об этом, Лена в отчаянии летит в своей инвалидной коляске на кладбище через весь город. Если бы не подвернувшийся на пути Федька, она скорее всего бы разбилась, врезавшись в троллейбус.
Снова солнечное затмение в жизни ребят — разъединяющие их обстоятельства. Сносят их дома, перевозят в новые микрорайоны. Не будет голубятни, не будет запаха стружки, зашторенного окна на втором этаже. Что станет с ними?
Лена, не попрощавшись с Федором, уезжает в интернат. Рушатся их дома. Сжигает Федя в каком-то отупении и голубятню. Но во время приходят на ум слова мудреца об ответственности за всех, кого приручили. Он чувствует ответственность за голубей. За Лену. Голубей он привозит к Лене в интернат. Лена, не слушая свое сердце, выкрикивает горькую свою правду: «Рано или поздно все кончится. Надо самим». Фёдор твёрдо стоит на своей правде: «Так, наверное, бывает, когда люди становятся взрослыми. Но мы же не взрослые. Мы не должны, пока мы не взрослые». Он тверд, уверен, спокоен. Трудно ему не поверить.
Конечно, финал «Солнечного затмения» звучит печально. Автор прав, что не скрывает от нас правды.
О чем заставила меня задуматься повесть солнечное затмение
Я учусь в школе в пятом классе и очень люблю читать произведения о мальчишках и девчонках, о серьёзных жизненных проблемах моих сверстников. Недавно на уроке внеклассного чтения мы изучали творчество Альберта Анатольевича Лиханова. Мне кажется, этот урок понравился всем моим одноклассникам.
Я с огромным интересом прочитал повесть А.А.Лиханова «Солнечное затмение». Эта повесть мне очень запомнилась, я снова и снова перечитывал эпизоды из жизни Фёдора и Лены, думал, как бы я поступил на месте Фёдора, обсуждал с мамой страницы, которые взволновали, перевернули что-то в моей жизни.
Альберт Анатольевич Лиханов – известный русский писатель и наш земляк. Он написал много книг для детей, в которых учит добру, взаимопониманию, дружбе и другим важным вещам. В этой повести он рассказал нам о том, что такое дружба и одиночество, что среди детей есть и инвалиды, жизнь которых очень трудна.
Главные герои повести – мальчик Федор и девочка Лена – инвалид детства, прикованная к инвалидной коляске.
В наше время мало таких настоящих друзей, которые могут поддержать в трудную минуту, а стало больше фальшивых, которые вроде и есть, но назвать их настоящими друзьями нельзя. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Эти друзья – только для общения и веселья. Все почему-то стремятся к тому, чтобы друзей было много-много, и набирают таких «друзей» в Интернете. Будто то, что у тебя пара сотен таких друзей, сделает тебя популярным и крутым. А кто из них навестит тебя, когда ты болен, поиграет с тобой в футбол на стадионе, поможет найти выход из трудной ситуации, и тем более поможет пережить утрату? У меня тоже пока нет настоящего друга, но я очень надеюсь, что он появится со временем.
Но что самое плохое – это то, что им каждый день приходится сталкиваться с ненормальным человеческим отношением и невниманием к себе. Мама рассказывала, как их с подружкой, по дороге в школу, обзывали другие дети, передразнивали, забрасывали снежками… И как это все было противно и обидно. Да и сейчас подружку обзывают даже взрослые люди, смеются над ней со словами: «О, у тебя проблемы. Как ты смешно ходишь. » Почему они себя так ведут? Это же так невоспитанно! Подружка давно научилась не принимать все близко к сердцу, и старается вообще не обращать внимание на таких людей. Я никогда не буду так себя вести. Если будет нужна моя помощь – помогу, а нет – буду вести себя так, будто не вижу отличия между нами.
Вот и героиня рассказа Лена не терпит жалости к себе и старается быть сильной, хотя все больше понимает, насколько ограничена ее жизнь. И только дружба с Федей помогает ей пережить трудности, как солнечное затмение, кото-рое надо просто переждать.
И очень хорошо, что Альберт Анатольевич Лиханов поднял эту тему в своей повести, он показал, что инвалиды – те же люди, со своими заботами и проблемами, при том гораздо большими, чем у обычных людей. Им надо помогать, а не обижать. Может быть, кто-то из подростков, прочитавших это произведение, задумается об этом и будет лучше к ним относиться, а еще будет больше ценить дружбу, любовь и поддержку. Тогда и мир будет хоть немного лучше и добрее. Спасибо автору за это!
Рецензии на книгу «Солнечное затмение» Альберт Лиханов
«Не родись красивой, а родись счастливой». Это вот про нее, про Лену. Пшеничные косы вокруг головы и синие огромные глаза – как на иконе, в пол-лица. А еще у Лены замечательные родители — красавица-мамуля и папа-геолог Петр Силыч, которым девочка очень гордится. И учиться Лена очень любит. И очень много читает. Но у Лены нет ног. Вернее они есть, но их на самом деле нет — это просто две повисшие плети, бесполезные и никчемные. Большую часть своей жизни Лена провела в интернате, среди таких же как она больных детей — инвалидов-колясочников. А ей так хочется дружить и со здоровыми ребятами! Вот наблюдает она из своего окошка за соседским пареньком Федором и так хочется ей вместе с ним забраться на голубятню и погонять голубей! Как же завидует она здоровым ногам Федора!
«Родителей не выбирают». А это вот про него, про Федора. Разве выбрал бы он себе такого отца — местного алкаша с нелепым именем Джон Иванович? Или вечно усталую, забитую мать? Он их любит,
очень любит! Но ведь стыдно, как же стыдно ему за родителей! Ведь бывают же родители и другие. Как же завидует он этой девушке с косой!
Пронзительная, горькая повесть о первой любви. Герои еще почти совсем дети, но много бед и боли они узнали за свою жизнь. А впереди — неизвестность. Есть ли у них будущее? Смогут ли они сохранить и сберечь то чувство, которое зарождается между ними?
«Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. Не должен!»
Солнечное затмение Лиханов (Литература XX века)
Я учусь в школе в пятом классе и очень люблю читать произведения о мальчишках и девчонках, о серьезных жизненных проблемах моих сверстников. Недавно на уроке внеклассного чтения мы изучали творчество Альберта Анатольевича Лиханова. Мне кажется, этот урок понравился всем моим одноклассникам.
Я с огромным интересом прочитал повесть А. А. Лиханова “Солнечное затмение”. Эта повесть мне очень запомнилась, я снова и снова перечитывал эпизоды из жизни Федора и Лены, думал, как бы я поступил на месте Федора, обсуждал с мамой страницы, которые
Альберт Анатольевич Лиханов – известный русский писатель и наш земляк.
Он написал много книг для детей, в которых учит добру, взаимопониманию, дружбе и другим важным вещам. В этой повести он рассказал нам о том, что такое дружба и одиночество, что среди детей есть и инвалиды, жизнь которых очень трудна.
Главные герои повести – мальчик Федор и девочка Лена – инвалид детства, прикованная к инвалидной коляске. У подростков есть свои проблемы и заботы. У Федора нет друзей, потому что он стесняется своего пьющего отца со странным именем Джон. А у Лены
Она не может играть со здоровыми сверстниками, выйти погулять и даже самостоятельно надеть платье. Несмотря на это, Федор и Лена становятся друзьями. Их дружба очень крепка.
В наше время мало таких настоящих друзей, которые могут поддержать в трудную минуту, а стало больше фальшивых, которые вроде и есть, но назвать их настоящими друзьями нельзя. Эти друзья – только для общения и веселья. Все почему-то стремятся к тому, чтобы друзей было много-много, и набирают таких “друзей” в Интернете. Будто то, что у тебя пара сотен таких друзей, сделает тебя популярным и крутым.
А кто из них навестит тебя, когда ты болен, поиграет с тобой в футбол на стадионе, поможет найти выход из трудной ситуации, и тем более поможет пережить утрату? У меня тоже пока нет настоящего друга, но я очень надеюсь, что он появится со временем.
У моей мамы есть подруга – инвалид детства. У нее детский церебральный паралич. Она может ходить, но только с поддержкой. Они дружат с первого класса, вот уже тридцать лет!
Мама водила ее из школы и обратно каждый учебный день. И сейчас иногда ездит к ней в гости, даже берет меня с собой. И теперь я не понаслышке знаю, как живется инвалидам.
Любые дела, которые мы делаем, не задумываясь, для них могут быть невыполнимы, или делаться с большим трудом. Многие из инвалидов вынуждены сидеть дома, так как выйти на улицу для них очень трудно. И даже если это удалось, то в городе они сталкиваются с препятствиями почти на каждом шагу.
Мы можем без проблем перешагнуть бордюр, подняться по ступенькам, а для них это – трудно. Для того, чтобы инвалиды могли попасть в магазин или аптеку, сейчас делают пандусы. Но во многих магазинах пандусы такие крутые, что я бы не рискнул с них съехать, даже если бы удалось на них забраться.
Но что самое плохое – это то, что им каждый день приходится сталкиваться с ненормальным человеческим отношением и невниманием к себе. Мама рассказывала, как их с подружкой, по дороге в школу, обзывали другие дети, передразнивали, забрасывали снежками… И как это все было противно и обидно.
Да и сейчас подружку обзывают даже взрослые люди, смеются над ней со словами: “О, у тебя проблемы. Как ты смешно ходишь. ” Почему они себя так ведут? Это же так невоспитанно!
Подружка давно научилась не принимать все близко к сердцу, и старается вообще не обращать внимание на таких людей. Я никогда не буду так себя вести. Если будет нужна моя помощь – помогу, а нет – буду вести себя так, будто не вижу отличия между нами.
Вот и героиня рассказа Лена не терпит жалости к себе и старается быть сильной, хотя все больше понимает, насколько ограничена ее жизнь. И только дружба с Федей помогает ей пережить трудности, как солнечное затмение, кото-рое надо просто переждать.
И очень хорошо, что Альберт Анатольевич Лиханов поднял эту тему в своей повести, он показал, что инвалиды – те же люди, со своими заботами и проблемами, при том гораздо большими, чем у обычных людей. Им надо помогать, а не обижать. Может быть, кто-то из подростков, прочитавших это произведение, задумается об этом и будет лучше к ним относиться, а еще будет больше ценить дружбу, любовь и поддержку. Тогда и мир будет хоть немного лучше и добрее.
Спасибо автору за это!
Related posts:
Солнечное затмение Лиханов (Литература XX века)
Я учусь в школе в пятом классе и очень люблю читать произведения о мальчишках и девчонках, о серьёзных жизненных проблемах моих сверстников. Недавно на уроке внеклассного чтения мы изучали творчество Альберта Анатольевича Лиханова. Мне кажется, этот урок понравился всем моим одноклассникам.
Я с огромным интересом прочитал повесть А.А.Лиханова «Солнечное затмение». Эта повесть мне очень запомнилась, я снова и снова перечитывал эпизоды из жизни Фёдора и Лены, думал, как бы я поступил на месте Фёдора, обсуждал с мамой страницы, которые взволновали, перевернули что-то в моей жизни.
Альберт Анатольевич Лиханов – известный русский писатель и наш земляк. Он написал много книг для детей, в которых учит добру, взаимопониманию, дружбе и другим важным вещам. В этой повести он рассказал нам о том, что такое дружба и одиночество, что среди детей есть и инвалиды, жизнь которых очень трудна.
Главные герои повести – мальчик Федор и девочка Лена – инвалид детства, прикованная к инвалидной коляске.
В наше время мало таких настоящих друзей, которые могут поддержать в трудную минуту, а стало больше фальшивых, которые вроде и есть, но назвать их настоящими друзьями нельзя. Эти друзья – только для общения и веселья. Все почему-то стремятся к тому, чтобы друзей было много-много, и набирают таких «друзей» в Интернете. Будто то, что у тебя пара сотен таких друзей, сделает тебя популярным и крутым. А кто из них навестит тебя, когда ты болен, поиграет с тобой в футбол на стадионе, поможет найти выход из трудной ситуации, и тем более поможет пережить утрату? У меня тоже пока нет настоящего друга, но я очень надеюсь, что он появится со временем.
Но что самое плохое – это то, что им каждый день приходится сталкиваться с ненормальным человеческим отношением и невниманием к себе. Мама рассказывала, как их с подружкой, по дороге в школу, обзывали другие дети, передразнивали, забрасывали снежками… И как это все было противно и обидно. Да и сейчас подружку обзывают даже взрослые люди, смеются над ней со словами: «О, у тебя проблемы. Как ты смешно ходишь. » Почему они себя так ведут? Это же так невоспитанно! Подружка давно научилась не принимать все близко к сердцу, и старается вообще не обращать внимание на таких людей. Я никогда не буду так себя вести. Если будет нужна моя помощь – помогу, а нет – буду вести себя так, будто не вижу отличия между нами.
Вот и героиня рассказа Лена не терпит жалости к себе и старается быть сильной, хотя все больше понимает, насколько ограничена ее жизнь. И только дружба с Федей помогает ей пережить трудности, как солнечное затмение, которое надо просто переждать.
И очень хорошо, что Альберт Анатольевич Лиханов поднял эту тему в своей повести, он показал, что инвалиды – те же люди, со своими заботами и проблемами, при том гораздо большими, чем у обычных людей. Им надо помогать, а не обижать. Может быть, кто-то из подростков, прочитавших это произведение, задумается об этом и будет лучше к ним относиться, а еще будет больше ценить дружбу, любовь и поддержку. Тогда и мир будет хоть немного лучше и добрее. Спасибо автору за это!