О чем трек cctv
Игра давно не та: бездна неймдроппинга, извинения перед бывшими и агрессивный рэп. Первый взгляд на альбом Oxxxymiron
Oxxxymiron так и не создал свою империю. Он проиграл как батл-рэпер, когда прямолинейные панчлайны Славы КПСС оказались публике ближе, чем запутанная рефлексия Мирона. Он проиграл как фронтмен лейбла, когда распустился Booking Machine. Он проиграл как инфлюенсер, когда цитатный флоу с тройными рифмами так и не прижился среди последователей. Напротив, новая школа устремилась к пластичности языка и примитивизму, а строгий сторителлинг нулевых и безудержная энергия диссов растворились в автотюновых фристайлах Платины и OG Buda.
Oxxxymiron стал звездой первого эшелона, но парадоксально, что его подход не оказал заметного влияния ни на звучание, ни на тексты современного хип-хопа. Мирон заострил внимание на хитросплетенных аллитерациях и сумел совместить западное восприятие «техничности» с грубостью русского языка. Тем самым создал едва ли не самую узнаваемую форму отечественного рэпа. Она привлекала и зумеров, выросших на Eminem, и офисных клерков, воспринимавших хип-хоп до этого как жанр маргиналов. Неожиданно Мирона провозгласили поэтом и голосом поколения, способным вернуть молодежи любовь к литературе. Понятный слэнг и неймдроппинг в его текстах соседствовали с отсылками к писателям и науке. Внимание арт-богемы и светских кругов заставило Оксимирона-поэта вытеснить Оксимирона-рэпера. Политический «Горгород», цитирование Мандельштама, активизм, роль в фильме Кирилла Серебренникова — все это слабо вяжется с образом нигилиста, читавшего «Я женюсь на твоей маме, чтоб тебя усыновить». Голодный до конфликтов и признания парень с окраины Лондона и культурный активист, заботящийся о судьбе страны, вступили в схватку друг с другом. В итоге ни один не одержал победу.
Язык Окси перестал быть востребованным (что он и без нас признает, пусть и в саркастичной форме, в треке «Рецензия). Период текстоцентричного рэпа завершился, а вместе с тем наступил и творческий кризис самого артиста. Он пропал с радаров, а его конкуренты из 2015-го расширили влияние. Электронная психоделия ATL вдохновила рэперов на эксперименты со звуком, ЛСП заставил новое поколение обратиться к задорному трэпу, а блюзовое мычание Скриптонита определило настроение казахстанской сцены. Будучи одним из тех, кто закрепил легитимность хип-хопа в России, Мирон исчез, «не перевернул игру» и оставил бразды правления коллегам.
Трикстерская промокомпания с баннерами СберЗвука, новые даты, бесконечная конспирология: все застыли в ожидании «настоящего» альбома, точь-в-точь как этим летом во время прогнозов Donda Канье Уэста. Окси едва успел опубликовать пластинку 1 декабря, в день очередного дедлайна.
Работа получила название « Красота и уродство », и вместо метаморфозы Мирона принесла преданным слушателям то, чего они ждали. Тот самый поток агрессии, бэд-барсов, хитрых рифм и извилистого слога, за которые его и стали возводить в культ в десятых. Один из треков посвящен Эминему, и сравнение двух героев действительно уместно. Оба — заложники предыдущих опусов, любители скоростного речитатива, противники политической повестки и ненавистники музыкальных трендов. Оксимирон, как и Эминем, застрял в едкой неприязни ко всему. Она будет близка старым поклонникам, но не удивит новых слушателей.
«Красота и уродство» — длинное голосовое сообщение на х2, рассказывающее о наболевшем за 6 лет. Окси обращается к родителям («Но как и я один мыкался — дефецит отца»), диссит новых рэперов, упрекая их в отсутствии панчей («Возвращаю рифмы и панчи в «Рифмы и Панчи»). Мирон скрыто задевает Kizaru («Я возвращаю слово «село» в слово «Барселона»), ссылается на хип-хоп-легенд (J Dilla, Rakim, Ghostface Killah), говорит о сексуальности Екатерины Шульман и утопает в упоминаниях модных брендов. Но за час и 7 минут успевает открыться и с новой стороны — например, прощается с погибшим участником группы ЛСП Ромой Англичаниным на «Эспрессо Тоник» (ранее у них был конфликт на фоне ухода ЛСП из Booking Machine) и, что внезапно для русской культуры в принципе, извиняется перед Верой Маркович — девушкой, обвинившей его в моральном подавлении (и, возможно, перед другими бывшими в ее лице). Рэпер посыпает голову пеплом в отдельном треке «Улет» («Годы шли, меня так бесило что ты неуклюжая, я привил тебе чувство вины»). Завершить «смутное время» Мирону помогают Борис Гребенщиков, нарисовавший обложку, ATL, рэпер Игла, Дельфин, Аигел. Неожиданным становится появление Моргенштерна — в треке «Грязь» звучит его старое голосовое сообщение.
Перенасыщение неймдроппингом давит на восприятие работы: почти в каждой строчке Мирон сыпет именами без сносок и контекста, заставляя слушателя гуглить происхождение Йозефа Бойса, Майка Скиннера и Дани Порнорэпа. Усложнение стало привычным приемом Мирона и неотъемлемой частью его языка. Из-за этого он снова соревнуется количеством оммажей, не всегда в свою пользу.
Альбом пытается удержать баланс между адаптированным западным хип-хопом и взвешенной социальной поэзией, оставаясь куда ближе к первому. Метафора иноагента и строчка «слева рестик, справа арестик» четко обрисовывают политическую позицию Мирона, но не выступают манифестом. Это не громкое заявление, а скорее рефлексия без выводов. Прямолинейные лозунги Мирона выступают впротивовес «Хошхоногу» Хаски, где акционизм и гражданская позиция не могут существовать без художественности.
Одна из строчек точно характеризует пластинку: «Альбом не прозрение в духе Yeezus, но мастер-класс по тому, как выйти из кризиса». «Красота и уродство» поможет Оксимирону перезагрузиться и напомнить о себе, но рискует перенять судьбу Revival Эминема и остаться концентрацией бифа ради бифа. Мирон предан своему звуку с пружинистыми электронными битами и закрученным сторителлингом. К слову, в этот раз релиз полностью спродюсирован Danny Zuckerman, а не преданным коллаборатором Мирона Porchy. Дэнни, сотрудничавший с Tommy Cash и Little Big, помог рэперу сделать рейстайлинг и актуализировать его звучание начала 2010-х (ярким примером стал трек «Лифт»).
Спустя 6 лет Мирон наконец-то вернулся с тем, что ждали его фанаты. Пластинка закрыла гештальты, дала простор для напористых рэп-высказываний, но, к сожалению, так и не подарила переизобретение Окси и ожидаемый переворот игры.
Разбираем 13 сложных кусков нового альбома Оксимирона «Красота и Уродство»
«Хоп-механика»
«Жить – это про фарш, про тесто, слои лазаньи
Перечеркни мои болезни, Демна Гвасалия»
Демна Гвасалия – дизайнер, который нарисовал обложку другого громкого альбома – «Бордерлайн» Земфиры. Там просто перечеркнуто слово «бордерлайн» – пограничное расстройство личности, в котором признается Оксимирон.
Чем выдал Джон Гришам
Славой Жижек – словенский философ, который во время выступлений часто трет нос. Джон Гришам – автор 47 романов (пишет с 1989 года и до сих пор).
«Агент»
«Рэперки: шапки из фольги
Рифмы так редки, вы че, ***, Геннадий Айги?»
Геннадий Айги – чувашский поэт, который отрицал типичный русский синтаксис и писал стихи вообще без рифм. Например:
«Мы умрем, и останется
по еле чувствуемому следу
какой-то волны, ушедшей
из их снов, из их слуха,
Рэпчик прошел от СТДК к СБПЧ
Плакаться поздняк, как про ГУЛАГ в ЕСПЧ
Развивайся — либо сдохни, как ГКЧП, чтоб
Танцы с голым торсом в шестьдесят — RHCP
Разбираем парад аббревиатур. СТДК – рэп-группа конца 90-х, СБПЧ – современные исполнители. Оксимирон считает, что поздно обсуждать ГУЛАГ в Европейском суде по правам человека. Вспоминает ГКЧП – самопровозглашенный орган власти, который отстаивал сохранение СССР.
RHCP – Red Hot Chili Peppers. Его солист Энтони Кидис часто выступает голым.
«Красота и уродство»
«В десятитысячелетнем склепе
Спит и видит сны Гебекли Тепе»
Тут упоминается храмовый комплекс в Турции, которому 12 тысяч лет. До ХХ века Гебекли Тепе был скрыт холмом (в честь него и назван комплекс – «пузатый холм») – оказалось, что он искусственного происхождения. Внутри комплекса археологи нашли колонны с рисунками. Находки изменили представления о периоде неолита.
«Нон-фикшн»
«Белый халат тебя идет, малышка
А знаете, что у алжирского дея под самым носом шишка?»
Здесь Оксимирон ссылается на последнюю фразу в «Записках сумасшедшего» Гоголя. Сам Гоголь ссылается на малоизвестный английский роман «Сладострастный турок». Шишка там – это мужской половой орган, который в романе отделяется и живет отдельной жизнью как заспиртованный экспонат. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
«Рашн Роуд Рейдж»
Пятой колонной прут мигалки»
Carmageddon – это игра 1997 года о гонках, где главное – агрессивно водить.
«Мы все умрем»
«Рэп спас мою жизнь, и не только J Dilla»
J Dilla – культовый рэпер США, который умер в 32 года из-за редкой болезни крови – спустя три дня после выхода последнего альбома. В последний год J Dilla выступал в инвалидном кресле и как-то появился в футболке с признанием в любви к рэпу: «J Dilla changed my life». И футболка стала его символом.
«Чувствую»
Это куплет Дельфина. Здесь вероятны показаны психоаналитические интерпретации слов клиента (например, то, что слезы = дерьмо) и его жесткий ответ на жалобы. Отсылка к фразе «Хьюстон, у нас проблемы» – об обращении к психоаналитику, который как будто далеко, как астронавты на Луне, но пытается помочь.
«Окно в Париж»
Отсылка к «Одесским рассказам» Исаака Бабеля: «Полтора жида» называли Тартаковского потому, что ни один еврей не мог вместить в себе столько дерзости и денег».
«Празднуй»
«Шарю в Cheap monkey, UK как Чичваркин
Ловко врут броуки, в ломбарды бегут джанки
Чунга чанги, чи чи чон — их песни считалки»
Оксимирон вспоминает Англию и сравнивает себя с бизнесменом Евгением Чичваркиным, который там живет.
Cheap monkey – магазин одежды. Джанки – наркоманы в английском сленге, а броуки – нищие.
«Пантеллерия»
«Ты у врат в парк, глянь, там
Гуляет с Мажорелем Жак, а мы – в Сен-Лоран»
У художника Жака Мажореля была в Марракеше вилла с садом. Модельер Ив-Сен Лоран о нем заботился, хотя в жизни с Мажорелем не встречался.
Миф, слышь, Erdgeschoss нажми, держи внутри
Тут – уроки немецкого и отсылки к прошлому.
Erdgeschoss – первый этаж. Миф – первый псевдоним Оксимирона.
«Эгоцентризм и нытье». Вышел долгожданный альбом рэпера Oxxxymirona
Баттл-рэп умчал на паровозе «Антихайпа»
Приправленный серией разочарований релиз заставляет безнадежно вздохнуть перед прослушиванием. Эпоха рэп-баттлов канула в небытие, никто уже не «дает шуму» и не выясняет, кто круче — SlovoSPB или Versus. Кульминации конфликт достиг на главном баттле, где Оксимирон проиграл Славе КПСС. Точка была поставлена, дальше становилось все менее интересно. Организатор площадки Versus Ресторатор (Александр Тимарцев) рассказал про непростую жизнь и долги во «Вписке», Слава КПСС продолжил плодить с группировкой «Антихайп» бесконечные диссы и альбомы, интересные только радикальным поклонникам.
Старые фаны не помнят, новые не знают
Образ Мирона же становился отталкивающим. Назойливое повторение идеи «построить свою империю» и перформансы всезнающего мэтра в четвертом сезоне Versus: Fresh Blood (серия баттлов для начинающих рэперов. — Прим. ред.) — с бравадами на столе и «выносом» модных шмоток из брендового магазина экс-спонсора. Редкие треки 2017–2019 годов было все сложнее ассоциировать с парнем из «андеграунда». Градус пафоса не снижался.
На уязвимость чутье
Композиция пазла свежего релиза Оксимирона сложена идеально. Красочный безликий образ на обложке — дело рук Бориса Гребенщикова. Первый же трек начинается со вступления Монеточки про карты, дукаты, злоты. В записи альбома также участвовали Дельфин («Чувствую»), Masha Hima («Мы все умрем»), ATL и Игла («Грязь»).
Обложка музыкального альбома Oxxxymiron «Красота и уродство»
С первого круга прослушивания 22 треков «Красоты и уродства» предвзятое отношение не поддается корректировке. Ухо цепляется за бесконечный неймдроппинг: здесь все — Post Malone, The Notorious B.I.G., Eric B. & Rakim, Talib Kweli, Zillakami, Sosmula, Eminem и много-много других рэп- и хип-хоп-артистов. А эксплуатация метафор и эпитетов про «вечного жида» местами действительно надоедает — настолько они заезжены автором в былые сытые времена. От трека к треку кажется, что ритм читки уже не тот — это не «До зимы», не «Больше Бена» и даже не залетный куплет на треке Rigos «Дежавю». Ну и «актуалочка» безусловно режет слух: иноагенты, слежка, майоры и Россия сидящая.
На третьем раунде последовательной прокрутки песен что-то меняется. Ностальгия дает о себе знать. Привычная музыкальная конструкция трансформировалась: эскортирующий текст бит сменился более самостоятельными проигрышами, где-то и вовсе появились саркастические мотивы фанка и регги («Партизанское радио»).
В тексты Мирона всегда были утрамбованы линии аббревиатур, исторических аллюзий и имен: «ГУЛАГ в ЕСПЧ», «ягода-малина, Ягода-Малюта», «РКН, СКР — теорема Эскобара». Но теперь автор удачно расширил метафору CCTV, обнаружив другие приметы современности: «Свайп Tinder вправо, там запись в локальный QAnon», «Дипфейк все: мой дикпик и твой дакфэйс», «ASMR-фраза «дворцовый переворот”».
В конечном счете, становится ясно, что альбом все ждали совершенно не зря. Это высказывание в совокупности кажется крайне важным именно сегодня и именно от этого персонажа, который когда-то спровоцировал рост продаж книги «Тысячеликий герой». «Улет» — смелое препарирование абьюзивных отношений; «Мы все умрем» — духоподъемная лирика для зумеров; а «Красота и Уродство» — емкий и честный портрет нынешней реальности. И даже очевидная калька повестки бьет точно. Монотонно повторяя клич «Иностранный агент — Все вместе», не поддаешься гипнозу, а просыпаешься ото сна.
«Батя возвращается трезвым, в руке буханка» — 7 мыслей об альбоме Оксимирона «Красота и уродство»
Дисклеймер: это не рецензия, рецензию Оксимирон написал сам в 19-м треке. Это хаотичный набор мыслей после пары прослушиваний.
1. Когда Мирон только начал тизерить альбом, возник вопрос — ну а как он встроится в песочницу русского рэпа 21 года? Как замороченный на содержании Оксимирон собирается конкурировать с новыми рэп-звездами, не страдающими над текстом?
А никак. Он не подстраивается под новый ландшафт жанра, а по-прежнему топает отдельной тропинкой всем наперерез. Он даже альбом выпускает не как все — в нерелизную среду, под полночь, вразнобой залив на площадки. Будто выпячивает инаковость. Все послушают и так — нет выбора.
По идее, шагать ему теперь должно быть легче — последние годы он вытряхивал сомнения и самоедство из котомки за плечом.
2. Забавно как с выходом альбома не закончились шарады. Раньше все гадали, чьи это баннеры “Когда альбом”, строили теории о “Смутном времени”, копали фейковый пинтерест с картинками-отсылками к Лавкрафту, вставали в 5 утра и полыхали в реплаях твиттера. Сейчас — пытаются понять, кто это поет на припевах (не Маша Хима, жаль), и реально ли это запитченная Монеточка в финальном треке.
А “Эспрессо Тоник” — это про Англичанина и ЛСП? Вроде слабо складывается, но интернет гадает.
3. Это неподъемный альбом с редкими песнями-передышками и намеренно устаревшим звучанием. 22 трека, больше часа хронометража — махина, которую без перерывов осилит не каждый.
Это рэп, в котором Мирону нет равных — задротский, закрученный, перезарифмованный. Он как будто компенсирует недавнюю рифму “дипломатично/патриотично” — вот чтобы везде аллитерация и фонетические вывороты. В этом его одиночество — последователи Оксимирона так и не выбились в массы.
Это тексты, которые необратимо будут разбираться на мемы. “В рэпе Мирона теперь есть Птаха”, “Екатерина Шульман сексуальная милфа”, “Село в слове “Барселона” — уже в вашей ленте твиттера.
4. Оксимирон, перешагивая “Горгород”, продолжает начатое 10 лет назад на “Вечном жиде” — стебать (скорее, стегать) за рифму и стиль. Местами это выглядит как экранизация мема “Дед кричит на облако” в бассбустед-версии — ну как на полном серьезе можно диссить за автотюн в 21 году?
Но кажется, что к претензиям Мирона не стоит относиться серьезно. Во-первых, сами знаете, что бывает с серьезными. Во-вторых, думается, что его больше волнует отсутствие не двойных рифм, а самобытности. Не просто так на альбоме из приглашенных МС только Дельфин, ATL и Игла — представители трех поколений, сделавших в жанре акцент на “русском”, а не на “рэпе”. Да и сам Оксимирон, если задуматься, своими интонациями ленинградского рока транслирует что-то зашитое в подкорку.
5. Среди рэпа без примесей отыскиваются неожиданные песни. Возможно, лучшая из них — “Партизанское радио”, которая сначала кажется издевкой над музыкой для кальянных, но оказывается не набором шаблонов, а историей любви во время войны, которую мог бы написать Борис Гребенщиков.
Есть и “Непрожитая жизнь”, напоминающая о сторителлинге русского рэпа нулевых — главных героев случайно зовут не Антон и Ольга? “Лифт” — это точно не лефтовер с альбома Хаски? А “Улет” ведь только маскируется под песню о бывшей, а на самом деле посвящается самооценке? Вот “Пантеллерия” — это исключительно его текст?
6. “Красота и уродство” — это в первую очередь про Оксимирона. Непривлекательная форма с исключительным содержанием. Внешний большой успех при внутренней “маленькости”. Нахрапистый рэп от человека с чуткостью поэта. Громоздкий жук в муравейнике, который не может никого не задеть. По всему альбому тянутся ниточки, а Мирон за них дергает — чучело распадается, внутри оказывается человек.
Так что нет никакого перерождения. Это перезарядка.
«Кто, как цепку и амулет, таскал клеймо жертвы с самооценкою на нуле долгих несколько лет, после всю жизнь стоит перед выбором: сдаться, измениться внутри или компенсировать. Я выбрал третье и стал бороться вовсю против мира вдали от мест, где родные березки растут».
Рэпер признается, что был неуверенным в себе с самого детства. Когда Мирону исполнилось 9 лет, семья переехала из Санкт-Петербурга в Германию — эмиграция, неспособность прижиться на чужой земле, инаковость в последующем станут одной из магистральных тем оксимироновского сторителлинга (взять хотя бы его первый альбом «Вечный жид» — в данном случае скорее скиталец — и второй микстейп «Долгий путь домой»). Бороться мальчик из интеллигентной семьи решил цивилизованными методами — занялся рэпом (первые треки Мирон выпустил еще в 2001 году под псевдонимом MC Mif — тогда он зарегистрировался на портале Hip-Hop.ru и стал участником первых онлайн-баттлов).
«Баттл-рэп с ходу налез, как супергеройский костюм. В нем я умел все, о чем не мог и мечтать, и пришло время закрывать подростковый гештальт».
Молодой человек пристрастился именно к баттл-рэпу — подвиду жанра, напоминающему прожарку, в котором оппоненты посредством рифм, панчей (хлестких, запоминающихся строчек) деконструируют образы друг друга.
«Жаль, костюм забыл научить отвечать за свои слова».
Жесткость, бескомпромиссность, маскулинность, агрессия — в рэпе Федорову наконец-то стали доступны качества и эмоции, неприсущие ему в реальной жизни, но, отодвигая микрофон, он снова становился пай-мальчиком с заниженной самооценкой.
«Shokk, мой напарник тех лет, на вид был жестче внутри, но тоже дите и с демонами громче моих».
В 2008 году, после семилетнего перерыва, Федоров — уже выпускник Оксфорда по специальности «средневековая английская литература» — выпускает трек «Лондон против всех», начинающийся словами «Это 008 — помни памятную дату: мы вас разносим, будто в цирке сахарную вату. Без меня русский рэп загнется, как усы Дали». Дело в том, что в подростковом возрасте Мирон считал себя родоначальником рэпа на русском, но после короткого визита на родину обнаружил, что хип-хоп до России дошел и без него. Впрочем, это не помешало Федорову привезти из-за границы баттл-рэп и показать, как и — главное — о чем можно рифмовать и читать на самом деле. «Лондон против всех» привел Оксимирона на Optik Russia — немецкий лейбл русскоязычных эмигрантов, где он познакомился с Дмитрием Хинтером (Shokk), имевшим славу скандального рэпера из-за многочисленных бифов (отраженных в треках конфликтах с коллегами). Новоиспеченные товарищи покинули лейбл под предлогом расхождения интересов и организовали собственный — Vagabund (с немецкого — «скиталец»), концертным директором позвали Ваню Ленина. Вскормленные западным, преимущественно немецким агрессивным рэпом, парни противопоставляли себя рэперам из России, пытаясь привить им спортивную злость, хаяли отечественных коллег на чем свет стоит, часто прибегая к запрещенному (хотя просто еще не дошедшему до России) приему — подкалыванию ближайших родственников, особенно мам, в грубой форме. Дмитрий и Мирон в шутку называли себя «мамо***». Вот что читал Оксимирон о русских рэперах на сольном альбоме «Вечный жид» в 2011 году: «Я помню в детстве миг, как девственник, заняв неизвестный ник, из протеста вник в русрэп, сказав: «Я буду здесь вместо них». И полез в архив, бездна книг, я верил — ликбез велик, но, проведя десять лет в пыли, понял, что себя искать бесполезно в них».
«Мы диссили всех: Касту, Димасту, Басту, Жигана, Джигана. Были искренни, но по-разному».
Cлава о дерзости скитальцев разошлась годом раньше. Во время первого тура Vagabund кричали со сцены: «На*** «Касту!», так как по вине менеджера «Касты» у ребят отменились концерты в нескольких небольших городах. Оксимирон извинился за эту фразу перед участниками группы на «Пикнике «Афиши» в 2012 году.
«Еще в середине октября дал знать, что я ухожу — только докатаем города».
Оксимирон называет Vagabund «альянсом ботаника с гопником» — они с Шокком действительно были зеркальными противоположностями, и если Федорову хватало злости и наглости только на треки и громкие высказывания со сцены, то Хинтер был всамделишным антагонистом: резким, конфликтным, нажившим проблемы с законом (например, он прятался у Оксимирона в Лондоне после того, как был пойман с наркотиками). Но причина распада группы не в этом — Оксимирона перестала устраивать работа Вани Ленина, артист считал, что менеджер их обманывает и без него они могут зарабатывать гораздо больше. Шокк эту точку зрения не разделял.
«Но ровно тогда судьбою в античной пьесе на сцену входит Рома Жиган».
«От нас требовали извинений со сцены, Шокк улетел, осмелел и повторил оскорбления: я понимаю стресс — с нами была его дама, но зачем [врать], что мы напишем заяву?».
Как писал позже Дмитрий Хинтер, Мирон уговаривал его пойти на условия Чумакова и извиниться на концерте в Санкт-Петербурге. Но Шокк не послушал: «Я снял маску с лица и показал свой разбитый *** [лицо]. Нас в Москве подловили и избили. Нас хотят сломать и опозорить. Требуют, чтобы мы извинились со сцены». После этих слов Хинтер поднял средний палец вверх и закричал: «Я их маму *** [трахал]!» Видео, на котором Шокку дают пощечину, разлетелось по сети в начале ноября.
Оксимирон не понял поступка товарища и снял ответное видео со следующей речью:
«Я удивился, что за меня был принят целый ряд очень важных решений, под которыми я никаким образом не подписывался. Дима своим внезапным отъездом из России поставил меня в положение, из которого я должен отвечать за весь Vagabund в целом. Так как я здесь остался один, я буду отвечать за себя. Я считаю как минимум глупым сначала оскорблять, а потом убегать. Я заявы не пишу, я пишу треки».
На этом Vagabund официально пришел конец.
«Новая глава: я перебираюсь в Россию, строю заново с нуля все один, первый микстейп, у Неваляшки появляются силы, встречаю Порчи, потом Booking Machine — мы начинаем расти».
После злосчастного концерта Оксимирон на некоторое время улетел в Лондон, а затем решил самостоятельно нести хип-хоп в Россию. «Неваляшка» — название трека 2012 года, в котором рассказывается о тернистом, беспросветном пути артиста («Нас все меньше, и хоть это тяжко, выживает сильнейший, но побеждает неваляшка»). Это один из первых треков, спродюсированных Porchy (Дарио Виейрой) — лондонским битмейкером португальского происхождения, по сей день верным менестрелем Оксимирона, написавшим помимо прочего биты «Горгорода». А Booking Machine — концертное агентство Ильи Мамая, основанное в 2009 году, изначально специализировавшееся на букинге метал-исполнителей. В 2013—2014 годах Booking Machine занималась организацией рэп-баттлов Versus — тогда Федоров, отец рэп-баттлов в России, сдружился с Мамаем. В 2017 году Booking Machine переросло в лейбл с разнокалиберными артистами (от лондонских друзей Мирона типа Markul до калифорнийца Ghostemane), а Мирон занял кресло CEO.
«Шокк сходит с ума — посвящает мне песни».
Хинтер долгие годы не упускал возможности задеть, оскорбить, подколоть бывшего друга в интервью, переписках с фанатами и треках. Вот строчка из дисса «Струя»: «Мы оба получали леща, но только на тебя он подействовал», а вот — из «Мясорубки»: «Ты променял дружбу на шанс — твое право, клоун жалкого субжанра «Геростратова слава».
«У меня нет выбора, если не хочу, чтобы мои будущие дети в школе увидали видео с отцом на коленях и пощечиной, и делаю то, что от меня хочет он».
Оксимирон понимал, что обрек себя на долгий, унизительный плен в темнице Жигана. Например, в 2013 году, перед первым сольным туром по России, Оксимирон выложил в твиттер фотографию с Батиштой и Жиганом и подписью «Пора взрослеть». В 2018 году Жиган вышел на сцену во время концерта «Я буду петь свою музыку», организованного Мироном в поддержку рэпера Хаски. Примерно в 2017 году (судя по татуировке Федорова Imperium на пальцах, которую он набил после выхода трека Imperail) артист рекламировал звукозаписывающую студию Жигана «Октава». Жиган напомнил об этом в ответе на десятиминутный трек. В 2019 году Оксимирон снялся в фильме Жигана про русский рэп Beef и дал интервью для его видеоблога. («Иду в его фильм, для хайпа нужен я, я соглашаюсь на прогиб — второй компромисс»). Шокк по истечении времени оправдал многочисленные компромиссы Мирона в одном из интервью: «Сначала меня злило то, что Мирон снялся [в фильме Ромы Жигана Beef]. Я считал это предательством. Впоследствии я понял, что он попал в ситуацию, в которую он не должен был попадать, и ему пришлось выкручиваться. Наверное, когда его просят поддержать какие-то мероприятия этого человека, Мирону приходится это делать. Я не думаю, что он делает это добровольно».
«Входит Женя — выходит «Горгород», деньги льются рекой, по три тура в год, бурный поток, Ургант, бомонд, *** [чертов] список Forbes».
«Каждый оппонент на баттле стелет про лещей — запретная тема, но секрет Полишинеля».
Рома Жиган отреагировал на внезапное перерождение Федорова так: «Я иногда поражаюсь твоему таланту рассказывать всем о том, о чем и так знает каждая собака, и делать это так громко и с пафосом, будто бы открыл всем глаза на новую вселенную, это нужно правда уметь». Претензия небезосновательна: рэп-тусовка и правда знала историю Vagabund от и до, а вместе с ней — и преданные фанаты. Было понятно, что Шокк стоял на коленях и получал леща не один. Мирон стоически молчал, чем только раззадоривал соперников на Versus.
Вот перепалка из баттла с Крип-А-Крипом: «Ты не гремлин, ты лепрекон. Твой горшочек с золотом с*** Жиган, и уже давно. Помню эпизод, как у вас кто-то деньги спер. Бедный орг, бедный Schokk, ты их спрятал под стельку в бот» — и ответ Оксимирона: «Чем Жигано́м задеть меня, получше повод ищи. Забудь про слово «лещи». Чувак, мы оба дрыщи». В баттле с Johnyboy Федоров сыграл на опережение и произнес такие строчки: «Я берусь угадать его панчи. И будут упомянуты в который раз лещи». А в 2017 году во время разгромного (для Оксимирона) баттла Слава КПСС выстрелил по хип-хоп-артисту номер один такой речитативной очередью : «Снимаешься в фильме Жигана? Это весьма красноречивый симптом. По ходу, это единственный в мире даун, у которого еще и стокгольмский синдром».
«Ледовый», прайм-тайм, KOTD — я скоро практически номер один».
После уничижительного баттла со Славой КПСС Федоров бодрился, объяснял первый в карьере проигрыш тем, что сознательно ушел в лирические отступления, хотя должен был посмотреть на новое поколение баттловиков «чей мир с тех пор перерос в нечто иное и самостоятельное». дал два стадионных концерта (в «Олимпийском» и «Ледовом»), что немыслимо для баттл-рэпера, чьи сложносконструированные тексты без вспомогательной литературы способны понять не все. Восстановил звание мессии баттл-рэпа, словесно уничтожив американского MC Dizaster в канадской баттл-лиге King of the Dot (KOTD), но ровно за месяц до этого выпустил депрессивный трек «Биполярочка» — не то что звоночек, а колокольный перезвон истинного душевного и морального состояния. Например, там есть такие строки: «Каждый мой шаг под микроскопом и рил ток: если хоть раз оплошал —всё. Я ждал год, чтобы отдать трон. Шапка Мономаха тяжела, я подустал всех *** в рот». Как будто бы Оксимирон не только признал превосходство Славы КПСС и рэп-поросли, но и воспользовался им, чтобы замолчать на долгих четыре года.