О чем свидетельствуют точки допустим n и m находящиеся за границей
Методические указания к практическим работам по дисциплине «Экономика»
МИНИСТРЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Новороссийский колледж строительства и экономики»
по выполнению практических работ по дисциплине «Экономика»
для студентов групп I курса
Заместитель директора по УР
«____» _________ 2016 г
Методические рекомендации разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Экономика» для студентов 1 курса
Согласовано
Научно- методический совет
«___» _________2016 г
Составитель
Методические рекомендации по выполнению практических заданий по дисциплине «Экономика», разработаны в помощь студентам для самостоятельного выполнения ими практических работ и подготовки к семинарским занятиям, предусмотренных рабочей программой.
Практические занятия проводятся после изучения соответствующих разделов и тем учебной дисциплины. Работы выполняются по индивидуальным заданиям. Так как учебная дисциплина имеет прикладной характер, то выполнение студентами практических работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Целью практических занятий является закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков по определению уровня инфляции, анализа ситуации на рынке данного товара, эффективности использования ограниченных ресурсов, себестоимости продукции, семейного бюджета и др.
Методические рекомендации по каждой практической работе имеют теоретическую часть, с необходимыми для выполнения работы, формулами, пояснениями, таблицами и графиками, алгоритм выполнения заданий. Практические задания органично сочетаются с теоретическими знаниями.
Практическая работа №1
Тема: Проблема производственных возможностей.
Цель: Используя метод графических изображений, построить КПВ и произвести анализ точек на кривой.
Основная проблема экономики состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворить свои потребности и ограниченностью ресурсов, находящихся в их распоряжении. Это проблема выбора.
Так как экономические ресурсы по своей сути ограничены, то всегда существует проблема альтернативности их использования.
Отражением проблемы выбора является постановка трех основных вопросов экономики: «Что производить?», «Как производить?». «Для кого производить?»
Смысл выбора – эффективность, т.е. такое использование экономических ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей общества при минимальных затратах.
Алгоритм выполнения заданий.
Для построения КПВ на осях координат отмечаем различные варианты сочетания производства товара А и товара Б
Соединяем точки на кривой и получаем КПВ.
При построении КПВ необходимо учесть, что сделаны следующие допущения:
-Экономика работает в условиях полной занятости.
-Производится только два продукта.
-Технология производства не изменена.
— Что показывают точки на « кривой»?
— Что произойдет с КПВ, если изменится технология и произойдет техническое обновление производства.
Задание 2. В условиях экономического роста происходит обновление основного капитала, совершенствуются технологии производства, количественно и качественно меняются факторы производства. Допустим, что производство запчастей увеличилось на 30%, а станков – в два раза.
Построить кривую производственных возможностей с учетом заданных параметров.
Что характеризует данная КПВ?
Изобразите графически производственные возможности предприятия. Дать ответы на следующие вопросы.
Что показывают точки на кривой?
Обозначьте точку М внутри кривой и точку N вне кривой. Что показывают эти точки?
автомобилей осталась неизменной.
Задание 1. Исходя из данных таблицы, построить кривую производственных возможностей.
Охарактеризовать проблему выбора:
— Что показывают точки на КПВ?
— Что характеризуют точки N и М, находящиеся за границей производственных возможностей.
— Что означает эффективность производства?
Задание 2.Представьте графически изменения кривой производственных возможностей, если произойдет изменение технологии производства потребительских и инвестиционных товаров.
— Что произойдет с КПВ?
— О чем свидетельствует данная ситуация?
— Почему перед юридическими и физическими лицами стоит проблема выбора?
— В чем сущность проблемы выбора?
Практическая работа №2
Тема: «Теория спроса и предложения»
Цель: Используя метод графических изображений, представить графически закон спроса и предложения, построить график равновесной цены.
Основные проблемы рыночной организации производства: что производить, как производить, для кого производить – решаются через механизм спроса и предложения.
В экономике спрос рассматривают непросто как потребность в определенных благах, а как платежеспособную потребность, т.е. потребность в товарах, обеспеченную денежными средствами.
Спрос – это количество товаров и услуг, которое потребитель может приобрести в данный момент по данной цене. Математически зависимость между ценой и количеством приобретаемого товара была сформулирована А. Курно и называется законом спроса. Между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость.
Между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость.
Равновесная цена на практике показывает соответствие спроса и предложения.
Равновесная цена –это цена, по которой покупатель согласен купить, а продавец готов продать товар.
Алгоритм выполнения задания.
1.Построить кривую спроса.
1.1..Исходя из данных таблицы, на вертикальной оси откладываем размер цены ( P ), а на горизонтальной оси количество товаров и услуг ( Qd ).
1.2.Соединяем точки и строим кривую спроса.
1.3.Затем строим кривую предложения.
1.4.На осях координат откладываем размер цены и объем предложения ( Qs ), соединяем точки и получаем кривую предложения.
1.5.Путем наложения кривой спроса на кривую предложения, находим точку пересечения двух кривых. Точка пересечения и есть равновесная цена.
Задание 1. Определите рыночную цену товара, исходя из данных таблицы:
Чему равна равновесная цена на данном рынке?
— Что произойдет на рынке данного товара, если цена окажется выше или ниже равновесной?
— Назовите неценовые факторы, влияющие на величину предложения.
Задание 1.Предположим, что на рынке кофе спрос и предложение характеризуются следующими данными: ( смотри таблицу). Представьте графически закон спроса и закон предложения. Что произойдет с кривой спроса под воздействием неценовых факторов.
Назовите неценовые факторы, влияющие на величину спроса
Что показывает закон предложения?
Что показывают точки на кривой предложения?
Задание 1. Предположим, что на рынке действует 500 покупателей и 500 продавцов. В таблице приведен спрос и предложение товара (яблоки):
Спрос( Qd ), кг
Предложение( Qs ), кг
Построить график кривой спроса и предложения
Чему равна равновесная цена на данный товар. Представить равновесную цену графически.
Назовите исключения закона спроса
О чем свидетельствует ситуация, при которой цена на условный товар окажется выше или ниже равновесной.
Задание 1. Допустим, на рынке компьютерной техники, возникла следующая ситуация (смотри таблицу). Исходя из данных, предоставленных в таблице
Построить кривую спроса и предложения;
Чему равна равновесная цена на этом рынке?
Если рыночная цена на компьютеры будет равна 20тыс.руб., что характерно для данного рынка?
Представьте графически изменение кривой предложения под воздействием неценовых факторов.
В чем состоит парадокс закона спроса.
Практическая работа №3
Тема : Рыночные структуры и роль конкуренции в развитии экономики.
Цель: Используя метод анализа и синтеза, определить тип рыночной структуры, дать сравнительную характеристику видам и формам конкуренции.
Конкуренция- это форма соперничества субъектов рыночного хозяйства, в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.
В результате конкуренции достигается максимизация прибыли путем организации, использования лучших факторов производства и условий реализации товаров. С другой стороны – конкуренция сопровождается воздвижением преград для общего доступа к факторам развития производства, и в конечном итоге конкуренция вызывает монополию.
Конкуренция возможна, когда ни один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.
Конкуренция выполняет ряд функций, которые совпадают с функциями рынка:
-стимулирует повышение производительности труда и качества продукции;
-обеспечивает перелив капитала в прогрессивные отрасли ради высокой прибыли;
-выталкивает с рынка неэффективных товаропроизводителей, банкротов;
-действует как фактор безработицы.
В зависимости от критерия классификации различают внутри- и межотраслевую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную конкуренцию.
Внутриотраслевая – это форма соперничества между фирмами, производящими равнозначную продукцию. Этот вид конкуренции мотивирует рост производительности труда и развитие производства, выталкивает из отрасли неперспективные предприятия с наибольшими издержками.
Межотраслевая конкуренция – это форма соперничества между производителями различных отраслей. Межотраслевая конкуренция модифицирует стоимость в цену производства и выравнивает норму прибыли.
По степени влияния фирмы на рынок своей продукции различают совершенную и несовершенную конкуренцию и соответствующие им типы рыночных структур: рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок, рынок чистой монополии.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СК РГУТиС
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТУРИЗМА И СЕРВИСА» Лист 1 из 21
УТВЕРЖДАЮ
Директор Института сервисных технологий ___________ И.Г. Чурилова «__» ____________ 201_ г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЕЮ ДИСЦИПЛИНЫ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОП.10 Основы экономической теории основной образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: 38. 02. 07. Банковское дело Квалификация: специалист банковского дела
Разработчики:
должность подпись ученая степень и звание, ФИО магистр, Авдюнина Н. А.
Рабочая программа согласована и одобрена руководителем ППССЗ:
должность подпись ученая степень и звание, ФИО Федянова О. А.
Рабочая программа согласована и одобрена:
должность подпись ученая степень и звание, ФИО Сартакова Е.Н.
координатор программ среднего профессионального образования в РГУТиС
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СК РГУТиС
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТУРИЗМА И СЕРВИСА» Лист 2 из 21 Содержание Общие положения Практические занятия
2. Виды практических занятий
3. Тематика практических занятий
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Для освоения дисциплины предусмотрены различные виды занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся и т.д. С целью упрощения блока методического сопровождения рабочей программы в данных указаниях (методические указания для обучающихся по освоению дисциплин) предусмотрены форматы методических указаний- проведение практических занятий.
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины подразумевает наличие методической литературы с учетом рекомендуемого режима и характера учебной работы, а также с учетом необходимого формата ( практические занятия).
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Задачи курса:
1. Изучить роль экономики как сферы деятельности.
2. Понять значение микро- и макроэкономических показателей.
3. Оценить собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
3 ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ № 1 Тема: Предмет, структура, методология и функции экономической теории.
Цель: Проанализировать историю развития экономической теории.
Исходя из данных об истории экономической теории, построить таблицу обощенных характеристик основных этапов экономической науки Этап Теоретическая Основной Представители Основные идеи школа период школы ЗАНЯТИЕ № 2 Тема: Производство и экономика Цель: Анализ производства Алгоритм выполнения задания.
Для определения вида инфляции:
-рассчитываем стоимость потребительской корзины текущего и базисного периодов;
-определяем темпы роста цен;
-определяем тип инфляции.
— в течении года один и тот же денежный знак трижды возвращается в банк и выходит из него.
— От чего зависит количество денег, необходимое для обращения.
— В какой зависимости находятся денежная масса, скорость обращения денег и оббьем реализуемой продукции?
ЗАНЯТИЕ № 3 Тема: Элементы экономических систем Цель: Анализ типов экономических систем Теоретическая часть.
Выбор типа экономических систем зависит от законодательной системы, форм собственности, механизмов принятия экономических решений, норм морали, привычки, обычаев, принятых в данном обществе.
Алгоритм выполнения задания Задание 1.
Тест Выберите единственный правильный ответ
1. Что является главной силой, которая приводит в движение систему свободного предпринимательства?
4. ограниченность ресурсов
2. Система свободного предпринимательства базируется на
1. частной собственности
2. системе ценообразования
4. все предыдущие ответы верны
3. Что является одним из элементов рыночной системы?
1. производственные традиции
2. налог на прибыль
3. частная собственность
4. выполнение плана
Тема: Проблема производственных возможностей.
Цель: Используя метод графических изображений, построить КПВ и произвести анализ точек на кривой.
Основная проблема экономики состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворить свои потребности и ограниченностью ресурсов, находящихся в их распоряжении. Это проблема выбора.
Так как экономические ресурсы по своей сути ограничены, то всегда существует проблема альтернативности их использования.
Отражением проблемы выбора является постановка трех основных вопросов экономики: «Что производить?», «Как производить?». «Для кого производить?»
Смысл выбора – эффективность, т.е. такое использование экономических ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей общества при минимальных затратах.
Алгоритм выполнения заданий.
Кривая производственных возможностей раскрывает графическую взаимосвязь производства двух товаров, например,товара А и товара Б.
Для построения КПВ на осях координат отмечаем различные варианты сочетания производства товара А и товара Б Соединяем точки на кривой и получаем КПВ.
При построении КПВ необходимо учесть, что сделаны следующие допущения:
-Экономика работает в условиях полной занятости.
-Производится только два продукта.
-Технология производства не изменена.
Задание 1.Допустим, что общая ограниченность ресурсов позволяет за год производить (станки и запчасти) в следующих альтернативах соотношениях:
— Что показывают точки на « кривой»?
— О чем свидетельствуют точки, допустим N и M, находящиеся за границей производственных возможностей данного производства.
— Что произойдет с КПВ, если изменится технология и произойдет техническое обновление производства.
Задание 2. В условиях экономического роста происходит обновление основного капитала, совершенствуются технологии производства, количественно и качественно меняются факторы производства.
Допустим, что производство запчастей увеличилось на 30%, а станков – в два раза.
Построить кривую производственных возможностей с учетом заданных параметров.
Что характеризует данная КПВ?
Вариант 2 Тема: Проблема производственных возможностей.
Цель: Используя метод графических изображений, построить КПВ и произвести анализ точек на кривой.
Основная проблема экономики состоит в разрешении противоречия между желанием людей удовлетворить свои потребности и ограниченностью ресурсов, находящихся в их распоряжении. Это проблема выбора.
Так как экономические ресурсы по своей сути ограничены, то всегда существует проблема альтернативности их использования.
Отражением проблемы выбора является постановка трех основных вопросов экономики: «Что производить?», «Как производить?». «Для кого производить?»
Смысл выбора – эффективность, т.е. такое использование экономических ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей общества при минимальных затратах.
Алгоритм выполнения заданий.
Соединяем точки на кривой и получаем КПВ.
При построении КПВ необходимо учесть, что сделаны следующие допущения:
-Экономика работает в условиях полной занятости.
-Производится только два продукта.
-Технология производства не изменена.
Задание 1.Исходя из данных таблицы,построить кривую производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров:
Изобразите графически производственные возможности предприятия.
Что показывают точки на кривой?
Обозначьте точку М внутри кривой и точку N вне кривой. Что показывают эти точки?
Начертите кривую производственных возможностей для случая,когда технология производства управляемых ракет усовершенствовалась, а технология производства автомобилей осталась неизменной.
Тема: «Теория спроса и предложения»
Цель: Используя метод графических изображений, представить графически закон спроса и предложения, построить график равновесной цены.
Спрос – это количество товаров и услуг, которое потребитель может приобрести в данный момент по данной цене. Математически зависимость между ценой и количеством приобретаемого товара была сформулирована А. Курно и называется законом спроса.
Между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость.
Между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость.
Равновесная цена на практике показывает соответствие спроса и предложения.
Равновесная цена –это цена, по которой покупатель согласен купить, а продавец готов продать товар.
Алгоритм выполнения задания.
1.Построить кривую спроса.
1.1..Исходя из данных таблицы, на вертикальной оси откладываем размер цены (P), а на горизонтальной оси количество товаров и услуг (Qd).
1.2.Соединяем точки и строим кривую спроса.
1.3.Затем строим кривую предложения.
1.4.На осях координат откладываем размер цены и объем предложения (Qs), соединяем точки и получаем кривую предложения.
1.5.Путем наложения кривой спроса на кривую предложения, находим точку пересечения двух кривых. Точка пересечения и есть равновесная цена.
Задание 1. Определите рыночную цену товара, исходя из данных таблицы:
Чему равна равновесная цена на данном рынке?
— Что произойдет на рынке данного товара, если цена окажется выше или ниже равновесной?
— Назовите неценовые факторы, влияющие на величину предложения.
Вариант 2 Тема: «Теория спроса и предложения»
Цель: Используя метод графических изображений, представить графически закон спроса и предложения, построить график равновесной цены.
Спрос – это количество товаров и услуг, которое потребитель может приобрести в данный момент по данной цене. Математически зависимость между ценой и количеством приобретаемого товара была сформулирована А. Курно и называется законом спроса.
Между ценой и количеством покупок существует обратная зависимость.
Между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость.
Равновесная цена на практике показывает соответствие спроса и предложения.
Равновесная цена –это цена, по которой покупатель согласен купить, а продавец готов продать товар.
Алгоритм выполнения задания.
1.1..Исходя из данных таблицы, на вертикальной оси откладываем размер цены (P), а на горизонтальной оси количество товаров и услуг (Qd).
1.2.Соединяем точки и строим кривую спроса.
1.3.Затем строим кривую предложения.
1.4.На вертикальной оси откладываем размер цены (P), на горизонтальной- объем предложения (Qs), соединяем точки и получаем кривую предложения.
Задание 1.Предположим, что на рынке кофе спрос и предложение характеризуются следующими данными: ( смотри таблицу).
Представьте графически закон спроса и закон предложения. Что произойдет с кривой спроса под воздействием неценовых факторов.
Вариант-1 Тема : Рынок как регулятор производства товаров Цель: Используя метод анализа и синтеза, определить тип рыночной структуры, дать сравнительную характеристику видам и формам конкуренции.
Конкуренция- это форма соперничества субъектов рыночного хозяйства, в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.
В результате конкуренции достигается максимизация прибыли путем организации, использования лучших факторов производства и условий реализации товаров. С другой стороны – конкуренция сопровождается воздвижением преград для общего доступа к факторам развития производства, и в конечном итоге конкуренция вызывает монополию.
Конкуренция возможна, когда ни один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.
Конкуренция выполняет ряд функций, которые совпадают с функциями рынка:
-стимулирует повышение производительности труда и качества продукции;
-обеспечивает перелив капитала в прогрессивные отрасли ради высокой прибыли;
-выталкивает с рынка неэффективных товаропроизводителей, банкротов;
-действует как фактор безработицы.
В зависимости от критерия классификации различают внутри- и межотраслевую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную конкуренцию.
Внутриотраслевая – это форма соперничества между фирмами, производящими равнозначную продукцию. Этот вид конкуренции мотивирует рост производительности труда и развитие производства, выталкивает из отрасли неперспективные предприятия с наибольшими издержками.
Межотраслевая конкуренция – это форма соперничества между производителями различных отраслей. Межотраслевая конкуренция модифицирует стоимость в цену производства и выравнивает норму прибыли.
По степени влияния фирмы на рынок своей продукции различают совершенную и несовершенную конкуренцию и соответствующие им типы рыночных структур: рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок, рынок чистой монополии.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СК РГУТиС
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТУРИЗМА И СЕРВИСА» Лист 11 из 21 Задание №1. Заполнить таблицу.
Виды конкуренции и рыночные структуры.
Задание 2. Дать ответы на следующие вопросы:
1.Назовите основные направления антимонопольной политики государства.
2. В чем экономический смысл внутриотраслевой конкуренции.
3. Какие факторы обусловили появление монополий? Назовите основные виды монополий. В чем их отличия?
Тема: Рынок как регулятор производства товаров.
Цель: Используя метод анализа и синтеза, определить тип рыночной структуры, дать сравнительную характеристику видам и формам конкуренции.
Конкуренция возможна, когда ни один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками.
Конкуренция выполняет ряд функций, которые совпадают с функциями рынка:
-стимулирует повышение производительности труда и качества продукции;
-обеспечивает перелив капитала в прогрессивные отрасли ради высокой прибыли;
-выталкивает с рынка неэффективных товаропроизводителей, банкротов;
-действует как фактор безработицы.
В зависимости от критерия классификации, различают внутри- и межотраслевую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную конкуренцию.
Межотраслевая конкуренция- это форма соперничества между производителями различных отраслей. Межотраслевая конкуренция модифицирует стоимость в цену производства и выравнивает норму прибыли.
По степени влияния фирмы на рынок своей продукции различают совершенную и несовершенную конкуренцию и соответствующие им типы рыночных структур: Рынок совершенной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, олигополистический рынок, рынок чистой монополии.
Задание № 1. Охарактеризуйте внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию по следующим признакам:
Задание 2. Дать ответы на следующие вопросы:
1.В чем состоит экономический смысл межотраслевой конкуренции?
2.Назовите основные средства недобросовестной конкуренции.
3.В чем смысл проведения антимонопольной политики государства?
Тема: Теория поведения потребителя Цель: Приобрести практические навыки по основам теории потребительского поведения.
1. Создать портрет типичного потребителя и представить модель его поведения.
2. В чем сущность теории полезности? Почему ее называют субъективной?
3. Раскрыть сущность закона убывающей предельной полезности. (Первый закон Госсена).
4. Используя знания закона убывающей предельной полезности, объясните, почему произведения искусства продаются исключительно дорого, а их копии значительно дешевле?
5. Раскройте смысл эффектов замещения и дохода. Свяжите их с проблемой потребительского выбора. Приведите примеры такой связи.
6. Объясните с точки зрения потребительского выбора экономический смысл фразы: « Мы недостаточно богаты, чтобы покупать дешевые вещи».
7. Почему в экономике изучению потребительского поведения уделяется большое внимание?
Тема: Рынки производственных ресурсов Цель: Определение доходов от факторов производства.
Тема: Макроэкономика Цель: Знания об основных макроэкономических показателях.
Вопросы и задания к семинару.
1. Национальный объем производства
2. Общий уровень цен в стране
3. Процентная ставка
4. Занятость ЗАНЯТИЕ № 10.
Тема: Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция.
Цель: Знание значения теоретических моделей макроэкономического равновесия в понимании экономических процессов в России.
Вопросы и задания к семинару.
1. Причины появления безработицы
2. Формы и виды безработицы
3. Уровень безработицы
5. Государственное регулирование занятости
6. Экономические и социальные последствия безработицы
7. Инфляция ЗАНЯТИЕ № 11-12 Тема: Денежный (финансовый) рынок как регулятор экономики. Денежнокредитная и бюджетно-налоговая политика государства.
Цель: Знание расчета стоимости потребительской корзины.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СК РГУТиС
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТУРИЗМА И СЕРВИСА» Лист 15 из 21
ЗАНЯТИЕ № 13 Тема: Доходы и проблемы социальной политики современного государства.
Цель: научиться строить кривую Лоренца Задание 1.
Население страны состоит из 5 чел., получающих доходы в размере 500 долл., 350 долл., 250 долл., 75 долл., 50 долл. Построить кривую Лоренца для такой экономики из 5 человек и дать необходимые пояснения.
(например, в точке С 100% доходу приходится на 1 получателя).
Линии ОС и АС – это линии абсолютного неравенства; ОЕА – это линии абсолютного равенства.
Механизм решения этого противоречия предусматривает два основных элемента: 1) прогрессивное налогообложение личных доходов; 2) систему государственной социальной поддержки самых бедных граждан. Осуществляя активную фискальную политику, государство способствует уменьшению имущественного неравенства.
Цель: Раскрыть сущность экономического роста и международной торговли.
Укажите, что можно считать показателем экономического роста:
4. Рациональное использование ресурсов и экономия на масштабе
3. Укажите, что из перечисленного относится к экзогенным (внешним) причинам циклического развития экономики:
Номинального ВНП в абсолютных значениях 1.
Реального ВВП в абсолютных значениях и на душу населения 2.
Номинального ВНП в абсолютных значениях и на душу населения 3.
Реального ВНП на душу населения 4.
К какому типу экономического роста относится вовлечение в 5.
сельскохозяйственный оборот новых земель?
6. Производительность труда на заводе увеличилась в 2 раза за счет нового оборудования.
Какой фактор интенсивного роста демонстрирует этот пример?
повышение квалификации работников 1.
Научно-технический прогресс 2.
Рациональное распределение ресурсов 3.
Экономия на зарплате работников 4.
7. Верны ли следующие суждения?
А. Экономическим развитием называют важные изменения в хозяйственной деятельности страны, ее экономике.
Б. Экономическое развитие характерно для развивающихся стран, развитым государствам присущ экономический рост.
из-за низкого спроса на товары
В) изменение соотношения совокупного спроса и предложения
Г) денежная политика
Д) крупные нововведения
Е) природные причины (землетрясения и т.д.)
10. Какой термин в ряду лишний?
4. ФОРМЫ (ВИДЫ) САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ТРУДОЕМКОСТЬ
(ЧАС) Трудоемкость освоения дисциплины Основы экономической теории составляет 96 часов, из них 80 часов аудиторных занятий и 16 часа, отведенных на самостоятельную работу студента.
Перечень тем самостоятельной работы студентов по подготовке к лекционным и практическим занятиям соответствует тематическому плану рабочей программы дисциплины.
Самостоятельная работа строится из следующих видов работы:
изучение студентами теоретического материала, подготовка к лекциям;
подбор и изучение литературы в ЭБС для выполнения индивидуального задания по анализу среды организации, выбору методов управления;
написание рефератов, сообщений по курсу;
составление презентации задания;
презентация собственного индивидуального задания.
Для самостоятельной работы по дисциплине обучающиеся используют следующее учебно-методическое обеспечение:
Полный набор учебно-методических рекомендаций по выполнению всех 1.
семинарских занятий по дисциплине (теоретический блок, блок заданий, выполняемых дома, блок заданий для работы в аудитории, блок индивидуальных заданий студента по курсу, план проведения занятия и форма, перечень литературы для подготовки к занятию) Рекомендации по написанию реферата, доклада;
Образцы заполнения деловых бумаг 4.
5. МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
4. Перечень основной и дополнительной учебной литературы и перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Основные литературные источники :
1. Гродских В.С. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2013.
2. Микроэкономика / Под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Современная школа, 2011.
3. Николаева И.П. Экономическая теория. – М.: Дашков и Ко, 2012.
4. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: Кнорус, 2011. Макроэкономика: Теория и российская практика /Под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной. – М.: КноРус, 2009.
5. Малкина М. Ю. Экономическая теория: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. В 2-х ч. / М. Ю. Малкина. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2009.
6. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос, 2010..
Дополнительные источники:
1. Кочергина Т.Е. Мировая экономика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
2. Современная экономика: Учебное пособие /Под ред. О. Ю. Мамедова. – Ростов-наДону: Феникс, 2011.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СК РГУТиС
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТУРИЗМА И СЕРВИСА» Лист 23 из 21
3. Экономическая теория: Учебное пособие /Под ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА – М, 2011.
Интернет- ресурсы:
1. http://www.webeconomy.ru/ – Мировая экономика: новости, статьи, статистика, аналитика;
2. http://economy-bases.ru/– Экономика электронный учебник.
«Е. Д. СЫСОЛЯТИН ОСНОВЫ МАКРОЭКОНОМИКИ Учебное пособие (Часть I) Новосибирск Рецензент: В. А. Сибирцев – доктор экономических наук, профессор, академик Академии проблем качества Сысолятин Е.Д. Основы макроэкономики: учебное пособие. – Новосибирск, 2011. – 139 с. Издание учебного пособия по основам макроэкономики завершает курс общей экономической теории вместе с предшествующими выпусками учебных пособий по основам микроэкономики в маржиналистской и классической версиях. Они подготовлены в. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра таможенного дела О.С. Елфимова ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА (ПРАКТИКУМ) Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 38.05.02 (036401.65) «Таможенное дело» очной и заочной форм обучения Тюменский государственный. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГБОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ Учебно-методическое пособие Рекомендовано методической комиссией Центра финансов Института экономики и предпринимательства для обучающихся по направлению подготовки 080100 «Экономика» квалификация (степень) «бакалавр», профиль подготовки «Бухгалтерский учет, экономический анализ и аудит» Нижний Новгород УДК. ББК. Авторы. »
«ГАОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства» Атаева Аида Уллубиевна Кафедра «Маркетинг и коммерция» Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Теоретические основы товароведения» Направление подготовки 100700 Торговое дело Профиль – Коммерция Махачкала – 201 УДК 620. ББК 30.609 Составитель: Атаева Аида Уллубиевна, заведующая кафедрой кафедры «Маркетинг и коммерция» ДГИНХ Внутренний рецензент – Минатуллаев Арслан Айнутдинович, кандидат. »
«С. А. Касперович ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Практикум для студентов специальностей 1-25 01 07 «Экономика и управление предприятием», 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 1-26 02 02 «Менеджмент», 1-26 02 03 «Маркетинг» Минск БГТУ 2005 Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» С. А. Касперович ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ Практикум для студентов специальностей 1-25 01 07 «Экономика и управление предприятием», 1-25 01 08. »
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по стимулированию и поддержке непрерывного образования в субъектах Российской Федерации 1. Приоритетность развития системы непрерывного образования Система дополнительного профессионального образования, как и в целом, система образования Российской Федерации, сегодня находится на пороге существенного обновления, основы которого заложены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В этом документе перед. »
«МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МАТИ Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского» (МАТИ) Кафедра: «Экономика и управление» А.В. Александрова Н.Н. Кондрашева МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ по дисциплине: «Стратегический менеджмент» направление подготовки: 38.03.12 (080 200.62) «Менеджмент» профиль подготовки: «Управление технологическими инновациями» «Финансовый. »
«Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет экономики и сервиса _ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА Руководство к выполнению курсовой работы по специальности 080102.65 «Мировая экономика» Владивосток Издательство ВГУЭС ББК. 65.050.21 Руководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Мировая экономика» составлено в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Содержит организационно-методические указания и рекомендации к выполнению. Предназначено студентам специальности. »
«КАЗАНСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ Кафедра экономики производства ЗАБИРОВА Л.М. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ Учебнометодическая разработка Казань – 2013 Принято на заседании кафедры экономики производства Протокол № 9 от 28 июня 2013 г Рецензенты: доктор экономических наук, профессор кафедры экономики производства КФУ А.Р Сафиуллин; кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики производства КФУ С.Г. Свалова Забирова Л.М. Управление. »
«ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ОДОБРЕНО УТВЕРЖДЕНО Решением Ученого совета Приказом ректора №08/07 (протокол №9 от 26 мая 2014 года) от 26 мая 2014 года ОДОБРЕНО УТВЕРЖДЕНО Решением Ученого совета Приказом ректора №08/01-А (протокол №9 от 26 января 2015 года) от 26 января 2015 года Рабочая программа дисциплины (с дополнениями и изменениями) Б 1. В. ДВ.2.1 Экономика Республики Татарстан Профессиональный цикл. Вариативная часть. »
«СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Основная профессиональная образовательная программа высшего образования (ОПОП ВО) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 080100.68 «Экономика», магистерская программа «Финансы организаций».1.2 Нормативные документы для разработки магистерской программы.1.3 Общая характеристика магистерской программы 1.4 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы «Финансы организации» 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ. »
«СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 18 2.1 Основные образовательные программы, реализуемые в Брян18 ском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова 2.2 Организация учебного процесса 2.3 Информационно-методическое обеспечение учебного про33 цесса 2.4 Результаты приёма 2014 г. 39 2.5 Результаты промежуточной аттестации 44 2.6 Результаты итоговой аттестации 69 3. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 79 4. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО 90 5. »
«Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет» Учебно-методический комплекс дисциплины «МАРКЕТИНГ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ» Автор-разработчик: доцент кафедры маркетинга, канд. экон. наук, доцент О.А. Морозевич Минск СОДЕРЖАНИЕ Учебная программа по учебной дисциплине 3 Краткий конспект лекций Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению 86 Методические материалы для контроля знаний студентов 88 Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету 88. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра таможенного дела В.Г.Высоцкая ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 38.05.02 (036401.65) «Таможенное дело» очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет В.Г.Высоцкая. Введение. »
«МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» Колледж сервиса и дизайна ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ специальности 120714 Земельно-имущественные отношения (базовой подготовки) квалификация: специалист по земельно-имущественным отношениям Владивосток 20 Председатель комиссии Директор колледжа КСД ВГУЭС Кузнецов Д.В. Члены комиссии: Дианова. »
«Министерство образования и науки Владивостокский государственный университет экономики и сервиса В.Я ЛЮБА ШИЦ., А.Ю. МОРДОВЦЕВ, А.Ю. МАМЫЧЕВ. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ПРАКТИКУМ Допущено Учебно-методическим объединением по юридическому образованию вузов Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и специальности «Юриспруденция» Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую книгу 2010 года в номинации. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Финансово-экономический институт Кафедра мировой экономики и международного бизнеса Загвязинская Н.М., Ефремова И.А.МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 38.03.01 (080100.62). »
«Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в общеобразовательных учреждениях Нижегородской области в 2014-2015 учебном году» Министерство образования Нижегородской области Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Нижегородский институт развития образования (ГБОУ ДПО НИРО) Методическое письмо «О преподавании образовательной области «Технология» в. »
«ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от..2015 Содержание: УМК по дисциплине «Предпринимательство и бизнес-планирование» для студентов направления 38.04.01 «Экономика», магистерской программы «Экономика фирмы и отраслевых рынков» очной и заочной форм обучения Автор: Науменко Е.Е. Объем 37 стр. Должность ФИО Дата соглаРезультат соглаПримечание сования сования Заведующий кафедРекомендовано Протокол заседания рой экономической ЛиманИ.А. к электронному кафедры от 19.05.2015..2015 теории и прикладной изданию № 10/2. »
«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» Экономический факультет Кафедра экономики и внешнеэкономической деятельности БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Методические указания по выполнению курсового проекта для магистров экономического факультета по направлению подготовки 080100.68 «Экономика», профиль «Внешнеэкономическая деятельность» Краснодар Составители: А. Б. Мельников, И. В. Снимщикова, А. А. Скоморощенко Б59. »
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.