О чем стихотворение телега жизни пушкина
Анализ стихотворения «Телега жизни» (А.С. Пушкин)
Анализ стихотворения «Телега жизни» (А.С. Пушкин) заставляет задуматься и молодого неопытного читателя, и уже прожившего долгую жизнь человека о скоротечности времени. Что для каждого из нас жизнь и время? В детстве и молодости кажется, что человеку отведено неприлично много лет. Совсем иначе мы воспринимаем время в конце нашего жизненного пути: кажется, и не было этих десятилетий, пролетевших, как один день.
Вот и у Пушкина в стихотворении «Телега жизни» жизнь каждого человека ограничена рамками одного дня. Раскрывая философскую тему скоротечности жизни, автор использует древнерусские символы утра – молодости, полудня – зрелости и вечера – старости. Ночь – это образ смерти, бесконечность, из которой человек выходит и уходит тоже в нее. Идея стихотворения заключается в том, что время неумолимо летит, независимо от наших желаний. И человек, увы, не в силах изменить то, что задумала сама природа.
«Телега жизни» – одно из первых философских стихотворений Пушкина. Написано оно в 1823 году и выдает в поэте пытливый ум, ищущий ответы на вопросы о бытие. В двух смысловых частях автор излагает свой взгляд на тему жизни и смерти, вечности и мгновения.
Первая часть состоит из одной строфы и представляет собой предисловие к основной части стихотворения. В ней Пушкин сравнивает человеческую жизнь с поездкой в телеге. Ей заправляет ямщик, без устали и равнодушно несущийся по дороге. Ямщик – это образ седого времени, которое летит без остановок на передышку и отдых. Неумолимость времени лучше всего понятна из последней строки первого четверостишия:
Ямщик как будто прирос к облучку телеги и уже просто не может сойти. Но в этом читатель видит еще и какое-то равнодушие, безразличие. Сиди хоть кто в той телеге, ямщик не изменит своей траектории и будет так же безразличен к своему пассажиру. Так и мы для времени одинаковы, и никого оно не щадит:
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка…
Вот только легкости на душе человек от этих строк не чувствует, потому что жизнь каждого человека пролетает легко и непринужденно, будь то простой крестьянин или великий художник, или писатель.
Вторая часть состоит из трех строф, каждая из которых символизирует разные периоды жизнь человека. Так во второй строфе Пушкин говорит о молодости, которую автор сравнивает с утром. Молодость – это начало жизни. В юности человек не боится жить и летит на всех порах. Человек только сел в телегу и еще не знает, какой путь его ожидает, поэтому ему так рвется его удаль наружу, что даже опасности воспринимаются им как какое-то приключение. В молодости лучше опасность, чем бездействие, и лучше «голову сломать», чем прозябать в безделье, боясь опасности.
Молодость не любит «лень и негу». Нужно действовать, и лучше немедленно. Спокойная размеренная жизнь не для задорной энергичной молодости, а потому утром мы сильнее и быстрее гоним жизнь, ведь столько много ее еще впереди. Нужно быстрее! Чтобы успеть попробовать все, побывать везде, увидеть многое. Поэтому поездка сопровождается криками ямщику: «Пошел!». И сами того не подозревая, ускоряем ход времени, и без того летящим с огромной скоростью.
И время летит. Настолько быстро, что вот уже наступает полдень – зрелость человека. И уже нет «той отваги», и нет желания ехать быстро. «Порастрясло нас», – пишет поэт, передавая этой фразой мысль о накопившемся жизненном опыте. Мы подходим к зрелому возрасту с набитыми шишками, многое пережито, и многое мы уже знаем и можем предотвратить неприятности, объехать «косогоры и овраги». Зрелый человек старается выбрать путь поровнее, а ехать помедленнее. Часто мы не успеваем за более молодыми и смелыми ездоками, чаще предаемся рассуждениям и анализам действий и мыслей. И если в молодости мы гнали телегу на всех порах, то теперь уже хочется притормозить, чтобы не пораниться снова:
Зрелость – это середина жизни, и теперь она оценивается и осознается не только с точки зрения взгляда в будущее, но и с анализа прошлого. Половина пролетела незаметно, так же быстро пролетит и вторая, и оттого на еще горячем сердце появляется налет грусти.
Последняя строфа посвящена старости, или вечеру, дня. К этому времени человек устает от долгой дороги и даже созерцанию пролетающих картин предпочитает дремоту. Жизнь не тяготит его, но он к ней уже привык. Ничего нового и интересного ждать уже не приходится, все известно, все уже в жизни человека было. К тому же спускающаяся ночь навевает желание заснуть.
А жизнь все та же, и все так же «время гонит лошадей», но человек послушно едет «до ночлега», иначе говоря – к смерти.
Особенно обреченно звучит последняя строка:
Время человека подходит к концу, но жизнь продолжается и после его смерти, и кто-то молодой и энергичный утром снова сядет в телегу жизни, и все повторится сначала.
В основе стихотворения «Телега жизни» лежит метафора. За созданными поэтом образами скрывается глубокий смысл произведения. Жизнь скоротечна и пролетает, как один день. Но в этом заключается и мудрость мироздания, которая делает человека причастным к природе. Мы живем с ней в одном темпе, проходя все жизненные этапы, как будто проживаем все времена суток.
В этом стихотворении поэт пытается найти ответы на важнейшие для себя вопросы, но признает, что невозможно познать всю мудрость высшей воли. Личным местоимением «мы» Пушкин обобщает всех людей, лишний раз подтверждая тот факт, что время для всех одно.
Не только великолепные образы и развернутая метафора способствуют раскрытию темы стихотворения. Немногочисленные эпитеты «ямщик лихой», «седое время» раскрывают драматизм человеческой жизни. Но вообще Пушкин остается верен себе и в этом стихотворении. Он не перегружает его средствами художественной выразительности, а простыми словами в четырех четверостишиях рисует читателям всю суть жизни. И даже четырехстопный ямб с пиррихиями не нарушает традиций Пушкина, он четко попадает в общий ритм стихотворения, дополняя его философское настроение.
Образ скрипучей старой телеги совсем нелиричен, но в этом-то и заключается идея скоротечности жизни: в обыденности и прозаичности всего происходящего в ней, в цикличности и косности бытия. И все-таки я думаю, что автор не показал этим дисгармонию природы, как и не чувствует он безысходности. Скорее, наоборот, в стихотворении чувствуется смирение, принятие законов природы, с которыми бесполезно спорить и остается только бережнее относиться к своему времени.
Смысл стихотворения «Телега жизни» Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин — личность культовая для всей русской литературы! За свою жизнь он смог заслужить максимальное звание для поэта. Поэтому его любят не только у нас, но и во всем мире. Причем, Александр Сергеевич не имел строгой направленности на какую-либо тематику — он рассказывал обо всем. В его работах находили отражение и любовь, и дружба, и предательство. Но безумно важным пластом является тема жизни. В стихотворении под названием «Телега жизни» Александр Сергеевич Пушкин показал нам основные законы нашей жизни. И получилось у него это очень просто и глубоко одновременно. Сразу видно — перо гения!
Смысл названия стихотворения «Телега жизни»
Телега жизни — это и есть сама жизнь, точнее, ее течение. При помощи этой «телеги» человек постепенно следует вперед, навстречу к смерти. Причем, Пушкин отлично показал развитие человеческой личности с возрастом: на заре (в детстве) мы готовы на все, даже рисковать жизнью, в возрасте мы начинаем переживать за себя, пытаемся слегка задержать эту «телегу», а в старости уже спокойно идем навстречу смерти. И нет никакого страха неизвестности, лишь полное смирение.
Концепция этой «телеги» находила отражение во многих религиях, философских учениях, научных трудах. Александр Сергеевич показал все это с поэтической точки зрения. Буквально с первых строк мы видим весь этот процесс, проникаемся им, начинаем осознавать нашу роль в жизни. Великолепно, что Александр Пушкин поднял эту идею в своем творчестве!
Смысл стихотворения «Телега жизни» А. С. Пушкина
Первое четверостишье описывает нам работу этой самой телеги. Ямщик (то есть время) лихой, то есть он не медлит, а упорно везет человека к смерти. К тому же, сама телега никогда не останавливается — ей не ведомы поломки. Каждый рано или поздно окажется в конце, откупиться или схитрить не получится ни у кого.
Второе четверостишье демонстрирует бурную молодость. В этом состоянии человек весел, рискован, ему все по плечу. Его время летит медленно (по его же ощущениям), поэтому он говорит ямщику быть быстрее. Вот только в будущем он будет жалеть о сказанных словах, но сейчас его это не беспокоит.
Третья часть стихотворения показывает средний возраст, когда уже многое пройдено. Человек начинает бояться смерти, ему хочется пожить дольше, чем ему отведено судьбой. Теперь горки и овраги кажутся страшными, поэтому он умоляет ямщика быть спокойнее.
Финальное четверостишье показывает старость. Мы (люди) уже осознали свою роль в этом мире, поэтому спокойно едем до конца, не боясь его. Уже нет страха, нет сил, есть лишь спокойствие и смирение.
Александр Сергеевич Пушкин отлично показал всю концепцию нашей жизни. Сначала мы молоды и дерзки, потом начинаем переживать за свою жизнь, а в старости постепенно и спокойно двигаемся к смерти. Причем, это не показано как что-то страшное или таинственное — Пушкин демонстрирует уход из жизни как что-то вполне нормальное. В этом нет ничего страшного, ведь это лишь очередной этап жизни. Согласитесь, Александр Сергеевич действительно очень мудро показал ход человеческой жизни. Стоит только сказать — браво!
Модель урока в 10кл ‘Лингвопоэтический анализ стихотворения А. С. Пушкина ‘Телега жизни’
Анализ стихотворения «Телега жизни» (А.С. Пушкин)
Анализ стихотворения «Телега жизни» (А.С. Пушкин) заставляет задуматься и молодого неопытного читателя, и уже прожившего долгую жизнь человека о скоротечности времени. Что для каждого из нас жизнь и время? В детстве и молодости кажется, что человеку отведено неприлично много лет. Совсем иначе мы воспринимаем время в конце нашего жизненного пути: кажется, и не было этих десятилетий, пролетевших, как один день.
Вот и у Пушкина в стихотворении «Телега жизни» жизнь каждого человека ограничена рамками одного дня. Раскрывая философскую тему скоротечности жизни, автор использует древнерусские символы утра – молодости, полудня – зрелости и вечера – старости. Ночь – это образ смерти, бесконечность, из которой человек выходит и уходит тоже в нее. Идея стихотворения заключается в том, что время неумолимо летит, независимо от наших желаний. И человек, увы, не в силах изменить то, что задумала сама природа.
«Телега жизни» – одно из первых философских стихотворений Пушкина. Написано оно в 1823 году и выдает в поэте пытливый ум, ищущий ответы на вопросы о бытие. В двух смысловых частях автор излагает свой взгляд на тему жизни и смерти, вечности и мгновения.
Первая часть состоит из одной строфы и представляет собой предисловие к основной части стихотворения. В ней Пушкин сравнивает человеческую жизнь с поездкой в телеге. Ей заправляет ямщик, без устали и равнодушно несущийся по дороге. Ямщик – это образ седого времени, которое летит без остановок на передышку и отдых. Неумолимость времени лучше всего понятна из последней строки первого четверостишия:
Ямщик как будто прирос к облучку телеги и уже просто не может сойти. Но в этом читатель видит еще и какое-то равнодушие, безразличие. Сиди хоть кто в той телеге, ямщик не изменит своей траектории и будет так же безразличен к своему пассажиру. Так и мы для времени одинаковы, и никого оно не щадит:
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка…
Вот только легкости на душе человек от этих строк не чувствует, потому что жизнь каждого человека пролетает легко и непринужденно, будь то простой крестьянин или великий художник, или писатель.
Вторая часть состоит из трех строф, каждая из которых символизирует разные периоды жизнь человека. Так во второй строфе Пушкин говорит о молодости, которую автор сравнивает с утром. Молодость – это начало жизни. В юности человек не боится жить и летит на всех порах. Человек только сел в телегу и еще не знает, какой путь его ожидает, поэтому ему так рвется его удаль наружу, что даже опасности воспринимаются им как какое-то приключение. В молодости лучше опасность, чем бездействие, и лучше «голову сломать», чем прозябать в безделье, боясь опасности.
Молодость не любит «лень и негу». Нужно действовать, и лучше немедленно. Спокойная размеренная жизнь не для задорной энергичной молодости, а потому утром мы сильнее и быстрее гоним жизнь, ведь столько много ее еще впереди. Нужно быстрее! Чтобы успеть попробовать все, побывать везде, увидеть многое. Поэтому поездка сопровождается криками ямщику: «Пошел!». И сами того не подозревая, ускоряем ход времени, и без того летящим с огромной скоростью.
И время летит. Настолько быстро, что вот уже наступает полдень – зрелость человека. И уже нет «той отваги», и нет желания ехать быстро. «Порастрясло нас», – пишет поэт, передавая этой фразой мысль о накопившемся жизненном опыте. Мы подходим к зрелому возрасту с набитыми шишками, многое пережито, и многое мы уже знаем и можем предотвратить неприятности, объехать «косогоры и овраги». Зрелый человек старается выбрать путь поровнее, а ехать помедленнее. Часто мы не успеваем за более молодыми и смелыми ездоками, чаще предаемся рассуждениям и анализам действий и мыслей. И если в молодости мы гнали телегу на всех порах, то теперь уже хочется притормозить, чтобы не пораниться снова:
Зрелость – это середина жизни, и теперь она оценивается и осознается не только с точки зрения взгляда в будущее, но и с анализа прошлого. Половина пролетела незаметно, так же быстро пролетит и вторая, и оттого на еще горячем сердце появляется налет грусти.
Последняя строфа посвящена старости, или вечеру, дня. К этому времени человек устает от долгой дороги и даже созерцанию пролетающих картин предпочитает дремоту. Жизнь не тяготит его, но он к ней уже привык. Ничего нового и интересного ждать уже не приходится, все известно, все уже в жизни человека было. К тому же спускающаяся ночь навевает желание заснуть.
А жизнь все та же, и все так же «время гонит лошадей», но человек послушно едет «до ночлега», иначе говоря – к смерти.
Особенно обреченно звучит последняя строка:
Время человека подходит к концу, но жизнь продолжается и после его смерти, и кто-то молодой и энергичный утром снова сядет в телегу жизни, и все повторится сначала.
В основе стихотворения «Телега жизни» лежит метафора. За созданными поэтом образами скрывается глубокий смысл произведения. Жизнь скоротечна и пролетает, как один день. Но в этом заключается и мудрость мироздания, которая делает человека причастным к природе. Мы живем с ней в одном темпе, проходя все жизненные этапы, как будто проживаем все времена суток.
В этом стихотворении поэт пытается найти ответы на важнейшие для себя вопросы, но признает, что невозможно познать всю мудрость высшей воли. Личным местоимением «мы» Пушкин обобщает всех людей, лишний раз подтверждая тот факт, что время для всех одно.
Не только великолепные образы и развернутая метафора способствуют раскрытию темы стихотворения. Немногочисленные эпитеты «ямщик лихой», «седое время» раскрывают драматизм человеческой жизни. Но вообще Пушкин остается верен себе и в этом стихотворении. Он не перегружает его средствами художественной выразительности, а простыми словами в четырех четверостишиях рисует читателям всю суть жизни. И даже четырехстопный ямб с пиррихиями не нарушает традиций Пушкина, он четко попадает в общий ритм стихотворения, дополняя его философское настроение.
Образ скрипучей старой телеги совсем нелиричен, но в этом-то и заключается идея скоротечности жизни: в обыденности и прозаичности всего происходящего в ней, в цикличности и косности бытия. И все-таки я думаю, что автор не показал этим дисгармонию природы, как и не чувствует он безысходности. Скорее, наоборот, в стихотворении чувствуется смирение, принятие законов природы, с которыми бесполезно спорить и остается только бережнее относиться к своему времени.
Философский анализ стихотворения Александр Сергеевич Пушкин «Телега жизни»
Философский анализ стихотворения «Телега жизни» Александр Пушкин
Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка.
Но в полдень нет уж той отваги; Порастрясло нас: нам страшней И косогоры и овраги: Кричим: полегче, дуралей!
Катит по-прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней И дремля едем до ночлега, А время гонит лошадей.
Во время южной ссылки Александр Пушкин почти все время пребывал в довольно мрачном расположении духа, мысленно проклиная не только собственную судьбу, но и людей, причастных к его изгнанию из Санкт-Петербурга. Именно в этот период в творчестве поэта появляются саркастические и даже издевательские нотки, автор пытается обобщить все происходящее и наделить неким философским смыслом.
Итогом таких попыток можно считать стихотворение «Телега жизни», которое было написано в 1823 году.
Философское отношение к действительности, которую поэт был не в состоянии изменить, натолкнуло его на весьма удачный литературный образ. В результате Пушкин сравнил человеческую жизнь с телегой, которая «на ходу легка», хотя порой и вынуждена вести тяжелый груз. К нему автор причисляет мысли, чувства и поступки людей, которые, тем не менее, не в состоянии ускорить либо замедлить ход жизни-телеги. Повлиять на это можем лишь мы сами, когда «рады голову сломать» ради того, чтобы поскорее добраться к намеченной цели, какой бы призрачной и нелепой она ни казалась со стороны.
Юность Пушкин сравнивает с ранним утром, когда человек лишь садиться в телегу и несется на ней во всю прыть по ухабам и бездорожью, не считаясь со временем и собственными силами. Однако когда наступает полдень, который в трактовке автора символизирует зрелость разума и тела, «нам страшней и косогоры, и овраги». Это означает, что с годами человек не только приобретает некоторую мудрость, но и становится куда как более осторожным, понимая, что на извилистой дорожке даже в добротной и прочной телеге можно запросто свернуть себе шею.
Ну и, наконец, в жизни практически каждого человека наступает тот период, когда ему уже вообще никуда не хочется ехать. У Пушкина вечер символизирует старость, когда человек, проехавший огромный путь, уже настолько сроднился со своей жизнью-телегой, что уже попросту перестает замечать ее привлекательные стороны, радоваться и огорчаться, любить и страдать. На этом этапе все мы «дремля, едем до ночлега, а время гонит лошадей».
Таким образом, Пушкин сравнил человеческую жизнь с поездкой на скрипучей телеге, и это путешествие лишь вначале дает каждому из нас ощущение радости, вдохновляет на дерзкие поступки и заставляет не замечать препятствий. Однако с возрастом жизнь становится в тягость даже оптимистам, которые, не видя для себя более интересного пути, теряют к такой поездке всякий интерес и раздражаются каждый раз, когда попадают в ухабы.
Анализ «Телега жизни» Пушкин
Анализ «Телега жизни» Пушкин
«Телега жизни» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
Философская тематика в стихотворениях Пушкина, его жизненные размышления и наблюдения прослеживаются на протяжении всего творческого пути поэта. Одним из самых ранних философских произведений Александра Сергеевича является стихотворение «Телега жизни», написанное в 1823 году. Это был не лучший период в жизни Пушкина. Поэт находился в Одессе, где служил в канцелярии генерал-губернатора Воронцова. Ему приходилось заниматься массой мелких и скучных поручений, которые день ото дня вгоняли поэта в депрессию и философское восприятие действительности.
Известно, что стихотворение «Телега жизни» впервые было напечатано в журнале «Московский телеграф» с литературными правками Вяземского. По просьбе самого Пушкина Петр Андреевич заменил в тексте некоторые нецензурные выражения. Данный факт красноречиво говорит о том, что «Телегу жизни» Пушкин писал не в лучшем расположении духа. Да и сам образ дребезжащей телеги сложно назвать оптимистичным. Не удалая русская тройка, не шикарная карета, а именно телега ассоциируется у поэта с человеческой жизнью.
В этом стихотворении автор применил традиционную перекрестную рифмовку, сочетая женские и мужские пары. Оно написано четырехстопным ямбом с использованием пиррихия.
Первые четыре строки произведения играют роль вступления. Неумолимый ямщик символизирует время, которое гонит телегу жизни вперед. Его никак нельзя остановить, даже сделать небольшую паузу для отдыха. «Телега на ходу легка», а жизнь человека – быстротечна. Все радостные и печальные моменты, сопровождающие ее, пролетают очень быстро. С помощью ярких и метких эпитетов Пушкин раскрывает весь драматизм человеческой жизни: «седое время», «лихой ямщик».
В «Телеге жизни» Александр Сергеевич тонко описывает психологические аспекты основных этапов человеческого бытия. Юность он считает утром жизни. Это время, когда человек полон радости и энергии. Он стремится навстречу новому, неизведанному, хочет все успеть и познать, выпить бокал до дна. В пору рассвета никто не задумывается о чем-то плохом. Молодость дает ложную, но приятную уверенность в том, что человеку принадлежит весь мир. Ей не свойственны лень и апатия, желание отдохнуть.
Зрелость Пушкин сравнивает с полднем. Она предполагает уже другое поведение, поскольку с ошибками и жизненным опытом к человеку приходит трезвая оценка действительности. В зрелости человек более осторожен, он опасается «косогоров и оврагов», обдумывает, как их преодолеть. Почти все поступки человек старается подчинить логике, хотя они достаточно хаотичны по своей природе.
В зрелые годы особенно остро ощущается стремительность жизни, а также опасности, которые подстерегают человека на каждом шагу. В зрелом возрасте в приоритете надежность и стабильность. Перемены переносятся достаточно болезненно. Поэтому все чаще приходится притормаживать ямщика, кричать ему: «Полегче, дуралей!».
Однако времени нет дела до наших переживаний и опасений. Оно беспрерывно гонит телегу жизни к финишу. Вместе с закатом в дверь стучится старость. «Вечер жизни» – состояние усталости, дремоты, желания заслуженного отдыха и покоя. Человек едет в телеге и ждет уютного «ночлега».
Жизнь в своем вселенском воплощении не меняется и в старости, она существует по тем же законам. Однако человеку очень сложно охватить и понять их своим разумом, проникнуть в глубины бытия. Последняя строка стихотворения «…а время гонит лошадей» – философский акцент всех размышлений автора. Против законов природы нет противодействия. Жизнь все предусмотрела заранее.
Следует отметить, что предложения в стихотворении «Телега жизни» довольно обобщенны. Это говорит о том, что лирический герой не выделяется из общей массы людей, не противопоставлен обществу. В равной мере все стараются приспособиться к жизни и ее законам, привыкнуть к сюрпризам и причудам, встречающимся на пути.
Произведение «Телега жизни» наполнено особенной пушкинской гармонией, принятием жизненных правил и законов, которые невозможно изменить.
Полезные материалы:
Другие материалы по творчеству автора:
LiveInternetLiveInternet
Александр Сергеевич Пушкин
Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет с облучка.
Но в полдень нет уж той отваги; Порастрясло нас: нам страшней И косогоры и овраги: Кричим: полегче, дуралей!
Катит по-прежнему телега; Под вечер мы привыкли к ней И дремля едем до ночлега, А время гонит лошадей.
Во время южной ссылки Александр Пушкин почти все время пребывал в довольно мрачном расположении духа, мысленно проклиная не только собственную судьбу, но и людей, причастных к его изгнанию из Санкт-Петербурга. Именно в этот период в творчестве поэта появляются саркастические и даже издевательские нотки, автор пытается обобщить все происходящее и наделить неким философским смыслом.
Итогом таких попыток можно считать стихотворение «Телега жизни», которое было написано в 1823 году. Поэт в это время находился в Одессе и вынужден был служить в канцелярии генерал-губернатора Михаила Воронцова, выполняя мелкие и никому особо не нужные поручения.
Михаил Воронцов. Рисунок Пушкина
Согласно воспоминаниям очевидцев, последней каплей, которая переполнила чашу терпения поэта, стала поезда за город с целью выяснить, насколько сильно пострадали посевы пшеницы от полчища саранчи. Считается, что именно после этого случая Пушкин не только составил дерзкий отчет для своего начальника, но и написал стихотворение «Телега жизни», в котором излил всю свою желчь и язвительность.
Философское отношение к действительности, которую поэт был не в состоянии изменить, натолкнуло его на весьма удачный литературный образ. В результате Пушкин сравнил человеческую жизнь с телегой, которая «на ходу легка», хотя порой и вынуждена вести тяжелый груз. К нему автор причисляет мысли, чувства и поступки людей, которые, тем не менее, не в состоянии ускорить либо замедлить ход жизни-телеги. Повлиять на это можем лишь мы сами, когда «рады голову сломать» ради того, чтобы поскорее добраться к намеченной цели, какой бы призрачной и нелепой она ни казалась со стороны.
Юность Пушкин сравнивает с ранним утром, когда человек лишь садиться в телегу и несется на ней во всю прыть по ухабам и бездорожью, не считаясь со временем и собственными силами. Однако когда наступает полдень, который в трактовке автора символизирует зрелость разума и тела, «нам страшней и косогоры, и овраги». Это означает, что с годами человек не только приобретает некоторую мудрость, но и становится куда как более осторожным, понимая, что на извилистой дорожке даже в добротной и прочной телеге можно запросто свернуть себе шею.
Ну и, наконец, в жизни практически каждого человека наступает тот период, когда ему уже вообще никуда не хочется ехать. У Пушкина вечер символизирует старость, когда человек, проехавший огромный путь, уже настолько сроднился со своей жизнью-телегой, что уже попросту перестает замечать ее привлекательные стороны, радоваться и огорчаться, любить и страдать. На этом этапе все мы «дремля, едем до ночлега, а время гонит лошадей».
Таким образом, Пушкин сравнил человеческую жизнь с поездкой на скрипучей телеге, и это путешествие лишь вначале дает каждому из нас ощущение радости, вдохновляет на дерзкие поступки и заставляет не замечать препятствий. Однако с возрастом жизнь становится в тягость даже оптимистам, которые, не видя для себя более интересного пути, теряют к такой поездке всякий интерес и раздражаются каждый раз, когда попадают в ухабы.
Примечательно, что это стихотворение было опубликовано практически сразу же после того, как Пушкин вернулся из южной ссылки. Однако в журнале «Московский телеграф» вышла видоизмененная версия этого произведения, из которого Петр Вяземский убрал нецензурные выражения, к которым поэт любил прибегать в моменты крайнего раздражения. Пушкин же, отправляя рукопись Вяземскому, заранее предупредил, что тот может вносить правки по своему усмотрению, признавая тем самым, что «Телега жизни» была написана им под воздействием затяжной депрессии.