О чем стихотворение странник пушкина

«Странник», анализ стихотворения Александра Пушкина

История создания

Стихотворение «Странник» было написано в 1835 году. Это вольное переложение начала первой главы «Путешествия пилигрима», созданного в 17 веке английским проповедником Джоном Беньяном, который в аллегорической форме описывает жизнь человека как поиск им Бога и исполнение своей цели на земле.

Литературное направление, жанр

Стихотворение написано зрелым поэтом-реалистом. Лирический герой близок образу поэта. Несмотря на фантастические события, которые с ним происходят, герой описан реалистично. Читатель наблюдает эволюцию характера: герой решился на побег вопреки противодействию семьи и друзей, его выбор обоснован психологически и жизненными обстоятельствами.

Стихотворение относится к философской лирике. Оно сюжетно, но сюжет аллегоричен, то есть повествует о «путешествии души», как и в прозе Беньяна.

Тема, основная мысль и композиция, аллегорические образы

Идея Пушкина в другом. Для него свет, который герой увидел, и есть цель его пути. Дальнейшее не имеет значения, потому что ясна цель. Таким образом, тема стихотворения – обретение жизненной цели. Основная мысль состоит в том, что жизненная цель требует множества жертв и потерь, но она того стоит. В контексте стихотворения цель в спасении, обретении Бога.

Стихотворение делится на 5 частей, соответствующих пяти этапам обретения цели.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Рифмовка парная, женская и мужская рифма чередуются. Чёткий ритм и парная рифмовка, напевный размер подчёркивают эпическое начало, то есть акцентируют внимание на сюжете.

Тропы и язык

Всё стихотворение написано высоким стилем, для чего Пушкин использует церковнославянизмы: сетуя, ведайте, убежище, странник, бремя, здравый, враждебный, очи, внемля, влача, верига, перст, врата. Отдельные словосочетания прямо обращают читателя к христианским ценностям: странник (так именовали идущих во святые места богомольцев), духовный труженик, которым должен быть каждый христианин, тесные врата, через которые так трудно пройти, чтобы спастись и обрести жизнь вечную, обратить на правый путь, то есть вразумить.

Для описания состояния героя Пушкин использует эпитеты (скорбь великая, тяжкое бремя, мысли мрачные, очи тяжёлые, жребий злобный); сравнения (метался, как больной, бродит. «как узник, из тюрьмы замысливший побег, иль путник, до дождя спешащий на ночлег», видит цель, «как от бельма врачом избавленный слепец»), метафоры (подавлен и согбен бременем, объят великой скорбью, скорбь стесняла, раскрыл сердце, уныние теснит).

Источник

Анализ стихотворения А. С. Пушкина Странник

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Странник»

…Как раб, замысливший отчаянный побег,
Иль путник, до дождя спешащий на ночлег.
Духовный труженик — влача свою веригу.

Из этого можно сделать вывод об образности стихотворения Пушкина. Такими ассоциативными рядами он расширяет рамки своего стихотворения, дает читателю более полный и яркий портрет своего героя, показывая его через схожие понятия. Александр Сергеевич помогает более точно прочувствовать образ лирического героя, все его перерождения и превращения, которые совершаются не только внешне, но и внутренне.
Он не обходит стороной и эпитеты: души пронзенной, мысли мрачные, мучительное бремя, жар враждебный, сон целебный и так далее. С помощью эти эпитетов Пушкин придает обычному состоянию героя яркую эмоциональную окрашенность, очень точно и четко показывая его нелегкое душевное состояние. Все внутри героя – темное, словно в душе его – полный хаос, черная дыра, которая поглощает его с каждой минутой, все больше и больше втягивая.
Далее обратимся к поэтическому синтаксису. В своем стихотворении Пушкин в огромном количестве использует риторические вопросы и восклицания. Пример риторических восклицаний являются:

. О горе, горе нам.
…Идет.

К риторическим вопросам можно отнести некоторые высказывания лирического героя из первой и второй части, например:

…Что делать буду я? что станется со мной.
…Обресть убежище; а где.

Также Пушкиным вводятся именительные представления:

Касаемо лингвостилистических фигур нужно еще затронуть размер данного стихотворения, его рифмовку. «Странник» написан ямбом, использована парная рифмовка (aabb), однако всего лишь один раз за все стихотворение данная планка сбивается, а именно на строчках:

Это может свидетельствовать о том, что сам Пушкин хотел остановиться здесь, споткнуться о тему смерти, о мотив смерти и Страшного Суда, который мучит героя денно и нощно, который не дает ему спокойного и целебного сна. Таким образом, сбивается весь предыдущий ритм и такт, с которым было написано стихотворение. Однако это не так заметно, ибо дальше все снова возвращается на круги своя и приходит к первоначальному виду. То есть изменения происходит буквально в пределах четырех строк совершенно незаметно, но все равно заставляя остановиться на сем факте.
Таким образом, стихотворение «Странник» содержит в себе более глубокий смысл, чем просто переживания и метания героя. Это, прежде всего, тема поиска жизненного пути, тема ответа перед Высшим Судом, к которому многие не готовы и не будут готовы, тема спасения человека путем выбора правильного направления в своем следовании вперед.

Источник

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Странник»

В стихотворении «Странник» Пушкин пишет о человеке, переживающем духовный кризис. Главный герой теряет в миг смысл к существованию и решает оставить прошлую жизнь позади. Странник задается целью найти прибежище, которое спасло бы его от смерти, от суда божьего, к которому он не готов. На мой взгляд, основная идея автора заключалась в том, чтобы показать читателю, что выход, даже из самой кризисной ситуации — возможен всегда. Главный герой при помощи «пророка», узрел белый свет, то есть задался поиском жизненного пути.

Однажды, странствуя среди долины дикой,
Незапно был объят я скорбию великой
И тяжким бременем подавлен и согбен.
Как тот, кто на суде в убийстве уличен.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Сам странник по сути дела является обычным обывателем этого мира. Он — духовно истощенный человек, а с каждым новым вздохом пустота внутри него становится все больше. Так Пушкин изображает появление в нем внутренней тоски.

Люди, окружающие странника, не могут понять душевные терзания, будь то друзья, знакомые или даже собственная семья. Им не чужда та внутренняя борьба, с которой главный герой оказался один на один. Они пытаются наставить его на так называемый «истинный путь», но получают лишь отказ, а потом и вовсе безразличие странника в их мнение.

Во время заветной встречи «пророк» упоминает о «тесных вратах спасенья». А «тесные» они потому, что не каждый сможет в них протиснуться и найти путь к спасению души.

Я думаю, что выбор странника был очевидным. Он ушел, оставил все позади, но обрел надежду, то есть тот лучик света, что в нем когда-то угас. Если бы герой остался на том же месте, то, вероятнее всего, продолжил бы умирать изнутри.

«Странник» — это во многом философское стихотворение, но все же оно о переживаниях и муках обычного человека, поэтому неудивительно, что Пушкин уделяет достаточно времени разговорной и просторечной лексики на ряду с архаичной.

Если говорить о судьбе «пророка», то можно предположить, что цель его: «глаголить истину» и направлять людей на верный путь. Ведь лишь парой слов и обыкновенным жестом этот юноша открывает глаза герою. Странник же, наоборот, хочет найти «тесные врата» к спасению своей души.

Источник

Краткий анализ стихотворения «Странник» по плану

1. История создания

Стихотворение «Странник» было написано А. С. Пушкиным в 1835 году.

Оно относится к поздней философско-религиозной лирике поэта и пронизано мотивами поиска смысла жизни, как и всё пушкинское творчество 30-х годов.

Существует предположение, что в сюжете произведения отразилась реальная история близкого приятеля Пушкина И. Киреевского, оставившего увлечение литературой, дом и семью ради духовного поиска.

В одних кругах воспринятый как сумасшедший, в других – одобренный, И. Киреевский своим внутренним выбором произвёл сильное впечатление на Пушкина и заставил поэта задуматься о собственной судьбе.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в реалистических традициях. Оно отражает конфликт человека и общества.

3. Род

Данное стихотворение является лирическим произведением с элементами эпоса. Сугубо личное переплетается в нём с общечеловеческим, а исповедальное – с повествовательным.

4. Жанр

По жанру стихотворение напоминает притчу. В ней смыкаются пласты духовной и светской жизни.

Юноша с книгой в руках, указующий вперёд, даёт лирическому герою нравственный урок, что соответствует духу притчи.

5. Проблематика

Основные проблемы, затронутые в произведении:

6. Тематика

Пушкин обращается к темам разочарования, духовного кризиса, поиска правды. Этим темам противопоставлены темы побега, внутреннего освобождения, обретения веры.

7. Идея

Идея стихотворения состоит в том, что человек, скованный общественными и семейными обязательствами, в любую минуту может почувствовать бессмысленность своего существования.

Тогда ему понадобится новая жизненная стезя, ради которой он будет готов оставить всё, что когда-то любил. В полном отречении от прошлого он обретёт путь к Богу.

8. Пафос

Пафос стихотворения «Странник» направлен на поиск истины.

Потопляемый в житейском море, человек с трудом спасается от бедствий и, наконец, устаёт бороться с бесконечными волнами. Душа его хочет спастись, начав новую жизнь по законам добра и справедливости.

В этом рвении к духовному освобождению и состоит пафос притчи.

9. Система образов

Образы стихотворения концентрируются вокруг идеи жизненного пути.

Если жизнь – это путь, то проходящий его – странник. У странника нет семьи, дома, места работы. Он живёт мыслью о Боге и следует всегда вперёд, за светом ещё неведомой, но уже приоткрывшейся ему Истины.

На его стороне находится юноша с книгой, который подсказывает герою, куда идти. Возможно, это один из ангелов, посланный Богом на помощь заблудшему.

Подобный персонаж божественного происхождения (шестикрылый серафим) является герою стихотворения «Пророк», написанного Пушкиным 9-ю годами ранее.

Страннику и юноше противопоставлены образы родных поэта (его жены и детей), весь уклад домашней жизни с обязательным ночным сном, приличием поведения и благоразумием суждений, а также врач, о котором они вспоминают.

10. Центральные персонажи

Как уже было сказано, главный герой произведения, становящийся странником, а также юноша, указующий ему путь, находятся на одной ступени.

На другой помещаются их антагонисты: жена, дети, врач, которые олицетворяют общество и мирскую жизнь в целом.

И те, и другие по-своему правы, просто они расположены на разных уровнях познания мира.

Для лирического героя очевидна ограниченность простого житейского «счастья» и покоя, ему требуется свобода и полная переоценка ценностей.

Окружающие не могут понять причину его беспокойства и считают его умалишённым. В конце стихотворения появляются приятели героя, которые разными способами хотят остановить его и вернуть к прежней жизни. Одни смеются, другие бранят его, третьи хотят вернуть силой.

Эта картина усиливает одиночество странника среди людей.

11. Лирический герой

Стихотворение написано от первого лица. Пушкин берёт на себя роль странника, проговаривая вслух желание последних лет своей жизни: «Давно, усталый раб, замыслил я побег…».

Но его герой мучим не простым желанием социальной свободы. Его тяготит неотвратимость Страшного Суда. Бог касается его души и вызывает в ней муки раскаяния за годы, прожитые в духовной слепоте.

После встречи с юношей герой говорит: «Я вижу некий Свет». Ради этого света он готов оставить дом и жену, потому что для желающих спастись нужные не широкие (открытые для большинства), а тесные врата. Об этих тесных вратах говорится в Евангелии. И эти тесные врата – жизнь с Богом.

12. Сюжет

Сюжет стихотворения перекликается с сюжетом «Божественной комедии» Данте и других произведений западноевропейской литературы.

В центре – фигура человека, оказавшегося на мрачном жизненном перепутье.

В этот момент происходит прозрение, герой видит прежнюю жизнь в трагическом свете. Он начинает смотреть на мир сквозь пророчества «Апокалипсиса», то есть скорый конец света становится для него очевидным.

Вернувшись в семью и поведав о своей печали близким, странник не находит сочувствия. Его отправляют спать, списывая болезненное состояние его духа на усталость, но сон не приносит облегчения. Тогда жена и дети отступаются от героя, как от больного, – происходит окончательный разрыв с ними.

В тоске странник отправляется дальше и встречает юношу, который указывает ему на свет, который брезжит впереди. Заворожённый теплотой и яркостью этого света, герой следует за ним, чтобы найти тесные врата, ведущие в Царство Божье.

13. Композиция

Стихотворение имеет линейную композицию и состоит из 5-ти частей.

14. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано шестистопным ямбом, женские и мужские рифмы чередуются

Рифмовка – парная (ААББ).

Такая организация поэтического текста характерна для баллад, притч, поэм и других произведений с выраженным эпическим началом.

15. Художественное своеобразие произведения

Звукопись произведения соответствует настроению каждого фрагмента.

Уныние и тревогу странника в начале пути подчёркивают ассонансы с «о», «у», «ы». Смятение его близких передают аллитерации с «г», «х», «щ», «р».

Создаётся эффект какофонии, где все мысли и чувства, явленные через звук, вступают в противоборство.

Лексика стихотворения насыщена церковно-славянскими словами и оборотами. Она придаёт произведению иносказательности, отсылая читателя к библейским первоисточникам сюжета.

Текст изобилует восклицательными и вопросительными предложениями. Герой многократно повторяет «Горе! Горе!», его речь отрывиста, эмоциональна.

Там же, где он рассказывает о себе как бы со стороны, предложения сложны по структуре, полны инверсий. Это свидетельствует о сложности переворота, который совершается во внутреннем мире странника.

16. Средства художественной выразительности

В произведении множество эпитетов: «долины дикой», «тяжким бременем», «скорбию великой».

Язык стихотворения богат метафорами: «души пронзенной муки», «влача свою веригу», «духовный труженик». Они описывают тяжесть перехода от прежней жизни к новому образу мыслей.

В тексте множество запоминающихся сравнений. Сначала лирический герой сравнивает себя с человеком, уличённым в убийстве, затем говорит о том, что метался, «как больной», дома от него отошли, «как от безумного». После он пошёл бродить, «как узник, из тюрьмы замысливший побег, // Иль путник, от дождя спешащий на ночлег».

Претерпевая тяжесть всех эти ролей, герой ищет путь к себе истинному, который мыслится ему только через встречу с Богом.

17. Значение произведения

Значение стихотворения «Странник» для отечественной литературы чрезвычайно велико. Оно намечает поворот от человека светской культуры к духовному герою, правдоискателю. Странник Пушкина с его жаждой свободы и правды напоминает героев Достоевского.

Вообще мотив странничества является одним из основных в литературе духовного поиска. Странники всегда были частью русской культуры, они бродили по дорогам, пели духовные стихи, совершали паломничества к монастырям и искали правду Божью.

Тяготение образованной части общества к народной культуре вылилось в мотив странничества. Одним из первых опытов описаний подобного «побега» явилось стихотворение Пушкина.

Подобный мотив в полную силу зазвучит в творчестве Гоголя, Тургенева, Толстого, Достоевского, Некрасова, Лескова, Чехова, Бунина, Горького, Шмелёва, Зайцева, Есенина, Клюева, Васильева, Платонова и многих других русских писателей.

18. Актуальность

Стихотворение «Странник» не теряет свою актуальность, так как современных людей продолжают волновать проблемы поиска смысла жизни.

Люди устают от культа потребления и начинают тосковать по традиционным ценностям: красоте, добру, правде.

Многие находят путь к личной свободе через веру в Бога. Уверовав, люди идут вперёд без оглядки на прошлое. Пушкин показывает нам сложность и благодатность этого пути.

19. Моё отношение

Стихотворение «Странник» заставило меня задуматься над тем, как легко оказаться в полном одиночестве, если начать мыслить не так, как все.

Даже самые близкие могут отвернуться от тебя в минуту испытания, но ты не должен отрекаться от выбранного идеала.

Почему-то мне подумалось, Пушкину было очень грустно, когда он писал эти стихи. Я с сочувствием отношусь к страданиям лирического героя.

20. Чему учит

Стихотворение «Странник» учит нас мужеству при выборе пути жизни. Нельзя отрекаться от высших ценностей из-за простых человеческих слабостей, даже если тебя назовут сумасшедшим. Тесные врата уготованы только избранным, но у каждого есть возможность их найти.

Источник

“Странник” анализ стихотворения Александра Пушкина

История создания

Стихотворение “Странник” было написано в 1835 году. Это вольное переложение начала первой главы “Путешествия пилигрима”, созданного в 17 веке английским проповедником Джоном Беньяном, который в аллегорической форме описывает жизнь человека как поиск им Бога и исполнение своей цели на земле.

Литературное направление, жанр

Стихотворение написано зрелым поэтом-реалистом. Лирический герой близок образу поэта. Несмотря на фантастические события, которые с ним происходят, герой описан реалистично.

Стихотворение относится к философской лирике. Оно сюжетно, но сюжет аллегоричен, то есть повествует о “путешествии души”, как и в прозе Беньяна.

Тема, основная мысль и композиция, аллегорические образы

Пушкин перепевает начало первой главы английского автора, но его произведение закончено. Для героя Беньяна свет, увиденный вдали – это только начало очень трудного пути, в котором он борется с разными пороками, теряет друзей,

Идея Пушкина в другом. Для него свет, который герой увидел, и есть цель его пути. Дальнейшее не имеет значения, потому что ясна цель.

Таким образом, тема стихотворения – обретение жизненной цели. Основная мысль состоит в том, что жизненная цель требует множества жертв и потерь, но она того стоит. В контексте стихотворения цель в спасении, обретении Бога.

Стихотворение делится на 5 частей, соответствующих пяти этапам обретения цели.

Герой странствует “среди долины дикой” (аллегория земной жизни, как пустыня), и вдруг его объемлет глубокая скорбь. Герой не осознает причину этой скорби, пока не находит человека, обладающего знаниями. Аллегорически эта скорбь может означать отсутствие цели или осознание своей греховности (так в первоисточнике). Герой возвращается в город, в семью (аллегория житейских забот, отдаляющих человека от спасения, от цели) и пытается скрыть свое состояние от семьи, но горечь вырывается наружу.

Герой твердит о гибели города, о необходимости найти убежище (аллегория спасения). Домашние сначала надеются, что помешательство временное, потом прибегают к строгости и, наконец, отступаются. Герой встречает юношу, читающего книгу.

Это аллегория Божьего пророка, человека, наделенного знаниями. Подобно Иисусу, юноша задает правильный вопрос: о чем плачет странник? Благодаря этому странник может сформулировать, что его тяготит: он должен умереть и претерпеть Божий суд, это страшит его.

У юноши герой спрашивает о цели: “Какой мне выбрать путь?” Юноша делает его глаза зрячими, поэтому путник видит свет. С момента обретения цели “тесных врат спасенья” странник уже не бродит, а бежит. Родные и близкие по-разному реагируют на побег странника из города, который для героя подобен тюрьме (просят вернуться, ругают, смеются, жалеют), но странник без сожаления оставляет старое, чтобы достичь врат спасения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Рифмовка парная, женская и мужская рифма чередуются. Четкий ритм и парная рифмовка, напевный размер подчеркивают эпическое начало, то есть акцентируют внимание на сюжете.

Тропы и язык

Все стихотворение написано высоким стилем, для чего Пушкин использует церковнославянизмы: сетуя, ведайте, убежище, странник, бремя, здравый, враждебный, очи, внемля, влача, верига, перст, врата. Отдельные словосочетания прямо обращают читателя к христианским ценностям: странник (так именовали идущих во святые места богомольцев), духовный труженик, которым должен быть каждый христианин, тесные врата, через которые так трудно пройти, чтобы спастись и обрести жизнь вечную, обратить на правый путь, то есть вразумить.

Для описания состояния героя Пушкин использует эпитеты (скорбь великая, тяжкое бремя, мысли мрачные, очи тяжелые, жребий злобный); сравнения (метался, как больной, бродит. “как узник, из тюрьмы замысливший побег, иль путник, до дождя спешащий на ночлег”, видит цель, “как от бельма врачом избавленный слепец”), метафоры (подавлен и согбен бременем, объят великой скорбью, скорбь стесняла, раскрыл сердце, уныние теснит).

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *